Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Понятие пространства и времени в философии. Современные научно-философские представления о пространстве и времени.



Пространство есть категория для обозначения протяженности и структурности всех материальных объектов. Время-категория для обозначения длительности существования и последовательности смены состояний всех материальных объектов. Свойства: объективность(Поскольку материя не зависит от сознания людей, постольку пространство и время также независимы от него), неразрывная связь друг с другом, связь с движением материи, бесконечность и безграничность(В применении к пространству безграничность означает, что в какую бы сторону и на какое бы расстояние ни двигаться, нигде и никогда мы не достигнем такой границы, которую можно считать пределом. Относительно времени безграничность и бесконечность проявляются в отсутствии событий, после которых уже не будет никакой длительности, не будет неисчислимого количества процессов, следующих один за другим), трехмерность пространства и одномерность времени, непрерывность пространства и времени. О том, что такое пространство и время, люди задумывались еще в глубокой древности. В наиболее отчетливой форме представления о пространстве и времени сложились в виде двух концепций, названных впоследствии субстанциональной и реляционной. Первая концепция допускала существование пространства как некоторой пустоты, не связанной с материальными предметами. При этом считалось также, что время представляет собой самостоятельную сущность, не связанную с материей и пространством. Наоборот, с точки зрения второй концепции, не мыслились пространство и время, оторванные от вещей. В науке до конца 19 и нач 20 в. господствовала первая концепция.

 

Эйнштейн создал теорию относительности в которой рассматривал относительность, пространство и время. С точки зрения специальной теории относительности /СТО/, два события, одновременные в одной инерциальной системе отсчета, будут неодновременными в другой системе, движущейся относительно первой. СТО, показав относительность пространства и времени, ввела новый абсолют. Таким абсолютом является четырехмерное " пространство-время", где три координаты пространственные, а четвертая временная. В целом философское значение специальной теории относительности состоит в том, что открыла неразрывную связь, органическое единство пространства и времени. Дальнейшее развитие представлений о пространстве и времени и их взаимосвязи с материей связано с возникновением общей теории относительности (ОТО). Одним из основных постулатов ОТО являются гравитационные уравнения Эйнштейна. уравнения Эйнштейна описывают одновременно и гравитационное поле, и геометрию пространства-времени. Установление зависимости гравитационного поля, а через него о пространства-времени от распределения в нем материальных масс является важнейшим фактором не только в физическом, но и в общефилософском плане. В этом смысле уравнения Эйнштейна следует рассматривать как математическое выражение диалектического принципа, утверждавшего, что пространство и время как формы существования материи должны быть неразрывно связаны с материей и ее свойствами. Создание СТО и ОТО способствовало дальнейшему развитию представлений о пространстве и времени и тем самым более глубокому пониманию характера взаимосвязи пространства, времени и движущейся материи. Однако считать, что проблема пространства и времени в физике решена полностью, было бы преждевременным. Развитие квантовой физики, космологии и т. д. ставит перед наукой все новые и новые вопросы, решение которых во многом связано с дальнейшим развитием учения о материи и ее свойствах. Развитие современной физики полностью подтвердило правильность диалектико- материалистической концепции пространства и времени.

Диалектика как учение о всеобщей связи и развитии.

Слово «диалектика» происходит от греческого dialektika (вести беседу, спор). Отсюда под диалектикой первоначально понимали искусство вести беседу, дискуссию в форме вопросов и ответов. Только у Г. Гегеля диалектика впервые выступает как философскийметод исследования, представляющий осознание формы внутреннего самодвижения содержания предмета.

В современной философии под диалектикой понимают учение о всеобщей связи и развитии в его всеобщих и необходимых формах. В таком понимании предмета диалектики различают диалектику стихийную (когда диалектические положения и идеи используются неосознанно, произвольно и бессистемно) исознательную (в противоположность стихийной), материалистическую (основанную на принципе материального единства мира) иидеалистическую (основанную на принципе духовного единства мира, единства его как выражения предвечной идеи, сознания, разума, мышления или воли).

Различают также диалектику объективную (принадлежащую самому объекту) исубъективную (которая принадлежит субъекту, будучи связанной с его познавательной и практической деятельностью). Первая исследует закономерности развития природы и общества как естественно-исторический процесс, независящий от воли и желания людей, т.е.совершающийся объективно. Вторая исследует закономерности процессапознания, логикумышления, закономерностипрактически-преобразовательнойдеятельностилюдей – реальныхсубъектов этих процессов.

С точки зрения содержания диалектика представляет собой системупринципов, законов и категорий.Принципы являются отражением закономерностей развития природы, общества, мышления и практической деятельности людей.Законы диалектики выражаютустойчивые, всеобщие (универсальные), существенные инеобходимые связи реальной действительности. К ним относят: закон меры, закон противоречия изакон отрицания. Категориями называются основные понятия всякой науки. Каждая наука оперирует своими основными понятиями, т.е. категориями. Категории отражаютвсеобщие (универсальные) исущественные признаки (черты, качества и свойства), связи и отношения действительности. В философии такими категориями являются: бытие, материя, движение, сознание, пространство и время; качество, количество, мера; тождество, различие, противоположность, противоречие; отрицание; единичное, особенное и общее, содержание и форма, сущность, явления, закон, причина и следствие, необходимость и случайность, возможность, вероятность, действительность и др.

Важнейшими составляющими диалектики являются учение о связи иучение о развитии.

Философское учение о связи

Весь чувственно воспринимаемый мир представляет собой некоторую совокупную, единую и универсальную связь вещей явлений и процессов. Все вещи и явления воздействуют друг на друга и тем самым находятся во взаимной связи.

Связью называется такое отношение между вещами и явлениями, когда изменение качеств и свойств одних вызывает соответствующие изменения качеств и свойств других вещей и явлений. В этом случае говорят, что эти вещи или явления связаны, и указывают, в каком отношении. Таким образом, понятие «связь»выражаетотношение зависимостивещей и явлений. Например, химические свойства атомов связаны с ядром, изменение заряда ядра ведет к изменению химических свойств атомов; живой организм связан с внешней средой своего обитания, изменение которой вызывает определенные приспособительные реакции и т.д.

Связи могут быть различными. Например, устойчивымиинеустойчивыми, повторяющимисяинеповторимыми, внутреннимиивнешними, непосредственнымииопосредованными, генетическимииактуальными, объективнымиисубъективными, материальнымииидеальнымии т.д. Классификацию связей можно дать по основным формам движения материи: физические, химические, биологическиеисоциальные.

Характер связи зависит от особенностей взаимодействующих предметов и определяется их природой.

Если понятие «связь»выражает зависимость и несамостоятельность бытия вещей, явлений, процессов, то понятие«раздельность»выражает, напротив, относительную самостоятельность и независимость их существования. Связь и зависимость абсолютны, всякая обособленность, раздельность — относительны.

Понятие отношения выражает как моментсвязи (зависимости), так и моментраздельности (относительной обособленности, самостоятельности) бытия вещей, явлений, процессов. Отношения могут быть также самого различного свойства и вида. В их классификации правомерен такой же подход, как и в приведенной выше классификации связей. В диалектике наиболее важными типами отношений являются отношениятождества, различия, противоположности ипротиворечия.

Философское учение о развитии

Диалектика определяется также и как учение о развитии в его всеобщих и необходимых формах. Что такое развитие? Какой философский смысл заключает в себе понятие «развитие»?

Прежде всего, необходимо выяснить отношения понятия «развитие» к понятию «движение». Понятие «движение» по объему более широкое, чем понятие «развитие». Движение определяют как «всякое изменение». Развитие тоже изменение, но определенной формы, совершающееся по определенным законам (законам развития). В этом смысле всякое изменение есть движение, но не всякое изменение есть развитие. Это не значит, что тем самым отрицается или ставится под сомнение всеобщность развития.Развитиетак жевсеобще, как и движение. Поэтому справедливо утверждение: все развивается. Несомненно, такой же всеобщностью обладает, например, такая форма движения, как изменение пространственно-временных отношений. Развитие – этовсеобщаяинаиболеесложная(из всех известных нам сегодня)формадвижения. Его можно определить как процесснеобратимых, поступательных изменений, протекающий по определенным, всеобщим законам (т.е. в соответствии с законом меры, законом противоречия, законом отрицания). Поэтому оно характеризуется:

направленностью: восхождением от простого к сложному, от низшего к высшему, от старого к новому;

взаимным превращением количества икачества, непрерывностью и скачками;

противоречивостью: имманентным возникновением противоположностей, их единством и борьбой;

отрицанием, т.е. упразднением старой формы и сохранением положительного содержания.

Особо может быть поставлен вопрос о том, имеет ли развитие цель. Обычно представление о цели развития бывает связано с религиозным мировоззрением того или иного философа. Например, известный русский философ Вл. Соловьев высказывал и обосновывал правомерность такого подхода в понимании развития.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-05-05; Просмотров: 844; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.018 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь