Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Средневековая философия: генезис, основные проблемы и учения



 

СРЕДНЕВЕКОВАЯ ФИЛОСОФИЯ - качественно своеобычный этап в истории философии. Хронологические рамки средневековой философии определяются временной протяженностью самой эпохи Средневековья. По этому вопросу в медиевистике до сих пор высказываются разные точки зрения. Начало Средневековья относят то ко 2-4 вв., то к 7-8 вв., а то и к 10 в.; соответственно завершение Средних веков падает то на рубеж 14-15 вв., то даже на 18-19 вв. (концепция " большого времени средневековья" ). 4 – 13 вв. н. э.

Средневековая философия основана на религиозных представлениях (откровение и монотеизм - один бог). ЭТАПЫ СРЕДНЕВЕКОВОЙ ФИЛОСОФИИ:

1) Патристика - совокупность учений отцов библии (со 2 по 8 век н.э.), конец этапа–деятельность Боэция–первого схоласта. Давление авторитета. Чем подлиннее, тем древнее, чем древнее, тем подлиннее. Отцом церкви является Августин: верь чтобы понимать; Если основа веры - изучение библии, то отношение к библии как к высшему авторитету, заключается в толковании священных текстов - возрастает роль авторитета. Творим не мы, а бог творит с помощью людей. Вера в священное писание.

2) Схоластика - главное направление в развитии средневековой философии (7 – 12 вв). Центральный вопрос - об отношении знания к вере. Считалось, что истина уже дана в библейских текстах и необходимо правильно истолковать их. Так как библейские тексты отличались иносказательным характером, то для их толкования требовалась изощренная логика. Бытие Божие должно быть доказано. Расцвет схоластики(13 век–Бэкон, Альберт Великий, Фома Аквинский)

ОСОБЕННОСТИ :

1) связь с религией. Теоцентризм (тео - бог). Творение мира богом – в этом отличие от античной философии. Понятие «бытие» меняется. Христианский бог трансцендентен (чужд природе).

2) Библия - самая древняя и подлинная книга мудрости. Она является мерой оценки любой философской теории. Отклонение от грехопадения.

3) Экзегитичность (Искусство правильного толкования библии). Философия занимается толкованием текстов библии. В это время характерно явление псевдоавторства, когда автор приписывает свое произведение пророкам или апостолам.

4) Появляется психологический жанр исповеди

5) Оптимистичность философии, которая обосновывает возможность личного освобождения. «Мир создан для человека». Человек – подобие Божие, его св-ва: свобода, созидание.

6) Знания и ВЕРА. Вера – откровение высших сил перед человеком. Чтобы добиться этого, нужно совершить подвиг веры: монашество, пост. Знания не могут решить вопросы о мире. Поэтому нужна ВЕРА.

7) Поддерживается мнение Платона: жизнь земная предопределяет жизнь небесную.

ПРОБЛЕМЫ : 1) Божественной предопределённости и человеческой свободы 2) Гносеологическая: знания и веры 3) Смысл человеческой жизни

Философские учения эпохи Возрождения.

 

ЭПОХА ВОЗРОЖДЕНИЯ, период в истории культуры Западной и Центральной Европы 14-16 вв., основным содержанием которого было становление новой, «земной», светской по своей сути картины мира, кардинально отличной от средневековой. Новая картина мира нашла выражение в гуманизме, ведущем идейном течении эпохи, и натурфилософии, проявилась в искусстве и науке, претерпевших революционные изменения. Строительным материалом для оригинального здания новой культуры послужила античность, к которой обратились через голову Средневековья и которая как бы «возрождалось» к новой жизни, — отсюда название эпохи - «Возрождение», или «Ренессанс».

ХАРАКТЕРИСТИКА ВРЕМЕНИ:

1) Возникновение, зарождение капиталистических отношений.

2) Расширение кругозора человека, возникновение естествознания.

3) Ценность земной жизни – антропоцентизм. Понимание человека как творческой личности.

4) Пантеизм – бог вокруг.

5) Религиозные войны: реформация церкви, человек имеет возможность общаться с Богом без посредника, труд – богоугодное дело, богатство посредством труда – богоугодное дело.

6) Эстетизм –доминирующий аспект философии Возрождения, к телесно-природному, способному, как считалось, умалить достоинство божественного, относились подозрительно: если в церкви петь слишком благозвучно и приходить туда в нарядной одежде, то внимание от божественного будет отвлечено.

Бруно: бог находится во всех материальных вещах в виде закономерностей, которые связывают вещи - натуралистический пантеизм. Человек должен приближаться к богу. Солнечная система создана богом, в центре - Солнце, определённое место отведено человеку, созданному по образу и подобию бога.

Галилей - создатель экспериментальной науки. Бруно - теолог, он отстаивал свои идеи, за что и погиб. показал связь философии и научных знаний. Его взгляды: не зависимо от его отношения, природа остается такой же. Изучение античной философии приводит к мысли о единстве мира. Изучая законы падения тел на земле, он считал, что изучает законы падения небесных тел.

Коперник остановил Солнце и завертел Землю. Место человека - периферийное, так как Земля не первая планета Солнечной системы. Человек - высшая ценность, центр мира. Солнце обладает наибольшей массой, что и определяет такую структуру.

1859г. - книга Дарвина: человек произошел от обезьяны. Эти книги понижали достоинство человека в мире, низводят человека с божественной высоты до земной.

Гуманизм - человек предстает как высшая ценность, способности которой должны быть раскрыты полностью, всё для блага человека.

Томас Морр: Утопия: все должны работать, вся собственность превращается в общую, всё становится одинаковым, следовательно люди должны меняться домами. Утопия справедливого общества: отсутствует частная собственность, общественный труд. Морр отстаивал независимость церкви, определённый демократизм.

Кампанелла: общество находится в неблагоприятной ситуации из-за частной собственности, следовательно выход: все трудятся, труд общественный, рабочий день - 4 часа. Создана община - все одновременно бедны (нет собственности) и богаты (у всех всё есть). Ликвидирует институт семьи - все жены общие. В городе Солнца он оставляет церковь - т.к. не видит другой силы, которая способна держать в руках общество.

А. Данте (1265-1321) – не отвергает учение творений и считал – всяк имеет двоякую природу – смертную и бессмертную, он среднее звено между тленным и истленным. Следовательно, человек имеет двойное предназначение, причем одна цель достигается в земной жизни и заключается проявлением собственной добродетелью, а другая достигается лишь после смерти при содействии божественной воли. Две цели, значит 2 пути:

1) возможен благодаря естественному разуму и земное предназначение человека осуществляется в групповом обществе по наставлению философии под руководством земного государя.

2)основан на вере в откровение поэтому пути к цели ведет церковь. Он признает свободу человеческой воли, как свободу, основанную на личной ответственности за содеянное и которое определяет достоинство человека. Эта идея получит свое развитие в течении экзистенционализма в середине 19 века.

 

Эмпиризм и рационализм в новоевропейской философии.

Эмпиризм Ф.Бэкона

 

Одним из основоположников философии Нового времени является Фрэнсис Бэкон (1561 - 1626 гг.). Провозгласив знаменитый лозунг «Знание - сила! », Бэкон утверждал, что человек может господствовать над природой, лишь познав ее законы. Смысл этого лозунга состоит в том, что знание имеет практическую значимость. Выводы науки, с его точки зрения, должны быть основаны на фактах и идти к широким обобщениям. Знание, выводимое из эксперимента, будет верным лишь в опоре на правильный метод познания. В качестве такового Бэкон выдвигает индуктивный метод, включающий наблюдение, анализ, сравнение, эксперимент. При этом Бэкон подчеркивает необходимость четкого уяснения трудностей познания, или «призраков», от которых необходимо избавиться познающему мышлению:

 

  1. «призраки рода» - это ошибки познания, обусловленные тем, что человек судит о природе по аналогии с жизнью людей;

 

  1. «призраки пещеры» вытекают из ошибок индивидуального характера, определяемых воспитанием, привычками, вкусами людей;

 

  1. «призраки рынка» определяются привычкой судить о мире на основе расхожих представлений и мнений без критического отношения к ним;

 

4. «призраки театра» связаны со слепой верой в авторитеты.

 

Главную свою задачу своей философии Бэкон видел в том, чтобы обосновать новую экспериментальную науку, которая, в чем он был абсолютно уверен, в ближайшее время даст человеку могучие силы и позволит ему создать новое процветающее общество.

 

Рационализм Р.Декарта

 

Значение научного метода в познании было с особой силой подчеркнуто в учении французского мыслителя Рене Декарта (1596-1660 гг.) - математика, астронома, естествоиспытателя и философа. В своих работах «Рассуждение о методе» и «Метафизические размышления» он пытался заново построить философскую систему исходя не из авторитетов, но из принципа очевидности. На этой основе Декарт планирует возродить и систематизировать философское знание.

 

В научном исследовании на первое место Декарт поставил разум, роль опыта им сводилась к практической проверке данных интеллекта. Он стремился разработать универсальный метод для всех наук, который предполагал наличие в человеческом уме врожденных идей. В частности, по мнению Декарта, таковыми идеями является большинство оснований математики и логики, например, «две величины, равные третьей, равны между собой». Природу Декарт представлял механически: Вселенная для него представлялась огромным механизмом, первоначальный импульс к развитию которого был дан Богом. Впоследствии развитие природы определялось самостоятельной творческой деятельной силой материи.

 

Одним из первых Декарт разработал идеи эволюции, применив их ко всем известным ему областям знаний о природе - от образования небесных тел до возникновения человека. Образование звезд и планет, по Декарту, происходило на основе вихревого движения беспредельной и однородной мировой материи. Все многообразие тел, по мнению Декарта, возникло естественным путем из трех видов мельчайших материальных частиц или первичных элементов: огнеподобных (образовали звезды и Солнце), воздухоподобных (возникло небо), землеподобных (породили землю и планеты). Декарт считал, что материя находится в беспрерывном количественном и качественном движении, подчиняющемся универсальным законам механики.

 

Особенности человека Декарт объяснял существованием Бога и производной от него мыслящей субстанции - души. Если свойством материальной субстанции является протяженность, то свойством души, как субстанции особого рода, является мышление. Эти две субстанции существуют одновременно и вечно. На дуалистической позиции Декарта основывались два учения: материалистическая физика и идеалистическая психология. Связующим звеном между ними был Бог, который внес в природу энергию.

 

Много внимания Декарт уделил исследованию процесса получения достоверного знания. Если я хочу разработать новую философию, рассуждал он, то должен отрешиться от всего того, что прежде преподносилось мне, в том числе и отцами церкви, в качестве неизменных и готовых истин. В этом - исходный пункт «картезианского сомнения» (Картезий - латинизированное имя Декарта): «De omnibus dubitandum est» ( во всем необходимо сомневаться ). Иными словами, Декарт призывает сомневаться в так называемых «вечных истинах ». Единственно, в чем невозможно сомневаться - в реальности того, что ведет к сомнению, в реальности мысли сомневающегося человека.

 

Отсюда знаменитый тезис Декарта, который и является, с его точки зрения, единственной прочной и достоверной истиной: «Я мыслю, следовательно, я существую (ego cogito, ergo sum)».

Метод Декарта - аналитический или рационалистический. Он требует ясности и непротиворечивости операций самого мышления, расчленения объекта мышления на простые части и сначала - изучения их в отдельности, а затем - движения мысли от простого к сложному. В теории познания Декарт был оптимистом: нет ничего столь сокровенного, что нельзя было бы открыть.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-05-05; Просмотров: 1740; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.025 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь