Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Выявление объема предметов посредством светотени.



Для выявления объема предметов вначале следует определить их светотеневые характеристики, закономерности распределения света на форме, тоновые контрасты и полутона. Легким касанием карандаша на бумаге помечаются границы собственных и падающих теней, после чего приступают к прокладыванию тоном теневых участков. После этого можно проложить полутона, одновременно усиливая как границы собственных теней, так и сами тени. Падающие тени всегда темнее собственных, особенно от наиболее близко расположенных к вам предметов. Работая тоном, необходимо постоянно сравнивать светотеневые отношения предметов друг с другом, следить за смещением предметов (компоновкой) и перспективными изменениями. Главное в работе тоном — это выявление формы предметов и умение работать тональными отношениями.

Работа тоном требует развитого чувства формы, цельного видения, развивает способности анализа и обобщения. Переходя к детальной проработке формы предметов, нельзя забывать, что детали подчинены общему целому, в противном случае они будут раздробленными. Работу следует вести в совокупности, от общего к частному и от частного к общему, т.е. методически последовательно.

8. Обобщение и завершение работы над рисунком, т.е. рисунок следует привести к общему соподчинению всех тоновых характеристик обозначенных элементов, в соответствии с общим зрительным впечатлением и композиционной целостностью. Обобщение формы изображаемых предметов — заключается в объединении всего уже нанесенного на лист в единое целое. Он состоит в уточнении и приведении к единству светотеневых отношений всего рисунка, к соединению изображаемой формы и пространства (фон), в котором эта форма находится.

Соблюдение методических принципов ведения учебного рисунка, является основной задачей освоения искусства реалистического рисования, на данном этапе развития системы образования изобразительному искусству.

 

Рассмотрим методику изображения головы Антиноя с одной точки зрения – положения 3/4, без изображения фона.

Голова человека, особенно лицевая ее часть — сложная в пластическом отношении форма. Поэтому процесс ее изображения следует сопровождать изучением и рисунком отдельных частей: глаза, носа, губ, уха. Это углубляет знания конструкций, пропорций, приемов построения объемной формы.

1-я стадия. Определение композиции изображения на листе бумаги.

Пометка крайних точек размещения рисунка, а также центральной линии (геометрический центр) всей композиции. Нанесение опорных точек подбородка и центральной линии всей головы. Изображение общего овала головы и определение положения осевой, профильной линии, проходящей через середину лба, переносицы, ости основания носа и подбородка (линия, показывающая степень поворота). Проведение легкими линиями направления шеи.

2-я стадия. Линейно-конструктивное построение.

Намечаем на вертикальной осевой линии горизонтальные вспомогательные ‑ линии глаз, надбровных дуг, нижнего основания носа и разреза губ, линии основания уха (линии, выявляющие ракурс). Наносятся конструктивные элементы деталей головы: переносицы, подбородка, носа, глаз, губ, скуловых костей, надбровных дуг, челюстей, лба, ушей, теменных бугров, пометка основных точек шеи. Все парные, симметрично расположенные относительно средней линии опорные точки головы наносятся последовательно, с учетом основных пропорций головы, характера движения и перспективных сокращений. В построении, парные опорные точки можно соединять легкими, вспомогательными линиями.

3-я стадия. Детализация линейно-конструктивного построения. Окончательная прорисовка общей формы и деталей головы уточняющими линиями. Детализация формы. Легкое введения элементов светотени в области светотеневого перелома. Построение собственных и падающих теней. Нанесение собственных и падающих теней относительно источника света с учетом общей формы головы и ее частей.

4-я стадия. Светотеневая характеристика формообразующих плоскостей. Вносится светотеневая характеристика формообразующих плоскостей. Проводится моделировка формы с помощью светотени, используя принцип работы «от общего к частному, от частного к общему».

5-я стадия. Деталировка светотеневой характеристики формообразующих плоскостей. Отрабатываются нюансы переходов в области теней и области света, вносится детализация формообразующих плоскостей сначала в области тени максимально, затем в области света, оставляя ясным восприятие области света и тени. Особенное внимание уделить первым планам, области перелома света и тени. Выбрать лишний тон резинкой с наиболее светлых участков. Прорабатывая тени по контуру изображения головы, рекомендуется слегка убирать силу тона, связывая изображение с пространством вокруг.

6-я стадия. Завершение и обобщение. Последний, заключительный этап — обобщение формы изображаемого предмета — заключается в объединении всего уже нанесенного на лист в единое целое. Для этого необходимо завершить работу обобщением больших плоскостей теневых участков – частное подчинить общему, провести сравнение и обобщение тоновых отношений всего изображения. Задача этого этапа состоит в уточнении и приведении к единству светотеневых отношений всего рисунка, к соединению изображаемой формы и пространства (фон), в котором эта форма находится.

Последовательность ведения рисунка с гипсового слепка головы Антиноя

Ответьте на вопросы и выполните задания

1. Основные принципы ведения к длительного рисунка.

2. Каковы основные цель и задачи длительного рисунка.

3. Назовите учебно-прикладные задачи построения изображения.

4. Какова последовательность выполнения длительного учебного рисунка.

ТЕМА №9:

КРАТКОСРОЧНЫЙ УЧЕБНЫЙ РИСУНОК – НАБРОСКИ И ЗАРИСОВКИ

ВОПРОСЫ:

5. Краткосрочный учебный рисунок ‑ наброски и зарисовки (общее и различное).

6. Способы выполнения учебного наброска.

7. Последовательность учебных заданий по краткосрочным рисункам.

8. Выразительные средства краткосрочного рисования

1. Краткосрочный учебный рисунок - наброски и зарисовки.

Набросок (croque—франц., еntwurf— нем., sketch — англ.) — обычно монохромное, обобщенное и лаконичное изображение предметного мира, исполняемое в короткий, чрезвычайно ограниченный промежуток времени, и в случае работы с динамичной натурой, чаще всего, не зависящий от самого рисующего. При этом используется минимальный перечень графических материалов (изобразительных средств) с максимальным использованием их выразительных свойств и качеств (выразительные средства - линия, пятно, штрих).

Набросок с натуры, являющийся специфическим изображением действительности, отражает глубоко обобщенные, отобранные из множества «сущностные» черты и качества изображаемого объекта и предназначается, главным образом, для быстрого фиксирования первых результирующих моментов восприятия и особенно ярких зрительных впечатлений. Наблюдение, анализ восприятия и само исполнение наброска происходят почти одновременно.

При компоновке длительного учебного рисунка в начале работы всегда пользуются обобщенным изображением натуры, то есть, композиционным наброском. Удачно найденное в наброске, композиционное размещение объема натуры, всегда служить началом успешного длительного учебного рисунка.

Зарисовка — более полное, чем набросок, но не исчерпывающее монохромное изображение предметного мира, исполняемое с натуры в относительно более короткий промежуток времени, чем длительный учебный рисунок. Время работы над зарисовкой обычно определяет сам рисующий (или преподаватель), что зависит от требований, которые он предъявляет к ее содержанию, от характера поставленной цели и задач, а также от предполагаемого назначения зарисовки (самостоятельное или вспомогательное значение имеет).

Зарисовка, исполняемая с натуры, может быть продолжением наброска в сторону обогащения его деталями, но может выполняться, также, по принципу длительного учебного рисунка: «от общего к частному, и от частного к общему с последующим синтезом того и другого», с соблюдением последовательности длительного рисования. И в том и в другом случае, общее, как и в наброске, остается главенствующим качественным параметром зарисовки.

Обладая большей полнотой передачи свойств изображаемого предмета или явления, зарисовка оказывается промежуточным видом между наброском и длительным рисунком и, представляет собой законченное, с точки зрения обобщенности и достаточности передачи полноты образа, произведение. В некоторых случаях, сделанный с неподвижной натуры набросок, продолженный в работе с той же натуры, может постепенно превратиться в зарисовку — в более богатое подробностями изображение, работа над которым, будучи в свою очередь продлена, переводит зарисовку в длительный рисунок, то есть продолжительное штудирование натуры.

Различие между наброском и зарисовкой заключается не столько во времени, затраченном на исполнение того или другого, но главным образом в характере выразительных средств (изобразительного языка рисунка), а также в самих способах работы.

Зарисовка исполняется с начала до конца только с натуры; набросок может быть исполнен не только с натуры, но и по памяти, по представлению, по воображению, а также с применением комбинаций нескольких или всех способов.

Именно это разнообразие способов исполнения набросков получает в дальнейшем особое значение не только при обучении рисунку вообще, но и как возможность развития необходимого будущему художнику комплекса качеств и способностей: цельного видения, зрительной памяти, воображения, представлений, аналитического мышления, а также приобретению и накоплению знаний, умений и навыков.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-05-05; Просмотров: 1182; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.019 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь