Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Краткая программа лекционного курса



Предисловие

 

 

Не покажется неуместным, если разъяснениям, которые мы собираемся дать относительно предмета настоящего курса, мы предпошлём вступительное слово о философии религии вообще. Вероятнее всего, среди читателей данной книги не будет никого, кто бы не взял её в свои руки уже с каким-то сложившимся представлением, либо, по крайней мере, смутным предчувствием того, что такое философия и философия религии как один из существенных разделов последней.

В настоящем учебном пособии мы должны ответить на вопросы, которые рано или поздно, но неминуемо начинают волновать всякий пробуждающийся и пытливый ум. Одновременно мы попытаемся высказать те убеждения, без которых жизнь была бы лишена всякого достоинства и той высшей цели, которая, если употребить одно из выражений И.Г. Фихте, позволяет ей стать «земной вечностью».

В том, чтобы существовала наука, которая отвечала бы на вопрос – подвержено ли религиозное развитие действию определённых законов? – бесспорно, есть настоятельная потребность человеческого духа. И какая другая наука, если не наука о религии, или философия религии, в состоянии это осуществить? Ведь все остальные известные людям науки (изобретённые или разработанные) имеют каждая свою определённую задачу. Однако ни одна из них не в состоянии в должной мере ответить на поставленный нами вопрос.

Мы исходим здесь из того центрального основоположения, что философия религии является неотъемлемой частью мыслительной культуры. В последнее время усилилась иррационалистическая тенденция в истолковании предмета и сущности религии. Данная тенденция берёт своё начало в философском иррационализме, достигшем своего подъёма в учениях Ф. Якоби, Ф.Д. Шлейермахера, а позднее – у С. Кьеркегора, А. Шопенгауэра и Ф. Ницше.

Эти философы, осознавая недостатки прежних систем религии, стремились выйти за границы мышления и подняться до наивысшего. Из страха нарушить то комфортное состояние, когда «душа остаётся наедине сама с собою» (Кьеркегор), они пытались, таким образом, избежать сути дела, которая в действительности приоткрывается лишь логически дисциплинированному уму.

Данное напряжение между «душой» и духом, который мыслит себя постоянно продвигающимся по пути прогрессирующего научного исследования, составляет глубинную интенцию всех философских изысканий, особенно начиная с Канта. Пожалуй, никогда прежде потребность в философии религии, действительно берущейся за великие предметы, не была так рельефно и остро обозначена, как это произошло на рубеже XVIII – XIX столетий, в Германии, когда началось активное методическое исследование фундамента всего знания, самих основ человеческого бытия и человеческой жизни.

Уже в то время достаточно резко обозначились две основные тенденции в истолковании религиозно-этических и философско-теологических проблем. Первая связана с логическим подходом к религии и Богу, вторая – с, так называемым, «историческим» системотворчеством.

Логические системы философии религии игнорировали сам акт «сотворения» и являлись априорными, гносеологическими конструкциями. «Исторические» системы, напротив, признавали Бога в качестве начальной причины мира и напрямую обращались, таким образом, к познанию Христа. Другими словами, первые системы начинали не с эмпирического обоснования Бога, а с чисто логического допущения его существования. Вторые – были озабочены тем, чтобы как можно больше найти подходящих аргументов в пользу бытия Бога, отталкиваясь при этом от действительности, под которой, как правило, «историческими» философами понималось мифологическое прошлое.

История противоборства этих двух тенденций есть история борьбы классической философии, ориентирующейся на здравый смысл и разум, на поиск самоочевидных основоположений, и философии, ставящей превыше всего неразумие. Бог, говорил Шеллинг в своём Берлинском курсе лекций по «Философии откровения», не является разумным началом в том смысле, какой придают понятию «разума» рационалисты: разумны природа и дух, а Бог «не есть нечто разумное» (См.: Ф. Энгельс. Шеллинг и откровение //Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 41. – С. 223). Желая или не желая этого, он подтвердил лишь антитеологический тезис о том, что «бесконечное только тогда разумным образом может считаться реально существующим, когда оно проявляется как конечное, как природа и дух, а потустороннее внемировое существование бесконечного должно быть отнесено к царству абстракции» (Там же).

С предложенным разграничением философских систем религии нельзя не считаться, тем более, что его актуальность может быть сегодня продиктована по меньшей мере тремя обстоятельствами.

Прежде всего запросами современной идейной борьбы. Религия, хотя и претерпевает кризис, всё же продолжает играть значительную роль в духовной жизни современного общества. «Невозможно как следует понять общество, будь то в глобальном или в локальном масштабе, – пишет Мел Томпсон, – не осознавая, какую роль играла и играет в нём религия. Даже отсутствие религии само по себе – это явление, которое заслуживает изучения» (См.: Томпсон М. Философия религии. – М.: ФАИР-Пресс, 2001. – С. 8-9). В данном отношении аргументы, выдвигаемые сторонниками логической, или классической, философии, против «исторической», или «положительной» философии откровения, заслуживают самого пристального внимания. Ведь в настоящее время значительно ослабла интеллектуальная составляющая теоретических дискуссий.

Запретить религию невозможно; полемический же диалог возможен только при глубоком знании всех «за» и «против» (pro et contra). Особый интерес в этой связи представляет классическая гегелевская концепция религии, взрывающая религию изнутри (на данный момент впервые обратили внимание «младогегельянцы», особенно Бруно Бауэр и молодой К. Маркс).

Далее, учения Фихте и Гегеля о религии – необходимая и весьма важная ступень в истории европейского свободомыслия. Таким образом, историко-научный интерес к данным системам неоспорим.

И, наконец, историко-философский аспект проблемы. Философские взгляды Канта, Фихте, Рейнгольда, Шеллинга, Гегеля формировались главным образом в лоне теологических исканий, далёких от ортодоксии, но порождённых размышлениями о сущности Бога и человека. Сами их диалектические учения возникли из попыток решить широкий круг проблем (в том числе теологических и религиозно-этических), хотя, объективности ради, надо сказать, что в дальнейшем их философские учения о религии оказывались, как правило, наиболее запутанными и трудными частями строящихся систем.

Однако споры вокруг гегелевской философии религии привели, скорее, к кризису не саму классическую философию, а попытку последней достичь внутренней гармонии с философским иррационализмом. Истина никоим образом не позволяет себя обнаружить с помощью неестественных или противоестественных интеллектуальных усилий. Уроки, которые можно извлечь из выступлений позднего Шеллинга и надежд раннего Кьеркегора на Шеллинга, говорят сами за себя. Успеха в философии невозможно добиться с помощью того противоестественного напряжения, с каким эти мыслители попытались примирить рациональное с иррациональным, дабы приблизиться к истине.

Вынесенное на суд читателя настоящее учебное пособие поможет ему глубже осмыслить процесс возникновения классической концепции религии, представленной в трудах выдающихся представителей немецкой мысли конца XVIII – первой половины XIX вв., а также последующие ходы философской мысли, включая сюда и мысли А. Цешковского, Б. Бауэра, Л. Фейербаха и, конечно, молодых Маркса и Энгельса. Каким бы сложным их мышление ни было, всё же оно содержит блестящие результаты философского постижения бытия, духа. Стремиться занять осмысленное отношение к религии, а не слепо следовать за ней – вот, с нашей точки зрения, единственная достойная разума задача.

И последнее. Данное пособие вводит в философский обиход источники, некоторые из которых ранее не переводились на русский язык. Особую трудность в этом плане представляет интерпретация поздней философии Шеллинга, а также некоторых поздних трудов А. Цешковского. Что же касается написания самой книги, то работа над её содержанием распределилась следующим образом:

Предисловие. Краткая программа лекционного курса. Предполагаемые вопросы «круглого стола». Экзаменационные вопросы – А.В. Лукьянов;

Глава 1 – А.В. Лукьянов;

Глава 2 – А.В. Лукьянов;

Глава 3 (п. 3.5) – А.В. Лукьянов;

Глава 4 – А.В. Лукьянов;

Глава 5 – А.В. Лукьянов;

Глава 6 (п. 6.5) – А.В. Лукьянов;

Глава 7 (п. 7.1, 7.3 и 7.4) – А.В. Лукьянов;

Глава 3 (п. 3.1, 3.2, 3.3, 3.4) – М.А. Пушкарёва;

Глава 6 (п. 6.1, 6.2, 6.3, 6.6) – М.А. Пушкарёва;

Глава 6 (п. 6.4.) – М.А. Пушкарёва совместно с А.В. Лукьяновым;

Глава 7 (п. 7.2) – М.А. Пушкарёва;

Речь о вере, достоинстве и любви человека – А.В. Лукьянов;

Библиография – М.А. Пушкарёва.

Хочу поблагодарить также своего учителя, доктора философских наук, профессора А.Ф. Кудряшева, оказавшего мне в своё время моральную и интеллектуальную поддержку в работе над теми разделами, где речь идёт о гегелевской философии. Труд, который предлагается вниманию публики, составляет продолжение опубликованного в 1995 году курса лекций «Основы истории и философии религий» (т. 1 «Дохристианский период»). А.Ф. Кудряшев помог мне тогда многими критическими советами и пожеланиями.

 

А.В. Лукьянов

Уфа, 9 августа 2002 г.


Пояснения к программе лекционного курса

«Немецкая классическая философия религии»

 

Предложенная программа ориентирована на анализ основных направлений немецкой классической мысли в их отношении к религии. Несмотря на то, что учения Канта, Фихте, Шеллинга, Гегеля, Фейербаха, Маркса связаны между собой узами преемственности, между ними существуют существенные различия, обнаруживающие себя главным образом в отношении к сфере непознанного и к самой философской деятельности, которая в трудах младогегельянцев постепенно расширила свою область.

Программа учитывает большие сложности теоретического и мировоззренческого характера, возникшие перед немецкими философами в ходе расширения области философской критики. В данном отношении предложена лекция о позднем Шеллинге, который осознавал трудности чисто рационалистического обоснования философии религии и проблемы, возникающие в ходе понимания философии как орудия глобальных изменений в реальной жизни.

Философию религии Маркса вычленить из целостной идеологии марксизма ещё труднее, чем его антропологические идеи, но мы попытались это сделать, отталкиваясь, с одной стороны, от исследования его отношения к Шеллингу, а с другой – учитывали его принадлежность к гегелевской школе.

Настоящий лекционный курс рассчитан на 36 часов учебного времени. Из них 28 часов отводится на лекции, а оставшееся время – на «круглый стол», консультации и иные формы занятий. Итоговой формой контроля является экзамен.

 

 


Краткие комментарии

 

Бакунин, Михаил Александрович (1814-1876) – русский революционер, публицист, участник революции 1848-1849 гг. в Германии; впоследствии один из идеологов анархизма и народничества.

Бауэр Бруно (1809-1882) – немецкий философ, один из видных младогегельянцев, автор ряда фундаментальных работ по истории христианства.

Бунзен, Христиан Карл Йозиас, барон (1791-1860) – прусский дипломат, публицист и теолог, близкий к прусским придворным кругам.

Гегель, Георг Вильгельм Фридрих (1770-1831) – крупнейший представитель немецкой классической философии, создатель знаменитой «Энциклопедии философских наук».

Ганс, Эдуард (1798-1839) – рано умерший и самый выдающийся из учеников Гегеля.

Гесс, Мозес (1812-1875) – немецкий публицист, младогегельянец, в середине 40-ых годов XIX века один из главных представителей «истинного социализма».

Гёте, Иоганн Вольфганг (1749-1832) – немецкий мудрец, выдающийся мыслитель, создатель «Фауста».

Гёшель (1771-1861) – видный представитеьл правого гегельянства. Главный труд – «Афоризмы о незнании и абсолютном знании в отношении к христианскому вероучению».

Гольбах, Поль Анри (1723-1789) – выдающийся французский философ, автор книги «Система природы».

Дембовский, Эдвард (1822-1846) – философ левогегельянского направления, революционный демократ. Его статья «Несколько мнений об эклектизме» – жемчужина во всей гегельянской литературе.

Кант, Иммануил (1724-1804) – основоположник немецкой классической философии.

Кьеркегор, Сёрен (1813-1855) – величайший датский мыслитель, создатель экзистенциальной диалектики.

Лессинг, Готхольд Эфраим (1729-1781) – великий немецкий писатель, критик и философ, один из видных просветителей XVIII века.

Людвиг I (1786-1868) – баварский король (1825-1848).

Маркс, Карл (1818-1883) – доктор философии, один из активных участников младогегельянского движения, впоследствии разрабатывал проблемы политической экономии. При жизни вышел только первый том его главного труда – «Капитал».

Руге, Арнольд (1803-1880) – публицист, младогегельянец. В период революции 1848-1849 гг. в Германии А. Руге был избран во Франкфуртское национальное собрание и основал буржуазно-радикальную партию.

Фихте, Иоганн Готлиб (1762-1814) – выдающийся немецкий философ, автор «Наукоучения».

Фихте, Иммануэль Герман (1796-1879) – сын И.Г. Фихте.

Фейербах, Людвиг (1804-1872) – крупнейший немецкий философ, автор таких сочинений, как «Сущность христианства» и «Основы философии будущего».

Цешковский, Август (1814-1894) – польский граф, значительную роль в формировании концепции левого гегельянства сыграла его книга «Пролегомены к историософии» (1838), резко отличающаяся по своему духу от его более поздних произведений (например, «Наш отец», «Бог и палингенезия»).

Шопенгауэр, Артур (1788-1866) – выдающийся представитель иррационализма. Основное сочинение: «Мир как воля и представление».

Шлейермахер, Фридрих Даниель Эрнст (1768-1834) – один из крупнейших деятелей «романтической школы». Основное сочинение – «Речи о религии к образованным людям её презирающим».

Шеллинг, Фридрих Вильгельм Йозеф (1775-1854) – величайший немецкий философ, постепенно перешёл от натурфилософии и «Философии тождества» к «Философии откровения».

Штраус, Давид Фридрих (1808-1874) – немецкий философ и публицист. Один из видных младогегельянцев.

Шталь, Фридрих Юлиус (1802-1861) – немецкий юрист и политический деятель крайне реакционного направления, с 1840 г. – профессор Берлинского университета.

Энгельс, Фридрих (1820-1895) – один из видных представителей младогегельянского движения. Создатель концепции «исторического материализма». Друг К. Маркса.


Библиография

 

Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. Учебник. Изд-е 3, доп. и перераб. – М.: ПБОЮЛ Грачев С.М., 2000.

Анисимов С.Ф., Гурев Г.А. Проблема смысла жизни в религии и атеизме. – М.: Знание, 1981.

Ардабьев А.И. Атеизм Людвига Фейербаха. – М., 1963.

Архив К. Маркса и Ф. Энгельса. – М.; Л.: Партиздат, 1927.

Асмус В.Ф. Избранные философские труды. – М., 1971.

Асмус В.Ф. Иммануил Кант. – М., 1973.

Асмус В.Ф. Метафизика Аристотеля //Аристотель. Сочинения в четырёх томах. Т. 1. – М.: Мысль, 1976.

Атеистические чтения: Сборник. – М.: Политиздат, 1981.

Ахутин А.В. София и чёрт (Кант перед лицом русской религиозной метафизики) //Вопросы философии, № 1, 1990.

Бакрадзе К.С. Система и метод философии Гегеля. – Тбилиси, 1958.

Баховский Б.Э. Людвиг Фейербах. – М., 1967.

Бердяев Н.А. Истоки и смысл русского коммунизма. – М., 1990.

Библер В.С. Кант – Галилей – Кант: (Разум Нового времени в парадоксах самообоснования). – М.: Мысль, 1991.

Блох Э. Тюбингенское введение в философию. – Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 1997.

Борунков Ю.Ф. Структура религиозного сознания. – М.: Мысль, 1971.

Бур М. Фихте. – М.: Мысль, 1985.

Бур М., Иррлиц Г. Притязание разума. Из истории немецкой классической философии и литературы. – М., 1978.

Быкова М.Ф., Кричевский А.В. Абсолютная идея и абсолютный дух в философии Гегеля. – М.: Наука, 1993.

Бытие: Коллективная монография /Отв. ред. А.Ф. Кудряшев. – УЮИ МВД РФ, Уфа, 2001.

Васильева А.В. Эволюция пантеизма и его роль в современных религиозно-философских концепциях. – Киев: Наукова думка, 1978.

Виндельбанд В. От Канта до Ницше. – М.: «КАНОН-пресс», «Кучково поле», 1998.

Вышеславцев Б.П. Этика Фихте. – М., 1914.

Габитова Р.М. Философия немецкого романтизма. – М., 1990.

Габитова Р.М. Философия немецкого романтизма: Гельдерлин, Шлейермахер. – М.: Наука, 1989.

Гайденко П.П. Прорыв к трансцендентному: Новая онтология ХХ века. – М.: Республика, 1997.

Гайденко П.П. Философия Фихте и современность. – М.: Мысль, 1979.

Гайм Р. Гегель и его время. – СПб., 1861.

Галимов Б.С. Принцип развития в основаниях научной картины природы. – Саратов, 1981.

Галимов Б.С. Конец философии? //Философия и современность: мысли, понятия, идеи /Изд-е Башкирск. ун-та. – Уфа, 1999.

Гараджа В.И. Религиеведение: Пособие для студентов педагогических вузов. – М.: АО «Аспект-Пресс», 1994.

Гегель Г.В.Ф. Работы разных лет: В 2 т. Вступит. статья А.В. Гулыги. – М., 1970-1971.

Гегель Г.В.Ф. Система наук. Часть первая. Феноменология духа. Пер. Г. Шпета. – СПб.: Наука, 1992.

Гегель Г.В.Ф. Сочинения: В 14 т. – М.; Л., 1929-1959.

Гегель Г.В.Ф. Философия религии. В 2-х томах. Т. 1-2. – М.: Мысль, 1976-1977.

Гельдерлин. Сочинения. – М.: Художественная литература, 1969.

Гёте И.В. Собрание сочинений. В 10-ти т. – М.: Художественная литература, 1975-1980.

Горохов П.А. К вопросу о мировоззрении Гёте: учёный, поэт, мыслитель //Философия и религия на рубеже тысячелетий. – Уфа: Изд-е Башкирск. ун-та, 2001.

Грант-Аллен. Эволюция идеи Божества: исследование о происхождении религий. – СПб., 1906.

Громыко Н.В. Метапредмет «Знание». – М.: Пушкинский институт, 2001.

Громыко Ю.В. Метапредмет «Знак». Схематизация и построение знаков. Понимание символов. – М.: Пушкинский институт, 2001.

Гулыга А.В. Гегель. – М., 1970.

Гулыга А.В. Из истории немецкого материализма. – М., 1962.

Гулыга А.В. Немецкая классическая философия. – М., 1986.

Гулыга А.В. Шеллинг. – 2-е изд. – М.: Молодая гвардия, 1984.

Длугач Т.Б. Проблема единства теории и практики в немецкой классической философии (И. Кант, И.Г. Фихте). – М., 1986.

Духовность: традиции и проблемы: Межвуз. сб. науч. ст. Редкол.: А.В. Лукьянов, М.С. Кунафин, В Хёсле. – Уфа: Изд-е Башкирск. ун-та, 1991.

Зиновьев А.А. Восхождение от абстрактного к конкретному. О логической природе восхождения от абстрактного к конкретному //Философская Энциклопедия. Т. 1. – М., 1960.

Ильин И.А. Кризис идеи субъекта в наукоучении Фихте Старшего //Вопросы философии и психологии. – М., 1912, кн. 112.

Ильин И.А. Философия Фихте как религия совести //Там же. – М., 1914, кн. 122(2).

Ильин И.А. Философия Гегеля как учение о конкретности Бога и человека: В 2-х т. – СПб., 1994.

История диалектики. Немецкая классическая философия. – М., 1978.

История религии. Лекции, прочитанные в Санкт-Петербургском университете. – СПб., 1997.

Кант И. Сочинения. В 6 т. Вступит. статьи Т.И. Ойзермана, А.В. Гулыги, В.Ф. Асмуса. – М., 1963-1966.

Кант И. Трактаты и письма. Вступит. статья А.В. Гулыги. – М., 1980.

Капустин Н.С. Особенности эволюции религии: (На материалах древних верований и христианства). – М.: Мысль, 1984.

Каримский А.М. Проблема зла в современной теологии. – М.: Знание, 1979.

Кашин В.В. Онтологические и гносеологические проблемы генезиса понимания /Изд-е Башкирск. ун-та. – Уфа, 2001.

Кимелёв Ю.А. Современная западная философия религии. – М., 1989.

Кимелёв Ю.А. Философский теизм: Типология современных форм. – М.: Наука, 1993.

Кимелёв Ю.А., Полякова Н.Л. Наука и религия: историко-культурный очерк. – М.: Наука, 1988.

Киссель М.А. Гегель и современный мир. – Л., 1982.

Киссель М.А., Эмдин М.В. Этика Гегеля и кризис современной буржуазной этики. – Л., 1966.

Классики мирового религиоведения. Антология. Т. 1. – М.: Канон +, 1996.

Кобецкий В.Д. Социологическое изучение религиозности и атеизма. – Л.: Изд-во ЛГУ, 1978.

Колесников А.С. Свободомыслие Бертрана Рассела. – М.: Мысль, 1978.

Колосницын В.И. Религиозное отчуждение. – Свердловск: Изд-во Урал. ун-та, 1987.

Корню О. Карл Маркс и Фридрих Энгельс. Жизнь и деятельность. – М.: Изд-во иностр. лит., 1959-1964. – Т. 1-3.

Коротков Н.Д. Социальный аспект проблемы человека в религиозной философии. – Киев: Наукова думка, 1978.

Критика философской апологии религии. – Киев: Наукова думка, 1985.

Крывелёв И.А. История религий: Очерки: В 2-х т. – М.: Мысль, 1988.

Крывелёв И.А. Библия: историко-критический анализ. – М.: Политиздат, 1985.

Крывелёв И.А. Критика религиозного учения о бессмертии. – М.: Наука, 1979.

Крывелёв И.А. Критика религиозной концепции нравственного достоинства человека. – М.: Знание, 1977.

Крывелёв И.А. Маркс и Энгельс о религии. – М.: Наука, 1964.

Крывелёв И.А. Религиозная картина мира и её богословская модернизация. – М.: Наука, 1968.

Крывелёв И.А. Религиозное утешение и его социальная роль. – М.: Знание, 1975.

Кудряшев А.Ф. Уровни бытия в философском учении Фихте //Фихте и конец ХХ века: «Я» и «Не-Я». – Уфа, 1992.

Кузнецов В.Н. Немецкая классическая философия второй половины XVIII – начала XIX века: Учеб. пособие для ун-тов. – М.: Высшая школа, 1989.

Кузнецов В.Н., Мееровский Б.В., Грязнов А.Ф. Западноевропейская философия XVIII века. – М., 1986.

Лазарев В.В. Философия раннего и позднего Шеллинга. – М.: Наука, 1990.

Лазарев В.В. Шеллинг. – М., 1976.

Лазарев В.В., Рау И.А. Гегель и философские дискуссии его времени. – М.: Наука, 1991.

Ланге Ф.А. История материализма и критика его значения в настоящее время. – СПб., 1881-1883. – Т. 1-2.

Ланц Г. Фихте //Вопросы философии и психологии, 1914, кн. 122(2).

Лапин Н.И. Молодой Маркс. – М.: Мысль, 1967.

Лекторский В.А. «Альтернативные миры» и проблема непрерывного опыта //Природа научного знания. – Минск, 1979.

Лекторский В.А. Субъект, объект, познание. – М., 1980.

Лекторский В.А. Эпистемология классическая и неклассическая. – М.: Эдиториал УРСС, 2001.

Лившиц Г.М. Атеизм Людвига Фейербаха. – Минск, 1978.

Лисовенко Н.А. Философия религии Марбургской школы неокантианства. – Киев: Наукова думка, 1983.

Лобовик Б.А. Религия как социальное явление. – Киев: Вища школа, 1982.

Лукач Д. Молодой Гегель и проблемы капиталистического общества. – М., 1987.

Лукьянов А.В. Идея метакритики «чистой» любви (Философское введение в проблему соотношения диалектики и метафизики). –Уфа: Изд-е Башкирск. ун-та, 2001.

Лукьянов А.В. Основы истории и философии религий. В 3-х т.: Т. 1. Дохристианский период. – Уфа: Изд-е ВЭГУ, 1995.

Лукьянов А.В. Философия Иоганна Готлиба Фихте (1762-1814). – Оренбург: Издат. центр ОГАУ, 1997.

Любутин К.Н. Категории субъекта и объекта в немецкой классической и марксистско-ленинской философии. – Свердловск, 1969.

Малахова И.А. Анатомия религиозной веры. – М.: Политиздат, 1980.

Малинин В.А. Диалектика Гегеля и антигегельянство. – М.: Мысль, 1983.

Малинин В.А., Шинкарук В.И. К. Маркс, Ф. Энгельс и левое гегельянство. – Киев: Наукова думка, 1986.

Малинин В.А., Шинкарук В.И. Левое гегельянство: критический анализ. – Киев: Наукова думка, 1983.

Мамардашвили М.К. Как я понимаю философию. – М., 1990.

Мамардашвили М.К. Кантианские вариации. – М.: Аграф, 1997.

Мамардашвили М.К. Классический и неклассический идеалы рациональности. – Тбилиси, 1984.

Мамардашвили М.К. Формы и содержание мышления. – М., 1968.

Маркова Л.А. Наука и религия. – СПб.: Алетейя, 2000.

Маркс К. Капитал. Критика политической экономии. Т. 1. Кн. 1. – М.: Политиздат, 1983.

Маркс К., Энгельс Ф. Из ранних произведений. – М.: Госполитиздат, 1956.

Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. – 2-е изд. – М.: Политиздат, 1955-1981. – Т. 1-50.

Меринг Ф. Карл Маркс. История его жизни. – М.: Госполитиздат, 1957.

Меринг Ф. Юношеские годы Карла Маркса. – М., 1906.

Методологические проблемы современного религиоведения. Научно-аналитический обзор. – М., 1990.

Минский Н.М. Религия будущего: (Философские разговоры). – СПб., 1995.

Митрохин Л.Н. Баптизм. – М., 1966.

Митрохин Л.Н. Социалистическая действительность и религия //Наука и религия, № 11, 1987.

Митрохин Л.Н. Философия религии: (опыт истолкования Марксова наследия). – М.: Республика, 1993.

Мосс М. Социальные функции священного. – СПб.: Евразия, 2000.

Мотрошилова Н.В. Иоганн Готлиб Фихте //История философии: Запад – Россия – Восток. КН. 2. – М.: «Греко-латинский кабинет» Ю.А. Шичалина, 1996.

Мотрошилова Н.В. Георг Вильгельм Гегель //Там же.

Мотрошилова Н.В. Фридрих Вильгельм Шеллинг //Там же.

Мотрошилова Н.В. Путь Гегеля к «Науке логики»: Формирование принципов системности и историзма. – М.: Наука, 1984.

Нарский И.С. Западноевропейская философия XVIII века. – М., 1973.

Нарский И.С. Кант. – М.: Мысль, 1976.

Нерсесянц В.С. Гегель. – М.: Юрид. лит., 1979.

Никольский Н.М. Избранные произведения по истории религии. – М.: Мысль, 1974.

Никонов К.И. Критика современной религиозной антропологии. – М.: Знание, 1979.

Нуриев Д.А. Историческое, логическое и мировоззренческое основания категории «материя». – Уфа, 1996.

Овсянников М.Ф. Гегель. – М.: Мысль, 1971.

Ойзерман Т.И. Марксистская концепция социализма и реальный социализм //Вопросы философии, № 2, 2002.

Ойзерман Т.И. Философия Фихте. – М., 1962.

Ойзерман Т.И. Формирование философии марксизма. – М., 1974.

Ойзерман Т.И., Богомолов А.С., Гайденко П.П. Лазарев В.В., Нарский И.С. История диалектики. Немецкая классическая философия. – М., 1978.

Ойзерман Т.И., Нарский И.С. Теория познания Канта. – М.: Наука, 1992.

Орешников И.М. Что такое гуманитарная культура? – Издательство Мордовского университета, 1992.

Основы научного атеизма. – М., 1989.

Пивоваров Д.В. Вера как знание и незнание в религии и философии //Философия и религия в истории и современности /Изд-е Башкирск. ун-та. –Уфа, 2002.

Пивоваров Д.В. Проблема носителя идеального образа: Операц. аспект. – Свердловск: Изд-во Урал. ун-та, 1986.

Писманик М.Г. Индивидуальная религиозность и её преодоление. – М.: Мысль, 1984.

Поликарпов В.С. История религий: Лекции и хрестоматия. – М.: Экспертное бюро: Гардарика, 1997.

Поликарпов В.С. Наука и мистицизм в ХХ веке. – М.: Мысль, 1990.

Пушкарёва М.А. Понятие неявной деятельности и проблема его философской концептуализации. – Уфа: Изд-е Башкирск. ун-та, 2001.

Раушенбах Б.В. Религия и нравственность //Знамя, № 1, 1991.

Религия и духовность: Сб. статей. –Уфа: Гилем, 1995.

Садыкова А.Г. Категория реального, или естественного, чуда: проблема философской интерпретации. Авт-т дисс. канд. филос. наук. – Уфа, 2001.

Свасьян К.А. Иоганн Вольфганг Гёте. – М., 1989.

Сегизбаев О.А. Народное самосознание и религия. – Алма-Ата, 1984.

Современная буржуазная философия и религия. Под ред. А.С. Богомолова. – М.: Политиздат, 1977.

Современные зарубежные исследования в области философской теологии. Реферативный сборник. – М., 1991.

Соловьёв Э.Ю. И. Кант: взаимодополнительность морали и права. – М.: Наука, 1992.

Сорокин (Соркин) Э.И. Абсолютное и человеческое начала в «грехопадении» и любви человека /Изд-е Башкирск. ун-та. – Уфа, 2001.

Соскин В.А. Избранные лекции по философии. – Изд-е Уфимск. технол. ин-та сервиса. – Уфа, 2001.

Соскин В.А. Философские концепции отнесённости человека к Абсолюту: методологический анализ. – Авт-т дисс. канд. филос. наук. – Уфа, 2000.

Спиноза Б. Богословско-политический трактат. – Минск: Литература, 1998.

Суркова Н.А. Классическое философствование (между Кантом и Гегелем). – Изд-е Башкирск. ун-та. – Уфа, 1997.

Суркова Н.А. Понятие трансцендентального субъекта в контексте парадигмы классического философствования /Изд-е Башкирск. ун-та. – Уфа, 2001.

Суслова Л.А. Философия И. Канта: (Методологический анализ). – М.: Высшая школа, 1988.

Сухов А.Д. Философские проблемы происхождения религии. – М.: Мысль, 1967.

Типсина А.Н. Немецкий экзистенциализм и религия. – Л.: Изд-во ЛГУ, 1990.

Типсина А.Н. Философия религии К. Ясперса: (Критический анализ). – Л.: Изд-во ЛГУ, 1982.

Тихонравов Ю.В. Религии мира. Учебно-справочное пособие. – М., 1996.

Токарев С.А. Религия в истории народов мира. – М.: Политиздат, 1976.

Томпсон М. Философия религии. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2001.

Тренделенбург А. Логические исследования. – М., 1968. – Ч. 1-2.

Угринович Д.М. Введение в религиоведение. – 2-е изд., доп. – М.: Мысль, 1985.

Угринович Д.М. Искусство и религия: (Теоретический очерк). – М.. 1982.

Угринович Д.М. Философские проблемы критики религии. (О специфике религии и её месте в общественном сознании). – М.: Изд-во МГУ, 1965.

Урманцев Ю.А. «Девять плюс один этюд о системной философии». – М.: Современные тетради», 2001.

Фейербах Л. Избранные философские произведения: В 2-х т. Вступит. статья М.М. Григорьяна. – М., 1955.

Фейербах Л. История философии: В 3-х т. Вступит. статья М.М. Григорьяна. – М., 1963.

Фейербах Л. Основы философии будущего. – 2-е изд-е. – М.: Соцэкгиз, 1937.

Фейербах Л. Сочинения: В 3-х т. – М.: Мысль, 1974.

Философия Гегеля и современность. – М., 1973.

Философия и религия в истории и современности: материалы научной конференции (отв.ред. А.Ф. Кудряшев).–Уфа: Изд-е Башкирск. ун-та, 2002.

Философия Канта и современность. – М., 1974.

Финогентов В.Н. Философия: Учебное пособие /Изд-е УТИС. –Уфа, 2001.

Философия Фихте в России. – СПб.: РХГИ, 2000.

Фихте И.Г. Афоризмы о религии и деизме (фрагмент) //Фихте и конец ХХ века: «Я» и «Не-Я». –Уфа, 1992.

Фихте И.Г. Замкнутое торговое государство. – М., 1923.

Фихте И.Г. Избранные сочинения. Т. 1. – М., 1916. Вступит. статья Б. Яковенко.

Фихте И.Г. Наставление к блаженной жизни. – М.: Канон +, 1997.

Фихте И.Г. Наукоучение 1801-го года. – М.: Издательство «Логос», Издательская группа «Прогресс», 2000.

Фихте И.Г. О назначении учёного. – М., 1935.

Фихте И.Г. Сочинения в 2-х т. – СПб.: Мифрил, 1993.

Фихте И.Г. Сочинения. Работы 1792-1801 гг. Изд-е подгот. П.П. Гайденко. – М.: Ладомир, 1995.

Фишер К. Гегель, его жизнь, сочинения и учение. – М.; Л., 1933.

Фонтенель Б. Рассуждения о религии, природе и разуме. – М.: Мысль, 1979.

Фрагменты из произведений И.Г. Фихте //Философские науки, № 2, 1973.

Чертков А.Б. Критическая оценка философских основ религиозной морали. – М.: Знание, 1979.

Шеллинг Ф.В.Й, Философия откровения. Т. 1. – СПб.: Наука, 2000.

Шеллинг Ф.В.Й. Pro et contra /Сост., вступ. ст. В.Ф. Пустарнакова, примеч. М.А. Ходанович. – СПб.: РХГИ, 2001.

Шеллинг Ф.В.Й. Ранние философские сочинения. – СПб.: Алетейя, Государственный Эрмитаж, 2000.

Шеллинг Ф.В.Й. Система мировых эпох: Мюнхенские лекции 1827-1828 гг. в записи Эрнста Ласо. – Томск: Изд-во «Водолей», 1999.

Шеллинг Ф.В.Й. Сочинения. В 2-х т.: Т. 1-2. – М.: Мысль, 1987-1989.

Шлейермахер Ф. Речи о религии. Монологи. – М.-К.: «REFL-book» – «ИСА», 1994.

Шмелёв В.Д. Проблемы религии в учении И. Канта. – Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 1994.

Шопенгауэр А. Мелкие философские сочинения. – М., 1904.

Шопенгауэр А. Мир как воля и представление. Афоризмы и максимы. Новые афоризмы. – Минск: Литература, 1998.

Щедровицкий Г.П. Исходные представления и категориальные средства теории деятельности //Щедровицкий Г.П. Избранные труды. – М., 1995.

Этика Канта и современность. – Рига, 1989.

Яковлев Е.К. Искусство и мировые религии: Учеб. пособие по спецкурсу для студентов филос. фак. ун-тов и вузов искусств. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Высшая школа, 1985.

 


Литература на иностранных языках

 

 

Bucher R. Staat und Kirche in der Philosophie der J.G. Fichte. – Tü bingen, 1952.

Bauer Br. Kritik der evangelischen Geschichte der Synoptiker. – Leipzig, 1841. – Bd. 1-3.

Bauer Br. Die gute Sache der Freiheit und meine eigene Angelegenheit. – Zü rich; Winterthü r, 1842.

Bauer Br. Das entdeckte Christentum. Neuausgabe. – Zü rich; Winterthü r, 1843.

Bauer Br. Vollstä ndige Geshichte des Parteikampfes. – Leipzig, 1844, vol. 1.

Briefwechsel zwischen Bruno Bauer und Edgar Bauer. – Berlin, 1845.

Cornu A. Moses Hess et la gauche Hegelienne. – Paris, 1934.

Paulus H.E.G. Die endlich offenbar gewordene positive Philosophie der Offenbarung… – Leipzig, 1843.

Riedel G. Ludvik Feuerbach a Mlady Marx. – Praha, 1962.

Ullrich H. Friedrich Engels “Anti-Schelling”. – Deutsch. Zs.fü r Philos., 1972, № 10.

J.G.Fichte im Gesprä ch: Berichte d. Zeitgenossen /hrsg.von Erich Fuchs in Zusammenarbeit mit Reinhard Lauth und Walter Schieche. – Stuttart-Bad Cannstatt: frommann – holzboog. – Bd. 1. – 6, 1978-1992.

Zvi Rosen. Bruno Bauer und Karl Marx. – Hague, 1977.

Kierkegaard S. Der Begriff Angst. – Berlin, 1965.

Hegel G.W.F. Werke. Jubileumausgabe: In 26 BD. /Hg. G. Glockner. Stuttgart, 1927-1939.

Feuerbach L. Werke. Bd. 1-6. Frankfurt a.M., 1975.

Fichte J.G. Werke. Bd. I-IX, – B., 1971.

Fichte J.G. Reden an die deutsche Nation. – Felix Meiner Verlag, Hamburg 1978.

Nickolin G. Hegel in Berichten seiner Zeitgenossen. – Hamburg, 1970.

F.W.J. Schellings sä mmtliche Werke. 2. Abteilung. Bd. 3. Stuttgart-Augsburg, 1858.

Schelling F.W.J. Philosophie der Offenbarung /M. Frank. Frankfurt a.M., 1977.

Schelling F.W.J. Philosophie der Offenbarung /M. Frank. Frankfurt a.M., 1993.

Tilliette X. Schelling: Une philosophie en devenir. – P., 1970. Bd. 2. La derniè re philosophie 1821-1854.

Zur Geschichte der Philosophie /Hg. K. Bartlein. Wü rzburg, 1983. Bd. 2. Von Kant zur Gegenwart.

Jaspers K. Schelling: Groß e und Verhä ngnis. – Mü nchen, 1955.

Miranda J. Marx against the Marxists. The Christian Humanism of Karl Marx. – N. – Y., 1986.


ОГЛАВЛЕНИЕ

 

 

Предисловие  
Пояснения к программе лекционного курса «Немецкая классическая философия религии  
Краткая программа лекционного курса  
Предполагаемые вопросы «круглого стола»  
Экзаменационные вопросы  
Глава 1. Предмет философии религии (1.1. Этимология слова «философия религии». – 1.2. Содержательный аспект понятия философии религии. – 1.3. Некоторые наиболее важные философские системы, в которых исследуются сущность и генезис религий. – 1.4. Проблема происхождения религии)      
Глава 2. Основные черты немецкой классической философии религии (2.1. Понятие «немецкая классическая философия». – 2.2. Немецкая классическая философия религии (опыт общей характеристики))    
Глава 3. Философия религии И. Канта (3.1. Кант и идея философии религии. – 3.2. Развитие науки о религии в сочинениях Канта (общая картина). – 3.3. Отношение религии к морали как основной вопрос кантовской философии религии. – 3.4. Об отношении «откровения» к «чистой религии разума». – 3.5. Распространение кантовской философии и её «предфихтевская» критика)    
Глава 4. Идея Абсолютного «Я» и полемика вокруг фихтевского учения о религии (4.1. Сочинение И.Г. Фихте «Опыт критики всяческого откровения» (1792). – 4.2. Характер обвинений в атеизме. – 4.3. Парадоксы духовного в жизни Фихте и в его учении о религии. – 4.4. Идея философии религии. – 4.5. Фихте и Шеллинг: проблема дальнейшего развития философии религии. Вопрос об Абсолютном «Я»).      
Глава 5. Философия религии Гегеля (5.1. Гегелевское дистанцирование от теологии. – 5.2. «Лекции по философии религии». – 5.3. Гегелевская постановка проблемы бытия Бога)      
Глава 6. «Новый» Шеллинг и его попытка примирить иррационализм с рационализмом (6.1. Смерть Каролины и «Штутгартские беседы». – 6.2. «Мировые эпохи» и содержащаяся в них идея панентеизма. – 6.3. Исторические обстоятельства приглашения Шеллинга в Берлин. Работа над новой философской системой. – 6.4. Берлин. Лекции по философии откровения (общий взгляд). – 6.5. Учение Шеллинга о потенциях и попытка его творческой реконструкции. – 6.6. Проблема создания «религии свободного философского понимания»)    
Глава 7. От классической философии религии к «философии, находящейся на службе истории» (7.1. Критика религии как отличительная черта младогегельянской философии религии. - 7.2. Драматический 1843 год. - 7.3. Глобальная концепция сущности религии. «Новая философия» как «новая религия». – - 7.4. Проблема перехода от классического самосознания философа к философскому праксису)      
Вместо заключения. О вере, достоинстве и любви человека  
Краткие комментарии  
Библиография  
Литература на иностранных языках  
Оглавление  

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-05-05; Просмотров: 317; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.175 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь