Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Тема 1.4 «Новоевропейская философия»



Используемый метод – метод дискуссии.

Дискуссия – это коллективное обсуждение конкретной проблемы.

Цель занятия – закрепить полученный студентами на лекции материал, сосредоточив внимание на следующих вопросах: в чем отличие философии Нового времени от предшествующих этапов ее развития, в чем смысл полемики рационализма и эмпиризма, в чем суть рационалистического метода Декарта, каковы особенности понимания Бэконом науки и ее методов, в чем основные идеи рационалистической метафизики Спинозы, в чем особенности французского материализма ХУ111 в.?

На стадии «ориентации» - информационно насыщенной происходит адаптация и подготовка участников к проблемам и персонажам философии Нового времени. Это, прежде всего ознакомление студентов с характерными особенностями философии Нового времени. Происходит полная секуляризация науки; синтез науки с религией, веры с разумом невозможен; никакие авторитеты не признаются. Важнейшим занятием человечества философия объявляет науку. Развитие науки, прежде всего экспериментально-математического естествознания способно обогатить человечество, избавить его от бед и страданий, поднять общество на новый этап развития, обеспечить общественный прогресс.

Стадия «оценки» может быть посвящена теории познания, центральной проблеме, которую ставит и решает философия в этот период. Возникают два противоположных направления в теории познания – эмпиризм («эмпирия» - опыт) и рационализм («рацио» - ум). В чем смысл полемики рационализма и эмпиризма? Эмпирики – Френсис Бэкон, Джон Гоббс, Джон Локк – были убеждены, что единственным источником знаний является опыт, связанный с человеческой чувственностью, т.е. с ощущениями, восприятиями и представлениями. Содержание всех знаний человека и человечества в конечном счете сводится к опыту: «Нет ничего в познании, чего ранее не содержалось бы в ощущениях». При этом представители эмпиризма, или сенсуалисты («сене» - чувство, ощущение), исходили из того, что в душе и разуме нет никаких врожденных знаний, представлений или идей. Душа и ум человека первоначально чисты как чистая доска, а потом ощущения, восприятия «пишут» на этой доске свои «письмена». Правда, ощущения могут обмануть, но их можно проверить путем эксперимента, опыта и уточнить, скорректировать данные органов чувств. Знание идет от экспериментального, частного, опытного к обобщениям и выдвижению теорий. Таков индуктивный метод движения ума. Наряду с экспериментом он и есть истинный метод в философии.

Рационалисты – Рене Декарт, Бенедикт Спиноза, Готфрид Лейбниц – имели абсолютно противоположную точку зрения. Они были убеждены, что ощущения и восприятия на самом деле иллюзорны. Опыт, который основан на ощущениях человека, не может быть основой общенаучного метода. Человек может, к примеру, ощущать то, чего нет (раненый ощущает боль в конечности, ко торую ампутировали), и не ощущать свою болезнь (так, больной раком на первых порах не ощущает боли и запускает болезнь). Рационалисты настаивали на том, что опытные данные, как и данные экспериментов всегда сомнительны, недостоверны. Глубину и достоверность знания чувственный опыт обеспечить не может. Только разум человека содержит идеи, которые возникли без ощущений, до ощущений, безотносительно ко всякому опыту. Развивая заложенные в уме идеи, человек может получить истинное знание о мире. Мышление основано на интуиции и дедукции, но основу истинного метода надо искать в самом уме. Рационализм провозгласил определяющую роль Разума не только в познании, но и в деятельности людей, он стал философским фундаментом идеологии Просвещения.

Стадия «консолидации». Рене Декарт (1596-1650), которого часто называют отцом философии Нового времени, очертил рамки философских задач нового времени и определил главные его философские проблемы. Основные его работы: «Рассуждение о методе», «Размышления о первой философии», «Начала философии». Декарт был дуалистом, допускал существование двух независимых друг от друга субстанций – материальной и духовной. Основное свойство материальной субстанции – протяженность, а духовной – мышление. Материальную субстанцию Декарт отождествлял с природой, полагая, что все в природе подчиняется сугубо механическим законам. Они могут быть открыты с помощью математической науки – механики. Декарт считал, что философия – система наподобие дерева. «Корень» этого дерева – метафизика; «ствол» - физика, а «ветви» и «крона» - остальные науки: медицина (обеспечивает здоровье людей), механика ( дает знания, применяемые для обустройства быта) и этика (знание об условиях благой и добродетельной жизни).Как в дереве ствол и ветви не могут вырасти без корня, так и науки не могут сформироваться до и без метафизики. Метафизикой с древности и во времена Декарта называли философию – науку о первых началах всего существующего. Декарт формулирует первое начало самой метафизики – сомнение. Декарт заложил основы новой философии человеческого духа, провозгласив: «Я мыслю, следовательно, существую».

Последователь Декарта, рационалист Бенедикт Спиноза (1632-1657) исходил из идеала математической строгости в применении разума. «Бытие вообще» (все сущее) есть вечное, бесконечное, могучее существо, которое правомерно называть субстанцией, или Богом. «Мир», частью которого является человек, есть параллельное действие двух атрибутов Бога – мышления и протяжения. Остальные способы жизнедеятельности Бога человек не может постичь в принципе. Человек только звено в бесконечной цепи причин и следствий. Выступая как первый пантеист Нового времени, Спиноза считал, что у человека есть великая способность разума, при помощи которого он познает свою связь с Богом, свою сущность, природу души и тела, может ослабить действие страстей и на этом пути приобрести блаженство.

Представителем европейского рационализма считается Немецкий философ Готфрид Вильгельм Лейбниц (1646-1716).Он считал, что в разуме нет ничего, чего бы раньше не было в чувствах. Кроме самого разума, который нельзя вывести из каких-либо чуувств. В центре философской системы Лейбница учение о монадах. Монада – неделимая духовная субстанция. Первоначальное качество монады – активность; благодаря монадам материя имеет способность к вечному самодвижению

Отцом эмпиризма Нового времени называют английского философа Френсиса Бэкона (1561-1626). Его попытка заложить прочный фундамент науки, произвести всестороннюю реформу существующего в его время знания принесла Бэкону наиболее широкую и справедливую известность. Наука должна занимать самое высокое и достойное место «в царстве человека»; знания должны приносить пользу всему человеческому роду, избавить людей от нищеты, голода, болезней. Бэкон различал два вида опытов – плодоносные и светоносные. Плодоносные – те, цепь которых принести непосредственную пользу человеку. Светоносные – это опыты, ведущие к познанию законов, явлений и свойств вещей. При этом знания, которые основаны на фактах, ведущих к широким обобщениям, изучаются методом индукции.

Как эмпирик-сенсуалист выступал английский философ Томас Гоббс (1588-1679). Он создал первую в истории философии завершенную картину механистического материализма; отрицал существование души как особой субстанции тела. Гоббс исходил из того, что люди, как и животные – сложные механизмы, действия которых определяются внешними воздействиями. Гоббс получил широкую известность своей договорной теорией государства; идеей естес твенного, а не сверхъестественного (например, божественного) происхождения государства.

Эмпиризм в познании исповедовал выдающийся английский мыслитель Джон Локк (1632-1704). Он считал, что все человеч еское знание происходит из опыта – внешнего (ощущения) и внутреннего (рефлексия). Локк выступал за принцип разделения властей; принцип разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и федеративную (внешних сношений).

Критика средневековой схоластики, апелляция к разуму вместо авторитета и традиции, которую в ХУ11в. начали Декарт, Бэкон, Гоббс, подхвачены, углублены и развиты в ХУ111 столетии французским материализмом.

 

Тема 1.5 Русская философия

Используемый метод – метод «круглого стола».

Цель занятия – Используя метод «круглого стола» обеспечить информационное и системное усвоения материала по русской философии. Метод «круглого стола» привлекает тем, что он обеспечивает на занятии введение в практику принципа «свободного микрофона».

Предварительная подготовка. Для проведения данного занятия необходимо соответствующим образом подготовить помещение.

Для занятия лучше использовать небольшую аудиторию, где симметрично полукругом расположить рабочие места, чтобы студенты могли видеть друг друга. В руках преподавателя должен быть микрофон, который можно свободно передавать участникам семинара, когда они берут слово. Аудитория должна быть оснащена аудиовизуальными средствами для демонстрации фотографий философов, раритетных изданий их произведений и т.д.

Этапы проведения занятия.

Введение. Преподаватель произносит вводное слово.

Русская философская мысль – духовная сокровищница народа, предмет нашей национальной гордости. С конца ХХ столетия на волне перестроечных процессов в России происходит пробуждение национального исторического самосознания, возникает интерес к отечественным корням – к истории русского народа, его культуре, философии. Характерно, что интерес широкой общественности к русской философии как у нас, так и за рубежом определяется специфическим, отличным от западного, толкованием внутренней духовной связи личности и общества. В зарубежной философской мысли сложилась довольно своеобразная тупиковая ситуация в вопросе о перспективах цивилизации: с одной стороны, сциентизм, абсолютизация достижений научно-технической революции, с другой, - антисциентизм, разочарование в Разуме вплоть до разрыва с рациональностью вообще. А вот русские мыслители, вполне осознавая значимость науки для жизни общества, тем не менее, учитывая исходные ценностные ориентации и менталитет русского народа, основной упор делали на нравственное совершенствование человека, на поиски правды, т.е. не только истины, но добра и красоты. И сегодня, в начале третьего тысячелетия эти гуманистические идеи выступают как самый мощный до сих пор еще не донца используемый ресурс совершенствования общественных отношений во имя человека, его счастья.

Доклады студентов. Выступающий получает три минуты, берет в руки микрофон и делает краткое сообщение по теме, которую он заранее выбрал и подготовил.

Вопросы по теме семинара. Участникам семинара предлагаются следующие вопросы: когда возникла русская философия; кто является первым русским философом; чем отличаются взгляды славянофилов и западников; что характерно для русской философии ХХ века; каково значение ноосферной идеи В.И. Вернадского; какие идеи выдвигал русский космизм.

Дискуссия в аудитории. Наибольший интерес студентов вызывает сопоставление взглядов славянофилов и западников. С интересом любознательные слушатели обсудят и другие проблемы.Секуляризация, начиная с ХУ11 века, развитие светской философии, связанной с именами М.В.Ломоносова, А.Н.Радищева, М.М.Щербатова, открывших эпоху русского Просвещения. Храмы и монастыри на Руси, вера как способ укрепления национальной идентичности. Революционные демократы В.Г.Белинский, А.И.Герцен, Н.Г.Чернышевский. Русская философия ХХ столетия. В.С.Соловьев. Н.А.Бердяев.

Подведение итогов обсуждения. Изучение русской философии пробуждает чувства гордости за свое Отечество и глубокие патриотические чувства.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-05-05; Просмотров: 266; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.021 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь