Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


ОСНОВЫ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЖУРНАЛИСТА



ОСНОВЫ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЖУРНАЛИСТА

 

Ред.-сост. С.Г. Корконосенко

 

Рекомендовано Министерством образования Российской Федерации в качестве учебника для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности «Журналистика».

 

СПб.: Знание, СПбИВЭСЭП, 2000 г.

 

В учебнике рассматриваются основные темы базового профессионального курса по специальности «Журналистика». Дана характеристика профессиональной квалификации современного работника СМИ, методов и форм его деятельности, отражения действительности в тексте, правовой и этической культуры журналиста. Анализируется роль технологического фактора в практике редакций. Для студентов и преподавателей по специальностям «Журналистика» и «Связи с общественностью» вузов России.

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ (С.Г. Корконосенко)

 

Глава 1. СЛАГАЕМЫЕ ЖУРНАЛИСТСКОЙ ПРОФЕССИИ. (С.М. Виноградова)

 

Информационно-коммуникационная деятельность у истоков мастерства

Журналистский профессионализм: вехи становления

Журналистика: призвание, ремесло, профессия

Журналист: профессиональные особенности личности

Журналистика: профессия в зеркале модели мира

 

Глава 2. ЖУРНАЛИСТСКОЕ ПОЗНАНИЕ МИРА. (Г.В. Лазутина)

 

Особый статус познавательной деятельности журналиста

Формы и ход познавательного процесса

Ориентация в информационной среде

Методы познавательной деятельности

Итог познавательной стадии

 

Глава 3. МЕТОДИКА СБОРА ИНФОРМАЦИИ. (Б.Н. Лозовский)

 

Работа с источниками информации

Способы получения информации

Этические нормы в работе с источниками информации

 

Глава 4. ОТРАЖЕНИЕ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ В ТЕКСТЕ. (Б.Я. Мисонжников)

 

Журналистский текст и его функции

Диалектика текста и диалектика отражения мира

Создание текста – процесс творческий

 

Глава 5. СИСТЕМА ЖУРНАЛИСТСКИХ ЖАНРОВ. (Л.Е. Кройчик)

 

Жанр или текст?

Оперативно-новостные тексты

Оперативно-исследовательские тексты

Исследовательско-новостные тексты

Исследовательские тексты

Исследовательско-образные тексты

 

Глава 6. ПРАВОВАЯ И ЭТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ЖУРНАЛИСТА. (С.Г. Корконосенко)

 

Право на информацию и обязанности журналистов

Система права СМИ в России

Информация ограниченного доступа в СМИ

Методика применения правовых норм

Журналистская этика

 

Глава 7. ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКТОР В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЖУРНАЛИСТА. (С.А. Михайлов)

 

Особенности работы в печатных СМИ

Особенности труда на радио

Особенности работы на телевидении

Особенности работы для информационных агентств

Особенности труда в компьютерных сетях и базах данных

Глобальная коммуникация

Универсальная подготовка к работе в системе СМИ

 

Глава 8. СОТРУДНИЧЕСТВО РЕДАКЦИИ С АУДИТОРИЕЙ. (Т.Д. Орлова)

 

Адресаты журналистских выступлений

Двусторонняя природа массовой коммуникации

Формы вовлечения аудитории в журналистский процесс

Профессиональная культура работы с почтой

Организационно-массовая работа с аудиторией

 

ГЛАВА 1

Виноградова С.М.

ГЛАВА 2

Лазутина Г.В.

ЖУРНАЛИСТСКОЕ ПОЗНАНИЕ МИРА

 

Особый статус познавательной деятельности журналиста

Формы и ход познавательного процесса

Ориентация в информационной среде

Методы познавательной деятельности

Итог познавательной стадии

 

Человеку дана удивительная способность – умножать многообразие мира. Он не просто взаимодействует со средой, в которой живет, как, скажем, дерево, зверь или птица. Он умеет творить новые реалии, опосредующие такое взаимодействие и образующие в совокупности культуру – «созданную людьми искусственную сферу существования и самореализации, источник регулирования социального взаимодействия и поведения»[1]. Реалии эти могут представлять собой материальные ценности и характеризоваться вещественно-энергетической природой (орудия труда, здания, осветительные приборы, вещи и т.д.), могут представлять собой ценности духовные и характеризоваться природой информационной (произведения науки, литературы, искусства, выполненные в том или ином материале с помощью определенной знаково-символической системы). Но в любом случае начало им дают информационно-управляющие связи человека и его окружения, позволяющие получить и удержать, накопить, переработать информационные сигналы среды, превратив их в информационный продукт, – либо для того, чтобы затем воплотить его в реалию вещного мира, либо для того, чтобы включить в сети духовных коммуникаций общества.

Информационный продукт – феномен в высшей степени интересный. Уже в исходном своем варианте он есть одновременно результат освоения действительности, поскольку аккумулирует в себе ее информационные сигналы, воспринятые человеком, и результат творчества, поскольку являет собой знаково-символическое «превращение» этих информационных сигналов в нечто новое – стабильное, способное более или менее длительно существовать во времени и пространстве, открывая свою информационную сущность всякий раз, когда возникает коммуникативная ситуация. Более того: он может представлять собой некую перекомбинацию информационных сигналов, их синтез с информацией «внутренней», выступая как образ того, чего еще нет в действительности и что еще только предстоит создать. Если познание – это «процесс установления специально обоснованных и символизированных отношений с окружением, характеризующий освоенность этого окружения на уровне устойчивых представлений»[2], а творчество – «деятельность, порождающая нечто качественно новое, никогда ранее не существовавшее и отличающееся неповторимостью, оригинальностью и общественно-исторической уникальностью»[3], то информационный продукт есть живое воплощение неразрывных уз познания и творчества.

Каждый отдельный человек познает объективную действительность, создавая ее образ в своем внутреннем мире непосредственно и опосредованно, через собственный контакт с нею и через информационные продукты, созданные другими людьми, выступающими как субъекты разных видов творческой деятельности. Эти виды творчества вызываются к жизни многообразными общественными потребностями и существуют в двух формах: как деятельность любительская и как деятельность профессиональная. Первая – добровольное дело желающих, вторая – институционально организованное исполнение обязанностей по производству определенных информационных продуктов в обществе соответствующими профессиональными группами.

Журналисты – одна из таких профессиональных групп. Их первоочередная забота создавать информационные продукты оперативного пользования, предназначенные для оперативного познания изменений действительности. «Журналистика выступает в истории и как социальный институт и как общественная деятельность, опосредующая с помощью актуальной информации связь отдельных индивидов с совокупностью новых изменений в обществе, с динамикой окружающего мира. Она координирует темпы социальной жизни с ритмами индивидуального существования и, обеспечивая их параллелизм, синхронизацию и определенную интеграцию, выполняет разнообразные функции ориентации индивидов в социуме»[4]. Повышению надежности ориентации служит и обязанность прессы, выступая за всеобщие ценности гуманизма, заботиться о том, «чтобы общественность получила достаточно материала, позволяющего ей сформировать точное и связное представление о мире», чтобы она имела доступ к СМИ для свободного выражения мнений[5].

Однако действуют журналисты в условиях, при которых высокая степень надежности такой ориентации трудно достижима. Объясняется это, прежде всего, тем, что «факт трансцендентности мира по отношению к отдельным индивидам, составляющим аудиторию средств массовой информации, объективно содержит в себе возможность злоупотреблений монополией журналистики на повседневное оперативное сообщение информации о запредельной для этих индивидов реальности»[6]. Но даже если не принимать во внимание эту «возможность злоупотреблений», проявляющихся как намеренное манипулирование сознанием людей, есть достаточно причин, способных повлиять на степень истинности создаваемого журналистикой оперативного знания. Среди них – и общие закономерности познания, в силу которых ни один фрагмент реальности человеческая психика не может отразить в полном объеме, и творческая природа сознания, способного «заместить» любую «отсеченную» существенную связь несущественной, малосущественной, кажущейся или предполагаемой связью, и особый характер обстоятельств, в которых работает журналист.

Социальные последствия неадекватности действительному миру той знаково-символической реальности, которую создает журналистика, бывают весьма ощутимы. Примеров тому – множество. Вспомним хотя бы такой: средства массовой информации долго и дружно пели гимн «мирному атому», невольно усыпляя бдительность человечества, и без того неосмотрительно вторгшегося в тайны бытия. Расплатиться за это пришлось Чернобылем...

Осознание ответственности такого рода не бывает быстрым. Это тоже момент познания – себя, своего места в мире, тех средств, которые могут уберечь от подобных бед. Результаты самопознания в журналистике на современном этапе уже дают возможность заключить: один из путей, ведущих к увеличению надежности прессовой информации, связан с личностью журналиста, с совершенствованием его собственных умений познавать мир в процессе творческой деятельности.

в начало

 

ОСОБЫЙ СТАТУС ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЖУРНАЛИСТА

 

Вообще-то творческий процесс в любом виде деятельности непрерывен: упрятанная в глубинах психики лаборатория по переработке информации не знает покоя ни днем, ни ночью. Но продукцию свою она выдает на-гора порциями – отдельными произведениями. Процесс рождения каждого из произведений – творческий акт – несет в себе черты, характерные и для творчества в целом, и для данного его вида.

Главная особенность творческого процесса как такового нам уже понятна: он всегда начинается освоением действительности. Без накопления информации не преодолеть той проблемной ситуации, какой является начало любого творческого акта: есть созидательная потребность, есть ориентировочная задача, а решения ее – нет. Оно придет только тогда, когда наступит «насыщение» информацией и забрезжит конкретный замысел.

Но в разных видах творчества этот момент оказывается принципиально различным. Одно дело, скажем, поэзия, где накопление информации идет почти неосознаваемо, представляя собой непосредственное переживание творцом его отношений с действительностью. Другое дело – наука, которая может на годы «привязать» исследователя к освоению «неподдающегося» предмета, сделав получение необходимой информации едва ли не единственным смыслом жизни.

В журналистике начальная стадия творческого процесса – тоже явление специфическое. Она представляет собой осознанную, целенаправленную познавательную деятельность, у которой есть все признаки особого статуса, а именно: особый предмет познания, особая цель, из которой вытекают конкретные задачи, особые условия. Постараемся поглубже понять, что это значит.

Журналистское произведение создается для сообщения о конкретных изменениях действительности – очевидных (совершающиеся события) или неочевидных (назревающие проблемы). Соответственно предметом познания для журналиста выступают конкретные ситуации жизни, в которых обнаруживают себя ее новые моменты – позитивные или негативные, но обязательно значимые для многих. По времени это преимущественно ситуации текущей реальной действительности, то есть сегодняшние, «свежие». Подчеркнем значение слова «преимущественно». Дело в том, что бывают случаи, когда возникает нужда в обращении к фактам вчерашнего дня, а иногда — особенно при наличии «белых пятен» в истории – и к сюжетам из далекого прошлого. Но это те самые исключения, которые подтверждают правило.

Масштабы ситуаций могут меняться в широком диапазоне: от локальных (из жизни одного человека) до глобальных (скажем, экологический кризис, угрожающий планете). По стадии развития проявляющихся в них противоречий они делятся на позитивные, проблемные и конфликтные. Но самое главное в том, что любая из этих ситуаций осваивается журналистом не просто сама по себе, а в связи с более широкой ситуацией проблемного характера, в которую она входит в силу системной организации мира (ситуация на заводе есть часть положения дел в городе, ситуация в городе – часть обстоятельств, сложившихся в области, и т.д.). В этой более широкой ситуации журналиста интересует один ее аспект – назревшая или назревающая проблема, переживаемая многими людьми. Именно в контексте более широкой, масштабной проблемы журналист изучает свой предмет, устанавливая характер отношений между ними. А характер может быть разным:

 

Ø конкретная ситуация может нести в себе проблему, быть ее проявлением – и тогда она способна выступить как источник новых сведений о проблеме, о вызывающих ее причинах, о тех опасностях, которые с нею связаны;

Ø конкретная ситуация может нести в себе опыт разрешения масштабной проблемы – и тогда она способна дать знание о путях выхода из противоречия, о средствах, которые целесообразно использовать для этого;

Ø в конкретной ситуации могут проявиться конфликтные последствия своевременно неразрешенной проблемы – и тогда она становится источником знания о тех потерях, к которым ведут подобные коллизии.

 

Именно эта связь конкретных реальных ситуаций с масштабными проблемами определяет актуальность и общезначимость того оперативного знания, которое журналист сообщает аудитории в своем произведении.

Но специфичен не только сам предмет познавательной деятельности журналиста. Специфичны и сведения о предмете, выступающие как цель журналистского поиска. Их круг широк: нам нужны сведения, которые характеризуют как особенности изучаемой ситуации, так и черты, объединяющие ее с масштабной проблемной ситуацией, как ретроспективу ее, так и перспективу, как сущность происходящего (то есть сторону, не доступную наблюдению, постигаемую только мыслью), так и явление – сторону видимую, слышимую, наблюдаемую, поддающуюся воспроизведению в деталях. Можно сказать, что цель познавательной деятельности журналиста в процессе творчества – получить не только необходимое оперативное знание о действительности, но и те средства, с помощью которых оно может быть адекватно предъявлено в тексте. Это связано с особенностями синтактики текста, сложившейся в процессе становления журналистики как особого рода творческой деятельности. Главным средством для выражения журналистской информации выступают факты – те «атомы» действительности, из которых складываются ситуации и которые, будучи обозначены в тексте, с большей или меньшей степенью точности способны эти ситуации воспроизвести. Если художник, создавая живописное полотно, подсматривает у жизни особенности линий, объемов, света и тени, в которых воплощается мир, то журналист осваивает детали, из которых складываются факты, позволяющие проникнуть в их суть.

Все это означает, что познавательные задачи у журналиста не только ответственны и велики по объему, но и весьма разнообразны. Решать же их приходится чаще всего в одиночку, в предельно сжатые сроки, при недостаточном исходном уровне компетентности. Вдобавок в подавляющем большинстве случаев познавательный процесс неотделим от межличностного общения, а следовательно – и от активного эмоционального переживания ситуации, тем паче что обстановка общения далеко не всегда бывает для корреспондента дружественной. Отсюда – высокое интеллектуальное и эмоциональное напряжение, увеличивающее вероятность просчетов. Есть еще одна особенность условий, существенно осложняющая журналисту освоение действительности: он практически всегда действует на «чужой территории» – в незнакомой или мало знакомой предметной среде, требующей определенных усилий для адаптации. Мало того: эта предметная среда может располагаться «на земле, под землей и на небе».

Итак, условия, в которых протекает журналистское познание, разнообразны настолько же, насколько разнообразна жизнь, подлежащая изображению. Можно сказать, что устойчивый признак условий познавательной деятельности журналиста заключается в отсутствии устойчивости.

Надо иметь в виду и то обстоятельство, что мыслительная работа, посредством которой корреспондент от предметно-чувственного созерцания действительности переходит к постижению неочевидных связей, сущности совершающихся в ней перемен, не завершается в момент прекращения контактов с объектом познания. Она продолжается все время, пока идет работа над текстом. Строго говоря, и это тоже лишь условная граница познавательного процесса: полученная информация становится той «рудой», которую человек при тех или иных обстоятельствах, в той или иной мере будет перерабатывать на протяжении всей жизни. Но сейчас для нас важно, что при создании произведения могут возникнуть осложнения познавательного характера. Скажем, вдруг обнаружится так называемый недобор материала: вроде бы напрашивается интересный вывод, а фактов, подтверждающих его, недостает – хоть снова отправляйся на объект. Бывает, что приходится-таки отправляться...

Совокупность рассмотренных обстоятельств и привела к тому, что в процессе формирования и развития журналистики как профессиональной деятельности сложились определенные формы познания и определенные его процедуры, помогающие строить работу рационально и получать возможно более надежный результат.

в начало

 

ФОРМЫ И ХОД ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

 

В практике прессы журналистское произведение, как нам известно, существует в нескольких разновидностях, обозначаемых понятием «жанры». Выполняя общее назначение журналистского текста, его жанровые варианты тем не менее ориентированы на разные целевые установки и потому нуждаются в разной мере постижения действительности. В соответствии с этим познавательная деятельность корреспондента обрела три формы, в значительной степени отличающиеся друг от друга по объему задач, по их составу, по конкретным условиям, в которых они решаются.

Наиболее простой вариант познавательного процесса демонстрирует нам новостная журналистика. Этим понятием обозначается вся совокупность жанров, ориентированных на сообщение оперативной событийной информации. Правда, новость сначала надо найти, а это само по себе – большая сложность. Однако как стадия творческого акта познавательная деятельность в новостной журналистике все же наименее продолжительна и наиболее похожа на то, что называется сбором фактов, хотя на самом деле она к этому не сводится. Суть в том, что предмет познания здесь именно новость – свершившийся в действительности факт, существенным образом меняющий ситуацию. Соответственно целевая познавательная задача журналиста состоит в том. чтобы установить этот факт в определяющих его границах (в практике они осознаются как ответы на вопросы «Кто? » «Что? » «Где? » «Когда? ») и определить, насколько существенные изменения в положении дел он вызывает (для этого приходится ответить себе на вопросы «Почему? » «Зачем? » «Что из этого следует? »). Последнее предполагает интенсивную мыслительную деятельность, в которой используются все основные логические операции: соотнесение, узнавание, различение, анализ, синтез, оценка. Однако глубокого собственного проникновения в неочевидные связи при этом не требуется: оно вполне может быть компенсировано сотрудничеством журналиста с более компетентными лицами – участниками событий или экспертами, согласившимися дать свои комментарии к происходящему. Познавательный процесс в данном случае протекает как ознакомление с ситуацией, занимает сравнительно немного времени и опирается на здравый смысл – присущую человеку способность к размышлению.

Куда более сложные задачи встают перед журналистом, если его творческий акт ориентирован на подготовку проблемно-аналитического материала, призванного проявить существо происходящих событий, определить тенденции их развития, обнаружить корни возникающих трудностей и возможные пути их устранения. Здесь мы имеем дело с другой разновидностью познавательного процесса – с журналистским исследованием ситуации. Оно представляет собой поэтапную познавательную деятельность, направляемую отчетливо осознаваемыми задачами и предполагающую не только установление фактов. Предмет познания в данном случае – ситуация в целом, взятая под углом зрения более широкой проблемы, касающейся многих людей. Освоение такого предмета невозможно без выявления неочевидных связей фактов, составляющих ситуацию, прежде всего – связей причинно-следственных. Поэтому здравого смысла тут недостаточно, нужна работа мысли иного характера, иной степени напряжения, не сводящаяся ни к интуитивным прозрениям (хотя роль интуиции велика), ни к упомянутым выше логическим операциям (хотя все они и тут встречаются). То же самое можно сказать о случаях, когда внимание корреспондента сосредоточивается на человеке, с которым он собирается познакомить аудиторию.

Третий вариант познавательного процесса в журналистике обусловлен особыми обстоятельствами действительности, а именно – наличием в ней негативных моментов, наносящих обществу вред, однако не только не очевидных, но скрываемых, маскируемых под благополучные. Это может быть, к примеру, неблаговидная по существу, но успешно камуфлируемая деятельность махинаторов или взяточничество среди представителей властных структур. Если у журналиста возникает необходимость разобраться в происходящем и разоблачить его участников, обычного исследования уже недостаточно. Предмет познания в этом случае – ситуация, состоящая из фактов, значительная часть которых намеренно скрывается, а связи между ними, если они обнаруживаются, подаются далеко не в истинном свете. Целевая познавательная задача оказывается здесь чрезвычайно сложной: добыть скрываемые данные и понять их суть, их значение. Решение такой задачи протекает как журналистское расследование, в ходе которого автору будущего материала не раз приходится сталкиваться с нестандартными («нештатными») условиями и принимать нестандартные решения, ответственность за которые он должен брать на себя.

Но как бы ни значительны были отличия этих трех вариантов познавательного процесса, механизмы психики, посредством которых они осуществляются, едины: в переработке информационных сигналов действительности участвуют восприятие, память, мышление интуитивное, мышление наглядно-образное, мышление словесно-логическое, воображение. Принципиально един и состав технологических операций (процедур), образующих акт познания. Каждая из них носит комплексный характер, то есть представляет собой решение набора задач трех типов: эмпирические, предполагающие установление фактов, теоретические, направленные на выявление внутренних и внешних связей между фактами, организационно-практические, нацеленные на оптимальную организацию хода работы. Конкретное количество задач, равно как и степень сложности, зависит от разновидности познавательного процесса, однако в той или иной мере они присутствуют в журналистском познании всегда. Это и определяет стабильность операциональной структуры, образующей как бы лесенку из четырех ступенек, по которой журналист «спускается» в глубь жизни.

Первая «ступенька» – выработка заявки на тему, когда выявляется адрес искомой реальной ситуации (конкретный объект действительности, заслуживающий внимания прессы) и предположительно определяются масштабы проблемы, в контексте которых искомая ситуация может быть значима; на этом этапе планируется ход работы.

Вторая «ступенька» – сбор предварительных данных. Смысл этой операции в том, чтобы повысить уровень компетентности журналиста, обогатив его знание об объекте, на котором предстоит работать, и о соответствующей проблеме за счет сведений, уже зафиксированных в документальных источниках, а также уточнить план деятельности и конкретные практические действия.

Еще одна «ступенька» – определение конкретного предмета изучения, осуществляемое в ходе первичного непосредственного знакомства с объектом. На этой стадии проверяется правильность «домашних заготовок» – предварительно выработанных предположений (гипотез) о состоянии объекта, о характере связи сложившейся на нем ситуации с проблемой, через которую журналист намерен ее рассматривать, – и вновь уточняется план деятельности, конкретизируются необходимые практические шаги.

Завершается познавательный процесс направленным изучением предмета – операцией самой сложной и самой развернутой: она предусматривает решение основных задач журналистского познания в конкретном творческом акте. Здесь устанавливаются все факты, характеризующие ситуацию; работой мысли вскрываются все их существенные связи и отношение к проблеме; делаются заключения о сущности происходящего; осознаются – и обсуждаются с компетентными лицами – варианты решения проблемы[7].

Результатом познавательной стадии творческого акта оказывается журналистская концепция изученной ситуации – представление о происходящем, интерпретированное журналистом в соответствии со своим мировоззрением, со своей системой ценностей. На основе этой концепции и формируется далее конкретный замысел будущего произведения. В структуре замысла уже четко проступают тема текста, его идея, принцип организации – этим замысел отличается от концепции.

в начало

 

ОРИЕНТАЦИЯ В ИНФОРМАЦИОННОЙ СРЕДЕ

 

Чтобы познавательный процесс шел успешно, у журналиста должна быть сформирована твердая установка на восприятие действительности как совокупности источников информации, каждый из которых может подарить ему «эксклюзив» – то, что другим пока неизвестно. Умение добыть первичные, «живые» сведения служит одним из основных показателей высокого профессионализма журналиста. Условием, при котором такое умение появляется, выступает свободная ориентация в существующей информационной среде.

В обществе утвердилось понимание необходимости оказывать прессе информационную поддержку и сложилась довольно широко развернутая сеть информирования журналистов о происходящих событиях. К основным элементам сети относятся:

 

Ø брифинги – короткие совещания, на которых происходит ознакомление работников средств массовой информации с позицией устроителей встречи (чаще всего это представители властных структур) по тому или иному вопросу;

Ø презентации – торжественные встречи представителей каких-либо государственных, общественных или частных структур с общественностью, в том числе с представителями прессы, для ознакомления с новым предприятием, новой продукцией, новыми результатами деятельности;

Ø пресс-конференции – встречи государственных и общественных деятелей, представителей науки, культуры с журналистами для информирования их в связи с актуальными событиями или для ответов на их вопросы;

Ø пресс-релизы – специальные сводки сообщений для прессы о существенных фактах, подготовленные соответствующими пресс-службами;

Ø специализированные информационные бюллетени о текущих событиях той или иной сферы действительности, издаваемые корпоративными информационными агентствами;

Ø экстренные сообщения по факсу или электронной почте, поступающие в редакции от пресс-секретарей, пресс-служб, пресс-центров различных ведомств и общественных объединений, иногда – непосредственно от участников событий.

 

Как правило, по этим каналам распространяются анонсы (сообщения о предстоящих событиях) или информационные продукты «общего предназначения», созданные централизованно, без учета специфики определенного средства массовой информации. Теми же особенностями отличаются сообщения информационных агентств – специальных служб, готовящих журналистские материалы, предназначенные для использования в СМИ на договорных началах (подписка).

Такая помощь весьма существенна для деятельности редакций, но не снимает проблемы своевременного получения сведений непосредственно из жизни, а следовательно – проблемы источников информации (тем более, что и подготовка агентских материалов связана с ними). Источником информации для журналиста выступает фрагмент реальности, контакт с которым пополняет сознание корреспондента новыми данными об этой реальности. В сущности, есть только три типа источников информации: документ, человек и предметно-вещественная среда. Что представляет собой каждый из них в общем плане?

Понятие «документ» употребляется в нескольких значениях. Согласно одному из них, наиболее широкому, документ есть материальный носитель записи (бумага, кино- и фотопленка, перфокарта, магнитная запись и т.п.) с зафиксированной на нем информацией для передачи ее во времени и пространстве. Это хранилище информационных продуктов, благодаря которому они включаются в коммуникативный процесс. Документ в узком смысле – информационный продукт особого рода, а именно: официальная бумага, созданная для подтверждения какого-либо факта или права на что-то. Для журналистики актуальны оба значения этого слова. Только надо иметь в виду: в данном случае речь идет именно об информационных продуктах, а они могут быть разного качества, поскольку несут на себе печать личности того, кто их создавал, и условий, в которых это происходило.

Другой тип источников информации – человек. В американской научной традиции он обозначается как «живой источник». Пожалуй, это центральное звено информационной среды. Во-первых, человек – это нередко свидетель или участник происходящих событий и потому выступает как держатель информации о них. Во-вторых, он – носитель информации о себе, о своем субъективном мире и облике. В-третьих, он – транслятор информации, полученной от других. Но есть у этого источника особенность, заметно осложняющая его освоение: он может либо «открыться» нам, либо не «открыться». Человек сам программирует свое информационное поведение, и журналист не может этого не учитывать.

Наконец, еще один тип источников информации – предметно-вещественная среда, иначе говоря – обстановка, которая окружает человека. Иной раз предметы и вещи могут рассказать о нем не меньше, чем он сам. По обстановке «прочитываются» события, отношения людей, их характеры, но при одном условии: если корреспондент знает язык вещей, если он умеет видеть и понимать их «речь».

Когда творческий акт журналиста начинается на основе каких-то конкретных данных, особых сложностей с поиском источников информации нет: ясно, что их можно обнаружить в ареале интересующего нас события. А вот как найти источники, которые могли бы открыть новую тему?.. С этой целью асы репортерской работы формируют сеть информаторов. Мотивы, по которым люди вступают в сотрудничество с прессой, различны. У одних это – стремление со временем стать журналистом, у других – желание подработать репортерским трудом, у третьих – солидарность с редакциями, ведущими борьбу с коррупцией, несправедливостью, произволом. Представители последней категории лиц, как правило, не стремятся ни к деньгам, ни к славе, они вступают в контакт с прессой из гражданских побуждений и подчас многим рискуют, а потому нуждаются в гарантиях неразглашения имени. Однако практика показывает, что доступ журналистов к информации оказывается далеко не беспрепятственным. Подчас это приводит к тому, что приходится искать обходные пути, не довольствуясь обычными методами познания, которые в нормальных условиях способны дать достаточно надежные результаты.

в начало

 

МЕТОДЫ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

Понятием «метод» в современной науке обозначается система научно обоснованных действий, необходимых для решения задач того или иного типа. Методы формируются в процессе деятельности на базе стихийно найденных приемов – как итог их осмысления, систематизации, отбора по степени эффективности.

В соответствии с познавательными задачами, встающими перед работниками СМИ, методы журналистского познания действительности образуют две большие группы. В одну входят методы получения сведений (иначе говоря, эмпирические, поскольку основаны на опыте взаимодействия со средой). Другую составляют методы постижения сути происходящего (иначе говоря, теоретические – поскольку служат выявлению неочевидных связей фактов действительности и реализуются как мыслительная работа).

В группе методов получения сведений ясно различаются две подгруппы: традиционные журналистские методы и методы, заимствованные из конкретных социальных исследований. Они возникают на общей основе, восходя к одному и тому же феноменальному свойству человека – способности воспринимать информацию через визуальные контакты, через речевое общение и через освоение знаково-символических информационных продуктов в письменной и печатной форме. Однако между ними есть и существенные различия. При изучении того или иного состояния действительности традиционные методы позволяют выявить его качественное своеобразие и далее воспроизвести это своеобразие в тексте, а методы социологических исследований ориентированы на его количественное измерение и предъявление результатов в качественно-количественных характеристиках. Осознание того влияния, которое СМИ оказывают на социальные процессы, вызвало в профессиональной среде тенденцию к повышению надежности сведений и выводов. С одной стороны, в материалах широко публикуются данные науки, с другой стороны, сама познавательная деятельность журналистов обогащается благодаря использованию научных методов. Это и привело к тому, что на вооружении журналистики сегодня оказались многие из методов социологии.

К традиционным журналистским методам получения сведений относятся проработка документов, наблюдение и беседа.

Проработка документов – метод, позволяющий получать уже имеющиеся в «информационных кладовых» общества сведения самого разного характера: от фундаментальных положений науки до дневниковых признаний, дающих представление об их авторе. Журналист может непосредственно встроить их в свой материал, а может ограничиться только изучением найденных данных, чтобы составить себе представление о происходящем. Но в любом случае работа с документами – существенный момент творческого процесса. Она включает в себя поиски документа, его освоение, проверку на подлинность, надежность и достоверность.

В условиях «информационного взрыва» даже для того, чтобы найти необходимые источники, журналисту требуется высокий уровень библиографической грамотности, развернутое представление о типах и видах бытующих в обществе документов. В настоящее время существенно облегчает доступ к ним Интернет – всемирная компьютерная сеть, на серверах которой хранится огромное количество данных самого различного свойства.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-05-05; Просмотров: 572; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.052 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь