Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Историзм художественной литературы. Историческая правда и художественный вымысел в романе А.С.Пушкина «Капитанская дочка».



БИЛЕТ №16

1. Изображение военных будней в стихотворениях о Великой Отечественной войне (на примере изученных произведений).

Учебник, часть 2, стр. 175-177.

Война и поэзия…Казалось бы, нет более противоречивых понятий. Но вопреки старинной поговорке «Когда говорят пушки, музы молчат» в годы испытаний музы не молчали, они вели бой, они становились оружием. Слово на войне иногда стоило жизни, зато и звучало как никогда весомо. Великие события в жизни нашей страны остаются не только в благодарной памяти людей или на страницах учебников, но и в поэтических строчках, звуках музыки, в мраморе и красках. Своей эмоциональной силой произведения искусства способны воскресить минувшие события, сделать их живыми сегодня, сейчас. Казалось бы тяготы военного времени не оставляют места для песен. И тем не менее песня всегда сопровождала солдата в походе и на привале, а иногда и в бою, она вдохновляла бойцов.

В минуты отдыха песня позволяла расслабиться, сделать передышку, а в решительные минуты помогала мобилизоваться, собрать все силы, уберечься от слабости и паники, поэтому у многих бойцов и командиров в карманах гимнастерок, у самого сердца, вместе с солдатской книжкой и фотографиями родных хранились блокноты с записями фронтовых песен.

Иной старшина даже требовал, чтобы солдаты знали строевые песни как личное оружие. Говорилось, что фронтовая песня — это вторая винтовка, что враг боится песни больше, чем огнестрельного оружия, потому что боец-песенник будет сражаться до последнего, не сдаваясь, не отступая.

Стихи и песни о Великой Отечественной войне пронизаны чувством горечи и негодования на фашистов, боли от огромных потерь, коснувшихся каждой семьи. Они глубоко лиричны. Символы России — соловьи, дороги, цветущие яблони и вербы — по-новому осмысляются в военном творчестве.

В песнях и стихах военных лет сохранены для грядущих поколений легендарная храбрость и душевное мужество, оптимизм и великая человечность русского солдата. Песня Михаила Исаковского «Враги сожгли родную хату» − это песня о солдате-победителе, вернувшемся в родное село, но пафос песни трагический: прошагавший пол-Европы солдат находит на месте своего дома пепелище и могилу любимой на кладбище у околицы. Потрясение воина-победителя огромно, также как и слушателей песни.

Напевная, широкого мелодического дыхания песня «Соловьи» (стихи Фатьянова) родилась уже на исходе войны. Эта неповторимая в своем роде солдатская колыбельная запечатлела один из кратких моментов солдатского отдыха — мечты о доме, навеянные весной и предощущением скорого окончания войны.

В стихотворении «Дороги» звучит тема военных дорог, ожидания боя, ощущения его, готовности к нему. Песня должна была стать раздумьем о предстоящем, о горечи потерь и о вере в победу.

Картина, нарисованная Окуджавой в стихотворении «Здесь птицы не поют», документально точна. Эта документальность, присущая скорее хронике, чем художественному произведению, создает ощущение, что автор сложил песню прямо “в окопе” и писал не о “войне вообще” или “десантниках вообще”, а о своей конкретной судьбе, не переосмысливая свой боевой опыт, а фиксируя то, что видел вокруг.

Символы России — соловьи, дороги, цветущие яблони и вербы — по-новому осмысляются в военном творчестве.

 

Историзм художественной литературы. Историческая правда и художественный вымысел в романе А.С.Пушкина «Капитанская дочка».

Учебник, часть 2, стр. 342; часть 1, стр. 99-102, 211-213

Основу повести Пушкина составляют картины крестьянской войны под руководством Пугачева. Поэт говорит о причинах недовольства казачества, рисует ход восстания, взятие пугачевцами небольших степных крепостей, осаду Оренбурга, изображает действительно живших людей: Пугачева, Хлопушу, Белобородова, Екатерину ІІ.

Но создать художественный образ, нарисовать целостную картину жизни нельзя без художественного воображения, вымысла − даже тогда, когда писатель показывает то, что было в действительности. В самом деле, кому известно, что доподлинно говорил в такой-то вечер Пугачев своим приближенным, как был одет, как сидел, как вел себя с окружающими? Кто знает, какие чувства испытал офицер, приговоренный Пугачевым к повешению, а потом пощаженный им (подобный случай произошел на самом деле)?

Художественный вымысел помог поэту оживить картины далекого прошлого. Рисуя Пугачева, Пушкин не слепо следует за его биографией, не пересказывает ее день за днем. Поэт не обязан описывать, как герой его романа обедал каждый раз, но поэт может изобразить один из его обедов, если этот обед имел влияние на его жизнь. Именно так и подошел Пушкин к фактам жизни Пугачева.

Исторические деятели изображены в «Капитанской дочке» в окружении вымышленных лиц. Картины исторических событий переплетаются в повести с эпизодами, созданными творческим воображением писателя. Без этих вымышленных героев и событий мы не могли бы ярко представить себе фигуру Пугачева. Фантазия писателя не искала исторической правды. В жизни не было ни Гринева, ни Маши Мироновой, ни Швабрина. Но люди, подобные им, были. С помощью художественного вымысла Пушкин глубоко и правдиво воспроизвел самый дух эпохи, смело проник в характеры, переживания, думы людей 18 века.

Художественный вымысел − одно из средств воссоздания правды жизни в искусстве.

 

3. Прочитайте наизусть понравившийся отрывок из поэмы М.Ю.Лермонтова «Мцыри». Объясните свой выбор.

БИЛЕТ №17

Отношение народа, дворян и автора к предводителю восстания (по роману

Какие человеческие пороки разоблачает Н.В. Гоголь в комедии «Ревизор»?

По словам Н.В.Гоголя: «В «Ревизоре» я решился собрать в одну кучу всё дурное в России, какое я тогда знал, все несправедливости, какие делаются в тех местах и в тех случаях, где больше всего требуется от человека справедливости, и за одним разом посмеяться над всем». В первую очередь это касается пороков чиновников [конкретизируйте каких именно и как они раскрываются, это есть в билете 7, вопрос 2]. Кроме того, следует вспомнить Хлестакова (дополните негативными качествами, они есть в билете 29, вопрос 2).

В пьесе " Ревизор" Гоголь высмеивает самые разные пороки людей: жадность, взяточничество, угодничество, произвол, самодурство, грубость, эгоизм, лживость, хвастовство, лицемерие, глупость, невежество, безответственность, равнодушие к простому человеку.

БИЛЕТ №18

Составьте сравнительную характеристику образов Ровены и Ревекки в романе В. Скотта «Айвенго».

Ответ на вопрос будет дан во время изучения произведения «Айвенго»

 

БИЛЕТ №19

1. Раскройте понятия «сатиры» и «гротеска» на примере комедии Н.В.Гоголя «Ревизор». Определите их роль в произведении.

Сатира − вид комического, который беспощадно, уничтожающе осмеивает, критикует действительность, человека, явление.

Гротеск − преувеличение, резко нарушенные реальные черты, оказывающиеся сродни фантастическому. При этом часто преувеличивается не явление в целом, но какая-то его грань, что еще более нарушает действие пропорции, искажает предмет.

В сатирических произведениях пороки не только изображаются и осуждаются, но и гневно высмеиваются. Через злобное, едкое обличение пороков человека и окружающей действительности Гоголь воздействовал на читателя, вызывая возмущение, содрогание, подталкивал к размышлению. При помощи сатиры Гоголь высмеял произвол власти, взяточничество, казнокрадство, невежество, ничтожность интересов, лицемерие и ложь, чванство, полное осутствие человеческого достоинства, суеверие и сплетни.

В «Ревизоре» многое построено на преувеличении: фантастически преувеличена, доведена до «идеальной» не только глупость Хлестакова, но общечеловеческое, в сущности, желание казаться хоть чуть выше, чем ты есть на самом деле. Комически преувеличена ситуация заблуждения. Но главное, в чем реализовался гоголевский гротеск, это миражная интрига, высветившая в фантастическом отблеске абсурдность человеческой жизни в ее погоне за многочисленными миражами, когда лучшие человеческие чилы растрачиваются в стремлении настичь пустоту, столь гениально воплошонную Хлестаковым. Окаменение «немой сцены» подчеркивает, гротескно высмеивает иллюзорность, миражность целей, на достижение которых кладется порой вся жизнь.

 

БИЛЕТ №20

1. Дайте определение терминам «монолог», «ремарка», «диалог». Проиллюстрируйте эти определения примерами из текста комедии Н.В.Гоголя «Ревизор».

Ремарка — авторские пояснения, сопровождающие драматический диалог. Пример:

«...Вот что он пишет: «Любезный друг, кум и благодетель (бормочет вполголоса, пробегая скоро глазами)... и уведомить тебя». (Городничий. Действие первое, явление I).

Монолог— развёрнутое высказывание действующего лица, обращённое к партнёру, самому себе или зрителю; часто является способом самохарактеристики героя. Пример: Действие второе. Явление I, монолог Осипа.

Диалог — разговор двух или нескольких лиц, вводимый в повествовательное произведение, а также форма литературного текста, преимущественно драмы. Пример: Действие второе, Явление 11, диалог Хлестакова и Осипа.

 

Отношениями в их семье?

Алмаз − неотшлифованный драгоценный камень, который является очень твердым. Можно предположить, что, наделяя своих героев такой фамилией, Куприн подчеркивает то, что их брак очень крепкий, благодаря силе их любви. А преодоление жизненных трудностей «отшлифует» характеры супругов и их отношения до «бриллиантового блеска». То есть, пройдя огранку всеми неурядицами, их брак превратиться в прозрачный, чистый бриллиант.

Также символичным является имя Веры

 

БИЛЕТ №21

БИЛЕТ №22

БИЛЕТ №23

Лаврентьева Елена Фоминична

Облаков свинец и солнца киноварь.

Лютым холодом на мир дохнул январь.

Ветер сразу налетает за углом,

ледяной,

пропахший дымом и углем,

угрожает,

продолжает

свой кураж,

чтоб упасть, разбившись о Донецкий

кряж.

Закрываюсь от него воротником,

Называю добродушно ветерком

и чему-то улыбаюсь,

не пойму-

или ветру

ильтерпенью своему,

или жизни,

Что теперь ко мне

одной

обращается угрюмой стороной.

Словно светлое спокойствие-

Донбасс,

Сохраняя в сердце радости запас.

И какой бы непогода ни была,

я не выдам ей сердечного тепла.

В данном тексте воссоздается образ близкого лирическому герою пространства родного края - пространства открытого, безграничного (…на мир дохнул…). Оно наполнено характерными для Донбасса, с авторской точки зрения, объектами: уголь, Донецкий кряж.

Цветовая картина пространства родного края представлена синевато-серым и ярко-красным цветами: Облаков свинец и солнца киноварь.

Дана и чувственно-обонятельная картина пространства: ветер, пропахший дымом и углем. Пространство наполнено радостью, светом и теплом. В авторском восприятии географическое пространство родного края в ценностном отношении определяется как любовь.

Мир ощутим и доступен для восприятия: ветер сразу налетел, угрожает, но не серьезно – он куражится. Поэтому лирический герой называет его добродушным и делает вывод: «И какой бы непогода ни была,

я не выдам ей сердечного тепла», светлое спокойствие Донбасса помогает герою сохранить «в сердце радости запас».

Белаш Борис Федорович

Серпастый месяц всходит над рекой

Под лягушиное многоголосье.

Не шелохнутся в дреме золотой

Зерном отягощенные колосья.

А на степном развилочье дорог

Высокий дуб, ветвями подняв небо,

Стоит один, как всемогущий Бог

Политого дождем и потом хлеба.

В стихотворении покоряет и захватывает удивительная гармония чувства и слова, единство внешнего рисунка стихотворения с внутренней эмоциональностью.

Эпитеты «серпастый», «золотой», «отягощенные» характеризуют природную красоту как драгоценную; олицетворения «в дреме… колосья», «дуб, ветвями подняв небо…» делают всё вокруг живым. Природа чувствует по-человечески, дуб ощущает себя не деревом, а Богом, выбравшим на степном развилочье единственно правильный путь. Вспомните сказки, былины, свой жизненный опыт – нам все время приходится выбирать свой путь, свое предназначение. Успех приходит только к тем, кто до пота привык работать. Сравнение «как всемогущий Бог /Политого дождем и потом хлеба» поднимает на невероятную высоту человека, вырастившего в степи золотое зерно. Таким образом, стихотворение не только живописует картины природы, но и поет гимн хлеборобам.

Природа в этом лирическом произведении предстаёт перед читателем необыкновенно прекрасной, величественной и вместе с тем близкой, понятной.

 

Я на спине лежу, траву сминая,

А надо мной, беспечны и легки,

Серебряными высверками мая

Трассируют летучие жуки.

И жаворонок серебристой точечкой

Едва мерцает, канув под зенит.

И оттого, что много колокольчиков,

Весенний луг смеется и звенит.

Поэт любит свой родной край. Он открыто призывает человека на мгновение остановиться, посмотреть на красивейший окружающий мир, послушать шелест трав, услышать песню птиц, понаблюдать за небом, на котором серебристой точкой мерцает жаворонок. Яркая цветовая гамма способствует передаче тончайших настроений, придает свежесть образам. Произведение наполнено динамикой. Поэт изображает состояние природы как непрерывное движение. Природа у Б.Белаша - единый организм, огромная вселенная, части которой неделимо связаны друг с другом. В этом стихотворении она карнавальная: зеленая, серебряная, голубая, синяя, фиолетовая и даже розовая. Это цвета счастья – луг смеется и звенит.

Борис Ластовенко

И мы приходим к роднику

и отражаемся в кринице:

из собственных горячих губ

воды приходится напиться!

«Природа, Родина, народ…»

Слова в сознанье оживают,

их не напрасно корень «род»

в одну семью объединяет.

Я к влаге бережно приник,

я пью студеными глотками,

и слово звонкое «родник»

одними вспоено корнями!

У нас завидная судьба:

мы словно пьем живую воду,

всё глубже познаем себя,

всё ближе к своему народу

Лирический герой привязан чувством родства к родине. Мудрость поэта состоит в таинственном единении природы и какой-то особенной высшей силы: мы приходим к роднику и отражаемся в нем. Донбасский край щедро одарён уникальной красотой природы и искренней добротой людей, стремящихся сохранить бесценное богатство и в первозданном виде передать его последующим поколениям.

В Донбассе каждое время года неповторимо, удивительно и прекрасно! Все стихотворения объединяет одно - любовь к Родине, родной природе, способность чувствовать особенно сильно, особенно зорко видеть, замечать то, что скрыто от взора ленивого и равнодушного. И ещё одним даром обладают эти талантливые поэты: даром «рисовать словами» так, как художники рисуют карандашом и кистью.

БИЛЕТ №24

БИЛЕТ №16

1. Изображение военных будней в стихотворениях о Великой Отечественной войне (на примере изученных произведений).

Учебник, часть 2, стр. 175-177.

Война и поэзия…Казалось бы, нет более противоречивых понятий. Но вопреки старинной поговорке «Когда говорят пушки, музы молчат» в годы испытаний музы не молчали, они вели бой, они становились оружием. Слово на войне иногда стоило жизни, зато и звучало как никогда весомо. Великие события в жизни нашей страны остаются не только в благодарной памяти людей или на страницах учебников, но и в поэтических строчках, звуках музыки, в мраморе и красках. Своей эмоциональной силой произведения искусства способны воскресить минувшие события, сделать их живыми сегодня, сейчас. Казалось бы тяготы военного времени не оставляют места для песен. И тем не менее песня всегда сопровождала солдата в походе и на привале, а иногда и в бою, она вдохновляла бойцов.

В минуты отдыха песня позволяла расслабиться, сделать передышку, а в решительные минуты помогала мобилизоваться, собрать все силы, уберечься от слабости и паники, поэтому у многих бойцов и командиров в карманах гимнастерок, у самого сердца, вместе с солдатской книжкой и фотографиями родных хранились блокноты с записями фронтовых песен.

Иной старшина даже требовал, чтобы солдаты знали строевые песни как личное оружие. Говорилось, что фронтовая песня — это вторая винтовка, что враг боится песни больше, чем огнестрельного оружия, потому что боец-песенник будет сражаться до последнего, не сдаваясь, не отступая.

Стихи и песни о Великой Отечественной войне пронизаны чувством горечи и негодования на фашистов, боли от огромных потерь, коснувшихся каждой семьи. Они глубоко лиричны. Символы России — соловьи, дороги, цветущие яблони и вербы — по-новому осмысляются в военном творчестве.

В песнях и стихах военных лет сохранены для грядущих поколений легендарная храбрость и душевное мужество, оптимизм и великая человечность русского солдата. Песня Михаила Исаковского «Враги сожгли родную хату» − это песня о солдате-победителе, вернувшемся в родное село, но пафос песни трагический: прошагавший пол-Европы солдат находит на месте своего дома пепелище и могилу любимой на кладбище у околицы. Потрясение воина-победителя огромно, также как и слушателей песни.

Напевная, широкого мелодического дыхания песня «Соловьи» (стихи Фатьянова) родилась уже на исходе войны. Эта неповторимая в своем роде солдатская колыбельная запечатлела один из кратких моментов солдатского отдыха — мечты о доме, навеянные весной и предощущением скорого окончания войны.

В стихотворении «Дороги» звучит тема военных дорог, ожидания боя, ощущения его, готовности к нему. Песня должна была стать раздумьем о предстоящем, о горечи потерь и о вере в победу.

Картина, нарисованная Окуджавой в стихотворении «Здесь птицы не поют», документально точна. Эта документальность, присущая скорее хронике, чем художественному произведению, создает ощущение, что автор сложил песню прямо “в окопе” и писал не о “войне вообще” или “десантниках вообще”, а о своей конкретной судьбе, не переосмысливая свой боевой опыт, а фиксируя то, что видел вокруг.

Символы России — соловьи, дороги, цветущие яблони и вербы — по-новому осмысляются в военном творчестве.

 

Историзм художественной литературы. Историческая правда и художественный вымысел в романе А.С.Пушкина «Капитанская дочка».

Учебник, часть 2, стр. 342; часть 1, стр. 99-102, 211-213

Основу повести Пушкина составляют картины крестьянской войны под руководством Пугачева. Поэт говорит о причинах недовольства казачества, рисует ход восстания, взятие пугачевцами небольших степных крепостей, осаду Оренбурга, изображает действительно живших людей: Пугачева, Хлопушу, Белобородова, Екатерину ІІ.

Но создать художественный образ, нарисовать целостную картину жизни нельзя без художественного воображения, вымысла − даже тогда, когда писатель показывает то, что было в действительности. В самом деле, кому известно, что доподлинно говорил в такой-то вечер Пугачев своим приближенным, как был одет, как сидел, как вел себя с окружающими? Кто знает, какие чувства испытал офицер, приговоренный Пугачевым к повешению, а потом пощаженный им (подобный случай произошел на самом деле)?

Художественный вымысел помог поэту оживить картины далекого прошлого. Рисуя Пугачева, Пушкин не слепо следует за его биографией, не пересказывает ее день за днем. Поэт не обязан описывать, как герой его романа обедал каждый раз, но поэт может изобразить один из его обедов, если этот обед имел влияние на его жизнь. Именно так и подошел Пушкин к фактам жизни Пугачева.

Исторические деятели изображены в «Капитанской дочке» в окружении вымышленных лиц. Картины исторических событий переплетаются в повести с эпизодами, созданными творческим воображением писателя. Без этих вымышленных героев и событий мы не могли бы ярко представить себе фигуру Пугачева. Фантазия писателя не искала исторической правды. В жизни не было ни Гринева, ни Маши Мироновой, ни Швабрина. Но люди, подобные им, были. С помощью художественного вымысла Пушкин глубоко и правдиво воспроизвел самый дух эпохи, смело проник в характеры, переживания, думы людей 18 века.

Художественный вымысел − одно из средств воссоздания правды жизни в искусстве.

 

3. Прочитайте наизусть понравившийся отрывок из поэмы М.Ю.Лермонтова «Мцыри». Объясните свой выбор.

БИЛЕТ №17


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-05-05; Просмотров: 709; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.053 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь