Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Глава 1. Политические разногласия между Христианством и Исламом



Крестовые походы являются наиболее важным этапом в истории всего Средневековья. В них были вовлечены почти все слои западноевропейских стран: в так называемом паломничестве принимали участие как короли, так и простолюдины, высшая знать и духовенство, рыцари и многие другие.

Предпосылки разногласий

По словам хрониста XIII столетия Мэтью Пэриса: «Крестовый поход был обычным для христиан предприятием» -то есть политической и военной кампанией, которую одобрял весь католический мир - аристократы, клирики и простые люди.

Одной из важнейших причин Крестовых походов была именно политическая, которая была тесно переплетена с религиозным и экономическим аспектами.

В 1060-е те паломничества, которые совершались пилигримами носили в основном религиозный характер – они направлялись в Палестину ко Гробу Господня. Что важно, арабы не препятствовали таким паломничествам, но христианское чувство сильно оскорблялось при многочисленных проявлениях «мусульманского фанатизма».

Необходимость интернациональных Крестовых походов, была сформулирована папой Урбаном после окончания Клермонского собора в марте 1095 г. Непосредственно здесь, он определил главную политико-экономическую причину: европейская земля не в состоянии прокормить людей, которые живут на ней. И именно поэтому для сохранения христианского населения необходимо завоевание богатых земель на Востоке.

Приняв участие в Крестовом походе, европейские жители могли надеяться на приобретение земли и положения в обществе. А крестьянам Крестовые походы давали возможность освободиться от пожизненной крепостной зависимости.[2]

Необходимо отметить и то, что данные паломничества поражали своим интернациональным характером – они в буквальном смысле объединяли «весь латинский народ». Все участники похода шли под единым христианским знаменем - крестом, а не под флагом определенной династии или страны.

1.2. Политический аспект противоречий

К середине X века Византийская империя смогла возвратить некоторые земли, которые были потеряны в результате арабских нашествий. Среди них были остров Крит, Антиохия и часть Сирии. Но вскоре, уже в начале XI столетия в Византии происходила «государственная чехарда»: престол после смерти Василия II (1025) занимали слабые императоры, которые беспрерывно сменяли друг друга. В это же время турки пользуются беззащитностью страны и внутренними раздорами империи, где та или другая партия не задумываясь приглашали их к себе на помощь и тем самым все глубже вводили во внутреннюю жизнь государства.[3]

Слабость верховной власти оказалась большой опасностью для Византии и для всей Европы в целом. Потому что именно в это время в передней Азии сельджуки совершали своё наступательное движение на Запад. Под предводительством Шакир-бека и Тогрул-бека они смогли подчинили своей власти большую часть Ирана, Месопотамии, Сирию и Палестину.

В это же время европейские провинции Византийской империи подвергались беспрерывным вторжениям переселившихся на Балканы кочевых печенегов и огузов, которые производили страшные опустошения иногда под самыми стенами столицы.

Нельзя оставить без должного внимания и тот факт, что существовала экономическая предпосылка для начала Крестовых походов. Именно по этой причине в паломничествах участвовали итальянские и французские пилигримы. Вся суть заключалась в том, что на протяжении нескольких веков большое количество итальянских городов, таких как: Амальфи, Пиза, Генуя и Венеция сражались с мусульманами за господство над западным и центральным Средиземноморьем.

К 1087 итальянцы сумели вытеснить мусульман из южной Италии и с острова Сицилия, основали поселения в Северной Африке и взяли под свой контроль западную акваторию Средиземного моря. Они предпринимали морские и сухопутные вторжения на мусульманские территории Северной Африки, силой добиваясь у местных жителей торговых привилегий. Для этих итальянских городов Крестовые походы означали лишь перенос военных действий из Западного Средиземноморья в Восточное.[4]

И все эти непрерывные нашествия на принадлежавшие христианам земли, повлекли за собой соответствующие настроения. Которые выражались в том, что христиане решили дать отпор и начать «священную войну» за освобождение исконно христианских земель.

Религиозный аспект противоречий

Ближе к концу XI века на Западе были широко распространены религиозные настроения, которые были благоприятны для призыва верующих на борьбу с неверными – арабами. Именно на Западе чрезвычайно усилилось религиозное чувство и развилось аскетическое настроение, которое в дальнейшем выразилось в различных духовных подвигах и многочисленных паломничествах.

В связи с этим духовным подъемом большое количество паломников направлялось в Палестину, где был расположен Гроб Господня. Как было упомянуло ранее, арабы не противились данным паломничествам, но многочисленные пилигримы оскорблялись проявлениям «мусульманского фанатизма»: например египетский наместник АльХаким велел разрушить храм Святого Гроба. Разрушение данной священной реликвии стало одной из предпосылок для начала священной войны.

В течении того времени, когда турки утверждались в Палестине, паломничества христиан становились все более трудными и опасными. Это проявлялось в том, что пилигримам приходилось гораздо чаще становиться жертвами так называемого «мусульманского фанатизма». Рассказы тех паломников, которые сумели вернуться на Родину развили в религиозно-настроенных массах населения негативные настроения против мусульман. Это и стало окончательной точкой к началу «Священной войны», которая чуть позже вылилась в многочисленные Крестовые походы.

Проповедь так называемого «Крестового похода» имела на Западе необыкновенный успех после проведения Клермонского собора. Во главе движения за освобождение священных земель от мусульманских захватчиков встала церковь. Папа Римский назначил епископа Пюи Адемара своим представителем, который одним из первых принял крест в Клермоне. Те, то принимали крест как пилигримы находились под покровительством церкви. Кредиторы не могли требовать с них долгов во время их путешествия. Тем Крестоносцам, которые отправлялись в Палестину из-за глубокого благочестия и веры, а не из-за стремления обогатиться, отпускались грехи.

Уже в 1090-х были предприняты первые попытки вооруженных походов на мусульман. Данная попытка была реализована зимой 1095-1096 крестоносцами из самых низких слоев, которые к тому же были очень плохо вооружены. Во главе этой массы верующих были Пётр Пустынник и Готье-нищий. Важно то, что определенная часть этой процессии, все-таки смогла достичь Константинополя, но они были чуть позже разбиты сельджуками. Это поход не принес результатов по объективным причинам: плохая боевая подготовка крестоносцев и слишком большой расчет на собственные силы. Но именно этот поход стал предпосылкой к полноценному Крестовому походу, который произошел в период с 1096 и по1099. В истории его так же часто называют Германским крестовым походом

Предпосылки крестовых походов в немусуманские страны

Крестовые походы изначально были направлены против мусульман-захватчиков, но огромный успех Первого крестового похода укрепил самосознание и превосходство христиан по отношению к язычникам. Мотивы, двигавшие крестоносцев на поход против язычников, были весьма многообразны.

Религиозная причина

Возросшее чувство превосходства направило крестьян на распространение своей веры на те территории, где обитали язычники. Это были территории восточной Прибалтики (современная Эстония, Латвия, Швеция, Финляндия), области Лангедок (современный юг Франции), Пруссия. Что важно, к крестовым походам в Европу так же относят такие походы как:

· Крестовые походы пастушков (1251 г. и 1320 г.)

· Крестовые походы на Русь (1240 г. И 1242 г.)

· Крестовый поход на Смирну (1343—1348)

· Крестовые походы против гуситов (1420—1434)

Кроме распространения христианства на язычников, существовала еще одна значимая предпосылка походов на нехристиан.

 

Политическая причина

Территория населенная язычниками имела благородные почвы и являлась своеобразной «приманкой» для крестоносцев. Язычники для христиан были «не людьми», но они осознавали что те обладают благородной почвой, которую можно захватить.

Как было сказано в Архивной книге Магдебургского архиепископства: «Если крестоносцы пожелают, они могут завоевать самую лучшую страну для поселения. Хотя язычники скверны, их земля богато одарена мясом, мёдом и мукой».

Вывод

Крестовые походы являются важнейшим событием во времена Средневековья. Удивительной особенностью крестовых походов в целом, является то что в них принимали участие все слои населения: от крестьян до членов знатного рода. Кроме того, существует два значительных противоречия, которые стали причинами дальнейших Крестовых походов. К ним следует отнести религиозное и политическое противоречия. Религиозная причина заключается в том, что мусульмане заняли «священные земли Иерусалима», тем самым ограничивая паломничества христиан. Но политические противоречия между христианами и мусульманами, сыграли все таки главенствующую роль в тех походах, которые были совершены в последствии.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-05-05; Просмотров: 371; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.019 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь