Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Форма ритуала экзорцизма над одержимыми(Перевод из «Римского ритуала»)



Священник, исповедовавшись или, во всяком случае, ненавидя грех всем своим сердцем и произнеся мессу, если это может быть должным образом осуществлено, смиренно вознеся к Господу молитву о помощи, облачается в стихарь и фиолетовую епитрахиль, конец которой он должен обернуть вокруг шеи одержимого; и когда одержимый будет перед ним, связанный в том случае, если для этого будут причины, пусть священник осенит крестом себя, одержимого, стоящих вблизи и окропит всех святой водой и затем преклонит колена, другие же пусть ему должным образом отвечают, и затем пусть прочитает Литанию до молитв.

В конце Антифона. Не прогневайся на ны, Господи, зело ниже помяни беззаконий отцов наших и грехи наши.

Отче Наш (в сторону).

И не введи нас в искушение.

Но избави нас от лукавого.

Псалом 53

Боже, именем твоим.

Далее следует произнести Слава Отцу.

Спаси раба твоего,

Господь мой, на которого уповаем.

Будь над ним, Господи, башней сильной

От врага его.

Да не будет враг над ним властен,

Да не приблизится сын зла повредить ему.

Подай, Господи, помощь ему из Святая Святых,

Укрепи его с Сиона.

Господи, услышь молитву мою,

Да дойдет до тебя плач мой.

Господь с тобою

И с духом твоим.

Господу помолимся

Господи, власть имеющий прощать и миловать: услышь наши призывы и молитвы, чтобы по милости твоей и доброте освободил Ты раба твоего (рабу твою), коий пребывает в узах грехов своих.

О Господь Святый, Отче Всемогущий, Боже Предвечный, Отец Господа Нашего Иисуса Христа: предавший тирана и супостата огню адскому; и пославший Сына Своего Единородного в мир, дабы посрамил Он дьявола, за своей добычей пришедшего, поторопись, не медли освободить человека сего, созданного по образу Твоему и Подобию, из плена сего от полуденной заразы. Пошли страх Твой, Господи, на зверя сего дикого, твой виноградник оскверняющего. Даруй рабам Твоим храбрость сразиться храбро против мерзкого дракона, да не будет его презрение над положившими веру свою в Тебя, Господи, как сказал он фараону: Не знаю я Господа и не позволю идти Израилю. Да будет десница Твоя над ним, дабы ушел он от раба Твоего (имя) (рабы Твоей (имя) +, дабы не смел более иметь власть над ним, над тем, кого создал Ты по образу Своему и искупил Кровью Сына Твоего; Который едино с Тобой восседает в Единстве Духа Святого, Един Господь, во веки веков. Аминь.

Затем следует обратиться к бесу таким образом:

Приказываю тебе, кем бы ты ни был, о, нечистый дух, и всем твоим, которые овладели Слугой Божиим, во имя Таинств Воплощения, Страстей, Воскресения и Вознесения Господа Нашего Иисуса Христа, низведшего Духа Святого, и Вторым Пришествием Господа на Суд, скажи мне имя твое, день и час своего ухода или передай неким знаком: и заклинаю тебя, чтобы мне, служителю Господа, хотя и недостойному, ты повиновался полностью во всем: не повреди этому созданию Божиему, ни тем, кто стоит рядом, ни их добру никоим образом.

Затем над одержимым следует читать отрывки из Евангелий, любого из них.

Читается Святое Евангелие от Иоанна 1: 1. При чтении следует осенить крестным знамением себе и одержимому лоб, рот и грудь. В начале было слово… полное благодати и истины.

Читается Святое Евангелие от Марка 16: 15. И сказал им: идите по всему миру… возложат руки на больных, и они будут здоровы.

Читается Святое Евангелие от Луки 10: 17. Семьдесят учеников вернулись с радостью… имена ваши написаны на небесах.

Читается Святое Евангелие от Луки 11: 14. Однажды изгнал Он беса, который был нем… дом, разделившийся сам в себе, падет.

Господи, услышь молитвы мои,

Да дойдет плачь мой к Тебе.

Господь с тобою,

И с духом твоим.

Господу помолимся

Господь Всемогущий, Слово Бога-Отца, Иисус Христос, Бог и Господин каждой твари: Давший власть Твоим Святым апостолам попирать змей и скорпионов: Который среди других заповедей своих повелел обращать демонов в бегство: Чьей властью Сатана был низвержен с небес подобно молнии, с молитвой призываю имя Твое Святое со страхом великим, чтобы мне, рабу твоему недостойному, даровал прощение всех грехов моих, чтобы дал постоянство вере и силу, чтобы щитом мне стала мощь Святой десницы твоей, чтобы смог я с верой в Тебя и в безопасности приблизиться и напасть на сего жестокого беса чрез Тебя, Господи, о Иисус Христос, Господь, Бог наш, Который придет судить живым и мертвым, и мир огнем. Аминь [511].

Затем он, защищая себя и одержимого крестным знамением, поместив часть своей епитрахили вокруг шеи, а свою правую руку на голову одержимого, решительно и с великой верой должен сказать следующее:

Узри Крест Господень, беги от человека сего.

Лев из колена Иудина, из корня Давидова победил.

Господи, услышь молитвы мои,

Да дойдет плачь мой к Тебе.

Господь с тобою,

И с духом твоим.

Господу помолимся

Боже, Отче нашего Господа Иисуса Христа, призываю Имя Твое Святое, смиренно прошу о милости, чтобы даровал Ты мне помощь против этого беса и иных нечистых духов, что досаждают Твоему созданию. Во имя Господа Иисуса Христа.

Экзорцизм

Я изгоняю тебя, о злой дух, истинное воплощение нашего врага, призрака, весь легион; во имя Господа Иисуса † Христа выйди вон и беги из этого Божьего Существа †. Он повелевает тебе, Который сбросил тебя с высот небесных и изгнал в глубины земные. Повелевает тебе Тот, Кто правит морем, ветрами и бурями. Итак, слушай и содрогайся, о, Сатана, враг веры, недруг рода человеческого, носитель смерти, похититель жизни, нарушитель справедливости, источник алчности, причина беспорядка, производитель несчастий. Почему ты стоишь и сопротивляешься, если ты знаешь, что Господь Иисус Христос сокрушит твою силу? Бойся Его, принесенного в жертву в Исааке, проданного в Иосифе, умерщвленного в Агнце, распятого в Человеке и затем победившего ад. Следующие крестные знамения должны быть сделаны на лбу одержимого. Итак, изыди во имя Отца † и Сына † и Святого † Духа; уступи место Святому Духу, по знаку Святого † Креста Господа нашего Иисуса Христа: Который с Отцом и Святым Духом есть Бог Единый, ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.

Господи, услышь молитвы мои,

Да дойдет плачь мой к Тебе.

Господь с тобою,

И с духом твоим.

Господу помолимся

Боже, Творец и Защитник рода людского, сотворивший человека по образу Своему и подобию, призри на раба своего (имя) (рабу свою)) столь тяжко страдающего от духа нечистого, которого Твой древний противник, старый враг рода человеческого, заставляет дрожать и ослепляет чувства его и наполняет его ужасом и так издевается над ним. Изгони, Господи, силу диавольскую, заставь его оставить силки свои: пусть бежит нечестивый искуситель: да будет раб Твой под защитой знака † (на лбу) Имени Твоего и в безопасности телесной и душевной (Тр и последующих крестных знамения делать на грудь одержимого). Да охранишь Ты глубины † души его, да будешь править всеми частями † тела его, да укрепишь † сердце его. Да обратится в прах все, что с душой его хочет сделать противник наш. Даруй, Господи, благодать этому призыву к Имени Твоему Святому, с тем, чтобы тот, кто вызывал доселе ужас, теперь сам бежал, убоявшись, и ушел бы побежденный; и чтобы этот раб Твой, укрепившись сердцем и отрезвившись умом, мог воздать Тебе должное. Во имя Господа Иисуса Христа. Аминь.

Экзорцизм

Я заклинаю тебя, древний змий, именем Судии над живыми и мертвыми, именем Твоего Создателя, Творца мира, Того, Который обладает властью отправить тебя в ад; скорей покинь этого раба Божьего (имя), возвращающегося в лоно Церкви в страхе и столь мучимого тобой. Я заклинаю тебя снова † (на лоб) не своею слабою силой, но Духом Святым; покинь этого раба Божьего, которого всемогущий Господь создал по своему образу и подобию. Покорись же не мне, но служителю Христа. Ибо Его властью приказываю тебе, склонившемуся здесь перед Его крестом. Трепещи от его руки, которая ведет к свету испытавших горести ада. Да убоишься ты отныне тела человеческого † (на его грудь), образа и подобия Божьего † (на его лоб). Не сопротивляйся, скорее беги из этого человека, поскольку в теле этом поселится Христос. И пусть ты знаешь, что я грешник великий, – не презирай меня. Ибо Сам Господь † повелевает тебе. Величие Христово † повелевает тебе. Бог-Отец † повелевает тебе. Бог Сын † повелевает тебе. Дух Святой † повелевает тебе. Святой крест † повелевает тебе. Вера святых апостолов Петра и Павла и всех других святых † повелевает тебе. Кровь святых мучеников † повелевает тебе. Постоянство исповедников † повелевает тебе. Благоговейное заступничество † всех святых повелевает тебе. Верность таинствам христианской веры † повелевает тебе. Изыди, окаянный. Изыди, соблазнитель, полный порока и греха, враг веры, растлитель невинных. О ужаснейший, уступи место, уступи место, нечестивейший, уступи место Христу, в Котором нет места твоим деяниям, Который поверг тебя, Который разрушил твое царство, Который взял тебя в плен и разорил твои владения, Который заключил тебя во внешнюю тьму, где для тебя и твоих служителей уготована гибель. Но, свирепый, зачем ты сопротивляешься? Падший, зачем ты отказываешься? Твои козни осуждены всемогущим Господом, чьи установления ты нарушил. Твои козни осуждены Иисусом Христом, Сыном Божьим, которого ты обрек на муки и на распятие. Твои уловки осуждены человечеством, которое ты заставил испить смертную чашу. Итак, я призываю тебя, окаянный дракон, во имя Святого Агнца, который ходит между гадюкой и василиском, между львом и драконом, оставить этого человека † (на его лоб), покинуть Храм Господень † (осенить крестом стоящих рядом). Трепещи и беги при обращении к имени Господа, от которого трепещет ад, Которому подчинены добродетели небес, Силы и Власти и Которого, не переставая, славят Херувимы и Серафимы, восклицая; свят, свят, свят Господь Бог Саваоф. Слово †, создавшее плоть, повелевает тебе. Господь †, пречистою девой рожденный, повелевает тебе. Иисус † из Назарета повелевает тебе; когда ты смеялся над Его учениками, Он повелел тебе, разбитому и поверженному, покинуть тело человека, и, отделившись от этого тела, в присутствии Христа ты не побрезговал войти в стадо свиней. Итак, заклинаю тебя во имя Его † оставить этого человека, которого Он создал. У тебя нет силы на Его силу †. Тяжко тебе идти против рожна †. И чем медленнее ты будешь выходить, тем сильнее будет наказание, поскольку ты оказываешь пренебрежение не человеку, но Господу всех живых и мертвых, Который придет судить живых и мертвых и весь мир огнем.

Господи, услышь молитвы мои,

Да дойдет плачь мой к Тебе.

Господь с тобою,

И с духом твоим.

Господу помолимся

Боже небес, Господь земли, Боже ангелов, Господь архангелов, Боже пророков, Господь апостолов, Боже мучеников, Господь дев непорочных, Боже, имеющий власть дать жизнь после смерти, отдых после трудов; ибо нет Бога, кроме Тебя, и не может быть, но Ты, Творец небу и земли, Царь истинный, Чьему Царствию не будет конца: смиренно прошу Твое Божественное величие, дабы Ты позволил избавить сего раба твоего от нечистых духов, чрез Христа, Господа нашего. Аминь.

Экзорцизм

Итак, я заклинаю тебя, нечистый дух, призрак, воплощение Сатаны, во имя Иисуса Христа из Назарета, Который после крещения в Иордане ушел в пустыню и победил тебя в твоих владениях, – прекрати оскорблять этого человека, которого Он создал из праха земного ради славы Своей; и трепещи не от слабых сил презренного человека, но от образа Всемогущего Бога. Итак, склонись перед Господом †, Который с помощью раба Своего Моисея утопил тебя и твое зло в образе фараона и его армии в пучине морской. Склонись перед Господом †, Который изгонял тебя из царя Саула благочестивыми песнями его верного слуги Давида. Склонись перед Господом †, Который проклял тебя в образе Иуды Искариота, предателя. Поскольку он наказал тебя карой † Божьей, при виде Его, трепеща и плача вместе со своими легионами, ты сказал: «Чего ты хочешь от нас, Иисусе, Сын Всемогущего Бога? Ты явился, чтобы мучить нас до срока? » Он повергает тебя в геенну огненную, Он, Который в конце времен скажет всем нечистым: Отойди от меня, проклятый, в неугасимый огонь, который приготовлен для дьявола и присных его. Для тебя, проклятого, и для твоих присных, приготовлен червь, который не умирает. Для тебя и для присных твоих приготовлен огонь неугасимый, ибо ты – главарь злейших убийц, вдохновитель кровосмешения и святотатства, мастер худших злодеяний, учитель еретиков, изобретатель всех непристойностей. Итак, зловредный, изыди †, изыди, ты, негодяй, изыди † со всеми твоими присными, потому что Господь не оставил этого человека своей милостью. Но почему ты задерживаешься и остаешься здесь? Прояви покорность Господу, Богу-Отцу †, перед которым всякое колено да преклонится. Уступи место Господу Иисусу Христу †, Который отдал ради человека свою драгоценную Кровь. Уступи место Святому Духу †, Который через благословенного апостола Павла поверг тебя на землю в Симоне-маге, Который осудил твой обман в Анании и Сапфире, Который поразил тебя в царе Ироде, не почтившем Бога, Который через апостола Павла победил тебя в Елиме-волхве, поразив его слепотой и, через того же самого апостола, словом его изгнал тебя из пифии. Итак, изыди †. Изыди, искуситель. Ты, чье жилище – безумие, чье обиталище – змий. Будь повержен и проклят. Нет больше отсрочек. Ибо взгляни: Господь приближается быстро, и его огонь горит перед ним и предшествует ему и испепелит его врагов везде. Ты можешь обмануть человека, но не можешь насмехаться над Господом. Он изгоняет тебя, Тот, от Которого ничто не укроется. Он изгоняет тебя, Тот, Чья власть повсюду. Он изгоняет тебя, Тот, Кто предуготовил тебе и твоим ангелам вечный адский огонь: из уст Которого исходит острый меч, Он, Который придет, чтобы судить живых и мертвых и весь мир огнем. Аминь.

После того, как все это было сделано и сказано, насколько это будет необходимо, следует повторять молитвы и формулы, пока одержимый не освободится.

Последующий список молитв полезен для совершающих экзорцизм. Их следует со смирением произносить над одержимым, часто при этом повторяя Отче Наш, Ave Maria и Символ веры.

Песнь. Magnificat.

Песнь. Benedictus.

Символ св. Афанасия. Quicunque uult.

Псалом XC. Qui habitat.

Псалом LXVII. Exurgat Deus.

Псалом LXIX. Deus in adiutorium.

Псалом LIII. Deus, In Nomine Tuo.

Псалом CXVII. Confitemini Domino.

Псалом XXXIV. Iudica, Domine.

Псалом XXx. In Te, Domine, speraui.

Псалом XXI. Deus, Deus, meus.

Псалом III. Domine, quid multiplicasti?

Псалом X. In Domino confido.

Псалом XII. Usquequo, Domine?

Каждый псалом должно читать со Славой Отцу…

Молитва после освобождения

Мы молимся Тебе, Господь Всмогущий, чтобы не имел более дух зла власти над рабом Твоим (имя) (рабой Твоей(имя)), но чтобы бежал прочь и никогда не возвращался: по воле Твоей, Господи, да низойдет на него (нее) милость и мир Господа нашего Иисуса Христа, чрез Которого получили мы искупление, и да не убоимся мы зла, ибо Господь с нами, Который правит с Тобою в Царствии Небесном едино со Святым Духом, Единый Господь, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Краткая форма экзорцизма, которая, будучи распространенной, отличается по цели и по методам проведения, была опубликована по приказу Папы Льва XIII и присутствует в поздних изданиях «Римского ритуала», «Exorcismus in Satanam et Angelos apostalicos» [512]. После обычного In nomine… ритуал начинается молитвой св. Михаилу, идет достаточно длительная молитва, с ответами аудитории священнику, затем читается второй цикл молитв и в конце следуют три отрывка из Литании: «Господи, избави нас от уловок и обмана лукавого. Ибо угодно Тебе, чтобы Церковь Тебя почитала в мире и в истине; молим Тебя, услышь нас, чтобы одолел Ты и подчинил всех врагов Твоей Святой Церкви; молим Тебя, услышь нас».

Затем место опрыскивается Святой водой[513], и церемония заканчивается.

Экзорцизм баптистов и изгнание бесов при помощи воды, соли [514] и масла вряд ли уместно обсуждать в этом месте книги. Следует, однако, отметить, что при церемонии Благословения Вод [515] (одобренной Священной Конгрегацией 6 декабря 1890 года), проводимой в канун Богоявления, читается торжественный «Exorcismus contra Satanam et Angelos apostalicos», за которым следует «Exorcismus salis» и «Exorcismus aquae».

В анналах истории можно прочесть о бесчисленных примерах демонических наваждений и одержимости так же, как и об удачных случаях экзорцизма. Конечно, весьма вероятно и даже доказуемо, что многие из этих случаев объясняются причинами натуральными; эпилепсией, острой истерией, начинающимся лунатизмом и тому подобным. Но тем не менее, сделав поправку на неправильный диагноз, на дурно сделанные описания редких и необычных форм психических и умственных расстройств, на легковерие наших информаторов, на честно сделанные ошибки и различные преувеличения, мы останемся с немалым количеством случаев, которые невозможно объяснить иначе, как проникновением чужеродного и враждебного разума. Но ведь никто и не требует, чтобы все случаи демонического вмешательства, запечатленные в церковной истории, принимались на веру, ни даже того, чтобы на основании исторических свидетельств верующие приняли бы определенную трактовку этих событий. Решением таких проблем должны заниматься профессиональные историки и медики. И, между прочим, и по сей день феномен одержимости встречается среди цивилизованных народов куда чаще, чем это обычно предполагают.

Анналы Бедлама, многих частных лечебниц и госпиталей хранят странные и жуткие истории. И если можно верить рассказам пионеров христианства в странах, где они проводили миссионерскую работу, свидетельств о демонической деятельности, причем весьма несомненных, накопится не меньше, чем в Галилее времен Христа [516].

Демоническое наваждение часто описывается и обсуждается ранними отцами и апологетами как самоочевидное явление, так что нет и тени сомнений, что они верили в это. В действительности успех христианского экзорцизма часто выдвигался в качестве немаловажного аргумента в дискуссиях об истинности Божественной природы основателя христианства. Было бы легко, хотя процесс этот займет достаточно много времени, привести подборку пассажей в пользу этого мнения из латинских и греческих авторов [517]. Cв. Юстин Мученик (ок. 65) говорит о демонах, бегущих от «прикосновения и дыхания христиан» (Апология II, 6), «как от пламени их палящего» добавляет св. Кирилл Иерусалимский (385 – 6) (Катехизис, XX, 3). Ориген (253 – 4) упоминает возложение рук для изгнания демонов, в то время как св. Амброзий [518] (ок. 397), св. Ефрем Сирин [519] (ок. 373) и другие действительно возлагали руки при экзорцизме. Св. Знак Креста также превозносится многими Отцами за свою эффективность при любых дьявольских соблазнах; так, Лактанций пишет: «Nunc satis est, huius signi potentiam, quantum ualeat exponere [520]. Quanto terrori sit daemonibus hoc signum, sciet, qui uiderit, quatenus adiurati per Christum, de corporibus, quae obsedrint, fugiant», Diuinarum Institutionum, IV, xxvii [521]. Cв. Афанасий (ок. 373), De Incarnatione Uerbi, XLVII; Cв. Василий (ок. 379), In Esaiam, XI, 249; cв. Кирилл Иерусалимский, Катехизис, XIII; cв. Григорий Назианзин (ок. 389), Carmen adversus Iram, 415 и далее все утверждают то же самое, не оставляя места сомнению. Св. Кирилл, Procatechesis, IX и св. Афанасий, Ad Marcellum, XXIII, рекомендуют, чтобы молитвы при экзорцизме как можно более точно повторяли истинные слова Писания.

В анналах агиографии с ранних времен и до наших дней мы находим большое количество сообщений об одержимости; очень часто рассказывается, как некий несчастный был освобожден от сатанинской силы властью молитвы некоего святого или святого слуги Божьего [522].

Так, житие св. Бенедикта, человека нрава благороднейшего, духом спокойного, исполненного чувства достоинства, предусмотрительного, величественного в свершениях на путях служения Господу, героя, подвизавшегося на ниве Христовой, содержит несколько эпизодов, в которых повествуется, как он противостоял ангелам ада, противящимся построению монастыря на гребне Монте-Кассино, где ранее произрастали плевелы сатанизма. Не говорится о том, что демонов можно было лицезреть воочию, разве что сам св. Бенедикт мог их распознать [523], однако последовательность неблагоприятных эпизодов, случаев паранормального характера и постоянные тревоги указывали на то, что святому пришлось столкнуться с трудностями, исходящими от врага не из рода людского. Не раз приходилось ему изгонять беса из монахов своего монастыря [524]и столь значимым был его триумф над адскими разрушительными силами, что он всегда почитался Церковью, как один из выдающихся «effugator daemonum», и по сей день призывается в час опасности для души и угрозы смертельной от бесов. Великую веру возлагают христиане также в медаль св. Бенедикта. Эта медаль, изначально представлявшая крест, посвящена памяти Патриарха. На одной ее стороне изображена фигура святого, держащего крест в правой руке и Святое Правило в левой. На другой стороне крест со следующими буквами на нем и вокруг него: С.S.P.B., Crux Sancti Patris Benedicti (Крест Святого Отца Бенедикта); C.S.S.M.L., Crux Sacra Sit Mihi Lux (Крест Святой да Будет Мне Светом); N.D.S.M.D., Non Draco Sit Mihi Dux (Да не Будет Дьявол Мне Стражем); U.R.S., N.S.M.U., S.M.Q.L., I.U.B., Uade Retro Satana, Nunquam Suade Mihi Uana, Suna Mala Quae Libas, Ipse Uenena Bibas (Уйди прочь, Сатана; Не Предлагай Мне по Воле Твоей; Зло то, Что по воле Твоей; Сам Испей Яда Своего) [525]. На «памятной» медали (выбитой в Монте-Кассино в 1880 году в честь 1300-летия рождения св. Бенедикта в 480 году) под его фигурой стояли слова: Ex S. M. Cassino MDCCCLXXX. На той же стороне по краю выбита надпись: Eius in obitu nro praesentia muniamur (Да будет защитой он нам в час нашей смерти), на кресте же выгравировано слово P A X.

Трудно сказать, когда появилась медаль святого Бенедикта, но во время процесса над ведьмами в Наттернберге, у Меттенского аббатства в Баварии, в 1647 году обвиняемые женщины признались, что им не удалось одолеть сие достославное аббатство, поскольку оно находилось под особой защитой Креста. При расследовании было найдено немалое количество изукрашенных крестов, с выгравированными буквами, такими, какие изображаются на бенедиктинских медалях, изображенными на стенах аббатства, но значение их было, видимо, полностью забытым. Позже, в старинном манускрипте, написанном в 1415 году, была открыта икона св. Бенедикта, держащего в одной руке посох, оканчивающийся крестом, и в другой свиток. На посохе и свитке были начертаны полностью формулы, инициалы которых мы уже привели выше. Медали с фигурами св. Бенедикта, крест и эти буквы с тех пор изображались и гравировались по всей Европе. Медали впервые были одобрены в бреве папы Бенедикта XIV от 23 декабря 1741 года и 12 марта 1742 года.

В инциденте с одержимыми мальчиками из Иллфурта (Эльзас) они демонстрировали самый неподдельный ужас и страх при виде медали св. Бенедикта.

Эти медали освящались определенным ритуалом [526], при котором произносились такие слова: «Exorcizo uos, numismata, per Deum Patrem omnipotentem…» – «Заклинаю вас, медали, Богом-Отцом Всемогущим… Да будет власть противника, вся рать сатанинская, каждый бес, дух и чары дьявольские, обращены в бегство и уничтожены добродетелью сиих медалей». [527] Далее идет молитва: «О Господи Иисусе Христе… Твоими Страстями Святыми молю смиренно и прошу Тебя, дабы Ты даровал то, о чем просит Тебя Твое Святое Имя повторяющий в молитве сией, как Ты Сам нас тому учил, да будем мы избавлены от сетей диавольских и от всех пороков его, да доставишь ты раба своего в гавань спасительную. Ныне и присно и во веки веков…» [528]

Cв. Мавр, возлюбленный ученик св. Бенедикта, также известен немалым числом излеченных им от одержимости [529]. Посетив Францию в 543 году, он стал основателем и главой аббатства Гланфейского в Анжу, позже в его честь переименованного в Сен-Мавр-де-Луаз [530]. Мощи св. Мавра после многих перемещений осели наконец в Сен-Жермен-де-Пре. В XI столетии рука святого с великой радостью была обретена в Монте-Кассино, где от ее прикосновения излечился одержимый. Об этом сообщает Дезидерий [531], который в то время был аббатом, а впоследствии стал Папой, блаженным Виктором III. В течение Средних веков гробница св. Мавра в Сен-Жермен-де-Пре была одним из популярнейших мест паломничества, и туда в больших количествах приводились одержимые для исцеления [532].

К Святому Савану, хранимому в Безансоне, также весьма часто обращались для защиты от демонов. Эта почтенная реликвия представляет собой одну из материй, использованных при погребении Христа, и была перенесена в Безансон в 1206 году Отто де ла Рошем. Праздник прибытия Савана (Susceptio) отмечается 11 июля. В наше время этот день отмечается как праздник первого ранга в кафедральном соборе Сен-Жан и как праздник второго ранга по всему диоцезу.

Лампы, изготовляемые в церкви Бонне у Нанта, также всенародно были признаны весьма эффективными при излечении одержимости.

Конечно, невозможно даже кратко перечислить пусть самые важные и удивительные из бесчисленных случаев одержимости, регистрируемых в каждой стране и в любую эпоху. Из них очень многие можно объяснить болезнями; очень многие соединением истерии и сознательного, а чаще неосознанного обмана; некоторые немногие – простым мошенничеством; и, наконец, если можно доверять историческим свидетельствам, то нередко речь идет о реальной одержимости демонами. Хотелось бы сказать о любопытных эпизодах, имевших место в Англии во времена королевы Елизаветы, когда некий пуританин Джон Даррелл произвел немалый шум своими попытками бороться с одержимостью. На эту идею его навела деятельность знаменитого экзорциста иезуитского миссионера Вильяма Вестона, получившего образование в Оксфорде и Париже и вступившего в орден 5 ноября 1575 года в Риме. Тогда он работал и преподавал в Испании, пока не был призван исполнить свою миссию и не направился в Англию 20 сентября 1584 года. В ходе своих трудов, а в то время они проходили в постоянной борьбе с опасностью, ему пришлось произвести экзорцизм над несколькими персонами, которых, как правило, приносили в дома двух ревностных католиков, сэра Джорджа Пекхэма из Денхэма у Уксбриджа и лорда Во из Хакни. Оба эти джентльмена приняли затем немалые страдания за свою веру. По поводу пациентов мы можем лишь предполагать (в силу отсутствия надежных свидетельств), были ли эти случаи одержимости подлинными или речь идет просто о больных людях; тем не менее можно утверждать, что нет никаких оснований подозревать здесь мошенничество или обман. Отец Вестон был человеком великой духовной трезвости, чистого духовного видения и обладал немалыми способностями. Несмотря на то, что эти ритуалы, в которых участвовали несколько священников, проводились в обстановке секретности, и были предприняты все меры для того, чтобы предотвратить распространение слухов, произошла утечка информации, и около года ходили весьма преувеличенные рассказы об этом событии, пока дело не дошло до Тайного совета. Немедленно последовали жесткие репрессии, и многие священники были схвачены и убиты на месте за свое священство, в то время как другие, включая Вестона, попали в тюрьму в августе 1586 года. После долгого времени, проведенного в заключении, в 1599 году Вестон был переведен в Тауэр, где страдал так сильно, что практически потерял зрение. Наконец, в 1603 году его изгнали из Англии, и он провел остаток своих дней в Севилье и Вальядолиде. Ко времени своей смерти он занимал должность ректора Вальядолидского колледжа (9 июня 1615 года) [533].

В 1586 году, как раз в то время, когда борьба отцов-иезуитов с одержимостью привлекла, к несчастью, внимание широкой общественности и было сделано немало абсурдных комментариев, Джон Даррелл, хотя и бывший протестантом и не имеющий необходимых навыков, решил последовать по их стопам и повторить их достижения. Он был молод, не более 20 лет, любил риск и не имел образования – гремучая смесь, которая и в наше время позволяет добиться дешевой и недолгой славы. Кажется, впервые его позвали для излечения молодой девушки 17 лет по имени Катерина Райт, живущей в Мансфилде, у Ноттингема. Даррелл немедля объявил, что девушка одержима злым духом, и молился за нее с четырех часов утра до полудня, но совершенно безрезультатно. Тогда он заявил, что девушка была околдована и что демон был наслан на нее некой Маргарет Рупер, с которой пациентка недавно поссорилась. Девушка подтвердила эту версию, и обвиненная женщина немедленно была взята под стражу констеблем. Однако, когда она появилась перед Фулайемом, мирским судьей, ее не только немедленно освободили, но Даррелл получил должное внушение, и над ним нависла серьезная опасность ареста.

Неудача весьма напугала незадачливого экзорциста, и в последующие десять лет он совершенно исчезает из виду для того, чтобы вновь предстать перед публикой в Бартоне-апон-Тренте, где он активно участвовал в скандале вокруг Томаса Дарлинга, молодого парня из Дербишира. Изобретательный юноша страдал от конвульсий, настоящих или имитируемых, в ходе которых у него возникали видения зеленых ангелов и зеленого кота. Иногда его речь состояла из слов, принятых в пуританских молитвах, и он любил беседовать с проповедниками. Доверчивый доктор признал, что парень околдован, и очень скоро было отмечено, что громкое чтение Библии, особенно определенных мест из первой главы Евангелия от Иоанна, повергает его в бешеные конвульсии. Он принялся также рассказывать бессвязную историю о «маленькой старушке», носящей «широкополую шляпу». Эта история оказалась вполне достаточной для того, чтобы вызвать в суд двух женщин, Элизабет Райт и ее дочь Алису Гудридж, уже давно подозреваемых в колдовстве. Двое судей сочли необходимым заключить Алису в тюрьму. Далее был вызван «специалист», использовавший весьма грубые методы, с тем чтобы вынудить подозреваемую признаться. После ряда унижений и даже пыток несчастная сделала бессвязное и отрывочное признание своей вины, из которого была слеплена более-менее правдоподобная история. На тот момент Дарлинг болел уже три месяца, и здоровье его даже ухудшилось.

В этот воистину драматический момент Джон Даррел, преисполненный чувства собственной важности, появляется на сцене с тем, чтобы взять всю ситуацию под контроль. В своем отчете он пишет, что усилия его были вознаграждены с лихвой; другими словами, мальчику стало лучше, а хитрый пуританин смог внушить людям, что это его заслуга. Алиса Гудридж подверглась пытке «стягивающим башмаком», была осуждена судом присяжных, и ее смертный приговор был утвержден верховным судьей Андерсоном. Памфлетист Джон Денисон писал: «Следовало бы ее казнить, но, к несчастью, этот ее дух убил ведьму в тюрьме! » Все это дело весьма способствовало репутации Даррела.

Вскоре громкое дело об одержимости в Ланкашире вновь позволило ему выйти на подмостки сцены. Анна Старки в возрасте девяти лет и Джон, ее брат в возрасте десяти лет, страдали весьма загадочным психическим расстройством: «некая страшная сила заставляла ее тело изгибаться», в то время как мальчик «имел обыкновение весьма громко кричать» по дороге в школу. Здоровье обоих постепенно ухудшалось, пока их отец, Николас Старки, не обратился за советом к Эдмунду Хартли, известному чародею, далеко не лучшей репутации. Хартли удалось улучшить состояние детей с помощью разных чар, и их отец выплатил ему предварительный гонорар в сорок шиллингов. Эта сумма, однако, показалась Хартли недостаточной, и, когда ему отказали в прибавке, произошла ссора, после которой мальчик и девочка вновь заболели. Тогда вызвали знаменитого доктора Ди, но он ничем не смог помочь, разве что, «допросив Хартли, осудил его методы». В этом затруднительном положении он посоветовал обратиться за помощью «к благочестивым проповедникам». Между тем, ситуация в этом проклятом доме стала еще серьезней. Теперь помимо детей трое юных воспитанников м-ра Старки, слуга и постоялец стали страдать той же странной болезнью. «Все или большинство из них совместно издавали весьма загадочные и сверхъестественные громкие звуки, так что казалось, что земля и стены дома дрожат». Хартли попал под подозрение и предстал перед мирским судьей, который приказал подвергнуть его пытке. Появились свидетельства, что он частенько целовал детей Старки и обнимался со всеми из одержимых. Была выдвинута версия, что таким образом он наслал на них бесов. Хартли был обвинен в том, что рисовал магические круги на земле. Хотя он стойко отрицал обвинения, его осудили за измену и повесили в Ланкастере. Джон Даррел и его помощник Джордж Мор, священник церкви в Дербишире попытались провести экзорцизм над одержимыми и через день или два, после долгих молитв и великих усилий им удалось изгнать дьяволов. Как видим, в этой жутковатой истории мы имеем дело с редким сплавом глупости, мошенничества и истерии.

В то время когда Даррел служил священником в Ноттингеме, там проживал также молодой талантливый музыкант, парень умный и симпатичный, по имени Уильям Сомерс, который уже встречался несколькими годами раньше с Дарреллом в Эшби, откуда оба они были родом. Оказалось, что мальчик повстречал некую странную женщину и так или иначе оскорбил ее. После этого он неожиданно «стал делать столь странные и безумные жесты, смеяться, танцевать и легкомысленно себя вести, что многие сочли его безумным». 5 ноября 1597 года послали за знаменитым экзорцистом, и он немедленно распознал знаки одержимости. Оказалось, что молодой человек страдает за грехи всего Ноттингема. Соответственно, молитвы были вознесены, и прочитаны проповеди, и затем в церкви, когда Даррел перечислял друг за другом четырнадцать признаков одержимости, пациент демонстрировал их поочередно.

Допускаю, что Даррел имел некий гипнотический контроль над Сомерсом, представление которого было весьма примечательным, поскольку «его рвало; изо рта его текла пена, он извивался, лицо его искажалось; глаза его были выпучены, язык вываливался изо рта»; вместе с тысячью других ужимок все это весьма впечатляло присутствующих. Наконец мальчик успокаивался и лежал как мертвый около четверти часа, затем поднимался и объявлял, что чувствует себя вполне хорошо.

Однако за одержимостью последовало наваждение. Демон по-прежнему нападал на него, и вскоре мастер Сомерс обвинил тринадцать женщин в том, что они вызвали его болезни своим колдовством. Даррел, охотник на ведьм, в то время занимал в городе важный пост. Его избрали проповедником церкви св. Марии, и он собирался поддерживать своего ученика до последнего. Но даже его влияние по каким-то причинам оказалось недостаточным, и все женщины, за исключением двух, были освобождены. Далее некоторые недоверчивые граждане решили вмешаться в это дело и отправить главного актера в исправительный дом, где он весьма скоро признался в мошенничестве, причем сообщил, что его тщательно инструктировал Даррел. Произошел немалый скандал, и по представлению архидьякона Дерби архиепископ Йоркский назначил комиссию для расследования. Будучи представленным перед этими священниками, которые доселе не имели отношения к делу, Сомерс отказался от своих слов и заявил, что его наняли для того, чтобы он дискредитировал Даррела, и для этого предназначались все эти ужимки, пускание пены и кривляние, которые служили для простецов доказательством реальности демонической одержимости.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-05-05; Просмотров: 408; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.047 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь