Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Словарь базовых понятий курса



ЭПОХА -обозначение периода времени в развитии природы, общества, науки и т.д., имеющего какие-либо характерные особенности.

ПЕРИОД - 1) промежуток времени, в течение которого происходит какие-либо явления или события; 2) этап общественного развития, общественного движения.

ГОСУДАРСТВО -основной политический институт общества, необходимый для организации его жизнедеятельности, защиты интересов граждан, обеспечения внутренней и внешней безопасности. Для государства характерно наличие учреждений и органов, составляющих аппарат управления; территории, на которую распространяется юрисдикция данного государства; населения, на которое распространяется его власть; системы права, которое обеспечивается органами государства.

ФОРМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО ПРАВЛЕНИЯ:

МОНАРХИЯ -одна из двух основных классических форм правления, власть одного человека. Монархия, преследующая интересы одного человека, направленные против общества, была названа тиранией, которая обычно носила временный характер. Перманентная тирания, ставшая традиционной для обществ восточного типа, стала именоваться деспотией.

В Средние века существовали неограниченная абсолютнаямонархия, а также частично ограниченная собранием представителей сословий сословно-представительнаямонархия. В эпоху Нового времени сформировались классические европейские парламентские (или конституционные) монархии, в которых власть монарха ограничена парламентом и (или) конституцией и является практически номинальной.

АБСОЛЮТИЗМ (АБСОЛЮТНАЯ МОНАРХИЯ) -западноевропейская средневековая форма правления, при которой власть монарха, формально не ограниченная, тем не менее, опирается на закон, фактически сдерживается моралью, традициями и иными латентными ограничениями, что позволяет ей не скатываться к деспотизму, выражая некоторые интересы общества. Характерно присутствие в политической жизни аристократической оппозиции, поэтому абсолютизм - не более чем декларация неограниченной власти. Развитие этого института власти привело в Новое время к его трансформации в конституционную монархию или республику - по форме, в либеральную демократию - по содержанию.

АВТОКРАТИЯ (от греч. «самовластие») или САМОДЕРЖАВНАЯ МОНАРХИЯ -форма правления, занимающая промежуточное положение между традиционной азиатской деспотией и европейским абсолютизмом. Автократия, практикующая неограниченную власть, основана на «жёстком» (псевдодеспотизм) или же сравнительно «мягком» (псевдоабсолютизм) авторитаризме, не ведущем ни к деспотии, ни к демократии. При автократической системе власти опора на закон либо минимальна (псевдоабсолютизм), либо вовсе отсутствует (псевдодеспотизм).

ДЕСПОТИЯ (ВОСТОЧНАЯ МОНАРХИЯ)– перманентная тирания, характерная для ряда обществ азиатского, восточного типа, при которой власть не имеет ни законодательных, ни латентных ограничений и преследует собственные интересы. Диктаторская власть осуществляется на принципах антидемократизма и подавления подданных. В некоторых своих чертах деспотии Востока пересекаются с тоталитарными режимами ХХ в.

ИМПЕРИЯ (от лат. imperium - власть, государство) - 1) государство-метрополия, владеющее зависимыми от него территориями - колониями (колониальная империя); 2)государство, расположенное на землях различных народов, колонизованных - мирно или насильственно - и удерживаемых с помощью силы; 3) в узком смысле: монархическое государство, глава которого носит титул императора; 4) в широком смысле: любое государство, обладающее высоким политическим и военно-экономическим потенциалом, стремящееся к различным формам подчинения иных стран и народов, к региональному или мировому господству, действующее в соответствии с имперским принципом «разделяй и властвуй».

РЕСПУБЛИКА -одна из двух основных классических форм правления, основанная на ограниченной сроком и законами власти, избираемой гражданами страны. Первыми республиками были полисы Древней Греции, но само название (с лат. «общенародное дело») пришло из Древнего Рима. По форме республика может быть парламентской, президентской, полупрезидентской, суперпрезидентской, по содержанию - демократической, авторитарной, тоталитарной (партократической). В Античности республика была демократической, аристократической или олигархической.

ТИПЫ ПОЛИТИЧЕСКИХ РЕЖИМОВ:

ДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ РЕЖИМ. Демократия - форма государственной власти, при которой принятие политических решений осуществляется народом. При непосредственной (прямой) демократии народ использует своё право принимать управленческие решения путём народных собраний, прямых выборов, референдумов. При представительной демократии право народа на самоуправление передаётся выборным органам и лицам, принимающим управленческие решения от имени народа. Для современных демократических режимов характерно наличие политического (многопартийность), экономического (частная собственность, рыночная экономика) и социального (независимые общественные организации) плюрализма.

ТОТАЛИТАРНЫЙ РЕЖИМхарактеризуется отсутствием политического, экономического и социального плюрализма, подчинением всех сфер жизни общества неограниченной власти диктатора - «вождя» и правящей партии. Режим руководствуется утопической идеологией и проводит широкую политическую мобилизацию в свои организации (партия, комсомол, профсоюзы и т.д.). Для режимов данного типа характерна непредсказуемость правления, массовые репрессии, всеобщая унификация.

АВТОРИТАРНЫЙ РЕЖИМ характеризуется неограниченной властью одного человека или группы лиц, опирающихся в своих действиях на развитую систему насилия по отношению к личности и обществу; допускает политический, экономическийи социальный плюрализмв ограниченных масштабах. В его условиях существуют частная собственность и рыночная экономика, но при активном вмешательстве и контроле со стороны государства. Действуют независимые общественные организации, иногда и политические партии, однако свободные выборы отсутствуют.

ИСТОРИЯ:

МИРОВАЯ ИСТОРИЯ -ряд последовательных ступеней развития человеческого общества как единого целого, в котором обнаруживается действие одних и тех же законов. Мировая история как процесс глобального взаимодействия разных стран, народов, регионов возникает лишь на определённом этапе исторического развития, становясь всемирной.

МЕТОДОЛОГИЯ ИСТОРИЧЕСКОЙ НАУКИ:

Cубъективно-идеалистическая методология - в субъективном идеализме первично сознание внутри человека, поэтому исторический процесс объясняется действиями выдающихся личностей, которые приводят к тем или иным историческим событиям, совокупность и взаимосвязь которых определяют ход и исход исторического процесса.

Объективно-идеалистическая методология - в объективном идеализме первично сознание вне человека, поэтому решающая роль в истории принадлежит действию объективных «надчеловеческих» сил, под действием которых общество неуклонно движется к заранее определённой цели.

Материалистическая методология - в материализме материальная жизнь первична по отношению к сознанию людей, поэтому экономические структуры, процессы и явления в обществе определяют всё духовное развитие и другие отношения между людьми.

Монистический (унитарный) подход к изучению истории - представители этого подхода видят исторический процесс во власти определённых общих законов, доказательством чего является универсальность исторических закономерностей, основных фаз или этапов, через которые проходит человечество. В рамках данного подхода выделяются линейные и циклические концепции исторического развития.

Плюралистический (цивилизационный) подход к изучению истории - представители этого подхода отрицают наличие единства в развитии человечества. Они рассматривают историю как сложную систему сосуществующих друг с другом локальных цивилизаций, каждая из которых имеет только ей присущую историю и собственные закономерности развития.

ТИПЫ ИСТОРИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ:

Циклический тип развития - характерен для обществ Восточного типа; в его основе лежитмедленное циклическое воспроизводство социальных отношений со сменяющими друг друга периодами (циклами).

Эволюционный тип развития - развитие происходит за счёт постепенного вызревания факторов и условий социально-экономической динамики. Здесь нет явно выраженной преобразовательной деятельности политической или интеллектуальной элиты общества.

Инновационный (прогрессивный) тип развития - характерен для обществ Западного типа; в его основе лежит целесообразная деятельность людей, направленная на преобразование различных сторон жизни общества. Это процесс поиска и реализации нововведений, позволяющий повысить эффективность общественного производства и усилить степень реализации потребностей граждан за счёт культивирования внутренних факторов развития: прежде всего таких как наука и техника.

Мобилизационный тип развития - осуществляется за счёт вмешательства государства в механизмы функционирования общества и является средством выхода из застойного состояния, либо инструментом ускорения эволюционных процессов. Это один из способов адаптации социально-экономической системы к реальностям изменяющегося мира, выражающийся в постоянном обращении в условиях стагнации или кризиса к чрезвычайным мерам для достижения экстраординарных целей.

ЭКОНОМИКА(от гр. oikonomike - искусство управления домашним хозяйством) - 1) совокупность производственных отношений исторически определённого способа производства, экономический базис общества; 2) хозяйство (или его часть: отрасли и виды производства) какой-либо страны, региона или всего мира.

ЭКСТЕНСИВНЫЙ ТИП ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ(от лат extensivus - расширяющий, удлиняющий) - связан с количественным (но не качественным) развитием «вширь». Экстенсивное хозяйство развивается прежде всего благодаря использованию дополнительных материальных и людских ресурсов, но не за счёт технического прогресса.

ИНТЕНСИВНЫЙ ТИП ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ -(от лат. intensio - напряжение, усиление) - связан с качественным развитием «вовнутрь». Интенсивное хозяйство развивается прежде всего за счёт роста производительности труда на основе достижений научно-технического прогресса и улучшения организации производства.

МИРОВОЗЗРЕНИЕ- совокупность взглядов на мир и место человека в нём.

ТИПЫ МИРОВОЗЗРЕНИЯ:

МИФ- исторически первый тип мировоззрения, несистематизированная совокупность взглядов на мир и место человека в нём, характеризующаяся целостностью, доминированием образности, антропоморфизмом, фантастическими элементами и отсутствием критичности.

ФИЛОСОФИЯ - теоретическое мировоззрение, возникающее в противоположность мифу, система взглядов на мир и место человека в нём, создаваемая на основе абстрактно-понятийного мышления, правил логики и рациональной критики.

РЕЛИГИЯ- упорядоченное мировоззрение, возникающее в противоположность мифу, сочетающее эмоционально-чувственные и рационально-теоретические взгляды на мир и место человека в нём, основу которых составляет вера в существование Бога и иных внеприродных сил и объектов. В противовес языческим религиям религии «спасения» и «освобождения» стали своего рода психотерапевтическими кодексами морали современного человека, предложив в разных интерпретациях по сути один и тот же предмет стремлений для человека; они придали новый импульс цивилизациям Древности и заложили основы, стали ядром новых цивилизаций.

НАУКА - систематизированное мировоззрение, система взглядов на мир и место человека в нём, основанная на построении истинного знания на основе специальных принципов и норм, важнейшее место среди которых занимает опытное обоснование, экспериментальное доказательство.

ИДЕОЛОГИЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ - система идей и взглядов на устройство и развитие общества, выражающих интересы социальных групп, реализация которых требует обращения к политической власти. Различают «левую», социалистическую идеологию (основанную на принципах социальной справедливости, всеобщего равенства и общественной собственности), «правую», либеральную (основанную на принципах свободы и толерантности, приоритета прав и интересов личности, частной собственности) и «центристскую», консервативную (основанную на стремлении к сохранению существующих традиций и ценностей).

ПОЛИТИКА(от гр. politike - искусство управления государством) - 1) участие в делах государства, определяющее форму, задачи, содержание его деятельности; 2) деятельность, связанная с отношениями между социальными группами, партиями и государствами. Внутренняя политика охватывает отношения внутри государства, внешняя - отношения между государствами.

ОБЩЕСТВО -группы людей, объединенные в своей истории природными и социальными связями в сложноорганизованные открытые, саморазвивающиеся системы.

ОБЩЕСТВЕННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ФОРМАЦИИ -в марксизме: исторически определённые ступени в развитии общества, которые характеризуются определённым способом производства и обусловленными им производственными, социальными и политическими отношениями, юридическими нормами и учреждениями, идеологией. Формации согласно К. Марксу: 1) доэкономическая (родовой строй, «азиатский» и античный способы производства, феодализм), 2) экономическая (буржуазный способ производства), 3) коммунистическая. В советской науке утвердилось представление о пяти формациях: первобытнообщинной, рабовладельческой, феодальной, капиталистической и коммунистической.

ОБЩЕСТВО АЗИАТСКОГО, ВОСТОЧНОГО ТИПА - традиционалистское, социоцентристское, авторитарно-деспотическое, основанное на власти-собственности и централизованном перераспределении общественных благ. Для него характерны неразделённость собственности и административной власти, экономическое и политическое, часто деспотическое, господство бюрократии, подчинение общества государству, отсутствие гарантий собственности и прав подданных, весьма медленное развитие.

ОБЩЕСТВО АНТИЧНОГО, ЗАПАДНОГО ТИПА - частнособственническое, рыночное, персоноцентристское, с частью населения, обладающими гражданскими правами. Для него характерны энергичное инновационное развитие, гарантии частной собственности и гражданских прав как стимул к инновациям и творческой деятельности, определённая гармония общества и государства, дифференциация власти и собственности.В начале эпохи Нового времени античный генотип принимает форму либерализма (в политической сфере) и капитализма (в экономической сфере).

ФЕОДАЛЬНОЕ ОБЩЕСТВО, ФЕОДАЛИЗМ - 1. Политическая, социально-экономическая и социокультурная система эпохи Средневековья, в которой: а) земельная собственность выражается во владении землёй на правах феода: наследственного (или ненаследственного) владения, полученного от вышестоящего сеньора; б) крестьяне находятся в личной зависимости от землевладельца и платят ему феодальную ренту (натуральную, денежную или отработочную); в) права людей взаимно ограничены и неразрывно соединены с обязанностями; г) политическую власть осуществляет иерархически организованное военное сословие; д) общественное сознание пронизано религиозным мировоззрением; 2. В марксизме: специфический способ производства, основанный на частнособственническом и условно-корпоративном владении землей и другими основными средствами производства и внеэкономическом принуждении зависимых непосредственных производителей. В советской исторической науке феодализм рассматривался как третья общественно-экономическая формация.

КАПИТАЛИСТИЧЕСКОЕ ОБЩЕСТВО, КАПИТАЛИЗМ - 1.Социально-экономическая система, основанная на частной собственности на средства производства, механизированном и машинном производстве, всеобщем характере товарно-денежных отношений, свободной конкуренции товаропроизводителей и свободе частного предпринимательства. Возникая в рамках Позднего Средневековья, в эпоху Нового времени становится ведущим фактором мирового развития. 2. В марксизме: эпоха становления и развития буржуазного (капиталистического) способа производства, основанного на противостоянии новых общественных классов: предпринимателей и рабочих. В советской исторической науке капитализм рассматривался как четвёртая общественно-экономическая формация.

СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЕ ОБЩЕСТВО, СОЦИАЛИЗМ- 1. Модель идеального устройства общества, основанного на общественной собственности и коллективизме (согласно идеям европейских социалистов - утопистов XVI - XIX вв.); 2. В марксизме: первая ступень коммунистической общественно-экономической формации; 3. На практике: неэффективные антидемократические системы, государства тоталитарного социализма.

ИНДУСТРИАЛЬНОЕ ОБЩЕСТВО - общество, основанное на крупном промышленном производстве со связанными с ним соответствующими моделями рынка, потребления, социально-политической организации, науки, культуры. Для индустриального общества характерны: ориентация на линейный прогресс; постоянно возрастающие объёмы производства, потребления, знания; высокий уровень образованности населения; значительное преобладание доли промышленной продукции над долей сельскохозяйственного производства, доли городского населения - над сельским.

ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО - совокупность различных межличностных отношений, которые развиваются вне рамок и без вмешательства государства. Гражданское общество в лице сложившихся ассоциаций людей выражает и защищает их групповые и индивидуальные интересы и права, обусловливает и определяет уровень демократичности государства.

РЕВОЛЮЦИЯ- 1.Качественные преобразования в обществе, изменяющие его социально-экономический, политический и культурный облик; 2. Переход от одной общественно-экономической системы к другой (социальная революция); 3. Успешно завершённый государственный переворот, направленный на радикальные преобразования (политическая революция); 4. Противоположность эволюции как нормы общественного развития, свидетельствующая о глобальном системном кризисе общества, не способного развиваться естественным, эволюционным путём.

НЕОЛИТИЧЕСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ -качественное преобразование общественной жизни, переход от первобытности к цивилизациям Древности, переход от присваивающих форм хозяйства к производящему хозяйству, от собирательства и охоты - к земледелию и скотоводству. Хронологические рамки: в передовых регионах Земли: IХ - VI тыс. до н.э.; в регионах более позднего развития: VI - III тыс. На основе перехода к производству прибавочного продукта естественное разделение труда дополняется общественным, происходит генезис городских поселений. Благодаря отделению умственного труда от физического станет возможным формирование первых государств и первых цивилизаций.

ИНДУСТРИАЛЬНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ -качественный переворот в области технологии и организации производства, проявившийся в переходе от ручного труда к машинной технике, от мануфактуры к фабрике, формировании новых классов общества: класса предпринимателей (буржуазии) и пролетариата (рабочего класса), а также нового уклада жизни. Индустриальная революция знаменует переход от преобладания аграрного типа хозяйства к новому этапу в развитии экономики, где преобладающим становится промышленное производство, а также к новому уровню жизни.

РЕФОРМА -политические и (или) социально-экономические, культурные преобразования, направленные на переустройство общества.

Политическая (социально-экономическая) реформа – социально-политические преобразования в сторону ограничений власти и расширения политических и (или) социально-экономических прав граждан (подданных). В случае обратного вектора преобразований, - в сторону усиления власти и ограничения прав граждан, - такое переустройство следует именовать контрреформой.

СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ТИП– типологическая характеристика общества, отображающая его основные социальные и культурные черты в экономике (тип собственности) и политике (тип государственной власти), а также основания социальности (тип коллективности) и социокультурные характеристики индивидов (тип личности).

ЗАПАДНЫЙ СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ТИП- тип общества, в основе которого лежит частная собственность, гражданская община (гражданское общество), государственность демократического (или авторитарно-демократического) типа и свободная личность.

Гражданская община- историческийтип коллективности, основанный на объединении лично свободных частных собственников для защиты своего имущества от внутренних и внешних посягательств.

ВОСТОЧНЫЙ СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ТИП- тип общества, в основе которого лежит государственная собственность, территориальная община, государство «власти-собственности» (авторитарно - деспотического типа) и личность с иерархической структурой сознания.

Территориальная община -тип коллективности, основанный на объединении людей по принципам совместного проживания и подчинения единой государственной власти.

МОДЕРНИЗАЦИЯ - сложный и длительный процесс, включающий урбанизацию, индустриализацию, демократизацию политических структур, становление гражданского общества, научную революцию, утверждение свободомыслия и атеизма. Модернизацияпредставляет собой эпоху перехода (примерно с XVI в. по настоящее время) от традиционного, аграрного общества к современному, индустриальному. Как комплексный процесс, модернизация охватывает все сферы жизни общества, представляя собой целостное изменение социокультурных основ цивилизации.

СРЕДНИЕ ВЕКА - 1. традиционное и условное обозначение промежуточной, переходной эпохи в европейской истории между эпохами Античности и началом Нового времени. Название предложено итальянскими гуманистами, которые рассматривали период от падения Западной Римской империи до падения Восточной Римской империи (476-1453) как эру «тёмных веков». Средние века станут временем поиска новых идей, нового вектора развития, своеобразным промежуточным звеном между аграрной и индустриальной типом цивилизации, между авторитарно - аристократическим и либерально-демократическим типом общественного развития.

2. С точки зрения формационного подхода: эпоха зарождения, развития и упадка феодального общества, феодализма (V - XVII вв.).

НОВОЕ ВРЕМЯ - 1.Условное обозначение западноевропейской эпохи (XVI - XX вв.), когда происходит переход от традиционного, аграрного, корпоративного общества к обществу торгово-промышленному, инновационному, антропоцентристскому, в рамках которого стала расширяться экономическая, а затем мировоззренческая и политическая свобода человека. К началу ХХ века в передовых странах Запада завершается переход от средневекового, феодального общества к либерально - демократическому, индустриальному обществу. События последних десятилетий иногда именуют Новейшим Временем. 2. В марксизме: эпоха зарождения, развития и упадка буржуазного общества, капитализма (сер. XVII - XIX вв.).

«ОСЕВОЕ ВРЕМЯ» -один из «срезов» мировой истории с точки зрения К. Ясперса. В эту эпоху (VIII - III вв. до н.э.) происходит переход от мифологии к философии, от языческих политеистических верований - к классическим монотеистическим религиям как нормам морали. Это был наиболее важный этап в развитии человечества: именно тогда впервые проявилась духовная рефлексия (как показатель зрелости человека), сформировался современный человек, и было положено начало духовному единству всего человечества и всемирной истории как идеи.

КУЛЬТУРА -исторически определённыйуровень развития общества, совокупность проявлений жизни, достижений и творчества народа или группы народов. Различие между культурой и цивилизацией состоит в том, что культура - это выражение и результат самоопределения воли народа или индивида («человек культуры»), в то время как цивилизация - совокупность достижений техники и связанного с ними комфорта («человек цивилизации»).

ЦИВИЛИЗАЦИЯ- 1. Определённое человеческое сообщество (в отличие от всего человечества и отдельных государств), которое характеризуется высоким уровнем общественного развития и своеобразной материальной и духовной культурой. В качестве целостного конкретно-истори-ческого образования цивилизация выделяется своим отношением к миру природы и выдающейся «отличительной культурой», в основе которой лежит религия. 2. Заключительный этап развития какой-либо культуры или какого-либо периода общественного развития, для которого характерны высокий уровень технических и научных достижений, упадок искусства, приоритет материальных ценностей (О. Шпенглер).

ТИПЫ ЦИВИЛИЗАЦИЙ:

ТРАДИЦИОННАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ -общество статичного типа воспроизводства, нацеленного на самосохранение, на поддержание всей системы социальных отношений в соответствии с некоторым идеализирующим прошлое представлением. В производственно-экономической сфере преобладает сельское хозяйство.

АГРАРНАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ -общество с примитивным сельскохозяйственным производством, иерархической социальной структурой и властью, принадлежащей земельным собственникам, с церковью и армией как главными социальными институтами.

ИНДУСТРИАЛЬНАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ -общество, характеризующееся бурным развитием тяжёлой промышленности, широким внедрением достижений науки и техники, резким повышением уровня капиталовложений, увеличением доли квалифицированного труда, изменением структуры занятости, преобладанием городского населения.

ПОСТИНДУСТРИАЛЬНАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ -общество «высокого массового потребления», в котором основными становятся проблемы развития сферы услуг, производство товаров массового потребления, развитие информационных и наукоёмких технологий.

Приложение. Литература по истории (библиотека НГАХА)

 

Скворцова Е.М., Маркова А.Н. История Отечества: Учебник для студентов вузов. - М., 2008.

Фортунатов В.В. Отечественная история.- СПб., 2008.

Дворниченко А.Ю. и др. История России: Учебник. - М., 2008.

Орлов А.С., Георгиев В.А. и др. История России: Учебник. - М., 2007.

Сёмин В.П. История: Учебное пособие для вузов. - М., 2005.

История России. Россия в мировой цивилизации. Курс лекций. /Под ред. А. Радугина. - М., 2002.

История: Учебное пособие для вузов. - Ростов-на-Дону, 2000.

История России и мировые цивилизации. /Под ред. М.В. Рубана. - М., 1997.

История России с древнейших времён до 1861 г. /Под ред. Н.И. Павленко. - М., 2004.

Арсланов Р.А. и др. История Отечества с древнейших времён до конца ХХ века. В 2 тт. - М., 2002.

Деревянко А.П., Шабельникова Н.А. История России. - М., 2001.

История Российского государства. /Под ред. Ш.М. Мунчаева. - М., 2001.

Мунчаев Ш.В., Устинов В.М. История России: Учебник. - М., 2001.

Мунчаев Ш.В., Устинов В.М. История Советского государства. - М., 2002.

История России с древнейших времён до конца ХХ века. - М., 2001.

История России XIX - нач. XX вв. /Под ред. В.А. Фёдорова. - М., 2004.

Новейшая история России. Под ред. М.В. Ходякова. - М., 2004.

Верт Н. История Советского государства. 1900 - 1991. - М., 1992.

История России в вопросах и ответах. - Ростов-на-Дону, 1999.

История России. /Под ред. Ю.И. Казанцева, В.П. Деева. - М., 2001.

История России. /Под ред. С.В. Леонова. В 2 тт. - М., 1998.

Зуев М.Н. История России: Учебник для вузов. - М., 2000.

История Отечества. Люди, идеи, решения. В 2 тт. - М., 1991.

Всемирная история. /Под ред. Г.Б. Поляка, А.Н. Марковой. - М., 2003.

Всеобщая история. Справочник студента. - М., 1999.

История Древнего Востока. /Под ред. В.И. Кузищина. - М., 2002.

Тураев Б.А. История Древнего Востока. - Минск, 2002.

Васильев Л.С. История Востока: Учебник. В 2 тт. - М., 1994.

Васильев Л.С. История религий Востока. - М., 1988.

Мир в XX веке. /Отв. ред. А.О. Чубарьян. - М., 2001.

Дьяконов И.М. Пути истории. - М., 1994.

Данилевский Н.Я. Россия и Европа. - М., 1991.

Тойнби А. Постижение истории. - М., 1991.

Ясперс К. Смысл и назначение истории. - М., 1991.

 

Киршин Олег Иванович

 

Отечественная история:

Программа курса и методические материалы

для студентов специальностей:

270300 - Архитектура

270302 - Дизайн архитектурной среды

070601 - Дизайн

070904 - Монументально-декоративное искусство

 

 

Подписано к печати 20.09.2009. Формат 60х84/16

Бумага мелованная. Объём 2, 19 п.л.; 2, 41 уч.-изд.л.

Тираж 200 экз. Заказ №

 
 

 


Отпечатано в Новосибирской архитектурно-художественной академии

630099, Новосибирск, Красный проспект, 38.

 
 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-05-05; Просмотров: 277; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.078 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь