Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Социальная политика как вид деятельности и отрасль научного знания.



При рассмотрении понятия «социальная политика», ощущается потребность в изучении понятий «социальное» и «политика». «Социальная» - означает относящаяся к социальной сфере, затрагивающая вопросы социального статуса, социальных ролей, социальной стратификации и другие проблемы, относящиеся к социологической науке.

«Политика» - говорит о том, что затрагиваются вопросы распределения определённого положения, однако в масштабах всего государства, решающим фактором определения социального положения общности является её экономическое благосостояние. Таким образом, можно говорить о социальной политики, как об области знания на стыке социологии и экономики.

В самом широком смысле этого слова социальная политика - это взаимоотношения групп по поводу сохранения или изменения социального положения населения в целом и составляющих его классов, слоёв, социальных, социально демографических, социально - профессиональных групп и общностей и область знания, изучающая его.

Так как социальная политика может рассматриваться как процесс, можно выделить объект и субъект социальной политики.

Субъекты социальной политики - граждане и социальные группы, а так же представляющие их институты, организации и органы власти, активно взаимодействующие в социальной сфере и отстаивающие интересы граждан и социальных групп в этой сфере.

Объекты социальной политики - граждане и социальные группы, нуждающиеся в той или иной поддержки со стороны общества и стремящиеся к сохранению или повышении своего социального статуса.

В условиях современного общества главным субъектом социальной политики, координирующем работу всех остальных субъектов, является государство.

Социальное государство - государство политика, которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Основными чертами социального государства являются развитая система страховых социальных отчислений, услуг и социальных служб и развитая правовая система, где реализован принцип разделения властей. Реализовать эти условия возможно при выстраивании следующих государственных систем:

1) неолиберальный вид, при котором вмешательство государства в общественную жизнь минимально, присутствует высокий уровень социальной стратификации, все системы социального обеспечения находятся в руках частных лиц а главной функцией государства как субъекта социальной политики является контроль рынков и антимонопольная деятельность.

2) консервативно - корпоративный, где в отличие от предыдущего типа, главной силой экономики является не малый и средний бизнес, а различные государственные и полугосударственные корпорации, но сохраняется высокий уровень социальной стратификации, система социальных услуг поделена между государством и корпорациями.

3) социально - демократический вид, который подразумевает решающую роль государства в социальной политике, низкую социальную стратификацию и опору на административно - плановую экономику.

Теоретически, можно выделить ещё один тип социального государства: рыночный социализм. Он подразумевает создание самоуправления на предприятиях, в руках которых окажется большая часть системы социальной политики. Однако, реализация этого принципа на практике маловероятна, ввиду экономической невыгодности рыночного социализма в масштабах всего государства.

Так же необходимо отметить, что рассмотрение теоретических основ социальной политики будет неполным без упоминания о противостоянии идей социализма и либерализма. Социалисты утверждают, что для достижения обществом состояния процветания и стабильного развития, необходимо создать равные условия жизни для всех его членов а труд - потребностью, поддерживаемой идеологически. Приверженцы либерализма считают социальный паразитизм и связанные с ними бедность и нищету - главными болезнями общества и выступают за повышение социальной стратификации и максимальную экономическую стимуляцию общества на основе частного предпринимательства. Несмотря на то, что однозначного решения данного вопроса до сих пор не найдено, можно предположить, что оптимальный вариант находится между этими двумя крайностями и уникален для каждого государства.

Примерами систем распределения социального положения между различными социальными общностями могут служить различные социальные, политические, философские и экономические учения об обществе различных мыслителей в разные времена, рассматриваемые в призме социальной политики.

Первым учением, объяснявшим причины проблем в области социальной политики и предлагавшим методы реформирования общества как системы, был научный труд философа Древней Греции Платона «Государство». В нём утверждается, что основной проблемой, наносящей урон как психологический, разрушая нравственность людей, так и социальный, дестабилизируя общественные системы, является частная собственность. В ходе размышлений он доказывает нецелесообразность существующей системы и предлагает создать государство на основе трёх каст: правители, воины и рабочие. «Правители» - наиболее образованные, умные и честные люди, управляющие страной не на основе корыстных побуждений, а руководствуясь исключительно альтруистскими стремлениями. «Воины» представляют собой социальный слой главной задачей, которого является защита родной страны ввиду высочайшего уровня патриотизма. Даже во время завоевательных походов грабежи и разбои захваченного населения - невозможны. «Рабочие» - главным образом содержат два предыдущих класса.

Аристотель, который являлся учеником Платона, выдвинул свою государственную систему и описал её в книге «политика». По его мнению, частая собственность - естественный элемент в человеческих взаимоотношениях, который необходим для экономического развития общества. Главная проблема, вследствие которой возникает несправедливость и другие недостатки системы, - это недостаточный уровень нравственности и духовного развития людей.

Следующим прорывом в области теоретического изучения социально - политических процессов была книга «Государь» Н.Макиавелли. В ней рассматриваются вопросы зависимости государства и народа от личности правителя. Государь, по мнению автора, должен быть реалистом, принимающим решения на основе конкретной информации, а не абстрактных рассуждений. Одним из важнейших моментов в его книге является определение смысла жизни человека, как служения своему государству, и постановка государственных интересов над личностными пожеланиями.

Т. Мор в книге «Утопия» рассказывает о неизвестном островном государстве с соответствующим названием, в которое по сюжету попадает рассказчик. На этом острове государство концентрирует в себе общественную собственность и распоряжается ей на основе принципов равенства и справедливости. Довольно быстро слово «утопия» стало обозначать сказочную страну, невозможную в реальной жизни.

В эпоху нового времени появилось множество ярких и неоднозначных идей, подчас противоречащих друг другу. Общество XXI века неслучайно называют обществом потребления: именно его рост обеспечивает повышение уровня жизни людей и обогащение государства. Абсолютно противоположной позиции придерживался Т.Гоббс, который в своей книге «Левиафан» доказывал противоположную точку зрения. По его мнению, спрос порождался предложением, а не наоборот, а отношение производства к потреблению товаров - главный показатель благосостояния общества. Он предлагал обложить налогом не доход гражданина, а потребление им общественных благ, причем в прогрессивной форме. Кроме того, Т. Гоббс был автором «Теории государственного договора». По его мнению, государство как социальный институт возникло в глубокой древности, в связи с заключением договора между группой мудрецов и представителями нескольких враждующих племён. Кроме него свой вклад в развитие «теории» внесли Д. Локк и Ж.Ж. Руссо.

Последний, в свою очередь был сторонником чистого социализма и имущественного равенства. Ж.Ж. Руссо считал главной целью возникновения государства не примирение нескольких групп людей, а установление стабильности в обществе путем сглаживания социально - экономической стратификации.

Позднее стали не менее активно развиваться теории, которые можно признать либеральными. Самой мрачной из них является идея Т. Мальтуса, главную мысль которой можно описать так: «в бедности виноваты сами бедные». К этому утверждению философ пришел, опираясь на следующие рассуждения: при увеличении числа людей, обрабатывающих какой - либо участок земли, в геометрической прогрессии, производительность увеличивается лишь в арифметической прогрессии. Так как площадь земли, пригодной для посевов ограничена, при росте населения производство пищи на одного человека будет уменьшаться. Точно такой же пример можно привести относительно любой другой отрасли первичного сектора экономики. Следовательно, при росте населения уровень его жизни будет уменьшаться и, наоборот: в результате войн и эпидемий будет происходить повышение жизненного уровня. К счастью, Т.Мальтус ошибся, не учтя такой важный элемент человеческой цивилизации, как научно - технический прогресс: благодаря новым технологиям существует возможность во много раз увеличивать производительность сельского хозяйства и экономить сырьё при производстве товаров. Однако необходимо признать, что относительно отсталых стран Африки, Азии и Южной Америки, во многом взгляды Мальтуса сохраняют актуальность.

За последние два века появилось огромное количество самых разнообразных теорий, касающихся социально - политической стороны жизни общества. Среди них можно найти множество и социалистических, и либеральных мыслей, но что объединяет большинство из них, так это приближение к реальной жизни, уход от утопичности и опора на факты, а не на предположения и домыслы. Это связано с необходимостью кардинальных изменений в социальной сфере западных стран к середине XIX века.

Именно в это время индустриальное общество Европы и Америки достигает уровня развития, при котором становятся необходимы вложения в человеческий капитал и практические действия со стороны государства, подкреплённые теоретическими знаниями.

Социальная политика - научная дисциплина на стыке экономики и социологии, которая изучает взаимоотношения социальных общностей внутри государства по вопросам изменения или сохранения своего статуса.

В ней существуют понятия социально - политического процесса, его объекта и субъекта. Также важно понятие социального государства - государства политика, которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Оно бывает трёх видов: неолиберальное, консервативно - корпоративное и социально - демократическое.

В разные времена существовало много философов, социологов и экономистов, которые предлагали свой взгляд на распределение ресурсов внутри государства. Их всех можно разделить на социалистов - сторонников государственного вмешательства в экономику и либералистов - сторонников свободного развития общества.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-05-05; Просмотров: 1136; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.019 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь