Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Принципы построения утренней и вечерней тренировок. Структура и особенности.



БИЛЕТ № 11

1. Этические и моральные принципы йоги / Яма и Нияма/.(билет №1)

Принципы построения утренней и вечерней тренировок. Структура и особенности.

Если с утренней практикой все понятно — подойдет Сурья намаскар и любые динамичные комплексы асан — то вечерняя йога часто вызывает вопросы.Программа занятия напрямую зависит от того, как скоро вы собираетесь спать. Приступая к вечерней практике, нужно понимать, что вы собираетесь делать после вечерней тренировки и не будете ложиться спать еще как минимум 3-4 часа, то вечерняя йога может мало отличаться от утренней. Исключение — интенсивные дыхательные техники: вечером лучше не увлекаться такими техниками, как капалабхати и бхастрика, их лучше выполнять натощак и что называется на свежую голову. После того как вы неоднократно за день поели и устали во время работы, интенсивное дыхание может привести к тошноте, головокружению, помутнению в глазах, повышению давления и т. д.

В остальном вечерняя йога может быть не менее насыщенной, чем утренняя. Можно выполнять не только вытяжение, но и балансы, и динамические комплексы. Бодрая тренировка зарядит вас энергией для последующих вечерних дел, а также поможет снять напряжение после рабочего дня.

Некоторые люди отмечают, что вечером тело более гибкое и послушное, чем утром. Это связано с тем, что сразу после сна кровоток несколько замедлен, а мышцы и суставы еще не разогреты. Поэтому на утренних тренировках требуется более интенсивная и долгая разминка, чем на вечерних. За целый день, даже при сидячей работе, мы обычно совершаем достаточное количество движений для того, чтобы тело проснулось. Однако не стоит пренебрегать небольшой разминкой и на вечерней практике: это поможет снизить риск травм.

Совсем иначе нужно выстраивать занятие, если вы практикуете непосредственно перед сном или за час-полтора до отхода ко сну. В этом случае интенсивная вечерняя йога и освоение сложных поз могут перевозбудить организм и привести к бессоннице. Кроме того, занимаясь через силу и не обращая внимание на усталость, можно получить травму.

Для спокойной вечерней практики идеально подходят мягкие асаны на вытяжение позвоночника, снятие напряжения с таза, поясничного и грудного отдела. Можно выполнять легкие скрутки, которые разгружают зажатые мышцы и суставы. В этих асанах стоит задействовать пропсы для йоги — болстеры, одеяла — даже если обычно вы ими не пользуетесь. Это поможет сделать тренировку еще более расслабляющей.

Перевернутые асаны лучше выполнять также с опорой на стену, с использованием болстеров, специальных лавочек для прогибов или фитбола. Дело в том, что классические перевернутые позы оказывают сильное стимулирующее воздействие на организм, которое нежелательно для поздних тренировок. Легкие перевернутые позы, например наклоны, наоборот, успокаивают нервную систему и дарят уставшему телу ощущение легкости.

И лучше всего завершит вечернюю йогу какая-нибудь расслабляющая дыхательная техника: например, нади шодхана пранаяма, или полное йоговское дыхание. После тренировки желательно все-таки не сразу ложиться спать, а посвятить полчаса-час каким-нибудь спокойным занятиям.

Содержание программы: для утренней практики

§ Пранаяма

§ Бандхи (замки)

§ Суставная гимнастика

§ Динамичный разогрев

§ Приветствие солнцу

§ Структурированная, тематическая практика асан

§ Релаксация

Описание практики

§ очищающие: анулома-вилома, надисодхана

§ ментальные: уджайи, бхрамари

§ огненные (разогревающие): бхастрика, капалабхати

§

Асаны вечерние

Для расслабления: 1. Шавасана 2. Баласана 3. Накрасана Наклоны вперед: 1. Паршвоттанасана 2. Триконасана 3. Вирабхадрасана 4. Джануширшасана 5. Пашчимотанасана 6. Шашанкасана
Прогибы в спине: 1. Марджариасана 2. Бхуджангасана 3. Уштрасана 4. Шалабхасана 5. Дханурасана 6. Чакрасана 7. Апанасана 8. Матсиасана 9. Сарпасана 10. макарасана 11. Бхекасана 12. Эка Пада-Раджкапотасана Раскрытие бедер: 1. Супта Падангуштхасана 2. Титалиасана 3. Вамадевасана 4. Акарнадханурасана 5. Бхунаманасана 6. Хануманасана
Баланс: 1. Врикшасана 2. Гарудасана 3. Уттхита Пашчимотанасана 4. Уттхита Ардха Джанурасана (вытянутая поповина колена) 5. Падангуштхасана 6. Ардха Чандрасана 7. Бакасана 8. Вирабхандрасана 3 9. Анатасана Перевернутые асаны: 1. Сарвангасана 2. Халасана 3. Ширшасана 4. Урдхво падасана 5. Уттана падасана 6. Випарити карани 7. Адхо мукха шванасана
Скрутки: 1. Триконасана 2. Ардха Матсиендрасана 3. Маричиасана  

Бандхи. Кумбхаки.

Бандхи - это совокупность внутренних зажимов, или замков, предназначенных для удержания пранической или психической энергии внутри определённых зон тела для того, чтобы спрессованная сила могла быть направлена и использована по назначению там и тогда, где и когда это необходимо.

-мула (корневой замок)

-уддияна(брюшной замок)

-джаландара (горловой замок)

-кхечари (языковой замок)

Набхи-бандха или Кхечари бандхаТехника выполнения набхи-бандхи очень простая – вы просто касаетесь неба кончиком языка. В трактатах по йоге говорится, что йогин все время удерживает эту бандху, кроме тех случаев, когда он ест или говорит.

Джаландхара бандха. Джаландхара бандха - это " подбородочный замок", используемый для сжатия пранической силы в той части туловища, которая стимулирует энергию кундалини.

Не совершайте вдоха или выдоха до тех пор, пока не освободились от замка, т.е. пока не подняли голову.

Уддияна бандха. Втягивание живота внутрь и поднятие пупка называется уддияна бандхой.

Уддияна бандха включает в себя втягивание внутрь и подтягивание вверх живота и желудка. Она может выполняться сидя, стоя или лежа на спине. Первоначально она должна практиковаться стоя. Она всегда должна выполняться на совершенно пустой желудок, причем желательно также перед занятием опрожнить кишечник.

 

" Мула бандха" означает " корневой замок". Техника замыкает психическую энергию в высшей сфере психического тела и не позволяет ей опускаться в низшие области. Мула бандха стимулирует работу Муладхара чакры ментальным (воображаемым) сокращением, пробуждающим кундалини.

Мула бандха разделяется на три части (зоны)

·Ашвини мудра –«Лошадиный анус» –анальный сфінктер

Йони мудра (муладхара-мудра)- «Влагалище»- у женщин и передняя часть пениса у мужчин

Ваджроли мудра- «Молния» – мочеиспускательный канал и зона клитора у женщин

Мула-бандха является прекрасной профилактикой всех заболеваний мочеполовой системы организма.

Сокращение мышц промежности приводит к гармоничной работе эндокринной системы, улучшению работы нервного аппарата тазовой области и, как результат, — нормализации работы внутренних органов.

Шактичоланимудра-

Шакти“-психоэмоциональная энергия „Чола“-ученик „Мудра“- состояние

Выполнение: Запрокидывание головы назад и напряжение задней и передней стороны шеи до дрожания головы

Этим достигается контроль психоэмоциональной энергии.

Маха бандха (или большой замок).

Маха бандха (или большой замок) представляет комплекс нескольких бандх: мула бандхи, Джаландхара бандхи, уддияна бандхи и бахир кумбхаки (задержки дыхания после выдоха).

Выполняется после задержки дыхания на выдохе поочередно втягивая бандхи(как волна)снизу вверх, а расслабление (легкое отпускание бандх)сверху вниз, далее выполняется вдох

Польза.

Техника стимулирует потоки психической и духовной энергий и преобразует экстравертный ум в интравертный, что приближает к медитации.

 

Кумбхака означает кувшин, который может быть или полон, или пуст…Это пауза между: 1. Вдохом и выдохом, 2.выдохом и вдохом.

Кумбхака – это отвлечение интеллекта от органов восприятия и действия. Она удерживает практикующего в состоянии молчания на физическом, моральном, ментальном и духовном уровнях.

Когда успокоено дыхание с помощью кумбхаки – ум становится молчаливым.

КУМБХАКА выполняется двумя способами:

1) Сахита - означает сопровождаемый, посещаемый, совместный. Намеренная задержка дыхания. Она выполняется двумя способами:

Бахиранга (или бахья кумбхака, еще ее называют речака кумбхака) - внешняя задержка, задержка после (полного) выдоха

Антаранга (или антара кумбхака, еще ее называют пурака кумбхака) - «внутренний», или задержка после (полного) вдоха

2) Кевала — самопроизвольная задержка дыхания, когда флуктуации дыхания (случайные возмущения в системе) прекращаются самопроизвольно, без сознательных усилий. Кевала означает «самопроизвольно» или «абсолютно». Кевала кумбхака — пауза в дыхании безотносительно к пураке или речаке, подобная тому, когда художник всецело поглощен своим искусством или поклоняющийся затаил дыхание в обожании своего предмета. Этому состоянию часто предшествует дрожь в теле и боязнь, подобные ощущениям, переполняющим человека, который столкнулся с неведомым. Терпение и упорство превозмогут эти ощущения. Кевала кумбхака инстинктивна и интуитивна. В этом состоянии человек полностью поглощен объектом своего поклонения и изолирован от мира, испытывая ощущение блаженства и покоя.

Не выполнять при гипертонии, заболеваниях сердца, глаз или ушей (например, глаукома или гнойное воспаление в ушах).

Бандхи и кумбхака:

При выполнении любой кумбхаки более 10 секунд необходимо введение джаланхары бандхи. Она действует как предохранительный клапан, регулируя и распределяя энергию, снижает нагрузку на сердце и сосудов головного мозга. Снимается избыточное напряжение и прана не поступает выше горла, тем самым не создавая излишнего напряжения.

Когда дыхание удерживается более 10-15 секунд можно ввести мулабандху. ЕЕ можно выполнять в конце вдоха и сохранять на протяжении всей задержки (внутренней).

Жизненная энергия не уходит если кумбхака выполняется вместе с бандхами.

Бахья кумхака (внешняя задержка) бывает двух видов «задумчивая» и динамическая. Первая – без уддияны бандхи, вторая же с ней. Уддияна бандха во внешней задержке массирует абдоминальную область и сердце и предотвращает рассеивание энергии.

Махабандха и кумбхака: в практике практикуется как внешняя так и внутренняя задержки.

Предлагается 3 способа:

1. после полного вдоха сначала подтянуть мулабандху, затему уддияну и в конце джаланхару. После задержки на выдохе постепенно отпустить джаланхару затем уддияну и мулабандху.

2. После полного выдоха та же последовательность, и

3. последовательное введение бандх – на задержке после вдоха мулабандха и джаланхара бандха, далее с выдохом введение уддияны бандхи – удержание тройного замка на внешней задержке (бахья кумбхаке) и постепенный

 

5. Уттанасана и её адаптированные варианты.

В санскритском языке «ут» — это частица, которая обозначает «неторопливость», «взвешенность», «интенсивность». Глагол «тан» означает «вытягивать», «удлинять». В этой позе позвоночник вытягивается глубоко и интенсивно.

Техника
1. Встаньте в Тадасану (фото 1) и подтяните колени.

2. С выдохом наклонитесь вперед и опустите пальцы рук на пол. Затем переместите руки и прижмите ладони к коврику по обеим сторонам от стоп. Не сгибайте ноги в коленях.

3. Постарайтесь поднять голову вверх и удлинить позвоночник. Слегка подайте таз вперед к голове так, чтобы ноги оказались перпендикулярны полу.

4. Задержитесь в этом положении на два глубоких вдоха.

5. Переместите ладони назад за линию пяток. С выдохом подайте корпус к ногам и опустите голову на колени.

6. Не расслабляйте колени, подтягивайте коленные чашечки вверх. Оставайтесь в этом положении в течение 1 минуты. Дышите равномерно и глубоко.

7. На вдохе поднимите голову, приблизьте ладони к пяткам, но не отрывайте их от пола.
8. Сделайте два глубоких вдоха. Затем на очередном вдохе оторвите руки от пола и вернитесь в Тадасану.

Эффект
Эта асана стимулирует работу печени, почек и селезенки, а также избавляет от болей в животе, в том числе и в период менструации. Сердечный ритм в этой позе замедляется, спинномозговые нервы стимулируются. Пребывание в позе от двух минут и дольше избавляет от уныния и депрессии.
Поза оказывает успокаивающее воздействие на головной мозг, а потому незаменима для легковозбудимых людей. После выполнения Уттанасаны чувствуется спокойствие и невозмутимость, глаза блестят, и человек пребывает в гармонии.

Те, кто при выполнении Ширшасаны чувствует тяжесть в голове или у кого краснеет лицо, должны прежде выполнить Уттанасану — после нее стойка на голове будет даваться с легкостью и не причинит неудобств.

БИЛЕТ № 12

1. Йога: определение дисциплины. История и основы философии.

Асана (позы)

Дхарана (сосредоточение)

Дхьяна (медитация)

Самадхи (сверхсознание).

 

Хатха-йога Прадипика, «Прояснение Хатха-йоги » - является одним из самых авторитетных трактатов по хатха-йоге. Текст написан на санскрите Свами Сватмарамой, приблизительно в XV в. В тексте изложены такие техники как шаткарма, асаны, мудры и бандхи, а также пранаяма. В первой же шлоке трактата подчеркивается, что хатха-йога предназначена для подготовки к раджа-йоге.

Гхеранда Самхита, «Собрание Гхеранды » - является довольно поздним классическим текстом по хатха-йоге (датируется XVII в.). Мудрец Гхеранда последовательно описывает семь ступеней для достижения самадхи, составляющие соответственно семь глав:

Шаткарма

Асана

Мудра

Пратьяхара

Пранаяма

Дхьяна

Самадхи

В результате миссионерской деятельности Вивекананды, ученика Рамакришны, в конце XIX века йога становится популярной в США и развивается по новым направлениям.. В результате просветительской деятельности Вивекананды и Аткинсона (йог Рамачарака), учение йоги в начале XX века приобретает широкую известность в России. На последующее распространение йоги в нашей стране значительное влияние оказала агни-йога, учение, открытое для России Еленой Рерих.

 

Мула бандха.

" Мула бандха" означает " корневой замок". Техника замыкает психическую энергию в высшей сфере психического тела и не позволяет ей опускаться в низшие области. Мула бандха стимулирует работу Муладхара чакры ментальным (воображаемым) сокращением, пробуждающим кундалини.

Мула бандха разделяется на три части (зоны)

·Ашвини мудра –«Лошадиный анус» –анальный сфінктер

Йони мудра (Муладхара-мудра) - «Влагалище»- у женщин и передняя часть пениса у мужчин

Ваджроли мудра-«Молния» – мочеиспускательный канал и зона клитора у женщин и зона пениса у мужчин

Мула-бандха является прекрасной профилактикой всех заболеваний мочеполовой системыорганизма.

Сокращение мышц промежности приводит к гармоничной работе эндокринной системы, улучшению работы нервного аппарата тазовой области и, как результат, — нормализации работы внутренних органов.

Шактичоланимудра

Шакти“-психоэмоциональная энергия „Чола“-ученик „Мудра“- состояние

Выполнение: Запрокидывание головы назад и напряжение задней и передней стороны шеи до дрожания головы

Этим достигается контроль психоэмоциональной энергии.

Маха бандха (или большой замок).

Маха бандха (или большой замок) представляет комплекс нескольких бандх: мула бандхи, Джаландхара бандхи, уддияна бандхи и бахир кумбхаки (задержки дыхания после выдоха).

Выполняется после задержки дыхания на выдохе поочередно втягивая бандхи(как волна)снизу вверх, а расслабление (легкое отпускание бандх)сверху вниз, далее выполняется вдох

Польза.

Техника стимулирует потоки психической и духовной энергий и преобразует экстравертный ум в интравертный, что приближает к медитации.

Чтобы осознать внутренне тело, человек с помощью йоги должен научиться контролировать все внешние оболочки (ментальное, физическое и витальное тела), которые скрывают то, что находится за ними и незримо их поддерживает.

Существуют многочисленные методы, их цель – связать внешнее сознание (ум и чувства) с внутренним телом. Высвободить потенциал сознания, сформированный внешними действиями.

Для этого применяются методы, использующие концентрацию на разных объектах. Наиболее распространённым способом такой концентрации является тратака или дришти.

Эта техника применяется для удержания сознания на отражённом от объекта свете. Суть в том, чтобы непрерывно созерцать отражённый свет, удерживая ум в постоянной концентрации.

Дришти – это средство предназначеннше для того, чтобы не отвлекаясь на внешний мир, сосредоточится на своей практике. Другими словами дришти – это средство предназначенное сбалансировать нашу внешнюю и внутренюю практики.

Дришти или направление внимания, концентрация на определенной точке, помогает не отвлекаться, сохранять концентрацию. Это способствует прогрессу в практике и приближает практикующего к состоянию Дхараны. Для фиксации дришти не всегда нужно направлять взгляд в точку дришти, достаточно изнутри направить туда внимание, визуализировать поток энергии через нее.

В Аштанга-виньяса йоге используются следующие дришти:

Насагра – кончик носа

Бхру-мадхья – точка межбровья, проекция Аджня чакры на лоб(третий глаз)

Наби-чакра – пупок

Хастагра – пальцы рук, рука

Падхайорагра – большие пальцы ног

Паршва – (вбок, сторона) далеко вправо, далеко вліво

Ангушта-мадхья – на ладони (большие пальцы рук)

Урдхва (Антара) – вверх, в небо

МУДРА — древний способ помочь себе.Это особое положение пальцев рук в соответствии с определенными правилами.

Мудра, в переводе с санскрита, означает «дарующий радость», другой вариант перевода — «печать».

Знания о мудрах идут из глубины веков и всегда использовались в йогических и духовных практиках, как доступный способ исцеления тела, достижения особого состояния сознания и решения проблем психологического и эмоционального характера.

Мудра — простой и доступный способ помочь себе.

Пальцы рук. Немного информации.

Известно, что наше тело — сложный энергетический механизм, тесно связанный с энергетикой Земли и Солнечной системы.

Каждому пальцу руки соответствует энергетика определенного участка тела.

Посмотрим на свои пальцы:

Большой палец, как утверждается, соотносится с волей, логикой, любовью и «эго» человека.

Указательный палец связан с познанием, мудростью, властолюбием и уверенностью в себе.

Средний палец вносит равновесие в жизнь, так как связан с терпением и способностью контролировать чувства.

Безымянный палец отвечает за здоровье, активность и жизненную энергию.

Мизинец соотносится с творческими способностями человека, умением видеть и ценить прекрасное.

 

4. Асаны, вопросы по таблице.

Падангуштасана.

Супта означает «лежа», пада — «стопа», а ангуштха — «большой палец». Асана выполняется в три этапа.

Техника
1. Лягте на спину. Подтяните коленные чашечки и как следует вытяните ноги.
2. Сделайте вдох, поднимите левую ногу и приведите ее в положение перпендикулярно полу. Продолжайте вытягивать правую ногу вдоль пола и опустите правую ладонь на правое бедро.
3. Поднимите левую руку и захватите большой палец левой ноги, зажав его между большим, указательным и средним пальцами. Сделайте 3–4 глубоких вдоха.
4. С выдохом оторвите голову и корпус от пола, согните левую руку в локте и притяните левую ногу к голове, не сгибая ее в колене. Опустите ногу ниже, одновременно направив к ней голову и корпус. Поместите подбородок на левое колено (фото 285). Оставайтесь в этомположении в течение 20 секунд. Продолжайте максимально вытягивать правую ногу вдоль пола. Дышите в нормальном ритме.

5. На вдохе опустите голову и корпус на пол и верните левую ногу в вертикальное положение. На этом первый этап асаны за вершен.

6. На выдохе захватите большой палец левой ноги, согните левую ногу в колене и приведите большой палец к правому плечу. Согните левую руку в локте и заведите ее за голову. Поднимите голову так, чтобы она оказалась в пространстве между левым предплечьем и левой голенью. Сделайте несколько глубоких вдохов.

7. На вдохе опустите голову на пол и приведите левую руку перед головой. Выпрямите левую ногу и левую руку. Верните левую ногу в вертикальное положение, не отпуская большой палец. Все это время вытягивайте правую ногу вдоль пола и не убирайте правую ладонь с правого бедра. На этом второй этап позы завершается.

8. С выдохом отведите левую руку и ногу влево и опустите их на пол. При этом не смещайте голову и корпус и не отрывайте правую ногу от пола. Не отпускайте большой палец левой ноги. Приведите левую руку на один уровень с плечами. Оставайтесь в этом положении в течение 20 секунд. Не сгибайте левую ногу в колене. Дышите в нормальном ритме.
9. Не сгибая левую ногу в колене, на вдохе верните ее в вертикальное положение. Не отпускайте большой палец и продолжайте вытягивать правую ногу вдоль пола.
10. С выдохом отпустите большой палец, опустите левую ногу на пол и вытяните ее вдоль правой. Поместите левую ладонь на левое бедро. На этом третий этап асаны завершается. Поначалу довольно сложно вытягивать правую ногу вдоль пола и не сгибать ее в колене во время всех трех этапов выполнения позы. Поэтому можно попросить друга толкать рукой правое бедро в участке прямо над коленом к полу или прижимать правую стопу к стене.
11. Выполнив позу левой ногой, сделайте несколько глубоких вдохов, а затем повторите позу вправо, меняя левую сторону на правую, и наоборот.

Эффект
Асана равномерно разрабатывает мышцы ног. Она чрезвычайно полезна при ишиасе и параличе ног, поскольку во время ее выполнения существенно улучшается кровоснабжение ног и таза, что восстанавливает нервные окончания. Асана избавляет от тугоподвижности тазобедренных суставов и предупреждает образование грыж. Ее можно практиковать как мужчинам, так и женщинам.

БИЛЕТ № 13

Праведник и великий мудрец Патанджали так разъяснял значение этой практики в «Йога Сутрах»: «При отсутствии связи со своими объектами, органы чувств следуют внутренней форме сознания – это Пратьяхара».

Пратьяхара переводится с санскрита как: уклонение, отвлечение, собирание в себя. Смысл практики Пратьяхары заключается в перефокусировке внимания практикующего с внешних объектов на объекты внутренние, в глубоком и всестороннем сосредоточении на них.

Пратьяхара - это отвлечение ума от объектов восприятия

Важно помнить, что контролю должны подчиняться и эмоции, ибо они – есть реакции на внешние и внутренние события, происходящие с человеком. Практически невозможно контролировать индрии (органы познания и органы чувств), не подчиняя уму эмоции.

К Пратьяхаре следует приступать после освоения Пранаямы, ибо последняя должным образом подготавливает практикующего к следующей ступени. Этому же служит и умеренное питание саттвической пищей, терпение и бесстрастность, регулярная практика асан, уединение и воздержание от чувственных соблазнов. Йога учит, что к успеху в практике Пратьяхары быстрее всего приводит обет молчания.

Начинать практиковать следует постепенно, ибо слишком усердные старания могут привести к головной боли и неприятным ощущениям. Каждый человек волен сам определять для себя длительность Пратьяхары и время для выхода из нее.

Занятия должны проводиться в изолированном помещении. Приступая, ученик закрывает глаза и изолирует себя от любых звуков. Во время всей практики необходимо поддерживать условия для «голодания» всех пяти чувств, т.е. воздерживаться от разговоров, от воздействия каких бы то ни было внешних факторов.

Для начала необходимо выделить самое сильное чувство и постараться его отключить. По мере приближения к более слабым эмоциям, это будет даваться всё тяжелее. Постепенно мысли перестают метаться, их становится совсем мало. Как только человек обуздает свои чувства и свой ум, он обретет душевное равновесие. Он проникнется безмыслием и сутью своей истинной природы.

Препятствуют практике неустойчивые асаны, неумеренное питание, переутомление и истощение тела, интерес к мирским делам и скрытые желания, которые ученик не может вытеснить из своего сознания.

Пратьяхара способствует развитию духовности и развивает силу воли, она помогает быстро входить в состояние глубокого сна и самогипноза. Четкой границы между Пратьяхарой и Дхараной (следующей ступенью Аштанга-йоги) не существует, ибо первая представляет собой однонаправленность, а вторая – концентрацию.

Без освоения пятой ступени невозможна подлинная медитация, только Пратьяхара в совокупности с Ямой, Ниямой, Асанами и Пранаямой открывает пути к этой духовной практике.

При освоении искусства сосредотачивать ум, ученик не должен развлекать себя ни усиленной работой, ни пустыми беседами, ни суетными переживаниями. Он не должен разбрасываться мыслями, намерениями и действиями. Йог должен жить своей идеей, думать о ней, стремиться к ней всем сердцем, открывая его лишь для Божественного.

Техники медитации:

1. Статичные или динамичные (перенос практик в жизнь)

2. Сосредоточение (попытка остановить внутренний диалог, всегда хатраты энергии, через «не хочу») или принятие (махашанти – огромный покой)

Примеры практик:

Кто я, Анапанасати, видение 2-х сторон медали, медитация сахаджи – течение реки, визуалицация, мантропение, точки дришти, слушание звука «сохам», «Я разрешаю пользоваться своей энергией», медитация здесь и сейчас и т.п.

Процесс пратьяхары можно разбить на четыре стадии:

— физическую, когда энергия, отвлеченная от органов действия (руки, ноги, рот, органы репродуктивной и выделительной системы) и чувств восприятия (зрение, слух, обоняние, осязание, вкус), направляется в мозг

— ментальную, где происходит успокоение колебаний волн сознания в четырех долях головного мезга

— интеллектуальную, при которой разум приводится к стволу мезга

— духовную, при которой энергия разума и сознания направляется к вместилищу совести

Кульминацией всех этапов пратьяхары является видение ослепительного света собственной души.

Пратьяхара естественным образом возникает в результате длительной практики асан и пранаямы. Когда в перерывах между выполнением асан или прямо в самой асане сознание практикующего начинает «уплывать» во внутрь, и он четко осознает, что не спит, то это и есть пратьяхара, которая затем сменяется предмедитативным состоянием.

Она является необходимым этапом перестройки восприятия, запуская его по новому пути и разделяя внешнюю (бахиранга) и внутреннюю (антаранга) части йоги согласно Патанджали.

Дхарана – это практика концентрации, которая заключается в применении силы воли к выполнению тех действий, которые мы в обычной жизни совершаем неосознанно. Йогин сосредотачивает внимание на какой-либо мысли и объекте и заставляет собственный ум думать только в данном направлении, пресекая его блуждания.

Дхарана – есть привязывание мыслительной субстанции к единственному объекту. Такое определение дал шестой ступени Патанджали в «Йога Сутрах».

Лишь только после того, когда тело закалено усердной практикой Асан, ум – Пранаямой, а чувства – Пратьяхарой, йогу даруется благодать достичь Дхараны, очищающей нади и чакры при помощи техник сосредоточения и визуализации.

На этой ступени астральное, праническое и психическое тело находят гармонию.

Термин «Дхарана», использующийся в Аштанга-йоге, происходит от слова «дхри», что в переводе с санскрита означает «крепко удерживать».

Последняя представляет собой состояние полного поглощения разумом единственного объекта или мысли, способность удерживать ум в одной точке. Это безраздельная, всеобъемлющая концентрация, она достигается при помощи застывания (незаметной деятельности) дыхания и сознания, которое должно быть направлено на чувство объекта, но не на его форму или значение.

Йога понимает под такой концентрацией особое, точечное сосредоточение (эка-грата), направленное вовнутрь. Оно может быть обращено на внутренний объект, в качестве которого выступают различные органы тела, и на внешний – образ или мысль. После усердной практики Пранаямы такая концентрация дается человеку без особых усилий, что особенно важно для шестой ступени. Один из самых достоверных признаков сосредоточенности ума – это абсолютная потеря контроля над временем.

Двенадцать секунд непрерывной фиксации разума на одном объекте составляют Дхарану, а двенадцать Дхаран – Дхьяну. В свою очередь, двенадцать непрерывных медитаций – это состояние Божественного Просветления или Самадхи.

Двенадцать Дхаран составляют Медитацию (Дхьяну)

Ученик, подвизающийся в обретении полной концентрации должен расслабить ум и тело, ибо их напряжение мешает фиксации внимания. Для этого он должен выбрать асану, не перекрывающую потоки энергии и способствующую состоянию покоя. Практика Дхараны начинается именно с расположения в удобной позе.

С этого момента необходимо постоянно следить за дыханием, ибо по нему определяется степень рассеянности ума. Чем спокойнее и ровнее вдох и выдох, тем более собран ум.

Следующий шаг – успокоение чувств путем направления их с помощью Пратьяхары вглубь себя. Добившись состояния, когда все мысли исчезли, можно приступать к Дхаране, сосредоточив свой разум на одном предмете или идее. Таким образом достигается сосредоточение на присутствии в душе Бога. Физическая оболочка, предметы материального мира и время перестают существовать. Нарастающая энергия поднимается к высшим чакрам, расширяя сознание практикующего. В этом состоянии медитирующий ощущает присутствие Божественного во всем.

Существует пять Дхаран, представляющих упражнения концентрации на каждый из пяти органов чувств: на чувстве обоняния, вкуса, осязания, слуха и зрения. Самой сложной является последняя Дхарана, самой простой – первая.

Нет необходимости практиковать все пять упражнений, достаточно добиться полной концентрации хотя бы в одном из них.

Полное осознание своих психических переживаний и сосредоточение на низ ума – это главная часть Дхараны, приводящей непосредственно к первой стадии Дхьяны.

Практике Дхараны препятствуют видения, сбивающие духовного искателя с истинного пути, сильное переживание кундалини (в таком случае необходимы наставления опытного учителя), болезненные состояния, которые являются своеобразным индикатором начавшихся процессов очищения, чувственность и сверхчувствительность. При последней могут многократно усиливаться звуки, становясь почти непереносимыми.

Препятствием для практики также служит чрезмерное общение с людьми, неподобающая пища, мышечная и нервная напряженность, ошибочно принимаемая начинающими йогами за сосредоточение.

 

Пада Хастасана.

ТЕХНИКА ВЫПОЛНЕНИЯ

1 Встать в Тадасану, расставить стопы на ширину плеч, нагнуться, складываясь в тазобедренных суставах.

2 Обхватить большие пальцы ног большими, указательными и средними пальцами рук.

3 Максимально удлинить руки и спину. Для этого развернуть область промежности назад (копчик вверх), вытянуть руки, подтянуть солнечное сплетение вверх, в сторону подбородка, вытянуть шею.

4 Напрячь ноги.

5 С выдохом согнуть локти и наклониться ниже, растягивая торс. Потянуть за большие пальцы ног и наклониться еще ниже, приблизив голову к ногам.

6 Поместить ладони под стопы так чтобы большие пальцы ног давили на лучезапятсные кости, а указательные и средние пальцы рук охватывали стопы снизу возле пяток.

7 Задержаться на 20—30 секунд, дышать ровно.

НЕПРАВИЛЬНО

1. Не зажимайте органы малого таза, чтобы не нарушить кровоснабжение половых органов.

2. На поднимайте голову, чтобы не нарушить кровоток в шее.

КАК ОБЛЕГЧИТЬ

Освойте Уттанасану, затем Падангуштхасану.

КАК УГЛУБИТЬ

Продвинутые практики (при наличии здоровой спины и суставов ног) могут углубить вытяжение в этой позе. Для этого можно поставить ноги чуть шире плеч, просунуть голову, плечи и руки между колен назад и положить руки на ягодицы. Чтобы полноценно выпрямить ноги, центр тяжести нужно перенести на кончики стоп.

ЭФФЕКТ

Падахастасана относится к позам йоги, снимающим стресс. Она укрепляет ноги, придает гибкость позвоночнику, тонизирует органы брюшной полости, улучшая пищеварение. В этой позе выделяется много пищеварительных соков, активизируются печень и селезенка. Падахастасана успокаивает, помогает при головных болях и бессоннице, устраняет неприятные симптомы менопаузы.

ПОКАЗАНИЯ

Вздутие живота и другие нарушения пищеварения.

ПРОТИВОПОКАЗАНИЯ

Обострения любых хронических заболеваний.

При смещении позвоночных дисков выполнять только вариант Падангуштхасаны с вогнутой спиной и под руководством опытного йога-терапевта.

Важно: не спешите с освоением Падахастасаны! Для начала освойте простые наклоны, в которых спина вытягивается под собственным весом, не принуждаемая руками. Некорректное вытяжение может быстро привести вас к травме поясницы.

 

БИЛЕТ № 14

Тактика

Теперь давайте научимся ненавязчиво привлекать ребенка к йоге. Специалисты советуют, начиная «игру в йогу», показать малышу какую-нибудь позу и поинтересоваться – умеет ли он так? Когда он включится в практику, обязательно похвалите его и порадуйтесь.

Во время практики все время общайтесь, рассказывайте интересные истории, удивляйте, обменивайтесь впечатлениями. И обязательно будьте на равных!

Если малыш устал, предложите ему спокойно полежать с закрытыми глазами, расскажите сказку (или предложите представить ему, что он летит над морем, лесами, лугами) и попросите изобразить надутый шарик (глубоко вдохнуть), из которого надо выпустить воздух (выдохнуть). После Шавасаны ребенок может уснуть, это очень полезно для растущего организма.

Существует мнение, что детям до 12 лет опасно практиковать Шавасану, однако профессионалы настаивают, что вариант Позы Мертвеца, где йогин лежит с закрытыми глазами и спокойно дышит, не пытаясь ощутить себя вне тела, не может нанести ему вреда.

Детская йога.

В чем основное отличие Бэби-йоги от йоги для взрослых? Конечно, такая практика адаптирована для детского организма, она не предполагает серьезных нагрузок и длительных медитаций. Но главное – дети не анализируют. Основным критерием успешности занятий для них является «нравится /не нравится». Поэтому каждый класс обязательно должен включать в себя элемент игры, чтобы маленькие йогины не заскучали.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-05-05; Просмотров: 1334; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.114 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь