Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Античные традиции в культуре последующих эпох.



Античность, по «Словарю», есть совокупность проявлений греческо-римской древности, в особенностив области литературы и искусства, которые принято считать классическими. Термин«античность» был принят в начале XVIIIвека. Вследствие огромных влияний античной культуры на все последующие. Историяантичности занимает особое место, сохраняющееся на протяжении многих веков, вевропейской и мировой науке и образовании.Мифология и античный эпос, их отражение в постантичном искусстве

Религиядревних греков и римлян, как у многих народов мира, представляла собой веру вмногобожие. Первоначально боги-культы были общинно-местного характера, затемнаметилась тенденция поглощения местных богов великими богами (в Греции –богами-олимпийцами, в Риме – верховными богами, причем греческие традициипантеона переселились в Рим). Несомненно, у древних греков и римлян былаязыческая вера, она подкреплялась мифологическими верованиями, а мифологиястала отражением миропонимания древнего человека. Создание больших и сложныхмифологических повествований было делом многих поколений, поэтому неслучайнопласт мифов представлялет собой ценную часть мировой литературы.

 

Мифыположили начало развитию эпоса как в фольклоре, так и в художественнойлитературе. Греки и римляне, опираясь на мифологические сюжеты, создавали своиэпические произведения; к таким можно отнести греческие произведения «Иллиада»и «Одиссея» и римскую «Энеиду».

Основныечерты античного эпоса перенимались средневековыми сказителями, и поэтому можновыделить множество общих черт между античным и средневековым эпосом:

1) в центреповествования – человек, его судьба и участие в судьбе государства (города ит.д.);

2) формаповествования – путешествие с приключениями и совершением подвигов;

3) образ героя –образ воина: победителя, героического человека;

4) обязательноеналичие героев особого плана – сверхсилы (в Греции и Риме этой силой являютсябоги);

5) язык и стильочень тяжеловесны, громоздки; медленное развитие сюжеты, множество авторскихотступлений;

6) автор в ходеповествования занимает разные позиции: то наблюдатель, то участник событий, тоисторикописец (но в средневековом эпосе авторское начало ослаблено в связи ссуществованием большинства произведений в устной форме).

Богатство мифологических сюжетов неисчерпаемо.

Вэпоху феодально-христианской идеологии погибла огромная часть текстов античностив связи с их языческим характером.

В XIV-XV веках, в эпоху Ренессанса, вновь обратились к идеям античнойлитературы, потому что она стала близка новому классу, появившемуся в Европе — буржуазии – своим человеколюбием, свободомыслием, жизнеутверждающей силой.Писатели использовали для своих сочинений латинский язык, античные темы, произведениям старались придать максимальное сходство с античными.

ЭпохаКлассицизма (XVII-XVIII века) также ориентировалась на образцы античнойлитературы, причем художников этого времени привлекал не столько духантичности, сколько интересовала форма, эстетические нормы, что привело кискажению литературоведческих теорий.

Сильноевлияние оказывала античная литература и на писателей XIX века. Этот век, особенно его вторая половина, отмечены диалогом античности и современности, но это не прямое следованиеантичным идеалам, а их «передразнивание», то есть в XX веке идет «диалог наоборот». Такая смещенность объясняетсясменой ценностных ориентиров общества.

Античнаялитература, несомненно, повлияла на развитие всей мировой литературы, а именно:

1) все основныелитературные жанры, как эпические, поэтические, так и драматические, былисформированы еще античными авторами;

2) античная тематикаи проблематика произведений трансформируется в литературе последующих веков, изменяется лишь решение проблем (в зависимости от эпохи);

3) теория литературыразвивалась еще в недрах греческой литературы; основные литературоведческиепонятия возникли еще в эпоху античности (эпос, лирика, драма, трагедия и т.д.), разрабатывались учения о литературных жанрах и принципах изображения жизни, чтодо сих пор исследуют литературоведы;

4) все стихотворныеразмеры европейских языков формировались под влиянием античной традиции ипоныне носят греческие наименования: ямб, хорей, дактиль, анапест и т.д.; основопологающие понятия лирики: ритм, метр – тоже заимствованы из античноголитературоведения.

 

Вантичные времена уже появилась филология, служащая на благо литературе иимеющая цели сохранять тексты в их оригинале, исправлять искажение, изучатьвсесторонне литературные произведения, давать им эстетическую оценку.

Гуманитарные науки, возникшие в античные времена, и их влияние на развитие научной гуманитарноймысли

Говоряо значении античной литературы, необходимо помнить о том, что в ее руслеродились и сформировались следующие науки.

 

1. Литературоведение, или теория литературы, о чем говорилось выше.

2. Историческаянаука, зародившая в Греции в V векедо нашей эры как литературный жанр, достигшая расцвета в Риме в I веке до нашей эры и до сих порсохранившаяся как научная и художественная дисциплина.

3. Филология началаразвиваться как наука в александрийскую эпоху, и основные принципыфилологических исследований, заложенные ще в древние времена, остаются важнымиаспектами при изучении литературных произведений до сих пор.

4. Грамматика, возникшая в III веке до нашей эры как наука о частяхречи и структуре высказывания. Первыми начали размышлять над языком поэты, которые работали над звуками и сочетаниями слов. За софистами последовалифилологи, которых в древности называли грамматиками. Около 240 года до нашейэры Хрисипп создал грамматическую терминологию, которая в латинском переводеприменяется до сегодняшнего дня, а в 120 году до нашей эры Дионисий Фракийскийнаписал первую греческую грамматику, которая через посредство римлян легла воснову грамматик всех европейских народов.

5. Риторика, илитеория красноречия, начала развиваться вместе с возникновением и развитиемораторского искусства, которое высоко ценилось уже в гомеровские времена. В V-IV веках до нашей эры это искусство ложится в основуобразования, а ориторская речь становится литературным жанром. Основныеположения риторики, терминология ораторства, заложенные в Греции и высокоразвитые в Риме, являются неоспоримыми и в современной риторической науке.

6. Философия, илинаука мудрости, дисциплина мышления возникает на основе развития литературы ираспространения естественнонаучных знаний. Античная философия в целомотличалась созерцательностью, а ее представители – принадлежностью к слою имущихлюдей. Существовало два главных течения – материализм и идеализм, но было оченьмного школ, имеющих большие теоретические расхождения, такие, например, какпротиворечия во взглядах на бытие и становление (Парменид и Гераклит), на наслжденияи аскетизм (киреноики и киники), на вопрос о соотношении формы и материи(Платон и Аристотель), на необходимость и свободу (стоицизм и Эпику) и другие.Античная философия продвинула вперед изучение всех областей философскогознания. Непреходящей заслугой античной философии является в первую очередьвсеобъемлющее и систематическое обоснование философии как научной теории, развитие системы понятий, а также разработка (или хотя бы постановка) всехосновных философских проблем.

Идеиантичной философии нашли отклик и в средневековье, особенно в учениях ФомыАквинского и после – в неотомизме. Античные авторы влияют на теории прогрессаэпохи Просвещения, особо ощутимо это влияние на философов и ученых Нового времени: влияние платоновский учений на Коперника, Кеплера и Галилея, историческаяконцепция античности легла в основу теории возрастов от Бэкона до Гегеля. Всерациональное в учениях Платона и Аристотеля было критически использовано философиеймарксизма, в ХХ веке откликаются античные традиции в философии феноменологов.Влияние античной философии на становление последующей теоретической мысли огромно.

рхитектурасредних веков отзвуки античности имела только в Италии, когда здания частосоздавались из элементов, изъятых из старых римских построек или декорировалисьими.

Каки во всех пластах культуры, архитектура эпохи Возрождения ярко отразилаобращение к античности. В архитектуре «классический ордер, круглый план, колонны служат опрой – все как в древности. И все-таки это всего лишь модельантичного храма, его воспроизведениею. Но ему не хватает существенности.»1 Вид античности образовываллишь архитектурную картину, которая существовала ради зрителя.

Ориентированнаяна античность эпоха Классицизма в архитектуре породила такой стиль, как ампир.Здания передавали могущество и роскошь новых государств, как когда-то было вРимской империи. Центральное место в декоре занимала античная символикаимператорской власти и тирумфальных побед. Мастера классицизма не копируют античныеобразы, а по-своему претворяют их.

XIXвек античные тенденции в архитектурных сооружениях отражал менее, чем в другиевека. В XX веке возрождается стиль ампир, имеятакже основой античную символику.

Античнаяархитектура в разные эпохи то являлась основой, примером, то легкимзаимствованием для зодчих, но прежде всего античная архитектура ценна своимипамятниками.

СкульптураСразвитием архитектуры непрерывно шло развитие скульптуры. Для древнегреческойскульптуры характерны стремление к пластичности, пропорциональности имонументальности с обязательным выражением гражданского пафоса. В изображениичеловека всегда присутствовала идеализация и обобщение, отречение отслучайности и конкретности. Для римской скульптуры, наоборот, характерноизображение отдельных людей или процессов в их неповторимости, исключительности. Особенно развита в римской скульптуре портретная тенденция.

Средневековаяскульптура, как и античная, часто являлась декором архитектурных сооружений: множествофигур размещалось на фасадах, использовались статуи на колоннах какподчеркивание вертикальных элементов. Однако сам характер скульптуры былизменен, так как она была интегрирована в церковно-христианскую архитектуру.

Вэпоху Возрождения в скульптуре отражается «синтез античной физической красоты ихристианской духовности».2

Вболее поздние периоды в скульптуре как виде искусства проявляются самобытныечерты той или иной эпохи, однако основой всегда останутся открытия, принципы работы, найденные еще античными мастерами.

Перваяполовина ХХ века, заимствуя античные темы, переосмысливает их, наполняет новымсодержанием и отражает в произведениях разных видов искусства. Вторая половина, особенно последние десятилетия ХХ века, «убегает от диалога в сторону передразнивания», отражение этих явлений особенно ярко и полно выражено в искусстве постмодернизма.

Вследствииогромного влияния античной культуры на общество всех времен следует подчеркнутьглавное: античность пробудила мысль человечества и в этом, может быть, величайшее достижение и наиболее ценноое наследие античности.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-05-05; Просмотров: 2332; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.018 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь