Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МУЗЕЙ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫХ ИСКУССТВ



Кто знает много-премного сказок и умеет увлекательно их рассказывать? Рассказывает он их и днем и ночью. Еще и песни умеет петь. Конечно же, это Ученый кот.

У лукоморья дуб зеленый;

Златая цепь на дубе том:

И днем и ночью кот ученый

Все ходит по цепи кругом;

Идет направо – песнь заводит,

Налево – сказку говорит.

А. Пушкин

Послушать сказки Ученого кота мечтают многие. А можно ли попасть в гости к нему в Лукоморье? Такую возможность предоставляет Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина. Музей расположен в старинном особняке XVIII–XIX веков в центре Москвы на улице Пречистенка. Открыл и музей в 1961 году. С первых дней работы музей стал получать многочисленные дары, связанные с именем великого русского поэта – портреты, книги, рукописи, гравюры, фарфор, мебель. В наши дни это не только хранилище удивительных коллекций, но и современный технически оборудованный культурный комплекс. В музее проводятся концерты и выставки.

Оказывается, что у Ученого кота в музее есть свой дом, куда он и приглашает гостей. Кот показывает удивительные предметы. О них нам не раз доводилось слышать в сказках, но мало кто видел эти предметы в быту… Здесь прялка и веретено, туесок и ендова, ларцы и сундуки. Здесь можно посмотреть, какие головные уборы носили красавицы из сказок, из каких сосудов пили древние богатыри. Фантазер и выдумщик Кот превращает посетителей в участников сказки, которую он, конечно же, сам и придумал. А для преодоления всяких трудностей, без которых и сказка не сказка, Кот раздает гостям волшебный реквизит. У сказки, разумеется, счастливый конец. В награду за храбрость и доблесть, проявленные в сказке, участники могут окунуться в далекий и удивительный детский мир самого А. С. Пушкина. Ученый кот расскажет, как воспитывался знаменитый поэт, в какие игры играл, какое получил образование.

Отправляясь в музей, можно попасть в самые известные произведения Пушкина. В " Сказке о попе и о работнике его Балде" удастся познакомиться со старославянской азбукой, научиться плясовой и даже принять участие в спектакле по сказке.

О музее изобразительных искусств имени Пушкина можно сказать: да, действительно, " там чудеса…".

ТРЕТЬЯКОВСКАЯ ГАЛЕРЕЯ

Ежегодно в тихий Лаврушинский переулок, что расположен в одном из древнейших районов Москвы, в Замоскворечье, приезжают сотни тысяч людей, чтобы увидеть сокровища Третьяковской галереи.

Собрание Третьяковской галереи посвящено национальному русскому искусству, тем художникам, которые внесли значительный вклад в ее историю. Такой была задумана галерея ее основателем, московским купцом и промышленником Павлом Михайловичем Третьяковым, такой сохранилась она до наших дней.

Свою коллекцию Павел Михайлович начал собирать в 1856 году, в 19 лет, купив две картины.

Феноменальные способности Третьякова-коллекционера: природный ум, безукоризненный вкус в сочетании с утонченной интуицией в выборе произведений – поражали современников. Среди множества картин Павел Михайлович умел находить настоящие шедевры. Он пользовался у художников особым доверием и имел возможность осматривать их новые работы еще в мастерских, либо на выставках накануне вернисажа. Он покупал картины, которые сам считал заслуживающими внимания, нередко вопреки мнению критиков. Коллекционирование картин стало делом жизни Третьякова.

Первое время Третьяков хранил картины у себя дома, в небольшом особняке в Лаврушинском переулке, который вместе с братом Сергеем купил у купцов Шестовых. Коллекция картин постоянно пополнялась. В 1872 году Павел Михайлович начал возведение первых залов будущей галереи, пристраивая их к дому.

В 1892 году Третьяков осуществил мечту – передал собранные им и младшим братом коллекции в дар Москве. Торжественное открытие галереи состоялось 16 мая 1893 года.

Первоначально коллекция состояла из 1287 живописных произведений, 518 рисунков и 9 скульптур. Сейчас в Третьяковской галерее собрано более 100 тысяч работ.

В 1902 году фасад дома был переделан по проекту художника-сказочника В.М. Васнецова, который украсил его в русском стиле. Вход оформлен в виде трех сказочных теремов с островерхими кровлями.

Во дворе Третьяковской галереи стоит памятник П. М. Третьякову работы скульптора А. П. Кибальникова.

В наши дни Третьяковская галерея предлагает детям специальные экскурсии, лекции, также при галерее работают творческие студии.

Из лекций можно узнать о том, как и для чего художники создают произведения искусства, о выразительных особенностях живописного языка. Помимо традиционного рассказа лектора в экскурсиях используются фрагменты видеофильмов, музыкальное сопровождение, моменты театрализации, игры.

ДАРВИНОВСКИЙ МУЗЕЙ

В Дарвиновском музее посетителей ждут интересные встречи с удивительным миром природы. Здесь можно приобрести необычные умения, например, научиться ходить " как косолапый мишка". Для этого нужно отправиться на экскурсию " В гостях у Колобка". В ходе экскурсии посетители узнают много нового о давно знакомых сказочных персонажах. Например, то, что лиса не так уж хитра, как написано в сказках. Во всяком случае, волка ей не удастся обхитрить. А " косолапый медведь" отнюдь не неуклюж, он способен ловко лазать по деревьям. А рыбы умеют разговаривать, только совсем не человеческим голосом.

Основателем такого музея был доктор биологических наук, профессор А. Ф. Котс. По замыслу Котса, музейная экспозиция должна быть не только научной, но и зрелищной.

Музей назван в честь великого английского естествоиспытателя Чарлза Дарвина.

Дарвиновский музей – один из старейших и крупнейших естественнонаучных музеев Европы. За сто лет в нем были собраны богатейшие научные коллекции, насчитывающие более 400 тысяч экспонатов. Среди них есть уникальные, которые встречаются только здесь.

Например, яйцоэпиорниса. Эпиорнис – вымершая нелетающая птица, которая обитала на юге острова

Мадагаскар и вымерла 500–600 лет тому назад. Рост птицы превышал 2 метра. Эта птица несла самые большие яйца, известные науке – их объем около 9 литров. Яйцо эпиорниса – подарок мэра Москвы Ю.М. Лужкова.

В центральном зале музея регулярно демонстрируется интересная световидеомузыкальная программа " Живая планета". Это двадцатиминутный фильм, показ которого на двух огромных экранах (каждый площадью 100 квадратных метров) сопровождается звуковыми эффектами и подсветкой экспонатов.

Видеофильм о биосфере земли то забрасывает зрителей в далекое прошлое нашей планеты, то погружает в современные джунгли и глубины Мирового океана. Многочисленные прожекторы реагируют на то, что происходит на экранах: в зависимости от эпизода включается подсветка тех или иных экспонатов, установленных на платформах перед экранами. Чучела слонов, зебр или жирафов в нужный момент словно оживают. " Эффект присутствия" усиливает пространственный звук и " умные" световые приборы, синхронную работу которых регулирует специальная компьютерная программа.

МУЗЕЙ " ОГНИ МОСКВЫ"

Старый уличный фонарь

Помнит то, что было встарь.

Помнит, как фонарщик милый

Никогда не был унылый.

Каждый вечер приходил,

С фонарем он говорил.

Масло в лампу подливал

И фитиль он зажигал.

Чего боятся практически все дети, хотя и не

всегда говорят об этом? Темноты. Еще с давних-предавних пор человек стремился сделать свою жизнь светлее. Хотите узнать, что он делал при этом? Чтобы узнать, с чего начиналось освещение и какой невероятной красоты достигло, надо посетить музей городского освещения " Огни Москвы".

Здание музея представляет собой памятник русского зодчества – белокаменные палаты конца XVII века. Да и сам музей редкий, ведь практически все экспонаты в нем " живые". Их можно потрогать, понюхать (фонари пахнут совершенно по-особому) и даже поучаствовать в создании музейной экспозиции.

Наверное, только в этом музее можно почувствовать себя первобытным человеком, когда вам разрешат добыть настоящий огонь и расскажут, как его сохранить.

В древности жилища освещали лучинами. Пучки тонко расщепленных лучинок вставлялись в железные держатели – светцы. Поначалу люди освещали только свои дома, улицы оставались темными.

Первые фонари устанавливали на деревянных столбах и заправляли конопляным маслом, которое было " чисто, для пищи приятного вкуса, но горело не так светло, потому что было сделано из сырых коноплей". Улицы в те времена освещали лишь в торжественных случаях. Замену конопляному маслу искали долго, пытались использовать для уличного освещения и лампадное масло, и хлебный спирт. Пока наконец не был изобретен керосин – легкое и дешевое горючее.

В музее покажут, как зажигались московские фонари и даже разрешат попробовать себя в роли фонарщика.

Первые электрические фонари появились в Москве в 1880 году в саду " Эрмитаж". 15 мая 1883 года, в день коронации Александра III, при помощи 22 дуговых ламп была освещена площадь вокруг храма Христа Спасителя. Тогда же была устроена первая электрическая иллюминация колокольни Ивана Великого. Первой улицей, освещенной электричеством, была Тверская.

Посетители музея могут попробовать себя в роли диспетчера за пультом управления наружным освещением.

Есть в музее и диковинки. Это и старинные фонари причудливой, витиеватой формы, и светцы, и копия первого московского уличного фонаря. Здесь же представлены огромные лампы, созданные для кремлевских рубиновых звезд.

МУЗЕЙ-УСАДЬБА ИЗМАЙЛОВО

Совершить чудо мечтает каждый. Шанс исполнить мечту и почувствовать себя хоть немного волшебником предоставляется в музее-усадьбе Измайлово. Здесь у каждого есть возможность, например, " оживить металл" или совершить какое-нибудь другое чудо. На Кузнечном дворе мастера-кудесники сначала показывают, как " оживает" металл, затем под их чутким руководством каждый может попытаться из обыкновенного кусочка металла сотворить настоящую подкову, которая будет приносить удачу и счастье.

Комплекс " Кремль в Измайлово" – единственное место в Москве, где можно увидеть, как работают мастера-ремесленники: кузнецы, гончары, резчики по дереву, художники. Причем можно не только понаблюдать за работой искусных мастеров, но и самим попробовать овладеть каким-нибудь ремеслом.

" Кремль в Измайлово" – удивительное место. Он расположен на высоком холме, в одном из самых красивых мест Москвы, на берегу Серебряно-Виноградного пруда. Здесь находилась загородная резиденция русских царей. Деревянный архитектурный ансамбль кремля воссоздан по эскизам и гравюрам XVI–XVII века резиденции царя Алексея Михайловича.

В Измайлово есть храм Святителя Николая – самый высокий действующий деревянный храм в России.

В восстановленном дворце царя Алексея Михайловича открыт уникальный Музей российской трапезы, в котором представлено все разнообразие русской кухни.

В музее сказок " Жили-были" проводятся театрализованные экскурсии по русским народным сказкам, былинам, славянской мифологии.

В Музее русского костюма и быта представлена уникальная коллекция русской одежды, в которой нашла отражение неповторимая рукотворная история нашего народа.

В музее " Русские рекорды" можно увидеть вещи, занесенные в Русскую книгу рекордов (аналог " Книги рекордов Гиннесса" ). Вниманию посетителей представлены самые большие в России деревянные счеты, плитка шоколада весом 500 килограммов, панно, сделанное из нескольких тысяч пластмассовых пробок и много других интересных и неожиданных вещей.

Измайловский кремль собрал все лучшее, что было в царской резиденции Измайлово: воссоздан один из прудов, положено начало возрождению зверинца, птичника и конюшни (в кремле живет медведь, ручные голуби, лошади), высажены благоухающие цветы и виноград. Экскурсию в прошлое помогает совершить Дом хлеба, в котором создана небольшая экспозиция по традициям хлебопечения на Руси, ветряная мельница, ткацкие станки с возможностью обучения ремеслу.

ПАЛАТЫ В ЗАРЯДЬЕ

Хотите побывать в прошлом и посмотреть, как жили наши предки? Сделать это можно, посетив музей древнерусского зодчества под открытым небом " Палаты в Зарядье".

Зарядье – один из старейших районов Москвы, расположен к востоку от Кремля. Свое название он получил, потому что находился " за рядами" торговых лавок, примыкавших к Красной площади.

В XVI веке эта городская усадьба принадлежала боярину Никите Романову, деду первого царя династии Романовых – Михаила. Основным жилым помещением боярской семьи служили обширные " Палаты на нижних погребах", стоявшие в центре усадьбы.

Здесь, по преданию, родился Михаил Федорович – первый царь династии Романовых. Именно Михаил Романов подарил палаты вместе с усадьбой Знаменскому монастырю.

Русский император Александр II решил устроить в своей родовой вотчине музей " Дом бояр Романовых", один из первых музеев Москвы.

До наших дней сохранилось кирпичное двухэтажное здание с глубоким подвалом и деревянным третьим этажом. Внутри находится подклет (" верхние погреба" ), слабо освещенный редкими окнами. В подклете, или, как его еще называли, нижнем жилье, помещалась поварня, или стряпушая, с русской печью и старинной кухонной утварью. В подвальный этаж, или погребье, ведет широкая каменная лестница, по ней вкатывали и спускали в медушу (кладовую для меда) бочки с винами, медом и квасом. В подвале хранились сундуки с одеждой и оружием.

В музее можно познакомиться с образцами огнестрельного оружия тех далеких времен, обмундированием русских войск, узнать, какой тогда была военная тактика.

На втором этаже палат находились жилые помещения. Небольшие комнаты с тяжелыми сводчатыми потолками предназначались для мужчин. Здесь же находилась общая трапезная, где семейство обедало и принимало гостей, кабинет боярина и комната старших сыновей с обширной библиотекой и учебными пособиями: астролябией, телескопом, географическими картами.

Женщины жили на верхнем, деревянном этаже, называемом теремом. Это большие, просторные помещения с множеством окон. Светлица предназначалась для занятий рукоделием.

Убранство древних палат поистине великолепно. Подлинные шедевры прикладного искусства – изразцовые печи, серебряная и расписанная эмалями посуда, шитье, женские украшения, сундуки, мебель, прекрасные росписи на стенах-все это свидетельствует о высоком мастерстве их исполнителей – простых русских людей.

ПОКЛОННАЯ ГОРА

Издавна считалось, что Поклонная гора в Москве получила свое имя потому, что каждый, кто приезжал в город или покидал его, должен был на этом месте кланяться городу, отдавать ему поклон, а также потому, что здесь с поклоном встречали важных лиц, прибывавших в Москву. Это могли быть, например, князья и послы иностранных государств. На Поклонной горе Наполеон напрасно ждал ключей от Кремля.

В годы Великой Отечественной войны солдаты шли через Поклонную гору на фронт защищать Родину. Памятный знак с надписью " Здесь будет сооружен памятник Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов" был установлен на Поклонной горе 23 февраля 1958 года. Вокруг знака был заложен парк Победы. Так случилось, что проектирование и строительство мемориального комплекса затянулось. Мемориал был открыт только 9 мая 1995 года к 50-летнему юбилею Победы.

Площадь мемориального комплекса составляет 135 гектаров. Он включает в себя Центральный музей Великой Отечественной войны, монумент Победы и храмы трех конфессий: христианства, ислама и иудаизма, построенные в память о погибших на войне. Храм св. Георгия Победоносца был построен в 1995 году, мемориальная мечеть возведена в 1997 году, а мемориальная синагога – в 1998 году.

В 2003 году на территории мемориала была открыта часовня, воздвигнутая в память об испанских добровольцах, которые погибли в Великой Отечественной войне. В Центральном музее Великой Отечественной войны хранится около 50 тысяч экспонатов военной истории. Уникальной является экспозиция железнодорожных войск. На выставке представлены практически все образцы артиллерийской техники, состоявшей на вооружении Красной Армии. Здесь и легендарная реактивная система залпового огня БМ-13 (" Катюша" ). За 1931–1945 годы в нашей стране было изготовлено более 11 тысяч танков 23 модификаций, которые также представлены в музее.

Чисты, словно первозданны,

На поклонной бьют фонтаны,

Предрекая возрождение Руси.

Ю. Исаков

В специальных витринах расположены Книги Памяти – 385 томов, в которые вписаны имена людей, павших на войне. В музее среди прочих экспонатов хранится Знамя Победы – красный стяг, водруженный 30 апреля 1945 года над зданием рейхстага в Берлине. Рядом с музеем под открытым небом представлена постоянная выставка военной техники.

На площади Победителей стоит обелиск высотой 141, 8 метра. Он символизирует 1418 дней и ночей Великой Отечественной войны.

ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ МУЗЕЙ

...

– Зиц-зиц-зиц, – отвечала царевна. Глупый ты мальчик, неразумный мальчик. На все смотришь, ничего не видишь! Кабы я валик не толкала, валик бы не вертелся; кабы валик не вертелся, то он за молоточки бы не цеплялся, молоточки бы не стучали, колокольчики бы не звенели; кабы колокольчики не звенели, и музыки бы не было! Зиц-зиц-зиц.

В. Одоевский. " Городок в табакерке"

Как устроены автоматические игрушки, которые могут сами двигаться, говорить? Что находится у них внутри? Разбирать игрушки интересно, но… взрослые не всегда разрешают это делать. Как быть? Оказывается, в Москве есть место, где можно познакомиться с миром автоматики через театральное действие по сказке В.Ф. Одоевского " Городок в табакерке", – Политехнический музей.

Человек с древнейших времен мечтал быстрее передвигаться, лучше слышать, дальше видеть – одним словом, быть немного " сверхчеловеком". Благодаря этим стремлениям, а также желанию сделать жизнь комфортной развивались такие науки, как механика, оптика, химия и другие.

В России в XIX веке был основан музей, где собраны уникальные экспонаты, по которым можно изучать историю науки в нашей стране. Инициаторами создания Политехнического музея были ученые, объединившиеся в 1864 году в Императорское общество любителей естествознания, антропологии и этнографии. В его стенах рассматривались, демонстрировались и проходили научную апробацию многие технические идеи, обсуждались фундаментальные проблемы науки и общества.

В настоящее время в Политехническом музее хранятся свыше 170 тысяч экспонатов, многие из которых поистине уникальны. В залах музея представлены различные области техники: горное дело, металлургия, химическая технология, автоматика и вычислительная техника, связь, оптика, метеорология, космонавтика, энергетика, транспорт.

В 1962 году в музее появился робот-экскурсовод Сепулька. Это имя он получил в память о роботе – герое фантастического рассказа С. Лема. Наш Сепулька и спустя сорок лет остается общительным экспонатом и любимцем детей: он, как радушный хозяин, приветливо встречая посетителей зала автоматики, без устали показывает свои способности.

Еще один занимательный экспонат – двухколесный велосипед " паук". Свое прозвище он получил за огромное переднее колесо со сверкающими, как паутина, спицами. Велосипед был создан в XIX веке английским конструктором Джеймсом Старлеем.

Оседлать такого " паука" да еще прокатиться на нем было делом трудным и не безопасным. Седоку необходимо было обладать хорошим чувством равновесия, сноровкой и смелостью, так как малейшее препятствие на дороге – и седока перебрасывало через руль на землю… Но все-таки именно с этого " паука" и началась велосипедная индустрия.


Содержание:

· БАЛАЛАЙКА1

· БАРАБАН1

· ГИТАРА1

· ВИОЛОНЧЕЛЬ2

· ГАРМОНИКА2

· ГУСЛИ2

· КСИЛОФОН2

· ОРГАН3

· СКРИПКА3

· ТРУБА3

· ФЛЕЙТА4

· ФОРТЕПИАНО4

Э. Л. Емельянова
Расскажите детям о музыкальных инструментах

БАЛАЛАЙКА

Балалайку принято считать олицетворением русской культуры.

Название " балалайка", или, как ее еще называли, " балабайка", происходит от созвучных русских слов балакать, балабонить, балаболить, балагурить, что значит болтать, пустозвонить. Эти понятия передают суть балалайки – инструмента шутливого, легкого, " бренчливого", не очень серьезного.

По одной из версий, балалайку придумали крестьяне. Постепенно она распространилась среди скоморохов, разъезжающих по стране. Скоморохи выступали на ярмарках, веселили народ, зарабатывали на пропитание. Такое веселье, по мнению царя Алексея Михайловича, мешало работе, и он издал указ, в котором велел все инструменты (домры, балалайки, рожки, гусли и др.) собрать и сжечь. Но время шло, царь умер, балалайка снова зазвучала по всей стране.

Балалайка относится к струнным щипковым инструментам. Это разновидность лютни – одного из основных музыкальных инструментов XVI–XVII вв. Старинная балалайка не всегда имела треугольную форму. Она могла быть и овальной, и полукруглой, имела две, а иногда и четыре струны. Современную балалайку создали в 1880 г. мастера Пасербский и Налимов по заказу основателя первого оркестра народных инструментов и замечательного исполнителя на балалайке Андреева. Инструменты, сделанные Налимовым, и по сей день остаются лучшими по звучанию.

Группа балалаек в оркестре музыкальных инструментов насчитывает пять разновидностей: прима, секунда, альт, бас и контрабас. Различаются они по размеру и тембру звучания. Ведущая в группе – прима, которая чаще всего солирует. Играют на ней бряцанием – издают одиночные удары по струнам указательным пальцем, тремоло – быстрым чередованием ударов по струнам вниз и вверх, и пиццикато – защипыванием струн. Самая большая из балалаек – контрабас – имеет высоту 1, 7 м.

Балалайка является распространенным музыкальным инструментом, который изучается в академических музыкальных учебных заведениях.

ЗАГАДКИ

А всего-то три струны

Ей для музыки нужны.

Всех игрою веселит!

Ой, звенит она, звенит,

Кто такая? Отгадай-ка…

Это наша… (балалайка).

Три струны, а звук какой!

С переливами, живой.

Узнаю его в момент -

Самый русский инструмент.

(Балалайка)

БАРАБАН

Как проще всего получить звук без помощи голоса? Правильно – ударить чем-нибудь по тому, что есть под рукой.

История ударных инструментов ведется из глубины веков. Первобытный человек выбивал ритм, используя камни, кости животных, деревянные бруски и глиняные кувшины. В Древнем Египте стучали (играли одной рукой) по специальным деревянным доскам, на празднествах в честь богини музыки Хатхор. Погребальные обряды, молитвы против бедствий сопровождались ударами по систру – инструменту типа погремушки в виде рамки с металлическими стержнями. В Древней Греции был распространен кроталон или погремушка, его использовали для сопровождения танцев на различных празднествах, посвященных богу виноделия.

В Африке существуют " говорящие" барабаны, которые служат для передачи информации на большие расстояния языком ритма и имитации традиционной тоновой речи. Там же, а также в Латинской Америке для сопровождения народных танцев в настоящее время распространены погремушки. Колокола и тарелки – это тоже ударные инструменты.

Современный барабан имеет цилиндрический деревянный корпус (реже – металлический), обтянутый с двух сторон кожей. Играть на барабане можно руками, палочками или колотушками, покрытыми войлоком или пробкой. Барабаны бывают разными по размеру (самые большие достигают 90 см в диаметре) и используются музыкантами в зависимости оттого, какой звук надо " выбить" – низкий или повыше.

 

 

Большой барабан в оркестре необходим для подчеркивания важных мест в произведении – сильных долей такта. Это инструмент низкого звучания. Им можно подражать грому, имитировать пушечные выстрелы. Играют на нем с помощью ножной педали.

Малый барабан происходит от боевых войсковых и сигнальных барабанов. Внутри, под кожей малого барабана, натягивают металлические струны (4–10 – в концертном, до 18 – в джазовом). При игре струны вибрируют, и возникает специфическая трескучесть. Играют на нем деревянными палочками либо металлической метелкой. Используют его в оркестрах для задачи ритма. Малый барабан – неизменный участник маршей и парадов.

 

ЗАГАДКИ

Со мной в поход легко идти,

Со мною весело в пути,

И я крикун, и я буян,

Я звонкий, круглый… (барабан).

Внутри – пустой,

А голос – густой.

Сам молчит,

А бьют – ворчит…

(Барабан)

ГИТАРА

Один из самых популярных и распространенных инструментов в мире – гитара. Древние люди натягивали на лук две или три тетивы и с их помощью получали различные звуки. Потом к луку стали прикреплять полый резонатор. Изготавливали его из разных материалов: высушенной тыквы, панциря черепахи, выдалбливали из куска дерева. Так появился класс струнных щипковых инструментов.

Название " гитара" происходит от слияния двух слов: санскритского " сангита", что означает музыка, и древнеперсидского " тар" – струна.

Гитара – один из немногих инструментов, на которых звук извлекается непосредственно пальцами. Иногда играют не пальцами, а пластинкой – медиатором. Звук от этого становится более чистым и звонким. Основной способ управления высотой звука при игре на гитаре – это изменение длины колеблющейся части струны. Гитарист прижимает струну к грифу, вызывая сокращение рабочей части струны и повышение издаваемого струной тона.

Свой облик гитара приобрела не сразу. Мастера экспериментировали с размером и формой корпуса, креплением грифа и прочим. В XIX в. испанский гитарный мастер Антонио Торрес придал гитаре современные форму и размер. Гитары конструкции Торреса сегодня называют классическими. Корпус напоминает объемную восьмерку, в которой расположено отверстие, украшенное орнаментом. На головке грифа закреплены шесть струн.

Разновидность гитары с семью струнами называется русской (иногда – цыганской). Ныне она применяется в основном при исполнении романсов. На профессиональной сцене семиструнную гитару используют очень редко.

Еще одна разновидность гитары – двенадцатиструнная – с шестью сдвоенными струнами. Она отличается сочностью и громкостью звука.

В 30-е годы XX в., когда стала развиваться звукоусилительная техника, появились электрогитары.

Основу техники игры на гитаре заложили блестящие исполнители: испанцы – Фернандо Сор и Дионисио Агуадо; итальянцы – Маттео Каркасси и Мауро Джулиани.

Гитара – доступный музыкальный инструмент. Ее часто берут с собой в походы, поют под нее песни у костра. Причина этого – простая техника игры на гитаре: достаточно знать несколько аккордов и можно играть разные мелодии. Однако для классического исполнения прекрасных произведений нужно долго учиться.

ЗАГАДКА

Этот струнный инструмент

Зазвенит в любой момент -

И на сцене в лучшем зале,

И в походе на привале.

(Гитара)

ВИОЛОНЧЕЛЬ

Мелодию любви поет виолончель -

Под трепетным смычком натянутые струны…

Виолончель как никакой другой инструмент из группы смычковых подходит для выражения возвышенности, глубины и силы звука.

Термин " смычковый" означает, что для игры на инструменте необходимо вести по его струнам специальным предметом – смычком, небольшой палочкой с натянутыми волосками. Смычок обычно делают из дерева и настоящего конского волоса. Чтобы инструмент звучал, надо натереть смычок канифолью. Иногда музыканты обходятся без смычка, и игра представляет собой пощипывание (дерганье) струн пальцами. Эта техника игры называется пиццикато. Звук от пиццикато негромкий – приглушенный.

Виолончель больше скрипки. Появилась она в конце XV – начале XVI в. Прообразом ее стала популярная в эпоху Возрождения виола да гамба.

Виолончель имеет четыре струны разной толщины, настроенные каждая на свою ноту. Во время игры исполнитель располагает виолончель между коленями, металлический шпиль должен упираться в пол. Бродячие музыканты, которым надо было играть стоя, а то и во время ходьбы, для удобства привешивали виолончель на специальный крюк в одежде. Ну а музыканты, выступавшие в помещении, поддерживали ее ногами или ставили на стул.

Для виолончели написано много произведений. В оркестровых произведениях виолончели часто поручают выразительные соло. " Нужна громадная талантливость, необходима сложная совокупность виртуозных качеств, чтобы победоносно привлекать внимание публики на эстраде с виолончелью в руках", – писал русский композитор П. И. Чайковский.

Расцвет русской школы виолончельного искусства связан с именем знаменитого исполнителя К. Ю. Давыдова, которого П. И. Чайковский называл " королем виолончели".

В нашей стране большой вклад в популяризацию виолончели внес Мстислав Ростропович, виртуозно игравший на этом инструменте.

В судьбе каждого инструмента есть человек, сумевший открыть его заново, выявить особенности, о которых никто прежде не подозревал. Таким человеком для скрипки стал Паганини, для фортепиано – Рахманинов, а для виолончели – Казальс, прославившийся в XX в. Его игру называли " настоящим чудом". Благодаря Казальсу музыкантам стала доступна и сложнейшая виртуозная техника.

ЗАГАДКА

Голос мужчины и женщины тоже

И инструмент, так на скрипку похожий, -

Только побольше, плюс шпиль и смычок.

Все называется словом одним.

Ты догадался, конечно, каким?

(Виолончель)

ГАРМОНИКА

Термин " гармоника" произошел от греческого " гармоникос" – стройный, созвучный. Он объединяет музыкальные инструменты, в которых звук извлекается из пластинок-язычков, колеблющихся от продуваемого через них воздуха. При вдувании пластинки звучат одним звуком, а при выдувании – другим. Получаются два аккорда. Существуют разные гармоники – губные, ручные и механические. Губные очень удобные, небольшие, их можно носить с собой. В Европе они появились в 1777 г.

Первую ручную гармонь сделал немецкий мастер Ф. Бушман в 1822 г. В ней воздух нагнетался на пластинки с помощью воздушного мешка-резервуара, который называется меха. Его делали из картона и обклеивали тканью. Язычки имели разную длину и толщину, поэтому при продувании воздуха через них получались разные звуки.

Благодаря певучести, амплитуде громкости, компактности и простоте обучения игре гармонь стала популярной в Европе и России.

Размер гармони небольшой, весит она около 5–6 кг. Играют на ней обеими руками, держа перед собой на груди и раздвигая инструмент, заставляя его то расширяться то " сдуваться".

Со временем конструкция гармони изменялась, и инструмент становился более интересным по звучанию.

 

 

Баян – музыкальный инструмент, родственный гармони. Сделал его русский мастер П. Стерлигов. Тональный диапазон его шире, чем у гармони: до шести с половиной октав. Но и вес больше – около 8–9 кг. Бывают баяны весом в 13–15 кг. Играть на таком инструменте стоя уже непросто, требуются сила и выносливость. Чаще исполнитель играет сидя. Особенной популярностью баян пользуется у исполнителей фольклора.

Аккордеон – это тоже разновидность гармоники, но на правой клавиатуре расположены не кнопки, а клавиши фортепианного типа. Само название " аккордеон" происходит от немецкого слова akkord, что означает гармония. Его впервые ввел венский мастер армянского происхождения К. Дамиан в 1829 г. Созданный им инструмент при нажатии одной кнопки на левой клавиатуре издавал целый аккорд, то есть сразу несколько звуков. Аккордеоны с правой клавиатурой фортепианного типа появились в России раньше, чем в Европе.

ЗАГАДКА

У нее вся душа нараспашку,

И хоть пуговки есть – не рубашка,

Не индюшка, а надувается,

И не птица, а заливается.

(Гармошка)

ГУСЛИ

Гусли-гусли-самогуды

Распевают песню всюду.

Раз готовы вы, друзья,

Танцевать нам всем пора.

Гусли представляют собой плоский ящик, полый внутри, с натянутыми на нем струнами. Этот многострунный щипковый инструмент был популярен у народов Прибалтики и Поволжья, называли его по-разному – каннель, кантеле, кюсле. Гусли изображены на фреске XI в. в Софийском соборе Киева.

О гуслях звончатых, яровчатых есть упоминание в народном эпосе, былинных сказаниях о гусляре Садко, богатырях Добрыне Никитиче, Ставре Годиновиче и Соловье Будимировиче.

" Гудение струнное" у многих народов считалось вещим, способным творить чудеса. Звуками кифары Орфей очаровал бога подземного царства Аида. Богатырь, вещий рунопевец, сеятель и мудрец Вяйнямейнен пением и игрой на кантеле управлял природной стихией. Садко игрой на гуслях завоевал расположение царя Морского.

Гусли могут нам выразить любое настроение:

Заиграл Добрыня по-уныльному,

По-уныльному, по-умильному…

Заиграл Добрыня по-веселому.

В древние времена сложились три основных вида гусельной игры: исполнение лирических мелодий, в основном песенных, плясовых наигрышей и музыкально-поэтический речитатив.

Сейчас встречаются три вида гуслей: звончатые, щипковые и клавишные. Звончатые – имеют форму трапеции. Играют на них, держа на коленях, перебирая (защипывая) струны. Иногда пользуются плектром – тонкой пластинкой, которой зацепляют струны. Звук от этого становится особенно звонким. Количество струн у современных гуслей увеличено до 13. Играют на них бряцанием, как на балалайке.

Щипковые – усовершенствованные прямоугольные гусли. Это металлическая рама на ножках с натянутыми струнами, которые расположены на двух уровнях, настроенных каждый по своему принципу. На них можно играть аккордами и исполнять полифонические мелодии.

Клавишные гусли сконструировал мастер Фомин в конце XIX в. Внешне они похожи на щипковые, но струны расположены в одной плоскости, а над ними демпферы – глушители. Этой системой управляют с помощью 12 клавиш.

Гусельная игра сохранилась, этот древнейший вид народной музыкальной культуры и сейчас можно услышать в живом исполнении. Клавишные гусли используются в оркестрах, а в профессиональных коллективах иногда можно встретить и щипковые.

ЗАГАДКА

...

Каким музыкальным инструментом владел Садко? (Гусли)

КСИЛОФОН

Динь-динь, тон-тон,

Ксило-ксило-ксило-фон.

Ксилофон на шкаф забрался,

Он фламинго испугался.

– Ты, фламинго, погоди!

Клювом сильно не стучи,

Лучше палочку возьми.

И услышишь нежный звон.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-05-06; Просмотров: 384; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.147 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь