Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Тема № 16. Цитирование в научной сфере.



Тема № 16. Цитирование в научной сфере.

Задание 1. Прочитайте текст, перескажите.

Учительница русского языка Лидия Михайловна была добрым и великодушным человеком. Она помогала детям, находящимся в трудных жизненных ситуациях, помогала, чем могла.

Узнав, что ее ученик играет на деньги, она не оскорбила и не очернила его, а попыталась разобраться, что заставило мальчика так поступить. Поняв, что ребенок живет один, да еще и на гроши, Лидия Михайловна стала ему всячески помогать. Она приглашала его к себе домой для занятий русским языком. Но спустя некоторое время учительница предложила мальчику сыграть в «пристенок», чем очень его удивила. Мальчишка чувствовал себя комфортно и уютно в окружении Лидии Михайловны, она стала ему опорой в его нелегкой жизни.

Когда директор узнал об игре на деньги, что в то время было запрещено, он уволил учительницу, но Лидия Михайловна повела себя мужественно и благородно, взяв всю вину на себя и дав мальчику возможность учиться дальше. Учительница уехала к себе на родину, на Кубань. И зимой она прислала мальчику посылку с красными яблоками, которые ребенок видел только на картинках. Я считаю такой поступок учительницы очень благородным и добрым.

За время общения с мальчиком, Лидия Михайловна заменила ему мать, что так важно для маленького неокрепшего сознания. Она помогла ребенку освоиться в этом жестоком и суровом мире.

Задание 2. Подобрать цитаты к тексту.

Общие требования к цитированию

Текст цитаты заключается в кавычки и приводится в той грамматической форме, в какой он дан в источнике, с сохранением особенностей авторского написания.
Цитирование должно быть полным, без произвольного сокращения цитируемого текста и без искажений мысли автора.

При цитировании каждая цитата должна сопровождаться ссылкой на источник, библиографическое описание которого приводится в соответствии с требованиями к оформлению списка использованных источников.

Задание 3. Запишите ключевые слова и словосочетания.

Задание 4. Сформулируйте вопросы к тексту.

Тема № 17. Основные правила оформления цитат.

Задание 1. Прочитайте и составьте вопросы к тексу.

Основные правила оформления цитат:
Приводимая цитата должна точно воспроизводить цитируемый фрагмент текста. Знаки препинания в цитате должны быть воспроизведены точно. Если под рукой нет текста произведения (экзамен в вуз), то следует расставить знаки в соответствии с правилами пунктуации. Если вы цитируете не все слова отрывка, то на месте пропуска слов ставится многоточие. В этом случае необходимо проверить, не искажен ли смысл цитаты. Варианты включения цитаты в текст сочинения могут быть различны: - " Я знаю в жизни только два действительные несчастья: угрызение совести и болезнь", - говорит князь Андрей Пьеру. - Князь Андрей говорит Пьеру, что знает в жизни " только два действительные несчастья: угрызение совести и болезнь". В этом случае прямая речь должна быть преобразована в косвенную, а цитируемый текст пишется со строчной буквы. Пунктуация в прозаических цитатах совпадает с пунктуацией при прямой речи. После двоеточия перед цитатой, пишущийся не с начала, ставится многоточие, например: Сам Раскольников говорит Лужину по поводу его рассуждений: " …доведите до последствия, что вы давеча проповедовали, и выйдет, что людей можно резать…" Нельзя пересказывать поэтический текст своими словами (Пушкин пишет, что он любит Петра творенье). Стихотворный текст можно цитировать двумя способами: A.Соблюдая графический облик строфы, например: B." Чудная картина…" А. Фета - зимний пейзаж. Это стихотворение передает ощущения поэта, вызванные созерцанием прекрасной природы:
  Чудная картина, Как ты мне родна: Белая равнина, Полная луна…
В этом случае текст приводится без кавычек. Б. Одну-две строки можно цитировать " в строчку", например: " Чудная картина" А. Фета - зимний пейзаж. Это стихотворение передает ощущения поэта, вызванные созерцанием прекрасной природы: " Чудная картина, // Как ты мне родна…" В этом случае необходимы кавычки.
Если речь в работе идет об одном авторе или одном поэтическом произведении, после цитаты имя автора и название стихотворения не указывается. Нет необходимости указывать имя поэта и в случае, когда оно предваряет цитату или называется после нее, например: А. Фет пишет:
  Чудная картина, Как ты мне родна: Белая равнина, Полная луна…
Если цитируются произведения разных поэтов, в скобках после цитаты следует поставить имя автора, например: В обоих стихотворениях нарисован зимний пейзаж:
  Чудная картина, Как ты мне родна: Белая равнина, Полная луна…
  (А. Фет)
  Мчатся тучи, вьются тучи; Невидимкою луна Освещает снег летучий; Мутно небо, ночь мутна…
  (А. Пушкин)
Те же правила оформления действуют, если речь идет о различных стихотворениях одного автора. Названия стихов приводятся под цитатой в скобках и в кавычках, например:
  Под голубыми небесами Великолепными коврами, Блестя на солнце, снег лежит…
  (" Зимнее утро" )
  Мчатся тучи, вьются тучи; Невидимкою луна Освещает снег летучий; Мутно небо, ночь мутна…
  (" Бесы" )

Задание 2. Приведите свои примеры к основным правилам оформления цитат.

Модуль № 6. Рецензирование научного текста.

Тема № 18. Структура научной рецензии. Академическое красноречие

Цели:

Образовательная: Ознакомление студентов с определением, сущностью и назначением рецензии, с ее структурой (экспозиция, проблемный вопрос, оценка, выводы). Роль глаголов. Глагольные формы при рецензировании. Лексико-синтаксические конструкции. Языковые стандарты-клише.

Развивающая: Формирование навыков и умений анализировать и составлять текст рецензии и с выделением лексико-синтаксических особенностей данных жанров научной речи.
Воспитательная: Развитие интереса к устной и письменной научной речи, к творческой деятельности студентов.

Задание 1. Прочитайте текст.

Академическое красноречие

Это одно из древнейших полей языкового поиска – высокое мастерство общения с учениками. Это Сократ, Платон, Аристотель, а в России 19 – 20 вв.- С.Соловьев, В.Ключевский, Н.Бердяев, В.Виноградов, К.Тимирязев, А.Лосев, С.Лихачев и многие другие. Как педагоги эти признанные мыслители и ученые формировали и оттачивали мастерство учебных диалогов, дискуссий, эвристических бесед на лекциях в университетах, на публичных выступлениях. Основные принципы, которыми они руководствовались: научная глубина излагаемого материала, точность, логика (обоснованность, доказательность, поиск истины), знание и учет адресата, умение устанавливать контакт с аудиторией, находить уровень доступности, интереса, мотивации, достигать ответного развивающего эффекта.

Университетский профессор дает образцы культуры мышления, он ведет за собой студентов. Суть университетского образования не только в новизне излагаемого, но и в реализации методов исследования. Профессор будит мысль студентов, стимулирует их способности и одаренность, зажигает стремления.

Среди опытных профессионалов была проведена анкета с единственным вопросом: что запомнилось из студенческих лет? На первом месте оказалось живое общение с профессором, светлая зависть его эрудиции, горению, успехам. На втором месте – собственный поиск, споры, написание и защита дипломной работы.

Разновидностью академического мастерства является педагогическое общение – в школе, в семье. Главное в таком общении – создание атмосферы близости, доверия, благоприятного эмоционального климата; артистизм учителя, воспитателя, устраняющий психологические барьеры. Однако учитель все же планирует свои действия по этапам: моделирование предстоящего общения; его организация и исполнение намеченного – с возможными вариантами, «управление ходом общения; контрольно-оценочный этап – для себя, разумеется. Учителю, воспитателю необходимо, безусловно, безупречно владеть собой и языком, механизмами речи, оперативно ориентироваться в меняющихся условиях, не упускать основную цель, видеть перед собой не объект воздействия, а живую, более того, - животрепещущую личность. Не подавить ее, а помочь!

Задание 2. Напишите рецензии на статью «Академическое красноречие» на материале прочитанного теоретического материала.

Задание 3. Ознакомитесь с образцом рецензии, составленное по тексту «Научно-техническая революция»

Рецензия

на статью...(инициалы, фамилия автора в родительном падеже) «Научно-техническая революция»

В наше время, когда научно-техническая революция привела уже к определенным качественно новым изменениями в обществе, произошло теоретическое осмысление данного явления.

Автор работы ставит вопрос о том, как научно-техническая революция повлияла на роль человека в процессе материального производства и его производительные функции и, соответственно, как это затронуло общественную жизнь в целом.

На определение научно-технической революции в социальном плане уже сложился определенный взгляд, который разделяется и автором статьи. Он заключается в том, что НТР - это прогресс социальный, затрагивающий все стороны общественной жизни. В этой связи было бы желательным остановиться более подробно на отрицательных факторах НТР с целью того, чтобы наметить пути их преодолевания. В этом бы состояла значимость статьи.

В статье убедительно освещается вопрос о том, как на основе научно-технической революции создаются предпосылки для всестороннего и гармонического развития человека, но при условии социальной ориентации НТР. Следовало бы развить данную тему, потому что происходящие сейчас в мире процессы свидетельствует о том, что в ряде случаев научно – техническая революция отрицательно влияет на человека.

В целом материал в рецензируемой статье изложен грамотно, последовательно. Поскольку работа носит общеобразовательный характер, она может быть полезной для всех, занимающихся изучением данного вопроса.

Задание 4. Анализ рецензии текста « Академическое красноречие».

Задания к тексту:

1. Чтение рецензии.

2. Объяснение значений терминов и терминосочетаний.

3. Определение подстиля данного текста.

4. Выделение основной мысли данного текста.

5. Примеры доказательств с опорой на языковые средства о принадлежности данного текста к рецензии.

6. Нахождение синтаксических конструкций, характерных для научного стиля.

7. Сжатый пересказ.

Задание 5. Напишите рецензию на статью из учебной литературы по специальности.

Вопросы для контроля:

1.Что такое рецензия?

2. По какому плану составляется рецензия?

3. Какие синтаксические конструкции характерны для текста рецензии?

Тема № 19. Отзыв о научной работе. Структура научного отзыва.

Недопустимо

Свое временное нахождение в ночлежке он связывает с тем, что руки ему связывает жена. Решив увидеть небо, он плюхается с камня на камень, но, расшибившись, заключает, что небо не стоит жертв.

Речевое мастерство предполагает не только следование нормам, но и умение выбрать из сосуществующих вариантов наиболее точный в смысловом отношении, стилистически уместный, выразительный, доходчивый. Оценки вариантов при этом такие: лучше, хуже, вернее, яснее, точнее и т.п. Вот для сравнения две редакции рассказа А.П. Чехова «Шуточка»:

В 1886 г. было: В 1900 г. стало:
Уже попахивает весной. Вот, вот сковырнемся! Уже пахнет весной. Вот-вот еще мгновение, и кажется, мы погибнем!
Опять мы летим ко всем чертям. Опять мы летим в страшную пропасть.
Лететь с горы по-прежнему страшно и ужасно. Лететь с горы по-прежнему страшно.

Культура речи предполагает достаточно высокий уровень общей культуры человека, культуру его мышления, знание языка.

Культура речи как лингвистическая наука, изучает совокупность и систему коммуникативных качеств. Предметом ее изучения является теоретическое обоснование и описание речевой культуры во всей совокупности и системе ее коммуникативных качеств.

Задание 2. Ответьте на вопросы:

а) что такое культура в широком понимании слова?

б) что означает понятие «культура речи»?

в) что включает в себя понятие «культура речевого поведения»?

г) всегда ли культура вашего речевого поведения соответствует общепринятым нормам?

Задание 3. Запишите определение понятий «культура», «культура речи», «культура речевого поведения».

Задание 4. Выпишите сочетания со словами культура и речь.

Задание 5. Напишите эссе по данной теме.

Тема № 22. Две ступени освоения литературного языка: 1) правильность речи (умения правильно говорить и писать), 2) речевое мастерство (умение употребляют языковые средства в соответствии с целями и условиями общения).

Научное открытие.

Цели:
Образовательная: Ознакомление студентов с понятием о выразительности речи, источниками выразительности речи. Понятие об экспрессивном синтаксисе.
Развивающие: Формирование навыков и умений анализировать тексты, составлять вторичные тексты с такими особенностями речи, которые поддерживают внимание и интерес у слушателя или читателя.

Воспитательная: Развитие интереса к устной и письменной научной речи, к творческой деятельности студентов.

Задание 1. Прочитайте и выделите основную мысль текста.

Умение говорить

От умения говорить нередко зависит успех, авторитет, карьера. Для того, чтобы научиться хорошо, содержательно говорить, необходимо обогащать свои знания и опыт, совершенствовать профессиональное образование, всесторонне в развиваться Умение говорить всегда развивается одновременно с расширением культурного и профессионального мировоззрение.

Сущность красноречия заключается в умении и способностях правильно и умело говорить по содержанию и мастерски по форме Во подготовки к выступлению следует избегать

• многих однородных или нетипичных примеров и фактов;

• не утомлять аудиторию избытком цитат, цифр, дат и т.д.

Современная риторика такие вопросы:

• психология в сфере отношений между людьми;

• подготовка к выступлению;

• построение и произнесения речи;

• стиль и изложение речи;

• культура, техника речи;

• личность оратора;

• знание аудитории

О чем бы ни шла речь, надо уметь говорить, сделать все необходимое, чтобы другая сторона вас поняла Для того, чтобы сообщение было воспринято правильно, необходимо:

хорошо знать тематику встречи;

спланировать свое сообщение;

не пренебрегать фактами;

пытаться привлечь к себе внимание;

следить за своей речью;

говорить для достижения цели

Для адекватного восприятия вас партнерами или аудиторией слушателей:

• акцентируйте важные слова и обладайте им важны;

• меняйте голос - он должен то снижаться, то повышается * ваться Внезапное повышение или понижение тона голоса выделяет слово или предложение на общем фоне;

• меняйте темп речи - ЦС предоставляет ему выразительности;

• делайте паузу до и после важных слов

Задание 2. Ответьте на вопросы

1. Почему от умения говорить часто зависит успех карьеры?

2. В чем заключается сущность красноречия?

3. Чего следует избегать при подготовке выступления?

4. Что влияет на правильное восприятие сообщения?

5. На что нужно обратить внимание, чтобы вас адекватно воспринимали партнеры?

Задание 3. Объясните, имеет ли значение умение при устройстве на работу?

Тема № 23. Типы норм литературного языка: императивные (обязательные) и диспозитивные (вариантные) нормы.

Задание 1. Выписывание из текста по специальности слов с ударением на первом слоге.
Задание 2. Выписывание слов из словаря Р.И.Аванесова «Русское литературное произношение» с лексическими вариантами ударения.

В лингвистической литературе последних лет различают два типа норм: императивные и диспозитивные.

Императивные (т. е. строго обязательные) - это такие нормы, нарушение которых расценивается как слабое владение русским языком (например, нарушение норм склонения, спряжения или принадлежности к грамматическому роду). Эти нормы не допускают вариантов (не вариативные), любые другие их реализации рассматриваются как неправильные: встретился с Ваней (не с Ванем), звоня? т (не зво? нят), кварта? л (не ква? ртал), моя мо? золь (не мой мозоль), мыть голову шампунем (не шампунью).
Диспозитивные (восполнительные, не строго обязательные) нормы допускают стилистически различающиеся или нейтральные варианты: и? наче -ина? че, скирд -скирда, гренки? -гре? нки (разг.), мышле? ние -мы? шление (устаревающее), ви? хриться -вихри? ться (допустимо), коричневый -коришневый, кусок сыра -кусок сыру, зачетная книжка - з ачетка, поехало трое студентов -поехали трое студентов. Оценки вариантов в этом случае не имеют категорического (запретительного) характера, они являются более " мягкими": " так сказать лучше или хуже, уместнее, стилистически более оправданно" и под. Например, в устной речи актеров фраза Я работаю на театре получила широкое распространение (как и наречие волнительно: Все это очень волнительно). В письменной речи уместнее употребить фраз y Я работаю в театре. Моряки говорят компа? с, рапо? рт, в то время как общелитературная норма ко? мпас, ра? порт.

Следует помнить, что наряду с вариантами, допускаемыми диспозитивными нормами литературного языка, существует и множество отклонений от норм, т. е. речевых ошибок. Такие отступления от языковых норм могут объясняться несколькими причинами: плохим знанием самих норм (Мы хочем читать; С двадцать двумя ребятами мы ходили в кино; Оденьте на себя пальто); непоследовательностями и противоречиями во внутренней системе языка (так, причиной распространенности неправильных ударений типа зва? ла, рва? ла, очевидно, является литературное ударение на корне в формах звал, зва? ло, звали; рвал, рва? ло, рва? ли. Ненормативная форма лектора? существует, наверное, потому, что в системе языка есть нормативные формы доктора?, лагеря? и т. д.); воздействием внешних факторов - территориальных или социальных диалектов, иной языковой системы в условиях билингвизма (Мы живем под мирным небом, не слышно в ы б у х о в орудий, залпов снарядов).

Задание 3. Запишите в форме тезисов (кратко сформулированные основные положения текста) основную мысль каждого абзаца.

Задание 4. Пользуясь толковым словарём русского языка, подберите 10 примеров омонимов и паронимов.

Задание 1. Прочитайте и озаглавьте текст.

Введение в образовательные стандарты высших учебных заведений дисциплины " Русский язык и культура речи" является закономерным фактом. Сегодня всё большее значение приобретают личностные качества человека, его культурный уровень, духовное развитие. В какой бы области ни работал специалист с высшим образованием, он должен быть интеллигентным человеком, свободно ориентирующимся в быстро меняющемся информационном пространстве. Растёт престиж специалистов с высшим образованием, а следовательно, повышается и уровень требований, предъявляемых к ним. Одним из необходимых компонентов общей культуры специалистов любого профиля, в значительной степени определяющим успех их профессиональной деятельности, является свободное владение русским литературным языком, умение использовать его как инструмент эффективного профессионального и межличностного общения.

Низкая языковая подготовка является серьёзной помехой в выполнении выпускниками своих обязанностей. Специалист, обладающий необходимыми знаниями, но имеющий скудный словарный запас, не способный подобрать соответствующие слова для ясной передачи мысли и затрудняющийся грамотно изложить полученную информацию, бесспорно, проигрывает перед коллегами, которые получили серьёзную языковую подготовку. А в условиях рыночной экономики это обстоятельство, без сомнения, становится и фактором, отрицательно влияющим на конкурентоспособность специалистов.

Получая высшее образование, студенты должны не только усвоить необходимые знания в области специальных наук, но и уметь реализовывать их в ситуациях устного и письменного делового общения: ясно и точно формулировать задачи, уметь создавать текст, выбирать и осмысливать тему, отбирать и группировать необходимый материал, использовать факты и аргументы для раскрытия главной мысли; выдвигать и отстаивать идеи, гипотезы; владеть основными качествами речи (такими, как правильность, чистота, точность, доказательность, богатство, логичность, коммуникативная целесообразность); знать нормы современного русского литературного языка и применять их на практике. Правильная речь (устная и письменная) должна стать характеризующим признаком специалиста с высшим образованием. Известный лингвист Т.Г. Винокур очень точно определила речевое поведение как " визитную карточку человека в обществе".

В речи, прежде всего, проявляется личность. Интеллект, чувства, интересы человека всегда отражаются в том, что и как он говорит. Культура речи - это культура мышления. Умение должным образом означить явление свидетельствует о качестве мыслительных процессов. Речь, которая не соответствует норме, приводит к деформированному мышлению.

Культура речи имеет три аспекта: нормативный, коммуникативный и этический. Нормативный аспект предполагает владение правильной речью, коммуникативные нормы ориентированы на обеспечение максимально возможной эффективности общения, этический аспект предполагает соблюдение норм речевого поведения, основанных на речевой этике.

Задание 2. Перескажите текст, выделив приведенные в тексте аргументы.

Задание 3. Сформулируйте и запишите вопросы к тексту.

Задание 4. Укажите типы придаточных предложений. Расставьте знаки препинания. Разберите по членам предложения.

1. Пала роса что предвещало завтра хорошую погоду. 2. Во всяком случае рассказ напишу зачем и приехал сюда. 3. Мы опаздывали что заставило нас ехать на такси. 4. Ливнем размыло путь отчего остановилось движение.

Задание 5. Выполните синтаксический разбор.

1. Всюду, где только был лес пореже, лежали на земле белые холсты лунного света. 2. Куда ни обращаю взор, кругом синеет мрачный бор. 3. Никита уходил по хорошо державшему насту за двор труда, где с севера намело сугробы вровень с соломенными крышами. 3. Где взял, там уж нет. 4. Иди туда, не знаю куда.

Тема 34. Логичность речи.

Задания 1. Прочитайте текст. Определите тип текста.

Логичность речи – это коммуникативное качество речи, которое проявляется в последовательном, непротиворечивом и аргументированном оформлении выражаемого содержания, в соответствии развития мысли связям и отношениям реальной действительности. Это качество отражает умение человека обеспечивать элементам речевой структуры смысловую связанность и непротиворечивость. Условиями логичности выступают как экстралингвистические (внеструктурные), так и лингвистические (структурные) факторы. Экстралингвистическими условиями логичности являются 1) владение логикой рассуждения (чтобы говорить и писать логично, нужно прежде всего научиться логично мыслить), 2) соблюдение формально-логических законов. Структурные условия логичности – это знание языковых средств, способствующих организации смысловой связанности и непротиворечивости элементов речевой структуры или владение логикой изложения (сообщения). Структурной предпосылкой логичного изложения мысли служит правильная сочетаемость (синтагматика) элементов языка на лексико-семантическом, морфологическом и синтаксическом уровнях. Логичность изложения проявляется в точности употребления слов и словосочетаний, в правильном построении предложений и связного текста в целом, т.е. тесно связана с точностью и правильностью речи, опирается на них. Логичность как и точность речи характеризует речь со стороны её содержания. Однако существует различие между понятиями точность и логичность речи. Точность речи отражает соответствие семантики слов отображаемой действительности, т. е. связана со словоупотреблением. Логичность изложения связана со структурной (синтаксической) организацией речи, т. е. характеризует сцепления языковых единиц в речи с точки зрения законов логики и правильного мышления. Эти сцепления осознаются как логически непротиворечивые, если 1) они соответствуют связям и отношениям реальной действительности и 2) верно отражают структуру мысли.

Задания 2. Составьте вопросы к тексту.

Задания 3. Составьте план текста.

Задания 4. Выделите смысловые части, определите, какой основной вопрос ставится в каждой из них, дайте ответы на них, записав в виде тезисов.

Тема № 16. Цитирование в научной сфере.

Задание 1. Прочитайте текст, перескажите.

Учительница русского языка Лидия Михайловна была добрым и великодушным человеком. Она помогала детям, находящимся в трудных жизненных ситуациях, помогала, чем могла.

Узнав, что ее ученик играет на деньги, она не оскорбила и не очернила его, а попыталась разобраться, что заставило мальчика так поступить. Поняв, что ребенок живет один, да еще и на гроши, Лидия Михайловна стала ему всячески помогать. Она приглашала его к себе домой для занятий русским языком. Но спустя некоторое время учительница предложила мальчику сыграть в «пристенок», чем очень его удивила. Мальчишка чувствовал себя комфортно и уютно в окружении Лидии Михайловны, она стала ему опорой в его нелегкой жизни.

Когда директор узнал об игре на деньги, что в то время было запрещено, он уволил учительницу, но Лидия Михайловна повела себя мужественно и благородно, взяв всю вину на себя и дав мальчику возможность учиться дальше. Учительница уехала к себе на родину, на Кубань. И зимой она прислала мальчику посылку с красными яблоками, которые ребенок видел только на картинках. Я считаю такой поступок учительницы очень благородным и добрым.

За время общения с мальчиком, Лидия Михайловна заменила ему мать, что так важно для маленького неокрепшего сознания. Она помогла ребенку освоиться в этом жестоком и суровом мире.

Задание 2. Подобрать цитаты к тексту.

Общие требования к цитированию

Текст цитаты заключается в кавычки и приводится в той грамматической форме, в какой он дан в источнике, с сохранением особенностей авторского написания.
Цитирование должно быть полным, без произвольного сокращения цитируемого текста и без искажений мысли автора.

При цитировании каждая цитата должна сопровождаться ссылкой на источник, библиографическое описание которого приводится в соответствии с требованиями к оформлению списка использованных источников.

Задание 3. Запишите ключевые слова и словосочетания.

Задание 4. Сформулируйте вопросы к тексту.

Тема № 17. Основные правила оформления цитат.

Задание 1. Прочитайте и составьте вопросы к тексу.

Основные правила оформления цитат:
Приводимая цитата должна точно воспроизводить цитируемый фрагмент текста. Знаки препинания в цитате должны быть воспроизведены точно. Если под рукой нет текста произведения (экзамен в вуз), то следует расставить знаки в соответствии с правилами пунктуации. Если вы цитируете не все слова отрывка, то на месте пропуска слов ставится многоточие. В этом случае необходимо проверить, не искажен ли смысл цитаты. Варианты включения цитаты в текст сочинения могут быть различны: - " Я знаю в жизни только два действительные несчастья: угрызение совести и болезнь", - говорит князь Андрей Пьеру. - Князь Андрей говорит Пьеру, что знает в жизни " только два действительные несчастья: угрызение совести и болезнь". В этом случае прямая речь должна быть преобразована в косвенную, а цитируемый текст пишется со строчной буквы. Пунктуация в прозаических цитатах совпадает с пунктуацией при прямой речи. После двоеточия перед цитатой, пишущийся не с начала, ставится многоточие, например: Сам Раскольников говорит Лужину по поводу его рассуждений: " …доведите до последствия, что вы давеча проповедовали, и выйдет, что людей можно резать…" Нельзя пересказывать поэтический текст своими словами (Пушкин пишет, что он любит Петра творенье). Стихотворный текст можно цитировать двумя способами: A.Соблюдая графический облик строфы, например: B." Чудная картина…" А. Фета - зимний пейзаж. Это стихотворение передает ощущения поэта, вызванные созерцанием прекрасной природы:
  Чудная картина, Как ты мне родна: Белая равнина, Полная луна…
В этом случае текст приводится без кавычек. Б. Одну-две строки можно цитировать " в строчку", например: " Чудная картина" А. Фета - зимний пейзаж. Это стихотворение передает ощущения поэта, вызванные созерцанием прекрасной природы: " Чудная картина, // Как ты мне родна…" В этом случае необходимы кавычки.
Если речь в работе идет об одном авторе или одном поэтическом произведении, после цитаты имя автора и название стихотворения не указывается. Нет необходимости указывать имя поэта и в случае, когда оно предваряет цитату или называется после нее, например: А. Фет пишет:
  Чудная картина, Как ты мне родна: Белая равнина, Полная луна…
Если цитируются произведения разных поэтов, в скобках после цитаты следует поставить имя автора, например: В обоих стихотворениях нарисован зимний пейзаж:
  Чудная картина, Как ты мне родна: Белая равнина, Полная луна…
  (А. Фет)
  Мчатся тучи, вьются тучи; Невидимкою луна Освещает снег летучий; Мутно небо, ночь мутна…
  (А. Пушкин)
Те же правила оформления действуют, если речь идет о различных стихотворениях одного автора. Названия стихов приводятся под цитатой в скобках и в кавычках, например:
  Под голубыми небесами Великолепными коврами, Блестя на солнце, снег лежит…
  (" Зимнее утро" )
  Мчатся тучи, вьются тучи; Невидимкою луна Освещает снег летучий; Мутно небо, ночь мутна…
  (" Бесы" )

Задание 2. Приведите свои примеры к основным правилам оформления цитат.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-05-06; Просмотров: 590; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.062 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь