Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


ФИЛОСОФСКИЕ ОСНОВАНИЯ ПЕДАГОГИКИ



 

1. Философия разрабатывает определенные «модели» реальности, сквозь «призму» которых ученый смотрит на свой предмет исследования (онтологический аспект). Философия дает наиболее общую картину мира в его универсально-объективных характеристиках, представляет материальную действительность в единстве всех ее атрибутов, форм движения и фундаментальных законов. Эта целостная система представлений об общих свойствах и закономерностях реального мира формируется в результате обобщения и синтеза основных частно- и общенаучных понятий и принципов.

2. Философия «вооружает» исследователя знанием общих закономерностей самого познавательного процесса, учением об истине, путях и формах ее постижения (гносеологический аспект). Философия (особенно в ее рационалистическом варианте) дает ученому исходные гносеологические ориентиры о сущности познавательного отношения, о его формах, уровнях, исходных предпосылках и всеобщих основаниях, об условиях его достоверности и истинности, о социально-историческом контексте познания и т.д.

3. Философия дает науке наиболее общие принципы, формулируемые на основе определенных категорий. Эти принципы реально функционируют в науке в виде всеобщих регулятивов, универсальных норм, требований, которые субъект познания должен реализовать в своем исследовании (методологический аспект). Изучая наиболее общие закономерности бытия и познания, философия выступает в качестве предельного, самого общего метода научного исследования. Этот метод, однако, не может заменить специальных методов частных наук.

4. От философии ученый получает определенные мировоззренческие, ценностные установки и смысложизненные ориентиры, которые – иногда в значительной степени (особенно в гуманитарных науках) – влияют на процесс научного исследования и его конечные результаты (аксиологический аспект).

5. В наибольшей степени философия влияет на научное познание при построении теорий (особенно фундаментальных). Это наиболее активно происходит в периоды «крутой ломки» понятий и принципов в ходе научных революций. Очевидно, указанное влияние может быть как позитивным, так и негативным – в зависимости от того, какой философией – «хорошей» или «плохой» – руководствуется ученый и какие именно философские принципы он использует.

6. Существенное влияние на развитие познания философия оказывает своей «умозрительно-прогнозирующей» функцией. Речь идет о том, что в рамках философии (а точнее – в той или иной ее форме) вырабатываются определенные идеи, принципы, представления и т.п., значимость которых для науки обнаруживается лишь на будущих этапах эволюции познания.

7. Философско-методологические принципы – в их единстве – выполняют в ряде случаев функцию вспомогательного, производного от практики критерия истины. Они не заменяют практику как решающий критерий, но дополняют его – особенно когда обращение к ней, в силу целого ряда обстоятельств, невозможно. Так, например, если замечены нарушения со стороны исследователя таких принципов диалектики, как объективность, всесторонность, конкретность, историзм и других, то никакой практики не нужно, чтобы убедиться в том, что выводы, сделанные на такой «основе», вряд ли будут истинными.

8. Воздействие философских принципов на процесс научного исследования всегда осуществляется не прямо и непосредственно, а сложным опосредованным путем – через методы, формы и концепции «нижележащих» методологических уровней. Философский метод не есть «универсальная отмычка», из него нельзя непосредственно получить ответы на те или иные проблемы частных наук путем простого логического развития общих истин. Он не может быть алгоритмом открытия, а дает ученому лишь самую общую ориентацию исследования, помогает выбрать кратчайший путь к истине, избежать ошибочных ходов мысли.

9. Философские методы не всегда дают о себе знать в процессе исследования в явном виде, они могут учитываться и применяться либо стихийно, либо сознательно. Но в любой науке есть элементы всеобщего значения (например, законы, категории, понятия, принципы и т.д.), которые и делают всякую науку «прикладной логикой». В каждой из них «властвует философия», ибо всеобщее (сущность, закон) есть всюду (хотя всегда оно проявляется специфически). Наилучшие результаты достигаются тогда, когда философия является «хорошей» и применяется в научном исследовании вполне сознательно.

10. Реализация философских принципов в научном познании означает вместе с тем их переосмысление, углубление, развитие.

 

Кохановский В.П. Философия и методология науки: Учебник для высших учебных заведений. – Ростов н/Д, 1999. – С. 196–208.

 

ФИЛОСОФСКИЕ ОСНОВАНИЯ НАУКИ – одно из центральных понятий современной философии науки, обозначающее совокупность философских идей, посредством которых обосновываются фундаментальные онтологические, гносеологические и методологические принципы научного познания. Возникновение представлений об имманентном вхождении философских построений в контекст научного знания в западной философии связано с преодолением свойственного неопозитивистской традиции демаркационистского разделения философии и науки. При этом положение о неотъемлемой представленности метафизической компоненты в основаниях научного поиска становится одной из важнейших тем в рамках современного постпозитивизма. Ф.О.Н. здесь можно соотнести с понятиями «метафизической парадигмы» Куна, «жесткого ядра научно-исследовательской программы» Лакатоса, «исследовательской традиции» Л. Лаудана и др. В отечественной литературе понятие «Ф.О.Н.» вводится в работах Степина, где под ними понимаются те философские идеи и принципы, которые обосновывают как идеалы и нормы, так и онтологические постулаты науки. Ф.О.Н. выполняют две основные функции: во-первых, являются средством адаптации научных знаний к более широкому социокультурному контексту; во-вторых, определяют эвристические программы научного познания, ориентируя ученых на новые формы связи между субъектом и объектом, и, соответственно, на открытие новых структур и законов бытия. Степин выделяет три основных исторических типа Ф.О.Н., соотносимых с этапами: 1) классического естествознания (XVII – конец XIX в.), признающего суверенность разума в постижении абсолютной объективной истины; 2) формирования неклассического естествознания (конец XIX – первая половина XX в.), обосновавшего принципы релятивизма и дополнительности, связанных с отказом от классического онтологизма и осознанием зависимости научных фактов от конкретных ситуаций и методов их получения; 3) неклассического естествознания современного типа, актуализировавшего роль субъекта, социально-исторические и психологические характеристики которого определяют соответствующие структурно-функциональные и динамические особенности познаваемого объекта. (См. также Наука, Дисциплннарность, Теория).

Хомич Е.В. Новейший философский словарь: 3-е изд., исправл. – Мн.:

Книжный Дом. 2003. – С. 1097–1098.

 

Для того, чтобы понять философию в роли методологии, нужно иметь в виду, что она, философия, обладает рядом функций, в том числе мировоззренческой и методологической. Если какая-то философская система посредством своих категорий, понятий, законов формирует у человека общее представление о мире (о природе, обществе, мышлении, познании, практике, о цели и смысле человеческой жизни, о сущности человека и его основных ценностях и т.п.), то она выступает в качестве мировоззрения. Если же знания обо всем вышеперечисленном обращены в сторону действий и отвечают на вопросы, как, какими способами и средствами достичь желаемого результата, то философия выступает в роли методологии. Следовательно, философский уровень – это абстрактный уровень, универсальный уровень по отношению ко всем видам деятельности.

Применительно к педагогике методологии можно дать следующее определение. Это система знаний об основании и структуре педагогической науки, о принципах подхода и способах добывания знаний, отражающих педагогическую деятельность. Она есть и система деятельности по получению такого знания и методологическому обеспечения специальных научных педагогических исследований. Получение новых методологических знаний – дело методологических исследований, а обеспечение – это использование уже имеющихся методологических знаний: философских, общеметодологических, знаний по методологии педагогики с целью исследования объекта и предмета педагогики и получения нового педагогического знания.

Следует различать педагогическую практическую деятельность как объект педагогической науки и деятельность по получению нового педагогического знания как объект методологии педагогики. Педагогическая практическая деятельность – объект методики. Так, мы говорим о методике обучения письму, чтению и говорим о методологии исследования закономерностей когнитивной деятельности ребенка и т.п.

Важно заметить, что философия в качестве методологии воздействует на практическую и научно-исследовательскую деятельность в педагогике не прямо, а опосредованно, через методологию педагогики, а затем – и через методику.

Термин «методология» понимают в широком и узком смыслах. Методология в широком смысле – это философия в ее методологической функции, и в этой роли методология – общее учение о способе получения определенного результата в любого рода действии. Может быть методология познания, практической деятельности, политической деятельности... Это система принципов и способов построения теоретической и практической деятельности. Когда же говорят, например, о методологии педагогики, то есть о методологии одной из конкретных наук, то используют термин «методология» в узком смысле. Но это не отрицает значения философии как общей методологии для педагогики.

 

Лузина Л.М. Лекции по теории воспитания. – Псков, 1995. – С. 25–26.

 

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-05-06; Просмотров: 394; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.02 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь