Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Что такое движение как способ бытия материи?



Материя, будучи субъектом всех своих изменений, раскрывается через свои конкретные формы организации и взаимодействия. Любой объект материи как система существует лишь благодаря тому, что в нем воспроизводятся определенные типы движения (в силу внутренних и внешних взаимодействий). Движение внутренне присуще материи. Движение – атрибут, неотъемлемое свойство материи
и всех ее образований. Наличие движения в реальном мире, постоянно изменяющееся бытие признают практически все философские течения. Но в основе метафизических, идеалистических и религиозных концепций лежит отрыв материи от движения и движения от материи.

На трудности в понимании движения обратили внимание еще древние мыслители. Движение, как философскую категорию, наиболее подробно проанализировал Зенон Элейский (V в. до н.э.). Им был сформулирован ряд апорий (от греч. aporia – безвыходное положение), где показана сложность рационального понимания движения в силу его внутренней противоречивости. В апории «Стрела» Зенон, например, рассуждал так: когда летящая стрела движется по траектории, то в любой момент она находится в определенном месте и может быть зафиксирована в состоянии покоя, т.е., другими словами, ее скорость равна нулю. Следовательно, движение можно рассматривать как следующие одно за другим состояния покоя. Сложив нули скоростей, Зенон подучил равную нулю сумму и сделал вывод: движения нет.

Конечно, здесь имеется ошибка, которая в философском аспекте заключается в следующем: отсутствует понимание внутренней противоречивости самого движения, ибо стрела одновременно и находится в определенном месте, и не находится в нем. И это не игра слов, но отражение в понятиях реального процесса движения, аналогичного тому, в котором проявляется корпускулярно-волновая природа света, а также сущность субатомных элементарных структур (они и частица, и волна одновременно).

Вплоть до середины XIX в. движение понимается, как только механическое движение. К середине XIX в. само естествознание накапливает массу таких сведений о физических, химических, биологических процессах, которые не могут быть объяснены с точки зрения механической формы движения, с помощью лишь науки механики.

Чтобы преодолеть механистический взгляд на движение философии и естествознания, необходимо выделить такой признак, который имел бы действительно всеобщий характер, был присущ всем без исключения видам материи. В качестве такого признака выступает изменение.

Однако этот признак еще не позволяет раскрыть полную структуру процесса движения. Поэтому наряду с данным признаком
в философии подчеркивают неразрывную связь движения с материей, определяют движение как «атрибут» материи, «способ существования» материи.

Из положения о неразрывной связи материи и движения следует, что движение обладает всеми атрибутами материи – оно объективно, независимо и первично по отношению к сознанию, носит всеобщий характер, оно вечно во времени и бесконечно в пространстве, оно несотворимо и неуничтожимо. Движение немыслимо вне или до материи, так же как и материя немыслима вне или до движения. Движение непрерывно себя «поддерживает» благодаря противоречию, которое представляет собой внутреннее состояние материи. Противоречие поэтому является источником движения материи, и в связи с этим движение понимается как самодвижение. «Противоречие – корень всякого движения и жизненности» (Гегель). Основанием движения является взаимодействие, которое объединяет мир в единую целую систему. Тело, объект, мыслимые вне взаимодействия с другим (другими) телами, объектами, лишены способности проявить себя, свое бытие, свою природу. Следовательно, и не могут быть познаны.

Можно говорить о двух типах движения. Первый – это движение, связанное с сохранением устойчивости предмета, его качества. Второй – это движение, связанное с переходом от одного качества
к другому, с изменением качественного состояния предмета. Такого рода движение характеризуется как развитие, которое всегда связано с преобразованием одного качества в другое, с направленным формированием новых систем, новых типов организации (через взаимодействие), которые рождаются из предшествующих им систем.

Следует выделить две разновидности развития, учитывая системную организацию материи. Первая разновидность – это процессы качественных превращений, не выходящие за рамки существующего вида материи, определенного уровня ее системной организации (например, эволюция звезд, формирование новых видов животных
и растительных организмов и т.д.). Вторая – процессы перехода от одного порядка к другому (скажем, переход от неорганической природы к биологическим уровням организации, а от них – к человеку).

Для выявления сложности, противоречивости движения как способа существования материи важным представляется соотношение движения и покоя. Согласно философской традиции, движение имеет свою противоположность, покой. Это означает, что покой – это такое свойство движущейся материи, которое не существует где-то отдельно наряду с изменяющейся материей, а осуществляется
в самом процессе ее движения и существует благодаря только движению. Покой есть момент движения и всегда относителен, движение же абсолютно.

Понятие покоя представляет собой обозначение тех состояний движения, которые обеспечивают стабильность предмета, сохранение его качества (предмет есть единство устойчивости и изменчивости). Возможность относительного покоя выступает условием дифференцирования материи, условием существования конкретного бытия определенных тел, конкретных форм общности людей, цивилизации.

 

Каковы особенности пространства и времени
как форм бытия материи?

В ходе развития человечества изменяются, развиваются представления о пространстве и времени. Однако как бы ни менялись представления о пространстве и времени, сами по себе эти изменения не могут отменить одного: пространство и время существуют объективно, материя не может двигаться иначе, как в объективно реальных пространстве и времени. В философском смысле категории пространства и времени выступают как предельно общие абстракции, в которых схватывается структурная организованность
и изменчивость бытия. Пространство и время – это формы бытия, атрибуты материи, не имеющей ни границ, ни начала, ни конца
в своем движении.

Философы идеалистического направления, как и представители религии, всегда выступают против идеи бесконечности времени
и пространства, а также против их объективности. После открытия
в 20-х годах прошлого столетия явления «красного смещения» особо оживилась идея конечности мира в пространстве и во времени. Одним из объяснений воспринимаемого движения была предложена концепция расширяющейся Вселенной в наблюдаемой ее части, а сама эта концепция была использована для обоснования религиозной догмы о творении и конечности мира.

Радиус «видимой» Вселенной, воспринимаемой с помощью радиотелескопов 12, 5 млрд световых лет при скорости света в вакууме 300 тыс. км в сек. Данные современной космологии постоянно доказывают бесконечность и безграничность времени и пространства. Наблюдения астронома Амбарцумяна, подтвержденные и рядом американских коллег, обнаружили не только разбегающиеся, но
и сближающиеся друг с другом галактики. Это позволяет считать наиболее вероятной картину «пульсирующей Вселенной» как результат действия двух тенденций – притяжения и отталкивания, удаления
и сближения, – присущих противоречивой природе самой материи.

В истории философии имели распространение две концепции пространства и времени – субстанциальная и реляционная. Первая рассматривает пространство и время как особые сущности, существующие сами по себе независимо от материальных объектов (например, представление о пустоте у Демокрита). Эти представления нашли всестороннее развитие в учении Ньютона, выдвинувшего понятия абсолютного пространства и абсолютного времени. Согласно Ньютону, пространство безотносительно к материи, оно всегда одинаково, неизменно, пустое вместилище тел и имеет три измерения. Время – чистая длительность, пустое вместилище событий. Пустые промежутки между небесными телами заполняет тончайшее вещество – эфир, которое имеет одно измерение.

В философском плане специальная теория относительности
А. Эйнштейна (1905 г.) показала неразрывную связь пространства
и времени (пространственно-временной континуум). В физическом плане пространственные и временные интервалы меняются при переходе от одной системы отсчета к другой. Когда скорости движения малы по отношению к скорости света в пустоте, тогда можно считать, что размеры тел и ход времени остаются одними и теми же. Если же речь идет о движениях со скоростями, близкими к скорости света, то изменения пространственных и временных интервалов становятся заметными. Вместе с тем, изменение обоих интервалов зависит от характера движения тела и значит, пространство и время определяются состояниями движущейся материи. Эти идеи получили развитие в общей теории относительности (1916 г.).

В философском плане доказана не только связь пространства и времени, но и взаимосвязь, неотделимость материи, движения, пространства и времени. Пространство и время не только невозможны в отрыве от материи, но и сами свойства пространства
и времени зависят от движущейся материи. В физическом смысле показано, что геометрия пространства-времени обусловлена характером поля тяготения, взаимным расположением тяготеющих масс. Вблизи больших тяготеющих масс происходит искривление пространства и замедление хода времени. Для движущегося объекта время не просто замедляется, но и вообще останавливается, если он движется со скоростью света. Выдвигается также гипотеза о зависимости скорости биологических часов от возраста организма. Уменьшение интенсивности обмена веществ вызывает замедление внутреннего биологического времени, вот почему в старости у человека создается иллюзия ускорения внешнего времени.

Пространство и время обладают различием. Пространство имеет три измерения (длину, ширину, высоту), и чтобы задать положение тела в пространстве, достаточно трех координат. Кроме того, пространство, как форма бытия материи, выражает объемность, протяженность, отдаленность, порядок расположения тел относительно друг друга.

Время – одномерно. Категория времени обозначает такие всеобщие характеристики движения материи, как последовательность, длительность существования вещей или процессов их периодичность, сменяемость. Время имеет одно направление: от прошлого через настоящее и от него – к будущему (необратимость). Говоря
о трехмерности пространства и одномерности времени, надо отметить, что имеется проблема многомерности пространства и времени (четырехмерное, десятимерное пространство – время). Материалистическая позиция состоит в том, что с учетом научных данных
в реальном мире возможно пространство-время с большим числом измерений, но из этого вовсе не следует, будто в этом мире должны существовать духи. Скажем, в современных концепциях супергравитации (сильные, электрослабые и гравитационные воздействия, которые связаны между собой) вводится представление о десятимерном пространстве-времени. Согласно этой гипотезе, при рождении нашей метагалактики только 4 из 10 пространственно-временных измерений обрели макроскопический статус, а остальные оказались как бы свернутыми в глубинах микромира. Их можно обнаружить, только проникнув в эти области, но там мы сталкиваемся с принципиально иными мирами. На разных уровнях материи можно столкнуться с качественно различными структурами пространства и времени. Бесконечность материи в пространстве и времени предполагает качественное многообразие форм пространства и времени: физическое, биологическое, социальное. Материя, как субстанционная основа бытия, обладает рядом атрибутивных свойств. Она объективна, находится в постоянном движении, формами ее существования выступают пространство
и время. Материя системно организована и структурирована, проявляет себя только через качественно специфические виды, каждому из которых присуща своя форма движения и пространственно-временная организация.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-05-06; Просмотров: 408; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.014 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь