Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Вопрос.Роль идеологии в современном обществе. Концепции деидеологизации и реидеологизации. Структура и функции идеологии.



Дискуссии по проблеме формирования идеологии национально! государственности ведутся во всех государствах СНГ. Во всех этих дискуссиях проводится мысль о том, что поскольку народ выступает одним из самых главных субъектов политики, следовательно, он является носителем определенных идеологических воззрений. О своем месте в этом мире каждый народ в ходе своего историческою развития вырабатывает и определенную систему идей, представлений, понятий, принципов о формировании своей национальной общности, форм своей государственной и экономической жизни, своих взаимоотношений с другими народами. Эти идеи и представления в конечном счете всегда составляли и б> дуг составлять основу построения народом своего государства. ^Систематизированную с> мму выработанных народом идей и представлений об истории становления и развития своей государственности, особенностях > стройства институтов государственной власти, о направлениях, целях и задачах дальнейшего развития государства, формах и способах его взаимодействия с другими народами с полным основанием можем назвать идеологией национальной государственности. В связи с этим можно сделать вывод о том, что идеология белорусской государственности акк\мулирует все конструктивное, полезное для Беларуси из опыта прошлого и достижений настоящего. Идеолотия белорусской государственности — это не только система взглядов, благодаря которым граждане нашей республики могут ориентироваться в политическом и социальном пространствах, но она призвана обосновать и обеспечить интересы белорусского народа как важнейшего субъекта политики. На протяжении всего послереформенного периода тема новой национальной идеологии остается одной из актуальных. Главный вопрос дискуссий и споров -является ли идеология неотъемлемой частью общественной структуры и обязательным шеменгом функционирования государства. Между тем научная разработка данною вопроса затруднена ввиду отсутствия общепринятого категориального аппарата, четкого определения понятий, многозначности самого термина " идеология". Поэтому, прежде чем отвечать на поставленный вопрос, необходимо у гочнить, что понимать под идеологией, государственной идеологией, национальной идеей. Термин " идеология" ввел французский философ и экономист де Траси, который обозначил им учение об идеях, позволяющее сформулировать фундаментальные основы политики, этики, способности, умения и оценки в различных областях. В 50-х г.г. XX ст. ряд западных ученых (Р.Арон, Д.Белл, З.Бжезинский, Дж.! элбрейт и др.) провозгласили " конец века идеологии" и выдвинули теорию де идеологизации, развивавшую идеи позитивизма и технократизма. Согласно социально- политической концепции деидеологизации, в современных обществах \меньшается роль идеологий, увеличивается же роль позитивною, точного, верифицируемого, инструментального знания, новою класса 1ехнократов и менеджеров, стремившихся освободиться от давления политиков и идеологов. Обществу, перенесшему трагедии Второй мировой войны и классовых противостояний казалось, что все то, что идеологически озабоченные левые обещали достичь

ДЕИДЕОЛОГИЗАЦИЯ — РЕИДЕОЛОГИЗАЦИЯ. Условное обозначение особенностей идейно-теоретической эволюции социал-демократических концепций после 1945 г. Употребляется и в более широком смысле — как показатель определенных идейных тенденций в жизни капиталистического общества. Период деидеологизации охватывал кои. 40 — сер. 60-х гг. Речь шла об отходе социал-демократии от многих положений традиционного социал-реформизма, замене их во многом концепциями буржуазно-либерального и технократического толка. Подчеркивалась необходимость разрыва с марксизмом даже в его реформистской интерпретации, снимались многие радикальные положения из арсенала прошлых поколений социал-демократии, открыто провозглашался «мировоззренческий нейтралитет» и отказ от трактовки социал-демократических партий как части рабочего движения (см. понятие «народная партия»), С кон. 60-х гг. начинается «реидеологизация» — профилирование позиций социал-демократии, отличающихся от буржуазно-либеральных. Усиливается критика экономической и социальной системы капитализма, международной политики консервативных сил. В программах 70—80-х гг. делается акцент на удовлетворение интересов прежде всего социально слабых граждан капиталистического общества. В известной мере наблюдается повышение интереса как к марксизму, так и к его реформистским интерпретациям первой трети XX в. (ренессанс австромарксизма, бернштейнианства, неосоциализма). В 80-е гг. социал-демократы обращают внимание на социальные и политические последствия новой фазы НТР, на экологические проблемы современности. Характерной чертой современного этапа «реидеологизации» является оживленная полемика с идейно-политическими установками неоконсервативных кругов Запада.

Структура идеологии

 

Знания, идеи, взгляды. К ним относятся политические теории, учения, концепции, доктрины, благодаря которым происходит процесс формирования мировоззренческих и социально- политических ориентации людей.
Ценности, нормы, идеалы, позволяющие не только идентифицировать социально-политическую действительность, но и оценить ее, выработать к ней определенное отношение. Ценность - это стандарт, на основе которого осуществляется деятельность. Норма - предписание, служащее общим указанием для социального действия. Идеалы выступают как образы желаемой действительности. Сюда входят также элементы политической утопии как совокупность самоценных идеалов, способных влиять на мотивацию деятельности человека в социальной сфере (коммунизм в марксизме-ленинизме, «американская мечта» в американском либерализме).

Цели, убеждения, выраженные в проектах и программах политических действий, которые служат сплочению групп вокруг планов воплощения политических идеалов на практике. Помимо рациональных соображений, поведением людей могут управлять психологические, чувственные стимулы, определенные стереотипы, верования. Поэтому в структуре идеологии присутствует мифологическое начало.
Функции идеологии:

Когнитивная (познавательная). Способствует политическому просвещению граждан и их политической идентификации.
Нормативная. Очерчивает критерии оценки политических явлений.
Конструктивная. Служит постановке целей и задач, являющихся ориентирами для политических действий.
Прогностическая. Способствует выработке прогнозов политического развития.
Мобилизационная. Приводит социальные силы в движение, превращает идеи в действия.
Интегративная. Объединяет людей в группы, консолидирует общество.
Коммуникационная. Организует общение, взаимопонимание внутри социальных групп и между ними.
Легитимизационная. Оправдывает власть или притязания на власть.
Компенсаторная. Создает социальный комфорт, компенсирует неудовлетворенность жизнью.

 

Вопрос.Основные принципы классического либерализма, особенности неолиберализма.

Принципы либерализма

Сущностные черты либерализма определяются этимологией самого слова (лат. Liberaly - свободный). Главнейшими принципами либерализма являются в политической сфере:

· свобода личности, приоритет индивида по отношению к государству, признание права всех людей на самореализацию. Следует отметить, что в идеологии либерализма индивидуальная свобода совпадает с политической свободой и " естественными правами" человека, главнейшие из которых – право на жизнь, свободу и частную собственность;

· ограничение сферы деятельности государства защищенность частной жизни – прежде от произвола государства; «обуздание государства с помощью конституции, которая гарантирует свободу действий личности в рамках закона;

· принцип политического плюрализма, свобода мысли, слова, убеждений.

· разграничение сферы деятельности государства и гражданского общества, невмешательство первого в дела последнего;

· в экономической сфере – свобода индивидуальной и групповой предпринимательской деятельности, саморегулирование экономики по законам конкуренции и свободного рынка невмешательство государства в экономическую сферу, неприкосновенность частной собственности;

в духовной сфере – свобода совести, т.е. право граждан исповедовать (или не исповедовать) любую религию, право формулировать свои нравственные обязанности и пр.

Неолиберализм сложился во второй половине XIX в. Его основные черты:

· сохраняется приверженность основополагающим постулатам либерализма, неолиберализм вмещает в себя такие принципы: свободы и права личности, равноправие всех граждан, конституциализм, частная собственность и предпринимательство как основа хозяйственной жизни и др.;

· допускается государственное вмешательство для стабилизации рыночной экономики, так как действие механизма свободной конкуренции не обеспечивается автоматически (формирование монополий, кризисы в экономике, инфляция и др., нарушают механизм рыночного саморегулирования);

· государственное вмешательство ограничивается лишь установлением " рамок", в которых развертывается экономическая деятельность и которые создают благоприятные условия для действия конкурентных механизмов (то есть, неолиберальная концепция не предполагает непосредственное государственное регулирование экономических процессов, а ограничивается лишь поддержкой механизмов рыночного саморегулирования);

· ограниченное государственное регулирование проявляется не только в экономике, но и в социальной сфере: предусматривается перераспределение части доходов через систему налогов и государственной помощи в пользу менее обеспеченных слоев населения, укрепление в обществе социальной справедливости.

Обобщая, можно сделать вывод, что современный неолиберализм, сохранив приверженность основополагающим принципам либерилизма, оказался способным в условиях новых общественных реалий скорректировать ряд важных социально-экономических постулатов, адаптировав многие новые идеи, в том числе и характерные для других идеологий – социалистической, социал-демократической, неоконсервативной.

Неолиберали́ зм (англ. neoliberalism) — направление политической и экономической философии, возникшее в 1930-е годы и сформировавшееся как идеология в 1980-е — 1990-е.

·


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-05-06; Просмотров: 946; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.019 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь