Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Ролевая игра НИЛ (научно-исследовательская лаборатория)Стр 1 из 3Следующая ⇒
Пример игры для решения практической задачи: «Идеальный образ преподавателя - игротехника»
Практическая задача: Разработать памятку преподавателю - игротехнику по подготовке и проведении занятия с использованием игровых технологии. Задание: в предложенной форме, отметить характеристики, наиболее полезные, по вашему мнению, которыми должен обладать преподаватель. Ход игры: сначала каждый индивидуально должен проранжировать перечисленные 20 характеристик, затем вся группа делится на подгруппы по 3 — 7 человек и обсуждают в командах коллективное решение (рейтинг от 1 до 20). Затем проводится презентация и оценка «Памяток», подводятся итоги игры.
Ролевая игра НИЛ (научно-исследовательская лаборатория) Игровая задача: решить научно-исследовательскую задачу. Роли: - задачедатель, - изобретатели, или исследователи, или решатели, - приемная комиссия. Ход игры: 1. Группы решают задачи методом мозгового штурма. Задачедателя можно привлекать как консультанта. 2. Группы обрабатывают результат: обсуждают план доклада, готовят плакат, выбирают спикера или спикеров, которые будут представлять результат. 3. Спикер группы докладывает результат работы. Приемная комиссия анализирует результаты, принимает (или нет) решения.
Ролевая игра «Традиции и инновации» Игровая задача: высказать точку зрения по проблеме дискуссионного типа «новое» – «старое». Роли: - «консерваторы» приводят аргументы «против» нововведения, - «новаторы» приводят аргументы «за» нововведение, - «арбитры» - заполняют «плакат аргументов» и оценивают работу команд. Ход игры: - Разделение на группы новаторов, консерваторов, арбитров. - Выступление команд со своими аргументами. - Оценка выступлений арбитрами. - Общий «круг». Все встают в круг и по очереди высказывают окончательное мнение. Критерии оценки игроков: - Логичность. - Убедительность аргументов. - Правильность (соответствие теории, отсутствие фактических ошибок). - Корректность в споре. Калейдоскоп не решенных проблем Цель: решить учебную проблему. Роли: - Специалисты – показывают способ решения проблемы. - Пресс - центр фиксирует, отражает интересные мысли, делает зарисовки, фотографии, не вмешиваясь в процесс обсуждения. Дальнейшая задача пресс-центра – создание статьи о результатах игры. - Эксперты. Ход игры:
n Ролевая игра «Точка зрения». Содержание игры: две группы учеников доказывают правильность противоположных точек зрения. Могут моделироваться столкновения мнений. Роли: - Оппоненты (специалисты из разных областей, люди из разных социальных слоев, противоборствующих лагерей, ученые разных эпох). - Наблюдатели. Ход игры: 1. Группы обсуждают свои аргументы и возможные контраргументы противников. 2. Группы вступают в диспут. 3. Группа наблюдателей оценивает: кто был логичнее? кто более убедителен эмоционально? кто допустил ошибки, некорректности в споре (переход на личности...). Конгресс ученых Суть игры. Имитируется научный конгресс ученых – представителей разных научных школ, концепций, направлений. Цель игры: доказать правильность своей концепции. Роли: - представители научных школ – отстаивают свою научную идею, - эксперты – оценивают игроков. Критерии оценки: - Оценка выступлений: четкость и ясность изложения соответствующего теоретического подхода, доказательность основных положений, находчивость при ответах. - Оценка вопросов: корректность, соответствие предполагаемому типу, правильность, грамотность, четкость формулировки, однозначность ответа. Этапы игры: I Подготовительный. Необходимо:
- вопрос на понимание (нацелен на выяснение того, как оппоненты понимают тот или иной аспект защищаемой ими концепции), - вопрос на отношение (нацелен на выяснение того, как относятся оппоненты к тем или иным фактам, результатам экспериментов, взглядам какого-либо исследователя), - вопрос-тест (предназначен для проверки знаний оппонентами положений своей концепции, - вопрос-ловушка (содержит в себе определенную провокацию, например, ссылку на несуществующего ученого, сознательную ошибку в посыле, предложение выбора из двух заведомо ложных утверждений). II Собственно игра. Ход игры:
III Заключительный этап: - Подведение итогов. - Выбор победившей команды.
Проектно-ролевая игра «Журналист» Цель: Посетив несколько новых мест города, студенты должны за один день сделать газету по проблеме учебного занятия. Роли: корреспондент, корректор, редактор, аналитик, фотокорреспондент и т.п. Ход игры: Участники должны побывать в качестве журналистов-исследователей в разных местах, например, библиотека, кинотеатр, научно-исследовательский институт, предприятие, и т. д. По итогам этих посещений каждая группа готовит собственную страницу газеты по проблеме учебного занятия. На занятии происходит презентация газеты.
Ролевая игра «Слет специалистов» Цель игры – «включение» учащихся в работу по изучению нового материала, развитие умения передавать полученную информацию. Роли участников – специалисты из разных областей знания или «узкие» специалисты по научной проблеме. Организационный замысел: какая-то тема изучается рядом научных учреждений, однако каждое из них недостаточно знакомо с выводами и методами исследований своих коллег Задача участников слета: ознакомить всех с вопросами, которые разрабатываются в данном научном коллективе (НИИ, лаборатории, группе).
Сюжетно-ролевая игра «Патент» Цель игры - обоснование сути научно-технического изобретения, творческого продукта, авторской разработки. Сюжет игры: в лабораториях НИИ, работающих по своим темам, сделаны важные открытия, и сотрудники хотят запатентовать их; дирекция предлагает заслушать сообщения на заседании Ученого совета НИИ и в случае их одобрения выдать через свое патентное бюро свидетельства. Роли участников: докладчики, патентное бюро, оппоненты. Ход игры:
Цель игры – освоение сложного теоретического материала. Сюжет: в НИИ проходит квартальный отчет, в которых должно содержаться некоторое число ошибок. Эти ошибки нужно найти сотрудникам других лабораторий. Роли участников: специалисты различных научных лабораторий. Требования к отчетам: полное представление темы с четким выделением главного, оформление материала схемами и рисунками, сопровождение его экспериментом. Ход игры: Представители лабораторий по очереди выступают с докладами, которые обсуждают остальные сотрудники НИИ. Каждая ошибка может принести 1 очко лаборатории - той, которая ее обнаружит и исправит, или той, что ее придумала и удачно вставила в доклад.
Имитационная игра «Суд» Цель: имитация судебного процесса, на котором рассматриваются дела (например, «Дело о неправомерном использовании педагогом метода наказания). Роли: - «судья» - ведет судебное заседание знает ход игры, - «секретарь» - записывает основные аргументы «за» и «против, - «обвиняемый» - явление общественной жизни, порок, негативное качество, - «прокурор» («обвинитель») - выносит обвинение, перечисляет все факты и аргументы, подтверждающие опасность, вред обсуждаемого явления, качества, пристрастия и т.д., - «адвокат» («защитник») - находит факты, аргументы, оправдывающие обсуждаемое явление, качество, пристрастие, - «свидетели обвинения», «свидетели защиты», - «присяжные заседатели» (все остальные студенты). Ход игры:
Игра-путешествие «Матрица» Участникам предоставляется «Матрица», на которой обозначены основные события, их необходимо преодолеть совместно (станции-точки с заданиями). Передвигаясь по «уровням» матрицы, посредством получения звонков на любой из телефонов участников, команда попадает в ситуации, где необходимо принимать групповые решения, использовать навыки работы в команде. Особенность игры в том, что игроки до конца игры не видят ведущего.
Прием на работу Игровая задача: подтвердить свою профессиональную пригодность Сюжет: Молодой специалист пришел на собеседование к потенциальному работодателю Роли: - молодые специалисты (выполняют предложенные задания), - потенциальные работодатели (готовят систему вопросов и заданий молодому специалисту). «Команда добра» Цель игры – придумать и разработать проект, который мог бы повлиять на улучшение жизни людей, производство, развитие науки (в зависимости от учебного предмета). Роли: - «команда добра» - предлагают идеи проект, - скептик – выражает недоверие, - критик – критикует проект, - экономист – просчитывает выгоду проекта, - реалист – указывает на причины, мешающие реализации проекта, - эксперты – оценивают проект по совокупности высказанных мнений. Ход игры:
Имитационная игра «Сбыт» Цели игры: моделирование практической ситуации сбыта продукции в условиях малоизученного (нового) рынка и оценка действий команд в этой ситуации по объективным финансовым критериям. Описание игры: в процессе игры происходит заключение и оформление торговых сделок согласно современному российскому законодательству. Часть игровой информации игроки получают до игры. Введение в игру: Действие игры происходит в небольшом городе, промышленность не развита, руководство города совместно с коммерческими фирмами и зарубежными организациями развивают в городе курортный бизнес. Выяснилось, что во время курортного сезона в городе существует дефицит минеральной воды, поэтому образовалось 10 небольших фирм, занимающихся расфасовкой и продажей этого продукта. Эти фирмы и предлагается отыграть участникам конкурса. Имеется несколько крупных покупателей. На начало игры объявляется мероприятие местной Торговой палаты – оптовая ярмарка, специализированная на минеральной воде. Открытие торгов – старт игры. Ход игры: После доигровой установки происходит открытие торгов. Игроки приглашаются в помещение, где размещены стенды покупателей, на которых указаны виды и объемы продуктов, необходимых покупателям. Продавцы, ознакомившись со структурой спроса, принимают решения о своей стратегии продаж и начинают переговоры с покупателями. По окончании каждого такта переговоров игроки заключают сделку и тут же оформляют все необходимые бумаги на компьютере и предоставляются их для проверки экспертной комиссии. На дальнейший ход игры это уже не оказывает действия, а учитывается в оценке группы, которая оглашается после игры. Обсуждение игры: На обсуждении игры игрокам предлагается предъявить свои результаты продаж и пояснить, каким образом достигались эти результаты (какие были выбраны торговые партнеры и почему, как и по каким причинам изменялись цены и т.д.). Руководство игры и экспертная комиссия по мере необходимости комментируют выступления игроков, потом представляют свое видение происходившего на игре. Обсуждение ни в коем случае не носит оценочный характер, результаты обсуждаются в образовательном, а не в соревновательном плане.
Пример игры для решения практической задачи: «Идеальный образ преподавателя - игротехника»
Практическая задача: Разработать памятку преподавателю - игротехнику по подготовке и проведении занятия с использованием игровых технологии. Задание: в предложенной форме, отметить характеристики, наиболее полезные, по вашему мнению, которыми должен обладать преподаватель. Ход игры: сначала каждый индивидуально должен проранжировать перечисленные 20 характеристик, затем вся группа делится на подгруппы по 3 — 7 человек и обсуждают в командах коллективное решение (рейтинг от 1 до 20). Затем проводится презентация и оценка «Памяток», подводятся итоги игры.
Ролевая игра НИЛ (научно-исследовательская лаборатория) Игровая задача: решить научно-исследовательскую задачу. Роли: - задачедатель, - изобретатели, или исследователи, или решатели, - приемная комиссия. Ход игры: 1. Группы решают задачи методом мозгового штурма. Задачедателя можно привлекать как консультанта. 2. Группы обрабатывают результат: обсуждают план доклада, готовят плакат, выбирают спикера или спикеров, которые будут представлять результат. 3. Спикер группы докладывает результат работы. Приемная комиссия анализирует результаты, принимает (или нет) решения.
|
Последнее изменение этой страницы: 2017-05-06; Просмотров: 1242; Нарушение авторского права страницы