Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


ТЕМА 4.2. РАСОВОЕ МНОГООБРАЗИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА



ТЕМА 4.2. РАСОВОЕ МНОГООБРАЗИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА

Концепции расоведения

Что же такое раса? На этот вопрос специалисты давали разные ответы. Прежде чем переходить к существующим классификациям и описанию разнообразия, нам следует рассмотреть существующие концепции понимания категории " раса". Сделаем мы это, конечно, с учетом сказанного выше.

Типологическая концепция

Ряд антропологов определяли расу как комплекс морфофизиологических признаков (классические примеры этого направления - школы К. Пирсона, Я. Чекановского, работы А.А. Ивановского и др.).

Согласно такому подходу, описав черты конкретного человека, можно четко отнести его к той или иной расе - такой подход называется типологическим. Его сторонники выделяют типы, своеобразные образцы рас. Каждый индивид оценивается по степени приближения к тому или иному " чистому" типу. Например, ширина губ и носа больше определенной величины в сочетании с низким головным указателем, большим выступанием лица вперед, курчавоволосостью и кожей темнее некого типового стандарта расценивается как свидетельство принадлежности к негроидной расе. По такой схеме можно даже определять расовую принадлежность конкретного человека в процентах. Сложность типологической концепции заключается в выделении " чистых" типов, отчетливо отличающихся один от другого. В зависимости от количества таких типов и признаков, определенных как расовые, будет меняться и расовое определение человека. Более того, последовательное строгое применение типологического принципа приводит к тому, что родные братья могут быть отнесены к разным расам.
Ясно, что в рамках типологической концепции смешивается реальная расовая изменчивость и изменчивость индивидуальная. Точнее сказать при таком подходе термин " раса" приобретает совершенно необычный смысл - мы описываем, по сути, индивидуальную изменчивость, в какой-то очень абстрактной, почти бессмысленной системе координат. Применение типологической концепции ведет к игнорированию географической составляющей изменчивости и, в зависимости от выбранных признаков, к большей или меньшей курьезности получаемых выводов. Тогда как родственники могут быть описаны как принадлежащие к разным расам (например, на основании разной формы или цвета волос), весьма далекие географически и родственно люди оказываются относимыми к одной группе (особенно при использовании молекулярных и биохимических методов).

Напоминаем - мы говорим сейчас только о концептуальной стороне такого подхода в расоведении, что же касается теоретического, методического и фактологического значения работ, придерживавшихся этого подхода антропологов, то оно в любом случае очень велико.

Популяционная концепция

Значительно большее признание в расоведении получила популяционная концепция (см. определение расы). Согласно ей, раса - это совокупность популяций. Отнесение конкретного человека к той или иной расе определяется не столько его индивидуальными чертами, сколько фактом принадлежности к той или иной популяции.
Расовые признаки не наследуются единым комплексом, а у конкретного человека они совершенно не обязательно соответствуют какому-то характерному типу. Однако, оценивая изменчивость внутри популяции и даже группы популяций, можно определить некий образ, который и называется расой. Значительная индивидуальная и популяционная изменчивость приводит к тому, что границы рас весьма расплывчаты, между разными расами существуют многочисленные переходы.

Можно услышать, что расы очень сильно отличаются друг от друга, настолько сильно, что спутать их невозможно. Это не так. Действительно, пигмея Центральной Африки можно легко отличить от жителя Тибета, вряд ли в популяциях Конго и Меконга можно встретить очень похожих людей и т.п. Однако, совершив своеобразное путешествие между двумя такими географическими пунктами, мы обнаружим между ними непрерывный переход антропологических признаков. В каждых двух последовательных группах на таком возможном пути мы чаще будем встречать очень похожих друг на друга индивидов. В то же время, исследуя популяции в целом, мы обнаружим между ними некоторые отличия. Различия двух соседних популяций зачастую будут почти неуловимыми (впрочем, не всегда), но между удаленными группами эти отличия, как правило, весьма значительны. Именно значительное сходство некоторых групп популяций и их отличие от других являются теми признаками, по которым антропологи различают расы.

Понятно, что в условиях непрерывной изменчивости провести границы трудно, однако популяционная концепция расы и не подразумевает наличия четких границ. А сильно удаленные группы отличаются настолько, что и индивидуальная изменчивость уже не может перекрыть этой разницы. Именно эта диалектика и позволяет выделять расы среди континуума человечества.

Историческая концепция

Наконец, существует еще один подход - историческая концепция расы, выдвинутая В.В. Бунаком. Согласно ей, раса - в наибольшей степени историческая категория. Поскольку расы находятся в состоянии постоянного развития и изменения, в каждый исторический момент существуют свои собственные расы. Поэтому-то сравнивать расы разных времен так сложно. Видимо, свои расы существовали и у наиболее древних предков человека - архантропов, неандертальцев и прочих. Неправильно говорить о " возникновении" рас, поскольку они складывались из ранее существовавших вариантов путем метисации, изоляции и приспособления к меняющейся природной среде. Процесс изменения, образования и смешения рас непрерывен ( Бунак В.В., 1938 ).
Очевидно, историческая концепция ни в чем не противоречит популяционной. По-видимому, именно совмещение исторического и популяционного подходов к расе наиболее отвечает действительности.

Крупнейший отечественный антрополог В.П. Алексеев предложил следующую модель возникновения рас и, соответственно, принцип их классификации. Придерживаясь полицентрической модели возникновения рас в верхнем палеолите, он выделял очаги расообразования разного уровня. Эти очаги он разделял на первичные, вторичные и третичные. В принципе, такое дробление можно вести вплоть до отдельной популяции. Первичные очаги расообразования соответствуют центрам возникновения больших рас, вторичные - малых. В каждом отдельном очаге складывался определенный комплекс расовых признаков, ставший в дальнейшем основой одной из совеменных рас. Очаги не были полностью изолированы один от другого, но наличие естественных географических барьеров между ними способствовало большей концентрации отдельных признаков именно в очагах расообразования.

Внутри же самих очагов таких барьеров не было, поэтому популяции, жившие на этой территории, оказывались практически одинаковыми по своим морфологическим признакам ( Алексеев В.П., 1974; 1979; 1984 ).

Однако в современной западной антропологии сложилось еще одно, радикальное отношение к расам (как факту) и расоведению (как области научных знаний)...

 

Раса: миф или реальность?

...Согласно ему, человеческих рас не существует, это фикция, основанная на неправильной статистической обработке материала и на особенности нашего восприятия.
Мнение это основывается в основном на изучении генетических данных по народам разных стран. Действительно, по подавляющему большинству генов нет никаких отличий между любыми случайно выбранными для сравнения группами людей. Другим аргументом нереальности существования рас является непрерывность географического распределения большинства морфологических признаков и огромная степень индивидуальной изменчивости, иногда перекрывающая групповую. Рассмотрение классических расовых признаков сторонники этой точки зрения отвергают, поскольку эти признаки наследуются посредством сложных комплексов генов, тогда как на современном уровне знаний анализировать такие комплексы еще не научились. По сути, реальность существования рас отвергают, исходя из невозможности типологической расовой классификации и несовершенства методов генетического анализа.

  • Ошибочность такой аргументации можно раскрыть следующим образом:
    • во-первых, выделение рас не подразумевает наличие резких, непреодолимых границ между расами. Расы - это подразделения весьма низкого таксономического уровня внутри единого вида, и наличие плавных морфологических и генетических переходов внутри человечества расоведами отнюдь не отрицается.
    • во-вторых, значительная генетическая однородность по популяциям выявляется далеко не по всем известным генетическим системам. Логично, что подавляющий процент генов всех людей одинаков, если даже с шимпанзе человеческий геном совпадает более чем на 90%. Однако известны и такие гены, которые заметно отличаются по расам. Значительные расовые отличия по генетическим признакам были выявлены в исследованиях таких крупных исследователей генетики и молекулярной биологии человека, как Ю.Г. Рычков, Е.В. Балановская, В.А. Спицин.

Что же касается аргумента, что мы пока не умеем анализировать образование признаков, обусловленных сложными комплексами генов, то он относится скорее к методологии. Хотя никто и не умеет анализировать генные комплексы, способы анализа их проявления - признаков внешности ( фенотип ) - разработаны давно и успешно применяются. Не стоит забывать также, что классическое расоведение основывается отнюдь не на генетических данных.

Помимо прочего, слабость аргументации нереальности рас заключается в не вполне корректном методическом подходе к анализу географической изменчивости генетических признаков в современных этнических группах. Так, например, в некоторых исследованиях производится анализ генетической изменчивости вне связи с этническими и географическими группами населения - буквально по квадратам территории. Однако люди заселяют Землю отнюдь не равномерно. Смешение данных по одному " квадрату" может привести к смешению данных сразу по нескольким расовым группам. Естественно, при таком подходе выявить отличия между группами невозможно.

Отрицание реальности рас западными исследователями в действительности заключается в крайней расовой напряженности в странах Западной Европы и Северной Америки. Расовая проблема есть, она реальна в современном обществе, в последние годы она все чаще напоминает о себе и в России.

В Америке во многих штатах очень велик процент темнокожего населения и выходцев из Латинской Америки, в Европе - мигрантов, в основном из Западной Африки и стран Ближнего Востока. Большая же часть населения (и, как правило, большинство людей, относящихся к политической и экономической элите) имеет европейское происхождение. К проявлениям расизма приводят многие причины. Естественно, правительства пытаются вылечить эту болезнь общества всеми возможными способами.

Часто это делается вполне аккуратно - в соответствии с требованиями политкорректности слово " негр" заменяется на " афро-американец", " индеец" - на " коренной американец" и т.п. Особых последствий эти изменения не имеют. Но эти течения коснулись и науки. На всех уровнях начинают критиковаться и запрещаться любые исследования, где само слово " раса" только употребляется. Отрицая существование рас, идеологи от науки пытаются снять связанные с расами социальные проблемы, забывая, что и само наличие расовых проблем - свидетельство существования расовой изменчивости.

Варианты классификаций

Практически во всех схемах обязательно выделяются как минимум три общие группы (три большие расы): монголоиды, негроиды и европеоиды, хотя названия этих групп могут меняться.

Так, монголоидов иногда называют азиатской (или азиатско-американской) расой, негроидную - экваториальной (или австрало-негроидной), европеоидную - кавказоидной (или евразийской). Суть от этого не меняется. Иногда в качестве больших рас выделяются также австралоиды, американоиды (индейцы), койсаноиды (бушмены и готтентоты), реже - океаноиды (полинезийцы), курильская раса (айны) и лапоноиды (лопари, или саамы).
Среди расоведов ведутся споры о большей или меньшей близости основных расовых ветвей. Так, В.В. Бунак выделял четыре основных расовых ствола равного масштаба - западный, восточный, южный и тропический, соответствующие европеоидной, монголоидной, австрало-веддоидной и негроидной расам (Бунак В.В., 1980).

Я.Я. Рогинский считал более схожими монголоидов и европеоидов, противопоставляя их экваториальной ветви (Рогинский Я.Я., 1969; 1977 ).

В противоположность им, А.А. Зубов считает более верным выделять основные надрасовые стволы (восточный и западный), каждый из которых имеет в своем составе экваториальную составляющую. Такая точка зрения особо подтверждается одонтологическим материалом (см.: Зубов А.А., 1973 и др).

Более детальная классификация рас представляется довольно сложным и запутанным делом. Существующее антропологическое разнообразие классифицировалось неоднократно, однако всегда эти попытки наталкивались на неравномерность изученности народов планеты. Наиболее разработанными и обстоятельными следует признать схемы И. Деникера, В. Джиуффрида-Руджери, Г.Ф. Дебеца, Я.Я. Рогинского и М.Г. Левина, Н.Н. Чебоксарова, К. Куна, В.П. Алексеева, В.В. Бунака. Каждая из них имеет свои особенности, но анализировать все мы, конечно, не будем. Большинство выделенных разными учеными рас переходит из схемы в схему (обычно с отличающимися названиями). Спецификой схем является принцип группировки рас и выделение некоторых особых вариантов.

Расовое многообразие Земли

Описывать расы мира можно разными способами. Можно при этом опираться на какую-то из существующих схем или предложить новую классификацию. Однако, как мы видели, варианты схем, предложенные разными исследователями, крайне различаются как по принципам построения, так и по конечному результату. Выяснили мы и главную причину этих расхождений - разнообразие человечества слишком сложно, чтобы загнать его в простую таблицу. Любая классификация является более или менее условной.
Другим способом рассмотрения расового многообразия является географический подход. Тут тоже есть свои сложности - Земля, что бы ни говорили злые языки, круглая. Откуда начать путешествие и каким путем следовать?
Мы избираем третий способ - смешанный. Будем постепенно двигаться по территории вслед за плавными изменениями морфологических комплексов. Так мы сможем соблюдать и географический принцип, и не отрываться от существующих расовых классификаций. Мы будем использовать терминологию, которая не всегда соответствует принятой в уже рассмотренных системах, но применяется в частных антропологических работах.

Начало пути - Африка

Прежде всего, стоит особо отметить, что происхождение человечества в Африке не говорит об архаичности местных популяций. Характерным признаком тропической биоты является ее быстрая эволюция, поскольку количество видов, экологических ниш и колебания условий среды тут крайне велики. Не является исключением и человек. Его популяции бурно эволюционировали в Африке, и потому расы этого континента являются одновременно и самыми старыми и самыми новыми на планете.
Большая часть населения Африки, живущего южнее Сахары, относится к негроидной расе в ее широком понимании. Эта раса характеризуется очень темным цветом кожи, волос и глаз, долихокефалией, прогнатизмом, курчавыми волосами, широким разрезом глаз, широким носом, толстыми губами, вытянутым телосложением, узкими кистями рук и стопами. Среди негроидов есть довольно большое разнообразие, но оно слабо изучено.
Большую часть негроидов представляет негрская малая раса. Это высокорослые люди, у которых довольно слабо растут борода и усы, а все остальные негроидные признаки выражены наиболее отчетливо. В Западной Африке, на побережье Гвинейского залива, распространен так называемый суданский (или негро-гвинейский) тип негрской расы. Он отличается максимальной выраженностью всех негроидных признаков: кожа этих людей очень темная, обычно шоколадного оттенка, волосы сильнокурчавые, губы очень толстые, прогнатизм сильный, долихокефалия, лицо широкое, межглазничное пространство большое, нос широкий с вогнутым уплощенным переносьем, рост средний. Лесные группы имеют несколько более низкий рост и более коренастое телосложение.

К югу рост еще более понижается. В покрытых джунглями бассейне реки Конго, Анголе, Заире и соседних странах среди так называемых " лесных негров" выделяется палеонегроидный тип негрской расы (иначе его называют западно-бантоидным, или тропическим, типом суданской расы). Его отличительными чертами являются также долихокефалия, сильный рост бороды, усов и волос на теле. Вероятнее всего, эти признаки сложились в ходе смешения негрских групп с пигмеями.
К востоку, в плоских саваннах Мозамбика, Танзании и соседних стран рост людей увеличивается, лицо становится уже, рост бороды и усов опять снижается, нос выступает сильнее и становится уже, а губы - тоньше. Этот вариант называется восточно-бантоидным типом. Негрские бантоидные группы засушливых пространств Намибии и Южной Африки, имеющие несколько более светлую кожу, иногда называются южноафриканским типом.

К северу от этого ареала - в огромных саваннах Центральной Африки, верхнего течения Нила, Судана, Уганды и соседних стран, огибая зону дождевых тропических лесов с востока, мы переходим к самым высокорослым популяциям планеты. Это представители нилотского типа все той же негрской расы (в среднем их рост составляет до 180 см! ). Эти же люди имеют самую черную кожу на земле, иногда пепельного оттенка, сильнокурчавые волосы, сравнительно с суданским типом менее толстые губы и меньший прогнатизм, более узкое лицо, крайне вытянутое телосложение и очень длинные руки и ноги.

Вне нашего рассмотрения осталась самая южная оконечность материка. В засушливых областях и пустынях Намибии и Южной Африки живут очень своеобразные группы, поразившие европейцев своим внешним обликом и щелкающим языком. Это бушмены, готтентоты и горные дамара. Их разделяют на два варианта т.н. койсаноидной расы (иначе южноафриканской, или бушменской) - соответственно, бушменский тип и готтентотский тип. Число особых признаков у этой расы столь велико, что часто ее выделяют в особую большую расу.

Койсаноиды отличаются низким ростом, довольно плоским лицом с маленькой нижний челюстью, отчего лицо выглядит почти треугольным. Волосы короткие, спирально-завитые, спутываются на голове в маленькие пучки, хотя по длине бывают большими, чем у соседних негрских групп. Нос сравнительно с другими негроидами узкий, переносье очень плоское. Особыми признаками являются повышенная и ранняя морщинистость кожи, своеобразный рисунок ушной раковины, стеатопигия у женщин, сильно выраженный поясничный лордоз и др. Такие признаки, как эпикантус и сравнительно светлый желтовато-бурый цвет кожи напоминают монголоидный расовый комплекс. Однако сходство это весьма поверхностное, а антропологический тип койсаноидов, судя по палеоантропологическим останкам, изначально сложился в Африке. Причем раньше он был распространен намного дальше к северу, однако уже в историческое время бантуязычные группы вытеснили койсаноидов в засушливые области юга Африки. Свидетельством более широкого распространения являются, кроме находок, существование койсанских языков и антропологического сходства у племен хадза (хадзапе) и сандаве в Центральной Танзании.

Другой своеобразный вариант Африки представляет негрилльская (или центральноафриканская) раса, представители которой больше известны как пигмеи. Они живут в самом сердце континента, в тропических дождевых лесах бассейна реки Конго. Там, в условиях нехватки питания, недостатка света и пространства, в агрессивной паразитологической обстановке, выживали лишь самые низкорослые люди. Рост их стал нарицательным, в некоторых группах он составляет всего 140 см в среднем для популяции. От других негроидов пигмеи отличаются также сильным ростом бороды и усов, очень выпуклыми глазами, маленьким лицом, крайне широким носом с плоским переносьем и одновременно часто выпуклой спинкой (нос " картошкой" ). При этом у них несколько более светлая кожа и очень подвижные суставы рук и ног (рис. 5.16).
За последнюю особенность пигмеев очень любили фараоны Древнего Египта, которые даже снаряжали целые экспедиции в верховья Нила для доставки во дворцы столь экзотических танцоров. Подвижность суставов так велика, что иногда у детей пигмеев даже происходят непроизвольные вывихи рук. Несмотря на специфичность облика и крайнее отличие пигмеев от обитающих в соседних саваннах рослых негроидов нилотской и суданской рас, между ними существует оживленный культурный, товарный и генетический обмен: при этом преимущественно высокорослые негроиды берут в жены женщин пигмеев, равно как и наиболее уважаемые представители негрилльских племен выбирают себе жены высоких красавиц. Происходит это достаточно редко, благодаря чему специфика негрилльской расы сохраняется, а на краях их ареала возникают смешанные с " обычными" негроидами популяции.

Севернее и восточнее рассмотренной территории живут несколько отличающиеся от негрской расы популяции. Засушливые горы Африканского Рога населяют люди, относимые к эфиопской (или восточноафриканской) расе. Они существенно отличаются от типичных негроидов длинными волосами, иногда волнистой, а не курчавой формы, очень узким лицом, высоким узким носом с высоким переносьем и прямой спинкой, сравнительно тонкими по африканским меркам губами, миндалевидными глазами. Кожа и волосы людей этой расы обычно светлее, чем у негрской расы, хотя цвет кожи в отдельных группах наиболее черный в мировом масштабе. Пигментацией эти популяции больше похожи на негров, а формой лица - на южных европейцев (рис. 5.17).
Существует две точки зрения на происхождение этой расы: независимое древнее автохтонное на этой же территории и - как результат смешения негроидов с европеоидами. Вероятнее всего, оба варианта верны - были в истории этих народов и смешения, и самостоятельное развитие.

Западнее, в оазисах и песках Южной Сахары, многие группы представляют собой пример заведомого смешения европеоидного и негроидного населения. Лица этих людей весьма своеобразны: в анфас они кажутся более похожими на негров (из-за широкого носа, толстых губ, некоторой вздутости щек), а в профиль - на европейцев (острым кончиком и прямой спинкой носа, мезогнатизмом, сравнительно узкой глазной щелью). Эти группы представляют плавный переход к большой европеоидной расе, а именно к ее южному варианту (индо-средиземноморской малой расе).

 

ТЕМА 4.2. РАСОВОЕ МНОГООБРАЗИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА

Концепции расоведения

Что же такое раса? На этот вопрос специалисты давали разные ответы. Прежде чем переходить к существующим классификациям и описанию разнообразия, нам следует рассмотреть существующие концепции понимания категории " раса". Сделаем мы это, конечно, с учетом сказанного выше.

Типологическая концепция

Ряд антропологов определяли расу как комплекс морфофизиологических признаков (классические примеры этого направления - школы К. Пирсона, Я. Чекановского, работы А.А. Ивановского и др.).

Согласно такому подходу, описав черты конкретного человека, можно четко отнести его к той или иной расе - такой подход называется типологическим. Его сторонники выделяют типы, своеобразные образцы рас. Каждый индивид оценивается по степени приближения к тому или иному " чистому" типу. Например, ширина губ и носа больше определенной величины в сочетании с низким головным указателем, большим выступанием лица вперед, курчавоволосостью и кожей темнее некого типового стандарта расценивается как свидетельство принадлежности к негроидной расе. По такой схеме можно даже определять расовую принадлежность конкретного человека в процентах. Сложность типологической концепции заключается в выделении " чистых" типов, отчетливо отличающихся один от другого. В зависимости от количества таких типов и признаков, определенных как расовые, будет меняться и расовое определение человека. Более того, последовательное строгое применение типологического принципа приводит к тому, что родные братья могут быть отнесены к разным расам.
Ясно, что в рамках типологической концепции смешивается реальная расовая изменчивость и изменчивость индивидуальная. Точнее сказать при таком подходе термин " раса" приобретает совершенно необычный смысл - мы описываем, по сути, индивидуальную изменчивость, в какой-то очень абстрактной, почти бессмысленной системе координат. Применение типологической концепции ведет к игнорированию географической составляющей изменчивости и, в зависимости от выбранных признаков, к большей или меньшей курьезности получаемых выводов. Тогда как родственники могут быть описаны как принадлежащие к разным расам (например, на основании разной формы или цвета волос), весьма далекие географически и родственно люди оказываются относимыми к одной группе (особенно при использовании молекулярных и биохимических методов).

Напоминаем - мы говорим сейчас только о концептуальной стороне такого подхода в расоведении, что же касается теоретического, методического и фактологического значения работ, придерживавшихся этого подхода антропологов, то оно в любом случае очень велико.

Популяционная концепция

Значительно большее признание в расоведении получила популяционная концепция (см. определение расы). Согласно ей, раса - это совокупность популяций. Отнесение конкретного человека к той или иной расе определяется не столько его индивидуальными чертами, сколько фактом принадлежности к той или иной популяции.
Расовые признаки не наследуются единым комплексом, а у конкретного человека они совершенно не обязательно соответствуют какому-то характерному типу. Однако, оценивая изменчивость внутри популяции и даже группы популяций, можно определить некий образ, который и называется расой. Значительная индивидуальная и популяционная изменчивость приводит к тому, что границы рас весьма расплывчаты, между разными расами существуют многочисленные переходы.

Можно услышать, что расы очень сильно отличаются друг от друга, настолько сильно, что спутать их невозможно. Это не так. Действительно, пигмея Центральной Африки можно легко отличить от жителя Тибета, вряд ли в популяциях Конго и Меконга можно встретить очень похожих людей и т.п. Однако, совершив своеобразное путешествие между двумя такими географическими пунктами, мы обнаружим между ними непрерывный переход антропологических признаков. В каждых двух последовательных группах на таком возможном пути мы чаще будем встречать очень похожих друг на друга индивидов. В то же время, исследуя популяции в целом, мы обнаружим между ними некоторые отличия. Различия двух соседних популяций зачастую будут почти неуловимыми (впрочем, не всегда), но между удаленными группами эти отличия, как правило, весьма значительны. Именно значительное сходство некоторых групп популяций и их отличие от других являются теми признаками, по которым антропологи различают расы.

Понятно, что в условиях непрерывной изменчивости провести границы трудно, однако популяционная концепция расы и не подразумевает наличия четких границ. А сильно удаленные группы отличаются настолько, что и индивидуальная изменчивость уже не может перекрыть этой разницы. Именно эта диалектика и позволяет выделять расы среди континуума человечества.

Историческая концепция

Наконец, существует еще один подход - историческая концепция расы, выдвинутая В.В. Бунаком. Согласно ей, раса - в наибольшей степени историческая категория. Поскольку расы находятся в состоянии постоянного развития и изменения, в каждый исторический момент существуют свои собственные расы. Поэтому-то сравнивать расы разных времен так сложно. Видимо, свои расы существовали и у наиболее древних предков человека - архантропов, неандертальцев и прочих. Неправильно говорить о " возникновении" рас, поскольку они складывались из ранее существовавших вариантов путем метисации, изоляции и приспособления к меняющейся природной среде. Процесс изменения, образования и смешения рас непрерывен ( Бунак В.В., 1938 ).
Очевидно, историческая концепция ни в чем не противоречит популяционной. По-видимому, именно совмещение исторического и популяционного подходов к расе наиболее отвечает действительности.

Крупнейший отечественный антрополог В.П. Алексеев предложил следующую модель возникновения рас и, соответственно, принцип их классификации. Придерживаясь полицентрической модели возникновения рас в верхнем палеолите, он выделял очаги расообразования разного уровня. Эти очаги он разделял на первичные, вторичные и третичные. В принципе, такое дробление можно вести вплоть до отдельной популяции. Первичные очаги расообразования соответствуют центрам возникновения больших рас, вторичные - малых. В каждом отдельном очаге складывался определенный комплекс расовых признаков, ставший в дальнейшем основой одной из совеменных рас. Очаги не были полностью изолированы один от другого, но наличие естественных географических барьеров между ними способствовало большей концентрации отдельных признаков именно в очагах расообразования.

Внутри же самих очагов таких барьеров не было, поэтому популяции, жившие на этой территории, оказывались практически одинаковыми по своим морфологическим признакам ( Алексеев В.П., 1974; 1979; 1984 ).

Однако в современной западной антропологии сложилось еще одно, радикальное отношение к расам (как факту) и расоведению (как области научных знаний)...

 

Раса: миф или реальность?

...Согласно ему, человеческих рас не существует, это фикция, основанная на неправильной статистической обработке материала и на особенности нашего восприятия.
Мнение это основывается в основном на изучении генетических данных по народам разных стран. Действительно, по подавляющему большинству генов нет никаких отличий между любыми случайно выбранными для сравнения группами людей. Другим аргументом нереальности существования рас является непрерывность географического распределения большинства морфологических признаков и огромная степень индивидуальной изменчивости, иногда перекрывающая групповую. Рассмотрение классических расовых признаков сторонники этой точки зрения отвергают, поскольку эти признаки наследуются посредством сложных комплексов генов, тогда как на современном уровне знаний анализировать такие комплексы еще не научились. По сути, реальность существования рас отвергают, исходя из невозможности типологической расовой классификации и несовершенства методов генетического анализа.

  • Ошибочность такой аргументации можно раскрыть следующим образом:
    • во-первых, выделение рас не подразумевает наличие резких, непреодолимых границ между расами. Расы - это подразделения весьма низкого таксономического уровня внутри единого вида, и наличие плавных морфологических и генетических переходов внутри человечества расоведами отнюдь не отрицается.
    • во-вторых, значительная генетическая однородность по популяциям выявляется далеко не по всем известным генетическим системам. Логично, что подавляющий процент генов всех людей одинаков, если даже с шимпанзе человеческий геном совпадает более чем на 90%. Однако известны и такие гены, которые заметно отличаются по расам. Значительные расовые отличия по генетическим признакам были выявлены в исследованиях таких крупных исследователей генетики и молекулярной биологии человека, как Ю.Г. Рычков, Е.В. Балановская, В.А. Спицин.

Что же касается аргумента, что мы пока не умеем анализировать образование признаков, обусловленных сложными комплексами генов, то он относится скорее к методологии. Хотя никто и не умеет анализировать генные комплексы, способы анализа их проявления - признаков внешности ( фенотип ) - разработаны давно и успешно применяются. Не стоит забывать также, что классическое расоведение основывается отнюдь не на генетических данных.

Помимо прочего, слабость аргументации нереальности рас заключается в не вполне корректном методическом подходе к анализу географической изменчивости генетических признаков в современных этнических группах. Так, например, в некоторых исследованиях производится анализ генетической изменчивости вне связи с этническими и географическими группами населения - буквально по квадратам территории. Однако люди заселяют Землю отнюдь не равномерно. Смешение данных по одному " квадрату" может привести к смешению данных сразу по нескольким расовым группам. Естественно, при таком подходе выявить отличия между группами невозможно.

Отрицание реальности рас западными исследователями в действительности заключается в крайней расовой напряженности в странах Западной Европы и Северной Америки. Расовая проблема есть, она реальна в современном обществе, в последние годы она все чаще напоминает о себе и в России.

В Америке во многих штатах очень велик процент темнокожего населения и выходцев из Латинской Америки, в Европе - мигрантов, в основном из Западной Африки и стран Ближнего Востока. Большая же часть населения (и, как правило, большинство людей, относящихся к политической и экономической элите) имеет европейское происхождение. К проявлениям расизма приводят многие причины. Естественно, правительства пытаются вылечить эту болезнь общества всеми возможными способами.

Часто это делается вполне аккуратно - в соответствии с требованиями политкорректности слово " негр" заменяется на " афро-американец", " индеец" - на " коренной американец" и т.п. Особых последствий эти изменения не имеют. Но эти течения коснулись и науки. На всех уровнях начинают критиковаться и запрещаться любые исследования, где само слово " раса" только употребляется. Отрицая существование рас, идеологи от науки пытаются снять связанные с расами социальные проблемы, забывая, что и само наличие расовых проблем - свидетельство существования расовой изменчивости.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-05-06; Просмотров: 466; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.058 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь