Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Глава 2. Человек - теперь не тот вид, который первоначально был создан Богом



Заголовок может несколько удивить, но в самом начале нам будет достаточно осознать, что мы имеем дело с вопросом самого серьёзного характера.

Человек не просто в какой-то момент допустил оплошность, свернул не туда, провинился или стал преступником. Он не только стал грешником, или даже грешным творением. Все это правда, но это не вся истина.

Человек не просто находится на неверном пути и нуждается в указании верного направления. Не является человек и просто жертвой злого рока, или беглецом, скрывающимся от закона, сеющим тернии и волчцы, сделавшимся чуждым своей лучшей сущности.

Возвращение человека к Богу и к своему Божественному призванию и участи - это не просто перемена направления его интересов и энергии от одного - я, грех, мир - в другое - Бог, добро и небеса.

Когда Христос, говоря о блудном сыне, использовал слова «придя же в себя», Он не имел в виду только, что он опомнился и изменил свой курс. В Писании есть убедительные доказательства, что спасение - это нечто гораздо более радикальное, чем всё это.

Именно в этом кроется причина стольких неудач огромных усилий евангелистов и даже собраний обращения.

Покаяние, посвящение, обращение и подобные слова или термины используются так, как будто они характеризуют гораздо больше, чем просто первый шаг, который представляет только принятое решение.

Бог не хочет, и Библия не учит тому, что «ветхий человек» должен быть посвящён Ему. «Ветхий человек» должен быть распят, а не посвящён! Как часто молодых людей призывают посвятить Господу свои таланты, свою энергию, свои способности, свой энтузиазм, как, например, в этих строках:

«Молодой, сильный и свободный;

Быть лучшим, насколько я могу,

для Тебя, Боже и праведности Твоей...»

Но в дальнейшем они открывают свою роковую несостоятельность, неадекватность и ущербность, величайшим доказательством чего является само движение собраний. Это движение постоянно растет, и с каждым годом, во всех частях мира, сотни тысяч разочарованных христиан собираются вместе с целью найти решение проблемы отсутствия победоносной жизни и эффективного служения.

Те из нас, кто имеет хоть какое-то отношение к собранию или работе конференций, не могут одобрять эти огромные собрания и говорить о них так, будто они представляют большой успех, а не провозглашают величайшие и самые душераздирающие трагедии.

Если данные сообщения обратят ваше внимание на цель этих собраний, то не будет сомнений по поводу того, что мы только что сказали. *

* СНОСКА:

Конечно, мы признаем другую сторону христианских собраний - радостное общение. Но здесь мы подчеркиваем изначальный и по-прежнему афишируемый повод таких собраний.

 

Но это негативная сторона вопроса, теперь же следует перейти к положительной.

Требуется не просто перемена позиции, или интересов, или направления, не оживление энергии и рвения. Ничто меньшее, чем органическое изменение в существе, не может ответить на вопросы и удовлетворить нужду.

Перенесение природных способностей (унаследованных или приобретенных) или энергии в область Божественных задач, и делание их основой или средствами выполнения Его работы, безусловно и неизбежно ставит работника и его дело в ложное положение; и рано или поздно нанесёт серьёзный ущерб и приведёт к катастрофическим результатам.

Прежде чем мы сможем вернуться к началу и посмотреть, что же случилось с человеком, упомянем об одной вещи, которую следует иметь в виду.

Важно всегда помнить, что вопросы Божественной истины никогда не должны приниматься просто сами по себе, как независимые друг от друга. Необходимо осознавать их полный спектр и взаимосвязь. Истина едина. В Писании нет множественного числа для слова «истина»; там нет понятия «истины», но есть аспекты истины, и ни один из них не может стоять обособленно. Важно прослеживать начало, развитие и конечный результат каждого этапа истины.

Затем, следует, безусловно, помнить, что истина в Писании является прогрессирующей. В начале Писания вопросы не раскрыты в полноте и определённости, но многое подразумевается. Только исследуя всё Писание, мы можем получить более полные понятия, во свете которых должно быть рассмотрено всё, сказанное ранее.

Например, возьмём учение о Божественной Троице. До времён Христа ещё не было открыто то, что нам теперь открыто определённо и во всей полноте, как в Евангелии от Иоанна (главы 14 - 16); и до сошествия Духа Святого это невозможно было познать на практике.

Так же и с вопросом, предстоящим перед нами.

Природа человека или его состав - дух, душа и тело - не указан определенно, пока мы не дойдем до Нового Завета. Однако и в Ветхом Завете часто встречаются отрывки, в которых подразумеваются заключения на этот счёт.

Объяснение этой задержки является существенной частью всей нашей темы, ибо это означает, что до эпохи Святого Духа (реальности обитания Духа в человеке) - со всеми вытекающими из этого последствиями - для человека невозможно по-настоящему и практически познать Божественные истины. Отсюда вывод о бесплодности использования Библии как учебника или руководства по изучению каких-либо вопросов.

Итак, теперь, когда перед нами во всей полноте откровения Нового Завета, мы можем вернуться к началу.

 

Человек в его первозданном устроении

Когда мы видим просвещёнными глазами человека Иисуса Христа и то, что действительно представляет собой дитя Божие, согласно с Новым Заветом, то мы видим две вещи; первое: что есть человек Божий с самого начала; и второе: какие фундаментальные изменения представлены в человеке, действительно рожденном свыше.

Что касается его строения, мы увидим, что он был и есть дух, душа и тело. Но сказать это - только половина дела. Это факт человеческого состава.

Другая половина представляет порядок и функциональность. Именно из-за нарушения порядка смертельно пострадала и функциональность, и человек стал не таким, каким Бог предназначил ему быть.

Мы уже говорили в двух словах о функции человеческого духа, но здесь необходимы дальнейшие разъяснения.

 

Функция человеческого духа

Определяющим фактом является то, что «Бог есть дух» (Иоанна 4: 24). Из этого следуют определенные вещи. «Мы его и род (в англ. переводе: потомство)» (Деяния 17: 28 - 29). Он «Отец (наших) духов» (Евр. 12: 9).

Если это непреложный закон, что «рождённое от плоти есть плоть, а рождённое от Духа есть дух» (Ин. 3: 6), то человек может быть Божиим потомком исключительно в духе. Отцовство предполагает потомство; без потомства не бывает и отцовства. Бог есть Дух. Бог также и Отец. Неизменный закон потомства требует духовного происхождения для духовного потомства.

Но, как Отец - в отличие от Творца - Бог является Отцом только наших духов. Бог - не душа. Это мы увидим более полно, когда будем разбирать функцию души. Таким образом, Бог - не Отец наших душ. Бог - не тело; поэтому наши тела не были рождены от Бога, но сотворены.

Слово Божие ясно и выразительно говорит, что только дух может познать дух (1 Кор. 2: 9 -11). Вот почему ученики Христа на самом деле не знали Его, как должно, до тех пор, пока что-то не произошло в них, и Святой Дух соединился с их духами.

Это всегда так.

Только дух может поклоняться духу (Иоанна 4: 23 - 24; Филипп. 3: 3).

В приведенной выше цитате Писания (Иоанна) слова «истинные (поклонники)» и «истине» - совершенно различные слова. (Иными словами, это не только лишь вопрос искренности - прим. пер.)

Если душа - как верно учат психологи - царство разума, воли и эмоций, то, конечно, поклонение иудеев и самарян не было лишено их. Разве было бы справедливо сказать, что их поклонение происходило так механически и бессмысленно, что не имело даже животного чувства или смысла? Но отдай они даже все чувства, разум и волю, - поклонение было бы по-прежнему не таким, какое Христос имел в виду под «поклонением в духе и истине», так как душа остается душой, а дух духом!

Только дух может служить Духу (Рим. 1: 9; 7: 6; 7: 11). Только дух может получить откровение от Бога, Который есть Дух (Откр. 1: 10; 1 Кор. 2: 10). Мы вернемся к этому позже.

Следует основательно уяснить, что Бог определил иметь все Свои отношения с человеком, и выполнять все Свои цели через человека посредством того в человеке, что было создано по Его подобию, т.е. духа.

Но для всех подобных Божественных намерений дух человека должен поддерживать живой союз с Богом, и ни на мгновение не нарушать законов этого союза переходом под влияние своей собственной души, или самостоятельной жизни (разума, желания или воли) как независимой единицы.

Именно это находится прямо в сердце искушений нашего Господа, также как и искушения Адама. Когда это произошло в случае Адама, вошла смерть; а природой смерти, в библейском смысле этого слова, является разрыв союза духа с Богом. Это не означает, что человек больше не имел духа, но что господство духа было предано душе. (Это подтверждается всем учением Нового Завета о духовном человеке, например, 1 Коринфянам 2: 11 - 16).

Природа искушения Адама

Давайте кратко разберём, в чём суть самого искушения. Через союз с Богом в духе, человек был способен иметь всё, пребывая в зависимости от Бога.

Его знания и власть должны были быть духовными по своему существу, а абсолютное господство и главенство в его жизни должно было принадлежать Богу. Духовные отношения, духовный орган и функция обеспечивали это.

Искушение должно было включать в себя всё. Оно предоставляло человеку возможность быть самоуправяющим, самообладающим, самодостаточным, независимым существом.

Чтобы добиться этого решения, было бы бесполезно взывать к духу в человеке, ибо это означало бы только то, что вопрос будет предан Богу. Таким образом, подходящим оказался орган самосознания. Поэтому были атакованы составляющие души - разум, желание и воля.

Вместо того, чтобы позволить своему духу принести вопрос Богу, человек действовал самостоятельно, что повлекло за собой самые ужасные последствия, которые только можно представить.

Во-первых, человек отверг Бога, Его абсолютное главенство и господство над собой, и отдал Его место сатане, как тому, к кому прислушался больше. Этого сатана хотел более всего - быть «богом века сего».

Далее, дух человека, будучи серьёзно повреждён, перестал быть связующим звеном между ним и Богом. Общение с Богом, которое всегда духовно, было разорвано, и дух опустился во власть человеческой души. Итак, человек умер для Бога. «Мертвый, по... преступлениям и грехам» (Еф. 2: 1). Таким образом, душа стала преобладать над духом.

Кроме того - как будто этого было не достаточно - через акт духовного блуда тот брачный дух, который должен был сочетаться с Богом, был использован человеком, чтобы впустить сатанинские элементы, инородные для души, которые, со времени грехопадения, настолько стали её частью, что Бог рассматривает их, как одно целое с невозрождённым человеком. Это то, что имеется в виду под словами «плотской» и «плотян» в Новом Завете.

Таким образом, мы видим, что человек стал совсем не таким существом, или видом, каким Бог предназначил ему быть. Основным отличием является то, что человек теперь преимущественно душевен, а не духовен.

Не требуется много ума, чтобы увидеть, насколько сильно теперь душевный порядок преобладает в его жизни. Вся система, управляющая этим миром, является психологической. Всё основано на желаниях, эмоциях, чувствах, разуме, аргументах, воле, выборе, определении.

Какое огромное место занимают различные формы деятельности души!

В одном направлении страх, печаль, жалость, любопытство, гордость, радость, восхищение, стыд, удивление, любовь, сожаление, раскаяние, возбуждение и т. д.; в другом направлении воображение, опасения, фантазии, сомнения, самоанализ, суеверия, анализ, рассуждения, исследования и т. д.; в третьем направлении стремление к обладанию, знанию, власти, влиянию, положению, похвале, обществу, свободе, и т. д.; и, в ещё одном направлении, определение, упование, мужество, независимость, выносливость, рвение, каприз, нерешительность, упрямство и т. д. Мы не говорим, что всё это неправильно, но все эти проявления, представляющие формы душевной жизни, показывают, что мы живём в мире, который является почти полностью миром души.

Но мы не будем останавливаться на этом.

Подумайте, сколько из выше перечисленного имеет место в христианской жизни и служении - начиная с первого шага по отношению к Евангелию, и на протяжении всей христианской деятельности.

Именно здесь мы просим особого терпения в исследовании темы, когда мы заявляем, что всё это - совокупность человеческого мышления, чувства и воли - может быть задействовано в вопросе спасения, либо для себя, либо для других, и всё же быть совершенно бесплодным и бесполезным. Множество людей стали считать себя, и считаться другими, христианами на основании некоего решения или шага, предпринятого под воздействием аргументов, рассуждения, воззванию к разуму или эмоциям.

Таким же образом большие собрания миссионеров с их атмосферой, их рассказами и призывами, заставили многих поверить, что Бог призвал их к служению. Но время показало, в очень многих случаях, что это не было рождено от духа, но исходило от душевных сил человека. Мы не говорим, что Бог никогда не действует, или не использует Своё слово в таких случаях, но мы должны объяснить трагические факты и исправить распространенные заблуждения.

Душа человека сложна и опасна, и способна на чрезвычайные вещи. Это может ввести нас в полнейшее заблуждение и сыграть с нами злую шутку, как мы увидим. Человек теперь разлаженное и неупорядоченное существо, и мы должны помнить, что вся тварь, включая человека, из-за этого нарушения покорилась суете. То есть оказалась не способной реализовать первоначально предназначенное ей судьбой, т.е. прийти к полному плодоношению.

Для невозрождённого человека жизнь - по истине, издевательство, ибо он никогда не может достичь предназначенной ему цели. Это Божий ответ на его стремления иметь всё в самом себе, в своей независимости (Рим. 8: 19 - 23).

Всё сказанное порождает определённые вопросы.

Первый имеет отношение к испытанию Адама, при котором он согрешил. Другой касается формулы сотворения. Третий вопрос - о должном месте души. Четвертый возникает в связи с новейшей психологией.

Давайте рассмотрим их.

Испытание Адама

Важно понимать, что, хотя Адам был создан безгрешным и невинным, он не был совершенным, каким Бог предназначил ему быть. Ещё нечто должно было быть добавлено для того, чтобы он достиг всего, что Бог имел в виду в его природе и судьбе. Связь с Богом через его человеческий дух несла потенциал, или возможность, а не абсолютное и окончательное единство.

Следовательно, он должен был повиноваться Божиим повелениям - более в положении раба, чем сына; или давайте использовать различие Нового Завета между понятиями «дитя» и «сын», чтобы выразить разницу между первым, родившимся, и вторым, пришедшим к зрелости. Приблизить Адама к этому положению, от детства к усыновлению, от внешнего к внутреннему руководству, от незавершенного к завершенному, могла вечная жизнь через послушание веры.

Так что в тот момент дерево жизни имело самое важное значение.

Это дерево было олицетворением Бога, воплощённого во Христе, как жизни, лишь посредством которой человек смог бы достичь предназначенной ему судьбы, даже стать причастником Божественной жизни и естества.

Адам, из-за неверия и непослушания, не достиг вечной жизни; следовательно, эта жизнь предназначена для тех, кто полагается на Господа Иисуса Христа, и, таким образом, пребывает во Христе, имея также Христа в себе. «Христос в вас, упование славы» (Кол. 1: 27).

В вечной жизни сокрыт Божий секрет всей Его вечной цели в человеке и через него. Итак, нужно иметь в виду, что вечная жизнь - это дар.

Мы подчеркиваем это, чтобы противостать ещё одной ошибке.

Есть два толкования рождения свыше, одно истинное, а другое - красивая ложь, которая извращает правду. Последнее толкование заключается в том, что духовная жизнь является своего рода возрождением, внутренним подъёмом, который вызван действием мистических сил, которые парят вокруг души, пробуждая её от оцепенения, как весеннее солнце пробуждает спящее семя, приводя в движение уже существующие, но спящие силы - поднятие на высший уровень того, чем мы уже обладаем; или приток сил, и, как следствие, переполнение ими доселе нетронутых, пассивных сфер, чьи скованные силы и функции тотчас высвобождаются из подсознания, устанавливая связь с сознанием внутренне и со служением внешне.

Другое, верное, толкование говорит, что рождение свыше - это получение совершенно новой и отличной жизни, которая сообщена свыше посредством особого акта Божественного зачатия - совершенно нового и уникального дара того, чего никогда прежде не было в человеческой жизни, и который и остается совершенно другой жизнью, которой нет в нас от природы, - но уникальный и чудесный род, подобный Христу.

Как каждая ошибка содержит в себе некоторый элемент истины, который подобен приманке в ловушке, так и та, о которой мы упомянули, имеет свою ловушку в неспособности различать три вещи: первое - душа; второе - дух; третье - вечная жизнь.

Вечная жизнь воскрешает дух и придает сил душе. Но ни душа, ни дух нисколько не могут приблизиться к Богу - если говорить о предназначенной Богом судьбе человека - отдельно от «совершенно иной» жизни вечной. Эта жизнь есть Сам Бог, во Христе, через Святого Духа.

Святой Дух - это «Дух жизни» (Рим. 8: 2), и Божественная жизнь, даже когда вселяется в верующего, всё ещё сохраняется в Божественной Личности. «Бог даровал нам жизнь вечную, и сия жизнь в Сыне Его» (1 Иоанна 5: 11). Наличие Божественной Личности в верующем или в Церкви выражается жизнью.

Чтобы Адам не мог прикоснуться к дереву жизни, дающему иметь жизнь в самом себе, независимо от Бога, дерево было намеренно защищено от Адама, и он был изгнан.

Символизм ясен. Это нечто настолько отличное от человека - так Божественно - и его можно иметь только в Боге и через духовное единение с Ним.

Все это объединяет много новозаветных истин: о представительской жизни Христа, искушении, смерти и воскресении, а также о природе рождения свыше и жизни верующего.

Как будет отмечено в дальнейшем, невинность Адама была чуть ли не негативным явлением. В его случае это также может быть верно и в отношении безгрешности. Это может, в некотором смысле, пролить свет на пожизненное испытание Христа, хотя мы говорим это с некоторыми оговорками, ради объяснения которых мы сейчас не будем делать отступления.

Святость является положительным явлением, и способность к святости сопутствовала невинности Адама. В случае человека, святость является результатом верности в испытании. Он мог вступить в испытание невинным, но самой сутью испытания является возможность выбрать между двумя путями: своим собственным и Божиим. Вера, послушание, верность Богу, сопротивление злу через прибегание к Богу - перетекают в положительное состояние, которое является чем-то большим, чем невинность, т. е. большим, чем просто факт несогрешения каким-либо определённым образом.

Органом, который управляет и регулирует это, является дух. Отсюда вопрос либо духовной святости, либо духовной порочности. Обе альтернативы представляют собой отношение, соответственно, к Богу Святому Духу, или сатане и злым духам.

Отсюда мы видим, какова цена испытания Адама и его провала.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-05-06; Просмотров: 450; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.039 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь