Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Желательные и нежелательные имена



Родители и воспитатели должны выбирать для своих детей самые красивые имена с прекрасными значениями. К таким именам относится ‘Абдаллах и ‘Абд-ар-Рахман.

‘Абдаллах ибн ‘Умар (да будет доволен Аллах им и его отцом) передаёт, что Посланник Аллаха r сказал: «Самые любимые из ваших имён для Аллаха — ‘Абдаллах и ‘Абд-ар-Рахман» [Муслим].

Важно помнить следующее.

1. Нужно избегать имён, которые унижают человеческое достоинство и превращают своего носителя в объект насмешек и издевательств.

2. Нужно избегать имён, которые приличествуют только Аллаху, например аль-Ахад (Единственный) и ас-Самад (Самодостаточный).

3. Нужно избегать имён, которые свидетельствуют о том, что его носитель является рабом кого-либо или чего-либо помимо Аллаха — например, ‘Абд-аль-‘Узза (раб аль-‘Уззы), ‘Абд-аль-Кааба (раб Каабы), ‘Абд-ан-наби (раб пророка). Называть такими именами запрещено — в этом учёные единодушны.

4. Нужно избегать имён, которые намекают на нечто непристойное или любовную страсть, а также размытость принципов и подражание немусульманам. Это необходимо, поскольку мусульманская община должна сохранять свою уникальность, своё «лицо».

5. Нужно избегать имён, которые образованы от слов, имеющих плохие значения, поскольку такие имена вызывают негативные ассоциации.

§ 10. ‘Акика

‘Акика — это жертва, которая приносится по случаю рождения ребёнка на седьмой день после его рождения (в тот же день ребёнку обривают голову).

За мальчика режут двух овец, за девочку — одну.

‘Абдаллах ибн Насых Альван говорит: «‘Акика относится к категории желательной (мустахабб) сунны, по мнению большинства имамов и факихов. Если у отца новорождённого есть возможность совершить ‘акику, оживляя тем самым сунну Пророка r, ему следует сделать это, чтобы снискать почёт и награду Всевышнего, а также во имя укрепления уз любви и дружбы, которые связывают родственников, соседей и друзей — ведь все они приходят на угощение по случаю рождения ребёнка и радуются этому событию. Совершая ‘акику за своего ребёнка, верующий вносит свой вклад в социальное обеспечение, поскольку часть мяса жертвенного животного достаётся бедным и нуждающимся».

Мухаммад Махмуд ‘Аммара говорит: «Радость родителей, у которых родился сын, поистине безгранична. А радость от рождения девочки во многих случаях бывает чуть меньше. Ислам — религия реальной жизни, и он признаёт эту радость и ценит её. Но вместо того чтобы родители выражали эту радость противоречащими Шариату способами, ислам предлагает им выразить её так, чтобы это принесло пользу всей семье и другим людям, то есть зарезать одну или двух овец».

Польза ‘акики

1. Покорность Аллаху, которая приносит благодать новорождённому, и оживление Сунны Посланника Аллаха r.

2. Распространение симпатии и любви между приглашёнными на угощение по случаю рождения ребёнка.

3. Исполнение обрядов, которые являются «визитной карточкой» ислама, помогает исламу сохранить свою уникальность и своё «лицо» в потоке постоянно меняющихся и противоречащих друг другу ценностей.

4. Внимание призывающему к щедрости и благу и игнорирование призывающего к скупости и скаредности.

5. Посланник Аллаха r сказал, что каждый ребёнок — заложник своей ‘акики, и, совершив её, человек как будто освобождает своего ребёнка, как освобождают заложника.

6. ‘Акика — выкуп, посредством которого новорождённого «выкупают» у Аллаха, подобно тому как в своё время был выкуплен предназначенный в жертву Исма‘иль.

Тахник

Тахник — это разжёвывание финика и смазывание получившейся кашицей внутренней поверхности рта новорождённого с помощью пальца, осторожными движениями. При отсутствии фиников можно использовать любое другое сладкое вещество — варенье, сироп, мёд и так далее. Тахник является сунной.

Асма бинт Абу Бакр (да будет доволен ею Аллах) рассказывает о рождении ‘Абдаллаха, которым она забеременела в Мекке: «Когда я уезжала в Медину, срок беременности уже почти закончился. Приехав в Медину, я остановилась в Кубе и родила его там, а потом принесла новорождённого Пророку r и положила его ему на колени. После этого он велел принести себе финик, разжевал его и положил образовавшуюся кашицу из своего рта в рот ребёнка. Таким образом, первым, что попало в его желудок, была слюна Посланника Аллаха r. А после этого Посланник Аллаха r помазал этой кашицей его нёбо, обратился к Аллаху с мольбой за него и призвал на него благословение, и он был первым из родившихся в исламе. Люди очень обрадовались его рождению, потому что им сказали: “Иудеи заколдовали вас, и теперь у вас не будут рождаться дети”» [Бухари].

Современная медицина подтверждает, что финики обладают множеством полезных свойств и содержит много сахаров, которые дают организму силы. Употребление фиников полезно и для матери. Недаром Всевышний Аллах велел Марьям, когда она родила ‘Ису (мир им обоим), поесть свежих фиников: «Потряси на себя ствол пальмы, и на тебя попадают свежие финики. Ешь, пей и радуйся» (19: 25–26).

Поэтому Посланник Аллаха r уделял такое внимание финикам и использовал их для тахника.

Обрезание

Обрезание — это удаление крайней плоти, то есть кожицы, прикрывающей головку полового члена.

А «хитан» как шариатский термин — это место на половом органе, которое подвергается обрезанию.

Обрезание — один из символов ислама. Оно обязательно для мужчин и кто не совершил его до совершеннолетия, тот берёт на душу грех, поскольку не исполняет предписание Шариата. Обрезание стоит во главе естественных вещей, перечисленных Посланником Аллаха r.

Абу Хурайра t передаёт, что Посланник Аллаха r сказал: «Пять вещей являются естественными: обрезание, сбривание волос с лобка, подстригание ногтей, выщипывание волос под мышками[15] и подстригание усов» [Муслим].

Справедливость и одинаковое отношение ко всем детям

Если родители уделяют одним детям больше внимания или делают им больше подарков, остальные начинают чувствовать себя обделёнными, следствием чего становятся психические нарушения и появление разных комплексов.

Подобное несправедливое отношение к детям приводит к очень плохим результатам, и Посланник Аллаха r осудил такое отношение к детям и указал на его недопустимость.

Ан-Ну‘ман ибн Башир (да будет доволен Аллах им и его отцом) передаёт, что его отец пришёл с ним к Посланнику Аллаха r и сказал: «Я подарил моему сыну раба». Посланник Аллаха r спросил: «Ты сделал такой подарок каждому из своих детей? » Он ответил: «Нет». Посланник Аллаха r сказал: «Тогда забери его назад». А в другой версии хадиса говорится, что Посланник Аллаха r спросил: «Ты поступил так с каждым из своих детей? » Башир ответил: «Нет». Посланник Аллаха r сказал: «Бойтесь Аллаха в отношении своих детей и соблюдайте справедливость». Ан-Ну‘ман сказал: «И отец забрал свой подарок назад» [Муслим].

В версии аль-Бухари упоминается, что Посланник Аллаха r сказал: «Будьте справедливы в одаривании своих детей».

Заключение

Упомянутых действий родителям-мусульманам вполне достаточно. И нет поводов следовать каким-то восточным или западным обычаям, связанным с рождением ребёнка и не имеющим никакого отношения к исламу.

Также очень важно подобрать для ребёнка хорошее окружение. Эта мера помогает сделать ребёнка счастливым в обоих мирах. Ребёнок, получивший хорошее воспитание в подходящей среде, будет прекрасным кирпичиком в огромном строении под названием общество.

Родителям также следует помнить о том, что почти все дела человека прекращаются с его смертью, но есть и такие дела, за которые он продолжает получать награду и после смерти. Среди них — праведный потомок, который обращается к Аллаху с мольбой за своих родителей.

Просим Всевышнего Аллаха даровать нам праведных потомков, которые сделают нас счастливыми в обоих мирах!

Глава вторая. Особенности развития детей и учёт этих особенностей Посланником Аллаха r

Введение

Детство — крайне важный период для формирования личности человека. Зачастую мужчина и женщина уделяют много внимания выбору супругов и созданию семьи, но потом не заботятся должным образом о воспитании детей. У них нет методики воспитания. Ребёнок воспитывается хаотично. Родители используют в качестве основы воспитания свои воспоминания о том, как когда-то их воспитывали их собственные родители. Многие бездумно переносят эту модель на своих детей, хотя во многих случаях эта модель оказывается неподходящей.

Некоторые отцы вообще не принимают никакого участия в воспитании своих детей под предлогом того, что «дети ещё маленькие», а они сами заняты «обеспечением финансового благополучия семьи», да ещё друзья «отнимают много времени», и вдобавок ко всему они заняты другими «важными делами».

Когда такой родитель наконец очнётся, вероятнее всего, будет уже слишком поздно. Он увидит, что его дети приобрели вредные привычки, их поведение оставляет желать много лучшего и при этом они ничего не желают слушать и исправление их поведения представляется делом крайне сложным.

Аль-Киляни сказал: «Период детства — благодатная почва. Это уникальный мир со своими особенностями, потому что дети в этот период имеют определённую степень умственного развития. Их ментальные способности и восприятие вещей отличается от соответствующих способностей и восприятия взрослых. Опыт детских лет ограничен определёнными рамками, тогда как воображение детей в этом возрасте поистине безгранично и не признаёт никаких условностей. Дети думают, анализируют и воспринимают вещи не так, как мы. Ведь у них ещё нет тех средств, которые мы приобрели из своего жизненного опыта или в результате освоения разных знаний».

На родителях и воспитателях лежит огромная ответственность. Посланник Аллаха r сказал: «Мужчина — пастырь для своей семьи и несёт ответственность за свою паству, и женщина — пастырь в доме мужа своего и несёт ответственность за свою паству» [Бухари; Муслим].

Родители, которые не занимались воспитанием своих детей или применяли неподходящие методы воспитания, пренебрегли главным сокровищем, которое у них было. Какой толк от имущества, когда потеряны дети?! И какая радость в беспечном и бесполезном времяпрепровождении с друзьями, если результатом его станет непочтительное отношение со стороны детей и явные отклонения в их поведении?

Многие родители слишком поздно хватаются за голову. Они начинают замечать то, что происходит с их детьми, когда время уже упущено. Они бросаются исправлять положение, когда его уже не исправишь. Пока росток зелен и нежен, его можно согнуть в любую сторону, а когда он превращается в древесный ствол, все попытки согнуть его окажутся напрасными…

Аль-Газали сказал в своей книге «Возрождение наук о вере»: «Ребёнок — драгоценность, доверенная родителям. Его чистое сердце — драгоценный камень. Если он будет приучен к скверному и предоставлен самому себе, как животное, он будет несчастным и его ждёт погибель. А сохранить его и уберечь от гибели можно, воспитывая его и прививая ему нравственные достоинства» [Ихья].

Родители, которые заботились о воспитании своих детей, увидят благодатные плоды своих трудов и обретут вместе со своими детьми счастье в обоих мирах. Ведь благодаря их заботам и усилиям их дети будут следовать прямым путём, а это главное условие для того, чтобы стать счастливым в этом мире и в мире вечном.

Посланник Аллаха r сказал: «Когда раб Аллаха умирает, все его дела прекращаются[16], за исключением трёх. Это непрерывная милостыня[17], знание, приносящее пользу, и праведный потомок, который обращается к Аллаху с мольбами за родителя» [Муслим].

Развитиеребёнка

Под развитием ребёнка понимается его рост и постепенное достижением им умственной и физической зрелости. Согласно одному из определений, развитие — это «совокупность процессов и изменений, происходящих в организме до его созревания». Или же это «серия непрерывных изменений, конечной целью которых является полное созревание организма». Согласно другому определению, это «изменения в организме человека, предполагающие приобретение или потерю определённых свойств».

Жизнь человека можно условно разделить на несколько этапов, и эти этапы проходят все люди, за исключением тех, кто не доживает до следующего этапа. Провести какой-либо этап жизни бесцельно, неправильно, не так, как его следовало бы провести, — значит потерять его. А кто потерял таким образом детство, тот потерял и юность, и молодость, и зрелость, и старость. Кто потерял детство, тот потерял всю последующую жизнь. Человек без детства — что дерево без корней. Если увидите в мире взрослых человека, который лишён человечности, ищите причину этой трагедии в его детстве, и вам откроется секрет его поведения и поступков.

Исследователи-психологи единодушно утверждают, что первые годы жизни человека — наиболее важные для формирования его личности. В эти годы закладывается основа будущей личности, которая совершенствуется и оттачивается с годами. В современной психологии существуют разные школы и теории, однако почти все они сходятся в том, что первые шесть лет жизни человека являются самыми важными для формирования его личности. Это фундамент, на котором будет строиться вся будущая жизнь. Если в этом возрасте социальное и умственное развитие ребёнка идёт правильно, равно как и его двигательная активность и развитие речи, то это оказывает заметное положительное влияние на его личность, и это влияние проявляется в будущем. Развитие ребёнка — это процесс, который осуществляется изнутри. Развитие осуществляется сразу в нескольких направлениях и идёт гармонично. Процессы, которые обеспечивают развитие ребёнка, взаимосвязаны и согласованы.

Очевидно, что нельзя провести чёткие границы между различными этапами развития, и переход от одного этапа к другому не происходит резко и неожиданно. Однако мы всё же можем выделить в развитии ребёнка несколько этапов, каждый из которых имеет свои признаки и особенности.

Итак, согласно Пиаже, различают три этапа развития ребёнка.

1. Сенсомоторный интеллект (до 2 лет). Этот этап охватывает период с рождения до того, как ребёнок научится говорить, то есть первые два года жизни. В этот период ребёнок занят своими ощущениями и двигательной активностью.

В первый год жизни ребёнок развивается следующим образом.

Месяц первый. Ребёнок пытается поднять голову и двигает руками.

Месяц второй. Ребёнок умеет вытягивать конечности и разжимать кулачки.

Месяц третий. Ребёнок умеет держать разные предметы и следить взглядом за движущимся объектом.

Месяц четвёртый. Ребёнок двигает руками и вытягивает конечности в стороны; подолгу сосредотачивает взгляд на разных объектах; не видит предметы, находящиеся далеко от него.

Месяц пятый. Ребёнок может брать предметы руками.

Месяц шестой. Ребёнок умеет лежать на животе и поднимать голову, опираясь на руки; умеет захватывать предметы рукой и подносить их ко рту без усилий.

Месяц седьмой. Ребёнок хорошо переворачивается и лучше управляет ступнями ног.

Месяц восьмой. Ребёнок может сидеть без посторонней помощи; некоторые дети в этом возрасте уже стоят при поддержке взрослых.

Месяц девятый. Ребёнок уверенно сидит, хорошо сохраняя равновесие во время сидения, и пытается встать.

Месяц десятый. Ребёнок может играть сидя, берёт предметы пальцами, хлопает в ладоши. В этом возрасте возрастает любознательность ребёнка. Он вертит в руках разные предметы, с любопытством разглядывая их.

Месяц одиннадцатый. Ребёнок ползает на четвереньках и ходит, держась за мебель или стены. Некоторые матери в этом возрасте берут ребёнка под руки и поддерживают его, чтобы помочь ему ходить, однако это затрудняет дыхание, поэтому долго держать так ребёнка не рекомендуется.

Месяц двенадцатый. Ребёнок делает первые шаги, а некоторые дети в этом возрасте уже ходят.

У ребёнка второго года жизни продолжается интенсивное развитие психической сферы, хотя и несколько медленнее, чем на первом году жизни. Увеличивается длительность бодрствования до 4–5 часов.

Нормально развивающиеся дети очень подвижны, находятся преимущественно в положительном эмоциональном состоянии, много лепечут, часто улыбаются, смеются, радуются общению со взрослыми. Совершенствуется ходьба и другие моторные навыки. Действия с предметами, которыми овладел ребенок на первом году, приобретают большую ловкость, координацию: лучше получаются действия с кубиками, с мячом, с вкладными игрушками. Ребенок забавно подражает взрослым.

Основным видом деятельности ребенка второго года жизни является предметная деятельность, в процессе которой ребенок знакомится с различными свойствами предметов; продолжается его сенсорное развитие. Развитие мышления в этом возрасте происходит в процессе его предметной деятельности и носит наглядно-действенный характер. Ребенок учится перемещать предметы в пространстве, организовывать взаимодействие нескольких предметов. Благодаря этому он знакомится со скрытыми свойствами предметной деятельности и учится действовать с предметами опосредованно, то есть с помощью других предметов или действий (например, стучать, вращать и т. д.). Такая деятельность ребенка создает условия для перехода к понятийному, речевому мышлению: ребёнок учится соотносить орудия с тем предметом, на которое направлено действие, и таким образом в процессе выполнения действий с предметами и обозначения действий словами формируются мыслительные процессы.

2. Подготовка и организация конкретных операций (2–11 лет). Делится на два подпериода.

2.1. Подпериод дооперациональных представлений (2–7 лет).

Это крайне важный период в жизни ребёнка. Пиаже очень внимательно изучил его.

Важнейшие особенности умственного развития и познания в этом возрасте.

  • Любопытство и постоянные попытки познать суть вещей. Это в свою очередь побуждает ребёнка засыпать родителей и окружающих градом вопросов.
  • Способность к решению проблем и исполнению простых поручений. Эту способность родители и воспитатели могут использовать для ответа на некоторые из вопросов ребёнка.
  • Ознакомление с особенностями вещей. Ребёнок уже способен понимать многое из того, что происходит вокруг него, и делать выводы. В дальнейшем эта способность развивается и совершенствуется.
  • У ребёнка складывается представление о таких понятиях как место, время, число. Он становится более сообразительным и схватывает быстрее. Ребёнок становится внимательнее и лучше сосредоточивается. Он учится думать, начинает размышлять о происходящем вокруг. До шести лет в процессе мышления преобладает воображение, а не логика.
  • Несмотря на то что к пяти годам ребёнок уже может концентрировать своё внимание на чём-то на более длительный срок, сосредоточиваться он может на одной вещи, максимум на двух.
  • Улучшается память. В три года ребёнок без труда запоминает три числа, в четыре с половиной — четыре числа. Простые и понятные слова и выражения ребёнок запоминает быстрее, чем сложные или те, смысла которых он не понимает. Если ребёнку показать картинку, а потом убрать несколько деталей и показать ему картинку снова, он обычно способен вспомнить исчезнувшие детали. Ребёнок может повторять и запоминать простые песенки и стихи. Развивается зрительная и слуховая память.
  • Ребёнок уже способен к пониманию большого объёма несложной информации. Он начинает понимать, как происходят важные для него процессы. Под влиянием любопытства он начинает исследовать окружающий мир и познавать его методом проб и ошибок.

Умственное развитие ребёнка заставляет его постоянно вести активную умственную деятельность. Ребёнок в этом возрасте охвачен жаждой познания, которая заставляет его задавать окружающим вопрос за вопросом. Обычно вопросы ребёнка свидетельствуют об уровне его развития. Отсталые дети задают меньше вопросов, развитые — больше. Вне всяких сомнений, к вопросам ребёнка родители должны относиться серьёзно, ибо ответы которые получает ребёнок, очень важны для расширения его кругозора и правильного формирования его личности.

Один исследователь отметил большие различия в понимании и усвоении информации у двух детей одного возраста (6 лет), один из которых задавал много вопросов, а другой — мало.

2. Подпериод конкретных операций (7–11 лет).

Это время характеризуется стабилизацией представлений об окружающей среде, у ребёнка формируются достаточно устойчивые и упорядоченные основы понятий, которые он применяет для познания окружающего мира. Образное мышление развивается в полной мере, и при этом по мере установления уравновешенных структур мир представлений приобретает устойчивость, связность, упорядоченность. Объект приобретает для ребенка неизменность благодаря приобретению равновесия, которое обеспечивает сохранение количества, веса, объема, длины, площади и прочего.

3. Период формальных (логических) операций (11–15 лет). Происходит последняя реорганизация структур интеллекта. Подросток может уже успешно действовать в отношении не только окружающей его реальной действительности (как это было раньше), но и в отношении мира абстракций, выраженных в виде слов.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-05-06; Просмотров: 216; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.04 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь