Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Четыре эпохи в жизни Церкви от Авраама



Четыре эпохи в жизни Церкви от Авраама

 

В

жизни Авраама одно из самых трудных и мистичных мест – первый Завет Бога с Авраамом, Завет рассеченных жертв.

Авраму было указано Богом три рода животных (телица, коза, овен) и еще род птиц – горлица с голубем (Быт. 15: 9). Аврам умел понять, как нужно было приготовить эту жертву. Он рассек тела животных в знак рассеченной грехом человеческой природы; голубей же, – эта птица символизировала Дух Божий [1] – не рассек (Быт. 15: 10).

Приготовляя жертву, Аврам понял, что это – жертва Заветная… Жертва – самая страшная. Однако это будет жертва примирения с Богом, другое отношение Бога и человека.

Аврам не подвинулся, чтобы самому принести жертву, потому что эту жертву – Завета должен принести Сам Господь. Тот ужас, который как физическая сила потряс все мироздание, когда Христос умер на кресте, – дано было испытать Авраму. Если Аврам выжил, то потому, что он был предварительно ввержен в состоянии «исступления» тардема (Быт. 15: 12) [2].

Перед тем, как совершить жертвоприношение Завета, Господь скажет Авраму, что Он ему дает. О чем горевал Аврам? – О семье, о том, что умирает бездетным, и о том, что наследовать ему будет не сын, а домочадец (Быт. 15: 2, 3). Бог говорит не о семье Аврама – Исааке, Иакове, сыновьях Иакова, а о народе Израиля. Однако народа еще нет:

Народу надлежит родиться, а перед тем – пройти через плен, выйти из плена как народ сын Божий.

Поскольку Господь говорит Авраму о народе и о выходе из плена Египетского, это больше того, что Аврам имел на уме. Однако и самый выход из плена Египетского – это образ освобождения из другого плена, который держит все человечество… Выход из плена Египетского – образ того, что придет Мессия-Христос, чтобы дать «пленным отпущение», освобождение (Ис. 61: 1; Лук. 4: 18)

На что в конечном итоге было указано Авраму в Завете рассеченных жертв? На Голгофу – освобождением от плена греха.

А

врама Господь поместил в точку, где Ветхий Завет и Новый Завет совершенно совпали – пророчество сбылось – крест Господень.

Авраам – родоначальник Церкви после Вавилона. От той поры, какую бы форму ни принимала Церковь в истории, в ее основании – историческая личность, праотец Авраам. Тот народ, что произойдет от Аврама, выйдет из плена Египетского и войдет в свободу как «сын Божий Израиль» (см. Исх. 4: 22). Другой народ, что произойдет от Авраама по вере, выйдет из плена язычества и иудейства и усыновится Богу, это тоже будет освобождение.

«Сыны свободны» – сказано о Новозаветной Церкви (Мф. 17: 26).

При Авраме Церковь была семья. После Аврама Церковь дважды изменялась как общность. Это было возрождение Церкви, а

Возрождение происходит через умирание прежней формы,

как сказано в Евангелии: «Если пшеничное зерно, пав в землю, не умрет, то останется одно; а если умрет, то принесет много плода» (Ин. 12: 24).

Семья Аврама как зерно умерла в Египте, а то, что возродилось как Церковь, было уже народ. Это был переход «на ту сторону» исторического бытия, соответствующий имени «еврей»: переходящий «на ту сторону», «потусторонний».

Выйти из плена можно только как Церковь.

Этому учит история Исхода. В противном случае, если народ не удерживает себя как Церковь, он обречен если не на прямое рабство, то на блуждание в пустыне. Это несвобода, и, в конечном счете, умирание, так называемое, «поколение пустыни» – когда большинство тех, кто вышел из Египта, умерло за сорок лет странствий.

Потомство Авраама вышло из плена Египетского как новая Церковь, – народ Божий, сын Божий – Израиль.

Когда пришел Мессия, народ Израиля должен был возродиться – умереть как зерно, выйти за рамки этноса, войти в новую, уже вселенскую общность.

Это был второй переход «на ту сторону» исторического бытия, соответствующий имени «еврей», и это тоже было выходом из плена, как Господь сказал иудеям:

Если Сын освободит вас, то истинно свободны будете.

Ин. 8: 36

Рождению народа Израиля как Церкви предшествовал значительный период, который называется Египетский плен. Рождению Вселенской Церкви предшествовал исторический период, название которого имеет символический смысл – «Вавилонский плен».

Само пленение Вавилонское (в VI веке до Р.Х.) было недолгим, однако от этого исторического события берут начало процессы огромного значения для жизни народа Израиля. Они группируются вокруг одного нового явления – рассеяние.

Еврейский народ и стремился жить на своей земле, и стал жить в рассеянии – по другим землям и царствам. Рассеяние было процессом, который предшествовал духовной поляризации в еврейском народе, то есть он был в духовном отношении процессом амбивалентным.

Рассеяние готовило вселенскую Церковь, и то же рассеяние готовило борьбу с Церковью по всему миру.

Как семья Адама разделилась на Каина и Авеля, и Церковь – это Авель, так и еврейский этнос разделился на христианство и иудейство, и Церковь – это Христос. Христос вывел все человечество из рабства греху и смерти, – и язычников, и Израиль, – и тем и другим Христос дал усыновление Богу и свободу.

Духовная задача выйти из Вавилонского плена – самая актуальная на сегодняшний день: это Вавилон Апокалипсиса.

Нужно иметь силы не пленяться теми от младенчества вживленными навыками, и благами, и идеями, которые предлагает современный Вавилон. В совокупности эти навыки, благи и идеи называются словом «comfort» – «утешение» века сего. Из Вавилонского плена – как и из Египетского – можно выйти только как Церковь Христова. Те, кто в эпоху Вавилона Апокалипсиса не слышат «голоса с неба»: «Выйди оттуда, народ Мой» (Отк. 18: 4), остаются в рабстве или блуждают в пустыне.

 

Ч

итаем, что было изречено Авраму в Завете рассеченных жертв. Читаем и разделяем: что-то из слов Господа Авраму относится к Египетскому плену, что-то – ко времени Нового Завета. Разделяем с пониманием, что обетования идут совместно: одно с другим может совпадать.

И изречено было Авраму: зная познай, что пресельником будет семя твое в земле не своей…

Быт. 15: 13

« Зная познай ». ― Это знание войдет в естество Аврама: ему теперь невозможно будет не знать. Аврам хотел «знать» и думал о потомстве. Господь дает ему «знать» нечто превосходнейшее: потомство Аврама – это народ Израиль, а потом другой народ Божий – из «всех племен земли» (Быт. 12: 3). Авраму дается обетование о тех, кто по плоти, и о тех, кто по вере, и отсюда такое значительное усугубление: ginиskwn gnиsV: зная познай; йадó а теда [dt [dy: знать познай [3].

…зная познай, что пресельником будет семя твое в земле не своей, и + поработают им, и будут смирять их – четыре сотни лет +.

Быт. 15: 13

« Поработают им, и будут смирять их » [4]. ― Речь идет о событиях, которые будут происходить с семьей Иакова. Жизнь евреев в Египте имела две фазы: когда им работали [5] и когда их угнетали [6].

Народ же, которому они порабощены будут, судить буду Я; после же того выйдут сюда с имением многим.

Быт. 15: 14

Духовный смысл плена Египетского – приготовление и смирение: из богатой семьи, имеющей исключительное положение при дворе фараона,

Потомки Авраама превратятся в нищих рабов, но это будет уже народ, который из своего бессилия познает силу Божию.

Народ из рабства пойдет к свободе, народ будет Богом усыновлен. Семья Иакова как церковная общность должна была умереть, а народ, как новая Церковь, должен пройти через «смирение».

Ты же отойдешь [7] к отцам твоим с миром, напитан в старости хорошей.

Быт. 15: 15

Кто отцы Аврама, к которым он отойдет с миром? Отцы Аврама не знали истинного Бога… Аврам отойдет к праведникам (Сифу, Еносу, Еноху, Ною) и к тем «отцам» (включая Фарру), кто не сохранил богопочитания, но передал ему «сыновство».

Аморрей и Хетт – оба имени перейдут в символический язык Священного Писания.

К концу эпохи патриархов отношения с Аморреями уже не были мирными. Иаков перед смертью благословил Иосифа избранным участком земли, который он «взял из руки Аморреев мечом своим и луком своим» (Быт. 48: 22).

 

III. Эпоха царей и Вавилонского плена

В эту эпоху символическое значение «Аморрей – богопротивник» распространяется на дела, которые начали творитьв Израиле.

Между Вавилоном плена и Вавилоном Апокалипсиса устанавливается даже не связь: она очевидна, это богоборчество, – зарождается носитель каинского духа, на этот раз он возникает в еврейской среде.

Многое в книге пророка Иезекииля становится понятным, если читать ее на языке библейского символизма, который один – от Книги Бытия до Откровения.

Не к Аврааму – от Авраама идет духовный процесс: Авраам возвращается к своим детям. Предтеча Иоанн пришел, «чтобы возвратить сердца отцов детям» (Лк. 1: 17) – возвратить сердце Авраама его детям из каждого племени.


[1] В Новом Завете при крещении «Дух Святой нисшел на Иисуса в телесном виде, как голубь» (Лук. 3: 22).

[2] «При захождении солнца исступление напало на Аврама, и се +ужас+ темный великий напал на него» (Быт. 15: 12).

[3] Почему-то и из русского перевода Библии (ТМс), и из раввинистических переводов (Йосифона, р. Каплана), также последнего перевода (Селезнева) это удвоение заветного знания, данного Авраму, исчезло. Оно осталось в славянском переводе: «ведый увеси»; и у Шифмана: «Знать ты знай, что» – буквальный перевод.

[4] LXX: «пресельником будет семя твое в земле не своей, и поработят их, и озлобят их, и смирять будут их четыреста лет». В Деяниях апостолов первомученик Стефан почти дословно воспроизводит текст LXX (Деян. 7: 6).

[5] Согласно ТМ, сперва египтяне поработают евреям, «поработают им»: ва-авадум ~wdb[w – сказано о первом периоде пребывания евреев в Египте. Ошибочно переводят «поработят их» (ТМс, раввинистические и иные переводы). Ошибка в переводе становится наглядной, если сравнить формы глагола db[ в Быт. 15: 13 и в Быт. 29: 15, 18; 30: 26, 29.

[6] Второй период пребывания евреев в Египте, выражен глаголом инна hn[: «покорять, угнетать», также «смирять» (Втор. 8: 2 сл.). Египтяне «будут смирять их» – евреев, евреи «поработают ему» – народу Египта (Быт. 15: 3). Обе фазы жизни евреев в Египте явились в жизни Моисея: вначале «работали ему», когда он жил при дворе фараона, затем его «смирили», – да так, что сказано: «человек Моисей – смиренный: анав wn[ весьма: паче всех человеков, которые на земле» (Числ. 12: 3).

[7] Выразительно в ТМ: как «заходит» солнце (Быт. 15: 12, 17), так «зайдет» Аврам к отцам своим.

[8] LXX: «не исполнились грехи Аморреев доныне».

[9] Впервые термин авон упоминается в истории Каина, когда он сказал Господу: «вина моя больше, чтобы оставить мне» = «наказание мое больше, чтобы снести мне» (Быт. 4: 13). См. статья Е.А. Авдеенко. Каинова печать.

[10] Дополнение «они и отцы их» содержится в Александрийском кодексе.

[11] Ап. Павел вспоминает обетование, которое было дано Авраму в первом богоявлении: «И явился Господь Авраму и сказал ему: семени твоему дам землю сию» (Быт. 12: 7), – и комментирует: « Аврааму изречены были обетования – «и семени» его. Не говорит [Господь]: «и потомкам (семенам)» его, как о многих, но как об одном: «и семени твоему», которое есть Христос. Я говорю то, что завета о Христе, – прежде Богом утвержденного, – закон, бывший после 430-ти лет, не отменяет, так, чтобы упразднить обетование» (Гал. 3: 16, 17). ― От первого богоявления, которое было Авраму в Ханаане, до Закона, который был дан по исходе из Египта, согласно ап. Павлу, прошло 430 лет.

[12] Рав. А. Каплан, комм к Быт. 15: 13, ук. соч., с. 50.

[13] См. статью Е.А. Авдеенко. Язык Откровения и перевод.

[14] Наподобие «Рефаим’ов», только «Рефаим’ов» поминали как великанов и мертвых грешников (обитателей Шеола), а «Аморреев» – как близко живущих и очень опасных и грешных.

[15] Реки Иордан. Говорится о предках Авраама до выхода из Месопотамии.

[16] LXX: волителя.

[17] В этом смысле нужно понимать выражение, когда Господь (изрекая приговор Иудейскому царству) говорит: «Вот Я навожу зло (ТМ = LXX) на Иерусалим и на Иуду» (4 Цар. 21: 12). Манассия, царь Иуды, грешил в самом Храме и так « озлобил » ([[r hiphil) Храм и царство (4 Цар. 21: 11), что Господь отступился и тем самым «навел зло» (h[r), которое вершил Манассия, на Иерусалим и Иуду. Божественное помышление отразило человеческое: человек остался наедине с собой... Худшая доля для человека остаться наедине с собой, когда он и в горнем мире имеет только отражение своей самости. Первым, кто остался наедине с собой, был Каин: во всех он видел подобных себе убийц (Быт. 4: 14).

[18] Иезекииль дает сильный образ того, как дочь Иерусалима связана с землей Ханаана: 1) там «корни» ее: trkm – «то, что раскапывают», то до чего можно докопаться, если «бурить, пронзать». 2) «родины твои в земле Ханаанской». Молé дет (в единственном числе) обозначает «родство». «Родство» – исходное понятие в житии Авраама: ему Бог сказал «выйди из родства твоего». Родство молé дет – это все родовые и родственные связи, а у Иезекииля молé дет (во множественном числе) – это еще и «родины». — Парадоксально, но такое «родство» с землей Ханаанской проявилось у дочери Иерусалимской в Вавилонском плену.

[19] В значении «ужас» в главе 32, где Иезекииль говорит о гибборим’ах в Шеоле (Иез. 32: 23, 27, 30). См. статья Е.А. Авдеенко. Революционная интеллигенция.

[20] Оба имени содержат корень lha, обозначающий скинию, первый образ Храма. Этимология обоих имен очень трудная. Охолива – (предположительно) «скиния в ней» (Храм в ней, Иерусалим), Охола – (предположительно) «та, что в скинии» (Самария и 10 колен Израиля).

Четыре эпохи в жизни Церкви от Авраама

 

В

жизни Авраама одно из самых трудных и мистичных мест – первый Завет Бога с Авраамом, Завет рассеченных жертв.

Авраму было указано Богом три рода животных (телица, коза, овен) и еще род птиц – горлица с голубем (Быт. 15: 9). Аврам умел понять, как нужно было приготовить эту жертву. Он рассек тела животных в знак рассеченной грехом человеческой природы; голубей же, – эта птица символизировала Дух Божий [1] – не рассек (Быт. 15: 10).

Приготовляя жертву, Аврам понял, что это – жертва Заветная… Жертва – самая страшная. Однако это будет жертва примирения с Богом, другое отношение Бога и человека.

Аврам не подвинулся, чтобы самому принести жертву, потому что эту жертву – Завета должен принести Сам Господь. Тот ужас, который как физическая сила потряс все мироздание, когда Христос умер на кресте, – дано было испытать Авраму. Если Аврам выжил, то потому, что он был предварительно ввержен в состоянии «исступления» тардема (Быт. 15: 12) [2].

Перед тем, как совершить жертвоприношение Завета, Господь скажет Авраму, что Он ему дает. О чем горевал Аврам? – О семье, о том, что умирает бездетным, и о том, что наследовать ему будет не сын, а домочадец (Быт. 15: 2, 3). Бог говорит не о семье Аврама – Исааке, Иакове, сыновьях Иакова, а о народе Израиля. Однако народа еще нет:


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-05-04; Просмотров: 411; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.03 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь