Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Чешское кинематографическое чудо



 

С 1947 года власть в Чехословакии принадлежала коммунистам, так что большинство фильмов ЧССР были выдержаны в рамках социалистического реализма. Однако в 1965-1967 годах власти заняли более либеральную позицию по отношению к кино. За этот короткий период режиссеры чешской " новой волны" создали ряд наиболее талантливых картин современности. Фильм Веры Хити-ловой " Маргаритки" (1966) представлял собой едкую сатиру на скуку, царящую в чешском обществе. Сюрреалистичность картины подчеркивалась умелым использованием цветовых оттенков, варьированием скорости движения ленты и метафорическим монтажом.

 

Милош Форман в своих картинах соединял фарсовую комедию, жесткий реализм и приемы из практики французской " новой волны", чтобы вскрыть пороки коммунистического режима. Примером этому может служить сатирическая лента " Бал пожарных" (1967), где конкурс красоты, проходящий в маленьком городке, превращается в невероятные события. Впоследствии Форман перебрался в Голливуд, где удостоился " Оскаров" за картины " Кто-то пролетел над гнездом кукушки" (1975) и " Амадей" (1983), фильм, посвященный жизни великого австрийского композитора Вольфганга Амадея Моцарта.

 

Другие картины того периода - " Магазин на площади" (1965) Яна Кадара и Эльмара Клоса и " Поезда под особым наблюдением" (1966) Иржи Менделя - насмехались над темами и сюжетами социалистического реализма. Однако чешская " новая волна" просуществовала не долго, и к концу 1960-х годов восточноевропейские кинематографии вернулись под строгий контроль коммунистической цензуры.

 

" С течением времени" (1975), следовали традиции популярных американских " фильмов дороги", где герои решали проблемы бытия в ходе длительных странствий. Особым успехом пользовался фильм " Крылья желания" (1987) - кинофантазия о двух ангелах, наблюдающих за Берлином. После этой картины популярность Вендерса резко возросла.

Волны по всему свету

" Новые волны" 1960-х годов продемонстрировали режиссерам и публике, что кино может развлекать, информировать или пропагандировать различные идеи, не прибегая к помощи целостного сюжета. Стало ясно, что фильму вовсе не обязательно завлекать зрителя умными диалогами, отточенной игрой актеров или высококачественными декорациями.

 

Распространению идей " новой волны" способствовал рост числа так называемых камерных кинотеатров. Это были небольшие кинотеатры, как правило не входящие в крупные сети корпораций. Они предоставляли публике возможность познакомиться с работами независимых и зарубежных кинематографистов. Одновременно такие международные кинофестивали, как Венецианский, Каннский и Берлинский, с их престижными наградами, начали привлекать внимание к достижениям национальных кинематографий всего земного шара.

Кино без границ

Голливуд и европейский кинематограф и по сей день доминируют на мировом кинорынке. Однако начиная с 1970-х годов на авансцену все увереннее выходят многие национальные кинематографии Латинской Америки, Африки, Азии и Австралии.

 

Игровые ленты, выпускаемые кинопромышленностью этих регионов, лишь недавно стали доступны широкой международной аудитории. Кинофестивали и камерные кинотеатры наряду с телевидением и видео дали возможность познакомиться со всем лучшим, что есть в мировом кино, большому числу зрителей.

Африка наступает

 

В Африке кинофильмы выпускались еще в конце 1890-х годов. Самая развитая кинопромышленность на континенте была в Египте. В 1920-х годах ее величали " Голливудом на Ниле". Однако европейские державы, контролировавшие большую часть Африканского континента, не стремились поддерживать местные кинематографии, так что большинство фильмов, шедших в африканских кинотеатрах, были завезены из Америки, Франции, Индии и Гонконга.

 

Даже после того, как африканские страны в 1960-е годы начали обретать независимость, лишь немногие из них могли позволить себе поддерживать национальный кинематограф. Впереди всех вновь оказался Египет. Такие картины, как " Каирский вокзал" (1958) Юсефа Шахина и " Ночь подсчета годов" (1969) Шади Абдель-Салама, удостоились высокой оценки за реалистичное отображение жизни городской и сельской бедноты. Они вдохновили режиссеров со схожими социальными или политическими взглядами в других арабских государствах Северной Африки, таких, как Алжир, Тунис и Марокко.

 

Большой популярностью у зарубежных кинокритиков и зрителей пользовались фильмы, снятые в государствах к югу от Сахары. Главной движущей силой этого " субсахарского" кино был Сембен Усман из Сенегала. Его короткометражка 1962 года " Человек с тележкой" стала первой из картин, выпущенных в странах Черной Африки. Он разработал собственный стиль с широким использованием натурных съемок и непрофессиональных исполнителей. В таких картинах, как " Чернокожая из..." (1966) и " Ксала" (1974), что означает " проклятие", он осветил различные стороны жизни Сенегала до и после обретения независимости от Франции.

 

Другой центральной темой творчества Усмана был конфликт между местными традициями и современным обществом. Эта проблема привлекла внимание и многих других кинематографистов Черной Африки. Среди них следует выделить Сулеймана Сиссе из Мали, Меда Хондо из Мавритании, Идриссу Уэдра-ого из Буркино-Фасо и Сафи Фай из Сенегала (первая женщина-режиссер того региона). Их картины приобрели широкую международную известность. Однако не все они пользуются популярностью у себя дома, так как местная публика в большинстве своем отдает предпочтение приключенческим лентам из-за рубежа.

Бросая вызов Голливуду

 

В 1906 году в Австралии был снят первый в истории полнометражный игровой фильм " Подлинная история банды Келли". Однако спрос на местную кинопродукцию долго оставался на низком уровне, поскольку австралийские кинотеатры были заполнены голливудскими и английскими картинами. С 1932 по 1956 год на всем континенте была только одна киностудия. Но в 1970 году правительство образовало Национальный комитет по кинематографии, чтобы повысить уровень австралийского кино. В последующие 15 лет в Австралии было выпущено около 400 кинофильмов, многие из которых приобрели мировую известность.

 

Действие лучших лент австралийской " новой волны" отнесено к началу XX столетия, однако исторический фон используется в них лишь как средство для анализа актуальных проблем современности. Среди них можно назвать " Пикник у висячей скалы" (1975) Питера Уэйра, в основу которого легла подлинная история исчезновения нескольких школьниц, и " Моя блестящая карьера" (1978) Джиллиана Армстронга. Успех этих картин, а также таких фильмов, как " Безумный Макс" (1979) и " Крокодил Данди" (1986), привел к массовому оттоку лучших режиссеров и актеров в Голливуд.

 

Но и сегодня в Австралии снимаются увлекательные и своеобразные картины, например " Только в танцевальном зале" (1992). Новозеландский кинематограф тоже процветает благодаря работам Винсента Уорда, Питера Джэксона и Джейн Кэмпион, чья историческая драма " Пианино" (1993) с триумфом прошла по экранам всего мира.

 

Канадский кинематограф также понес большой урон от переезда в Голливуд многих режиссеров и исполнителей. В итоге англоязычная кинопромышленность Канады не может похвастаться особыми достижениями, если не считать фильмов ужасов Дейвида Кроненберга и сатирических комедий Этома Эгояна. Франко-канадский кинематограф, напротив, продолжает укреплять свою репутацию, завоеванную такими картинами, как " Мой дядя Антуан" (1971) Клода Жютра. Всеобщее внимание привлекли фильмы Дениса Аркана, посвященные проблемам современной жизни, в том числе " Иисус из Монреаля" (1979).

Взгляд из Азии

 

Крупнейшей в мире кинопромышленностью располагает Индия. Она выпускает ежегодно свыше 900 игровых лент, в то время как Голливуд - в среднем около 270. Такие режиссеры, как Шьям Бе-негал и Мринал Сен, сняли ряд картин социального звучания, с успехом демонстрировавшихся на различных кинофестивалях начиная с середины 1970-х годов. Однако индийская публика по-прежнему предпочитает традиционные музыкальные " масала", выпускаемые киностудиями Бомбея, которые в своей совокупности известны как " Болливуд".

 

Индийские фильмы пользуются популярностью и в Юго-Восточной Азии. Однако в последние годы там получили развитие собственные национальные кинематографии, некоторые из них входят ныне в число самых популярных и плодовитых в мире. Гонконг специализируется на остросюжетных боевиках, посвященных боевым искусствам Востока. Картины с участием Брюса Ли и Кинга Ху привели к повальному увлечению кунфу во всем мире. Такие фильмы, как " Прожженный" (1991) Джона By, придали этому боевому виду искусства еще большую крутизну. Кроме того, они превратили Джекки Чана, Чоу Юнь Фэта и Мэгги Чунг в настоящих суперзвезд, способных соперничать в популярности с любым ведущим атером Голливуда.

 

Впрочем, не все фильмы Азии носят откровенно развлекательный характер. Гонконгские и тайваньские режиссеры сняли немало лент и остросоциальной направленности. Среди лучших можно выделить семейную драму Ху Хсаосьена " Город печали" (1990) и трагикомедию Энга Ли " Еда, питье, мужчина, женщина" (1994).

 

В начале 1980-х годов состоялось как бы второе рождение китайского кино, очнувшегося после долгих лет жесткой политической цензуры. Наиболее влиятельными кинематографистами этого времени были Чжан Имоу и Чэнь Кайге, обучавшиеся в Пекинском институте кинематографии. Рассказывая о мрачном коммунистическом прошлом Китая, они смело экспериментировали с цветом, натурными съемками, применяя оригинальное изобразительное решение. Они не побоялись бросить вызов устоявшимся социальным и культурным традициям. Имоу показал положение женщин в обществе, где доминируют мужчины.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-05-11; Просмотров: 205; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.015 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь