Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Подходы к проблеме человека в ХХ веке: социальный дарвинизм, фрейдизм и неофрейдизм.



Рутинные и творческие потребности.

Помимо деления на биологические и социальные, материальные духовные, индивидуальные и общественные, человеческие потребности могут быть разделены на рутинные и творческие.

Рутинные потребности состоят в потреблении, использовании уже произведен­ных предметов и услуг, причем давно устоявшимися методами, а твор­ческие — это потребности в создании новых материальных и духов­ных ценностей или в самостоятельном осмыслении и переработке уже познанного или созданного.

Эта группа потребностей не имеет общепризнанного названия. Так, с точки зрения философии их можно назвать потребностями в функционированиии в развитии, илипотребительскимии креатив­ными.А. Маслоу делит потребности на дефицитарные(к ним отно­сятся простейшие, насущные) и бытийные(потребности в творческом развитии личности). Выделенные Э. Фроммом два модуса бытия — «иметь» и «быть» (см.: гл. 3, § 1) тоже выражают аналогичное разли­чие в системе потребностей. Модус обладания ориентирует на потре­бительство и удовлетворение только рутинных потребностей, модус бытия — на удовлетворение сложных творческих потребностей, свя­занных не с простым поддержанием физического существования и развлечениями, а с совершенствованием личности и общества в це­лом, с раскрытием творческих способностей людей.

В любом обществе существуют и удовлетворяются как рутинные, так и творческие потребности. Между ними устанавливается некий баланс. Если необходимость удовлетворения рутинных потребностей очевидна для всех (многие из них — насущные), то удовлетворение творческих потребностей до сих пор не стало общественной нормой и наталкивается на всевозможные трудности и специально установ­ленные барьеры. Широко распространено мнение, что существуют пределы разви­тия и удовлетворения материальных потребностей, так как все они якобы являются рутинными. Духовные потребности рассматривают­ся как творческие и поэтому не имеющие пределов. В самом деле, еще К. Маркс отмечал: «Определенные предметы могут быть потреб­лены и являются предметом потребности лишь до известной степе­ни; например, потребляется лишь определенное количество хлеба и т. д. Поэтому продукт в качестве потребительной стоимости имеет в себе самом некий предел, — а именно, предел существующей потреб­ности в нем...». Однако здесь идет речь только о сфере потребления и о базовых, рутинных потребностях. Человек же обладает потребно­стью в материальной творческой деятельности по преобразованию природы и общества. Его потребности в материальной, созидательной, творческой деятельности не имеют границ. Неограниченные в своем развитии духовные потребности могут существовать именно на основе неограниченных материаль­ных потребностей общества в преобразовании мира.

 

9. Потребности и система ценностей.

Ценности— это материальные предметы или идеи, на которые направлены потребности человека. Как и потребности, ценности мо­гут быть материальными и духовными, личными и общественными, приоритетными и второстепенными.

Це́ нность — важность, значимость, польза, полезность чего-либо. Внешне ценность выступает как свойство предмета или явления. Однако значимость и полезность присущи им не от природы, не просто в силу внутренней структуры объекта самого по себе, а являются субъективными оценками конкретных свойств, которые вовлечены в сферу общественного бытия человека, человек в них заинтересован или испытывает потребность. Система ценностей играет роль повседневных ориентиров в предметной и социальной действительности человека, обозначений его различных практических отношений к окружающим предметам и явлениям. Например, стакан, будучи инструментом для питья, проявляет это своё полезное свойство как потребительная стоимость, материальное благо. Являясь продуктом труда и предметом товарного обмена, стакан выступает как экономическая ценность, стоимость. Если стакан представляет собой предмет искусства, он наделяется ещё и эстетической ценностью, красотой.

Употребляется в нескольких смыслах:

Ценность — как характеристика предмета, обозначающая признание его значимости. Разделяют «Материальные ценности» и «Духовные ценности». Известно понятие «Вечные ценности».

Ценность — в философии — указание на личностную, социально-культурную значимость определённых объектов и явлений.

Ценность — в экономике — используется как синоним понятия «потребительная стоимость», то есть значимость, полезность предмета для потребителя.

Психологическое понятие «Система ценностей» подразумевает под ценностями то, что индивидуум ценит в окружающем его социуме.

 

Любой индивид имеет свою сис­тему ценностей — т. е. представление о значении для него этих явле­ний и предметов. Эти представления, конечно, не чисто индиви­дуальны, а сходны у людей одной и той же эпохи, одной и той же социальной группы. Системы ценностей постепенно изменяются в ходе исторического развития общества. Разнообразные продукты трудовой деятельности, события в обществе и природные явления человек сознательно или неосознанно оценивает как добро или зло, полезное или вредное, истинное или ложное, прекрасное или без­образное, справедливое или несправедливое, допустимое или запрет­ное и т. п. В современном развитом обществе провозглашается (хотя не всегда в полной мере реализуется) гуманистическая система цен­ностей. В ней главными фундаментальными ценностями жизни и культуры считаются истина, добро и красота.

Ценности, как и потребности, зависят не столько от сознательно­го выбора людей, сколько от их природных, биологических особен­ностей и уровня развития общества. То, что ценно и важно для авст­ралийского аборигена, может быть абсолютно не нужно европейцу, живущему в другом социальном окружении. Однако общий фундамент ценностей у всех людей сходен, ведь все люди вынуждены удовлетворять по существу одинаковый набор насущных потребно­стей. Поэтому все, что позволяет эти потребности удовлетворять, причем социально одобряемым путем, всегда будет рассматриваться как имеющее непреходящую ценность. Над основой человеческих ценностей надстраиваются другие, производные, которые зависят от состояния экономики, уровня знаний, морали, традиций и других факторов. Эти ценности могут сильно различаться не только у раз­ных народов, но и у представителей разных классов и социальных слоев.

 

Натуральная, товарная и непосредственно-общественная формы

Подходы к проблеме человека в ХХ веке: социальный дарвинизм, фрейдизм и неофрейдизм.

XX в. в науке и философии часто называли веком человека: почти все философские школы и идеи вращались вокруг объяснения его природы и сущности.

1.В XX в. происходило обсуждение и осмысление теории Чарльза Дарвина (1809-1882). Согласно Дарвину, человек возник в результа­те естественного процесса эволюции живой природы. Он имеет жи­вотных предков и, следовательно, его потребности формировались на основе потребностей животных. Еще Николай Коперник (1473-1543), образно выражаясь, сверг человека с пьедестала: оказалось, что мы живем не в центре мира, на «привилегированной» планете, а на одной из многих планет, обращающихся вокруг Солнца, которое тоже оказывается одной из многих звезд. По Дарвину, человек фор­мировался по тем же законам, что и другие живые существа. Не сле­дует ли и объяснение современного общества строить на этих общих биологических законах, прежде всего на законе естественного отбо­ра? Такой подход к природе человека предложил социальный дарви­низм, вульгаризировавший идеи Дарвина.

Социальный дарвинизм попытался свести закономерности раз­вития человеческого общества к законам биологической эволюции. Естественный отбор и борьба за выживание наиболее приспособлен­ных субъектов рассматривались в этой концепции как определяющие факторы общественной жизни. Предшественником социального дарвинизма считаетсяТ. Р. Мальтус (1766-1834), а непосредственнымоснователем – Герберт Спенсер (1820-1903).

Социальные дарвинисты поставили важную и сложную научную проблему – попытались понять, какую роль в человеческой жизни играют механизмы биологической эволюции, объяснить взаимодей­ствие биологического и социального начал в обществе. Однако их решение этого вопроса, как в конце концов признало большинство ученых, оказалось явно ошибочным. В обществе действительно про­исходят борьба и отбор, но их механизмы очень сильно отличаются от естественного отбора и борьбы за существование в живой приро­де. Поэтому все события в жизни общества (победа политической партии на выборах, переход от доиндустриального общества к инду­стриальному и постиндустриальному) остаются абсолютно непонят­ными, если их пытаться объяснять исходя не из социальных, а из биологических, дарвиновских законов. Сам Дарвин никогда не пы­тался это делать. Поведение отдельного человека также зависит от его социальных, а не только биологических потребностей. Крайние, наиболее реакционные варианты социального дарвинизма сближа­лись с расистской и фашистской идеологией.

2. Другой вариант объяснения природы человека и его потребно­стей был предложен великим австрийским психологом и психиат­ром Зигмундом Фрейдом (1856-1939). Согласно созданному им уче­нию – психоанализу, – в основе человеческого поведения лежат чисто биологические инстинкты и потребности. В первую очередь это сексуальное влечение – либидо, скрытое в подсознательных слоях психики. Общество отличается от природы тем, что уже в древности, у первобытных людей возникли социальные механизмы, которые резко уменьшали возможности удовлетворения сексуальных потреб­ностей. Последние были жестко ограничены всевозможными обы­чаями, традициями, нормами поведения, а с появлением государст­ва – правовыми нормами. В результате возникновения социального контроля сексуальные потребности не могли быть удовлетворены так просто, как это возможно у животных. Сексуальная энергия либидоподвергалась сублимации– т. е. переводилась в другие формы пси­хической энергии. На основе сублимации либидо возникли новые, чисто человеческие группы потребностей – в разумном познании, религии, искусстве, творческом самовыражении. С точки зрения Фрейда, если бы общество не ограничило удовлетворение сексу­альных потребностей, не подвергло их фрустрации, человек так и остался бы в животном состоянии и не смог бы создать культу­ру. Именно ограничение удовлетворения сексуальных потребностей привело к возникновению потребностей социальных, чисто челове­ческих.

Учение Фрейда – очень яркая и смелая попытка понять мир че­ловеческих потребностей, практически первая научная концепция сек­суального поведения человека. Однако позже психологи, социологи и философы в большинстве своем пришли к выводу, что он сильно преувеличил значение сексуальных влечений. Корректировку его кон­цепции начали уже ближайшие ученики Фрейда – создатели нео­фрейдизма. Дело в том, что, вопреки мнению австрийского психиатра, сексуальные влечения при всей своей значимости –не единствен­ный фактор, определяющий человеческое поведение. Сексуальные потребности даже нельзя признать насущными: многие люди (на­пример, монахи) отказываются от их удовлетворения и благополуч­но доживают до глубокой старости. В то же время отказ от удовле­творения хотя бы на минимальном уровне насущных потребностей (в еде, питье, воздухе, температурном режиме) полностью несовмес­тим с жизнью. По мнению современных ученых, социальные потребности воз­никли не только из-за упорядочения сексуального поведения. Еще более весомую роль в формировании общества сыграли насущные потребности и совершенствование процесса труда, который отнюдь не был просто альтернативой сексу.

2. Подходы к проблеме человека в ХХ веке: синтетическая теория эволюции, трудовая теория антропосоциогенеза, антропный принцип.

Синтетическая теория эволюции – современный дарвинизм – возникла в начале 40-х годов XX в. Она представляет собой учение об эволюции органического мира, разработанное на основе данных современной генетики, экологии и классического дарвинизма. Термин «синтетическая» идет от названия книги известного английского эволюциониста Дж. Хаксли «Эволюция: современный синтез» (1942). В разработку синтетической теории эволюции внесли вклад многие ученые.

В англоязычной литературе среди создателей СТЭ чаще всего называют имена Ф. Добржанского, Дж. Хаксли, Э. Майра, Б. Ренша, Дж. Стеббинса. Авторы синтетической теории расходились во мнениях по ряду фундаментальных проблем и работали в разных областях биологии, но они были практически единодушны в трактовке следующих основных положений:

· элементарной единицей эволюции считается локальная популяция;

· материалом для эволюции являются мутационная и рекомбинационная изменчивость;

· естественный отбор рассматривается как главная причина развития адаптаций, видообразования и происхождения надвидовых таксонов;

· дрейф генов и принцип основателя выступают причинами формирования нейтральных признаков;

· вид есть система популяций, репродуктивно изолированных от популяций других видов, и каждый вид экологически обособлен;

· видообразование заключается в возникновении генетических изолирующих механизмов и осуществляется преимущественно в условиях географической изоляции.

Таким образом, синтетическую теорию эволюции можно охарактеризовать как теорию органической эволюции путем естественного отбора признаков, детерминированных генетически.

Основные положения синтетической теории эволюции в общих чертах можно выразить следующим образом:

· Материалом для эволюции служат наследственные изменения – мутации (как правило, генные) и их комбинации.

· Основным движущим фактором эволюции является естественный отбор, возникающий на основе борьбы за существование.

· Наименьшей единицей эволюции является популяция.

· Эволюция носит в большинстве случаев дивергентный характер, т.е. один таксон может стать предком нескольких дочерних таксонов. (Таксон (лат. taxon; от др.-греч. «порядок, устройство, организация») – группа в классификации, состоящая из дискретных объектов, объединяемых на основании общих свойств и признаков. В качестве наиболее существенных характеристик (атрибутов) таксона в биологической систематике рассматривают диагноз, ранг и объем. По мере изменения классификации характеристики таксонов могут изменяться (в разных системах, например, таксоны одинакового объема могут иметь разные диагнозы, или разные ранги, или же занимать в системе иное место).)

· Эволюция носит постепенный и длительный характер. Видообразование как этап эволюционного процесса представляет собой последовательную смену одной временной популяции чередой последующих временных популяций.

· Вид состоит из множества соподчиненных, морфологически, физиологически, экологически, биохимически и генетически отличных, но репродуктивно не изолированных единиц – подвидов и популяций.

· Вид существует как целостное и замкнутое образование. Целостность вида поддерживается миграциями особей из одной популяции в другую, при которых наблюдается обмен аллелями («поток генов»),

· Макроэволюция на более высоком уровне, чем вид (род, семейство, отряд, класс и др.), идет путем микроэволюции. Согласно синтетической теории эволюции, не существует закономерностей макроэволюции, отличных от микроэволюции. Иными словами, для эволюции групп видов живых организмов характерны те же предпосылки и движущие силы, что и для микроэволюции.

· Любой реальный (а не сборный) таксон имеет монофилети-ческое происхождение.

· Эволюция имеет ненаправленный характер, т. е. не идет в направлении какой-либо конечной цели.

Считают, что эволюционный акт состоялся, когда отбор сохранил генное сочетание, нетипичное для предшествующей истории вида. В итоге для осуществления эволюции необходимо наличие трёх процессов:

1. мутационного, генерирующего новые варианты генов с малым фенотипическим выражением;

2. рекомбинационного, создающего новые фенотипы особей;

3. селекционного, определяющего соответствие этих фенотипов данным условиям обитания или произрастания.

Все сторонники синтетической теории признают участие в эволюции трёх перечисленных факторов.

Популяция – самая мелкая из групп особей, способная к эволюционному развитию, поэтому ее называют элементарной единицей эволюции. Отдельно взятый организм не может являться единицей эволюции. Эволюция происходит только в группе особей. Поскольку отбор идет по фенотипам, особи данной группы должны отличаться друг от друга, т.е. группа должна быть разнокачественной. Разные фенотипы в одних и тех же условиях могут обеспечиваться разными генотипами. Генотип же каждого конкретного организма на протяжении всей жизни остается неизменным. Популяция благодаря большой численности особей представляет собой непрерывный поток поколений и в силу мутационной изменчивости – разнородную (гетерогенную) смесь различных генотипов. Совокупность генотипов всех особей популяции – генофонд – основа микроэволюционных процессов в природе.

Трудовая теория антропосоциогенеза. Впервые она была предложена Ф. Энгельсом в работе «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека», в которой он значительно расширил представления о роли труда в жизни человека. Труд, по его мнению, – это не только источник богатства. Его роль значительно шире: труд явился главной и основной причиной возникновения человека (т.е. превращения обезьяны в человека), источником всякого богатства, основным условием всей человеческой жизни. Выделив три главных человекообразующих фактора -- труд, социальную организацию (коллективный образ жизни) и членораздельную речь -- Энгельс фактически прослеживает процесс усложнения потребностей и способностей человека в ходе развития труда и мышления. В развитии потребностей взаимодействуют биологические и социальные механизмы, причем последние оказываются направляющими, более весомыми.

Дарвиновский и марксистский подходы к объяснению потребностей человека здесь объединяются. Достигнув вершины биологического развития, вид Ноmо sарiеns осваивает процесс труда и поднимается на качественно новый уровень существования. Теперь он может использовать для удовлетворения своих потребностей весь внешний мир. Человек не только потребляет любое нужное ему вещество живой и неживой природы, но и искусственно формирует совершенно новую сферу действительности - вторую природу, мир искусственных предметов, орудий труда.

«Антропный принцип»- Антропный принцип впервые был сформулирован астрономом Б. Картером. Суть его состоит в следующем. Картер формулирует концепцию человека как вселенского, космического по своей сути существа. Он вводит в научную методологию важный исследовательский принцип: сталкиваясь с любым реальным явлением, мы уже знаем, что должен был существовать целый набор других явлений и событий, сделавших это явление возможным. Исследователи человеческих потребностей в сервисе или маркетинге приходят к аналогичному принципу, и это не случайно, так как методы исследования в разных областях человеческой деятельности имеют много общего между собой. Если налицо некая потребность, мы сможем до конца понять ее, только рассмотрев предшествующие условия, обстоятельства и стадии развития, которые сделали ее возможной.

Физики и астрономы, изучавшие основные физические константы нашей Вселенной (та­кие как постоянная Планка, гравитационная постоянная, заряд элек­трона, константа сильного взаимодействия), задумались над вопро­сом: почему эти физические величины именно такие, какими мы их знаем? Что было бы, если бы они оказались больше или меньше? Подсчеты показали, что значения этих констант могли бы варьиро­вать только в очень узких пределах. Если бы они выходили за эти пределы, никаких мыслящих существ во Вселенной не могло бы воз­никнуть. Так, «более сильное гравитационное воздействие было бы несовместимо с образованием планет и, значит, с существованием на­блюдателей», т. е. разумных существ. «Можно привести аналогич­ные, но даже еще более сильные аргументы, налагающие априорные ограничения на фундаментальные параметры физики, — продолжает Б. Картер. — Например, хорошо известно, что константа сильного взаимодействия велика лишь настолько, что на пределе обеспечивает связь нуклонов в ядрах: если бы она была несколько меньше, то водород был бы единственным элементом, и это, по всей вероятно­сти, также было бы несовместимо с существованием жизни». На основе этих соображений Б. Картер формулирует сам антропный принцип, указывающий на глубокую связь человека и Вселенной: «Вселенная (и, следовательно, фундаментальные параметры, от которых она зависит) должна быть такой, чтобы в ней на некотором этапе эволюции допускалось существование наблюдателей». Эту мысль можно выразить несколько иначе. Человек мог бы и не возникнуть в нашей Вселенной. Но раз уж мы существуем (человек все-таки возник), можно сделать абсолютно достоверный вывод: в прошлом Все­ленная не могла развиваться как угодно. Она развивалась таким об­разом, что в ней постепенно подготавливалось появление разумного существа (возникали атомы и молекулы, жизнь, позвоночные живот­ные). Точно известно, что во Вселенной не произошло ни одного со­бытия, которое делало бы появление человека невозможным.

На первый взгляд может показаться, что антропный принцип указывает на связь человека и Вселенной, но не имеет никакого от­ношения к человеческим потребностям. Однако Б. Картер не только формулирует концепцию человека как вселенского, космического по своей сути существа. Он вводит в научную методологию важный ис­следовательский принцип: сталкиваясь с любым реальным явлени­ем, мы уже знаем, что должен был существовать целый набор других явлений и событий, сделавших это явление возможным. Если налицо некая потребность, мы сможем до конца понять ее, только рассмотрев предшествующие условия, об­стоятельства и стадии развития, которые сделали ее возможной.

3. Подходы к проблеме человека в ХХ веке: русский космизм, экзистенциализм, гуманистический психоанализ.

Направление «русский космизм». Под космизмом понимается целый поток русской культуры, включающий не только философов и ученых, но и поэтов, музыкантов, художников. В нем ока­зы­ваются и Ломоносов, и Тютчев, и Вячеслав Иванов, и Скрябин, и Рерих. Именно в России, ставшей родиной научного учения о биосфере и переходе ее в ноосферу и открывшей реальный путь в космос, уже начиная с середины про­шлого столетия вызревает уникальное космическое направление научно-фи­ло­софской мысли, широко развернувшееся в XX в. В его ряду стоят такие фило­со­фы и ученые, как В. И. Вернадский, К. Э. Циолковский, Н. Ф. Федоров, А. В. Су­хово-Кобылин и др.

К. Э. Циолковский считал, что во Вселенной уже возникли разные виды разумных существ, и предсказывал путь эволюции человечества как космической цивилизации на миллиарды лет вперед. Так, он считал, что человек с его трудовой деятельностью занимает в материальном мире особое место: «...разум человека - это сильнейший фактор Вселенной, более мощный, чем моря и океаны, Солнце и всевозможные катаклизмы. Во Вселенной нет ничего более могущественного, чем ум человека или ему подобного существа». К. Э. Циолковский считал, что во Вселенной уже возникли разные виды разумных существ, и предсказывал путь эволюции человечества как космической цивилизации на миллиарды лет вперед. Самый знаменитый афоризм Циолковского содержит целую философскую концепцию развития цивилизации: «Земля -- колыбель человечества, но нельзя вечно жить в колыбели». Он предположил, что выход на какой-то стадии развития с материнской планеты может быть объективным законом развития цивилизаций. Вследствие исчерпания ресурсов планеты выход в космос может стать насущной потребностью человечества, без удовлетворения которой оно с некоторого момента не сможет существовать. Цивилизация будет вынуждена или деградировать и погибнуть, или перейти к новой, космической фазе своего существования. Хотя полное исчерпание природных ресурсов -- дело не ближайших лет, готовиться к этой новой фазе развития необходимо уже сегодня. Первым шагом на этом пути стали пилотируемые космические полеты и орбитальные станции.

Следует отметить, что заслуги Циолковского не ограничиваются теоретической концепцией космизации человечества (хотя и приобретающей сейчас все большую актуальность). Ему принадлежит конкретная техническая идея, без которой выход цивилизации в космос был бы невозможен. В начале XX в. было совершенно непонятно, как построить летательный аппарат, позволяющий человеку преодолеть земное притяжение и попасть в межпланетное пространство. Само-лет, вертолет и воздушный шар могли двигаться только в плотных слоях атмосферы. Реактивный двигатель тоже не позволял достичь необходимой для полетов в космос скорости. В результате двадцати лет работы К. Э. Циолковский нашел технический принцип, позволивший преодолеть притяжение Земли. Это оказалась многоступенчатая ракета. Через несколько десятилетий после смерти ученого идея многоступенчатой ракеты была успешно использована Сергеем Павловичем Королевым и Вернером фон Брауном для создания первых космических летательных аппаратов. В середине XX в. человече-ство действительно вступило в новую эпоху -- эру освоения космоса, незадолго до этого предсказанную К. Э. Циолковским. Освоение космоса порождает совершенно новые потребности цивилизации и открывает новые возможности их удовлетворения.

Космизм это идея ак­тивной эволюции, т. е. необходимости нового сознательного этапа развития ми­ра, когда человество направляет его в ту сторону, в какую диктует ему разум и нравственное чувство. Поэтому возможно точнее будет определить это направ­ле­ние не столько как космическое, а как активно-эволюционное, находящееся в процессе роста, далеко не совершенное, но вместе сознательно-творческое, при­званное преобразить не только внешний мир, но и собственную природу.

Экзистенциали́ зм– философия человеческого существования. Экзистенциализм — особое направление в философии XX века, акцентирующее своё внимание на уникальности бытия человека, провозглашающее его иррациональным. Экзистенциализм развивался параллельно родственным направлениям персонализма и философской антропологии, от которых он отличается, прежде всего, идеей преодоления (а не раскрытия) человеком собственной сущности и большим акцентом на глубине эмоциональной природы.

В чистом виде экзистенциализм как философское направление никогда не существовал. Противоречивость этого термина исходит из самого содержания «экзистенции», так как она по определению индивидуальна и неповторима, означает переживания отдельно взятого индивида, не похожего ни на кого.

Эта противоречивость является причиной того, что практически никто из мыслителей, причисляемых к экзистенциализму, не был в действительности философом-экзистенциалистом. Единственным, кто чётко выражал свою принадлежность к этому направлению, был Жан-Поль Сартр. Его позиция была обозначена в докладе «Экзистенциализм — это гуманизм», где он и предпринял попытку обобщить экзистенциалистские устремления отдельных мыслителей начала XX века.

Согласно экзистенциальному психологу и психотерапевту Р. Мэю, экзистенциализм не просто философское направление, а скорее культурное движение, запечатлевающее глубокое эмоциональное и духовное измерение современного западного человека, изображающее психологическую ситуацию, в которой он находится, выражение уникальных психологических трудностей, с которыми он сталкивается.

Философия экзистенциализма — иррациональная реакция на рационализм Просвещения

и немецкой классической философии. По утверждениям философов-экзистенциалистов, основной порок рационального мышления состоит в том, что оно исходит из принципа противоположности субъекта и объекта, то есть разделяет мир на две сферы — объективную и субъективную. Всю действительность, в том числе и человека, рациональное мышление рассматривает только как предмет, «сущность», познанием которой можно манипулировать в терминах субъекта-объекта. Подлинная философия, с точки зрения экзистенциализма, должна исходить из единства объекта и субъекта. Это единство воплощено в «экзистенции», то есть некой иррациональной реальности. Согласно философии экзистенциализма, чтобы осознать себя как «экзистенцию», человек должен оказаться в «пограничной ситуации» — например, перед лицом смерти. В результате мир становится для человека «интимно близким». Истинным способом познания, способом проникновения в мир «экзистенции» объявляется интуиция («экзистенциальный опыт» у Марселя, «понимание» у Хайдеггера, «экзистенциальное озарение» у Ясперса), которая являет собой иррационалистически истолкованный феноменологический метод Гуссерля.

Гуманистический психоанализ. Концепция гуманистического психоанализа.Сам Фромм подробно анализирует состояние человеческой личности в современном ему обществе -- т. е. в западных странах второй половины XX в. Гуманистический психоанализ основывался на ряде сформулированных Э. Фроммом теоретических положений, среди которых принципиально важными были следующие: ключевая проблема психики – не удовлетворение желаний, потребностей человека, а его особая связь с внешним миром; В основе Г. п. лежит идея об общественной обусловленности психики, о понимании человека в контексте социальных условий его существования. Цель данного вида психоанализа — познание человеком своей внутренней природы, способствование раскрытию потребностей, смысла жизни и ценностных аспектов человеческого бытия. Так, в работе «Иметь или быть? » он проводит мысль, что человек может придерживаться одной из двух альтернативных жизненных ориентации: ориентации на бытие или ориентации на обладание. Тот, кто ориентируется на бытие, стремится быть богатой, развитой личностью, а ориентирующийся на обладание - обладать как можно большим количеством вещей, материальных богатств. «Выбор между обладанием и бытием противоречит здравому смыслу, -- пишет Э. Фромм. – Обладание представляется естественной жизненной функцией: чтобы жить, мы должны обладать различными вещами. Более того, мы должны получать удовольствие от принадлежащих нам вещей. Обладание и бытие - эта два основных способа существования человека и преобладание одного из них определяет различия в индивидуальных характерах людей и типах социального характера.«Под бытием я понимаю такой способ жизни, при котором человек и не имеет ничего, и не желает, иметь что-либо, но счастлив тем, что продуктивно использует свою способности и чувствует себя в единении со всем миром. Жизнь по принципу обладания или по принципу бытия формирует у людей разные системы потребностей и ориентирует их на модели потребления. Установки на обладание максимальным набором благ порождают особую жизненную стратегию - потребительство. «Потребительство характеризуется установкой, суть которой заключается в стремлении поглотить весь мир. «Основными объектами современного потребительства в сфере досуга являются машина, телевизор, путешествия и секс, и, хотя принято считать такое время препровождение активным досугом, правильнее было бы называть его пассивным». «В современных развитых промышленных обществах потребление -- наиболее важная из форм обладания». «Нынешние потребители могут определять себя по такой формуле: я есть то, чем я обладаю и что я потребляю.

Далее, правда, обнаруживается, что в современном обществе потребности развиваются под воздействием не только обладания, но и бытия. Фромм подробно описывает различие подходов к образованию, власти, общению, любви, религии, познанию, построенных на основе принципа обладания или принципа бытия. Так, потребность в познании, формирующаяся на основе одного из Них, сильно отличается от потребности в познании, основанной на другом принципе. Концепция Эриха Фромма довольно удачно описывает систему противоречий личности современного типа, сформировавшегося в западных странах. При этом акцент делается в первую очередь на психологии человека и влиянии на него социальной среды. Проведенный Фроммом анализ направлений развития личности, системы ценностей западной цивилизации помогает лучше понять все эти аспекты концепции потребностей.

4. Человек как социальное существо. Соотношение социального и биологического в обществе.

Как показывает наука о человеке (как человеческий род, социальная форма движе­ния материи), он имеет биологические и социальные потребности. В философии, социологии, психологии и других науках обобще­ствесложились четыре концепции соотношения социального и био­логического в человеке (обществе):
1) человек — прежде всего биологическое существо, подчиненное законам природы;
2) человек — чисто социальное существо;
3) человек имеет двойственную социально-биологическую приро­ду, является биосоциальным существом;
4) человек имеет целостную социальную природу, которая в сня­том, подчиненном виде заключает в себе закономерности физиче­ской, химической и биологической форм материи.

Будучи биосоциальным существом, человек испытывает на себе взаимодействие генетической и социальной программ. Носителем генетических свойств служат молекулы ДНК, но­сителем социальной программы является опыт человечества, который передается новым поколениям путем обучения и вос­питания. Естественный отбор уже давно не имеет решающего значения в жизнедеятельности людей. Как свидетельствует ге­нетика, наследственный потенциал человека неисчерпаем и может сохраняться неограниченно долгое время. В то же время социальные условия существования людей стали все больше определять их развитие и развитие общества.

В происхождении человека биологическая и культурная эволю­ции шли рука об руку: биологическая эволюция сформировала необходимые физиологические и поведенческие характеристи­ки, давшие толчок культурной эволюции. Не отрицая роли тру­да, П. Кууси говорит о значительной роли информационного развития: при естественном отборе — эволюция информации, заложенной в ДНК, изменения в нервной системе, развитие мозга; при культурной эволюции - изменение знаний, разви­тие мышления, а также о роли общественного строя в регули­ровании поведения людей, одновременно подчеркивая, что склонность к общественному образу жизни коренится в гене­тическом наследии человека.

Каждый человек от рождения располагает генетически унаследованным «стандартным» набором потребностей (еда, сон, безопасность). Но по мере освоения человеком социаль­ного способа жизнеобеспечения его потребности, биологи­ческие по происхождению, все больше социализируются, «очеловечиваются», индивидуализируются. Появление соци­альных форм и средств удовлетворения биологических потреб­ностей ведет к их качественному преобразованию — превраще­нию в биогенные потребности. Эти биологические по своему происхождению, но социальные по способу функционирова­ния (существования и удовлетворения) потребности обычно обозначаются как естественные, фундаменталь­ные, элементарные и т.п. Именно они выступают наиболее адекватным выражением биосоциальной природы человека. Здесь социальное проникает в биологическое и видоизменяет его настолько, что оно в сущности теряет свой биологический характер, становится социальным.

Вместе с тем развитие индивида порождает потребности собственно социального его существования — социогенные по­требности.

Рис. 16.1. Соотношения биологического и социального в структуре индив


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-05-11; Просмотров: 1137; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.043 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь