Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


ГЛАВА 6. ОСНОВЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ



Понятие «педагогическая культура»

 

Нравственное начало должно стать

выше, чем юридическое и правовое.

А. И. Солженицын

 

Теория педагогической культуры разработана в последнее де­сятилетие на кафедре педагогики Ростовского педагогического уни­верситета (доцент Т. Ф. Белоусова, профессор Е. В. Бондаревская).

Педагогическая культура — это сущностная характеристика личности и деятельности педагога, это система педагогических ценностей, способов деятельности и профессионального поведе­ния учителя. В качестве компонентов этой системы выделяются (рис. 12):

- гуманистическая педагогическая позиция и личностные ка­чества;

- профессиональные знания и культура педагогического мышления;

- профессиональные умения и творческий характер педаго­гической деятельности;

- саморегуляция личности и культура профессионального по­ведения педагога.

 

 

 

Рис. 12. Структура педагогической культуры учителя

(по Т.Ф. Белоусовой и Е.В. Бондаревской)

 

Активная педагогическая позиция, которую можно выделить пятым, самостоятельным компонентом, представляется нам как:

- вера в воспитание, убежденность в общественной значи­мости профессии;

- активность в защите интересов ученика и оказании ему по­мощи;

- способность самостоятельно принимать решения в любой ситуации.

Социологические исследования последних лет позволили вы­явить, как оценивает учитель педагогическую ситуацию:

o 25% — связывают неудачи со своей некомпетентностью, ос­тальные все «списывают» на общество, семью, шко­лу и самих учащихся;

o 67% — считают, что от слабых и «трудных» учащихся нужно избавляться, чтобы не мешали другим;

o 18% — не возражают, чтобы их деятельность оценивали стар­шеклассники, остальные — против.

В то же время ученики:

o 61% — хотят оценивать работу учителей;

o 40% — не хотят ходить в школу;

o 50% — не удовлетворены полученными знаниями;

o 75% — недовольны общением с учителями, что является кра­хом для педагога: нет авторитета, нет интереса к зна­ниям и учебному предмету;

o 50% — считают, что каждый учитель и ученик занимаются своим делом, не понимая друг друга.

Что же нам, педагогам, мешает в работе?

- Не умеем вызвать у школьника желание и готовность об­щаться с учителем.

- Не учим школьников умению общаться с учителем и това­рищами.

- Излишняя официальность или панибратство.

- Узкий круг общения, ограниченный рамками предмета, т. е. нет общекультурного уровня общения.

- Мы плохо знаем духовный мир детей, внутреннюю пози­цию, внутренний эмоциональный настрой.

- Отсутствует систематический самоанализ учителем своих неудач и ошибок.

- Остатки авторитарного подхода к общению.

- Стиль учителя не меняется в зависимости от времени, раз­ных классов, разного настроения детей.

- Не можем преодолеть смысловой барьер.

- Поспешность или промедление в принятии педагогичес­ких решений (наказания, поощрения), без учета необхо­димости снятия или включения эмоций.

- Неадекватность педагогической оценки — завышение или занижение ее, резкость или несправедливость.

По мнению Е. В. Бондаревской, педагогическая культура — это единство двух аспектов, нормативного и креативного, причем зна­чение последнего сейчас неуклонно возрастает.

Новое педагогическое мышление составляет мировоззренчес­кую основу педагогической культуры современного учителя, а це­лостная научная картина педагогической деятельности, в центре которой находится развивающаяся личность ученика, — ее теорети­ческую основу.

Если мы хотим развивать сознание и культуру учащегося, его жизнь надо постоянно менять, чтобы не было шаблонизации, стан­дартизации. Человек может думать тогда, когда попадает в нети­пичную, новую ситуацию. Среди людей редко кто по-настоящему мыслит. Хотя это и желательно (вспомните костюмы наших эст­радных артистов?! ). Того, кто способен мыслить, мы называем «мыслителем». А остальные мыслят кое-как. А есть люди, которые живут, но не мыслят (живут в клиниках). Памяти у них нет или почти нет. Это жилоинвалиды.

Тесты на творческую активность, составленные американски­ми психологами, выявили, что нестандартно мыслящих людей:

взрослых - 2%

подростков - 11%

7-летних - 17%

6-летних - 37%

Глобальное (планетарное) мышление должно быть и у учени­ка, и у учителя. КПД нашей системы образования и воспитания < 18%.

Существует 3 блока общечеловеческих ценностей, стоящих над социальными:

- должно быть обеспечено осмысление единства человечес­кого рода;

- сохранение совокупного духовного опыта (в искусстве и пр.);

- диалог между различными культурами, нациями и государ­ствами должен развиваться.

Наша задача — вовсе не привить знания, умения, навыки. Наша задача — научить ребенка уникальному искусству уметь жить (са­мопознанию, любви, общению, самообразованию, самовоспита­нию) в конфликтном мире. Культура отношений — это культура разрешения конфликтов. Это часть педагогической культуры.

Если учесть современную политическую ситуацию в мире и призыв ЮНЕСКО и ООН сделать первое десятилетие XXI века де­сятилетием культуры мира и ненасилия, десятилетием толерантности, становится очевидной социальная значимость педагогичес­кой культуры.

Уровни педагогической культуры

Портрет должен быть карти­ной

и характеристикой лица.

И. Е. Репин

 

Уровень педагогической культуры характеризуется степенью сформированности ее компонентов: а) педагогических позиций; б) профессиональных знаний и педагогического мышления; в) про­фессиональных умений и опыта творческо-педагогической деятель­ности; г) саморегуляции личности и культуры профессионального поведения педагога. Различают уровни — высокий, средний, низ­кий.

Высокий уровень педагогической культуры характеризует учи­теля, который обладает необходимыми для педагогической деятельности личностными качествами, осуществляя ее на профес­сиональном уровне, ведет творческий поиск решения педагогичес­ких задач, имеет устойчиво проявляющуюся потребность в твор­ческом росте, добивается высоких результатов в обучении и воспитании всех учащихся. Этот уровень может быть назван про­фессионально-творческим. Он свойствен каждому четвертому учи­телю (26%).

Средний уровень педагогической культуры характеризует учи­теля, который обладает необходимыми качествами, осуществляет педагогическую деятельность с опорой на профессиональные зна­ния, но не ведет творческий поиск и не испытывает устойчивой потребности в творческом росте, имеет средние результаты обуче­ния и воспитания. Этот уровень может быть назван профессиональ­но-адаптивным. Его имеют 52% педагогов.

Низкий уровень педагогической культуры характеризует учите­ля, который не имеет множества профессионально-личностных ка­честв, осуществляет педагогическую деятельность без достаточной опоры на профессиональные знания и умения, не ведет творческий поиск и не имеет потребности в творческом росте, получает невысо­кие результаты в обучении и воспитании. Этот уровень может быть назван репродуктивным, непрофессиональным, его достигли 22% работающих учителей.

Для определения уровня педагогической культуры Т. Ф. Белоусова и Е. В. Бондаревская разработали диагностическую карту, со­стоящую из 116 характеристик (табл. 4). При ее заполнении нужно обвести соответствующий балл кружком, исходя из следующих критериев (в баллах):

5 — качество проявляется постоянно и зримо;

4 — качество проявляется в большинстве случаев;

3 — может проявляться и не проявляться;

2 — проявляется эпизодично;

1 — качество не проявляется совсем.

Результаты диагностики, несмотря на внешнюю громоздкость карты, легко обрабатываются на компьютере и дают объективную характеристику учителя или студента.

Таблица 4


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-05-11; Просмотров: 3110; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.023 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь