Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Понятие о церковной истории. Ее предмет и составные части.



Понятие о церковной истории. Ее предмет и составные части.

Начало церковной истории. Распространение христианства в апостольский век. Гонения на Церковь. Их причины. 1-й период гонений.

Днем рождения христианской церкви является Пятидесятница, когда Церковь получила всю полноту благодатных даров для осуществления Своей спасительной миссии. В тот же день количество христиан составило около трех тысяч. В дальнейшем благодаря миссионерской деятельности апостолов число верующих значительно увеличилось.

Первоначально возрастание христианской Церкви происходило практически исключительно за счет иудеев. Впечатление, которое производила проповедь апостолов на иудейскую среду, действительно было огромным. По некоторым данным за первое столетие существования христианства ко Христу обратилось до трети иудеев. Авторитет некоторых апостолов в иудейской среде был исключительно высок. Так по свидетельству церковного историка II в. Игисиппа, Иаков, брат Гос­подень даже имел право за­ходить в Святая Святых, где он молился за весь народ.

Однако конфликт с иудейской средой для христиан был неизбежен. Христианство было одинаково неугодно и радикальным сторонникам зилотов, ждавшим лишь удобного момента для поднятия восстания против Рима, и сторонникам настроенных на союз с Римом саддукеев. В книге Деяний описывается, как апостолы Петр и Иоанн дважды за свою проповедь представали перед Синедрионом. И дважды Синедрион не смог найти в их учении ничего предосудительного. В защиту апостолов вступается знаменитый ученый авторитет раввин Гамалиил: «...Говорю вам, отстаньте от людей сих и оставьте их; ибо если это предприя­тие и это дело — от человеков, то оно разрушится; а если от Бога, то вы не мо­жете разрушить его; берегитесь, чтобы вам не оказаться и богопротивниками» (Деян. 5: 38-39).

Первые гонения на христиан после убийства диакона Стефана еще больше усугубили расхождение с иудеями. «В те дни произошло великое гонение на Церковь в Иеру­салиме; и все, кроме Апостолов, рассеялись по разным местам Иудеи и Са­марии... рассеявшиеся же ходили и благовествовали Слово» - говорится в книге Деяний (Деян. 8: 1, 4). Оказавшись вне стен Иерусалима, религиозной столицы иудеев, христиане ощутили присущий их учению универсализм, и их проповедь коснулась не только иудеев.

В книге Деяний показано, как чудесным образом апостол Филипп оказался на дороге для того, чтобы обратить евнуха эфиопской царицы. Столь же чудесным образом состоялось обращение ко Христу и крещение римского центуриона Корнилия и членов его семьи. Однако больше всех апостолов в деле обращения язычников ко Христу потрудился апостол Павел.

Гонителями христианства выступали 3 силы: 1. народ, 2. иудейская среда и 3. само государство. Народ делал это по невежеству, язычникам были непонятны христианские таинства и обряды, христиан обвиняли не­весть в чем. Иудеи видели в Лице Христа самозванца. Иудеи обрушивают на христиан серию репрессий, как в самой Палестине, так и за ее преде­лами. В 62 г. в отсутствие римского прокуратора был казнен ап. Иаков. Это означало пол­ный разрыв христианства с иудейством. Иудеи же могли выступать в ка­честве доносчиков на христиан. Государство требовало от христиан вы­полнения гражданской повинности - принесения жертвы перед статуей им­ператора. Отказ мог караться вплоть до смертной казни. Первое гонение против христиан государство начинает в 64 г. Пово­дом для него послужил знаменитый пожар в Риме, в котором обвинили христиан. По приказу Нерона христиане были превращены в живые факелы. Начавшееся гонение продолжалось вплоть до 67 г. и он него пострадали ап. Петр и Павел.

Полное имя императора Нерона - Нерон Клавдий Цезарь Друз Германик. Нерон становится императором благодаря своей матери – Агриппине, вышедшей замуж за своего дядю – императора Клавдия. Клавдий делает Нерона своим преемником, а через 4 года умирает, отравленный Агриппиной. Римская гвардия – преторианцы провозглашают Нерона императором. К слову сказать, Нерон отплатит своей матери черной неблагодарностью – он ее потом убьет. Впрочем, быть неблагодарным он у нее и научился.

При Нероне христиан обвинили в поджоге Рима. То был самый грандиозный пожар за всю историю города. Он уничтожил большую часть столицы и лишил крова сотни тысяч людей. Нерон тут же создал временные убежища для погорельцев и наладил их питание, из своих средств обеспечил скорейшую очистку города от завалов и пожарищ, отстроил портики, позволявшие людям скрыться от палящего солнца; казна выдавала субсидии тем, кто брался за строительство новых домов с обязательством закончить их в кратчайший срок. Однако несмотря на эти меры, римское население отнеслось к Нерону настороженно. Ходили слухи, что город был подожжен по приказу Нерона. Как пишет Тацит, «Принятые ради снискания народного расположения, эти мероприятия не достигли, однако, поставленной цели, так как распространился слух, будто в то самое время, когда Рим был объят пламенем, Нерон поднялся на дворцовую сцену и стал петь о гибели Трои, сравнивая постигшее Рим несчастье с бедствиями давних времен». (Тацит «Анналы»). Нерон стремился пережить небывало острое художественное наслаждение, глядя, как обращается в гигантский костер миллионный город, семихолмный центр мира. Согласно второй, план его состоял в том, чтобы дать пламени уничтожить памятники, в которых жил многовековый древний Рим, дабы, навсегда покончив с прошлым, построить на его месте новый город, соответствовавший новой эпохе. Другая версия состояла в том, что первыми загорелись бесчисленные лавчонки, которые в большинстве принадлежали выходцам с Востока, преимущественно, евреям, и временные жилища, где они ютились. Поэтому ярость римской толпы обратилась, прежде всего, против христиан, так как христианство считалось одной из восточных сект. Вот что пишет по этому поводу Тацит: «Итак, чтобы положить конец молве, Нерон подыскал виновных и предал их суровейшим мукам; это были те, которых народ за срамные дела их по ненависти называл христианами. Наименование их произошло от Христа, который в правление Тиверия казнен был прокуратором Понтием Пилатом. Подавленное на время пагубное суеверие снова обнаружилось не только в Иудее, колыбели этого зла, но даже и в Риме, куда со всех сторон стекается и чевствуется все срамное. Некоторые на пытке указали сообщников, и затем, по их указанию, уличено было огромное множество не столько в преступлении по поджогам, сколько в ненависти к роду человеческому. Их губили с поруганием: покрывали шкурами зверей и отдавали на растерзание псам, распинали на крестах, сожигали и, если недоставало для того дня, заставляли их гореть ночью…».

По приказу Нерона гонения против христиан в угоду народу стали осуществляться правительством. За это, а также за общий его моральный облик, Нерон обозначается в христианской традиции как предтеча антихриста. Апокалиптический зверь из бездны отмечен у св. Иоанна числом 666, представляющим собой сумму цифровых обозначений тех букв, что образуют в древнееврейской транскрипции имя «Нерон». Позднейшие христианские авторы живо обсуждали, является ли Нерон антихристом (Коммодиан, Сульпиций Север) или только его провозвестником (Лактанций, блаженный Августин). Традиция сохранилась и в средние века: папа Пасхалий II (1099-1118) снес родовую усыпальницу Домициев, так как народ был убежден, что окружающие ее деревья служат приютом воронам, несущим в себе частицы души Нерона.

Второе гонение вспыхивает в конце правления импера­тора Домициана в 95-96 гг.

Несмотря на гонения, а, отчасти, и благодаря им, Церковь крепла. В нее приходили все новые члены, среди них - представители римской знати. Например, консул 92 г. Флавий Климент был христианином, как и его жена Домицилла, подарившая христианам катакомбы.

Христианские апологеты и богословская наука в период,

Й период гонений на христиан. Гонение императора

Юлиан Отступник (361-363)

В 361 г. Констанция, который не оставил после себя наследников, на престоле сменил печально знаменитый Флавий Клавдий Юлиан, известный нам больше под именем Юлиан Отступник. Такое прозвище он получил из-за того, что, будучи воспитан христианином, и даже принадлежа к церковному клиру, решился восстановить государственный статус язычества.

Юлиан Отступник был племянником Константина Великого. Его отец был сыном Констанция Хлора от второго брака с дочерью Максимина. В 337 г., когда Юлиану было шесть лет, его отец вместе со старшим братом Юлиана был убит по приказу Констанция. Самого Юлиана вместе с его братом Галлом спасло от смерти его малолетство. Детство Юлиана прошло в Константинополе, в доме его матери. Его воспитанием было поручено заниматься Евсевию Никомидийскому, однако тот не уделял этому достаточно времени, тем более что тогда ничего не предвещало, что Юлиан станет императором. Подлинным воспитателем Юлиана стал евнух из варваров Мардоний, который оказался большим любителем эллинской культуры. Мардоний открыл для своего питомца всю красоту этой культуры, все лучшее, что было в античности. Таким образом, в сознании Юлиана все благородное и высокое связывалось с античностью, а с понятием христианства невольно соединялось представление о мертвом формализме, грубом принуждении и нравственной испорченности, всем том, чего было в достатке при дворе Констанция.

Пребывание обоих братьев в столице казалось опасным подозрительному императору. В 342 г. они были отправлены в Малую Азию и поселены в уединенном казенном поместье Мацелла, с укрепленным дворцом; их окружала роскошная обстановка, но каждый шаг находился под бдительным надзором верных слуг Констанция. Образование юношей должно было продолжаться в христианском духе, при руководительстве арианских учителей. Сам Юлиан говорил потом, что эти учителя скорее похожи были на тюремщиков, чем на наставников. Галл, по-видимому, искренне принял христианское учение, Юлиан же прикидывался верующим, питая к религии Христа скрытую ненависть. В эти годы ссылки он основательно изучил книги Ветхого и Нового Завета, но вдумывался в них лишь как в закон веры врагов, чтобы приобрести, таким образом, орудие борьбы с ней. Формированию взглядов Юлиана в значительной степени способствовал тот резкий контраст, который уже тогда наблюдался между истинным учением Христа и жизнью современного ему христианского общества. Это настроение росло в силу необходимости постоянно скрывать его и исполнять обряды официального культа.

В Мацелле оба брата пробыли пять лет, после чего Констанций, отличавшийся вздорным и переменчивым характером, неожиданно возводит Галла в звание цезаря (вице-императора) для управления Востоком, а Юлиана возвращает в Константинополь.

В 351 г. Констанций снова удалил Юлиана из столицы. Назначенная ему для жительства Никомидия избрана была очень неудачно, так как этот город был тогда центром античного просвещения, и в нем обитал глава эллинистической партии, ученый ритор Либаний. Правда, Констанций формально запретил Юлиану общаться со знаменитым ритором; но тот зачитывался речами и лекциями Либания. Кроме Либания, в это время большое влияние на Юлиана оказал философ-неоплатоник Максим. Этот человек был не чужд шарлатанства. Водил Юлиана по языческим храмам и соблазнял «чудесами»: произносил нужное заклинание – и статуя Гекаты в храме начинала улыбаться, факелы в ее руке внезапно вспыхивали и т.п.

В 354 г. Констанций приказал умертвить брата Юлиана, Галла, подозревая в нем злые умыслы и страшась его бешеного нрава. Юлиан остался последним живым членом дома Константина, кроме самого императора. Сам Юлиан был вызван ко двору в Милан для производства дознания о его поведении. Его жизнь висела на волоске. Однако, за него вступилась супруга императора, Евсевия, проникшаяся к юноше романтической дружбой. Констанций разрешил Юлиану жить в Афинах, без права выезжать оттуда. Тогда в Афинах продолжала действовать основанная еще Платоном Академия. В то время в ней также обучались Василий Великий и Григорий Богослов. Позже они вспоминали Юлиана как замкнутого и нелюдимого юношу. Здесь Юлиан окончательно порвал с христианством и приобщился к языческим элевсинским мистериям, которые особенно удовлетворяли его склонность к мистике.

Постоянные внутренние смуты и набеги варваров в Галлии побудили Констанция в очередной раз переменить свое решение и поставить во главе управления областью члена своего дома, для поднятия авторитета власти. Под давлением императрицы он решил возвести Юлиана в сан цезаря и поручить ему высшее управление далеким Западом империи. В подтверждение своей милости император дал Юлиану в жены свою сестру Елену, которая, впрочем, скоро умерла.

Вопреки ожиданиям, Юлиан быстро проявил себя как неплохой полководец и администратор. Положение Галлии было смутное и трудное вследствие набегов германцев. В 356 г. Юлиан, собрав все наличные военные силы, пошел против варваров, оттеснил их многочисленные отряды за пределы области, освободил от них нынешние Трир и Кельн и, двигаясь дальше на юг, соединился с армией Констанция. Успех похода укрепил авторитет Юлиана и поднял дух войска. В последующие годы Юлиан наносит еще несколько крупных поражений варварам.

Столь неожиданные успехи и, еще больше, любовь армии возбудили подозрительность Констанция. Констанций потребовал, чтобы Юлиан отпустил на Восток, против персов, лучшие, им самим собранные и обученные легионы. Это грозило опасностью не только военачальнику, но и стране. Когда Юлиан объявил войскам предписание императора, раздраженные и встревоженные, галльские легионы возмутились, провозгласили Юлиана " августом", поклялись ему в верности и требовали, чтобы он оставил их около себя. Во вспыхнувшей гражданской войне дело не дошло до кровопролития, так как Констанций, который поспешил со своей армией сразиться с Юлианом, в пути заболел и неожиданно умер 7 ноября 361 г. Это избавило Юлиана от необходимости дальнейшего междоусобия. Все признали его единодержавным государем, и он почтил предшественника царским погребением в столичной церкви 12-ти Апостолов.

Восшествие Юлиана на трон имело немедленные последствия для Церкви. Еще в 360 г. он принимал участие в богослужении в галльских церквах, но в 361 г. он открыто порывает с христианством и провозглашает себя язычником. В то время язычники еще составляли около половины населения империи. В лице Юлиана Церковь столкнулась с образованным, последовательным и непримиримым врагом. Юлиан даже написал трактат «Против христиан», в котором доказывает, что понятие о Боге в эллинизме выше, чем у христиан.

Юлиан Отступник, получив неплохое христианское образование, понимал, что открытые гонения только усилят христианство. Поэтому в основу своей религиозной политики Юлиан положил " идею терпимости"; орудием борьбы, которое он искренне предпочитал всем остальным, была открытая, свободная пропаганда. Он высказал много интересных мыслей о необходимости свободы совести. " Надобно убеждать и поучать людей, — читаем мы в одном из его последних посланий, — обращаясь к их разуму, а не к ударам, оскорблениям и казням. Я поэтому опять и всегда приглашаю тех, кто ревностно предан истинной вере, не причинять никакого вреда секте галилеян (так он называл христианство), не допускать по отношению к ним никаких насилий. Надо питать больше жалости, чем ненависти к людям, достаточно уже несчастным, благодаря их заблуждению".

Юлиан приказал не только открыть языческие храмы и восстановить запрещенные культы, но и возвратить из изгнания, и восстановить на местах низложенных арианином Констанцием православных епископов, впрочем, видимо, не без умысла, так как взаимная борьба между православными и арианами ослабляла христиан. Поэтому император устраивал диспуты о вопросах веры у себя во дворце, приглашая к участию в них и православных, и ариан.

Юлиан был интеллигентом-идеалистом, и свою интеллигентскую выдумку воскрешения язычества он превратил в идею создания новой синкретической религии бога-солнца.

Юлиан, впрочем, понимал, что одной идейной работы отдельных мыслителей недостаточно для успеха предпринятого трудного дела по возрождению язычества. Юлиан начинает реформировать язычество. Понимая громадное значение церкви как дисциплинирующей силы, он пытается устроить подобным образом языческое жречество. Императору, как верховному главе религии, иерархически подчинялись главные руководители служения богам — " архиереи": им вменялось наблюдать за тем, как исполняли свои обязанности простые жрецы и сакральные коллегии провинций. Весь служащий богам персонал призван был к ревностному выполнению восстановленных обрядов и вновь учрежденных церемоний. Языческий культ должен был украшаться благолепием и роскошью, действовать на душу красотой празднеств, обилием жертв, пышностью процессий. Жрецы не должны были ограничиваться совершением богослужения: на них возлагалась забота о назидании душ путем проповеди. В храмах ставились кафедры, с которых они объясняли догматическое и этическое значение мифов, толковали символический смысл священнодействий; народ должен был познавать этим путем истинную веру, вводиться даже в неоплатоническую мудрость. Жрецы приглашались служить пастве образцами нравственности и безупречного поведения. Жизнь их была подчинена строгому уставу: им запрещалось посещение таверн и соблазнительных зрелищ; они должны были воздерживаться от грубых, низких занятий; за распущенность на них налагались епитимьи и отлучения. Для верующих, желавших спасать свою душу путем отшельничества и аскетического подвига, по приказанию Юлиана учреждались монастыри, мужские и женские. Наконец, чувствуя, какое большое влияние оказывает на массы христианское духовенство широкой организацией благотворительности, Ю. пытался вырвать у церкви монополию помощи слабым и предписывать чинам государственного жречества устраивать больницы, странноприимные дома, богадельни, раздавать хлеб и милостыню беднякам, защищать несправедливо преследуемых.

Было издано два эдикта, стеснявшие права церкви. Первый требовал от христианского духовенства возвращения языческим храмам отобранных у них и пожалованных христианским церквам земель и отнимал у клира предоставленные ему исключительные экономические и политические привилегии. Второй запрещал христианским священникам преподавать в светских (муниципальных) школах. Христиан запретили принимать на высокие и гражданские посты. Отпавшие от церкви, наоборот, поощрялись. Естественно, это способствовало оздоровлению Церкви из-за оттока разного рода карьеристов и приспособленцев.

Впрочем, столкновения между государством и христианами также имели место, так как многие христиане отнеслись с воинственным неприятием к возрождению язычества и восстановлению храмов, и в результате, когда из-за небрежности молящихся сгорел храм Дафны в Антиохи, Юлиан обвинил в этом христиан и приказал в качестве ответной меры закрыть городской собор. Столкновения между Юлианом и восточными христианами пополнили церковный календарь новыми мучениками.

Однако, это были лишь редкие случаи. В основном император довольствовался словесными нападениями на христиан и едкой иронией. Он все надеялся увидеть торжество язычества. Но признаков последнего не появлялось. Сам Юлиан добросовестно до мелочности выполнял все обряды: носил дрова на алтари, собственноручно закалывал посвященных животных. Действия эти возбуждали не только негодование христиан, прозвавших императора " быкосожигателем", но также и насмешки язычников, говоривших, что придется скоро людям отказаться от мясной пищи, так как весь скот будет потреблен богами. Итак, сами язычники равнодушно встречали его реформы и не отзывались на его рвение.

Образованные люди втайне посмеивались над приверженностью императора к обряду, даже суеверию, чуждались его пылкого, но педантического благочестия. Народ вяло откликался на его страстный призыв, давно потеряв веру в старых богов, не понимая новшеств императора или все дальше входя в рамки христианства. Жрецы тяготились возлагаемыми на них обязанностями. Восстановленные храмы богов оставались пустыми. Одряхлевшее язычество не в силах было ответить на громкий призыв молодого государя. Христианство же, с церковной властью во главе, пользовавшейся громадным авторитетом, держалось крепко; церковь верила в свое будущее и как будто больше сплотилась перед грозой. Знаменитый борец за православие, Афанасий Александрийский, которого только одного Юлиан отправил в изгнание за оппозицию, резкость которой преступала все законы государства, утешал паству твердыми словами: " Не страшитесь, друзья! Это — маленькое облачко, оно скоро пройдет; посторонимся немного".

Предсказание св. Афанасия в точности исполнилось. Император Юлиан Отступник погибает в 363 г. от раны, нанесенной ему вражеской стрелой на Тигре, во время похода против персов. К тому времени становилось ясно, что дело императора заходит в тупик. Тогда он решил доказать силу старых богов свой персидской кампанией, проводимой в подражание Александру Македонскому, душа которого, как он считал, переселилась в его тело. Военная компания проводилась по указаниям авгуров и жрецов, часто с пренебрежением здравым смыслом.

Некоторые считали, что император сам стал виновником своей гибели: понимая безнадежность своего дела, он искал этой смерти. Около 450 г. Феодорит Киррский записал, что перед смертью Юлиан воскликнул: «Ты победил, Галилеянин! ». По другой версии он сказал: " Замолчите, не надо жалеть государя, который отходит на небо к звездам". Аммиан Марцеллин приводит весьма пространное содержание его предсмертных слов: " настало время отдать природе, как подобает добросовестному должнику, то, что она мне дала. Я расплачиваюсь с нею радостно. Счастье пребывает в душе, а не в теле, и не надо огорчаться, когда лучшая часть нашего существа отделяется от худшей. Смерть — часто величайшая награда добрым людям от небесных богов. Я принимаю ее как милость, которую они ниспосылают, чтобы я не погиб среди трудностей жизни. Я не сделал ничего такого, в чем должен был бы раскаиваться. Я смотрел на власть как на истечение божественного могущества; я старался сохранить ее незапятнанной, управляя государством с умеренностью, воюя лишь по необходимости. Твердо уверенный, что целью хорошего управления должно быть благо народов, я стремился к справедливости. Я изгонял из своих действий произвол, который портит нравы и царства. Всякий раз как отечество — эта мать, которая должна руководить своими сынами — повелевало мне идти на опасность, я с бодростью в сердце шел вперед..."

 

Монашество

 

В IV в. появляется и получает широкое распространение новое явление в церковной жизни – монашество. Монашество имело свою предысторию. Конечно, в иудейском обществе института монашества не существовало. Однако уже в ветхозаветной традиции мы находим истоки его возникновения. Это ветхозаветные пророки и общество ессеев. Возможно, свою роль в формировании монашества сыграли и еретики-ригористы, такие как Монтан и Новациан.

Наконец в III в. в гонение императора Декия появляются первые подвижники, такие как Павел Фивейский. Но и они были лишь предтечами монашества. Как массовое явление монашество возникает только в IV в. Некоторые современники писали, явно преувеличивая, что в пустыне жило больше людей, чем в иных городах. Другие говорили о двадцати тысячах женщин и десяти тысячах мужчин, ведущих монашескую жизнь только в Египте. Но сколь бы преувеличенными ни были эти цифры, несомненно, что очень многие уходили из общества и вели отшельническую жизнь в пустыне.

Монашество как массовое явление возникает, в том числе, как реакция на обмирщение Церкви. Из гонимого христианство становится модным, христианские общины стали пополняться не только большим количеством «теплохладных» членов, но и откровенными карьеристами. Как следствие – падение духовности. В результате часть Церкви реагирует на это уходом из мира в пустыню.

Основателем монашества традиционно считается преподобный Антоний Великий, начавший свой монашеский подвиг во 2 половине III в. в египетской пустыне. В житии преп. Антония, написанном свт. Афанасием Великим, рассказывается о том, как Антоний, зайдя в храм, услышал евангельское чтение о богатом юноше, и, узнав в нем себя, раздал свое богатое имение и ушел в пустыню.

В начале своей монашеской жизни преп. Антонию часто недоставало удовольствий, от которых он отказался, и он даже начинал сожалеть, что продал все свое имущество и удалился в пустыню. Когда его посещали такие искушения, Антоний устанавливал для себя еще более жесткую дисциплину. Иногда он постился по нескольку дней или ел раз в день после захода солнца.

Через несколько лет Антоний решился усилить свой монашеский подвиг. Он поселился в склепе на заброшенном кладбище, где питался только хлебом, который ему приносили добрые души раз в несколько дней. По словам Афанасия, в это время Антонию начали являться видения бесов, которые преследовали его почти постоянно. Временами встречи с бесами выливались почти что в физическую борьбу, после которой он несколько дней чувствовал себя больным.

Наконец, в возрасте тридцати пяти лет Антоний получил видение, в котором Бог сказал ему, чтобы он не боялся, так как всегда может рассчитывать на помощь свыше. Тогда Антоний решил, что склеп, в котором он жил, был недостаточно удален от общества, и двинулся дальше в пустыню. Он нашел развалины заброшенной крепости, где и остановился. Но бесы преследовали его даже там, и искушения продолжались. Но теперь Антоний знал, что с ним Бог, и ему стало бороться легче.

Через 26 лет отшельничества у него появились ученики. Возникают первые монашеские коллективы. Ученики преп. Антония были анахоретами, т.е. жили и молились в одиночестве, лишь изредка собираясь для совместной молитвы и наставлений от старца.

Жизнь монаха отличалась крайней простотой. Некоторые разводили овощи, но большинство зарабатывали на пропитание тем, что плели корзины и циновки, которые обменивали на хлеб и масло. Тростник рос в изобилии, и, занимаясь плетением, во время работы можно было молиться, повторять псалмы или заучивать места Писания. Питались в пустыне в основном хлебом, к которому иногда добавлялись фрукты, овощи и масло. Вещи их ограничивались самой необходимой одеждой и циновкой, на которой они спали. Большинство из них неодобрительно относились к книжным знаниям, обладание которыми могло привести к гордыне.

Желая подчеркнуть, что целью монашеского подвига преп. Антония было не только личное спасение свт. Афанасий Великий рассказывает, как тот дважды путешествовал в Александрию: во время гонений Максимина, чтобы ободрить христиан и во время споров с арианами. Антоний был по национальности египтянином, коптом. Греческого языка он не знал. Книжным человеком не был. Правила, приписываемые преп. Антонию, ему не принадлежат. Преп. Антоний скончался в 356 г. в возрасте 105 лет, завещав перед смертью двум своим товарищам держать место его захоронения в тайне и передать его плащ (единственную собственность) епископу Афанасию в Александрии.

Другим знаменитым учителем монашества был Пахомий Великий. Он происходил из языческой коптской семьи. Некоторое время был военным. По преданию в самом начале своей военной службы Пахомий познакомился с христианством. Тогда военная служба длилась много лет и сопровождалась куда большими тяготами, чем в наше время. Местные христиане сочли своим долгом утешить и ободрить молодых призывников, и этого искреннего к себе участия со стороны христиан Пахомий не забудет никогда. Он дает обет посвятить себя служению людям, если ему удастся уйти из армии. Военная служба Пахомия оказалась довольно короткой. Около 314 г. он демобилизовался из армии, крестился и поселился в пустыне. Пахомий прожил в пустыне несколько лет, пока не получил от ангела повеление служить людям. Так под руководством Пахомия появляются первые монастыри. В отличие от учеников Антония, ученики Пахомия практиковали общее житие. С помощью своего брата Пахомий огородил место, которое должно было стать первым общежительным монастырем. Итак, всем нам знакомое и привычное слово «общежитие» пришло из христианской традиции. По гречески оно звучит «киновия». Первый опыт построения общежительного монастыря оказался неудачным. Собравшиеся в монастыре сочли, что Пахомий предъявляет к ним слишком строгие требования, и он разогнал их. Однако затем Пахомий не только ни на йоту не понижает планку для желающих поселиться в его монастыре, но даже усиливает требования. Желавшие принять постриг должны были полностью отказаться от своего имущества и проявлять полное послушание настоятелю монастыря. Кроме того, все должны были заниматься физическим трудом, и никому не разрешалось относиться к какой-то работе как к недостойной. Основополагающим правилом было взаимное служение, и даже люди, наделенные властными полномочиями, несмотря на данную всеми членами клятву безоговорочного им послушания, должны были служить тем, кто находился у них в подчинении. Тем не менее, количество желающих поселиться в монастыре Пахомия превзошло все ожидания.

Со временем сложился следующий порядок приема в монастырь новых членов. Желавшие стать членами общины Пахомия просто подходили к воротам монастыря. Но им открывали не сразу - прежде чем быть принятыми привратниками, они должны были провести у ворот несколько дней и ночей, умоляя, чтобы их впустили. Тем самым от них требовалось, чтобы они продемонстрировали твердость принятого решения, смирение и готовность повиноваться. Когда двери, наконец, открывались, их принимали привратники, с которыми они жили долгое время, пока не доказывали свою подготовленность к вступлению в общину. Затем их, посадив на особое место, представляли собранию монастыря, подыскивали им занятие в монастырской жизни и место в одном из домов.

Любопытный факт, касающийся процедуры приема в общины Пахомия, состоит в том, что многие кандидаты, появлявшиеся у ворот и в конечном счете принятые, были изначально не подготовленными в вопросах веры и некрещеными. Это говорит об огромной привлекательности жизни в пустыне в IV веке - ведь даже язычники видели в монашестве образ жизни, достойный подражания.

Один монастырь уже не мог вместить всех, понадобилось учреждать новые. В его девяти монастырях был введен первый монашеский устав. Дисциплина была установлена железная. Каждый монастырь был обнесен стеной. В больших корпусах жило по 40 монахов, которые размещались по видам труда. В каждом здании была общая комната и кельи - одна на двух монахов.

Повседневная жизнь монахов Пахомия заключалась в работе и молитве, и сам Пахомий подавал пример остальным, занимаясь самыми непривлекательными делами. Что касается молитвенной жизни, образцом был призыв Павла - " непрестанно молиться". Поэтому когда пекари месили тесто, а сапожники шили обувь, они одновременно пели псалмы, повторяли отрывки из Писания, молились вслух или про себя, размышляли над библейскими текстами и так далее. Дважды в день встречались на общие молитвы. Утром для молитвы, пения псалмов и чтения Писания собиралась вся община. Вечером собирались на такую же службу, но небольшими группами в общих комнатах жилых помещений.

Общины Пахомия несколько различались материальной стороной жизни. В бедности жили все, но Пахомий не требовал чрезмерно нищенской жизни, которую вели некоторые анахореты. На стол подавались хлеб, фрукты, овощи и рыба, но мясо не ели никогда. Произведенную монахами продукцию продавали на ближайших рынках, причем не только для того, чтобы иметь средства для покупки еды и других необходимых вещей, но и для раздачи нищим и странникам. В каждом монастыре был управляющий с помощником, которые периодически отчитывались перед управляющим главного монастыря, где жил Пахомий.

Настоятели дочерних монастырей, которых стали называть архимандритами от слова «мандра» - овечий загон, подчинялись св. Пахомию и его преемникам. Несмотря не всю строгость жизни в монастырях уже при жизни преп. Пахомия в его монастырях жило около 7000 монахов, а через 100 лет их стало 50000. Сестра Пахомия, Мария, подражая брату, основывает подобным же образом организованный монастырь для женщин.

Перед смертью Пахомия монахи дали клятву повиновения тому, кого он изберет своим преемником. Таким образом, был установлен обычай, согласно которому настоятели назначают своих преемников, передавая в их полное распоряжение всю организацию. Настоятели обладали высшей властью во всей системе монастырей, они могли назначать, переводить или смещать настоятелей дочерних обителей.

Дважды в год все монахи Пахомия собирались вместе для молитвы и обсуждения вопросов, связанных с положением дел в общинах. Единство организации поддерживалось также частыми посещениями монастырей самим настоятелем или его представителем.

Пахомий и его последователи не принимали церковных званий, поэтому среди них не было рукоположенных священников. Для причащения Св. Христовых Таин они по субботам посещали ближайшую церковь, а по воскресеньям в монастырь приходил священник.

В женских общинах порядок был таким же. Ими, как и мужскими, управляли Пахомий и его преемники.

Вскоре среди монахов появляются свои духовные писатели. Одним из таких писателей считается преп. Макарий Великий. Макарий Великий также происходит из родины монашества Египта. Житие Макария рассказывает, как, повинуясь воле своих родителей, он был вынужден вступить в брак, но жил со своей женой, как брат с сестрой. К моменту, когда Макарию исполнилось около 30-ти лет, его супруга и родители скончались, он удалился в Скитскую пустыню. Предположительно учителем Макария стал преп. Антоний Великий. Важно отметить, что Макарий был посвящен в сан пресвитера и строит в пустыне храм. Макарий обладал даром исцеления. У него были многочисленные ученики. Скончался Макарий Великий около 390 г.

Другим монашеским писателем был ученик Макария Великого, Евагрий Понтийский. Из-за любовной истории в ранней юности Евагрий бежит из Константинополя сначала в Иерусалим, а затем в Египетскую пустыню, где со временем стал одним из наиболее влиятельных духовных писателей своего времени. К сожалению, Евагрий Понтийский был убежденным оригенистом, разделявшим все заблуждения своего учителя. Впрочем, в своих аскетических произведениях он стоит на вполне православных позициях. Евагрий разработал учение о 8-ми главных грехах, первым описал некоторые «методы» духовной брани, созерцания и молитвы, в т.ч. т.н. умной молитвы. Даже после его осуждения за оригенизм на V Вселенском соборе, его труды под другими именами продолжали распространяться среди монахов.

Из Египта монашество стало распространяться в другие области Византии. На Синайском полуострове подвизались Нил Синаит и Иоанн Лествичник. В Палестину монашество принес во 2 половине IV в. преп. Иларион из Газы, который ввел египетскую организацию монашества. Количество его последователей измерялось тысячами. В Сирии прославились Иаков Низибийский и Ефрем Сирин.

К северу от Ливана и до Армении были распространены пустынножители. Это были подвижники-одиночки, прибегавшие к самым крайним формам аскетизма. Они носили вериги, питались только травами, приковывали себя цепями к скалам. Чуть позже там развилось столпничество. Самым известным столпником стал св. Симеон (356-459). Столпники пользовались крайним почитанием, как простого народа, так и интеллектуалов. К св. Симеону за советом ходили даже императоры.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-05-11; Просмотров: 538; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.042 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь