Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Семья Владимира Мономаха. Блаженная княжна Анна. Св. Мстислав Владимирович великий



 

Никола Святоша был одним из немно­гих исключений по кротости своей среди общего беспокойного нрава князей времени киевской Руси, проводив­ших свою жизнь в беспрестанных раздорах из-за того, кому быть великим князем.

Столь же редким исключением является семья великого князя Владимира Мономаха.

Внук Ярослава, Владимир Всеволодович Мономах прославился и бранными подвига­ми за отечество, и добрым нравом, всеми си­лами успокаивая Русь и примиряя князей.

Он творил добро врагам, одаривал их; ле­тописцы славят его незлобие, покорность отцу, которого он ни разу не ослушался, щедрость, милосердие. Молясь, он проли­вал слезы. Яснее всего рисует его завещание, оставленное им детям, в котором отразились все лучшие черты тогдашнего русского князя:

Великий князь Владимир Всеволодович Мономах. 1672 г. Рисунок из Царского титулярника

«Приближаясь ко гробу, — пишет он, — благодарю Всевышнего за умножение дней моих. Рука Его довела меня до старости маститой. И вы, дети мои, помните запове­ди Божии, ходите по стопам отцов ваших. Страх Божий — основание добродетели. Ве­лик Господь и чудны дела Его! О, дети мои! Хвалите Бога и любите человека. Не пост, не

 

 

уединение, не монашество спасет вас: спа­сут вас дела добрые. Не забывайте бедных, кормите их и мыслите, что всякое достояние принадлежит Богу, а нам дано только на вре­мя. Не скрывайте богатства в недрах земли. Сиротам будьте отцами, не давайте сильным избить вдов и слабых. Не убивайте ни право­го пи виновного; жизнь и душа христианина священны пред Спасителем нашим. При­нимайте с любовью благословение пасты­рей духовных; творите им добро, да молятся за вас Всевышнему. Не имейте гордости ни в уме ни в сердце, и думайте: „Мы тленны: ныне живы, а завтра во гробе". Бойтесь лжи, пьянства и любострастия, равно пагубного для тела и души. Старцев чтите, как отцов, мудрых слушайте, старшим покоряйтесь, с равными и меньшими имейте любовь, бе­седуйте без криводушия, воздерживайтесь от смеха, старайтесь опускать очи к земле, а душу возносить к небу. В пути, на коне, не имея дела, читайте наизусть молитвы или по­вторяйте чаще „Господи помилуй! " Не засы­пайте никогда без земного поклона, а когда, чувствуете себя нездоровыми, поклонитесь в землю три раза. Да не застанет вас солнце на постели. Идите рано в церковь воздать Богу хвалу утреннюю. Так делал мой отец, так де­лали все добрые люди в мое время. Когда озаряло их восходящее солнце, они радостно славили Господа».

И дети своею жизнью оправдали такого отца, о котором летописец говорит такие глубокие и трогательные слова: «Бе нищелюбец и правдолюбец и добрый страдалец за Русскую землю».

 

 

Дочь Владимира Мономаха Марина, вме­сте со своей теткой, его сестрой Евпраксией, кончили жизнь в подвигах иночества.

В том же киевском Андреевском монасты­ре, основанном отцом Мономаха, подвиза­лась его старшая сестра, блаженная княжна Анна, прозванная Янкой. Она занималась там воспитанием девиц, обучала их грамоте, пению и рукоделиям. Она почила 3 ноября 1113 г. и причислена к лику святых.

Сын и преемник Мономаха, Мстислав, назван Великим, а церковью — Святым. С 12 лет дед послал его княжить в Новгород, где он в юности еще показал зрелую и вели­кую душу.

Князь черниговский Олег, убив его брата Изяслава, захватил его удел — Ростов и Суз­даль. Избегая мести, Мстислав, с горестью схоронив брата в Софийской церкви, по­слал сказать Олегу: «Ты убил брата моего, но на войне гибнут цари и князья; будь же доволен твоею наследственною Рязанью, и я упрошу отца моего помириться с тобой». Олег не хотел ничего слушать и мечтал за­владеть еще и Новгородом. Тогда Мстислав вооружился и принудил Олега удалиться в Муром. Великодушный Мстислав, уважая в Олеге своего крестного отца, снова предло­жил ему мир, прося только возвратить ему пленных, и умолял отца забыть поступки Олега. Мономах сознался, что сын присты­дил его своим великодушием, и написал Олегу предложение мира. Обманно приняв предложение, чтобы усыпить племянника, Олег, только что Мстислав распустил войско, пошел на него. В один день молодой князь собрал дружину и разбил Олега, который бе­жал сперва в Рязань, а потом не знал, где ему преклонить голову, и скитался в отчаянии, боясь Мстислава. И снова благородный князь послал сказать ему: «Я буду твоим верным ходатаем пред отцом, и он не лишит тебя Русской земли. Властвуй спокойно в своем княжении, только смирись». И, действительно, Мстислав вышел из Муромской области, возвратился в Новгород и примирил Олега с отцом.

Новгородцы любили Мстислава и доро­жили им. Когда один князь хотел прислать им, с согласия Мономаха, своего сына, причем Мстислава предполагалось пере­вести во Владимир, новгородцы ответили: «Если у сына твоего две головы, пришли его к нам. Новгороду нужен Мстислав, ко­торого ему дал его дед, а сына твоего не хотим».

Памятниками теплого усердия Мстислава к Церкви остались каменные храмы — Бла­говещенский на Городище, у Новгорода (где было пребывание князей), и великолепный собор на княжьем дворе (называвшемся Ярославово Дворище) в честь святителя Ни­колая, с его чудотворною иконой.

Однажды святитель Николай явился в видении тяжко больному Мстиславу и при­казал ему отправить в Киев послов за своею иконой, размеры и вид которой святитель показал князю. Послы отплыли, но подняв­шаяся на озере Ильмень буря задержала их на три дня у Липного острова. Здесь они нашли плывущую по воде икону — круглую, как было в видении, и того же размера. Боль­ной князь, приложась к иконе, получил ис­целение.

Икона эта поныне находится в Николо- Дворищенском соборе, а на острове князь поставил храм и монастырь, от которого остались одни развалины.

Княжа в Новгороде, Мстислав дважды разбил Чудь и завладел городом Оденпе, или Медвежьего Головой, в Ливонии.

Есть предание, что Мстислав, по приказа­нию отца, ходил к Адрианополю, завоевал Фракию, и устрашенный греческий импера­тор прислал в Киев дары: крест из Животво­рящего Древа, венец, чашу императора рим­ского, кесаря Августа, золотую цепь и бармы

 

 

императора Константина Мономаха, из рода которого была мать Владимира Мономаха.

После Новгорода, по воле отца, Мстислав перешел в Белгород, а по смерти его, в 1125 г., сел в Киеве на престоле великокняжеском. Здесь он устроил монастырь в честь ангела своего, великомученика Федора, и храм во имя привезенной из Царьграда Пирогощей иконы Богоматери.

Семь лет княжил Мстислав в Киеве. В нем была твердость отца его, соединенная с неж­ной, чувствительной душой, и он старался, не обижая князей, держать их в повиновении. Победоносный вождь, не сокрушая чужих государств, он был защитой, славой и утеше­нием собственного. При его умении править

Русскою землей, если бы он прожил дольше, он мог бы надолго утвердить в ней порядок. По характеру своему он был неудержимо милостив ко всякому, не принимал серебра и золота в руки, потому что не любил богат­ства.

Заранее узнав день кончины своей, он преставился в один из дней святой Пасхи, 15 апреля 1132 г., и положен в основанном им монастыре. Современники не только чтили его, но уже и веровали в загробные молитвы его. Он причислен к лику святых.

Сыновья св. Мстислава. Св. Всеволод псковский и св. Ростислав

 

В числе сыновей св. Мстислава Великого двое были святые.

Когда Владимир Мономах перевел сына своего Мстислава поближе к себе, в Белгород, — он вместо него прислал в Новго­род его сына, своего внука Всеволода (в кре­щении Гавриила).

Юный князь положил основание (или возобновил) знаменитому Юрьеву монасты­рю, заложив величественный храм св. вели­комученику Георгию и, наделив обитель уго­дьями, воздвиг также на Торговой площади храм св. Иоанну Крестителю по случаю рож­дения сына.

В 1126 г. в Новгороде наступил, как во всех северных областях, страшный двухлетний голод. От жестокого необыкновенного холо­да вымерзли озими, глубокий снег лежал до 30 апреля, вода затопила нивы и селения, и земледельцы весной увидели на полях вме­сто зелени одну грязь. Запасов не было, а цена хлеба поднялась так, что в 1128 г. ось­

 

 

мина ржи стоила по теперешним деньгам свыше двух рублей. Народ питался мякиной, лошадиным мясом, липовым листом, бере­зовою корой, мхом, древесною гнилью. Из­нуренные люди скитались как привидения, падали мертвыми на дорогах, улицах и пло­щадях. Новгород принимал вид обширного кладбища, разлагающиеся трупы заражали воздух, и не успевали их вывозить. Отцы и матери отдавали детей в рабство иностран­ным купцам. И многие граждане искали про­питания в отдаленных странах. В эти тяжкие дни Всеволод делал все, что мог, для народа и истощил на него всю свою казну, которая не могла, однако, пропитать всех.

О добродетелях его Пролог говорит так: «Он был полон всяких благих дел: был богобоязлив и правдив, тих и кроток и равно и искренне любил всех. Уважал церковный чин и иноков, почитая их как братьев Божи­их. Заступался за сирот и вдов, миловал ни­щих и покоил недужных».

Обороняя Новгород от врагов, сиял князь и воинской славой, и победоносно ходил в Финляндию, Эстонию и Литву для охране­ния новгородских границ.

Дядя его, Ярополк, вступил в 1132 году на киевский престол, дал Всеволоду важный удел переяславльский, считавшийся первым после киевского. С сожалением прощались с ним новгородцы, упрекая его в измене св. Софии.

В то же время младший дядя его, князь ростовский и суздальский Юрий Долгору­кий, завидуя Всеволоду и думая, что Яро­полк хочет провести его в свои наследники, пошел на Переяславль. Всеволод, въехав туда утром, до обеда был изгнан Юрием. Не проливая крови, кротко принял это поно­шение богобоязненный Всеволод и вернулся в Новгород. Забыв его благодеяния и побе­ды, одержанные им для Новгорода, новго­родцы сперва не хотели принять его, говоря: «Ты искал другого княжества. Иди же, куда знаешь». Но потом одумались и послали за ним, ограничив его власть.

Через два года пришел к Всеволоду дядя его Изяслав, лишенный тем же братом Юри­ем своего удела. Новгородцы шумно вызва­лись защитить его, и Всеволод должен был вести их на Суздаль против Юрия, но, дойдя до реки Дубны, вернулся обратно. Недоволь­ные этим и ставя свою честь в возобновлении похода, новгородцы требовали, чтобы их снова вели на Суздаль. Напрасно отговари­вал их от этого предприятия киевский ми­трополит, приезжавший в Новгород. Задер­жав у себя митрополита силой, они на свят­ках, в страшные морозы выступили в поход. Через месяц на Ждановой горе произошла кровопролитная битва. Новгородцы бились крепко, пали во множестве, положили еще более суздальцев, но не одержали победы. Всеволод едва спасся с небольшим остатком дружины.

Тогда беспокойные и самовластные новго­родцы выискали за Всеволодом разные вины и торжественно осудили его на изгнание. Его заключили в епископском доме с женой, детьми и тещей (он был женат на дочери святого князя Николая Святоши) и продер­жали семь недель под стражей до прибытия новоизбранного князя.

Ярополк дал изгнаннику Вышгород, но вскоре некоторые новгородцы пришли звать его обратно. Выросши в Новгороде, Всеволод любил его, как родину, и неблаго­дарных новгородцев — как братьев. Он то­сковал вдали от Новгорода и с радостью на­правился туда.

 

 

Псковитяне приняли его с радостью, но новгородцы не хотели слышать о нем и со­брались на Псков. Тогда псковитяне зава­лили все дороги, шедшие по дремучим ле­сам, устроили окопы и так грозно готови­лись к защите, что новгородцы вернулись назад.

Во Пскове Всеволод заложил каменный храм во имя св. Троицы, поныне составляю­щий величайшую святыню Пскова. Не более года он княжил здесь, и это был год сплош­ных подвигов благочестия. Всегда набож­ный, теперь, предчувствуя смерть, он усугу­бил строгость жизни; смирял себя постом и молитвой, питал нищих, призревал стран­ников, ходил за больными, перевязывал сам их раны.

Эти христианские подвиги не были нару­шены делами воинскими: слава Всеволода сдерживала окрестные народы, трепетав­шие при его имени; никто не смел напасть на Псков, и не выдал князь никому чести вер­ного своего города.

11 февраля 1138 г., после недолгой болез­ни, он тихо почил в летах нестарых и в не­бесных селениях принял успокоение от той горечи, испытаний и унижений, какие вы­несла на земле его благородная и кроткая душа.

Когда его не стало, тогда только новгород­цы опомнились и поняли, какого праведно­го человека они гнали. Они послали в Псков протопопа от св. Софии, именем Полюда, чтобы перенести тело князя в Новгород. Но гроба не могли сдвинуть с места: князь хотел остаться там, где его при жизни покоили и любили. Горько плакали послы новгород­ские и молили дать им хоть малую часть от мощей. Тогда сам собой отпал ноготь от руки блаженного князя. В радости послы понесли эту святыню в Новгород.

Так как заложенный Всеволодом собор св. Троицы не был еще завершен, то пско­витяне погребли его мощи в церкви великомученика Димитрия Солунского. Че­рез 54 года они обретены нетленными, и св. князь, явившись в видении одному благо­честивому мужу, сказал: «Объяви властям, чтоб перенесли мои мощи в храм св. Троицы. Там хочу я возлечь. Господь Иисус Христос предал мне град мой Псков, чтобы хранить его от нечестивых немцев, и в нем хочу пребы­вать духом до скончания века». 1192 г. 27 нояб­ря (в этот день празднуется перенесение его св. мощей) св. мощи перенесены и открыто поставлены в Троицком соборном храме.

В 1363 г. благоверный князь, явившись со­борному пономарю, спавшему в притворе храма, сказал ему: «Завтра объяви причту св. Троицы и городским начальникам, чтобы вынесли иконы из церкви. В следующую ночь Господу угодно явить чудо над моими моща­ми». Приказание было исполнено, и ночью обрушился тяжелый свод храма и отшиб ма­лую часть челюстей благоверного князя, до­селе сохраняемую в серебряном ковчеге.

У раки св. князя стоит древняя чудотвор­ная икона его и висит огромный кресто­образный меч его с надписью на латинском языке: «honorem meum nemini dabo», то есть чести моей не выдам никому. Посещая Псков, царь Иоанн Грозный дивился разме­рам и тяжести этого меча.

Брат Всеволода, благоверный князь Ро­стислав (Михаил) Мстиславич, родоначаль­ник князей смоленских, принадлежал к чис­лу тех редких государей, которые в своем блестящем верховном сане находят более тягости, чем удовольствия. Он не искал ве­ликого княжества и, дважды возведенный на великокняжеский престол, искренне желал отказаться от власти.

Уже в престарелых годах, незадолго до смерти, всего более заботясь о судьбе своих детей, он, несмотря на слабость, поехал в Новгород, чтобы утвердить княжившего там сына своего Святослава.

За 300 верст от Смоленска встретили его смоленские послы Смоляне любили Рости­слава и вспоминали с благодарностью его правление. Он тоже любил Смоленск, где он открыл епископскую кафедру, поставил славный храм Петропавловский. Сын его Роман, внуки, епископ Мануил вместе с на­родом приветствовали старца; вельможи и купцы привезли ему подарки; Это внимание горожан было дорого князю. Утомленный путем, он не мог ехать далее Великих Лук и вызвал туда к себе знатных новгородцев. Он взял с них клятву забыть все неудовольствия на его сына, никогда не искать иного князя и разлучиться со Святославом только смер­тью. Потом он успокоенный вернулся в Смо­ленск. Жившая там его сестра Рогнеда, видя изнеможение брата, советовала ему остаться в Смоленске, чтобы быть погребенным в воз­двигнутом им Петропавловском храме.

— Нет, — отвечал великий князь, — я хочу лежать в киевской обители св. Феодора, вме­сте с нашим отцом, а если Бог исцелит меня молитвами Пречистой Своей Матери и преп. Феодосия, то постригусь в Печерском монастыре. Блаженный князь скончался 14 марта 1168 г. на пути, с тихою молитвой на устах: «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему, с миром».

Это были его последние слова, и слезы остановились на застывших ланитах преста­вившегося князя.

Он погребен в Киевском Феодоровском монастыре.

Блаженный князь Ростислав отличался удивительным незлобием. Он все прощал другим, помня только о своих грехах, и, ис­числяя долги свои пред Богом, забывал о том, что должны ему другие. Часто он говорил игумену печерскому: «Приготовь мне келью, боюсь смерти неожиданной». Каждый пост он приобщался святых Таин, а во время Ве­ликого поста всякую субботу и воскресенье он звал к себе на обед игумена печерского с 12 братьями этой обители. Он беседовал с ними о христианской жизни и часто гово­рил им о намерении удалиться от суетного мира, чтоб мимотекущую краткую жизнь посвятить Богу в безмолвии монастырском. А благоразумный старец, преп. Поликарп, отвечал ему на это: «Бог требует от тебя дру­гих подвигов: делай правду, блюди землю Русскую».

Ростислав уступал в дарованиях отцу сво­ему, св. Мстиславу Великому, и деду, Влади­миру Мономаху, но всей душой любил ро­дину, любил мир и правду, страшился про­ливать кровь русскую.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-05-11; Просмотров: 401; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.027 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь