Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Влияние фобий на личность и ее поведение



 

Последствия фобий разнообразны. Как пишет А. И. Захаров [ПО], в первую очередь это относится к изменениям эмоциональной сферы, когда все существование человека окрашивается тревогой. Исчезают некоторые проявления положительных эмоций: смеха, жизнерадостности, ощущения полноты жизни. Вместо них развиваются хроническая эмоциональная неудовлетворенность и удрученность, тревожно-пессимистическая оценка будущего. Подобное состояние эмоционального перенапряжения проявляется не только общей заторможенностью и раздражительной слабостью, но и в виде импульсивных, внезапно возникающих, трудно предсказуемых действий.

Наличие устойчивых страхов говорит о неспособности справиться со своими чувствами, контролировать их, когда пугаются, вместо того чтобы действовать, и не могут остановить «разгулявшиеся» чувства. Невозможность управлять собой порождает чувство бессилия и безнадежности, понижая еще больше жизненный тонус, культивируя пассивность и пессимизм. Тем самым страх, как мина замедленного действия, подрывает уверенность в себе, решительность в действиях и поступках, настойчивость и упорство в достижении цели. Без веры в свои силы человек уже не может эффективно бороться, отстаивать свои права, у него развивается пораженческая психология, он заранее настраивает себя на неудачу и часто терпит поражения, все больше и больше убеждаясь в своей неспособности и никчемности. В этих условиях возрастает потребность в успокаивающих средствах, в том числе заглушающих остроту переживаний.

 

Испытуемые (девушки) были разделены на две группы. Обе группы должны были подвергнуться ударам электрического тока. Испытуемым одной группы говорили, что удары тока будут довольно сильными и неприятными (предполагалось, что такая информация вызовет сильный страх), тогда как второй группе сообщали, что удары будут слабыми и не вызовут неприятных ощущений (установка на слабый страх). Применение шкалы оценок подтвердило эффективность такого способа актуализации эмоций: по оценкам испытуемых, во второй группе страх был более слабым, чем в первой.

Затем испытуемым сообщали, что по некоторым причинам проведение эксперимента должно быть временно отложено, и спрашивали, хотят ли они подождать его начала вместе, в одиночку или это не имеет для них значения. После того как испытуемые давали ответ на поставленный вопрос, эксперимент заканчивался.

Оказалось, что 63 % испытуемых, у которых был вызван сильный страх, выразили желание провести период ожидания в обществе других; в группе. в которой создавалась установка на слабый страх, такое пожелание высказали только 33 % испытуемых. Таким образом, в зависимости от силы страха возникала более или менее сильная тенденция к поиску контакта с другими людьми. Согласно Шехтеру, его исследования свидетельствуют о том, что увеличение страха приводит кусилению потребности в социальном контакте [Schachter, 1959].

Исследования Шехтера показали также, что страх приводит кусилению тенденции к социальному контакту отнюдь не у всех; более склонными к такого рода реакциям оказались, например, первенцы и единственные в семье дети: разумеется, это обусловлено не формальным фактором очередности рождения или количеством братьев и сестер, а личностными особенностями, связанными с различием воспитательных воздействий.

 

Рейковский Я. [234, с. 171–172]

 

Страх уродует и мышление, которое становится все более быстрым, хаотичным в состоянии тревоги или вялым, заторможенным при страхе. В обоих случаях оно теряет гибкость, становится скованным бесконечными опасениями, предчувствиями и сомнениями. Второстепенные детали заслоняют главное, а само восприятие лишается целостности и непосредственности. Из-за нарастающей эмоциональной напряженности и боязни показаться смешным, сделать не то и не так, как требуется, уменьшаются познавательная активность, любознательность, любопытство. Все новое, неизвестное воспринимается с долей настороженности и недоверия, а поведение приобретает пассивный и излишне осторожный характер. В некоторых случаях люди настолько устают от страхов, что отказываются от любых проявлений инициативы и внешне производят впечатление равнодушных и безразличных людей.

Возникающий в этих условиях тревожно-пессимистический настрой приводит к тому, что все случайное, неприятное приобретает роковое значение, становится постоянным знаком опасности. Человек уже не способен там, где нужно, пойти на риск, следовать непроторенными путями, не пугаться тайн и сомнений, т. е. он не способен ко всему тому, что составляет основу новаторского и, в более широком плане, созидательного, процесса.

При устойчивой фобии, искажающей эмоционально-волевую сферу и мышление человека, отношение окружающих к нему воспринимается им все более неадекватным образом. Кажется, что люди не так относятся, как раньше, не понимают, осуждают его. Возникает не только тревожность, но и мнительность. Навязчивые фобии приводят к развитию труднопереносимой социально-психологической изоляции, несмотря на желание быть вместе со всеми и жить полноценной, творчески активной и насыщенной жизнью.

Бывает, что из-за возникшей фобии человек сначала перестает пользоваться общественным транспортом («мало ли что может случиться»), затем перестает ходить на работу. Налицо фобический невроз, и человеку пора уже обратиться к психотерапевту или психиатру.

 

 

Глава 9. Боязни, связанные со здоровьем и жизнью

 

Боязнь водной среды

 

Имеется два рода боязней, связанных с водной средой: боязнь водной стихии (открытых и закрытых водных бассейнов и рек) и боязнь соприкосновения с водой (аквафобия).

Боязнь водной стихии. Удивительно, но особенно боятся водной стихии жители островных государств, хотя, казалось бы, должно быть наоборот. Если люди живут в месте, со всех сторон окруженном бескрайней водной гладью, то должны бы еще с раннего детства сродниться с водной стихией. Однако это верно лишь отчасти.

Выделяют ряд боязней, связанных с водной стихией.

Лимнофобия (от греческого – гавань, бухта, т. е. водоем со спокойной гладью воды) – это боязнь озер и того, что таится под поверхностью воды. К лимнофобии относят также страх перед болотами и прудами. Причины лимнофобии, как правило, связаны с детством: наглотался воды и чуть не утонул; перевернулся в лодке и напугался; кто-то из приятелей неудачно пошутил, неожиданно схватив за ноги и потянув на дно; видел утопленника; наслушался страшилок о нечисти из болота или пересмотрел фильмы ужасов о живущих в темных водах монстрах. Страдающие лимнофобией испытывают страх перед купанием и нахождением в воде озера или пруда, в некоторых случаях панику вызывает созерцание этих водоемов и перспектива отдыха на их берегах. Поверхность воды кажется обманчиво коварной, а темная глубина озера таит в себе невидимые опасности. Страдающим лимнофобией лучше купаться в неглубоких бассейнах с прозрачной водой и дном, выложенным плитками.

Потамофобия (от греческого – поток) обозначает состояние страха, возникающее при созерцании стремительно движущейся воды, быстрого течения реки, водоворотов, бурных водопадов.

Осознание опасности, исходящей от бурных водных потоков и мутных вод, присуще любому человеку со здоровым инстинктом самосохранения, но травматичный опыт или чрезмерная восприимчивость могут поспособствовать возникновению фобии.

Талассофобия (от греческого – море) – это навязчивый страх купаться и плавать в море или в океане, осуществлять морские путешествия. Иррациональный страх перед морской стихией мешает страдающим талассофобией получать удовольствие от отдыха на море и морских круизов. Причиной возникновения талассофобии обычно служит травматичный опыт и связанные с ним негативные эмоции: от неудачного купания с попаданием сильно соленой воды в нос и глаза до кораблекрушений и нападения акулы. Это особенно касается впечатлительных людей, у которых сообщения о нападениях акул, о жертвах цунами, даже фрагмент фильма об акуле-убийце может отбить желание плавать в море. Фобия у них закрепляется на подсознательном уровне, ощущение угрозы сохраняется надолго.

Батофобия (от греческого – глубина) – это боязнь глубины, сопровождающаяся паническим чувством страха, когда человек ощущает под собой «водную бездну», бесконечное пространство, которое, как ему кажется, поглощает его. Психологи считают, что эта фобия является одним из проявлений страха перед смертью, так как в основном человек боится глубины потому, что не сможет контролировать себя и утонет. Батофобия крайне опасна для человека, так как она приводит к тому, что человек теряет контроль, и это может привести к утоплению.

Батофобия – явление довольно распространенное, присущее как детям (даже новорожденный младенец может быть поражен этим страхом, о чем прекрасно знают родители; такой ребенок протестует против купания в ванне, но ничего не имеет против душа), так и взрослым. Например, в 1998 году Американским институтом общественного мнения Gallup было проведено исследование, согласно которому 46 % взрослого населения США чувствовало страх перед глубокой водой в бассейне, и еще 64 % американцев боялись глубокой открытой воды. Это приводит к тому, что многие люди не умеют плавать; например, по отечественным данным, в конце прошлого века не умели плавать 40 % юношей и девушек [318].

Батофобию часто делят на объективную и деструктивную. Объективная батофобия – это боязнь заплывать на глубину, потому что человек плохо плавает и боится утонуть. Она может быть связана и с тем, что человек когда-то чуть не утонул либо сам был свидетелем трагического случая. Часто у человека с высокой тревожностью батофобия возникает на пустом месте, лишь от случайной мысли, что под ним несколько метров водного пространства, которые кажутся бесконечными.

Деструктивная боязнь глубины связана с иррациональными мыслями о том, что в глубине прячутся страшные чудовища, которые только и ждут момента, чтоб напасть на человека. У некоторых людей иррациональная батофобия приводит к тому, что человек, стоит ему заплыть далеко от берега, слышит голоса русалок и морских существ, а некоторым океан кажется мыслящим существом, которое негативно настроено по отношению к человеку.

Боязнь глубины проявляется в том, что человек предпочитает либо не плавать вообще (и не обучаться плаванию), либо не заплывать дальше нескольких метров от берега. Если друзья решат подшутить, потащив батофоба на глубину, у него может случиться истерика или даже обморок.

Батофобия может сочетаться с лимнофобией, потамофобией и талассофобией. Как и талассофобия, батофобия может быть у хорошо плавающих людей. По этому поводу американцы шутят: «Если вы боитесь воды, нужно просто научиться плавать. Правда, для этого в первую очередь вы должны преодолеть свой страх воды». В результате получается замкнутый круг.

Даже у хороших пловцов в сознании может прочно сидеть страх перед глубиной. Они часто признаются, что их пугает глубина, и они стараются о ней не думать, чтобы не потерять уверенность в своих силах и не поддаться панике.

Одна женщина описывала свой страх примерно так: «Я заплыла довольно далеко от берега, легла на спину отдохнуть. И решила посмотреть вниз. Меня охватил ужас перед бездной подо мной. Я начала биться, пытаясь перевернуться и плыть к берегу. Едва не утонула, но смогла побороть панику».

Хотя боязнь опустить голову в воду характерна в первую очередь для плохо плавающих, ее можно встретить и у хороших пловцов. Женщина, не боящаяся далеко заплывать в море, рассказывает: «Страшно боюсь опускать голову в воду. Голова над водой – и сам черт не страшен, а под воду силой не затащишь».

Мужчина, хорошо плавающий, совершающий далекие заплывы, признался: «Страх перед темной толщей воды остался».

Восемнадцатилетняя девушка вспоминает: «Сил у меня было достаточно, но вдруг я представила себе, что здесь очень глубоко, и испугалась. Сразу перехватило дыхание, пыталась встать на дно и безуспешно, барахталась, плыть не могла. Вначале было страшно умирать, а потом я смирилась со своей участью. Уже с синими ногтями меня вытащил из воды парень».

Взрослые, умеющие плавать в бассейне, но испытывающие боязнь глубины в открытом водоеме, обычно имеют хотя бы одного родителя с аквафобией.

При возникновении страха глубины начинающий пловец должен уметь успокоить себя, что если он не достанет до дна, то ничего страшного, можно лечь на спину и отдохнуть.

Если боязнь глубины вызвана у ребенка неумением плавать, нужно срочно начинать освоение этого навыка, причем лучше начать обучение в детском бассейне или на неглубоком месте, в присутствии близкого человека. Наиболее предпочтительным вариантом являются объятия родителей в момент острого переживания страха, купание вместе – для начала (например, под душем), потом можно переходить в ванну, и только потом – купаться в речке или озере.

Самостоятельное обучение плаванию должно начинаться с опускания лица в воду, открывания глаз в воде, с выдохов в воду, промеров глубины «солдатиком» – эти упражнения надо поставить первыми и обязательными. Далее нужно учиться задерживать дыхание, рассматривать дно, водоросли, лучше всего нырять с ластами и маской.

Очевидно, что научиться плавать не поздно и взрослым, даже при наличии у них боязни глубины. Однако для успеха в обучении следует учитывать особенности конкретного человека и с их учетом использовать соответствующие методики тренировки. Например, Ю. Н. Шувалов при обучении студентов плаванию учитывал степень интроверсии (замкнутость) и нейротизма. Для лиц с ярко выраженными этими особенностями он удлинил период освоения с водой, увеличил долю теоретической подготовки, для интровертов использовал подробные объяснения, а для студентов с высоким нейротизмом проводил курс психической регуляции. В результате был достигнут 100 %-ный успех.

Аквафобия – это патологическая боязнь воды, она пугает аквафоба во всех своих проявлениях. Иногда страх воды так велик, что обыкновенное купание в ванне превращается для человека в настоящее испытание. Некоторые аквафобы еще могут терпеть пребывание в наполненной водой ванне, но лишь с тем условием, что вода абсолютно прозрачная и ее поверхность не покрыта обильной пеной. Человек может находиться в относительном спокойствии, когда видит свое тело и убежден, что ему ничего не угрожает из глубины ванны.

Аквафобия, как правило, возникает у лиц, которые пережили сильную травму, связанную с водой. Например, человек мог наблюдать, как кто-то тонул, или сам чуть не утонул. Одной подобной ситуации достаточно, чтобы сформировался условный рефлекс на воду в виде боязни воды.

Но нередко происходит так, что на память не приходит никаких фактов, оправдывающих водобоязнь. В таком случае, возможно, боязнь воды появилась в раннем детском возрасте и просто забылась, но в подсознании зафиксировались негативные эмоции, имеющие отношение к воде. Особенность в том, что страдающие аквафобией далеко не всегда боятся только больших открытых водоемов – таких, как море или река, где риск утонуть существует для любого человека. Например, малыш может всего лишь поскользнуться в наполненной водой ванне и на секунду погрузиться в воду с головой, мгновенно подхваченный руками мамы, и в некоторых случаях этого мгновения достаточно, чтобы возник страх, который начнет расти и укрепляться, превращаясь со временем в настоящее паническое расстройство.

Следует отметить, что боязнь воды у детей – более распространенное явление, чем у взрослых. Обнаруживают ее в возрасте четырех-пяти лет, и она может проявляться еще три-четыре года.

Наряду с самыми распространенными причинами возникновения данной фобии существует и ряд других, менее существенных причин, но их также нельзя не принимать во внимание. Для слишком эмоциональных людей, особенно в детском возрасте, причиной такого необоснованного страха могут быть фильмы-катастрофы, сюжет которых основан на огромных цунами, наводнениях и прочих стихийных бедствиях, уносящих несчетное количество человеческих жизней. В конечном итоге человек делает для себя вывод, что вода представляет собой огромное зло. Иногда аквафобу кажется, что он не просто утонет, зайдя в реку, а из глубины поднимется нечто ужасное и утащит его.

В основном аквафобия не причиняет больным особых неудобств, хотя, бесспорно, эта боязнь накладывает свой отпечаток на стиль их жизни. Люди с боязнью воды предпочитают не прогуливаться возле водоемов, и сам по себе вид озера или бассейна заставляет их нервничать. Они не только не хотят купаться, но и никогда не согласятся покататься на лодке или катере. А такие традиционные виды отдыха, как, например, рыбалка, вызывают у них отвращение. Более того, даже в жаркий летний день, проходя мимо фонтана, больные аквафобией будут стараться пройти так, чтобы случайные брызги, принесенные ветром, не задели их.

Страх воды, как и любой другой страх, лечится с помощью психотерапии. Из самостоятельных способов психологи рекомендуют метод «пойди на свой страх». Можно, например, записаться в бассейн и вначале находиться в воде под присмотром инструктора, а затем переходить к самостоятельным тренировкам. Летом преодолевать свой страх можно на открытых водоемах, вначале со спасательным жилетом, потом без него.

Можно попробовать и другие способы борьбы со страхом воды; например, практиковать визуализацию, представляя, как вы легко находитесь в воде, как плывете, как чувствуете в себе силу и уверенность.

 

9.2. Боязнь смерти (танатофобия) [23]

 

Нужно иметь большую фантазию, чтобы бояться смерти.

Марлен Дитрих

 

Страх (боязнь) смерти – эмоциональное состояние, сопровождающееся беспокойством и тревогой человека по поводу собственной жизни и возможности ее прекращения [176].[24]В отличие от многих других фобий, когда импульсы страха запускаются при виде конкретных провоцирующих факторов (например, при виде паука у некоторых возникает приступ арахнофобии), танатофобия может постоянно будоражить наше сознание. Недаром страху смерти уделяли большое внимание философы всех времен.

 

В идеалистической теории Платона основанием для признания несостоятельности страха смерти служила идея бессмертия человеческой души. В диалоге «Аксиох» Платон показал, что страх, навевая мрачные мысли, заслоняет истинные представления о жизни после смерти. Доказательство бессмертия души освобождает человека от тяжелых раздумий, а тем самым и от страха смерти. В свою очередь, Эпикур, критиковавший препятствующий атараксии страх смерти, связывал возможность преодоления этого страха с занятиями философией. Только философствующий разум способен избежать «страха перед будущим».

Эту эпикурейскую линию продолжил Тит Лукреций Кар, считавший источниками страха смерти не только неотвратимую конечность человеческой жизни и бесконечность небытия после смерти, но и социальные факторы. К их числу мыслитель относил экономическое неблагополучие, кажущееся человеку «преддверием смерти» и лишающее спокойствия. Однако этот «ложный испуг» перед небытием не создает ничего, кроме пороков – алчности, убийств, предательства, зависти и ненависти. Единственным способом избавиться отложного страха смерти является, согласно Лукрецию, познание природы вещей и их внутреннего строения: «Если же мысли у них и слова бы их были разумны, стал бы свободен их ум от великой заботы и страха». ‹…›

П. А. Гольбах пришел к мысли о том, что страх порождает всяческие фантазии – суеверия и религиозные представления. Однако религия, по его мнению, не утешает человека, но, напротив, делает естественный конец человеческой жизни – смерть, еще более горькой и страшной, чем она есть на самом деле. Человек впадает в малодушие, трусость, лишается жизненной активности и стремления к обретению своего счастья. Согласно П. А. Гольбаху, думать о смерти необходимо, чтобы научиться правильно и спокойно смотреть на предстоящую смерть. Развивая античную традицию. П. А. Гольбах подчеркивал, что разумный человек, у которого «дух просвещен разумом», должен свыкнуться с мыслью о смерти как неизбежном конце, обусловленном законами природы. Такое отношение к смерти позволяет избавиться от ложных страхов и покорно следовать велениям судьбы. ‹…›

В иррационализме, пришедшем на смену классической философии, дается новая трактовка страха смерти. С позиций волюнтаризма А. Шопенгауэр доказывал, что страх смерти есть не что иное, как обратная сторона воли к жизни. Биологически универсальный и свойственный всякому живому страх смерти заставляет организм избегать опасностей. Поэтому философ называет страх смерти величайшей эмоцией – ведь стремление избежать опасности как раз и доказывает наличие воли к жизни.

Волюнтаризм шопенгауэровской интерпретации страха сочетается с элементами эпикуреизма и индуистскими представлениями о перерождении. Следуя эпикурейской традиции, А. Шопенгауэр стремился доказать, что смерть не есть зло, ибо она «нисколько нас не касается». Против страха смерти А. Шопенгауэр приводил следующие аргументы: во-первых, если бы человека в смерти пугала мысль о небытии, то он должен был бы испытывать то же при мысли о том времени, когда его еще не было, ведь небытие смерти ничем не отличается от небытия до рождения; во-вторых, страх смерти не может возникать и от того, что человек испытывает «жажду бытия», обусловленную желанностью этого мира, поскольку идея бессмертия души связана с представлениями о лучшей жизни. Эти доводы против страха смерти служили А. Шопенгауэру рациональными аргументами и против иррациональной воли, аргументами разума, «не подкупленного волей». Философ был убежден, что иррациональная слепая воля к жизни преодолевается знанием, открывающим человеку ничтожность и кратковременность его существования, бессмысленность желания уцепиться за мгновения жизни. Иррациональное начало, составляющее, по А. Шопенгауэру, сущность живого существа, противопоставлено рациональному побеждающему страх смерти.

Таким образом, истинное знание о жизни, о сущности человеческого бытия и всего живого является средством освобождения человека от страха смерти. Как это ни парадоксально, но знание, рациональность необходимы, чтобы, освободившись от страха, постичь иррациональную сущность жизни.

 

Баринов Д. Н.[66]

 

И. И. Мечников [192] в своей работе «Биология и медицина» отмечал, что страх смерти – один из главных признаков, отличающих человека от животных. «Все животные инстинктивно избегают смерти, но не осознают этого. Ребенок, избегающий ее подобным образом, также не имеет никакого представления о неизбежности смерти. Сознание этого приобретается только позднее, благодаря необыкновенному умственному развитию человека». Мечников утверждал, что во все времена страх смерти составлял одну из величайших забот человека, и осознание неизбежности своего конца не дает в полной мере наслаждаться жизнью многим людям. Решение проблемы он искал в науке, которая могла бы, с одной стороны, удлинить срок жизни человека, а с другой – помочь ему осознать естественность и закономерность умирания, тогда этот процесс перестает вызывать ужас и отчаяние. В конце своей жизни он создал учение об ортобиозе – такой жизни человека, когда на смену активной деятельности приходит спокойная старость, страх смерти исчезает, уступая место чувству пресыщения жизнью и желанию смерти.[25]

Как пишет С. Белоусов [32], знание смерти – тяжелая, подчас невыносимая ноша. Умом человек понимает, что когда-нибудь умрет, но в то же время… не хочет знать этого, не хочет напоминаний о ней. Знание о том, что человек умрет, оттесняется далеко на периферию сознания, а иногда – в область бессознательного. Так происходит потому, что включаются механизмы психологической защиты. Цивилизация тоже помогает ему в этом. Разговоры о смерти неприличны. Существует стремление скрыть смерть от детей, изолировать смерть в стенах больниц и моргов, расположить места упокоения усопших подальше от городов. В некоторых кантонах Швейцарии похоронным автобусам запрещено появляться на улицах в дневные часы, чтобы мысли о смерти не смущали граждан.

Есть и другая крайность – десакрализация смерти. Особенно ярко это видно на примере так называемого черного юмора, сюда же относятся выражения типа «перекинулся», «дал дуба». Но здесь за натужными остротами, пишет С. Белоусов, проступает леденящий страх. Применяется и другой образ защиты, выработан набор приличествующих случаю фраз: «Бог дал, Бог взял» или «Все там будем».

 

Человек живет, покуда он боится смерти и борется за жизнь. Только душевнобольные люди не боятся смерти, а в состоянии деменции стремятся к ней.

Проблема смерти в истории философии традиционна. Но ее рассмотрение почти всегда приобретало у философов психологический оттенок. Сократ. Платон, Аристотель, Эпикур, Ф. Бэкон, Л. Толстой, М. Вебер – все они стремились освободить человека от страха смерти и помочь преодолеть ее трагизм. ‹…› Сенека по томуже поводу: «Атрибуты смерти устрашают сильнее самой смерти». Бэкон был убежден, что «люди страшатся смерти, как малые дети потемок. Но боязнь ее как неизбежной дани природе есть слабость». Спиноза вообще отвергал проблему смерти: «Человексвободный ни о чем так мало не думает, как о смерти, и его мудрость состоит в размышлении не о смерти, а о жизни». Мы же полагаем, что ‹…› философские сентенции цитированных философов давно опровергнуты практическими исследованиями И. И. Мечникова, который потратил массу времени для подтверждения своей гипотезы о том, что к концу естественного срока жизни человек преодолевает страх смерти и готов спокойно умереть, также, как к концу рабочего дня он с удовольствием, освобождаясь от усталости, предается сну. ‹…› Но поиски ученого окончились безрезультатно, даже очень старые люди испытывали явное желание жить. Преодоление страха смерти для пожилого человека, как и вообще для человека любого возраста, возможно лишь в двух случаях: когда этот страх преодолевается ради жизни и в состоянии деменции. Безумству храбрых не надо петь песен. Безумство оно и есть безумство. Сильные люди преодолевают страх смерти, а слабые сгибаются под его тяжестью. Илья Толстой (сын Льва Толстого) в книге «Мои воспоминания» записал: «Как натура очень стойкая и сильная физически, он [Лев Толстой] инстинктивно всегда боролся не только со смертью, но и со старостью. Ведь до последнего года он так и не сдался, – все делал для себя сам, и даже ездил верхом. Поэтому предполагать, что у него совершенно не было инстинктивного страха смерти, нельзя. Этот страху него был, и даже в большой степени, и он с этим страхом постоянно боролся. Победил ли он его? Отвечу определенно, что да». Священник Евлампий Кременский в одной из проповедей говорил: «Жизнь для каждого человека представляется величайшим благом. Даже страдальцу и узнику она весьма дорога. Каждому приятно смотреть свет Божий и сознавать себя живым». Страх смерти – это чисто человеческое чувство, такого нет ни у одного животного. Именно потому, что это человеческое чувство, оно и может быть преодолено. Гипотеза о возможности «желаемой» смерти никогда не находила реального подтверждения. Как объяснил Воланд в «Мастере и Маргарите», человек не просто смертен, а всегда внезапно смертен. Смерти боятся не те, кто уходит, а те, кто остается. И это по-человечески понятно. Смерть близкого человека, сколько бы лет ему ни было, тяжкое испытание. Привлекательно выглядит древний японский культ предков, они верили, а многие и поныне верят, что человек после смерти продолжает существовать через своих живущих потомков и только при отсутствии таковых окончательно умирает. Умершие предки продолжают считаться членами семьи «из» – «духами», которые могут наказать, и потому следует уважать живых предков – «будущих духов».

 

Альперович В. Д. [15]

 

Несмотря на неизбежность смерти, большинство людей боятся ее и стремятся отодвинуть срок ее наступления или пытаются обмануть смерть. Одну старушку преследовал навязчивый страх, что она умрет во сне. Последние четыре года жизни она провела сидя на стуле, и так умерла в свои 89 лет. Людовик XIV, король Франции, в последние годы жизни запретил придворным упоминать о смерти в его присутствии. Из-за того, что он жил слишком близко к кладбищу, он построил новый роскошный дворец в Версале.

Большинство опрошенных в наше время жителей Великобритании избегали этой темы и на вопросы отвечали следующим образом: «Я пытаюсь как можно меньше думать о смерти и умирании», «Я стараюсь переключаться на другие темы» и т. п.

В результате боязнь смерти уходит на уровень подсознания и становится неосознаваемой [194]. У многих людей она усиливается ночью, когда они остаются одни в темноте и не имеют возможности отвлечься от панических мыслей какими-то делами, как это бывает днем.

 

Исследование страха смерти социолога из Флоридского университета Моники Ардельт, показало, что страх и избегание темы смерти значительно в большей степени присущи людям, которые ощущают свою жизнь пустой и бессмысленной. Наоборот, лицами, для которых жизнь представляется полной смысла, смерть воспринимается не как абсурдное, а как осмысленное событие, поэтому тревога по ее поводу выражена у них в значительно меньшей степени. Страх смерти также имел отрицательные корреляции с такой характеристикой, как «мудрость», которую Моника Ардельт определила через аспекты адекватного эмоционального и когнитивного восприятия действительности.

 

Мирончак К. В. [http: //tanat.info/strah-smerty-kak-res]

 

Как показано К. В. Мирончак [193], низкий уровень боязни смерти имеет высокозначимые положительные корреляции с удовлетворенностью своей жизнью, с уровнем ее осмысленности, с восприятием процесса жизни как интересного, эмоционально насыщенного и наполненного смыслом. В ценностно-смысловой сфере для личностей с низким уровнем боязни смерти доминантными смыслами оказались смыслы самореализации («чтобы совершенствоваться, реализовать все свои возможности»), когнитивные смыслы («чтобы понять себя самого, чтобы понять жизнь») и экзистенциальные смыслы («чтобы быть свободным, жить и любить»).

К. В. Мирончак описывает профиль личности с низким уровнем боязни смерти. Для нее характерны:

1) целеустремленность, наличие целей в будущем, которые придают жизни осмысленность, направленность и временную перспективу;

2) удовлетворенность своей жизнью в настоящем, восприятие процесса своей жизни как интересного, эмоционально насыщенного и наполненного смыслом;

3) удовлетворенность самореализацией, прожитой частью жизни, ощущение производительности и осмысленности той части, которую человек прожил;

4) представление о себе как о сильной личности, обладающей достаточной свободой выбора, чтобы построить свою жизнь в соответствии со своими целями и представлениями о ее смысле, убежденной и способной контролировать события собственной жизни, свободно принимать решения и воплощать их в жизнь.

Для людей с высоким уровнем боязни смерти характерны противоположные характеристики.

По данным В. Ю. Тотубалиной [269], люди с высокой самооценкой и интернальным локусом контроля испытывают меньшую боязнь смерти, чем люди с низкой самооценкой и экстернальным локусом контроля. Обнаружена также связь боязни смерти с такими социально-демографическими показателями, как возраст и наличие или отсутствие детей, с принадлежностью к религиозной конфессии.

Национальное агентство по развитию науки и космических исследований Франции изучало проблему танатологии по материалам проведенного в 1993 году социологического исследования более двадцати тысяч французов. Результаты свидетельствовали о том, что мысли о смерти особенно актуальны для лиц тридцати пяти – сорока четырех лет и во всех возрастных группах женщины чаще задумываются о конечности жизни, что наглядно отражено в табл. 9.1.

 

Таблица 9.1. Распределение частоты встречаемости мыслей о смерти по возрасту и полу, %

 

Данные, полученные С. А. Абдугалимовой [2], Е. А. Сергеевой и В. М. Бызовой [250], подтверждают наличие половых различий в отношении к смерти: лица женского пола чаще боятся смерти, чем лица мужского пола.

 

Люди боятся смерти по той же причине, по которой дети боятся темноты, потому что они не знают, в чем тут дело.

Френсис Бэкон

 

Психологи утверждают, что страх смерти – это чисто человеческое чувство, такого нет ни у одного животного. Именно поэтому оно и может быть преодолено.

 

Жизнь дана нам под условием смерти и сама есть путь к ней, поэтому глупо ее бояться: ведь известного мы заранее ждем, а боимся лишь неведомого.

Луций Сенека, римский мыслитель (I век н. э.)

 

П. Брэгг утверждает, что смерть надо принимать как неизбежность и следует выбросить из головы вечный страх перед ней. «Молодость – это приготовление к старости, жизнь – это приготовление к смерти».[26]

 

Умирание, говорим мы себе, подобно засыпанию. Такого рода выражения имеют место не только в нашем повседневном языке и мышлении, но и в многовековой литературе разных народов. Такие выражения были и в Древней Греции. Например, в «Илиаде» Гомер называет сон «братом смерти». Та же аналогия используется и в современном языке. Я имею в виду выражение «усыпить». Если вы приносите к ветеринару собаку с просьбой усыпить ее. вы обычно имеете в виду нечто совсем иное, чем когда вы просите анестезиолога усыпить вашу жену или вашего мужа. Другие люди предпочитают иную, но сходную аналогию. Умирание, говорят они, похоже на забвение. Когда человек умирает, он забывает все свои горести, исчезают все мучительные и неприятные воспоминания. Как бы ни были стары и широко распространены эти аналогии, как с «засыпанием», так и с «забвением», их все же нельзя признать вполне удовлетворительными. Каждая из них говорит об одном и том же. Хотя они и говорят это в несколько более приятной форме, тем не менее обе они утверждают, что смерть фактически есть просто исчезновение нашего сознания навсегда. Если это так, то тогда смерть в действительности не имеет ни одной из привлекательных черт засыпания или забвения. Сон приятен и желателен для нас, поскольку за ним следует пробуждение. Ночной сон, доставляя нам отдых, делает часы бодрствования более приятными и продуктивными. Если бы не было пробуждения, всех преимуществ сна просто не существовало бы. Сходным образом аннигиляция всего нашего сознательного опыта подразумевает исчезновение не только мучительных воспоминаний, но также и всех приятных. Таким образом, при более тщательном рассмотрении ни одна из аналогий не является настолько адекватной, чтобы дать нам реальное утешение или надежду перед лицом смерти.

 

Муди Р. [198, с. 140–141]

 

Поэт Илья Сельвинский так выразил свое отношение к смерти:

 

Бояться смерти – что бояться сна.

Она для духа вовсе не страшна,

Боится смерти только наше тело,

Но это уж совсем другое дело…[27]

 

Много лет назад, прочитав это стихотворение, я выразил полное несогласие с Сельвинским:

 

«Бояться смерти – что бояться сна», –

Писал Сельвинский так Илья.

Нет, не согласен с этим я!

Боюсь не сна – небытия.

Боюсь, что много важных дел

Еще я сделать не успел.

Боюсь, не все еще познал

И сам другим не все отдал…

Я многого чего боюсь,

Вот с жизнью и не расстаюсь!

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-05-11; Просмотров: 680; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.086 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь