Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Награда Вашингтонской ассоциации кинокритиков



2002 – «Лучшая мужская роль» («О Шмидте», 2002)

От автора

Я впервые посмотрел «Беспечного ездока», когда он только вышел в прокат, в кинотеатре «Транслюкс» на Манхэттене, в обществе моей тогдашней девушки (хиппи), она приехала в Нью-Йорк из Огайо через Сан-Франциско. Помню, когда мы выходили из кинотеатра, она была расстроена «несправедливостью», как она выразилась, то есть двумя бессмысленными убийствами в конце фильма. Впрочем, мне гораздо большей несправедливостью показалось столь же бессмысленное убийство Хэнсона – персонажа, его великолепно сыграл какой-то незнакомый мне актер. Но его краткое появление впечатлило меня гораздо сильнее, чем двухчасовая болтовня Билли и Капитана Америки. Их гибель была закономерным клише. А смерть Хэнсона стала настоящим шоком. Так я впервые познакомился с магией Джека.

Я никогда не был настоящим хиппи, только изображал его на телевидении (расскажу как-нибудь в другой раз), но мне искренне нравилась и нравится рок-музыка шестидесятых. В первый раз я услышал песни, вошедшие в саундтрек к фильму, однажды вечером по нью-йоркскому радио WNEW-FM (ныне покойному и всеми оплакиваемому). Это была великолепная подборка музыки и эстрадных номеров: Роджер Макгуин, Джимми Хендрикс, «Бердс», Робби Робертсон, «Электрик прюнз», Боб Дилан – и энергичная композиция, которая стала лейтмотивом фильма: «Рожден, чтобы быть свободным». Я тогда еще понятия не имел, о чем фильм, кто в нем играет и так далее. Я пошел посмотреть «Беспечного ездока», просто хотел узнать, как музыка использована в фильме.

В следующий раз я встретился с Джеком в «Пяти легких пьесах». Я сидел в полупустом кинотеатре в будний день, тогда у меня не было постоянной работы. Я уже хорошо знал, кто такой Джек Николсон – именно из-за него я пошел на фильм. Я посмотрел «Пять легких пьес» три раза подряд. Магия происходящего удерживала меня на месте, я тщетно пытался понять, каким образом Джек превратился в Бобби Дюпи – героя, совершенно не похожего на Хэнсона. Но магия была слишком сильна.


Эта книга посвящена удивительной силе волшебства и того человека, который его творил. В процессе работы я обнаружил множество интересных моментов. В первую очередь тот факт, что Джек в свои лучшие годы, когда магия просто струилась с экрана, был спиритом в кинематографии, человеком, способным использовать эпизоды своей нелегкой жизни, полной гнева, разрушения, обаяния, физической мощи, эмоциональной пустоты и семейного предательства, чтобы создавать потрясающие кинематографические образы. Писать про Джека было приятно и почетно, а еще я испытал нечто вроде просветления – кажется, я наконец понял, как он проделывал хотя бы некоторые свои фокусы.

Я вовсе не хочу сказать, что все факты его биографии приятны или что я пишу, стоя на коленях в священном трепете. Просто я в очередной раз убедился: люблю смотреть хорошее кино и писать о непростой жизни людей, превращающих фильмы в произведения искусства.

Мы убеждаемся в магии кино благодаря повторению – необязательно пересматривая одни и те же фильмы (хотя и это средство на удивление эффективно), но изучая всю последовательность работ одного актера, режиссера, сценариста, иногда даже продюсера желательно в хронологическом порядке. Именно это мне удалось проделать с фильмами Джека. Я посмотрел все его картины, в той или иной форме, от первого до последнего – предупреждаю, занятие непростое, но оно себя в высшей степени оправдывает. Даже те картины, которые казались мне никуда не годными – их больше одной, – представляли определенную ценность в контексте всего его творчества. Сегодня мы пользуемся преимуществом, которого были лишены предшествующие поколения и благодаря которому мы можем без особенных усилий понять, каким образом связаны между собой фильмы в карьере того или иного актера, какие нити между ними протянуты. Нам не нужно ждать годами от премьеры до премьеры, чтобы догадаться, каковы эти связи и почему они важны в общем контексте. Семиотики скажут: при подобном подходе отдельный фильм – это не фраза, а слово в ней. Таким образом, чтобы понять язык Николсона, нужно погрузиться в его творчество целиком. Посмотреть один фильм Джека значит получить удовольствие. Посмотреть пятьдесят фильмов значит пережить откровение.

Кино считают формой эскапизма. И зря. Оно приближает нас к самим себе. Мы больше узнаем о том, кто мы такие, когда наблюдаем за героями на экране. В этом смысле фильм – одновременно и окно и зеркало. Его эмоциональный накал дает понять зрителям в кинотеатре, что мы не одиноки. Фильмы Джека Николсона, показывая разные грани актера, рассказывают нам о самих себе.

Или нет. Когда я спросил Генри Джеглома, кто такой на самом деле Джек, он ответил:

– Сомневаюсь, что кто-либо знает истинного Джека.

– Даже он сам? – уточнил я.

Генри улыбнулся.

Я благодарен тем, кто помогал в написании этой книги, особенно Тони Бэзил, Карен Блэк, Роджеру Корману, Питеру Бискинду, Питеру Дэвису, Мики Доленцу, Питеру Губеру, Монте Хеллману, Генри Джеглому, Хелене Каллианиотес, Майку Медавою и остальным, кто помог мне связаться с нужными людьми и организациями и получить полезные сведения, ну или сразу дали понять, что не желают иметь со мной дела. Таких немного – в их числе Мик Салливан, Алан Сомерс, Брайан Лурд, Эштон Фонтана, Лесли Дарт, Джей Сикура, Джолен Вольф, Алек Каст, Лорен Гибсон, «Куэйд филмз», Рэнд Холстон, Джефф Берг, Деннис Эспленд, Крис Донелли, Джули Макдональд, Чарли Надлер, «Мандалэй энтертейнмент», Джули Бухвальд, Эри Эмануэл и Дэвид Салидор. Еще есть несколько человек, которые из-за личной близости или служебного положения пожелали остаться неназванными. Я благодарен им за любезное сотрудничество и личные беседы. У многих никогда раньше не брали интервью в связи с биографией Николсона.

Я хочу поблагодарить Лос-Анджелесскую академию художественного кино, библиотеку Маргарет Херрик, Лондонский институт кино и Парижскую синематеку за помощь и доступ к ресурсам.

Я благодарю моего дорогого друга Генри Дилца за помощь. Генри, ты супер!

Еще я благодарю моего главного исследователя и сверщика фактов Джесса Гервица; редактора Сюзанн О’Нил и остальных сотрудников, в том числе Анну Томпсон; моего агента Алана Невинса из «Ренейсанс литерари энд тэлент». И моих верных читателей. Обещаю, мы еще встретимся в обозримом будущем. Подождите чуть-чуть.

Фотографии

Рекламное фото Джун Николсон, конец тридцатых – начало сороковых. Актриса выступала под именем Джун Нильсон (сокращенное от «Николсон»).


Рекламное фото Дона Фурчилло, который выступал под именем «Дон Роуз». Он был основной пассией восемнадцатилетней Джун Нильсон.


Этель Мэй Родс, матриарх семейства Николсонов, и ее возлюбленный (они с Этель так и не поженились), тезка Джека – Джон Джозеф Николсон-старший.


Джек в возрасте пяти лет.


Джек Николсон. Фотография из выпускного альбома. Старшая школа Манаскван, 1954 г.


Рекламное фото Сандры Найт (конец 1950-х гг.). В 1962 г. она стала первой и единственной женой Джека Николсона.


Рекламная афиша «Стадза Лонигана» (1960 г.), где Джек впервые сыграл главную роль. В двадцать три года он был поджарым красавчиком в стиле Брандо.


Джек Николсон, Дэви Джонс и Боб Рейфелсон (Юта, 17 мая 1968 г.).


Джек и группа «Манкис» в «Уэллей-мьюзик-холл» в Солт-Лейк-Сити (Юта, 17 мая 1968 г.). Песня «Небесный круг» в исполнении «Манкис» была использована в фильме «Голова», который вышел в ноябре того же года.


Джек Николсон и Карен Блэк в «Пяти легких пьесах» (1970 г.).


Эпизод из неудачного режиссерского дебюта Джека Николсона – фильма 1971 г. «Он сказал: “Поехали”».


Кэндис Берген и Джек Николсон в сцене из «Познания плоти» (1971 г.).


Джек Николсон в роли Бадаски в фильме Хэла Эшби «Последний наряд» (1973 г.).


Афиша «Китайский квартал» (1974 г.).


Джек Николсон и Мария Шнайдер в фильме Микеланджело Антониони «Пассажир» (1975 г.): хичкоковский герой в поисках самого себя.


Джек Николсон и Стокард Ченнинг в фильме Майка Николса «Состояние» (1975 г.).


Джек Николсон в роли Джона Гарфилда и Джессика Лэнг в роли Ланы Тернер в римейке классического фильма Тэя Гарнетта «Почтальон всегда звонит дважды» (1981 г.), по сценарию Дэвида Меймета.


Джек Николсон в роли Юджина О’Нила в эпической картине Уоррена Битти «Красные» (1981 г.). За эту роль он был номинирован на «Оскар».


Кэтлин Тернер и Джек Николсон – убийцы-любовники в блистательном фильме Джона Хьюстона «Честь семьи Прицци» (1985 г.).


Джек Николсон в роли Хоффы в одноименном фильме (1992 г.). Режиссером был его давний друг Дэнни Де Вито. Два телевизионных актера и два мрачных персонажа за один год.


Джек Николсон, Келита Смит (слева) и Присцилла Барнс в фильме Шона Пенна «Постовой на перекрестке» (1995 г.).

 

Notes

Примечания

1

С ранних пор Джеку нравилось придумывать собственные укороченные словечки («джекизмы»), они звучали смешно и в то же время не теряли смысла. Впоследствии, уже в Лос-Анджелесе, познакомившись с поклонниками Керуака, он стал украшать свою и без того колоритную речь жаргоном битников. Слово «битники» в первую очередь относится к музыке, оно связано с джазом и акапельным рок-н-роллом. – Здесь и далее, кроме особо оговоренных случаев, примеч. автора.

2

Сценическим псевдонимом Фурчилло-Роуза был «Дон Роуз». В книгах и статьях его часто упоминают как Дон Фурчилло-Роуз.

3

Так фильм называется в англоязычных странах, в других – «Профессия: Репортер». – Примеч. ред.

4

От англ. Lock – замо́ к. – Примеч. пер.

5

Примечательно сходство между событиями реальной жизни Джека и сюжетом «Китайского квартала». Его друг Роберт Таун написал сценарий до того, как тайна раскрылась. Впрочем, внимательное изучение хронологии событий показывает: Джек обо всем знал до создания сценария фильма и, скорее всего, сам помог Тауну дополнить его биографическими штрихами.

6

Лу Костелло родился в Паттерсоне (штат Нью-Джерси).

7

Историй такого рода в Голливуде полно. Самая знаменитая гласит, как Лана Тернер сидела и пила содовую в знаменитой аптеке Шваба, и там ее «открыл» издатель «Голливуд репортер», впечатленный ее «качествами», то есть обтягивающим свитером. Джек всегда уверял – разговор в лифте на самом деле состоялся.

8

За пять месяцев до выхода «Чудовища» Корман совместно с Гербом Мидоу и Джеромом Одлумом снял «Шоссе Драгнет» (для «Элайд интернешнл пикчерз», филиала «Монограм пикчерз»).

9

Впоследствии фильм послужил основой для одноименного телесериала.

10

Впоследствии там открыли звукозаписывающую студию «A& M», а затем помещение приобрела компания «Джим Хенсон продакшнз».

11

Хотя и то и другое основывалось на оригинальной картине, сам Корман не имел никакого отношения ни к музыкальному фильму, ни к бродвейской постановке.

12

Некоторые иностранные дистрибьюторы интересовались приобретением фильма, но юридический спор Кормана со спонсорами из-за иностранных прав затянулся на несколько лет. «Огонь на поражение» демонстрировалась только в Париже и стала настоящей сенсацией андеграунда.

13

В Голливуде упоминание в титрах важно для определения будущих гонораров.

14

В 1967 году «Манкис» по количеству проданных альбомов превзошли «Битлз» и «Роллинг стоунз», вместе взятых.

15

Хоппер выступил в «Вечернем шоу» в 1994 году и сказал – Торн не сам ушел, а был уволен за то, что бросился на него с ножом. Торн подал в суд за клевету, в результате постановлния суда Хоппер должен был выплатить 457 тысяч долларов. Впрочем, не известно, получил ли их Торн.

16

«Беспечным ездоком» называют человека, который живет на деньги проститутки. Это не сутенер, а любовник или муж женщины, чьи заработки позволяют ему вести беспечную жизнь. Саузерн все время утверждал – несмотря на свой уход, он написал сценарий целиком от начала до конца. В качестве сценаристов в титрах названы Саузерн, Фонда и Хоппер, но никаких денег, кроме аванса в три с половиной тысячи долларов, Саузерн так и не увидел. При увольнении он отказался от всех оговоренных ранее процентов с прибыли.

17

36-й президент США, уроженец Техаса. – Примеч. ред.

18

Шнайдер предложил Джеглому на выбор: либо маленький гонорар авансом, либо процент с доходов. Джеглом согласился на гонорар, и это решение стоило ему миллионов долларов.

19

Энтони Квейл за фильм Чарлза Джэррота «Анна на тысячу дней», Элиот Гулд за фильм Пола Мазурски «Боб и Кэрол, Тед и Элис», Руперт Кросс за фильм Марка Райделла «Воры». «Беспечный ездок» не получил ни одной награды.

20

Другим ближайшим соседом Джека был Чарлтон Хестон. Этот район Малхолланда в дальнейшем стал известен в Голливуде как «улица скверных парней» – из-за Николсона, Брандо, Рейфелсона и Уоррета Битти. Чарлтон Хестон в число таких парней не входил. А Брандо почти сразу же поставил решетчатый забор между своим участком и Джека.

21

Билеты на него действительны до сих пор.

22

В фильме Бобби играет два произведения Шопена, одно Моцарта и одно Баха.

23

Сьюзен Энспак впоследствии сказала в интервью, что во время съемок Джек сидел на кокаине – и принял дозу, чтобы сыграть эту сцену. Он сделал тридцать девять дублей и добился нужного результата. «Джек принимал дозу каждые шесть дублей. То и дело уходил для этого с площадки» (Роберт Селлерс, «Голливуд. Восставшие из ада», с. 122).

24

Калеб родился 30 сентября 1970 года, в день смерти Джеймса Дина.

25

Сначала фильм попал в категорию Х. «Коламбиа» никогда раньше не выпускала картины этой категории и оспорила решение Американской ассоциации кино. Рэмси Кларк был сотрудником юридической фирмы, взявшейся за ведение дела со стороны «Коламбиа». Апелляция оказалась удачной, в фильме все осталось без изменений, а категория изменилась на R. Джек назвал это победой над цензурой. Также он отказался вырезать сцены с наготой и оргазмом для проката в Канаде и Англии. В результате в этих странах фильм не демонстрировался в кинотеатрах.

26

Отверженный. – Примеч. ред.

27

Некоторые утверждали, что дом купил Джек.

28

Богданович снимал для Кормана «Мишени»; Корман заключил с Борисом Карлоффом контракт, и оставалось всего несколько дней сроку. Задача Богдановича – придумать сюжет, вращающийся вокруг Карлоффа. Фильм вышел в 1968 году, но Корман несколько месяцев придерживал его из-за убийства Мартина Лютера Кинга-младшего и Роберта Кеннеди. Впоследствии эта картина стала культовой. Корман хотел снять фильм в духе Хичкока – именно такое указание он и дал молодому режиссеру. Потом Богданович снял на скорую руку еще один фильм для Кормана (1968) – «Путешествие на планету доисторических женщин».

29

Американские киноактеры, комики, одна из наиболее популярных комедийных пар в истории кино.

30

Вдобавок у фильма возникли юридические проблемы, они могли повлиять на кассовые сборы. Когда «Познание плоти» 13 января 1972 года показали в одном кинотеатре в Олбени (штат Джорджия), местная полиция выдала ордер на обыск и арестовала пленку. В марте 1972 года управляющего кинотеатром обвинили в распространении непристойных материалов. Обвинение поддержал Верховный суд Джорджии. 24 июня 1974 года Американский верховный суд решил: штат Джорджия зашел слишком далеко в своем определении непристойности, ввиду предыдущего решения по делу «Миллер против штата Калифорния» (1973), и отменил вердикт.

31

В десятку самых доходных картин 1971 года вошли «Скрипач на крыше» Нормана Джуисона, «Французский связной» Уильяма Фридкина, «Лето сорок второго» Роберта Маллигана, «Бриллианты навсегда» Гая Гамильтона, «Грязный Гарри» Дона Сигела, «Познание плоти» Майка Николса, «Заводной апельсин» Стэнли Кубрика, «Клюют» Алана Дж. Пакулы, «Последний сеанс» Питера Богдановича и «Набалдашник и метла» Роберта Стивенсона.

32

Приз как лучшая актриса второго плана получила Клорис Личман («Последний сеанс»).

33

Мишель была замужем за Хоппером, затем жила с Джеком, а потом появилась в выпуске телевизионного шоу «Свидание наугад» и выиграла поездку в Азию с человеком, которого почти не знала до съемок. Еще она встречалась с французским актером, режиссером и сценаристом Кристианом Марканом, тот снимал экранизацию романа Терри Саузерна «Кэнди» (главную роль играл Марлон Брандо). Потом Мишель завязала роман с Лу Адлером, одним из лучших друзей Джека, до нее он встречался с Бритт Экланд и имел от нее ребенка. Оставив Адлера, Мишель некоторое время жила с Уорреном Битти.

34

Джек боролся что есть сил, чтобы не демонстрировать фильм на фестивале, в начале осени, это означало отсрочку премьеры на полтора месяца, и вдобавок на фестивале ему предстояло бы фигурировать в окружении крупных коммерческих фильмов. «Король» нуждался в деликатном обращении, чтобы он мог найти свою аудиторию. В итоге, когда «Короля» сняли с программы, фестиваль открывал фильм Эрика Ромера «Любовь после полудня».

35

Согласившись сниматься в «Последнем наряде», Джек потребовал пригласить либо Джона Денвера, профессионального певца, имевшего очень невинный вид и, по мнению Джека, идеально подходившего на роль Ларри, либо Джона Траволту, еще одного молодого телевизионного актера с невинной физиономией. Оба до тех пор не играли в художественном кино. В конце концов Джек неохотно принял кандидатуру Куэйда, хотя и сомневался, что у того хватит опыта, чтобы справиться с ролью.

36

Первым на роль Мула пригласили Руперта Гросса. Но перед началом съемок у него случился нервный срыв. Его сменил Отис Янг.

37

Джон Хьюстон был женат пять раз. Энрика погибла в автомобильной катастрофе, будучи женой Хьюстона. Остальные четыре брака завершились разводами. Еще одним ребенком Джона и Энрики был Уолтер Энтони Хьюстон, ныне юрист и отец актера Джека Хьюстона.

38

Шнайдер много лет употребляла наркотики. Однажды прямо посреди интервью для «Нью-Йорк таймс» она скатала и закурила косячок. Актриса страдала от душевной болезни и всю жизнь лечилась в различных психиатрических клиниках. Она снималась и еще, но ни один фильм не вызвал такого ажиотажа, как «Последнее танго» и «Пассажир». В 2010 году она получила французский Орден искусств и литературы. В феврале 2011 года Мария Шнайдер умерла от рака.

39

Есть две опубликованные версии статьи Крейна и Фрайера. Первая «Лицом к лицу» – несколько интервью, сделанных ими в начале семидесятых и напечатанных в 1975 году. Вторая «Джек Николсон: ранние годы» (2012) – по сути, то же самое, но с объяснительным абзацем, приведенным здесь.

40

Джек формально выиграл награды Национального общества кинокритиков и Нью-Йоркского кружка кинокритиков в следующем, 1975 году, за «Китайский квартал» и «Последний наряд».

41

Правила Академии запрещают зрителям выходить из зала во время трансляции, только в перерывах. Если кто-нибудь выйдет и не вернется вовремя, до следующего перерыва на его месте будет сидеть статист.

42

Иудейский ритуальный ужин, устраиваемый на Пасху. – Примеч. пер.

43

Карни получил одну премию «Эмми» за «Медовый месяц» и четыре за роль Нортона в «Шоу Джеки Глизона».

44

Со временем репутация фильма исправилась. В 2005 году, по случаю вторичного выхода картины в прокат, критик «Нью-Йорк таймс» назвал «Пассажира» «едва ли не самым лучшим фильмом Антониони» («Нью-Йорк таймс», 28 августа 2005 г.).

45

Джек договорился со студией о доходах и всех будущих правах на «Пассажира» – он утверждал, что это настоящий шедевр, и хотел добавить фильм в свою постоянную коллекцию. Студия охотно отдала ему «Пассажира», поскольку считала, что фильм свое откатал.

46

После невероятного успеха «Спартака» Дуглас снялся в нескольких менее удачных фильмах, в том числе в картине Готфрида Рейнхарда «Безжалостный город» (1961), у Роберта Олдрича в «Последнем закате» (1961), в фильмах «Одинокие отважны» (Дэвид Миллер, 1962, «Юниверсал») и «Две недели в другом городе» (Винсенте Миннелли, 1962, МГМ). Затем он наткнулся на роман Кизи и решил приобрести права на него.

47

Анжелика Хьюстон впоследствии объявила, что поговорила с Майклом насчет «Гнезда кукушки» раньше Эшби: «Не знаю, оказала ли я здесь какое-нибудь влияние, но я передала Джеку, что Майкл хочет с ним поговорить».

48

В итоге заработок Джека, если судить по доходам от фильма, превысил двадцать миллионов долларов.

49

Традиция берет свое начало с 1927 года. Норма Талмедж первой приняла участие в этой церемонии, которую придумал Сид Грауман, первый хозяин Китайского театра, в надежде принести дополнительную популярность своему заведению на Голливудском бульваре. Театр неоднократно менял владельца и какое-то время носил название Китайский театр Манна. С тех пор его полностью реконструировали, в том числе вернули первоначальное название. Традиция оставлять отпечатки превратилась в туристический аттракцион – платит участник, ну или студия, которую он представляет. Последней [на момент написания книги]оставила отпечатки своих ладоней на цементе Джейн Фонда (май 2013 года).

50

Хэла Эшби выгнали из «Гнезда кукушки». Он предложил Джеку роль Вуди Гатри в фильме «На пути к славе», но тот отказался, как и Боб Дилан. Роль в конце концов досталась Дэвиду Каррадайну. Бернардо Бертолуччи звал Джека на роль Дэшиэла Хэммета в экранизации «Красной жатвы». Джек заинтересовался, но фильм так и не сняли. Тони Ричардсон предложил ему главную роль в «Телохранителе», и, когда Джек отказался, ее переработали под Стива Маккуина. В конце концов фильм вышел в 1992 году, с Кевином Костнером и Уитни Хьюстон в главных ролях.

51

Из-за дополнительных расходов, рекламы и прочего чистая сумма составила двенадцать с половиной миллионов. Незадолго до выхода фильма Джек подал в суд за нарушение условий контракта на «Протиус филмз» и «Кастнерз ЕК корпорейшн». Он попытался продать за миллион Кастнеру пять процентов своей доли в общем доходе. Кастнер не смог заплатить, и Джек обратился в суд. В конце концов дело удалось уладить без заседаний суда.

52

Номер первый – фильм Виктора Флеминга «Унесенные ветром» (1939), номер восемьдесят пятый – «Полевой госпиталь» Роберта Олтмена (1970).

53

В январе, предшествующем церемонии вручения наград, Алан Уоррен нашел еще одну причину, по которой Джек никак не мог победить. Академия решила: он слишком молод. «Шутники говорят, что Николсон не получит «Оскар», пока ему не стукнет сорок – вот тогда он сравняется с Гигом Янгом, Джеком Леммоном и Артом Карни, своими былыми противниками» (Алан Уоррен, «Филм бафф», январь 1976 года).

54

Он ошибся. В 1934 году фильм Фрэнка Капры получил четыре главные награды – за лучшую мужскую роль, за лучшую женскую роль, за лучшую режиссуру и как лучший фильм.

55

«Китайский квартал» вышел в США в 1974 г., «Пассажир» (снимался в Испании, Англии, Германии, Алжире) вышел в США и Италии в 1974 г., «Томми» – в Англии в 1975 г., «Состояние» – в США в 1975 г., «Пролетая над гнездом кукушки» – в 1975 г., «Излучины Миссури» и «Последний магнат» – в 1976 г. Все семь фильмов были сняты в 1974–1976 гг.

56

Дело еще более усложнилось, когда адвокаты Джека связались с Фурчилло-Роузом и попросили его сделать анализ крови, чтобы раз и навсегда установить истину. Тот отказался.

57

Неизвестно, согласилась ли Анжелика свидетельствовать против Полански. Она всегда энергично отрицала заключение какой-либо сделки в обмен на снятие обвинений, но, по словам Дэвида Томпсона, «давала показания, когда у Романа Полански случилось столкновение с законом». Томпсон не приводит источника этой информации. Цит. по: «Джек Николсон, король Малхолланда: «Он просто хочет быть любезным» (1981).

58

В августе Полански по-прежнему находился на свободе и избежал допроса в суде, признав себя виновным. Его отправили в тюрьму в Чено, на сорок два дня, для психологического обследования. После выхода оттуда, накануне оглашения вердикта, Полански узнал: судья не намерен проявлять снисходительность и собирается приговорить его к двадцати годам за решеткой. Тогда Полански покинул США и до сих пор не вернулся; в глазах закона он остается сбежавшим преступником. Полански не поставил больше ни одного фильма в Голливуде.

59

В марте 2013 года было объявлено – наследники Кубрика договорились со Стивеном Спилбергом снять «Наполеона». Джек в этом проекте не участвует и вряд ли будет.

60

Старший брат Джеймса Белуши.

61

Граница между освоенными и не освоенными поселенцами землями.

62

Уне понравилась игра Джека, и она написала ему записку: «После многих лет заученного равнодушия наконец случилось неизбежное. Спасибо вам, милый Джек, я влюбилась в своего отца». Джек назвал эту записку величайшим комплиментом, какой он когда-либо получал (Крис Чейз, «В кино». «Нью-Йорк таймс», 5 февраля 1982 г.).

63

Фильму пришлось преодолеть цензурные препоны. Чтобы получить категорию R, некоторые самые страстные сцены вырезали из экранной версии и восстановили только на видеокассетах и DVD.

64

Роман экранизировали трижды – Лукино Висконти в 1942 г. («Помешательство», на итальянском языке), «Почтальон всегда звонит дважды» Тэя Гарнетта в 1946 г. и версия Рейфелсона 1981 г., с Джеком Николсоном и Джессикой Лэнг.

65

Изначально название фильма никак не связывалось с сюжетом романа. По словам Кейна, он отразил в нем волнение, которое испытывал, когда ждал почтальона с известием о том, удалось ли продать рукопись. Он точно знал – пришел именно почтальон, тот всегда звонил в дверь дважды, двумя короткими звонками.

66

«Двойная страховка» была написана через девять лет после «Почтальона». По сути, это улучшенная версия «Почтальона», и ее сняли на два года раньше экранизации Гарнетта. Решение экранизировать «Почтальона» отчасти основывалось на огромном успехе «Двойной страховки».

67

Многие полагают, что «Элисон» и «Девушка с вечеринки» посвящены Бьюэлл, но Костелло это всегда отрицал.

68

Традиционное мексиканское блюдо, очень калорийное.

69

После «Гнезда кукушки» Джек снялся в шести или семи «проходных» картинах: «Излучины Миссури», «Последний магнат», «На юг», «Сияние» (которое принесло мало дохода), «Почтальон всегда звонит дважды» (тоже с минимальной прибылью), «Красные» (умеренный успех) и «Граница».

70

В сложном мире голливудских финансов, хотя «Красные» принесли около пятидесяти миллионов долларов при первом домашнем показе, фильм считался не особенно прибыльным из-за огромных расходов (тридцать миллионов долларов) и большой протяженности (194 минуты), что сделало невозможным демонстрировать картину несколько раз за вечер. Окончательный итог не подведен до сих пор.

71

Это правда. Девочка родилась в результате тайного пятилетнего романа Джека и Уинни Холман. Хани Холман призналась, что Джек был ее отцом, лишь в 2006 году, когда ей самой стукнуло двадцать пять. Уинни вырастила дочь в Копенгагене и не скрывала от нее имени отца. В жизни Хани Холман Джек не принимал никакого участия.

72

«Мэри Тайлер Мур энтерпрайзес», возглавляемая в то время Грантом Тинкером.

73

По слухам, за первую строчку в титрах боролись две актрисы. Проблема решилась, когда первое место в списке действующих лиц получила Маклейн, а Уингер поставили первой на афише. Джеймс Брукс придумал обходной вариант, чтобы обе главные исполнительницы где-то да оказались первыми. Морт Вайнер, агент Маклейн, сказал, что она с благодарностью приняла его решение. Дуг Тэйлор, рекламный агент Уингер, был не так доволен, он объявил – возраст предпочли красоте («Уолл-стрит джорнал», 25 января 1984 г.).

74

Еще в десятку лучших фильмов 1983 года по убывающей вошли: «Танец-вспышка» Эдриана Лайна (93 млн), «Поменяться местами» Джона Лэндиса (90 млн), «Военные игры» Джона Бэдэма (79, 5 млн), «Осьминожка» Джона Глена (68 млн), «Внезапный удар» Клинта Иствуда (67, 6 млн), «Остаться в живых» Сильвестра Сталлоне (64, 8 млн), «Мистер Мом» Стэна Драготи (64, 7 млн) и «Рискованный бизнес» Пола Брикмана (63, 5 млн).

75

Другими номинантами на приз за лучшую роль второго плана были Чарлз Дернинг («Быть или не быть», Алан Джонсон), Джон Литгоу («Язык нежности»), Сэм Шепард («Парни что надо», Филипп Кауфман) и Рип Торн («Кросс-Крик», Мартин Ритт).

76

Их внешне идеальный брак – союз двух евреев-журналистов, которые днем наслаждались славой, а вечером пиццей и старыми фильмами, – закончился, когда Эфрон узнала о его романе с Маргарет Джей, женой британского посла в Вашингтоне.

77

Неизвестно, впрочем, до чего они дошли в сентябре. Однажды Стрип, по слухам, вытолкала Джека из своего номера отеля и поклялась никогда больше с ним не сниматься. Эту историю широко муссировала британская пресса. Стрип все отрицала, но некоторые источники утверждали – причиной стали настойчивые ухаживания Джека.

78

Третье поколение Хьюстонов получало «Оскар». Уолтер и Джон Хьюстоны получили приз за «Сокровище Сьерра-Мадре» (Уолтер играл, а Джон снимал). Джон также выиграл «Оскар» за сценарий «Сокровища».

79

Проект был воплощен, а с музыкой не получилось. Джека и Боно представляло одно и то же пиар-агентство «Махони и Вассерман», так Джек познакомился и подружился с Боно.

80

Майо-Чандлер радостно поведала про свой короткий, но насыщенный роман с Джеком в интервью для «Плейбоя», мало что оставив за кадром как в статье, так и на фото. После этого Джек перестал с ней встречаться. Майо-Чандлер умерла в июне 2006 года от рака груди.

81

Если верить подсчетам, по итогам Джек заработал около девяноста миллионов долларов. Ходят слухи: он продал свою долю в процентах с дохода за пятьдесят миллионов. Сэнди Бреслер это всегда отрицал.

82

«Бэтмен» принес своим создателям внушительную сумму в 251 млн долларов, обошел «Индиану Джонса и последний крестовый поход» Стивена Спилберга (198 млн), «Смертельное оружие-2» Ричарда Доннера (147 млн), «Кто бы говорил» Эми Хекерлинг (140 млн), «Дорогая, я уменьшил детей» Джо Джонстона (131 млн), «Назад в будущее-2» Роберта Земекиса (118 млн), «Охотников за привидениями-2» Айвена Рейтмана (112 млн), «Шофера мисс Дэйзи» Брюса Бересфорда (107 млн), «Родителей» Рона Говарда (100 млн), «Общество мертвых поэтов» Питера Уира (96 млн). По словам «Вэрайети», «Бэтмен» – самый прибыльный фильм в карьере Джека после 1989 года; за ним следовали «Несколько хороших парней» (41, 3 млн), «Хоффа» (24, 8 млн), «Два Джейка» (10 млн) и «Мужские хлопоты» (4 млн).

83

Давным-давно, еще в Нью-Джерси, Джек однажды повстречал будущего Джокера из культового телевизионного сериала – Цезаря Ромеро. Николсон познакомился с Ромеро, когда работал спасателем в Нью-Джерси, а Ромеро служил в береговой охране. Джек вспоминал, что Ромеро был «одним из самых красивых парней». В тот день, когда они познакомились, Ромеро сказал юноше: «Голливуд – самый поганый город на свете, если у тебя нет работы». Джек никогда не забывал этих слов. («Вэрайети», 29 августа 1988 г.).

84

Хоть и с некоторыми оговорками. Если верить «Лос-Анджелес таймс» (28 июня 1991 г.), Джек пытался заключить необыкновенную коммерческую сделку, согласно которой получал права на всю продукцию, связанную с Бэтменом, нынешнюю и будущую, вне зависимости от наличия Джокера. Было подсчитано, он получил бы пятнадцать миллионов. Ходили слухи – вместе с Джоном Макинроем и Джонни Карсоном он вполне мог бы купить на эти деньги часть команды «Лейкерс». Но договор так и не был заключен.

85

Кроме Николсона и Хэкмена, номинантами за лучшую роль второго плана были Джей Дэвидсон («Жестокая игра» Нила Джордана), Аль Пачино («Запах женщины» Мартина Бреста и «Гленгарри Глен Росс» Джеймса Фоули) и Дэвид Пеймер («Мистер субботний вечер» Билли Кристала).

86

Предположительно – полмиллиона долларов.

87

У этой истории имеется любопытное продолжение. В ноябре, спустя несколько месяцев после инцидента, Блэнк прислал письмо с извинениями за то, что подрезал Джека. Никаких дальнейших объяснений, впрочем, не последовало. Джек почувствовал себя оправданным этим запоздалым признанием. Все его друзья согласились. Блэнк намеренно погасил «срыв» Джека.

88

Во время рекламного турне Джек давал интервью хорошенькой французской журналистке. Впоследствии он признался журналу «Спай», что после интервью сказал ей: «Я хотел бы поближе с вами познакомиться», – а она ответила: «Двадцать лет назад вы пытались переспать с моей матерью».

89

О возможном прототипе Юдалла ходили разные слухи. Чаще всего называли имя голливудского сценариста, режиссера и продюсера Денниса Клайна, знакомого Брукса.

90

Они развелись в 2003 году, поскольку Дженнифер настаивала на продолжении актерской карьеры.

91

Позже в интервью «Пипл» Джек заявил, что узнал о премии, лежа в постели («как обычно»). Потом ему позвонил Квинси Джонс, чтобы сообщить хорошие новости. По словам Джека, он был польщен, что его выдвинул на эту премию именно Буш, но все-таки остался «полным демократом».

92

Также Джека номинировали на «Золотой глобус» за лучшую мужскую роль в драме (и он выиграл). При получении награды Николсон покачал головой и произнес: «А я думал, мы снимали комедию». Публика громко расхохоталась.

93

Позже Джек сказал одному лондонскому журналисту, что секрет его былой энергии – способности заниматься сексом семь ночей в неделю – заключался в сэндвичах с арахисовым маслом (Джек Мелверн, «Таймс», 2 февраля 2004 г.).

94

«Кодак» обанкротился, и в 2012 году театр был переименован в «Долби».

95

Этот фильм стал популярным благодаря возросшему международному интересу к гонконгскому кино, в США распространялся весьма ограниченно.

96

Во время съемок Джек запретил актерам и съемочной группе появляться на площадке в футболках «Бостон селтикс». А сам надевал бейсболку «Янкиз» всякий раз, когда выходил в город.

97

По словам Грэма Кинга, Джек работал над сценарием, чтобы расширить сво


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-05-11; Просмотров: 175; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.136 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь