Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Русская Церковь в послевоенные годы.



 

В послевоенные годы были открыты тысячи новых приходов во всех епархиях, в особенности в Белоруссии и на Украине. В 1946 году Рус­ская Православная Церковь имела 10544, а в 1949 году уже 14477 при­ходов. Церкви были переполнены тогда молящимся народом, особенно женщинами, потерявшими близких: мужей, сыновей, кормильцев, - ис­страдавшимися от непомерно тяжелой жизни, от многолетних духовных лишений. В Церкви эти страдалицы искали и находили утешение.

Великой радостью для православного народа явилось возобновление богослужений в Троице-Сергиевой Лавре. 21 апреля 1946 года благо­вест лаврских колоколов возвестил о возрождении древней святыни Ру­си, и снова тысячи богомольцев во всей страны потянулись к цельбоносным мощам преподобного Сергия.

Возрождались духовные школы. Открылись Московская и Ленин­градская духовные академии, семинарское образование было возобновлено, помимо Троице-Сергиевой Лавры и Ленинграда, в Киеве и Одес­се, в Луцке, в Жировицком монастыре, в Саратове и Ставрополе. Еже­годно совершались сотни священнических рукоположений. Важнейшей задачей Патриарха и Синода было замещение архиерейских кафедр.

В послевоенные годы состоялись десятки архиерейских хиротоний. Так продолжалось до 1948 г. когда политика религиозных свобод постепенно начала сворачиваться.

Смерть И.В.Сталина в 1953 году вызвала глубокие перемены в жиз­ни Советской страны, которые были названы оттепелью. Эти переме­ны не обошли стороной и Русскую Православную Церковь. Из лаге­рей, в которых томились миллионы узников, начали выпускать невинно осужденных, вначале по амнистии, потом большинство осужденных – по реабилитации.

В 50-е годы продолжало расти число молящихся в православных храмах. Городские храмы были переполнены. В воскресные и празд­ничные дни число причастников доходило до нескольких сот, в Вели­кий пост в московских храмах причащалось по 15–20 тысяч человек. Каждое воскресенье совершалось до полусотни крещений.

Давление оказывалось и на руководство Русской православной церкви. После начала кампании, на протяжении 1959 года, Патриарх Алексий I пытался добиться личной аудиенции Хрущёва, но безрезультатно[24]. Встречаться ему приходилось с руководителями Совета по делам РПЦ Г. Г. Карповым и В. А. Куроедовым, которые оказывали на него давление.

В 1960 году В. А. Куроедовым была проведена операция по отстранению от всех занимаемых им постов второго лица Московской Патриархии митрополита Крутицкого и Коломенского Николая (Ярушевича), который отказался безропотно сотрудничать с властями в их мероприятиях по «ограничению религиозной деятельности».

В 1961 году под давлением Куроедова патриарх ограничил роль настоятелей в приходах чисто богослужебно-пастырскими обязанностями, передав все хозяйственно-финансовые функции исполнительным органам религиозной общины (прихода), то есть приходскому совету и старосте, которые фактически назначались органами государственной власти. Чтобы получить «единогласное одобрение» этих антиканонических новшеств со стороны епископата, патриарх помог Куроедову созвать архиереев в Троице-Сергиеву лавру 18 июня 1961 года, под предлогом участия в богослужениях, и провёл там организованный в глубокой тайне Архиерейский Собор[25]. Попытка отдельных архиереев во главе с архиепископом Ермогеном (Голубевым) добиться их отмены в 1965 году, после смещения Хрущёва, была пресечена властями. В 1961 году Совет по делам РПЦ также продавил вступление РПЦ во Всемирный Совет Церквей.

В 1958 году в идеологической обстановке в нашей стране обнаружились явления, которые чреваты были осложнениями взаимоотношений между Церковью и государством. Политическая программа Н.С. Хрущева, не чуж­дая утопического прожектерства, включала в себя и борьбу за «преодоле­ние религиозных пережитков капитализма» в сознании советских людей.

В печати усилились нападки на христианство. Впервые после эпохи «Воинствующего Безбожника» газеты и журналы заполонили антирели­гиозные статьи с кощунственными выпадами против святынь, дорогих сердцам десятков миллионов людей. Ожесточилось давление прежде всего на Русскую Православную Церковь, объединявшую большую часть верующего населения страны. Начались закрытия церквей.

18 июля 1961 года, в день памяти преподобного Сергия Радонеж­ского, в Троице-Сергиевой Лавре сразу после Божественной литургии состоялся Архиерейский Собор. Ар­хиерейский Собор установил новую организацию приходского управ­ления. Настоятель вместе с клириками устранялись от участия в при­ходском собрании и приходском совете. «Настоятель храма, - говорилось в новой редакции «Положе­ния», - памятуя слово апостола: «А мы постоянно пребудем в мо­литве и служении слова» (Деян. 6, 4) – осуществляет духовное руко­водство прихожан, наблюдает за благолепием и уставностью бого­служений, за современным и тща­тельным удовлетворением религи­озных нужд прихожан». Хозяйст­венные и финансовые попечения о приходе и храме возложены бы­ли на исключительно мирянское по составу приходское собрание и приходской совет во главе с пред­седателем-старостой. Реформа приходского управления была вы­нужденной мерой.. Проводилась она в тяжелые для Церкви дни, когда давление на нее резко уси­лилось. Выставлено было требова­ние привести «Положение об уп­равлении Русской Православной Церковью» в строгое соответствие с Постановлением ВЦИК и Совнар­кома РСФСР 1929 года «О религиозных объединениях», которое устра­няло священнослужителей как лиц, лишенных избирательного права, от участия в хозяйственных делах религиозных общин.

Собор одобрил поста­новление Синода о вступлении Русской Православной Церкви во Все­мирный Совет Церквей.

Важная роль в пропагандистской части кампании отводилась антирелигиозным выступлениям бывших священнослужителей и верующих, отрекшихся от Бога. Большой резонанс получило отречение от Бога профессора Ленинградской духовной академии РПЦ протоиерея А. А. Осипова в декабре 1959 года. Немало таких случаев было у протестантов. Газеты того времени часто печатали и перепечатывали подобные истории (статьи республиканских газет перепечатывали областные, областных — районные), многие из этих статей потом выпускались в отдельных печатных сборниках.

Некоторые из отрекшихся активно участвовали в кампании против своих бывших единоверцев: выступали свидетелями обвинения на судах против верующих, сочиняли антирелигиозную литературу. Так, А. А. Осипов до самой смерти продолжал писать антицерковные книги, — всего было издано 11 книг и брошюр этого автора.

В православии из действовавших в 1947 году 8 духовных семинарий после хрущёвской кампании осталось только 3 (из них 2 — при академиях)[31]. Были закрыты кафедральные соборы в Риге, Полтаве, Виннице, Новгороде, Орле; резко уменьшилось число городских и особенно сельских церквей. В 1963 году общее число православных приходов в СССР по сравнению с 1953 годом было сокращено более чем вдвое. В 1959 году РПЦ имела 47 монастырей, а к середине 60-х годов осталось только 16, число монашествующих, сохранивших монастырскую прописку, сократилось с 3 тысяч до 1, 5 тысяч. К 1961 году «регистрацию» (право совершать богослужения) имело 8252 священника и 809 дьяконов, к 1967 году священников оставалось 6694, дьяконов — 653[32]. Было сокращено и число епископов — ряд епархий на Украине (Днепропетровская, Сумская, Хмельницкая) и в Российской Федерации (Ижевская, Ульяновская, Челябинская) вынужденно перешли на положение «временно-управляемых» архиереями соседних епархий. Киевский и Ленинградский митрополиты были оставлены без викарных епископов. Украинский экзархат лишили возможности издавать журнал «Православний вiсник», выходивший с 1946 года.

В 1959 году Русская Церковь насчитывала около 14 тысяч приходов, в 1961 году число приходов сократилось до 8 тысяч (к 1966 году сохранилось 7523 прихода).

Соответственно уменьшилось и число служащих священников и ди­аконов. К 1961 году оставалось лишь 8252 священника и 809 диако­нов; к 1967 году – 6694 священника и 653 диакона. Сокращался при­ем в духовную семинарию. В конце концов 5 семинарий: Ставрополь­ская, Саратовская, Киевская, Луцкая, Жировицкая – были закрыты. В 1959 году Русская Церковь имела 47 монастырей, а к середине 1960-х годов осталось только 16; число монашествующих сократилось к этому времени с 3 тысяч до примерно полутора тысяч.

Борьба с религией в значительной степени велась за счёт средств, изымаемых у самих религиозных организаций, поставленных под неослабный финансовый контроль. Значительную часть пожертвований верующих Богу приходы были вынуждены передавать в «Советский фонд мира»[34], который, фактически, превратился в «чёрную кассу» КПСС.

4 мая 1961 года в РСФСР был принят указ о борьбе с тунеядством (полное название: «Об усилении борьбы с лицами (бездельниками, тунеядцами, паразитами), уклоняющимися от общественно-полезного труда и ведущими антиобщественный паразитический образ жизни»).

Этот указ широко применялся в ходе антирелигиозной кампании для борьбы со священнослужителями разных конфессий, которые, в представлении авторов указа, вели «антиобщественный паразитический образ жизни» и извлекали из своей деятельности «нетрудовые доходы». В качестве наказания указ предусматривал от двух до пяти лет высылки в специально отведенные места (как правило, отдаленные поселки со сложными климатическими и бытовыми условиями). Причем высылка за тунеядство назначалась не только по приговорам народных районных (городских) судов, но и по общественным приговорам, вынесенным коллективами трудящихся по предприятиям, цехам, учреждениям, организациям, колхозам и колхозным бригадам[36].

Всего, по данным Совета по делам религиозных культов при Совете Министров СССР, в 1961—1964 годах было выслано в отдаленные районы более 400 верующих[37].

Между тем, в положении Русской Церкви внутри страны в середи­не 60-х годов произошли благоприятные перемены. Начало им было положено отставкой Н.С. Хрущева, состоявшейся 14 октября 1964 года в Праздник Покрова Божией Матери. Пришедшее к управлению стра­ной более трезвое руководство, осознавая утопичность многих проек­тов Хрущева, встало на почву реальности и в своей политике по отно­шению к верующим, которые по-прежнему составляли значительную часть населения страны.

Массовое закрытие религиозных общин, в том числе и православ­ных церквей, было прекращено. Но церкви, закрытые в годы хрущев­ских гонений, за все 20 «застойных» лет не были возвращены верую­щим.

10 апреля 1970 года Патриарх Алексий I вместе с членами Синода подписал томос, которым дарована была автокефалия Православной Церкви в Америке, называвшейся до тех пор Греко-Православной ка­толической Церковью в Америке, или по-другому – «митрополичьим округом», выросшим из миссионерской Алеутской и Аляскинской епархии. Соглашение о нормализации отношений с Американской Церковью было подписано 31 марта митрополитом Никодимом и ми­трополитом всей Америки и Канады Иринеем.

Московская Патриархия тогда же нормализовала отношения с Японской Церковью, которая в послевоенные годы оказалась незакон­ным образом в юрисдикции Американского «митрополичьего округа», даровавшего ей автокефалию. С иерархий Американской и Японской Церквей сняты были запрещения, тяготевшие над ними.

На заседании 10 апреля 1970 года Священный Синод причислил к лику святых просветителя Японии – равноапостольного Николая (Касаткина). В этом же году патриарх Алексий скончался.

 

Патриарх Пимен (Извеков).

 

Поместный Собор открылся 30 мая 1971 года и продолжался до 2 июня. Членами Собора были все епископы Русской Православной Церкви, по епархиям было избрано по 1 клирику и 1 мирянину. Всего 236 членов.

В день открытия заседаний митрополит Никодим выступил с докладом «Об отмене клятв на старые обряды и придер­живающихся их», в котором представил историю церковного раскола и предложил путь к уврачеванию печального разделения.

Главным событием заключительного заседания Поместного Собора, состоявшегося 2 июня, явилось избрание Патриарха. Епископы, голо­суя от своего имени и от имени клириков, и мирян своих епархий, начиная с младшего по хиротонии и кончая Заместителем Председате­ля Собора митрополитом Ленинградским и Новгородским Никодимом, назвали своим избранником митрополита Крутицкого и Коло­менского Пимена.

3 июня 1971 года в Богоявленском кафедральном соборе Москвы состоялась интронизация нареченного Патриарха.

В результате частичной нормализации взаимоотношений между го­сударственными органами и Церковью на рубеже 70-х годов появи­лись возможности для увеличения числа учащихся духовных школ. За десятилетие, с 1975 по 1985 года, оно выросло почти в два раза – с 750 до 1200. В 1976, 1979, 1983 года Московская Патриархия выпу­стила Библию, общим тиражом 300 тысяч экземпляров.

Большим событием церковной жизни явилась канонизация просве­тителя Америки и Сибири митрополита Московского Иннокентия (Вениаминова), совершенная Деянием Священного Синода.

Ввиду приближения юбилейной даты – 1000-летия Крещения Руси, Священным Синодом в 1981 году была образована Юбилейная Комис­сия под председательством Святейшего Патриарха Пимена, которая возглавляла работу по подготовке юбилейных торжеств.

В 1983 году по просьбе Священноначалия Русской Церкви Прави­тельство передало Московскому Патриархату древнейший в Москве монастырь святого благоверного князя Даниила. В монастыре развер­нулись реставрационные и строительные работы. Данилов монастырь стал административным центром Русской Православной Церкви, рези­денцией Патриарха и Священного Синода.

Весной 1985 года политическим руководителем СССР стал М.С.Гор­бачев. Перемены, получившие название «перестройки», начались во всех сферах жизни. Демократизация политической системы, широкое освящение в печати беззаконий 30–50-х годов, в результате которых тяжело пострадала Церковь, озабоченность широких общественных кругов проблемой духовного оздоровления народа создали обстановку, в которой для Русской Церкви откры­лись новые возможности.

Юбилейный 1988 год принес с со­бой существенные перемены в церков­ной жизни. Самой серьезной пробле­мой, начиная с 60-х годов, было недо­статочное количество приходов, которое не соответствовало числу членов Церк­ви. В 1986 году Русская Православная Церковь имела 6794 прихода; с 1981 по 1986 года их число уменьшилось на 213, но в 1987 года впервые после сере­дины 50-х годов количество их начало возрастать, а в 1988 года было открыто уже более тысячи приходов; этот про­цесс продолжался и в 1989 году, в кон­це которого число православных прихо­дов приблизилось к десяти тысячам.

В 1988–1989 годах были замеще­ны правящими архиереями кафедры, не имевшие епископов в течение десятилетий: Ижевская, Хабаровская, Ульяновская, Челябинская, Сум­ская; учреждена была новая – Тернопольская епархия, выделенная из Львовской. Русской Православной Церкви были возвращены монасты­ри: Толгский – в Ярославской епархии, знаменитая Оптина Пустынь – в Калужской, древняя святыня Руси – Киево-Печерская Лавра. 29 но­вых монастырей открылось в других епархиях: Московской, Рязанской, Ивано-Франковской, Курской, Кишиневской, Львовской.

В 1988 году был увеличен прием абитуриентов в семинарии. В Смолен­ске в том же году открылось первое межепархиальное духовное училище. Вслед за ним духовные училища были открыты в Кишиневе, Чернигове, Ста­врополе, Минске, Новосибирске. В 1989 году открылись новые семина­рии: Киевская, Тобольская и Минская. В некоторых приходах начались внебогослужебные катехизические занятия с верующими: появились первые воскресные школы. Церковные деятели получили, наконец, широкий доступ к средствам массовой информации в печать, на радио и телевидение: они стали участвовать в общест­венном диалоге по проблемам, волнующим людей: о нравствен­ном состоянии общества и путях его оздоровления, о культурном наследии, по национальному во­просу, о проблемах сохранения мира. Архипастыри и пастыри встречаются с общественностью в клубах, домах культуры, их при­глашают в институты и школы.

Важнейшим событием 1988 года явилось празднование 1000-летия Крещения Руси. Генераль­ная Ассамблея ЮНЕСКО призва­ла отметить «1000-летие введения Христианства на Руси как круп­нейшее событие в европейской и мировой истории и культуре».

В предъюбилейное время было проведено три международных научно-богословских конферен­ции: в Киеве (июль 1986 года), Москве (май 1987 года) и Ле­нинграде (февраль 1988 года), в которых участвовали русские и зарубежные богословы, церковные историки, канонисты, светские ученые: историки, философы, филологи, искусствоведы.

Юбилейные торжества продолжались с 5 по 12 июня. На праздно­вание 1000-летия Крещения Руси в Москву съехались члены Помест­ного Собора и 517 почетных гостей, среди которых были Патриархи Антиохийский Игнатий IV, Иерусалимский Диодор I, Грузинский Илия II, Болгарский Максим, главы Кипрской Церкви – архиепископ Хризостом, Польской – митрополит Василий, Чехословацкой – митро­полит Дорофей, Православной Церкви в Америке – митрополит Фео­досии, и высокие инославные гости – кардиналы Агостино Казароли, Йозеф Глемп, архиепископ Кентерберийский Роберт Ранси, генераль­ный секретарь Высшего Церковного Совета Эмиль Кастро, Патриарх и Католикос всех армян Вазген I; митрополит Делийский Павел Мар Григорий, глава Коптской церкви Патриарх Александрийский Шенуде III. В торжествах участвовали главы и представители нехристианских религиозных общин, общественные и политические деятели со всего мира. 5 июня, в Неделю всех святых, Божественной литургией в Мос­ковском Богоявленском Соборе открылись юбилейные торжества.

Для прославления в лике святых были предложены: благоверный великий князь Московский Димитрий Донской (1350–1380), препо­добный Андрей Рублев (1360–1-я половина XV века), преподобный Максим Грек (1470–1556), святитель Макарий Московский (1482–1563), преподобный Паисий Величковский (1722–1794), блаженная Ксения Петербургская (1732– начало XIX века), святитель Игнатий Брянчанинов (1807–1867), преподобный Амвросий Оптинский (1812-1891), святитель Феофан Затворник (1815-1894).

По решению Поместного Собора был совершен чин канонизации новоявленных угодников Божиих. В Деяних Поместного Собора о ка­нонизации святых среди прочего говорится: «Напечатать их жития и творения, у коих таковые имеются, для назидания и наставления в благочестии чад церковных... Считать необходимым в послесоборный период продолжить работу по изучению дальнейших канонизаций для прославления других почитающихся в народе подвижников веры и благочестия, попечение о чем иметь Священному Синоду».

В 1989 году Русская Церковь отмечала новый юбилей – 400-летие уч­реждения Патриаршества. В связи с этим юбилеем 5-8 сентября в Мос­кве была проведена Международная научная церковная конференция.

С 9 по 11 октября в Даниловом монастыре заседал Архиерейский Собор.

Архиерейский Собор совершил прославление первого Патриарха Московского Иова и первого Предстоятеля Русской Православной Церкви после восстановления Патриаршества – святителя Тихона. Од­новременно Собор поручил Комиссии по канонизации святых подгото­вить материалы для канонизации протоиерея Иоанна Кронштадского.

3 мая 1990 года на 80-м году жизни скончался Святейший Пат­риарх Московский и всея Руси Пимен. 6 мая совершено было погре­бение почившего Первосвятителя. Его преемником стал Патриарх Алексий II.

Отношения с РПЦЗ

Руководство Московской Патриархии, находившееся до конца 1980-х годов под политическим контролем властей СССР, рассматривало клириков и мирян РПЦЗ как раскольников и именовало РПЦЗ «Карловацким расколом», «карловчанами». Периодически МП призывала «всех ея чад, пребывающих в рассеянии и вне ограды Матери-Церкви» (Обращение Священного Синода РПЦ от 14 марта 1957) прийти «к правильному решению возвратиться на Родину». Подобного рода усилия имели некоторый успех в первые годы после Второй мировой войны: несколько епископов и священников приехало в СССР для постоянного проживания.

 

После Второй мировой войны мировоззрение руководства РПЦЗ совершило некоторую эволюцию, вызванную прекращением прежних ожиданий скорого краха коммунистического режима в СССР и своего возвращения в освобождённую Россию: оно становилось более изоляционистским и эсхатологичным: начал преобладать взгляд на себя как на «малое стадо», одиноко «стоящее в истине» посреди «бушующего моря апостасии». К прежней критике советско-коммунистического режима в СССР добавилась критика экуменизма, гуманизма, общества потребления (последнее — применительно к странам Запада). Поиски истоков бедствий России порою приводили некоторых архипастырей (см. слова и речи епископа Андрея (Рымаренко), Роклендского, викария Нью-Йоркской епархии) ко временам ереси жидовствующих в Новгороде и Москве.

 

Предъюбилейное Послание Синода МП от 21 июня 1987 года, обращаясь к русскому церковному зарубежью, призывало «преодолеть дух ожесточения и средостения». Архиерейский Синод РПЦЗ в своём Послании к пастырям и пастве Русской Православной Церкви от 19 ноября 1987 года называет три «причины, разделяющие нас»: 1) отказ Московской Патриархии от Мучеников и Исповедников нашего времени; 2) «та, что декларация митрополита Сергия… о тождестве интересов Церкви и безбожного государства лежит до сих пор в основе их отношений»; 3) «в том, что послание Московской Патриархии определенно утверждает…, что мы находимся вне спасительной ограды Матери-Церкви». Послание Синода РПЦЗ подчеркивает: «Мы никогда не мнили себя вне Матери-Церкви, храня духовное и молитвенное единство с мучениками, страдальцами за веру…, со всей полнотой Русской Церкви»; «мы остаёмся верными завету Соловецких узников о том, „что не в целости внешней организации заключается сила Церкви, а в единении веры и любви преданных ей чад ея“».

 

Духом мессианской исключительности пронизано Юбилейное Послание Архиерейского Собора к пастве Русской Православной Церкви 1988 года: «Пока церковное возглавление Московской Патриархии поражено безгласностью и не может говорить правды, мы — русские епископы за границей, чувствуем страшную ответственность, лежащую на нас за всю Церковь… Управляя свободной частью ея, зарубежной, мы… не знаем компромиссов с врагами Христовой истины… мы — единственные русские епископы, голос которых может и должен быть и является свободным голосом многострадальной матери Церкви, … говорящие правду о положении верующих на родине, … сохранившие канонический строй управления Церковью, … дерзнувшие прославлять новых мучеников и исповедников нашей Церкви».

 

В конце 1980-х, когда жёсткий государственный контроль над МП в СССР был снят и объективно появились предпосылки к воссоединению, руководство РПЦЗ продолжало настаивать на снятии иерархами МП «причин, разделяющих нас»: прославления Новомучеников Российских, отречения от так называемого сергианства, признания РПЦЗ Церковью, прекращения мероприятий в рамках экуменической деятельности.

 

Московский Патриархат, в свою очередь, исходя из своей позиции, что члены РПЦЗ пребывают вне Церкви, мыслил воссоединение как вхождение РПЦЗ в состав РПЦ в той или иной форме и без исполнения каких-либо предварительных условий с его стороны. В августе 1991 года Патриарх Алексий II во время Конгресса Соотечественников в Москве принял Г. А. Рара, одного из деятелей РПЦЗ, и через него передал Архиерейскому Синоду РПЦЗ предложение о воссоединении РПЦ с РПЦЗ с сохранением за РПЦЗ полной автономии, каковое предложение было отклонено Архиерейским Синодом РПЦЗ.

 

Принятие 7 апреля 1990 в РПЦЗ клира и прихода Цареконстантиновского храма в Суздале во главе с архимандритом Валентином (Русанцовым) и его последующая епископская хиротония, принятие в мае 1990 Архиерейским Собором РПЦЗ Положения о Российской Православной Свободной Церкви, Решение Синода РПЦЗ в 1992 назначить епископа Варнаву (Прокофьева) представителем Синода в России и настоятелем Синодального подворья в Марфо-Мариинской обители и последовавший 3 августа 1992 съезд духовенства под председательством Епископа Варнавы, на котором было принято решение об учреждении Московского епархиального управления РПЦЗ, были восприняты в МП как фактическое объявление юрисдикционной войны.

 

После травмы, полученной в 2000 году, Председатель Архиерейского Синода (с 1986 года) митрополит Виталий (Устинов) фактически отошёл от дел, а в июле 2001 года передал свои полномочия заместителю, архиепископу Лавру. В октябре того же года Архиерейский Собор РПЦЗ избрал Лавра новым Первоиерархом, однако, под давлением окружения, Митрополит Виталий не признал этого избрания, удалился в свой скит в Мансонвилле и, при участии епископа Варнавы (Прокофьева), положил начало РПЦЗ(В). 25 сентября 2006 года митрополит Виталий скончался в своей резиденции при Спасо-Преображенском монастыре в Мансонвилле. Несколько раньше покаялся и вернулся из раскола епископ Варнава, получив от Архиерейского Синода РПЦЗ статус ставропигии для своего прихода в Каннах.

 

24 сентября 2003 года в Нью-Йорке в Генеральном консульстве Российской Федерации состоялась встреча Первоиерарха Русской Православной Церкви заграницей митрополита Лавра и членов Архиерейского Синода с Президентом Российской Федерации Владимиром Владимировичем Путиным. На встрече было передано письмо Патриарха Алексия II митрополиту Лавру с приглашением посетить Москву, которое было «с благодарностью принято».

 

В ноябре 2003 года состоялся визит в Москву делегации РПЦЗ во главе с архиепископом Берлинским и Германским Марком (Арндтом). В состав делегации входили также архиепископ Сиднейский и Австралийско-Новозеландский Иларион (Капрал), епископ Сан-Францисский и Западно-Американский Кирилл (Дмитриев), протоиерей Николай Артёмов, секретарь Германской епархии, и протоиерей Пётр Холодный, казначей Архиерейского Синода РПЦЗ. Делегация была принята Патриархом Алексием II.

 

В мае 2004 года Первоиерарх РПЦЗ митрополит Восточно-Американский и Нью-Йоркский Лавр впервые посетил Москву и присутствовал на ряде патриарших богослужений. С целью восстановления евхаристического общения (также называемого «полного церковного») были созданы комиссии, а 6—14 мая 2006 года в Сан-Франциско состоялся Всезарубежный Собор РПЦЗ, одобривший проект Акта о каноническом общении с Московским Патриархатом. Проект Акта был направлен в переговорные комиссии обеих Церквей для доработки и снятия вопросов, остающихся неурегулированными.

 

Митрополит Лавр, проявивший ранее инициативу в восстановлении молитвенного общения Церквей, публично поддержав в ходе Собора начинания РПЦ, заявил, что «даже в случае воссоединения с Московским патриархатом РПЦЗ сохранит свой автономный статус и будет продолжать жить, как прежде». Речь, по его словам, идёт лишь о признании друг друга как единой поместной Русской православной церкви.

 

24 — 26 октября 2006 год в Кёльне была выработана формулировка Акта о каноническом общении, по которому РПЦЗ «пребывает неотъемлемой самоуправляемой частью Поместной Русской Православной Церкви» и будет «самостоятельна в делах пастырских, просветительных, административных, хозяйственных, имущественных и гражданских, состоя при этом в каноническом единстве со всей Полнотой Русской Православной Церкви».

 

Тем не менее, в среде духовенства и мирян РПЦЗ шли оживлённые дебаты; в адрес митрополита Лавра были выдвинуты обвинения в связях с российским государством и спецслужбами.

 

30 января 2007 года Патриарх Алексий II встретился в своей рабочей резиденции в Чистом переулке с делегацией РПЦЗ, в состав которой вошли архиепископ Сиднейский и Австралийско-Новозеландский Иларион, первый заместитель председателя Архиерейского Синода РПЦЗ, и архиепископ Берлинский и Германско-Великобританский Марк, председатель Комиссии по переговорам об объединении РПЦЗ с Московским патриархатом.

 

По поводу Обращения епископа Анадырского и Чукотского Диомида (Дзюбана) и иже с ним митрополит Кирилл (Гундяев) отметил 1 марта 2007 года, что данное письмо появилось именно в преддверии подписания Акта о каноническом общении с Зарубежной церковью, и в нём отразились те «протестные настроения, которые имеют место в крайне радикальной части Русской зарубежной церкви»; он высказал мнение, что «всё это направлено на то, чтобы сорвать подписание соглашения, помешать Русской православной церкви восстановить своё единство». Митрополит выразил уверенность, что «главную роль здесь сыграла некая группа людей, которая еще находится в тени. Но они будут найдены и обвинены в провокации». Спустя несколько дней м-т Кирилл высказал более мягкую оценку ситуации.

 

10 апреля 2007 года, выступая на пасхальном приеме для дипломатического корпуса и представителей религиозных организаций, министр иностранных дел Российской Федерации Сергей Викторович Лавров заявил, что «событием поистине исторического масштаба станет предстоящее воссоединение Русской православной церкви Московского патриархата и Русской православной церкви за границей, которое завершится подписанием их предстоятелями — патриархом Алексием II и митрополитом Лавром — в мае сего года в Москве Акта о каноническом общении».

 

2 мая было распространено интервью митрополита Кирилла для The Washington Post, где он разъяснил своё понимание предстоящего акта: «17 мая 2007 года, в Москве, в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя, Святейший Патриарх Алексий и митрополит Лавр подпишут „Акт о каноническом общении“, который устанавливает канонические нормы взаимных отношений между Церковью в Отечестве и в зарубежье. А затем впервые после восьми десятилетий отчуждения совместно совершим литургию.».

 

16 мая 2007 года Священный Синод РПЦ постановил:

 

«1. Утвердить Акт о каноническом общении, которым восстанавливается единство внутри Поместной Русской Православной Церкви.

 

2. Определить, что Акт о каноническом общении вступает в силу после торжественного подписания Патриархом Московским и всея Руси Алексием и Председателем Архиерейского Синода Русской Зарубежной Церкви митрополитом Лавром в храме Христа Спасителя в Москве, в праздник Вознесения Господня 17 мая 2007 года.»

 

Кроме того, Синод своим отдельным Определением урегулировал новый статус бывшего епископа РПЦЗ в России, перешедшего в РПЦ, Евтихия (Курочкина):

 

«Преосвященному епископу Евтихию (Курочкину) быть епископом Домодедовским, викарием Московской епархии, с поручением ему временного архипастырского окормления бывших приходов Русской Зарубежной Церкви в России, согласно Приложению к Акту о каноническом общении.»

 

17 мая 2007 года, в день праздника Вознесения Господня, в Москве в Храме Христа Спасителя состоялось торжественное подписание Акта о каноническом общении

Обстоятельства подписания и содержание Акта

 

17 мая 2007 года в Храме Христа Спасителя было восстановлено единство Русской Православной Церкви. Почтовая карточка выпущенная в память о событии. Россия, 2008 г.

 

16 мая 2007 года Священный Синод Московского Патриархата после совещания с архиереями РПЦЗ постановил: «2. Определить, что Акт о каноническом общении вступает в силу после торжественного подписания Патриархом Московским и всея Руси Алексием и Председателем Архиерейского Синода Русской Зарубежной Церкви митрополитом Лавром в храме Христа Спасителя в Москве, в праздник Вознесения Господня 17 мая 2007 года».

 

17 мая 2007 года перед началом Божественной литургии в Храме Христа Спасителя Патриарх Московский и всея Руси Алексий II и Первоиерарх Русской Зарубежной Церкви митрополит Лавр подписали Акт о каноническом общении. На церемонии подписания документа присутствовал Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин. После подписания документа о воссоединении Патриарх Алексий, в сослужении митрополита Лавра и многочисленного сонма архиереев, возглавил праздничную литургию; был дан торжественный приём. 19 мая торжественный приём по случаю подписания Акта состоялся в Кремле по приглашению Президента России В. В. Путина.

 

Акт гласит, что «Русская Православная Церковь Заграницей < …> пребывает неотъемлемой самоуправляемой частью Поместной Русской Православной Церкви» (п. 1).

 

По предположениям некоторых СМИ, главными инициаторами и спонсорами подписания Акта со стороны РПЦЗ были Казначей Синода РПЦЗ предприниматель протоиерей Пётр Холодный (внук изгнанного из РПЦЗ митрополитом Виталием (Устиновым) протопресвитера Александра Киселёва, в 1980-х обучавшийся в Москве, а в начале 2000-х бывший главой одной из дочерних компаний Норникеля) и предприниматели Борис Йордан и Павел Лисицын.

Московский Патриарх Алексий II подчеркнул значение Акта для укрепления государства: «укрепление Церкви — это, несомненно, укрепление нашей страны, которое, конечно же, вызывает не только сочувствие в мире, но и зависть, недоброжелательство».

Протоиерей Николай Балашов, секретарь по межправославным отношениям Отдела внешних церковных связей МП заметил: «Что касается отделившихся священников или общин — я думаю, их будет очень немного. Это скорее „страшилки“, изобретаемые теми, кто не хочет укрепления Русской церкви, кто боится России и не любит её. Среди противников единства либо перебежчики из Московского патриархата, либо люди, которые психологически тяготеют к замкнутой, изолированной среде».

 

21 мая 2007 года митрополит Лавр, находясь в Курске, сказал: «Препятствовала старая эмиграция, к которой я не отношусь. У её представителей очень распространено настроение недоверия к советской власти, и тому, что с ней было связано. Трудно было переубедить их в психологическом плане».

 

Ряд клириков и мирян РПЦЗ негативно отнеслись к единению. Ещё до подписания Акта, в среде духовенства и мирян РПЦЗ начались оживлённые дискуссии о правомерности или целесообразности подобного шага. Оппозицию в РПЦЗ вызывал отказ РПЦ выйти из Всемирного совета церквей и других экуменических организаций, поскольку в прошлом РПЦЗ осудила экуменизм как ересь. Клирики РПЦЗ обеспокоены тем фактом, что назначения в РПЦЗ, в особенности первоиерарха и епископов, должны будут утверждаться в Москве.

 

Американская консервативная газета The Wall Street Journal, близкая к правительству США, 25 мая 2007 года заявляла: «Речь идёт не только о богословских и нравственных сторонах дела — есть подозрения, что Путин формирует новые разветвленные каналы влияния, используя церковь для укрепления связей с общинами русских эмигрантов по всему миру».

 

С позицией неприятия Акта выступил член Синода РПЦЗ епископ Таврический и Одесский Агафангел (Пашковский), фигура которого в первые месяцы после подписания Акта стала центром притяжения для многих, не желающих принять Акт. Наиболее консервативные приходы РПЦЗ, пожелавшие остаться в канонической изоляции и воздержаться от общения с Московским Патриархатом, объединились вокруг епископа Агафангела и провели 18 ноября 2008 года в Нью-Йорке V Всезарубежный Собор РПЦЗ, на котором избрали митрополита Агафангела Первоиерархом РПЦЗ. Ряд приходов присоединились к неканонической Русской Истинно-Православной Церкви и греческим старостильным юрисдикциям.

 

Высказывалось мнение, что одним из последствий Акта будет «усугубление царящего здесь [в Северной Америке] канонического беспорядка». Однако, этого не произошло, если не считать того факта, что вследствие подписания Акта количество параллельных, не признающих друг друга структур, так или иначе использующих название РПЦЗ, увеличилось.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-05-11; Просмотров: 473; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.096 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь