Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Чезаре Бранди и его концепция «потенциального единства». Теория реставрации Чезаре Бранди.



Осмыслением возникающих здесь проблем занялся Ч. Бранди, разработавший теорию «потенциального единства». Его концепция формировалась под влиянием философии культуры Бенедетто Кроче, который усматривал сущность искусства в «чистых образах фантазии», которые порождает интуиция художника. Для Ч. Бранди при реставрации произведения искусства первостепенное значение приобретает понимание его именно как произведения искусства, как продукта человеческого духа, части духовного мира. Он подчёркивает, что существует связь монумента с миром, и реставрация есть момент повторного его вхождения в мир. Начало реставрации, по Бранди есть акт интерпретации художественного объекта в его биполярности - историчности и эстетике.

Вместе с тем в высказываниях многих авторов проявилась тенденция к более гибкому применению сформулированных до этого правил реставрации. Так, П. Гаццола и Р. Пане выступали с предложением частичных изменений в тексте Итальянской хартии реставрации 1931-го года, дающих несколько большую свободу реставраторам в выборе приемов, например, в методах обозначения реставрационных добавлений. Эти предложения отразили еще одну тенденцию - перейти к более многосторонней оценке памятника . Стилистическая реставрация опиралась на представление о памятнике как о произведении искусства, которое реставратор волен дополнять, коль скоро он проникся закономерностью его построения. В противоположность этому археологическая реставрация исходила из оценки памятника преимущественно как исторического источника, чем и мотивировалась строгость научного подхода. Согласно точке зрения ряда современных теоретиков, памятник, являясь историческим источником, в той же мере должен рассматриваться как произведение искусства.

 

Первый Международный конгресс архитекторов и технических специалистов по историческим памятникам в Париже в 1957 году. Фиксация разнонаправленности развития практики и методологии реставрации. Тенденции к более разносторонней оценке памятников, включая его материальную составляющую, использованию при дополнениях современной системы художественного мышления.

Теоретические построения Ч. Бранди достаточно тонки и сложны, в силу этого они не смогли завоевать много приверженцев. Но общая тенденция в методологии реставрации в 1950-е годы вполне отвечала направлению поисков возглавлявшегося им Центрального института реставрации в Риме. Это подтвердилось решениями Первого Международного конгресса реставраторов в Париже в 1957 году, на котором большинство делегатов пришло к согласию, что современная теория реставрации не имеет былой строгости: не требует сохранения во что бы то ни стало унаследованного единства многостилевого памятника, но допускает свободу решения, приличествующие случаю .

Наиболее актуальным при этом был вопрос об отношении к положениям археологической реставрации. Наблюдавшиеся в послевоенные годы попытки вернуться к старым методам реставрации, допускавшим попытки стилизаторского домысливания, представляют собой по определению одного из теоретиков реставрации Роберто Пане «забвение культурного опыта». Воссоздание стои Аттала Р. Пане охарактеризовал как проявление подхода к памятнику не как к исторической индивидуальности, а как к предмету потребления, «потребительская стоимость» которого возрастает в зависимости от степени его занимательности для неподготовленного, «уставшего от развалин» туриста. Также и в Советском Союзе в 1960-е гг. в печати неоднократно высказывался призыв перейти от реставрации памятников к их консервации.

 

Стабилизация методических основ деятельности с архитектурным наследием. Объективные и субъективные предпосылки возвращения в официальную методику главенства археологической реставрации с преимущественным использованием консервационных приёмов. Второй Международный конгресс архитекторов и технических специалистов по историческим памятникам в Венеции в 1964 году. Пьеро Гаццола и принятие «Международной хартии консервации и реставрации исторических памятников и достопримечательных мест». Её характеристика.

6.3.1. Торжество консервационных методик в реставрации памятников архитектуры.

В 1960-е годы ситуация с методологией реставрации, однако, стала меняться. Концепция критической реставрации вызвала негативную реакцию реставраторов-практиков. Неприятие этой теории стало результатом господства эмпирических интересов и прагматической ориентации, с одной стороны, и неопозитивизма с другой. Ясно обнаружилась стеснительность эстетического критерия. В условиях кризиса философской эстетики всякое обращение к эстетической и художественной стороне предмета рассматривалось как дело субъективное, произвольное. Казалось, что критические суждения неустойчивы и изменчивы и не могут быть приложимы к реставрации - делу материальному, необратимому. Самым безопасным представлялась чистая консервация. Были и субъективные причины изменения отношения к концепции критической реставрации: с 1960-го года Чезаре Бранди перестал возглавлять Центральный институт реставрации в Риме - главный государственный орган, определяющий во многом направленность в области работы с архитектурным наследием.

6.3.2.Формирование международной системы охраны культурного наследия.

Возникновение понятия мирового наследия и идея создания международного движения в защиту культурного наследия родилась только после окончания Первой мировой войны, в ходе которой многие памятники культуры пострадали и их восстановление зачастую было не по силам отдельным странам. Ситуация ещё более обострилась после окончания Второй мировой войны, принёсшей неисчислимый урон мировому культурному наследию.

Для ликвидации этих последствий и координации усилий мирового сообщества в 1945 году при ООН была создана Организация объединённых наций по вопросам образования, науки и искусства - ЮНЕСКО. Россия стала членом этой организации 21 апреля 1945 года.

6.3.3. Второй международный конгресс архитекторов и технических специалистов по историческим памятникам. Принятие Венецианской хартии.

В этой ситуации, сложившейся к исходу второго послевоенного десятилетия, в 1964 году в Венеции собрался Второй международный конгресс архитекторов и технических специалистов по историческим памятникам. Конгрессом было принято 13 резолюций. Первой из них была широко известная «Международная хартия по консервации и реставрации исторических памятников и достопримечательных мест». Вторая резолюция, поступившая от ЮНЕСКО, инициировала создание Международного совета по историческим памятникам и достопримечательным местам (ИКОМОС), который был учреждён в Варшаве в 1965 году и который до сих пор является консультативным профессиональным органом ЮНЕСКО. Небольшая рабочая группа, возглавляемая Пьеро Гаццолой, подготовила текст хартии, подписанной 22-мя экспертами, преимущественно европейцами. Венецианская хартия является руководящим документом ИКОМОС. Русский перевод Венецианской хартии был впервые опубликован в 1974 году. Однако он содержал ряд неточностей. Новый перевод к 25-летию ратификации Хартии был осуществлён Н. Душкиной (Архитектура СССР. 1990. № 4. С. 20-25).

Текст Венецианской хартии отметил своим появлением принципиально новый этап в истории сохранения архитектурного наследия и по своей значимости сам по себе является памятником. Будучи преемником к первому международному документу такого рода - Решениям Афинской конференции реставраторов 1931 года, а также Итальянской хартии реставрации того же года, разработанной Густаво Джованнони, Венецианская хартия подвела итог длительного становления и развития европейской реставрационной мысли.

Основная суть принятого документа заключается в том, что монументальные произведения, несущие духовные послания прошлого, остаются в современной жизни людей свидетелями вековых традиций. Человечество всё более осознаёт общечеловеческую ценность памятников, рассматривает их как общее наследие и перед лицом будущих поколений признаёт совместную ответственность за его сохранение. Отсюда следует, что принципы, которыми необходимо руководствоваться при консервации и реставрации памятников, должны быть определены совместными усилиями и сформулированы в международном плане с учётом, что каждая страна сама будет следить за их использованием в рамках собственной культуры и традиций.

В этой хартии консервация признана основным приёмом работы с памятником, причём целью консервации названо его простое сохранение (п. 4).

Реставрация, согласно Хартии, должна производиться в исключительных случаях, если она продиктована необходимостью предохранения памятника, а также стремлением подчеркнуть его эстетическую и историческую ценность (п. 9).

Реставрация не должна нарушать старых субстанций, опираться на подлинные документы и прекращаться там, где начинается гипотеза (п. 9).При этом следует сохранять наслоения разных эпох, «поскольку единство стиля не является конечной задачей реставрации». Возможно удаления лишь не имеющих ценности наслоений, если этим раскроется нечто ценное в композиции самого памятника.

Восстановление отдельных частей может допускаться только в том случае, если оно не меняет наиболее интересные элементы здания, целый ансамбль и его связь с ближайшим окружением(п. 13).

Восстановленные части должны быть гармонично согласованы с памятником, отличаясь, однако, от подлинных так, чтобы реставрация не фальсифицировала художественный и эстетический облик памятника (п. 12).

Ещё одной новой мыслью Хартии стало отчётливое неодобрение практики переноса памятников. Подобный тезис уже был в Итальянской хартии 1931 года, но там речь шла о переносе скульптур, теперь же технический прогресс сделал возможным перенос сооружений, и архитекторы стали этим пользоваться. В Хартии в связи с этим сказано: «Памятник неразрывно связан с историей, а также со своим местоположением. Перемещение его в целом или отдельных частей не должно допускаться. Исключения составляют перемещения, вызванные необходимостью его сохранения, либо особо важными национальными или международными требованиями».

6.7. Формирование международной системы охраны культурного наследия. Создание при Организации объединённых наций по вопросам науки, культуры и искусства ИКОМ, ИККРОМ, образование в 1965 году ИКОМОС.

В 1946 году была основана международная организация, объединяющая музеи и работников музеев - Международный Совет Музеев (ИКОМ), в обязанности которой входит консервация и передача обществу мирового и природного культурного наследия. Она является неправительственной организацией, поддерживающей связи с ЮНЕСКО и с Советом по национальной и социальной политике при ООН, и выполняет программу ЮНЕСКО по защите музеев.

Первым опытом работы по организации мирового сообщества для спасения мирового культурного наследия стала кампания по защите памятников истории, храмов в Абу-Симбеле в долине Нила в 1957 году, которые могли погибнуть при строительстве Асуанской плотины в Египте. Итогом кампании стал демонтаж памятников и их перемещение в безопасный район, где они были восстановлены на основе уже имевшегося опыта работ по анастилозу памятников архитектуры в Афинском акрополе.

6.8. Характеристика реставрационных методов и приёмов в СССР. Признание уместности целостной реставрации и её утверждение в 1949 году в «Инструкции о порядке учёта, регистрации, содержания и реставрации памятников архитектуры, находящихся под государственной охраной». Понимание консервации, в основном, как комплекса предварительных технических работ по укреплению памятника.

6.3.4.Характеристика реставрационной методики в Советской России.

В отечественной практике в послевоенные годы продолжала господствовать мысль об уместности целостной реставрации, сложившейся ещё в предвоенные годы. Она была закреплена в утверждённой в 1949 году «Инструкции о порядке учёта, регистрации, содержания и реставрации памятников архитектуры, состоящей под государственной охраной. В инструкции сказано, что «реставрационные работы производятся с целью восстановления или воссоздания памятника в его первоначальной форме или в том виде, в каком памятник находился на определённую научно обоснованную оптимальную дату».

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-05-11; Просмотров: 2042; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.024 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь