Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Продемонстрировать ненавязчивостъ



и временно выйти из контакта, с тем чтобы восстановить его через некоторое время. Но ведь есть опасность и утратить его вовсе. Вот если такая опасность действительно реальна, не стоит рисковать. Например, человек идет навстречу вам, вы остановили его, спросили, «как пройти, как проехать», разойдетесь — и конец. Тогда обойдемся без демонстрации ненавязчивости. Но много и других ситуаций.

Если вы сидите в одном купе или стоите в одной очереди, можно просто как бы закончить разговор, заняться чтением или продолжить обсуждать тему, которую вы было начали с приятелем. А потом, спохватившись — вы не уточнили что-то важное в беседе с той, которая вам так подробно все объяснила, — снова обратиться к ней. В вагоне метро на станции «Молодежная» вы спросили, как добраться до «Речного вокзала», вам объяснили, на схеме показали. Вы, сказав вежливое «спасибо», вновь якобы погрузились в свою газетную статью, а потом у вас возник вопрос, а можно ли добраться с другими пересадками, в центре, а не по кольцу, и вы вновь задаете ей вопрос с уточнением.

Или еще радикальнее. Вы вообще уходите оттуда, где произошел первичный контакт, конечно предполагая высокую вероятность новой встречи. Во время поездки в автобусе вы получили информацию о том, что в интересующем вас магазине у метро перерыв с часу до двух. Вежливое теплое «спасибо». Вежливо-теплое: «Ну, что вы, не стоит». Вы снова заговорили со своей подругой о своих безделицах, а потом — все же в основном едут до метро — вы выходите, и вместе с вами выходит ваш «благодетель». Тут возможно продолжение контакта. Взглянув на него и уловив ответный взгляд:

— Ой, а вон в том магазине не знаете, когда перерыв?

Благодетель-информатор говорит вам с заискивающей улыбкой, что тоже с часу до двух, и направляется в метро. Делать нечего, вы тоже — в метро и говорите, как бы оправдываясь, что в магазин придется зайти на обратном пути, сейчас половина второго, скорее всего, я не успею...

Зачем все эти сложности?.. Ой, как они важны, эти мелочи! Если вы вышли из контакта, это значит, что вы ненавязчивы, не стараетесь познакомиться, вы просто свободный человек в свободном мире, легко общаетесь, получая от этого радость и информацию. И повторный контакт — тому подтверждение.

Если в человека вцепились мертвой хваткой — это пугает. А если проявляется ненавязчивость, это успокаивает, укрепляет доверие: «не знакомятся», не цепляются, а просто естественный разговор, случайность, разговорились по какому-то поводу, интересно беседуете, дальше непроизвольное знакомство не противопоказано. Проявление ненавязчивости «умиротворяет» и находящихся рядышком моралистов, которые часто мешают осуждающими взглядами.

Особенно имеет смысл проявить ненавязчивость, если повторные встречи неизбежны. Вы работаете вместе с ним на одном предприятии, ходите обедать в одну столовую. Танцевать — в одну дискотеку. Со мной был случай, когда одна дама просто ездила на работу в одно и то же время в троллейбусе... Контакт по поводу ее тяжелых сумок (помог ей войти и выйти из троллейбуса); а потом, когда повторно встретились, раскланялись; встречаясь впредь, о чем-то говорили; и через некоторое время возникла необходимость обменяться телефонами, сложился деловой контакт.

Возникает вопрос: а если невтерпеж... Ничего, потерпите, меньше шансов на отказ, а вам ведь не на одну минуту нужен этот человек.

Проявление ненавязчивости может быть и в том, что на протяжении длительного времени, пока идет разговор, вы не спрашиваете, как зовут собеседника, и не говорите своего имени. Просто разговариваете, как птичка поет.

Понятно, что мы выходим из контакта не просто так, а для того, чтобы вступить в

Повторный контакт

Это делается точно так же, как и в первый раз. Ищете повод и используете его. Но повторный контакт легче именно тем, что повторный. В сущности, вы уже в контакте, который только продолжается. Тем более что если вы еще раз обращаетесь, то, значит, в первый раз вам дали синтонные посылы. Тема может быть уже другая. Вот в электричке вы получили фразу, пусть с дежурной, но улыбкой, что да, в Люберцах останавливается. Вы сказали теплое: «Ой, большое спасибо, а то один раз сел не в ту электричку, и пришлось добираться на перекладных». Вы перевели дух, уселись, вынули журнал, углубились в чтение, усыпили бдительность юной дамы, с которой собираетесь познакомиться, а потом перелистнули страницы и начали разгадывать кроссворд. Шевелите губами (даже не полушепот), пытаясь прикинуть варианты. И — «о ужас! » — в двух узлах кроссворда ничего не получается. Тогда вы, сначала осторожно глядя на плечо своей будущей приятельницы, переведите раздумчиво взор на ее глаза, и когда она перехватит ваш взгляд:

— Злой попался кроссворд, вы мне уже раз помогли, может быть, и здесь поможете?

Повторный контакт уже не стоит прерывать для демонстрации ненавязчивости (чувство меры), но надо постараться придать ему характер непринужденной, спокойной беседы на

Нейтральные темы

Тем, естественно-интересных для обоих, очень много, но как их ввести в разговор? Как переходить на новые темы? Опыт наших психологических тренингов в «Маленьком принце» показывает, что это наиболее трудная задача. И совет здесь такой. Надо скакать по ассоциациям. Психология выделяет ассоциации между словами, понятиями, фразами, положениями, ситуациями, — по сходству и по смежности. Говорим о Никите Михалкове, он режиссер. Переходим к Тарковскому — тоже режиссер. Это по сходству. А если от Михалкова к Богатыреву, на том основании, что второй у первого снимался в фильме «Свой среди чужих, чужой среди своих», то вот вам ассоциация по смежности. Главное, что мы получаем возможность свободного течения от темы к теме. С Михалкова — на Богатырева, с Богатырева — на Миронова (оба «сгорели на сцене»), с них — на трудную жизнь актеров в искусстве, с искусства на науку; а искусство и наука сейчас испытывают финансовые трудности, так что с финансовых трудностей — на удачливых бизнесменов.

■ Ну а если не знаешь, с чего начать?

Можно оглядеться... Тряхнуло в автобусе.

— Мэр обещал починить дороги.

С мэра на президента, с президента на Думу, с Думы на царя, с царя на князей, с князей на...

И дальше мы должны нащупать

Темы, представляющие взаимный интерес,

то есть такие темы, которые затрагивают личность более существенно. Например, девушка занимается в музыкальном училище, а вы дома слушаете записи классической музыки и ходите на концерты в филармонию. Чаще всего это профессия или хобби. Переход на эти темы можно произвести с использованием все тех же ассоциаций.

Но и эти темы, которые потом могут составлять предмет бесконечных разговоров по душам, здесь нам нужны не сами по себе, а для того, чтобы благодаря им искусно и безыскусственно (ассоциации, ассоциации! ) перейти на

Темы общего дела

Общее дело в дальнейшем требует контактов. А дальнейшие контакты требуют знания имен, телефонов, адресов, договоров о встречах... При этом прелесть в том, что приличия соблюдены. Благодаря тому что подменены мотивы. Что такое, — запротестуют некоторые психологи-гуманисты, — вы призываете к манипуляции! Да, действительно, прикрытие, но чтобы ни тому, ни другому не потерять свое лицо на первых порах, пока они не признались друг другу в любви. Это гуманно — соблюсти приличия, хотя, конечно, не аутентично, нет пока полной искренности, но она проявится потом, не страшно. И это не манипуляция, потому что никому не нанесен ущерб, все в выигрыше.

Итак, около киноафиши...

ОН: Извините, ради бога, вам не встретились фильмы Тарковского в афише, а то мне нужно в школе организовать их обсуждение?

ОНА: Да, что-то попадалось, а, вот как раз «Зеркало», а тут еще и «Солярис». А вам самому Тарковский интересен?

ОН: Ну, как более понятный, мне больше нравится «Андрей Рублев», но это уже классика, «Зеркало» — тоже, просто надо знать символику, например, вот птица вылетает — так это душа умирающего, мне и самому это однажды объяснил один киновед.

ОНА: Где же возьмешь киноведа на каждый фильм...

ОН: А у нас как раз киноклуб по пятницам, вот и детям он будет читать. Может быть, придете?

ОНА: Так запросто?

Стоп. Вот то, что нам сейчас и надо. Это и есть общее дело. Она хочет пойти в киноклуб, он хочет ее туда привести. Теперь дело даже не психотехники — все потечет своим чередом. Они обменяются телефонами, договорятся о встрече, она придет в киноклуб, и happy end — свадьба.

Ну, давайте проиграем еще пару сюжетов.

Он у той же киноафиши говорит об интересе к фильмам Тарковского, она живет около кинотеатра, где идет ретроспективный показ его фильмов. Он просит ее узнать время сеансов, он ей позвонит. Они перезваниваются, он говорит: а не пойти ли нам вместе. Отчего же не пойти? Happy end.

Продолжим разговор в электричке. Порешали вместе кроссворд. Если сразу вы сели напротив, то для динамики можно повернуть кроссворд к ней и показать строчку, в которую должно вписаться слово, но неудобно так смотреть, далеко, вы можете на пять секунд пересесть на ее сторону, показать строчку, вставить слово и... коснуться невзначай своим рукавом (не руками! ) ее рукава, такое касание рук через одежду, как дуновение, как единое дыхание, сближает и в то же время не выходит за рамки приличий. Если она приняла это касание, не отодвинулась, это — знак приятия. Но нельзя этим злоупотреблять. Только 5—10 секунд, и вы возвращаетесь на прежнее место. А кроссворд сделает свое дело. Слова в кроссворде связаны с массой разнообразных тем, и вот беседа потекла сама собой. А тут и она, возможно, что-нибудь читает, и уместен после кроссвордной беседы очередной приличный вопрос:

— А что вы читаете?

— Фейхтвангер, «Иудейская война»...

— А-а-а... А «Лже-Нерон» читали?

— Слышала только название...

— Ну так я могу вам дать, у меня есть. А я не дочитал в свое время «Иудейскую войну». Обменяемся на время?

— О yes!

AND HAPPY END.

Более молодежный вариант. Они вышли на тему записей рок-музыки. Надо обменяться кассетами. До этого обмен телефонами. Имена, встреча. Свадьба.

Подытожим сказанное в собирательной схеме (рис. 13). Она поможет зрительно сконцентрировать основные блоки для собственного пользования, а если нужно, преподнести материал вашей пастве.

Вы скажете, что мы обрисовали радужную картину. Нет: реальную, а не радужную. Но чтобы все это состоялось, к тем алгоритмам, которые мы набросали, нужно еще кое-что. И поэтому


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-05-04; Просмотров: 331; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.02 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь