Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Общественные трапезы в Спарте.



Нигде общественная дисциплина не была так строга, как в Спарте. Государство там устанавливало распорядок жизни граждан до мельчайших подробностей. Оно запрещало им, например, всякий труд, всякое прибыльное занятие. Оно стремилось, чтобы спартанец думал только о своих гражданских или военных обязанностях. Оно возлагало на него даже обязанность обедать сообща с другими.

«Общественные трапезы», говорит Плутарх, «лакедемоняне называютфидитиями. За каждый стол садилось около 15 человек… Каждый из сисситов18приносил ежемесячно медимн ячменной муки (78 литров), восемь хой вина (39 литров), пять мин сыру (3 килограмма), две с половиной мины фиг и несколько денег для покупки других припасов. Кроме того, когда кто-либо из граждан приносил жертву, он посылал в с. 423 сисситий первые принесенные в жертву части, а кто ходил на охоту, посылал часть добычи.

Если кто опаздывал за жертвоприношением или на охоте, тому было дозволено есть дома; все прочие должны были присутствовать за общественной трапезой. Долгое время спартанцы точно сохраняли этот обычай; когда, например, царь Агис, возвратившись из одного похода, во время которого он одержал победу над афинянами, желая пообедать вместе с женой, послал за своей частью, полемархи ее не отпустили.

Дети тоже посещали сисситии; их водили туда, как в школу, где они должны были учиться мудрости. Там они слушали разговоры об общественном устройстве и, имея перед собой наставников в уменьи держать себя, привыкали шутить, насмехаться без грубости и переносить насмешки хладнокровно…

Старший из членов сиссития говорил каждому входящему, показывая на дверь: “за эту дверь не должно выходить ни одно слово! ”

Когда кто-нибудь желал сделаться членом сиссития, то он подвергался, как говорят, следующему избранию: всякий из сисситов брал в руки шарик из хлеба и кидал его, не говоря ни слова, в вазу, которую один из слуг обносил вокруг всего стола на голове; кто хотел сказать да, тот просто бросал шарик; кто отвергал, тот, прежде чем бросить шарик, сдавливал его сильно в руке… Если находили хоть один сдавленный шарик, то уже не принимали избиравшегося, потому что желали, чтобы все собеседники нравились друг другу…

Самое прославленное из их блюд была черная похлебка. Старики, когда ее подавали, совсем отказывались от мяса, оставляя свою долю молодым, а сами наливали себе похлебки. Один понтийский царь купил, говорят, спартанского повара собственно для черной похлебки, но когда он ее попробовал, то рассердился. “Государь”, сказал ему повар, “чтобы есть эту похлебку, нужно искупаться прежде в Эвроте”.

Они пили вина немного и расходились без огня. с. 424 Спартанцам не позволено ходить с огнем по улицам ни в этом случае, ни в каком другом для того, чтобы они ходили без страха ночью и во мраке»19.

(Плутарх. Ликург, 12. Перевод под ред. Герье).

Демы и филы.

Каждый гражданин входил в состав дема и филы20. Известно название более 150 демов, которые распадались на 10 фил.

Дем являлся определенной частью государственной территории; это была община, имевшая двоякий характера сообщества и административного подразделения. Не все демы пользовались одинаковым значением, но все они имели тождественное устройство. Во главе каждого из них стояло особое лицо, демарх— нечто в роде избираемого головы, и множество чиновников по гражданским и религиозным делам. Каждый дем имел свои местные культы, свое имущество, бюджет и свои собственные праздники. Делами его ведали все граждане, входящие в дем.

Что касается филы, то она не была территориальным участком, но просто совокупностью демов, собранных произвольно из разных областей страны. Вот названия 10 аттических фил: эрехтейская, эгейская, пандионисская, леонтисская, акамантисская, энейская, кекропская, гиппотонтийская, эантийская, антиохийская. Они также имели своих должностных лиц, свои особые доходы и собрания.

Вот постановление одной филы (Corpus inscript. Attic., т. II, 564):

«Антисфен, сын Никандра, провел постановление, дающее возможность членам дема знать состояние их земель и заключающееся в том, что два раза в год владения будут осматриваться должностными лицами с. 425 (эпимелетами), которые должны удостовериться, обрабатываются ли земли согласно договору и на месте ли границы… Принимая это во внимание, фила Эрехтеида постановила выразить одобрение Антисфену и увенчать его золотым венком за его добродетели и справедливость, которую он постоянно проявляет по отношению к членам филы. Так как Антисфен имеет единственную дочь, то эпимелеты должны принять ее под особое покровительство. Если она будет в чем-нибудь нуждаться, то эпимелеты обязаны довести об этом до сведения филы во время собрания, и не должны допускать, чтобы кто-нибудь причинил дочери Антисфена обиду».

Постановление дема (там же, 579):

«Филоктемон, сын Хремета, предлагает: Принимая во внимание, что Демократ, сын Эвфилета, и Гегезий, сын Лизистрата, которые несли расходы по содержанию хора, хорошо выполнили свою обязанность, айксонцы постановили выразить им одобрение и присудить каждому из них золотой венок в 30 драхм (около 11 руб.) в благодарность за их труд и усердие по отношению к членам дема. Демарх Дорофей и казначеи выдадут им из доходов дема для жертвоприношения 10 драхм (около 3 р. 70 к.). Демарх Дорофей должен позаботиться, чтобы это постановление было высечено на каменной стеле и выставлено в театре, чтобы будущие хореги21 знали, как айксонцы вознаграждают за усердие».

Любовь к свободе.

«Тирания — тягчайшее бедствие для государства. Прежде всего, тогда среди граждан царствует не закон, а распоряжается по своему произволу тиран; он один — полновластный повелитель, равенства более не существует. Наоборот, при господстве закона и богатый и бедняк имеют одинаковые права; более слабый может отвечать сильному на его оскорбление, и маленький человек с. 426 имеет возможность одержать пред судом верх над большим.

«Свободен тот народ, граждан которого спрашивают: “Кто желает высказаться для блага республики? ” Кто хочет говорить — выходит; кто не хочет — хранит молчание. В чем может быть большее равенство? Там, где верховная власть принадлежит народу, считается за счастье, если в его среде есть доблестные граждане. Для тирана же, наоборот, они — предмет беспокойства; самых прославленных из них, способных размышлять, он подвергает гибели, потому что трепещет за свою власть. Как же государство может быть сильным, если в нем властвует человек, который, как жнец, пожинающий весенние колосья в поле, уничтожает юношескую отвагу? Для чего же собирать богатства и зарабатывать хлеб детям, если трудишься для обогащения тирана! »

(Эврипид. Молящие о защите, 429 и сл.).

14. Обязанность гражданина защищать национальные учреждения.

В 409 г. до Р. Х. афиняне приняли следующий закон, свидетельствующий, как далеко простиралась обязанность почитать и защищать установленные учреждения.

«Если какой-нибудь человек ниспровергнет демократию в Афинах или после ниспровержения ее будет занимать какую-нибудь общественную должность, то да будет он почтен врагом афинского народа: его можно безнаказанно убить, а его имущество будет конфисковано, за исключением десятой части для богини Афины. Убийца со своими соучастниками будут считаться чистыми и незапятнанными. Каждый афинянин, совершая жертвоприношение, должен клясться убить его.

Клятва должна быть такова: “Клянусь причинять, если буду иметь возможность, всяческий вред, словом или делом, участием в голосовании или собственною рукою, всякому человеку, который ниспровергнет демократию в Афинах или примет после ниспровержения ее с. 427 какую-нибудь общественную должность, который будет стремиться к тирании или помогать тирану. Если его убьет кто-нибудь другой, я буду смотреть на убийцу, как на человека, незапятнанного в глазах богов и демонов, потому что он убил врага афинского народа. Я продам все имущество убитого и половину отдам убийце, не удержав из нее ничего. Если же какой-нибудь человек, во время убийства или покушения на убийство одного из этих преступных людей, сам лишится жизни, я буду проявлять по отношению к нему и его детям благодарность, как это делается по отношению к Гармодию и Аристогитону22 и их потомкам”.

Такова установленная законом клятва, которую должны давать все афиняне перед праздником Диониса во время заклания отборных жертв, призывая на верных этой клятве всевозможные блага, а на клятвопреступников и его близких — гибель».

(Андокид23. О мистериях, 96—98).


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-05-05; Просмотров: 601; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.014 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь