Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Модель человеческого поведения



Модель поведения Й. Расмуссена - относится к решению проблем в управлении инженерными системами. Нашла широкое признание, и делит человеческие действия по принятию решений и поведению на 3 уровня (рис. 1.3):

  • основанное на навыках - автоматические сенсомоторные действия, легко выполняемые без сознательного контроля (самый низкий уровень);

 

  • основанное на правилах - обычно проявляется в знакомых ситуациях и управляется набором заранее известных правил или процедур, сформированных на основании предыдущего опыта;
  • основанное на знаниях: в новых условиях, когда предыдущий опыт или правила отсутствуют, управление действиями происходит на более высоком уровне, на котором поведение является целенаправленным и основанным на знаниях. Ближайшая задача формулируется на основе анализа окружающей среды и конечной цели. Структура окружающей среды представляется мысленной моделью, от которой зависит избранный способ действия.

Рис.9.3. Упрошенная иллюстрация уровней человеческого поведения - модель действия

 

Указанную концепцию можно подтвердить рядом практических примеров. При обучении сложным функциям, например, управлению автомобилем, вначале включается уровень знаний. Переключение скоростей требует значительной концентрации. На этой стадии требуется повышенное внимание, а эффективность и результаты довольно скромные. По мере накопления опыта действия обучаемого становятся все более и более автоматическими - вначале на уровне правил, например, ученик сразу и без анализа понимает, когда нужно переключить передачу, и затем выходят на сенсомоторный уровень, когда действия выполняются практически без усилий сознания. Для опытного водителя совсем несложно оценивать дорожную обстановку, переключать передачи и одновременно поддерживать разговор, поскольку первые два действия выполняются на сенсомоторном уровне и не требуют специального внимания.

Действия на самом нижнем уровне являются наиболее эффективными, поскольку не требуют обдумывания в явном виде и реакция следует сразу за раздражителем. Действия на уровне правил выбираются из нескольких хранящихся в памяти образцов и, следовательно, выполняются с некоторой задержкой. Для того чтобы определить новое действие в необычной ситуации, необходимо аналитическое мышление и сравнение с имеющимися знаниями и опытом, что обычно требует большего времени и значительных умственных усилий.

Модели поведения могут оказать заметную помощь при создании интерфейса процесса. Разделение поведения на три категории облегчает классификацию задач и определяет, тип поддержки пользователя обеспечивающей интерфейс на каждом уровне.

Теория двухуровневой памяти

Психологи длительное время исследовали функции памяти и механизм запоминания информации и опыта. Современная психология различает несколько познавательных функций, т. е. способов восприятия мозгом информации об объектах, получаемой от органов чувств (рис.1.4):

  • накопление и хранение чувственной информации,
  • кратковременная или оперативная память,
  • долговременная память.

 

Рис.9.4. Модель двухуровневой памяти

 

Этапы обработки информации мозгом: восприятие, запоминание в кратковременной и затем в долговременной памяти.

Информация, накопленная органами чувств, попадает в кратковременную память, где мозг может сознательно обратить на нее внимание. Из кратковременной памяти информация передается в долговременную, причем в большинстве случае сознательным усилием воли.

Кратковременная память ( сознание) содержит то, о чем человек размышляет в данный момент и на чем основываются его действия. Емкость этой памяти ограничена объемом приблизительно для 7±2 элементов информации, называемых брусками (блоками). Бруски могут быть очень сложными и содержательными.

Поступающая новая информация стирает или замещает существующие бруски. Информация, которая не обдумывается, быстро размывается и исчезает из сознания. Образы в кратковременной памяти имеют приблизительно один уровень абстракции или, по крайней мере, более или менее однородны. Информация из кратковременной памяти быстро извлекается и так же быстро забывается, она легко обозрима, и на ее основе вырабатываются быстрые реакции. Время хранения информации в кратковременной памяти обычно составляет секунды.

Долговременная память обладает практически неисчерпаемой емкостью, но запоминание и воспроизведение информации занимает больше времени. Информация в этой памяти определяет полное знание индивидуума и содержит всё от языковых навыков до детских воспоминаний и таблицы умножения, и может сохраняться в течение всей жизни.

Различие между кратковременной и долговременной памятью имеет и психологическое объяснение. В мозге нет анатомического разделения на эти области - в их работе участвует весь мозг. Разница заключается в типе процесса. Механизмом кратковременной памяти является распределения электрического поля, а долговременная память основана на взаимодействии нейронов и связях, имеющих более постоянную, химическую природу.

Человеческая память не работает на основе прямой адресации ячеек, как ОЗУ СПУ (в каком состоянии пребывает ваш нейрон № 2 023 965), а работает на базе аналогий и ассоциаций. В этом отношении кодирование запоминаемой информации играет очень важную роль. Современные исследования показывают, что запоминаются не формы или шаблоны, а, скорее, понятия и ассоциации. Другими словами, то, что запоминается, - это смысл, а не форма сообщения или символов (например, после прочтения текста запоминается содержание, а не дословно предложения или шрифт, которым текст напечатан). Передача информации в долговременную память осуществляется не просто усилием воли, как хорошо знают готовящиеся к экзаменам студенты.

Информация запоминается легче, если ее можно вставить в существующие рамки, т. е. соотнести с информацией, уже хранящейся в долговременной памяти. Запоминание различных фактов происходит лучше, если они не разрознены, а находятся в причинной взаимосвязи. Аналогично, воспроизведение (извлечение) информации облегчается ассоциациями - подсказками тем или иным образом с ней связанными. Есть экспериментальные подтверждения того, что информация запоминается навсегда. Нельзя утверждать, что забытая информация потеряна окончательно, - вероятнее, что ее не удается извлечь из-за неверных или утраченных ассоциативных связей.

Новую информацию проще воспринимать, если ее можно упорядочить или связать с уже существующей в долговременной памяти. Ключом к эффективному использованию кратковременной памяти является кодирование, структуризация по брускам. Например, последовательность чисел 88128296306 выглядит как случайный набор из 11-ти цифр и большинство людей неспособны воспроизвести ее без значительных усилий и очень быстро ее забудут. Однако если представить эту последовательность в виде 8-812-829-6306, то воспринимать ее значительно проще - в ней легко узнать телефонный номер в Санкт-Петербурге, содержащий неполную дату отечественной войны и т.д. Перегруппировка уменьшила число брусков с 11 до 4 - количества, с которым можно справиться с меньшими затруднениями. Более того, абстрактные цифры связаны со знакомыми понятиями - название города, номер телефона. Нечто похожее происходит с шахматистами: мастер может запомнить позицию из 20 фигур, новичок - заметно меньше. Причина, вероятно, в том, что новичок видит 20 различных фигур, а мастер - один или два бруска.

Ошибки

Ошибки всегда сопровождают человеческую деятельность, а значит, при разработке ИнтП необходимо предусмотреть способы борьбы с ними.

Ошибка – действие человека, приводящие к нежелательному результату, если можно было принять другое решение, соответствующее ситуации и уровню компетентности. Теоретически ошибок можно избежать. Неправильные действия, вызванные ситуацией или недостаточной компетентностью, несчитаются ошибкой.

Различают 2 типа ошибок:

· промахи,

· заблуждения.

Промах - неправильно реализованное верное намерение

Заблуждение - правильно выполненное действие на основе неверных предпосылок.

Промахи (рис.1.3).относятся к нижнему, сенсомоторному уровню, а заблуждения - к более высокому уровню, на котором принимаются решения (пример промаха – опечатка или включение не той передачи автомобиля). Заблуждение может произойти на уровне правил - неверное написание слова, или на уровне знаний - использование правильно написанного, но не подходящего по контексту слова. При управлении автомобилем заблуждением является неправильная оценка уклона дороги, которая ведет к включению несоответствующей ситуации передачи.

Интерфейс технической системы должен помогать человеку принимать решения в ситуациях, связанных с ошибками. Хорошо организованный интерфейс должен уменьшать число ошибок и облегчить их последствия.

Таким образом, борьба с ошибками состоит из 2-х задач:

· предупреждение ошибок,

· исправление ошибок

Предупреждение ошибок требует, чтобы управляемое оборудование тем или иным способом распознавало ошибочную ситуацию или даже ее предпосылки и предупреждало об этом оператора. Оборудование не должно воспринимать команды с возможными опасными последствиями.

Исправление ошибок означает, что оператор или система выявляет ошибку и пытается ее исправить. Хорошо знакомый пример из области ВТ - команда Отменить ( Undo ), используется для отказа от уже выполненного действия Система запоминает результат выполнения команды как некое временное, промежуточное состояние, демонстрирует пользователю это новое состояние, но файл, например, не уничтожается немедленно после выполнения соответствующей команды – он лишь помечается как удаленный, а его уничтожение происходит позже. Если пользователь вдруг захочет отменить удаление файла, он может это сделать в течение некоторого времени после выполнения команды, пока файл физически не стерт.

Очевидно, что команда Отменить сработает, если в процессе реально не произошло никаких изменений. Однако в системе управления нельзя буферизовать выполнение команд, как это делается в виртуальной среде ВТ. Поэтому в системах мониторинга и управления ошибки должны исключаться - насколько это возможно - с самого начала, т. е. система управления должна обеспечивать информацию о возможных опасных состояниях процесса или даже процедуру, моделирующую такие состояния, для того чтобы заранее предусмотреть последствия и необходимое противодействие.

Для получения опыта и навыков управления широко используется метод обучения проб и ошибок. Если эксперименты и натурное обучение с технической системой нежелательны или невозможны (например, при управлении ядерным реактором), то для обучения широко используются процедуры имитации и моделирования позволяющие набрать необходимый опыт без лишнего риска. Например, начинающий пилот, который несколько раз врезался в землю на тренажере, вероятно будет лучше управлять машиной в воздухе, чем тот, кто вообще незнаком с техническими возможностями и ограничениями своего самолета. Моделирование постоянно используются в электроэнергетике для предварительной оценки эффекта изменения потоков мощности и конфигурации и других операций, не подвергая риску реальную систему.

Человек в сложной системе


Поделиться:



Популярное:

  1. Базисные концепции организационного поведения
  2. Биосоциальные основы поведения
  3. В случае недостойного поведения в семье супруга, требующего выплаты алиментов.
  4. Виды и формы девиантного поведения
  5. Внутрипсихические конфликты представляют собой столкновения в психике животного тенденций к одновременному выполнению двух несовместимых типов поведения.
  6. Возникновение человеческого общества.
  7. ВОПРОС 2. ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ В КАЗАРМЕ, В СТОЛОВОЙ, В КЛУБЕ И ДРУГИХ ОБЩЕСТВЕННЫХ МЕСТАХ В ВОЕННОМ ГОРОДКЕ. ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ СОЛДАТА ПРИ НАХОЖДЕНИИ ВНЕ РАСПОЛОЖЕНИЯ ЧАСТИ.
  8. Вопрос № 5. Профессионально-этический антикоррупционный стандарт поведения сотрудника ОВД
  9. Воспроизводство человеческого капитала
  10. Выделяют следующие пять типовых стратегий (стилей) поведения в конфликтных ситуациях.
  11. Выстраивание модели поведения
  12. Глава тринадцатая. Воспитание высших форм поведения


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-05; Просмотров: 2078; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.021 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь