Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Основные подходы к пониманию деятельности и возникновение деятельностного подхода в педагогике



Изучение природы человека с точки зрения концепций, рассматривающих его в целостности мира, убедительно доказывает, что деятельность человека является основной предпосылкой его развития.  Для того, чтобы построить эффективный образовательный процесс, ориентированный на развитие человека, необходимо соотнести знания о закономерностях развития человека со знаниями о деятельности и закономерностях её осуществления. Это определяет необходимость применения деятельностного подхода в педагогике.

Деятельность стала предметом изучения сначала в философии, затем в психологии. В ХХ веке в философских знаниях теория деятельности выделилась в специальный раздел – праксиология.

    Понятие деятельности с античных времен разрабатывалось преимущественно в идеалистической философии. Особенно глубоко деятельность изучалась немецкой классической философией. Подчеркивая активное, деятельное начало человека, идеализм усматривал существо этой активности в свойствах духа, который принципиально противостоит природе. Дух при этом рассматривался как внутренняя активность, спонтанность человеческой деятельности, как способность, определяющая свободу человека.

Иммануил Кант (1724-1804) рассматривал субъекта деятельности не как созерцающего действительность, а как созидающего формы предметного мира.

В ранг всеобщего активного основания культуры деятельность впервые возвел Иоганна Готлиба Фихте (1762-1814). Как деятельностный принцип, как производящее основание он рассматривает сознание и предлагает искать основу опыта человека из происходящего в самом сознании вследствие свободного акта мышления. Так, деятельностно-практическое отношение человека к миру становится у Фихте предшествующим теоретически созерцательному отношению: сознание здесь не дано, а задано, порождает себя, а очевидность его покоится не на созерцании, а на действии. Из этого положения Фихте выводит основной принцип своей « философии свободы»: «Я полагает само себя, свое собственное бытие». Это означает по Фихте, что в этом акте, который предполагает, что познать свое действие значит его произвести, индивид порождает свой собственный дух, свою свободу. Это самоопределение предстает в философии Фихте как адресованное субъекту нормативное требование, к которому субъект должен вечно стремиться. «Воздвигни свое Я, создай себя! » - вот с чего начинается философия Фихте, посвященная обоснованию единства познания и деятельности, самостоятельности и свободы человеческого Я, бытие которого целиком выводится из деятельности самого субъекта.

    В философии Фихте обосновано единство теоретического и практического Я, ибо деятельность субъекта не исчерпывается у него отражением, познанием. «Я» прежде всего действующее; теоретическое же Я – всего лишь условие, предварительная ступень этого действия (20, с. 768).  

20.Новейший философский словарь. – Минск, 1998. – 896 с.

    Идеи Фихте о субъекте, воплощающем самостоятельность, оказали большое влияние на формирование взглядов Фридриха Дистервега – немецкого педагога, последователя И.Г. Песталоцци, жившего в 1790-1866 годах. В число основных принципов воспитания (принцип природосообразности и принцип культуросообразности) он ввел принцип самодеятельности. Самодеятельность Дистервег понимал как активность, инициативу и считал её важнейшей чертой личности. В развитии детской самодеятельности видел и конечную цель, и непременное условие всякого образования.

    Наиболее развитую теорию деятельности построил Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770-1831), который описал ее как всеобщую схему, обстоятельно проанализировал диалектику её структуры (в частности взаимоопределяемость цели и средства), сделал ряд глубоких замечаний о социально-исторической обусловленности деятельности и её форм. Гегелевское понимание деятельности нашло отражение в дидактическо-методических работах Фридриха Вильгельма Августа  Фребеля (1782-1852).  «Для Фребеля, человек – «творящее существо». По его мнению, ребенок от природы наделен четырьмя инстинктами, одним из которых считал инстинкт деятельности (остальные: познания, художественный и религиозный). Инстинкт деятельности или активности, - проявление в ребенке единого творческого божественного начала.

    «Одно из основных положений педагогики Ф.Фребеля – возможности человека развиваются в процессе его деятельности. Понимание Фребелем значения деятельности в развитии человека привело его к выводу: виды деятельности (игра, учение, труд), их многообразные сочетания имеют первостепенное значение в воспитании человека» (11, с. 129).

    В диалектико-материалистических концепциях деятельность рассматривается как специфическое отношение человека к миру, направленное в первую очередь на преобразование материального мира, как природного, так и социального, который противостоит человеку. Особенно подчеркивается общественный характер деятельности.

С этих позиций деятельность рассматривают как особую форму активности, присущую человеку и имеющую своим содержанием целесообразное изменение действительности, а также как специфическую форму общественно-исторического бытия людей.

Такое понимание деятельности выступило той исходной конструкцией, конкретизация которой позволяет создать общую теорию развития общества, бытия человека и его отдельных сфер. Так Карл Маркс в «Экономическо-философских рукописях 1844 года» пишет о том, что «деятельность и пользование её плодами, как по своему содержанию, так и по способу существования, носят общественный характер: общественная деятельность и общественное пользование» (14, с. 190).

    «Общественная деятельность и общественное пользование существуют отнюдь не только в форме непосредственно коллективной деятельности и непосредственного коллективного пользования. … Но даже и тогда, когда я занимаюсь научной и т.п. деятельностью, - деятельностью, которую я только в редких случаях могу осуществлять в непосредственном общении с другими людьми, - даже и тогда я занят общественной деятельностью, потому, что я действую как человек. Мне не только дан в качестве общественного продукта материал для моей деятельности – даже и сам мой язык, на котором работает мыслитель, - но и мое собственное бытие есть общественная деятельность; а потому и то, что я делаю из моей особы, я делаю из себя для общества, сознавая себя как общественное существо» (14, с. 191).

    К. Маркс указывает на то, что в деятельности индивид проявляет себя как общественное существо, при этом «индивидуальная и родовая жизнь человека не является чем-то различным, хотя по необходимости способ существования индивидуальной жизни бывает либо более особенным, либо более всеобщим проявлением родовой жизни, а родовая жизнь бывает либо более особенной, либо всеобщей индивидуальной жизнью» (14, с. 191).

    Первичной формой деятельности, согласно материалистической диалектике, является производство материальных орудий, с помощью которых люди создают предметы, удовлетворяющие их потребности. Материальное производство (труд) имеет универсальный характер, поскольку в принципе может создавать любые орудия и предметы. Такое производство осуществляется людьми только в определенных взаимосвязях и отношениях, совокупность которых образует производственные или общественные отношения людей.

    В процессе исторического развития материального производства и общественных отношений возникло и приобрело относительно самостоятельный характер духовное производство. Но и в этой форме труда сохраняются основные качества материального производства – его универсально-преобразовательный и общественный характер.

    Материальная и духовная (а точнее мыслительная) деятельность людей и соответствующие им типы производства служат основой возникновения и развития общественного и индивидуального сознания, личности отдельного человека. 

Сознание при этом рассматривается как функция идеальной стороны деятельности, которая обнаруживается в способности людей, производить отдельные предметы, опираясь на слово или модель как продукты общественно-исторического развития. Идеальное – это бытие реального предмета в стадии его становления в деятельности общественного субъекта. Сознание позволяет человеку стать общественным существом благодаря индивидуальному представительству в индивиде интересов и позиций других людей.

Диалектико-материалистическое понимание деятельности стало основанием построения отечественного образования в советское время.

    Наряду с диалектико-материалистическим пониманием деятельности в конце 19 – начале 20 века разрабатывались другие представления, касающиеся в основном такой существенной составляющей деятельности, как действие .

      Джон Дьюи в русле философии прагматизма создал теорию действий, рассматривая последние в качестве инструментального содержания понятий.

    Макс Вебер, проанализировав различные виды индивидуальных социальных действий, выделил в них особое значение ценностных установок и ориентаций.

    Жак Пиаже на логико-математической и психологической основе разработал развернутую концепцию действий и операционального интеллекта человека ( т.е. установил единство внешней и внутренней деятельности)». Все эти взгляды на деятельность получили свое воплощение в педагогике.

    Вместе с тем, в ХХ веке в западной философии стали усматривать «тенденцию отказа от рассмотрения деятельности как сущности человеческого бытия и всеобщего основания культуры». В качестве аргументов такой позиции приводятся следующие положения:

1) то, что «на место целеполагания ставились «порыв» или «переживания» (экзистенциализм)»;

2) то, что «резкой критике подвергались те представления о деятельности, в которых просматривались отрицательные социальные последствия техницистской активности, не подчиненные нравственным началам» (26, с. 264).

    В середине ХХ века в гуманитарных науках стало ослабевать влияние теорий деятельности, но в 70-80 годы в разных странах оживился интерес к полидисциплинарной теоретической и экспериментальной разработке проблем деятельности. Создано международное общество по изучению теории деятельности, которым с 1988 года на английском языке издаётся журнал «Теория деятельности».

    В нашей стране в эти годы проблемы теории деятельности разрабатывались в различных гуманитарных дисциплинах, но, прежде всего, в философии (П.В.Копнина, Э.В. Ильенков, Э.Г. Юдин, М.С. Каган, В.П. Иванов, и др.) и в психологии (М.Я. Басов, С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, и др.) На основе результатов их исследований с 80 годов ХХ столетия стал складываться деятельностный подход в отечественной педагогике.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-05-17; Просмотров: 749; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.014 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь