Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Передача власти от Каджаров к Пахлави



Как уже было сказано, 9 абана 1304 г. с. х./31 октября 1925 г. Мад­жлис Национального совета пятого созыва включил в свою повестку дня для одобрения нижеследующий единый параграф:

Во имя блага народа Маджлис Национального совета сообщает об исчезновении власти Каджаров и поручает временное правительство в рамках Конституции и соответствующего законодательства страны господину Риза-хану Пахлави. Окончательное определение судьбы государства возлагается на Учредительное собрание, которое формируется для изменения параграфов 36—38, 40 Дополнений к Основному закону.

Саййид Хасан Мударрис с самого начала считал проект этого пред­ложения противоречащим Конституции и, покидая заседание, сказал: «Голосуйте хоть ста тысячами голосов, оно все равно незаконно». Затем его противником выступил саййид Хасан Таки-зада:

…Ваш покорный слуга перед лицом Бога и перед лицом этого народа, который меня избрал, перед нашей собственной историей и будущими поколениями этого народа говорю, что данная ситуация противоречит Основному закону, и к тому же это нецелесообразно для страны...

Тогда мирза Хусайн-хан ‘Ала, следующий оппонент, заявил в одной из своих речей:

…Совесть депутата никак не позволяет перед лицом таких событий, происходящих с законом, предпочесть промолчать и смириться с происходящим и с судьбой; таким образом, хочу коротко сказать вам, что у нас нет никаких полномочий вмешиваться в это обсуждение и проект этого вопроса, поскольку я считаю голосование за подобного рода законопроект абсолютно незаконным, считаю это предложение противоречащим интересам государства, поскольку откроется такая глава, которая будет вредна для страны.

А следующим оппонентом был доктор Мухаммад Мусаддик,  высказавшийся так:

Ваш покорный слуга, даже если мне отрубят голову и разрежут меня на кусочки, а господин саййид Йа‘куб тысячу раз оскорбит меня, не поддамся на эти слова. После двадцати лет кровопролития Вы, господин саййид Йа‘куб, были конституционалистом? Были либералом?! Ваш покорный слуга лично видел, как Вы в этом государстве выходили к подножию минбара и призывали людей к свободе. А теперь Ваше мнение состоит в том, чтобы один человек в государстве был и шахом, и председателем правительства, и судьей? Если будет так, то это явная реакция, явная тирания. Тогда зачем Вы напрасно пролили кровь героев на пути к свободе?! Зачем Вы посылали людей на смерть, надо было с первого дня прийти и сказать, что мы солгали и не хотели конституционного строя, не хотели свободы; народ глуп, и нужно палками сделать из него людей…

Хаджж-мирза Йахйа Даулатабади, также выражая несогласие с единым параграфом, сказал:

Ваш покорный слуга просит Бога, чтобы господин Риза-хан Пахлави нес ответственность за дела этого государства и чтобы у него не было никаких препятствий, а чтобы он смог привести по бурному морю корабль государства к берегу спасения. В этой стране, кроме него, сейчас нет никого — может, появится завтра… Ваш покорный слуга не подписал тот законопроект, однако большинство подписало, и я не стану перечить большинству… Я хочу сказать собственное слово. Это великое дело, от которого полностью зависит будущее нашего государства, состоит в том, что господин Риза Пахлави должен иметь абсолютно твердую почву у себя под ногами внутри страны и знать, что мир поддерживает его и признает его в качестве главы государства…[545]

Таким образом, внесенный единый параграф был одобрен 80 голосами «за» и 5 «против»[546].

В связи с тем, что для изменения Конституции было необходимо Учредительное собрание, Маджлис пятого созыва постановил, что для определения будущей судьбы страны будет сформирован Маджлис Учредительного собрания в количестве, вдвое превышающем число депутатов Маджлиса Национального совета, а до времени окончания работы Учредительно собрания Маджлис Национального совета поручил временное правительство Риза-хану. Вскоре собралось на заседание Учредительное собрание, и 21 азара 1304 г. с. х./12 декабря боль­шинством в 257 человек из 260 присутствовавших на основании пред­ложенного единого параграфа были исправлены и одобрены статьи 36, 37 и 38 Дополнений к Основному закону и, согласно их новой редакции, конституционная власть в Иране была вверена Учредительным собранием лично Риза-хану Пахлави и, таким образом, на трон взошла последняя в истории Ирана шахская династия [547].

Выдворение из Ирана наследника

По окончании заседания Маджлиса 9 абана/31 октября было произведено двенадцать выстрелов из орудий, чтобы возвестить о важном событии. Незамедлительно двоим друзьям нового шаха — Тахмасби и Йазданпанаху — было поручено депортировать наследника Мухаммад- Хасана-мирзу. Так случилось, что посланцы выполнили порученные им обязанности грубо, и наследник был вынужден снять с себя военную форму. И так как он сказал, что у него нет ни гроша и будет лучше, если государство заплатит ему то, что причитается, доставили пять тысяч туманов наличными и упомянули, что это личное одолжение Его Величества Мухаммад-Хасану-мирзе! В 9 часов вечера наследника посадили в автомобиль и отправили[548].

Политические шаги Риза-шаха

Придя к власти, Риза-шах, как и раньше, принялся укреплять во­оруженные силы и сделал их средством достижения собственных целей. Несмотря на то что три ветви власти — законодательная, судебная и исполнительная — внешне существовали отдельно, бразды правления всеми ими находились в руках шаха[549]. Новый правитель создал стотысячную армию, а также подчинил жандармерию с личным составом от 50 до 60 тысяч человек штабу армии. Задача этой силы, расквартировавшей армейские подразделения в крупных городах, в то время как жандармерия надзирала за территориями вне городов, состояла в том, чтобы обнаружить любую частную или партийную оппозиционную деятельность и быть в курсе общественных настроений; т. е. то, что впоследствии было поручено САВАК, а в рассматриваемый нами период входило в обязанности полиции[550].

В действительности политическое устройство страны при Риза- ша­хе из-за опоры на сильную армию, современную бюрократию и широкую поддержку двора во многом отличалось от традиционного шахского политического устройства, опиравшегося на племенные во­оруженные силы, и было относительно стабильным. Однако этот система по сравнению с политическими системами нового мира, в особен­ности Запада, казалась слабой, поскольку не имела устойчивых гражданских институтов и казалась сильной только с точки зрения при­ме­нения аппарата принуждения и силы. Политика Риза-шаха заключалась в том, чтобы привлечь на свою сторону отдельные семьи из высшего слоя и изгнать некоторых других, создав раскол и разделив их на несколько группировок. Сам он, взяв в жены пару каджарских принцесс, примкнул к высшему обществу. Вместе с тем, вопреки тому, что он привлек и заинтересовал некоторые аристократические роды, он в общем-то лишил их привычного классового статуса. Риза-шах вынудил некоторые группировки дешево продать свои земли и ли­шил большинство из них свободы, должностей, чинов и званий и зашел так далеко на этом пути, что такой человек, как Мухаммад-Вали-хан Тункабуни (Сипахсалар А‘зам), в ответ на угрозы налогового следователя не нашел иного выхода, кроме как совершить самоубийство. Такой могущественный человек, как Кавам ал-Салтана, бежал в Европу, а доктор Мухаммад Мусаддик согласился на добровольное изгнание в свое имение Ахмадабад[551].

Оппозиция

Основное сопротивление происходило с двух сторон: во-первых, со стороны шиитского духовенства, а во-вторых, от глав племен и родов.

Шиитское духовенство было абсолютно единодушно и монолитно, обладало центрами религиозного образования и еще до периода Пахлави вмешивалось в судебные, политические, экономические и социальные дела государства; возможно, именно поэтому в Иране не произошло раскола на партии и политическая деятельность осуществлялась главным образом в рамках религиозных образований[552]. Есте­ственно, и Риза-шах, как и многие предыдущие правители, считался узурпатором. Заменив шариатское право на западное, он приложил массу усилий для того, чтобы постепенно ослабить политическое влияние шиизма, который был силой, управлявшей обществом. По его приказу высшие религиозные деятели подверглись серьезным унижениям, и лишь ограниченное их количество получило право носить одеяния ду­ховенства[553]. Риза-шах сильно ослабил влияние духовенства, введя но­вую судебную систему (превратив шариатские присутственные места в официальные, светские) и развив новую систему образования[554].

Одним из самых упорных оппонентов Риза-шаха на этом фронте был саййид Хасан Мударрис. В Маджлисе пятого созыва он выступил против постановки на повестку дня единого параграфа об изменении власти и покинул заседание. В Маджлисе шестого созыва он также продолжил свою оппозиционную деятельность. Однако на выборах в Маджлис седьмого созыва было объявлено, что за него не был отдан ни один голос. По этому поводу Мударрис сазал: «Положим, что никто из населения Тегерана не проголосовал за меня, но сам я ходил на избирательный участок и отдал один голос за себя самого, — тогда что сталось с тем голосом за Мударриса в урне и почему он не был подсчитан?! » В ответ на протесты Мударриса Риза-шах обязал его устраниться от политики, однако он не согласился. Шах отчаялся поладить с ним при помощи вежливого обращения и приказал тогдашнему начальнику полиции выслать Мударриса. 16 михра 1307 г. с. х./8 октября 1928 г. начальник полиции в сопровождении постовых и военных лич­но отправился в дом Мударриса и, арестовав его, в тот же вечер выслал из Тегерана. Сначала Мударриса привезли в Мехдиабад, расположен­ный на дороге в Хорасан, а затем переправили в Хаф. По слухам, его убили в 1317 г. с. х./1938 г., когда он провел в заключении десять лет [555].

А вот относительно племен и родов следует отметить, что Риза-шах, подобно Ататюрку, всеми силами принялся подавлять их, начав в Курдистане и Фарсе жестокие военные действия. После капитуляции глав курдов шах, несмотря на то что он поклялся, что ничего с ними не сделает, в нарушение своего слова жестоко наказал их[556]. Именно это привело к тому, что племена и роды, в отличие от жителей деревень и горожан, стали очень сильно им недовольны.

В числе знаменитых глав курдов, убитых в правление Риза-шаха, был Исма‘ил-Ака, известный как Симитку (Симко),  из племени шаккаков, чей брат Джа‘фар-Ака был коварно и предательски убит при Музаффар ал-дин-шахе, и Исма‘ил-Ака в течение долгого времени бун­товал против правительства. Он много раз получал гарантии безопасности и был освобожден от наказания, до тех пор пока 27 тира 1310 г. с. х./18 июля 1931 г. командующий северо-западной армией не отдал гарнизону Ошневие приказ разоружить Симитку; однако тот не стал сдавать оружие, и после короткого боя он сам и его люди были убиты, и волнения прекратились[557].

Кашкайцы также входили в число противников Риза-шаха. В связи с тем, что глава племени Исма‘ил-хан Саулат ал-Даула стал депутатом Маджлиса пятого созыва, он приехал в Тегеран и поселился в этом городе. Когда в 1307 г. с. х./1928 г. в Фарсе произошла революция, бригадный генерал Хабиб Аллах-хан Шайбани получил задание усмирить этот регион. Он почувствовал, что волнения кашкайцев не прекратятся иначе как с помощью Саулат ал-Даулы,  и попросил шаха немедленно послать его в Фарс. Риза-шах так и сделал, однако после того, как си­туация успокоилась, Саулат ал-Даула попал в тюрьму и там был убит. Причина его смерти точно неясна — якобы он приобрел такую известность, что Тимурташ стал виновником его ареста и убийства [558].

После смерти Саулат ал-Даулы его сыновья Насир-хан и Хусрау-хан отправились в Тегеран и оказались под домашним арестом. В шахриваре 1320 г. с. х. /сентябре 1941 г. Насир-хан бежал в Шираз и там вместе с Хусрау-ханом уничтожил часть правительственных войск и захватил Фарс [559].

Аннулирование капитуляции

Во времена правительства саййида Зийа ал-дина Табатабайи для того, чтобы предотвратить проникновение и пропаганду коммунистов, а также для того, чтобы продемонстрировать захват иностранцами власти в то вре­мя, англичане согласились с отменой капитуляции. С другой стороны, советское правительство, заключив в 1921 г. договор между Ираном и СССР, не оговорило для себя право консульской юрис­дикции, и в каком-то смысле с отменой Туркманчайского договора (1243 г. л. х./1828 г.) капитуляция практически считалась аннулированной. Однако в 1307 г. с. х./1928 г. премьер-министр Мухбир ал-Сал­тана официально объявил на заседании Маджлиса Национального совета о ее аннулировании[560].


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-05-18; Просмотров: 298; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.015 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь