Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Структура сложноподчиненного предложения



(подч. союз…), […]

[…, (подч. союз…), …]

[…], (подч. союз…)

 

Части сложноподчиненного предложения синтаксически не самостоятельны, а подчинены одна другой. Придаточное предложение (зависимая часть), посути являясь развернутым членом главного предложения, отвечает на тот же вопрос, на который отвечал бы этот член:

 

    ´    когда? врем.                                когда?

Он вернулся домой после экзаменов в институте. [Он вернулся домой, ]

    обст. врем.

 (когда закончились экзамены в институте).

                причины               почему?            ´

Вследствие морозной зимы многие фруктовые деревья погибли.

              об. прич.        почему?

(Так как была морозная зима), [многие фруктовые деревья погибли.]

 

 

Грамматические и смысловые вопросы к разным типам придаточных предложений надо осмыслить и правильно применять, а весь наличный состав союзов запомнить и «узнавать в лицо».

 

Приложение 4

Морфемы (значимые части слова)

Роль в языке:

Служат для образования новых слов             форм слова

Виды морфем Приставка Корень Суффикс Окончание
В какой части слова находится Перед корнем   После корня  
Что обозначает (выражает) Вносит в образованное слово новое значение Выражает общее значение всех однокоренных слов Вносит в образованное слово новое значение Выражает разные грамматические значения (род, число, падеж, лицо)

 

Ø Ç Ù
Основа слова – часть изменяемого слова без окончания. В основе слова заключено его лексическое значение

Ø Ç Ù          

     
 
 
а


 
школьник
пионер        ,   пионер       ,

 

         
у
 
ы
   
школ

пионер        , пионер        ,

             
 
ов
 
ам

 


пионер         ,    пионер              

 

Приложение 5

 

                                      Функциональные стили речи

 

Стили речи

Речевая ситуация

Стилевые черты

где? с кем? зачем?
Разговорный Неофициальная обстановка 1-1 Общение (поговорить) Непринужденность, расплывчатость
Книжные: научный Официальная обстановка 1 - много Сообщение (объяснить) Отвлеченность, точность, логичность
Официально-деловой Официальная обстановка 1 - много Сообщение (проинструктировать) Официальность, точность
Публицистический Официальная обстановка 1 - много Воздействие (убедить) Призывность, эмоциональность
художественный - 1 - много Воздействие на воображение и чувства (изобразить) Конкретность, образность, эмоциональность

 

    Вариант 11

Тайга

Тайга самый огромный на земле лес. Царство колючей хвои. Сосны кедры пихты ели. Тяжелый гул зеленых вершин. Унылый скрпи обомшелых5 стволов. Сыро сумр…чно глухо. Пахнет прелью и стоялой водой. Корни-выворотни словно медведи поднялись на дыбы раст…пырили косматые лапы.

Н… ярких цветов н… пестрых бабочек. (Н…) видно птиц (н…) слышно зверей. Все пряч…тся и таятся2. Лишь осторожная тень проскользнемт в чащ… Дрогн…т задетая кем(то) ветка распр…мится2 пр…мятая кем(то) трава4. И опять тишина и безлюдье.

Тропа выбита звери…ыми лапами и копытами. Человеку трудно идти звери…ой тропой. Ноги то тонут во мху то скользят по упругой хвое. Суховатые валежины ц…пляются за одежду еловые2 ветки б…ют по лицу. И черные дупла старых осин сл…дят за тобой, словно чьи(то) глаза.

(Н. Сладков.)

 

Вариант 12

 

Эссе

Эссе ([сэ] – нескл., ср. р., от франц. еssai – буквально «опыт») – это разн…видность очерка – научного, исторического, критического, публицистического характера. Однако в отличи… от обычного очерка где в центре внимания находится2 рассказ о событии… или описание героя в эссе главную роль играет не сам факт а впечатления и ассоцации5 которые он вызывает у автора раздумья2 и размышления о жизни о событиях в науке искусстве литературе.

В эссе отр…жается ор…гинальный взгляд на предмет интересные мысли4. Для него характерна образная и афористичная речь. Эссе можно назвать прозаическим этюдом отл…чающимся свободной2 индивидуально авторской тр…ктовкой темы и отточе…остью формы.

 

Вариант 13

 

Итак мы загл…нула в к…лодец врем…н… и узнали о том как из маленькой крепос…цы выр…с красивый (мног…)людный город Москва как об…ед…нились (во)круг нее ру(с, СС)кие земли и уделы в могуч… государство Россию. «Россия вошла2 в Европу, - по слову Пушкина, - как спуще(н, нн)ый к…раль при стук… топора и при гром… пуш…к». Из (много)числе(н, нн)ых племен и народност…й обр…зовался еди(н, нн)ый народ воспр…н…мавший Россию как свою Родину защищавший ее от врагов и заботивш…йся2 о ее в…личи… и процв…тани…4.

Дивные ТВ…рения ру(с, сс)ких зодчих5, м..стеров и художников прежде всего иконы и храмы (до)несли (до)нас из прошлых эпох мечту народа (о) том чтобы любовь согласие и кр…сота пр…од…лели (брат…)убийстве (н, нн)ые распри. И пусть заветом для нас и буд…щих пок…лений станут мудрые слова древней м…Литвы с которой наши пращуры обр…щались к Пресвятой Богоматери – покр…вительнице и (за)ступнице Русской земли: «Вскорени в сердца всех нас правду, мир и радость… благоденствие, безмятежие, любовь друг к другу нелицемерную. Державою Твоею всесильною о удержи. Пречистая, потоки беззакония, хотящыя потопити землю Русскую в страшной пучине своей».

(М.Ю. Лермонтов)

 

Вариант 14

Портрет написа…ый Репиным необыкнове…о прост и по позе и по краскам но поразителен в такой степени своею талантливостью и правдою что наверное остановит на себе глаза всякого кто способен что(нибудь) чувствовать в искусстве…

Толстой представлен сидящим2 в кресле с небольшой книжкой в одной руке которую он только что читал и замет… там пальцем то место где остановился, другая рука лежит на ручке кресла. Он смотрит прямо на зрителей немного наклонив (в)бок могучую голову, с длинной седой бородой, на нем надета черная блуза4. Весь портрет делает впечатление проповедника5, сеятеля мысли. Глаза глубоко сидящие в своих впадинах гл…дят (в)даль и в глубину, словно прямо в твое сердце и душу. Перед вами человек какой(то) необыкнове…ый оставляющий несравне…ое какое(то) впечатление. Доброта [золотое сердце]5 большая сила мысли непр…клонная воля – все нарисовал…сь2 на этом лице в этих глазах.

(В. Стасов.)

 

Вариант 15

 

Как(то) в горах мы подошли2 к юрте пастуха. Юрта охр…нялась громадными черными собаками и они встретили нас свирепым лаем4. вскоре пок…зался хозяин и пригласил нас в свою юрту.

Вдруг над самой юртой грянул гром и первые крупные капли дождя загр…хотали по войлоку крыши. Гроза разр…зилась н… на шутку. Сверкали молнии дождь все усил…вался и через пять минут он перешел в стремительный ливень с градом. Наша юрта бомб…рдировалась5 крупинками2 града и отдельные градины в…лялись у них ног или шипели на огне очага. На полу юрты пок…залась2 вода.

Через двадцать минут дождь пр…кратился мы вышли из юрты и увидели красивое зрелище. Поток с шумом уносил камни и глину. Долго стояли мы над потоком и с интересом смотрели на вечно м…няющуюся2 кипящую его поверхность.

(По А. Мурзаеву)

 

Вариант 16

 

На съемках фильма.

Фильм снимается так как его задумал режиссер. Очень часто бывает так что режиссер оказывается в затруднении… Например, нужно снять взрыв моста. Не взорвать же настоящий мост! И режиссер решает как это сделать. Сооружается небольшой макет моста по которому пускают макет поезда. Взрыв. Пиротехники5 устраивают так что дым идет клубами. Вагоны-макеты падают в реку. На экране все это выгляд… так как будто все происходит на самом деле.

Зрители в фильме вид…т как кружатся2 в небе самолеты4. Никому и в голову не приходит каким хитрым способом сняты эти кадры. Художники делают макет самолета. Макет укр…пляют тонкими тросами на спец…альной конструкц… так чтобы он (не) болтался. Вся конструкция вр…щается. Кинокамера двигается (в)след за самолетом и снимает его на фоне неба. Зрители уверен что это настоящий самолет.

Существует еще много других хитростей2 в с…емках кинофильмов.

(Из газ. «Пионерская правда».)

 

Вариант 17

 

До станции… ост…валось еще (с)версту. Кругом было тихо, так тихо что по жужжанию комара можно было сл…дить аз его полетом. Налево ч…рнело глубокое ущелье; (за)ним и впереди нас темно-синие вершины гор, изрытые морщинами, покрытые слоями снега, р…совались на бледн…м небосклон…, еще сохр…нявшем последний о…блеск зари. (На)темн…м неб… (на)чинали м…лькать звезды и мне пок…залось что они гориздо выше, чем у нас на севере4.

По обеим сторонам дорог… торчали голые, ч…рные камни; кой-где из-под снега выглядывали2 кустарники но ни один сухой листок (не)шевелился и весело было слышать среди этого мертвого сна природы фыркан…е усталой почтовой тройк…. И неровное побрякивание русского колокольчика.

- Завтра будет славная погода! – сказал я.

Штабс-капитан (не)ответил ни слова и ук…зал мне пальц…м на высокую гору поднимавшуюся прямо против нас.

- Что ж это? – спросил я.

- Гуд-Гора.

- Ну так что ж?

- Посмотрите, как курится.

И в самом деле, Гуд-Гора курилась2; по бокам ее ползли ле…кие стрйки обл…ков, а на вершин… лежала ч…рная туча, такая ч…рная, что на темн…м небе она к…залась пятном.

Уж мы разл…чали почтовую2 станцию кровли окружающих2 ее саклей5 и перед нами мельками приветливые огоньки когда п…хнул сырой холодный ветер ущел…е загудело и пош…л мелкий дождь. Едва успел я накинуть бурку, как пов…лил снег. Я с благоговением посмотрел на штабс-капитана.

(М. Лермонтов)

 

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-05-18; Просмотров: 331; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.026 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь