Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Понятие «ценность» как предмет научного знания



Все члены человеческого общества живут и взаимодействуют в мире ценностей. Именно поэтому вопрос, связанный с ценностными основами каждого человека, является одним из самых волнующих и всегда интересовал исследователей. Особую значимость имеют ценности благодаря тому, что они определяют смысл жизни каждого человека, в том числе и его профессионального становления.

Ценности являются предметом изучения одного из направлений научного знания – аксиологии. «Аксиология – особый раздел философии, предметом которого являются ценности (от греч. axios – ценности, logos –знание); учение о природе человеческих ценностей: о смысле жизни, о конечной цели и оправдании человеческой деятельности»[42].

Понятие «ценность» используется не только в философии, но и психологии, социологии, а также педагогике. Данным термином обозначают свойства каких-либо объектов, явлений и идей, которые «служат эталоном качества, соответствуют социально-обусловленным приоритетам развития культуры» [35].

Ценности позволяют глубже проникнуть в специфику человеческой деятельности, общества, культуры. Наличие определенных ценностных ориентаций играет важную роль в жизнедеятельности и социализации личности. Общие ценности являются фундаментом общественного согласия граждан страны и мира, в то время как их утрата обрекает общество на угрозы распада и дезинтеграции.

Феномен ценностей изучали многие ученые и педагоги-практики: М.В. Богусловский, К.В. Гавриловец, Б.С. Гершунский, А.Г. Здравомыслов, В.В. Ильин, В.И. Кабрин, В.А. Караковский, Н.Д. Никандров, Л.И. Новикова, В.А. Сластенин и многие другие.

В.А. Караковский в своих трудах большое внимание уделяет общечеловеческим ценностям, к которым относит такие как: человек, семья, труд, знания, культура, отечество, Земля, мир [46].

А.Г. Здравомыслов в своей книге «Потребности. Интересы. Ценности» указывает на то, что «мир ценностей – это, прежде всего, мир культуры, сфера духовной жизнедеятельности человека, его привязанностей, оценок, в которых выражается мера духовного богатства личности» [36, с. 86].

В.А. Сластенин выделял несколько видов ценностей: экономические, психологические, нравственные, эстетические, познавательные и социальные. Он утверждал, что с помощью них можно «понять природу человека, механизмы, побуждающие его к знанию, определить движущую силу познавательной деятельности [80]. Ученый в своих работах также подробно рассматривал аксиологический компонент профессионально-педагогической культуры (совокупность устойчивых профессионально-педагогических ценностей, овладевая которыми, учитель делает их личностно значимыми).
По его мнению, у каждого учащегося должно фомироваться ценностное отношение к таким объектам, как «общество, коллектив, человек как высшая ценность, природа, наука (учение), искусство и другие» [81, c. 144]. Благодаря этим объектам обучающиеся «познают ряд важнейших ценностей (мир, дружба, семья, мать, отец, здоровье, Родина, труд, индивидуальность»
[66, c. 27].

В своей книге «Аксиология» В.В. Ильин подробно рассматривает аксиологическую проблематику, мир ценностей. Он утверждает, что «человек не только и не столько существо разумное, он - существо ценностное, идеалологичное» [39, с. 112].

Для того чтобы приобщать молодое поколение к ценностям и ценностным ориентирам, необходимо понимать, что же такое «ценность».

Затруднения с определением данного понятия возникали всегда, так как целый ряд наук, таких как философия, педагогика, социология, этика, эстетика и другие, трактует его с учётом своих особенностей. Кроме того, сложности с определением понятия «ценности» связаны с тем, что данный термин представляет собой предельное или «простое» понятие, которое не сводится к каким бы то ни было другим сложным понятиям. Так, В.И. Кабрин в своей работе «Транскоммуникативные основания анализа ценностного мира человека» заявляет о вездесущности ценностного процесса в жизненном универсуме человека, а также о безграничности ценности, указывая на распространённое в науке плавное сведение ценностей к схожим феноменам и на сближение ценностей с перечнем поступков, ситуаций и предметов [43]. Х.М. Вегас разделяет позицию Кабрина, полагая, что невозможность определения понятия «ценность» связана с тем, что оно является исконным, первичным и его нельзя не перевести в другое [11]. В материалах своего исследования «Ценностный подход в этике» П.Е. Матвеев утверждает, что дажеродоначальники аксиологии Г. Риккерт, М. Шелер и Н. Гартман не стали давать конкретное родо-видовое определение ценности [56]. Немецкий философ Э. Гуссерль вообще считал, что «ценность» – понятие не научное, а описательное, морфологическое[68].

Таким образом, в настоящее время можно столкнуться с сотней (по меньшей мере) трактовок термина «ценность».

Рассмотрим некоторые из них, чтобы определить основу настоящего исследования.

Большой энциклопедический словарь даёт следущее определение понятия ценность. Это – «значимость объектов окружающего мира для человека, группы людей, общества в целом, определяемая не их свойствами самими по себе, а их вовлеченностью в сферу человеческой жизнедеятельности, интересов и потребностей, социальных отношений; критерии и способы оценки этой значимости, выраженные в нравственных принципах и нормах, идеалах, установках, целях» [9, с. 1473].

В Современном философском словаре термин ценность трактуется как «сложившаяся в условиях цивилизации и непосредственно переживаемая людьми форма их отношения к общезначимым образцам культуры и к тем предельным возможностям, от осознания которых зависит способность каждого индивида проектировать будущее, оценивать «иное» и сохранять в памяти прошлое» [48, с. 1001].

Приведём трактовки, принадлежащие разным сферам научного знания. Так, понятие ценность в социологии имеет следующий вид: «Ценность – это социально одобряемые и разделяемые большинством людей представления о том, что такоедобро, справедливость, патриотизм, романтическаялюбовь, дружбаи т. п.»[53, с. 71].

 В психологии ценность – «любой «объект» (в том числе и идеальный), имеющий жизненно важное значение для субъекта (индивида, группы, слоя, этноса)» [8, с. 537].

Ценности в эстетике чаще всего соотносят с понятием «оценка»: они характеризуют с разных сторон систему объектно-субъектныхценностных отношений. 

В культурологии ценности следует рассматривать как структурные элементы культуры.

Как видим, трактовок исследуемого нами термина «ценность» огромное множество и представленные нами определения далеко не исчерпывают все варианты.

Наиболее часто в повседневном обиходе под ценностями понимают вещи с очень полезными для человека свойствами.

Определение ценности как некоторого объекта было дано доктором философских наук, профессором А.А. Ручкой: «Ценность является материальным или идеальным предметом, который имеет определенную жизненную значимость для данного социального субъекта, т.е. способность удовлетворять его потребности и интересы» [95, с. 233]. Солидарны с вышесказанным В. Л. Оссовский, Л. Г. Юлдашев и другие исследователи [95].

В.П. Ратников утверждает, что ценность – это понятие, указывающее на культурное, общественное или личностное значение (значимость) явлений и фактов действительности. «Ценности – специфически социальные определения объектов окружающего мира, выявляющие их положительное или отрицательное значение для человека и общества (благо, добро и зло, прекрасное и безобразное, заключенные в явлениях общественной жизни и природы)» [95, с. 232].

Сергей Леонидович Рубинштейн определял ценность как «значимость для человека чего-то в мире, и только признаваемая ценность способна выполнять важнейшую ценностную функцию – функцию ориентира поведения. Наличие ценностей есть выражение не безразличия человека по отношению к миру, возникающего из значимости различных сторон, аспектов мира для человека, для его жизни» [75, c. 39].

Необходимо отметить, что весомый вклад в развитие теории ценностей внёс американский ученый М. Рокич, который трактует ценность как «устойчивое убеждение в том, что определенный способ поведения или конечная цель существования предпочтительнее с личнойили социальной точки зрения, чем противоположный или обратный им способ поведения, либо конечная цель существования» [31, с. 83].

В американской социальной психологии распространенным подходом к изучению ценностей является концепция М. Рокича, который предложил конкретное определение понятия ценностей и разработал удобный в использовании инструментарий. В его теории под ценностями подразумевается вид убеждений, занимающий центральное положение в индивидуальной системе убеждений. Ценности – это руководящие принципы жизни, которые определяют то, как необходимо вести себя человеку, каково желательное состояние или образ жизни, достойные или недостойные того, чтобы им соответствовать и к ним стремиться. Концепция человеческих ценностей Рокича представляет собой ряд положений, а именно:

1. общее число ценностей невелико;

2. все люди обладают одними и теми же ценностями, но одни и те же ценности имеют для разных людей разный «вес»;

3. ценности организованы в системы;

4. истоки человеческих ценностей прослеживаются в культуре, обществе, общественных институтах и самой личности человека;

5. влияние ценностей прослеживается практически во всех социальных феноменах [41, с. 8].

В настоящее время на предложенную американским учёным концепцию в той или иной степени опираются многие исследователи названной проблемы. В своём исследовании мы используем диагностическую методику М. Рокича для оценки сформированности этой личностной характеристики у студентов.

Для наиболее глубокого изучения данного явления предложим ещё ряд уточняющих определений понятия «ценность», которые были предложены разными исследователями в разное время:

- то, от чего возрастает в человеке чувство силы, воля к власти, могущество;

- выражение субъектом собственных предпочтений, которые проявляются в поведении, деятельности через самоопределение, цели, в рефлексии — в поисках ответа на вопрос «Ради чего? »;

- выражение человеческой воли и способности к целерациональному действию;

- глубокие убеждения, которые определяют действия и суждения
в различных ситуациях;

- понятие, с помощью которого характеризуют социально-историческое значение для общества и личностный смысл для человека определённых явлений действительности;

- ключевые жизненные ориентиры, определяющие способ и характер деятельности;

- механизмы смыслового удержания и укоренения человека в мире;

- то, что для нас значимо, чем мы не можем пренебречь, через что не можем переступить в своих поступках, чем руководствуемся в собственном поведении;

- то, что не смогли себе позволить, или то, за что дорого заплачено, или то, что было потеряно, а так же то, что было внушено кем-либо как ценность;

- то, что полезно людям и обществу в целом - мир, взаимопонимание, поддержка толковых людей и перспективных общественных инициатив, развитие культуры;

- предпочтения (или отвержения) идеалов, которые диктуются чувствами и принимаются сознанием;

- представление человека о значимости для него различных явлений, предметов, о главных целях жизни, труда, а также о средствах достижения целей;

- представления индивидов или групп людей о том, что желательно, приемлемо, хорошо или плохо.

Вышеперечисленных определений исследуемого термина достаточно для того, чтобы сделать вывод: что же такое «ценность»? Ценность — важность, значимость, польза, полезность чего-либо. Ценностью не может быть то, что когда-то (неважно, давно или недавно) существовало, имело место в прошлом, но исчезло, перестало существовать и не может возобновиться, осуществиться, повториться в настоящем и в будущем. Ценностями может быть лишь то, что естественно существует в настоящем либо как действительное, либо как реально-возможное, осуществимое, выполнимое.

Обобщая сказанное, мы можем сделать вывод, необходимый в рамках нашего исследования. Проанализировав источники информации, касающиеся проблемы, понятие ценности в рамках заявленной темы мы рассматриваем как «созданные людьми определенные нравственные и эстетические нормы, усваиваемые индивидом в процессе его социализации и предполагающие значимость, важность и пользу всему человеческому обществу».


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-05-18; Просмотров: 786; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.016 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь