Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Адвайта-аватара. Шачи Ма и её Нимай



Махапрабху не потерпит никакого оскорбления своих преданных независимо оттого, кем является оскорбитель. Однажды Он был недоволен собственной матерью, Шачидеви, потому что она оскорбила Адвайту Ачарью. Махапрабху сказал, что до тех пор, пока она не попросит прощения у Ачарьи, она никогда не достигнет кришна-премы. Махапрабху использовал этот случай, чтобы указать на опасность совершения нама-апарадхи, в особенности вайшнава-апарадхи. Поистине это важная и особенная лила, ибо как Мать Господа может быть обделена кришна-премой! Особая милость этой лилы заключена в том, что, слушая её с верой, каждый сможет развить понимание важности избегать вайшнава-апарадх. Все подробности этой лилы описаны в Мадхья-канде «Чайтанья-Бхагаваты» как часть махапракша-лилы («Великое Откровение»).

Однажды Махапрабху восседал на троне Божества в окружении своих ипостасей, говоря: «Я — Кришна, Я — Нараяна и Я — Рама. Однажды я плавал в молочном океане, и громогласные призывы Адвайты Ачарьи разбудили меня. И тогда Я снизошёл в этот мир по его просьбе, чтобы наводнить его потоком кришна-премы». Нитьянанда, прямое воплощение Баларамы, был в восторге от величия Махапрабху и Его милосердного настроения. Он подбежал к его трону и раскрыл над Ним зонт. Гададхара Пандит встал слева от Махапрабху и начал готовить тамбулу для Господа. Другие преданные окружили Его. Некоторые стали обмахивать Его чамарами. Подобно древу желаний Махапрабху стал даровать преданность каждому. Все стали молить Господа о преданности для себя, своих матерей, своих отцов, а некоторые для своих гуру, учеников и так далее.

Всегда готовый исполнить желания своих преданных, Господь улыбнулся и раздал благословения для достижения чистой преданности. Видя, что Господь обрушивал на каждого поток кришна-премы, Шривас Пандит попросил Махапрабху пролить према-бхакти и на Шачидеви, мать Чайтаньи. Махапрабху ответил: «О Шривас, не проси меня об этом. Я не одарю её экстазом божественной любви. Она совершила вайшнава-апарадху, и ей отказано во входе в обитель божественной любви». Шривас Пандит был потрясён и сказал: «Твои слова подобны кинжалам, вонзённым в наши сердца и убивающим нас! Мать Шачи — это та божественная личность, которая даровала рождение Тебе. Она — поддерживающая преданных жизненная сила, Вселенская Мать, а Ты отказываешься даровать ей прему! Если это одна из Твоих шуток, то я полагаю, что Ты зашёл слишком далеко. Сейчас же пролей прему на Мать Шачи, о мой Господь! Каким образом она может быть повинна в вайшнава-апарадхе? Даже если Ты думаешь, что она повинна, то тогда милостиво освободи её от неё и даруй ей свою милость».

Господь ответил: «Я могу дать совет, как стать прощённым за вайшнава-апарадху, но я не могу лично простить апарадху. Единственный путь быть освобождённым от вайшнава-апарадхи — это приблизиться к оскорблённому вайшнаву и молить о прощении, как это было в случае с могущественным мудрецом Дурвасой Муни, который совершил оскорбление стоп святого царя Амбариша. В конечном счёте, он был освобождён от своего оскорбления после того, как попросил прощения у вайшнава, которого он оскорбил. Шачи Мата совершила оскорбление лотосных стоп Адвайты Ачарьи Прабху, и она должна посыпать свою голову пылью с его лотосных стоп и молить о прощении. Только после этого по Моей милости она обретёт мои благословения в форме премы, и никак иначе».

Смысл этой лилы состоит в том, что даже сам Верховный Господь не может устранить вайшнава-апарадху. Позиция Господа совершенно ясна: «Хотя я абсолютно независим, я завишу от своих преданных. Я их пленник. Они — мои сердце и душа, а я их сердце и душа. Я всегда защищаю их, а они желают умереть за меня». Поэтому как же может Господь простить оскорбителя своих возлюбленных преданных? Единственный выход для оскорбителя — это припасть к стопам вайшнава, которого он оскорбил, и молить о прощении. И когда сострадательный вайшнав простит оскорбителя, тогда Господь, который наслаждается великодушием своих преданных, становится удовлетворённым исправившимся оскорбителем и благословит его. Как только преданные услышали наставления Господа, они прибежали к Адвайте Ачарье Прабху и всё рассказали ему.

Услышав наставления Господа, Адвайта Ачарья был сражён. Он сказал преданным: «Я уничтожен. Вы что же, пытаетесь убить меня? Разве вы не осознаете трансцендентного положения Матери Шачи? Мой возлюбленный Господь явился из её чрева, она так же и моя мать. Я считаю для себя великой удачей быть смиренным преемником пыли с её лотосных стоп. Она — Вселенская Мать, воплощение вишну-бхакти. Я удивлён, что вы все не осознаете её духовного могущества и говорите мне всё это. Её имя столь всесильно, что любой, произносящий его, даже находясь под воздействием иллюзии того, что это материальный звук, освобождается от всех страхов. Святая Ганга и Мать Шачи неотличны. Мать Шачи равна Яшоде и Деваки». Таким образом, прославляя божественные качества Матери Шачи, Шри Адвайта Ачарья впал в экстаз и потерял сознание.

Мать Шачи вышла из укрытия и быстро умастила свою голову пылью с лотосных стоп Адвайты. Не в силах совладать со своим бурным восторгом, она потеряла сознание и упала наземь. Так настал удивительный момент, когда Адваита Ачарья в своём состоянии транса медитировал на славу Матери Шачи, а она в этот момент думала об Адваите Прабху. В это же время Махапрабху начал очень громко смеяться, будучи необычайно доволен своей матерью. Он сказал: «Сейчас я благословлю тебя преданностью Вишну. Все оскорбления, нанесённые Адвайте Прабху, прощены». Преданные переполнились экстазом. Господь Гаурасундара использовал эту ситуацию со своей собственной матерью как пример, напоминающий каждому об огромной суровости и опасности совершения вайшнава-апарадхи.

Вриндаван дас акцентирует наше внимание на этом важном моменте: «Если кто-либо, даже столь могущественный как Господь Шива, оскорбляет вайшнава, то согласно писаниям его настигнет погибель. Что касается тех глупцов, которым неведом этот факт, и они совершают вайшнава-апарадху, то им предречены несказанные страдания, рождение за рождением. Даже Мать Верховного Господа Гаурасундары не смогла избежать последствий совершённой вайшнава-апарадхи». Шрила Сарасвати Тхакур пишет в своём комментарии: «Даже если мать Верховного Господа, наиболее благословенная среди женщин, была обречена пожинать плоды вайшнава-апарадхи, то можно лишь представить себе, что ожидает простых смертных». Шрила Сарасвати Тхакур пишет: «Даже если мать Всевышнего Господа — самая благословлённая среди женщин — должна была столкнуться с последствиями вайшнава-апарадхи, то просто невозможно представить последствия этого для обычной души».

В анализе приведённого выше оскорбления Адвайты Ачарьи Матерью Шачи следует принять во внимание её глубокую скорбь по поводу разлуки со своим сыном. Совершенно очевидно, что она совершила оскорбление не понастоящему; тем не менее, Махапрабху осудил её поведение как оскорбительное и отказал ей в према-бхакти. Необходимо разъяснить это видимое оскорбление Адвайты Прабху матерью Шачи. Ранее её старший сын, Вишварупа, стал совершенно безучастен к материальной жизни и принял санньясу под влиянием Адвайты Ачарьи. Видя, что её младший сын Вишвамбхара также теряет интерес к семейным делам, Мать Шачи испугалась и начала думать, что Адвайта Ачарья вдохновлял и его на то, чтобы оставить дом. Вишварупа был старшим братом Махапрабху, экспансией Баларамы и Нитьянанды. Он так же является Господом Маха Санкаршаной Вайкунтхи. Он был необычайно красив и лучезарен, являлся олицетворением заключений всех священных писаний и был чрезвычайно уравновешен. Навадвипа, которая в то время являлась обителью учёности в Индии, не имела ни одного учёного, который мог бы превзойти глубину образованности Вишварупы, который несмотря на всю свою учёность играл со своими друзьями как обыкновенный ребёнок.

Однажды отец Вишварупы, Шри Джаганатха Мишра, взял его в собрание пандитов, которые были весьма довольны встрече с ним. Несомненное очарование сына Джаганнатха Мишры покорило всех. Один пандит обратился к Вишварупе с вопросом: «Мой дорогой сынок, что ты изучаешь?». Шри Вишварупа ответил: «Я добился некоторого успеха в понимании всех предметов». Приняв его за обыкновенного ребёнка, пандит воздержался от дальнейших расспросов, однако Джаганнатха Мишра почувствовал стыд из-за того, что сын не ответил более полно на вопрос брахмана. Закончив свои дела, они возвращались домой и по дороге отец стал шлепать Вишварупу по ушам и отчитывать: «Почему ты не назвал имена писаний, которые ты изучаешь? Все, должно быть, подумали, что ты глупец. Ты сделал из меня дурака». Так Джаганнатх отчитывал Вишварупу, пока они шли домой.

Вернувшись домой, Вишварупа ускользнул из дома и вернулся в собрание. Он обратился к пандитам, сказав: «Когда я был здесь ранее, вы не задали мне никаких конкретных вопросов, касающихся моих изучений, поэтому я дал вам общий ответ. Однако мой отец отчитал меня за то, что я выглядел глупцом. Поэтому сейчас, если у кого-либо есть какой-то вопрос, пожалуйста, задавайте». Один из пандитов сказал: «Пожалуйста, объясни в деталях, что ты сегодня изучил». Вишварупа начал с представления тезиса и затем совершенным образом опроверг его при помощи антитезиса, а затем представил другой аргумент в поддержку первого. Пандиты пришли в изумление и стали его восхвалять.

Несмотря на то, что учителя и пандиты постоянно изучали и преподавали «Бхагавад-гиту» и «Шримад-Бхагаватам», их объяснения были лишены бхакти. Общий недостаток преданности среди жителей Навадвипы причинял огромную боль юному Вишварупе. Единственным исключением были постоянные собрания в доме Адвайты Ачарьи, где все писания обсуждались в свете кришна-бхакти. Эти собрания дарили огромное наслаждение Вишварупе. Он проводил долгие часы, слушая духовные заключения, обсуждаемые там. Часто Мать Шачи посылала Вишвамбхара, чтобы позвать Вишварупу домой на прасад. Появление Вишвамбхара на этих собраниях доставляло всем удовольствие. Постепенно Вишварупа потерял интерес к семейным делам и к миру. Он оставил дом и принял санньясу, став Шрипадом Шанкараньей. Он много путешествовал по всей Индии и в конце оставил этот мир в селении Пандхарпур в Махараштре. Отсутствие Вишварупы было источником постоянной боли в сердце Шачи Маты. Боль разлуки и мысль о том, что Адвайта Ачарья был причиной того, что Вишварупа оставил дом, постоянно занимала её ум. Однако, опасаясь вайшнава-апарадхи, она хранила свои чувства внутри. Вместо этого она обнимала Вишвамбхара и безмолвно терпела боль разлуки с Вишварупой.

И вот её дорогой Нимай так же начал проводить долгие часы в доме Адвайты Ачарьи, пренебрегая своей красивой молодой женой Лакшмиприей. Видя это, мать Шачи пришла в необычайное беспокойство. Нимай был младшим и единственным сыном, который остался у неё, но и он стал проявлять желание покинуть семью. В расстроенных чувствах Мать Шачи причитала: «Неужели Адвайта Ачарья похитил и моего младшего сына? Кто говорит, что он является Адвайтой? Для меня он двайта, обманщик. Он уже увёл моего прекрасного сына с луноподобным ликом. А сейчас он снова не позволяет моему второму сыну остаться дома. Я чувствую себя столь одинокой; ни у кого нет сострадания ко мне. Пусть для мира он будет известен как Адвайта, однако для меня он двайта, причина разлуки».

Лишь это было оскорблением Матери Шачи, и, тем не менее, Господь Гаурасундара отказался даровать ей према-бхакти. Матери самого Верховного Господа, не произнесшей вслух едва ли оскорбительные слова, было отказано Господом в бхакти. Можно себе только представить, что происходит с обыкновенным человеком, который открыто оскорбляет садху, гуру или вайшнава. Одна мысль об этом может привести в трепет. Поэтому преданные должны быть чрезвычайно осторожны. По воле Господа эта лила была проявлена с тем, чтобы подчеркнуть опасность совершения вайшнава-апарадхи и важность срочной необходимости её устранения. В другом месте Вриндаван дас Тхакур пишет: «Господь Гаурачандра, душа вселенной, спас Джагая и Мадхая. Милостивый Господь спасает всех кроме оскорбителей вайшнавов. Такие оскорбители считаются худшими из худших. Оскорбление преданных Господа является ужасным преступлением. Согласно писанию, даже если оскорбитель могущественен как Господь Шива, последствия этого чрезвычайно суровы».

В «Шримад-Бхагаватам» царь Рахугана говорит Джаде Бхарате: «Я совершил ужасное преступление, оскорбив великого преданного, тебя. Из-за этого я, могущественный как Господь Шива, буду уничтожен без промедления из-за оскорбления лотосных стоп вайшнава. Даже если оскорбитель чрезвычайно учён, он будет свергнут в преисподнюю. Святое имя Кришны является наиболее могущественным из всех очистительных средств, однако оскорбитель вайшнава не может избавиться от своего оскорбления даже при помощи воспевания Святого Имени. Поношение или критика святых личностей является наиболее разрушающим оскорблением, которое человек может совершить против Святого Имени. Святое имя Господа — это сам Господь, Нам-Прабху. «Падма Пурана» утверждает: чтобы освободиться от грехов, надо обратиться к очищающей силе святого имени, которое более могущественна, чем все методы подвижничества, рекомендуемые в писаниях. Тем не менее, если кто-либо, воспевая Святое Имя, оскорбляет или поносит преданного Господа, он не может быть защищён даже при помощи воспевания. Когда вайшнава-апарадха уже совершена, оскорбитель не может обрести блага от намабхаса или от шуддха-намы до тех пор, пока нама-апарадха не будет устранена.

На раджасуйа-ягье (царском жертвоприношении) Юдхиштхиры Махараджа возник спор о том, кому вначале следует выражать почтение. Младший из Пандавов, Сахадев, указал на Кришну, Верховного Бога Богов. Заклятый враг Кришны, Шишупала, не мог вынести того, что Кришна получает такого рода прославление. Он начал изрекать тирады, поносящие Кришну. Всё собрание пришло в замешательство. «Шримад-Бхагаватам» повествует о том, как все члены собрания закрыли свои уши и с отвращением и гневом удалились из зала. Если кто-либо, услышав оскорбление, тут же не уходит из этого места, то он становится сопричастен ему и теряет всё благочестие и, в конце концов, отправляется в преисподнюю.

Шишупала, нисколько не смутившись уходом последователей Кришны, начал оскорблять их и обнажил свой меч. Кришна попытался успокоить и сдержать своих последователей, однако, когда Он увидел, что Шишупала приближается к Нему со своим оголённым мечом, Он выпустил свой диск Сударшану и снёс ему голову. Приспешники Шишупалы бросились в бегство в страхе за свои жизни. Когда Шишупала испустил последний выдох, светящийся луч света, вышедший из тела Шишупалы, слился с трансцендентным телом Кришны. При этом не было проронено ни единой капли крови, и таким образом жертвоприношение не было осквернено и продолжилось дальше.

Вскоре после этого случая другой демон по имени Дантавакра был повержен Кришной и освобождён. В действительности Шишупала и Дантавакра были третьими и окончательными воплощениями Джаи и Виджаи, вечных спутников Нараяны. Погибнув, они стали достойны вернуться на Вайкунтху. Кришна, Господь ягьи (Яджнешвара), оставался там и защищал чистоту жертвоприношения до его полного завершения. «Чайтанья-Бхагавата» описывает известный случай, когда Джагай и Мадхай оскорбили Нитьянанду Прабху и как впоследствии они были спасены. «Два пресловутых брата, Джагай и Мадхай, совершили все безнравственные деяния, однако, они никогда не оскорбляли вайшнава. Так как они всегда были пьяны, они никогда не ведали, что творили, и им как-то удалось избежать оскорбления преданных. Даже самое священное собрание теряет свою чистоту, если там присутствует хоть малейшая критика чистых преданных. В действительности банда преступников куда лучше, чем такое нечестивое собрание. По крайней мере, негодяй имеет шанс однажды быть прощёным за своё греховное поведение, в то время как оскорбитель обречён пребывать в аду».

Шри Бхактисиддханта Сарасвати Прабхупад комментирует: «Если мы совершаем ошибку погружения в поиск недостатков и осуждения других под влиянием низших инстинктов, мы стаскиваем наши души в преисподнюю. Не будучи свободными от зависти, мы не способны выбраться из этого неблагоприятного ада. Махапрабху освобождал пьяниц и дебоширов, однако отвергал любого, кто оскорблял Его преданных. Поиск недостатков в других никогда не может усилить чью-либо преданность или духовное самоосознание. Такой поиск приводит к суровым последствиям. Это одна из причин, по которой великие души избегали осуждения других, в особенности преданных» («Гаудия-бхашья», «Чайтанья-Бхагавата», Матхья-лила 13.311-312).

«Невежественный глупец, который в начале поклоняется словам брахмана, а затем бьёт его по голове, прокладывает себе дорогу в ад. Подобным же образом, тот, кто поклоняется Божеству Вишну, но не почитает присутствие Вишну в каждом живом существе, также отправляется в ад» («Нарада-панчаратра»). «Помимо совершения вайшнава-апарадхи, если кто-либо приносит беспокойство даже обыкновенному живому существу, он обречён пожинать суровые последствия своих действий. Если человек поклоняется божеству Вишну, однако издевается над его творением, он не обретает блага от своего поклонения, испытывая ужасающую агонию. Такая личность не осознает истину о том, что Господь Вишну пребывает во всех живых существах. Однако, последствия вайшнава-апарадхи в тысячу раз ужасней, чем оскорбления не вайшнава. Личность, которая поклоняется Божеству, но не выражает почтение преданным Господа; или же не испытывает сострадание к падшим людям; или же поклоняется одному аспекту божественного, не признавая других, делает мирские различия между Кришной и Рамачандрой; или же не выражает почтение Балараме или Шиве, описывается в писаниях как третьеклассный преданный» («Чайтанья-Бхагавата», 2.5.140-149).

«Шримад-Бхагаватам» утверждает: «Человек может оставить дурное общение, принять посвящение и поклоняться божеству в храме, однако, если он не поклоняется преданным, то он никто иной, как псевдо-вайшнав». «Тот, кто принял посвящение в вишну-мантру и поклоняется божеству Вишну с верой, является вайшнавом; другие не являются вайшнавами» («Падма Пурана», 1.55). Преданный Вишну является вайшнавом, и Верховный Господь, который защищает своих преданных, не потерпит никакого поношения по отношению к ним. Если мы желаем войти в сердце Господа, то наш единственный путь — это путь, лежащий через сердца преданных.

 

«Ачарья Кешари Шри Шримад Бхактипрагьяна Кешава Госвами Махарадж. Его жизнь и учение»


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-03-21; Просмотров: 299; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.022 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь