Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Казусы самосовершенствования



Возникают проблемные вопросы. Опыт знакомства с лицами, занимающимися самосовершенствованием и достигшими некоторых результатов, показывает, что большинство из них, так или иначе, меняют свое отношение с близкими и окружающими. В них начинает проявляться некоторое отчуждение от окружающих или, скорее, по их представлениям – деликатное отношение к чувствам окружающих.  В частности, личная инициатива в проявлении участия в жизни других людей становится существенно сдержанной. Я бы назвал, в чем-то человек становится «безынициативным». Участие его делается чаще лишь как реакция на просьбу. Если нет обращения с просьбой, то нет и проявления. Такие черты характера человека, как: чуткость, отзывчивость, участливость, чистота помыслов, забота, стремление помочь, непосредственность и т.п. начинают проявляться во взаимоотношениях в более сдержанной (если не сказать «в заявочной») форме. То есть столь привычные и высоко ценимые понятия, как «человечность» и «взаимопомощь», начинают оцениваться как неуместное вторжение в чужое личностное Я. Именно этим – якобы неуместным вторжением – оправдывается возникновение определенной дистанцированности между людьми.

Не могу отказать себе в мысли о том, что в этом есть что-то и позитивное. Ведь «невмешательство» можно расценивать как понимание происходящего с человеком естественного хода событий, связанного с необратимостью данного процесса. Человек как бы должен пройти такой этап, продиктованный свыше. Но вместе с тем что-то в этом есть и от отчуждения (или некоторой изоляции) людей друг от друга. Хотя следует обратить внимание на то, что подобное в какой-то мере присуще и людям, относящим себя к категории благовоспитанных. Хорошо ли это? В этом суть вопроса. Где мера невмешательства и участливости? Что значит «хорошо»? Когда это делается действительно в интересах нуждающегося лица, а когда от подобного эти интересы страдают? Главное, в чем суть этих интересов? Действительно ли понимание человеком своего интереса в данный момент доподлинно соответствует неосознаваемому им же его стратегическому интересу.

В качестве примера, облегчающего понимание рассматриваемого вопроса, может служить обучение голодного человека премудростям ловли рыбы вместо поднесения готовой пойманной рыбы. Как видите, уважаемый читатель, процесс самопознания безграничен. И, скорее всего, ответ на поставленный вопрос применительно к данному случаю находится на стыке взаимопонимания. То есть создание взаимных отношений, по-видимому, должно строиться из ясного понимания каждой из сторон взаимоприемлемых потребностей данного момента. Но и это, как понимает читатель, не может служить исчерпывающим ответом. Ведь понятие «стратегический интерес» остался за кадром. А причина тому, на мой взгляд, кроется в том, что данный вопрос в полном своем объеме выходит за пределы компетенции одного человека.   

                 

Часть II

ПОСТИЖЕНИЕ СЕБЯ

Психоанализом овладевают прежде всего на самом себе, при изучении своей личности

                       

                   Зигмунд Фрейд

Что знаем

В данном случае под постижением себя мною предполагается подготовительный этап в осмыслении своих скрытых способностей мыслительного характера. Что оно включает? Это, прежде всего, понимание роли и места бессознательного в мыслительной деятельности в жизни человека, овладение искусством обнаружения различий между чувственными и мыслительными процессами в себе. Над этим есть смысл призадуматься и постараться понять, где и что здесь известно, а что сокрыто. Можно пойти дальше и обнаружить в себе присутствие таких категорий, как ощущения внешнего мира с помощью пяти органов чувств, управление движениями на бессознательном уровне, бессознательная регуляция работы внутренних органов, активность, направленная на продолжение рода, адаптация к постоянно меняющимся условиям жизни и, наконец, стремление к духовному росту.

Многое из процессов, происходящих в своем организме, мы не знаем. Мозг считается настолько сложным, а процессы, лежащие в основе мыслительных актов, столь неуловимы, что для изучения скрытых способностей человека у современной науки нет вообще каких-либо серьезных подходов. Ученые даже до сих пор не знают, каково истинное назначение сна, не говоря уже о сновидениях.

Большой вклад в дело прорыва в область бессознательного был сделан Зигмундом Фрейдом и его школой. В частности, ими сделан вывод о том, что психические процессы сами по себе бессознательны, а влечения, которые можно назвать сексуальными в узком и широком смысле слова, играют невероятно большую роль в возникновении нервных и психических заболеваний. Главное, они своими исследованиями преодолели установку общественности на невозможность научного объяснения вопросов, выходящих за пределы разумного представления, а также осуществили рассекречивание внутренних процессов интимного характера, присущих каждому, но скрываемых каждым от общественности и даже лично от себя.

Мало что известно о механизме взаимодействия мысли и эмоции. Собран достаточно убедительный фактический материал о возможности чтения мыслей по мимике, позе, походке, жестам, движениям глаз и прочим бессловесным проявлениям. Отметим, что существуют убедительные данные в пользу того, что ряд фундаментальных человеческих эмоций имеет эволюционную основу. Они в какой-то мере отражают эволюционный путь развития человечества и, следовательно, служат самому процессу познания человеком окружающего мира.

Открытия современной психологической науки привели к пониманию многих закономерностей внутреннего мира человека. Для получения общего представления о связи бессознательного с его внешними проявлениями в человеке я отсылаю к популярной книге [19]. Мною же об этом говорится лишь для того, чтобы заинтересованный читатель задумался над уже установленными фактами и самостоятельно или на основе приводимой литературы мог получить исчерпывающую информацию. Мы же на этом не останавливаемся хотя бы потому, что данные вопросы не лежат на пути раскрытия скрытых способностей мыслительного характера. Они, скорее, отражают наличие и различные формы проявления связи.

Любопытный факт, характеризующий роль мозга, приводят авторы книги «Мозг, разум, и поведение» [10, с.239 ] При многих заболеваниях внутренняя среда выходит из-под нормального надзора и контроля со стороны мозга. Если данный факт принять за истину, то становится естественным предположение, что в процессе многих болезней мозг самоустраняется и болезнью управляет не сознание. Вместе с тем, авторы склоняются к мысли, что мышление и вообще духовная деятельность – это в целом нечто такое, что свойственно только человеческому мозгу.  

Косвенным же ответом на вопрос - почему до сих пор наукой слабо изучена возможность повышения самих мыслительных способностей - может служить мнение авторов, выраженное словами «в конце концов, прогресс заключается в том, чтобы заменить явно ошибочные теории на такие, ошибочность которых менее очевидна» [10, c.246]. Значит, сегодня наука о скрытых мыслительных способностях человека находится на том уровне постижения истины, когда происходит сбор фактов проявления данного феномена.

Что не знаем

Все мы заняты поиском истины. Возникает естественный вопрос: где и как мы обрели наши убеждения и предубеждения, нашу внутреннюю картину мира, чтя его святость и неприкосновенность? Мы слишком во многом полагаемся на достижения науки. В данном случае мне хотелось убедить уважаемого читателя в том, что науке практически ничего не известно из мира скрытых способностей, позволяющих повысить эффективность мыслительной деятельности человека. Поэтому надо всецело доверять своим возможностям в познании себя в данном вопросе. Кому как не самому познавать себя? Тем более учитывая специфическую особость, присущую каждому из нас.

В качестве одного из направлений поиска Боб Фрисселл рекомендует следующее: нужно открыть технологии внутренние, задействующие эмоции и интуицию, то есть правое полушарие мозга, и тем самым уравновесить преобладающие ныне левополушарные технологии [63, с.39]. Мысль, кажется, хорошая, но как это сделать? Вопрос остается без ответа.

Поскольку на этом пути идет пока лишь процесс сбора фактического материала, то привычная доказательная база отсутствует. Естественно, в качестве таковой придется, хотя бы на первых порах, ограничиться некоторыми нестандартными подходами. При этом автор книги уточняет свою позицию следующим образом: чтобы покинуть мир Фактического и перейти в мир Возможного, не нужны никакие свидетельства. Нужно ощущение. Ощущение чего? Того, что Возможное возможно! Того, что настоящий «хозяин» - тот, кто пребывает среди Возможного, для кого любой новый факт, новое реальное событие или явление – это лишь начало новых возможностей [63, с.82].  Конечно, следует четко себе представлять, что в этом случае от первопроходцев потребуется воля к самопознанию и определенное мужество в преодолении общественного неприятия.

Утешением может служить тот факт, что армия ищущих людей с каждым днем всё активнее пополняется. Переход на новые уровни аргументации при освоении предстоящих знаний не за горами. Возможно, сам факт нашей индивидуальности будет служить определению уровня истинности как при получении или передаче, так и при восприятии другими этих новых знаний. Ведь при оценке человека мы сплошь и рядом пользуемся оборотом «я ему доверяю». Вот такой критерий, мне представляется, и может стать высшим аргументом при снятии сомнений об истинности того или иного утверждения хотя бы на данном уровне познания. Почему я должен кому-то доказывать истинность обнаруженного мною в себе того или иного знания? Это ведь проблема другого человека, познающего данный факт применительно к себе. Он решает: взять или нет на вооружение то или иное предлагаемое знание. Он может экспериментально убедиться в реальности предлагаемых рекомендаций. Именно каждый сам должен стать заинтересованным лицом в пополнении своей внутренней картины мира. Брать себе на вооружение всё то, что для него оказывается полезным и действенным, без чьих-либо для этого разрешений.

Такой подход вполне естественен, если учесть, что каждый из нас своим путем формирует свою внутреннюю картину мира. Да, определенный этап шарлатанства при таком подходе к истинности, возможно, обществу предстоит преодолеть. Найдутся люди, желающие нажиться до того, как испытуемый убедиться в фальшивости предлагаемого. Но убежден, что такой этап не будет продолжительным по времени. Ведь честного человека от «нечистого на руки» мы довольно-таки легко умеем распознавать. Не всегда же поставленная печать определяет истинность документа. Не власть предержащие, в конце-то концов, должны быть вратами истинности. Здесь, надо полагать, вопрос должен и будет решаться много проще. При создании своей картины мира каждый может пользоваться любым средством и, естественно, опытом другого. Не случайно бытует в народе поговорка: «Умный учится на чужих ошибках, а дурак – на своих». Я бы изложил её в иной редакции: «Умный учится преодолевать трудности, мудрый – не попадать в них». Выбор за нами.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-03-21; Просмотров: 293; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.013 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь