Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Сделать диагноз неправильным



 

Я не пытаюсь диагностировать людей. Я пытаюсь сделать диагноз неправильным. Если люди приходят ко мне и говорят, что они подавлены, я хочу, чтобы они как можно быстрее рассмеялись. Тогда при следующей же мысли о депрессии они начнут хохотать.

Я хочу дать людям другую проблему. Я часто слушаю клиентов и думаю: «Надо же, какая мелкая, печальная проблема. Им нужно что-то большее и лучшее». Им нужно найти ответ на вопрос: «Сколько наслаждения я смогу вынести? Что я успею сделать за свою жизнь? Как я могу почувствовать истинную радость при встрече или при взгляде на своего мужа или жену?»

Если люди не задают правильных вопросов, их мозг не учится. Я всегда чувствую, когда появляются вопросы, и «вбрасываю» лучший. Я говорю: «Сейчас я остановлюсь и скажу себе: «Настало время действовать». Что я должен сделать?» Я просто переключаю референциальный индекс (кто и что сказал). И хотя речь вдет не о грамматике, этот прием срабатывает.

Все приведенные выше примеры иллюстрируют принцип работы метамодели. Вопросы ведут нас прямо туда, куда мы хотим попасть, потому что мы смотрим на синтаксис вопросов, а не на их содержание. Если сосредоточиться на содержании, то попросту утонешь, потому что содержание бесконечно. Мы все знаем, как дети бесконечно могут задавать вопрос «почему?». А поскольку и психиатр может делать то же самое, психотерапия может длиться годами.

Меня совершенно не интересует, «почему» что-то произошло. Я не пытаюсь читать мысли своих клиентов или подталкивать их к такому чтению. Мне нужны ответы, которые указали бы мне направление перемен. Вы должны знать, как задавать правильные вопросы и делать верные внушения, чтобы максимизировать желаемый результат. Возможность свободно перемещаться между знанием о том, как что-то происходит и что с этим делать, и является важным преимуществом НЛП.

Вот тут-то огромную значимость приобретают паттерны Мил топа. Модель Милтона (см. Приложение 5) иногда называют зеркальным отражением метамодели. Но, если ме- тамодель направлена на сбор качественной информации, модель Милтона, основанная на паттернах, сформулированных на основе работы Эриксона, использует язык «искусно уклончивым» образом, который одновременно индуцирует транс и способствует переменам.

Люди часто предполагают, что я много знал о гипнозе еще до того, как услышал о Милтоне Эриксоне. Но, когда Грегори Бейтсон впервые рассказал мне о Милтоне, я не знал ничего. Я нашел его книги и журнальные статьи, все, что было написано о нем, и прочел это. Он утверждал, что добился таких результатов, о каких не заявлял никто другой, и это меня заинтересовало.

Вирджиния Сатир, которая постоянно добивалась отличных результатов, не утверждала, что ее подход к психотерапии единственно правильный. Она просто говорила, что людям легче помочь, если работать одновременно со всеми членами семьи, а не только с одним человеком.

Ее способность выявлять паттерны и предсказывать поведение была экстраординарной. Однажды я подвозил ее к клиентам. Она работала с семьей, где была девочка-эпилептик, которой приклеили ярлык «малолетней преступницы». Вирджиния сказала: «Посмотри, что происходит. В середине этого сеанса у девочки чуть не случился припадок. Как только я начинала разговаривать с кем-нибудь из членов семьи, она готова была упасть и забиться в судорогах...»

Действительно, так и происходило. С Вирджинией подобное случалось постоянно, но она обладала уникальным качеством — неотступностью. Она могла быть вежливой, милой и доброй, но никогда не уступала. Ее не волновало то, что сеанс мог продлиться 12 часов. Она продолжала работать, пока не добивалась перемен, к которым стремилась.

Но меня больше всего заинтересовали утверждения Мил- тона о том, что можно сделать, поэтому я продолжал изучать все книги — сотни книг — о гипнозе. Я прочел все. Я испробовал все — большую часть на замечательной соседке, которая в то время жила рядом со мной. Она страдала боязнью открытого пространства и аллергией. У нее была масса проблем, и мы все их решили. К тому времени, когда я дей- ствительно встретился с Милтоном, у меня уже был опыт. Я уже анализировал его языковые паттерны по журнальным статьям и расшифровкам его сеансов.

Совершенно очевидно, что большая часть тех, кто о нем знал, становились объектами мистификации. Точно так же мистифицировали людей Вирджиния и Фриц Перлз.

Вирджиния была исключительным гипнотерапевтом, но никогда в этом не признавалась. Я показал ей видеозаписи ее сеансов и сеансов Милтона Эриксона. Первые 10 минут они говорили одно и то же, слово в слово. Тон Вирджинии был чуть приятнее, чем у Милтона. Голос Милтона напоминал Бориса Карлофа, а Вирджиния говорила, как самая милая женщина на земле.

Это был превосходный гипноз, но она это отрицала. Вирджиния называла это «упражнением концентрации». Она говорила об уникальности каждого человека. Она указывала, что каждый из нас уникален со своими отпечатками пальцев и так далее. А потом я включил запись Милтона, и он заговорил об уникальности своих пациентов, о том, что у каждого свои отпечатки пальцев. Те же самые концепции в том же самом порядке... Она не могла — или не хотела — этого увидеть...

Вирджиния встретилась с Милтоном и сочла его мрачным меланхоликом, не желающим ни о чем говорить. Должен признать, что понимаю ее чувства. Милтон Эриксон был прикован к инвалидному креслу — у него дважды возникал полиомиелит, и он страдал от постполиомиелитного синдрома. Он носил фиолетовые пижамы, индуцировал транс и большую часть времени говорил весьма уклончиво, даже когда это было не нужно. Но он делал это, чтобы немного развлечься.

Работа Фрица Перлза тоже во многом напоминала гипноз. Приказать клиенту представить себе умерших родственников в пустых креслах — что это, если не гипноз глубокого транса?

На самом деле список успехов Фрица не столь впечатляющ. Его работа производила впечатление, но он не добивался хороших результатов. Он не мог заставить заснуть человека, страдающего бессонницей. Он откровенно признавался, что не может работать с психопатами или шизофрениками. Он работал только с «невротиками».

Но однажды он помог клиенту преодолеть импотенцию, заставив его думать о носе, потом о гениталиях, потом опять о носе. Он не мог объяснить, почему это сработало. Он просто сказал, что это соответствовало его «теории». Теперь-то мы понимаем, что в двигательной коре головного мозга участки, управляющие мышцами носа и гениталий, расположены по соседству. Раздувая ноздри или двигая кончиком носа вверх и вниз, вы стимулируете гениталии.

Когда паттерны впервые были опубликованы под названием модели Милтона, он был очень польщен, хотя считал, что это всего лишь малая часть его репертуара. Подход Милтона мог быть очень сложным. Он всегда считал себя «настоящим гипнотизером» и настаивал на том, что все его клиенты были исключительно внушаемы, что и помогло им продвинуться дальше.

Меня больше интересовало то, насколько далеко я могу развить это явление, называемое гипнозом. Вернувшись, я испробовал все, что, по утверждениям Милтона, он применял. Я сделал это не потому, что хотел опровергнуть его результаты. Если бы я смог добиться того же, то понял бы, что существует целый мир, который еще ожидает своего открытия.

 

Искать легкие пути

 

Я пробовал то, чего еще не пробовал никто. Я хотел выяснить, какого эффекта можно добиться легким и глубоким трансом. Я хотел понять, насколько далеко можно зайти. Должен признать, что многим моим клиентам пришлось пройти через значительные сложности, чтобы я сумел найти более легкие пути.

Люди, которым моя работа действительно принесла пользу, пришли ко мне в конце своих поисков. Никто не начал свой путь с меня. Они пришли ко мне, потому что все остальные от них отказались. Люди говорили: «Вы моя последняя надежда», а я всегда отвечал: «Что же, значит, у вас серьезные проблемы...»

Но я не сдавался. Я неустанно учился у Вирджинии Сатир. Я узнал, что если что-то не работает, нужно попробовать что-нибудь другое. Неудача — это остановка, а я никогда не останавливался.

На практике Эриксон не использовал все паттерны, которые получили название модели Милтона. Я тоже. Когда я обратил внимание на этих людей, а также на «обычных» людей, которые добились результатов самостоятельно, мне удалось создать технологию, универсальную по применению, приносящую быстрые результаты и доступную абсолютно всем. Проще говоря, язык, которым мы пользуемся, оказывает прямое воздействие на психику слуша- теля. Язык, которым мы разговариваем с самими собой, оказывает прямое воздействие на нашу собственную психику.

Невозможно механически использовать паттерны Милтона. Люди, познакомившиеся с ними, обнаруживают, что у них есть собственные предпочтения, и соответственно развивают индивидуальные стили.

Лично я обнаружил, что на меня самое сильное влияние оказывают временные предикаты — слова, связанные со временем и его течением. Я использую временные предикаты в качестве связок: «...когда вы сидите здесь, дышите, делайте вдохи и выдохи, потом вы расслабитесь и подумаете об этом в последний раз...»

Но временные предикаты можно использовать и другими способами. Индукция путаницы повышает внушаемость — например:

«... прежде чем вы прекратите останавливать себя, предупреждая идею о том, что вы не знаете, что произойдет дальше, это случится. Но прежде чем мы начнем продолжать с маловажным, касающимся того, чего вы не знаете, вы обнаружите, что только что начали отступать назад, потому что прошлое — это всего лишь будущее, смещенное во времени...»

Вот так строятся языковые паттерны. Помимо временных предикатов, последнее предложение содержит многозначность — в нем использованы слова и выражения, имеющие несколько значений, что оставляет бессознательному возможность анализировать альтернативы, которые не были сформулированы прямолинейно.

Еще одна причина, по которой я считаю временные предикаты особенно важными, заключается в том, что они проводят четкую границу между прошлым и будущим. Самое лучшее в прошлом — это то, что оно кончилось. Когда люди не могут расстаться с прошлым, потому что оно кончилось, они не обретают свободы, чтобы идти в будущее. Вот почему мне особенно нравится неоднозначная фраза о том, что «прошлое — это всего лишь будущее, смещенное во времени...» (Предлагаю вам очень внимательно перечитать это предложение, чтобы понять, сколько значений оно в себе скрывает.)

 

Семантическая плотность

 

Я часто говорю о том, что люди испытывают гнев, печаль или депрессию «в последний раз». Мне нравятся «семантически плотные» предикаты, над которыми лингвисты сломали столько копий. Например, никто не станет «подкрадываться» к человеку открыто. Глагол «подкрадываться» имеет ряд смыслов, которые не требуют пояснения. Говоря о том, что кто-то «подкрадывается», вместо того чтобы сказать, что он идет следом, вы используете семантически более плотную фразу, которая оказывает большее воздействие.

Временные предикаты — слова типа «последний», «первый», «после», «снова» — обладают семантической плотностью. Фразы с использованием слова «когда» («когда вы начнете делать X, то откроете для себя нечто важное») и «следующий» («увидев его в следующий раз, вы почувствуете У») реально позволяют осуществить постгипнотическое внушение с максимальным эффектом.

Я считаю временные предикаты важнейшим средством, которое позволяет нам выявлять чувства, усиливать или ослаблять их со значительной силой и точностью.

Временные предикаты, конечно, самым прямым образом связаны с пресуппозициями. Пресуппозиции в буквальном смысле слова «заранее предполагают», что нечто присутствует, даже если это точно не сформулировано. Вот вопрос: «Когда вы подниметесь, сможете ли вы закрыть дверь?». В нем содержится целый ряд пресуппозиций: что собеседник поднимется, что есть дверь, что он способен закрыть ее и так далее.

Многие синтаксические условия пресуппозиций основываются на временных предикатах. Местоимение «когда» в предыдущем примере — это временной предикат, который поддерживает пресуппозицию. Я считаю такой прием чрезвычайно сильным, особенно, когда речь заходит о том, чтобы сделать что-то «в последний раз», или о том, чтобы «никогда, никогда, никогда больше» не испытывать какого-то чувства.

Существуют также замечательные, простые и эффективные слова вроде слова «стоп». Большинство людей не воспринимает слово «стоп» как временной предикат. Но, когда я вижу, что люди попадают в поведенческую петлю, которая может повторяться до бесконечности, которая несет дурные чувства и приступы паники, я говорю им: «Стоп!» Удивительно, но они всегда подчиняются!

Добавьте к этому фразу типа «Вернитесь назад» и получите еще более эффективное средство. Когда человек сидит, он физически не может вернуться. Вы говорите ему: «Стоп! Вернитесь назад и на этот раз почувствуйте что-то другое...», и человек на глубинном уровне понимает, что нужно сделать.

Еще одно слово, обладающее временной природой, — «новый». «Новый» означает, что в будущем вы собираетесь сделать нечто такое, чтобы «это старое чувство, принадлежащее прошлому, более не приносило вам удовлетворения, когда вы почувствуете в себе новые чувства... т. е. прямо сейчас!».

«Сейчас» — один из самых мощных временных предикатов в репертуаре любого гипнотерапевта. Люди, особенно в измененных состояниях сознания, могут быть очень пассивны. Поэтому вам приходится говорить им, что нужно делать, когда это делать, когда начать... Конечно, в такой ситуации «сейчас» — это самое подходящее время. Если я предлагаю человеку «заглянуть глубже», это еще не означает, что он это сделает. Я говорю ему абсолютно конкретно, когда нужно сделать то, что я предлагаю: «ваша рука упадет... сейчас», «ровно через две минуты вы почувствуете, что эти мысли приходят вам в голову, вот сейчас... А потом вы заметите...»

Многозначность — очень полезный паттерн при работе с людьми, обладающими подозрительным сознанием и не умеющими доверять самому себе. Работая с ними, я обращаюсь «сквозь них», апеллирую к другим частям, пытаюсь добраться до парадного входа через заднюю дверь, а не наоборот. Конечно, если человек готов сотрудничать, я использую эту готовность. Я предлагаю сознательному и бессознательному разуму проделать одно и то же. Чем активнее вы будете использовать ресурсы человека, тем лучше окажутся результаты.

Такие категории, как пунктуация и неоднозначность сферы действия, требуют особого внимания. Они не только эффективны сами по себе, но еще и поддаются модификации с помощью временных предикатов. «Сейчас, и снова, и снова, вы начнете чувствовать, как старые чувства исчезают...», «Те же самые старые чувства вернутся в последний раз перед тем, как вы увидите, что они прямо сейчас исчезают на ваших глазах...»

Сознанию очень сложно следовать за такими паттернами, но мозговые центры, ответственные за обработку языковой информации, с легкостью их обрабатывают. Не знаю, сколько раз я делал людям внушения, а они смотрели на меня и переспрашивали: «Что?»... А затем в точно заданное время выполняли мой посыл, потому что получили конкретные временные маркеры.

А теперь давайте посвятим минуту-другую новой идее...

Милтон очень много раз использовал фразу: «Сейчас вы без сознания» («вы в бессознательном состоянии сейчас»). Это выражение неоднозначно, но как только вы поставите перед или после слова «без сознания» временной предикат, эта фраза превращается в приказ. «Вы без сознания сейчас... и готовы получить новые идеи». «Ваше бессознательное сейчас хочет погрузиться в еще более бессознательное состояние... Вы поймете, что ничего не делаете для того, чтобы увидеть, как будущее наступает прямо сейчас...»

Все подобные временные фразы дают вам массу возможностей для того, чтобы истолковывать содержание тем или иным образом. Это позволяет определить направление и понять, какой ход событий для вас желателен. В процессе гипноза вы направляете сознание человека по определенному пути и должны решить, поведет ли этот путь в его прошлое или в будущее. Что-то вы захотите оставить позади, а что-то увидеть перед собой. Но есть и такое, с чем вам захочется расстаться навсегда.

 

 

Язык в действии

 

Предупрежден — значит, вооружен. И вы должны быть предупреждены о том, чего делать не следует... В вашем разуме должны иметься знаки, которые говорили бы вам: «Стоп! Вернись! Ты идешь не тем путем!» В США такие знаки установлены на шоссе. Благодаря этому никто не ездит в неправильном направлении, навстречу потоку. Я же в буквальном смысле слова устанавливаю такие знаки в головах людей. Я говорю: «Вам нужен мысленный знак, который говорил бы: «Стоп! Вернись! Ты идешь не тем путем!»

А теперь остановитесь, вернитесь назад и вспомните идею, о которой вы только что подумали, и сделайте это только для того, чтобы установить перед ней знак: «Плохая идея. Вернись! Ты идешь не тем путем...» — прямо сейчас. А затем вы видите знаки, которые говорят, куда идти нужно: «Удовольствие впереди. Счастье грядет. Впереди выбор. Прошлое позади». Оставьте старую идею позади прямо сейчас, когда вы опережаете время.

Недостаточно жить только настоящим. Его нужно опережать, потому что будущее грядет, прошлое остается позади, и никогда, да-да, никогда больше не повторится. Никогда не забывайте того, чего вы не должны вспоминать. И всегда помните то, чего вы не должны забывать... прямо сейчас. Тогда вы все сделаете правильно. Потому что вы снова (мне очень нравится это «снова») обнаружите, что завтра — это намного лучше.

Скажите «да» этому дню. (Эта фраза мне тоже нравится, она полна логической неоднозначности.) А когда он наступит, в вас проснется надежда. Скажите «да» дню, в котором нет обязательств. Прямо сейчас...

Обратите внимание на то, как плотно упакованы языковые паттерны. Когда вы используете временные предикаты и пресуппозиции и формируете блоки пресуппозиций — по меньшей мере, по три в блок, — слушателю очень трудно сознательно следить за вашей речью. Поэтому такой монолог оказывает очень сильное воздействие на бессознательное слушателя.

Еще один паттерн, который я очень люблю, — «чем больше, тем больше». Я пользуюсь им постоянно, особенно, когда отрицания нанизываются одно на другое: «Чем больше вы пытаетесь прекратить мешать себе понять, что вы не понимаете, тем больше вы будете понимать, потому что, продолжая пытаться не делать чего-либо, вы просто не сможете не понимать, что происходит».

Цель подобного приема — перегрузить бессознательное. Как только это произойдет, двери распахнутся, и вы сможете перейти к внушениям.

Я часто говорю, что я — не гипнотерапевт, а скорее «гип- ноболтун». Если большинство гипнотерапевтов использует мягкие, непрямые внушения, то я набрасываюсь на человека со всех сторон и всеми доступными мне способами.

Общение с бессознательными процессами, происходящими внутри человека, с помощью семантической плотности — это настоящее искусство. Оно сродни умению писать хорошие стихи. Но такое умение не приходит из ниоткуда. Это не врожденный талант, а способность, которую можно развить только с помощью практики.

Я советую вам провести два дня в одном виде синтаксической среды, а следующие два дня — в другом. Дополнительную информацию вы найдете в Приложениях 4 и 5. Но, чтобы строить языковые паттерны, не думая о них, вам придется исписать ими бесчисленное количество страниц. Вам нужно реконфигурировать собственный мозг, чтобы все это стало ему знакомо и легко.

Если у вас не будет массы примеров, которые меняют сознание, познакомиться с этим процессом будет очень трудно. Гипнотические языковые паттерны, гипнотические состояния — все это строительные блоки. Если не знать всех букв алфавита, очень трудно что-нибудь написать.

Люди часто считают меня очень сложным человеком. Я действительно много знаю об очень сложных вещах, но, когда я работаю с людьми, в этой работе нет ничего сложного. Я годами разбираю вещи на части и изучаю, как они работают, а потом применяю их на практике. Я изучал языковые паттерны и теперь могу автоматически и бессознательно генерировать их в самых сложных формах. Мне больше не нужно думать о них. Я просто делаю это, постоянно помня, чего хочу добиться.

И все это способно освободить человека...

УПРАЖНЕНИЕ 1 IV! ета модель

Обратитесь к Приложению 4. Начните практиковаться в выявлении паттернов метамодели, потратив на каждый из них два дня. Обращайте особое внимание на язык, который вы слышите, отмечайте нарушения. Отличный источник информации о нарушениях метамодели — это телевизионные интервью политиков.

Познакомившись с каждым паттерном, кратко запишите то, что можно использовать в реальных ситуациях.

УПРАЖНЕНИЕ 2

Метамодель

Работая с партнером, обсудите проблему, реальную или воображаемую. Слушатель отмечает нарушения метамодели и анализирует их, всегда стремясь вскрыть информацию, которая была удалена, искажена или обобщена.

Поменяйтесь местами и повторите.

УПРАЖНЕНИЕ 3 Модель Милтона

1. Проанализируйте примеры, приведенные в Приложении 5, а затем напишите не менее двадцати собственных.

УПРАЖНЕНИЕ 4 Модель Милтона

1. Решите, какого результата вам хотелось бы добиться с клиентом. Выберите три-пять паттернов модели Милтона и создайте разговорную индукцию путем соединения этих паттернов с помощью конъюнкций или временных связей. Повторите паттерн три раза, чтобы каждая индукция включала в себя от 10 до 15 примеров гипнотического языка.

 

 

5. Направления или результаты: планирование успеха

 

Все успешные люди, опыт которых я изучал, обладали двумя важными качествами: они знали, к чему стремятся, и были готовы проделать работу, необходимую, чтобы из того состояния, в котором они находились, перейти в желаемое. Мне бы хотелось, чтобы читатели моей книги развили эти качества в себе и в тех, кому они могут помочь: в друзьях, родственниках и клиентах.

Великие гольфисты тренируются, тренируются и тренируются. Бейсболисты проводят на поле целые дни, заставляя людей кидать им мячи час за часом, час за часом, час за часом. Профессиональные музыканты репетируют гораздо больше времени, чем выступают. Однажды я работал с фокусником, который показывал фокусы с картами, и он сидел и повторял один и тот же трюк снова, и снова, и снова. Интересно, что, когда эти люди делали ошибки или не добивались поставленной цели, они никогда не жаловались на то, что сделали что-то неправильно, плохо или потерпели провал. Они просто улыбались, пожимали плечами и повторяли попытки до тех пор, пока у них все не получалось правильно.

Стратегия фокусника заключалась в том, чтобы сделать такое движение рук, какое необходимо для идеального выполнения трюка. Он ходил по комнате и входил в образ — скользил ладонями по ладоням, идеально выполняя трюк, — а потом пытался повторить это действие.

Большинство успешных спортсменов поступает так же или почти так же. Они знают, как выглядит совершенство. Они видели, как эти действия выполнялись идеально. А потом спортсмены входят в увиденный образ и выполняют действия, зная, что добьются успеха, когда ощутят правильное чувство.

Очень важно понимать, что эти люди не расстраиваются, когда что-нибудь идет не так. В этом случае они вообще ничего не чувствуют. Но когда все идет хорошо и правильно, они чувствуют себя хорошо. И чем лучше у них получается, тем лучше они себя чувствуют. Так формируется зависимость от повтора попыток. Даже если правильно выходит один раз из десяти, хорошее ощущение стоило попыток. Люди готовы терпеть девять попыток ради успешной десятой. Со временем успешных попыток становится две из десяти, потом четыре и так далее. Люди продолжают попытки, потому что уже попали на крючок позитивного чувства.

Но многие ведут себя иначе. Они чувствуют себя плохо, когда их действия не приводят к желаемому результату. Вот почему я часто говорю: «Разочарование требует адекватного планирования».

В отличие от подхода «ошибка—наказание» связывание позитивных чувств с действием порождает упреждающую петлю, которая заставляет людей улучшать свои показатели, чтобы чувствовать себя все лучше и лучше. Когда такая стратегия применяется правильно, люди не отчаиваются от первых промахов. Они не огорчаются даже от четвертого промаха, зная, как хорошо будут чувствовать себя тогда, когда все получится.

Прием, который работает для спортсменов и фокусников, может помочь каждому из нас. Все мы играем в игры того или иного рода — игры на работе, игры в отношениях, игры родительства, игры отдыха. Все мы учимся играть в них максимально хорошо. Нам нужно направить эти игры в полезном, соответствующем и желательном направлении. Если мы будем стремиться избежать дискомфорта и боли, то станем пятиться назад. Мы не будем знать, что ожидает нас впереди. Если же мы научимся строить упреждающие петли, то станем двигаться вперед, к удовольствию, а не назад от боли. Мы будем двигаться к тому, чего хотим, и будем знать, в каком направлении это следует делать.

Многие из тех, кто занимается нейролингвистическим программированием, говорят о достижении хороших результатов. Я говорю об определении хороших направлений. Это очень важное различие. Я хочу, чтобы люди нашли направление, чтобы двигаться. Я хочу, чтобы они вовлекались в процесс жизни. Когда человек приходят ко мне и говорит: «Хочу быть счастливым», я всегда отвечаю: «Извините, но работа семи гномов уже выполнена. Вам нужно говорить более конкретно».

Вы не можете просто «быть счастливым», но можете научиться «совершать поступки счастливо». Жить счастливо — значит обращать внимание и получать удовольствие от процесса делания того, что вы делаете в данный момент. Так не бывает: Бац! — и вы неожиданно стали счастливым. Вы учитесь быть счастливым, следуя старой притче о розах. Вы перестали чувствовать их запах, но можете получать удовольствие, глядя на них, трогая их, гуляя среди них и т. п. Можно научиться получать удовольствие от всего: от сна, от пробуждения, от завтрака и похода на работу. Чем больше вещей вы будете считать приятными, тем счастливее станет ваша жизнь.

Помогая людям повысить качество жизни, я перевожу их в состояние легкого транса, вызываю в них приятные ощущения, а потом показываю нужное направление, в котором они видят, что ведут себя иначе. Каждый может в той или иной степени научиться вести себя по-другому, и каждый способен научиться вызывать в себе приятные чувства. Люди впервые понимают, каково это, и только после этого могут планировать, как сделать то же самое для себя.

Конечно, планирование занимает определенное время, но оно не будет потрачено впустую. Поскольку многие люди делают это тем или иным образом (думаете, человек, страдающий паническими атаками, не планирует испытать приступ, когда окажется в супермаркете?), вы можете делать это правильно, направив свои действия к достижению желаемого результата.

Первый шаг — всегда создание выбора. Это не то же самое, что «сделать правильный выбор» или «поступить правильно», а потом надеяться, что в тебе возникнут приятные чувства. Такова основа многих программ по самосовершенствованию. Это формула разочарования. Причина этого проста: мы часто знаем, что должны делать и что должны чувствовать... То, что мы не делаем этого, повергает нас в глубокое разочарование.

Так обычно случается, когда нам недостает гибкости для выбора. Когда у нас есть только один вариант действий, мы замираем. Если есть два варианта, мы начинаем колебаться вперед и назад. Имея три или более варианта, мы чувствуем себя гораздо лучше.

Но, говоря о «наличии выбора», я не имею в виду подобной концепции. Я мыслю чисто практически. Я хочу научить людей чувствовать себя иначе и быть уверенными в том, что приятное ощущение возникнет в тот момент, когда вы двинетесь в желаемом направлении. Когда Вирджиния говорила о наличии выбора, она не имела в виду интеллектуальное осознание этого факта. Вы должны на уровне органов чувств ощутить, какие варианты у вас есть, прежде чем сделать самостоятельный выбор.

Мы можем согласиться, что в самолете лучше быть спокойным, но это не означает, что вы сделали выбор в пользу спокойствия, по крайней мере, пока вы действительно не почувствовали себя спокойным или испуганным. Тогда у вас есть выбор.

Многие из нас знают, что нужно делать, и не делают этого. Мы знаем, что не должны есть шоколадный торт, но... Я диабетик, но ем десерты. Я знаю, что не должен этого делать, и знаю это настолько хорошо, что принимаю дополнительный инсулин перед ужином, чтобы компенсировать нанесенный организму вред. Но если у вас нет плана, неправильный выбор причинит вам вред. Например, в мире живет множество мужчин, которые отлично знают, что, вступив в брак, не следует засматриваться на других жен- щин, но они просто не в состоянии остановиться. Это происходит потому, что они не делали выбора и не понимают, как отказаться от этой привычки, потому что не знают, что при этом почувствуют.

Для меня наличие выбора означает, что ты способен ощутить более одного чувства, тогда как для большинства людей это просто реакция, вызванная стимулом. Внутреннее мышление — не добровольный процесс. Выбор возникает тогда, когда ты мыслишь целенаправленно, а не становишься жертвой собственных мыслей. Выбор означает наличие различных возможностей и решение в пользу одной нз них. Выбор означает, что ты выбираешь осознанно, с четким представлением направления или результата, который хочешь получить. Это не выбор, когда после решения возникает сожаление, потому что ты «должен был» выбрать что-то другое...

Большинство людей, которые жалуются на «ступор», говорят о том, что удерживает их в этом состоянии, — насколько это сильно, мучительно, уникально... Действительно, пока они думают таким образом, это подавляет их. Но на самом деле такое чувство нельзя назвать ни по-настоящему сильным, ни уникальным. Люди просто привыкли представлять свое состояние подобным образом и еще не поняли, что можно сделать и другой выбор.

Я пытаюсь не только перевести людей в состояния, в которые они все равно когда-нибудь попадут, но еще и удержать их, и научить больше доверять естественным процессам, происходящим в них самих. Вместо того чтобы детально и подробно изучать ужасные образы, которые их пугают, люди должны думать о тех образах, которые следует просто «выбелить». Не нужно исследовать истоки или обсуждать значение — следует просто «выбелить» образ, как это происходит, когда кончается фильм.

Паттерн очень прост: «выбелите» образы, которые вам не нужны, а потом сразу же замените их тем, что вам нравится. Возьмите в свои руки контроль над яркостью, поверните ручку до предела и заставьте образ исчезнуть на белоснежном экране. Проделайте это раз пять, и вам будет трудно вспомнить картинку, даже если вы очень постараетесь.

Бессознательное воспринимает эту простую процедуру как приказ: действовать не так, а так. Не из точки А в точку В, а из точки А в точку С. Как только ваше бессознательное воспримет смысл инструкции, оно приступит к действию. Вместо того чтобы крутить в голове мысли, которые не приносят вам пользы, вы можете вызвать такие мысли, которые помогут вам попасть туда, куда нужно.

Очень важно то, что все это происходит без страха. Несмотря на убежденность многих религиозных лидеров, плохих родителей и учителей, людей заставляет двигаться вперед не страх. Страх мгновенно останавливает нас. Вот зачем нам необходимо это чувство. Такое состояние часто называют реакцией «дерись или беги», но деретесь вы или бежите, вы все равно остаетесь в рамках первобытной нервной системы, а не той части разума, которая призвана создавать планы и следовать им.

 

Как уйти от прошлого

 

Поскольку людей сильно беспокоит прошлое, я почти полностью отказался принимать его во внимание. Чтобы помочь людям преодолеть трудности, я чаще всего просто стираю это прошлое и замещаю его тем, к чему люди всегда стремятся.

Часто говорят, что мотивировать людей можно либо бегством от негативного опыта, либо стремлением к опыту позитивному. Я стараюсь усилить желания, надежды и мечты своих клиентов и сделать их абсолютно неотразимыми.

Если речь заходит о зависимости, то я хочу, чтобы мои клиенты могли двигаться в нужном направлении точно так же, как побежали бы, увидев впереди на дороге пачку банкнот. В такой момент их разум не говорит: «О, непонятно, откуда здесь взялись эти деньги. Может быть, они фальшивые?» Люди просто бросаются за этой пачкой.

Точно так же мгновенно нужно реагировать на мысли о нужных действиях: о демонстрации любви к своему партнеру, желании сказать детям, что вы их любите, стремлении пойти и найти желанную работу. Люди должны понимать, что для них важно, и сосредоточиваться на этом, а не на том негативном, что есть в их жизни.

Я хочу, чтобы они проанализировали собственные чувства и поняли, как доставить удовольствие тем, кто им дорог, как действовать в ситуациях, когда нужно произвести впечатление на значимого человека, и как не совершать глупостей. Но вместо этого люди возбуждают в себе тревожность, переживают из-за нее, и она нарастает в еще большей степени.

Получается, что вы не можете избежать неприятностей и начинаете рисовать себе мысленные картины собственных глупостей. Вы можете проанализировать каждое свое негативное чувство, а потом постараться сделать так, чтобы ничего плохого не случилось. Но такой подход запирает вас в ловушку.

Выход очень прост. Вы либо планируете и предпринимаете действия к тому, чтобы двигаться в желательном направлении, либо пытаетесь справиться со своими мыслями и чувствами, которые угрожают задавить вас. Первый процесс называется «мышлением», второй — «реагированием». Вы либо реагируете, либо мыслите и планируете.

Я даю уроки того, как мыслить и планировать, и учу делать это очень быстро. Когда люди приходят ко мне и начинают говорить о том, что у них не так, оказывается, что все это я уже слышал и видел раньше. Полагаю, так происходит с большинством тех, кто занимается моей профессией. Я много знаю о том, в каком направлении нужно двигаться моим клиентам, но они все равно рассказывают мне о том, о чем им нужно перестать думать и чего они не хотят чувствовать.

Они не понимают, что им необходимо для того, чтобы жить счастливо и успешно.

На протяжении многих лет я учу людей не слушать то, что говорят их клиенты, а обращать внимание на то, о чем они не говорят, потому что это именно то, что им нужно.

Если человек, например, не умеет грамотно писать, то это происходит не от того, что с ним что-то неладно, а потому, что у него нет правильной орфографической стратегии. Когда человек застенчив, это происходит оттого, что он не думает о том, что может понравиться людям. Такой образ мышления отличен от мысли о том, что этот человек не нравится людям. Он просто не планирует понравиться людям таким, каков он есть. Встречаясь с новыми людьми, он нервничает и чувствует себя неловко. Он не может вести себя естественно, поэтому и не нравится собеседникам. Здесь мы имеем дело с самоисполняющимся пророчеством.

Поскольку я всегда ищу кратчайшие, самые удобные и доставляющие максимум удовольствия пути к желанной цели, то используемые мной способы меняются одновременно со мной. За многие годы я отказался от множества процессов, которые в свое время казались революционными. Это произошло не потому, что они не работают, а потому, что я нашел нечто другое, позволяющее мне добиться того же результата быстрее и проще.

Но я сумел это сделать, потому что набрался опыта. Я знаю, как работают данные орудия и приемы, поэтому вполне могу развивать их. Но мне нужен новый опыт, на котором строится вся работа, и я настоятельно советую вам делать то же самое.

 

 

Накопление опыта

 

Если вы научились понимать паттерны, о которых говорилось выше, и применять их на практике, то сможете с уверенностью не только использовать их для себя, своих родных, друзей и клиентов, но еще и разрабатывать собственные подходы и развивать нашу науку.

УПРАЖНЕНИЕ Кража навыка 1. Выберите «ролевую модель» — человека, чей физический облик вам хотелось бы повторить. Потратьте максимум времени на изучение своей ролевой модели — в жизни или на видеозаписях. Наблюдая за этим человеком, полностью расслабьтесь, смягчите зрение. Просто слушайте и наблюдайте, как он ведет себя.

Хорошо познакомившись с внешностью и поведением своей ролевой модели, закройте глаза, расслабьтесь и представьте, как выбранный вами человек выполняет последовательность действий, причем идеально. Вы должны увидеть и услышать абсолютно все, чтобы создать модель этого поведения.

Некоторое время понаблюдав за ролевой моделью, разверните этот образ и войдите в него. Представьте, что вы можете смотреть глазами этого человека, слышать его ушами, действовать столь же совершенно, как он.

А теперь повторите те же действия, но изнутри. Понаблюдайте за своими ощущениями. Повторите несколько раз, пока совершенные действия не станут вам знакомы.

А теперь выйдите из образа ролевой модели с намерением сохранить все испытанные ощущения и навыки в собственном теле после возвращения к естественному состоянию.

При первой же возможности (и как можно быстрее) несколько раз повторите представленные действия. Обратите внимание на то, как повторы совершенствуют ваши навыки.

Повторяйте упражнение в сочетании с практикой в реальной жизни по крайней мере раз в день в течение 21 дня, а затем хотя бы раз в неделю для поддержания формы.

Расслабьтесь, погрузитесь внутрь себя и начните ощущать новую реальность. Это очень важный навык, особенно усиленный энергией транса: между внутренней живостью гипнотического сна и процессом обычного обдумывания существует огромная разница. Если вам говорят, как нужно что-то сделать, вы чувствуете нечто совсем иное, чем когда находитесь в состоянии

полного расслабления и проживаете действие, используя все свои органы чувств. Одно состояние изменяет ваши ощущения, другое — нет.

 

Шаги к достижениям

 

Один из первых разработанных мной приемов назывался визуальным сжатием. Он предназначался для заполнения пробела между текущим состоянием и желаемым для накопления необходимой энергии и энтузиазма, чтобы довести этот процесс до конца.

От других приемов, направленных на постановку целей, планирование и мотивацию, мой метод отличается тем, что он не вызывает у человека искусственного чувства благополучия. Он вызывает сильные, позитивные чувства, которые усиливаются по мере того, как человек проходит через ряд конкретных, достижимых шагов.

В сочетании с эффективным планированием визуальное сжатие — ценное средство, помогающее определить направление и понять, какие основные действия нужно предпринять.

УПРАЖНЕНИЕ Визуальное сжатие

Ярко представьте себя таким, каковы вы сейчас (текущее состояние) со всеми вашими сложностями.

А теперь вообразите, каким вы стали бы, если бы преодолели своим проблемы. Будьте очень конкретны в том, как будете вести себя, что будете говорить и чувствовать. Сделайте образ максимально четким и детальным. Используйте все свои чувства.

Поместите оба образа на свои ладони. Вытяните руки перед собой и разведите в стороны. Пространство между ними символизирует неисследованную территорию и неизвестные шаги, которые нужно сделать, чтобы перейти из одного состояния в другое.

Начните строить серию образов или логических шагов по переходу из одного состояния в другое. Представляйте себе каждый образ кадр за кадром, меняйте то, что нужно изменить, пока не получите полный, поступательный процесс перемен.

Когда вы увидите перед собой 10—12 этапов, начните медленно сближать ладони, сжимая все этапы в единый процесс.

А теперь прижмите соединенные ладони к телу и поглотите новое состояние всем своим телом. Ощутите новое чувство, символизирующее действия и успех.

«Закрутите» это чувство быстрее и быстрее, усильте его, позвольте ему распространиться по всему вашему телу, чтобы оно пронизало каждую вашу мышцу, каждый орган, каждый нерв и каждую клетку. Делая это, смотрите туда, куда хотите попасть. Точно решите, что нужно сделать в первую очередь. А теперь вы должны увидеть, как делаете второй шаг, затем третий. Продолжайте «закручивать» и усиливать это чувство, пока не сделаете все шаги, отделяющие ваше текущее состояние от желаемого.

 

Безопасное планирование

 

Иногда, когда люди строят пошаговые планы достижения конкретного результата, то сталкиваются с еще более серьезными проблемами. Результат оказывается настолько глобальным или сложным, что они просто не могут отли- чить шаги, которые ведут их в нужном направлении, от тех, которые уводят в сторону. Метод планирования, описанный ниже, проявляет направление и результат, а также гарантирует, что в план будут включены только реальные, необходимые шаги.

При планировании обязательно учитывайте условия формальной правильности. В НЛП конкретный результат считается формально правильным и наиболее достижимым, если он:

сформулирован позитивно (т. е. речь идет о том, чего вы хотите, а не о том, чего не хотите);

инициируется и осуществляется человеком (поддерживается активность и самоэффективность);

экологичен (приносит пользу при достижении и не оказывает негативного воздействия на другие сферы жизни человека);

поддается проверке опытом (основан на чувствах, выражается в том, что человек может видеть, слышать, чувствовать и, возможно, ощущать на вкус и запах).

Эти условия формальной правильности дают нам простой опросник, позволяющий прояснить собственные действия и сконцентрироваться на необходимом.

УПРАЖНЕНИЕ Безопасное планирование 1. Сформируйте полное чувственное представление о том, как вы будете вести себя, разговаривать, мыслить и чувствовать, оказавшись на новом, лично выбранном пути, ведущем в желательном направлении. Войдите в это представление. Чтобы усилить свои чувства, представьте, как проживаете целый «идеальный»

день, располагая новыми ресурсами. «Закрутите» приятные ощущения и усильте их.

Спросите у себя, что нужно сделать немедленно, прежде чем у вас появится возможность прожить «идеальный» день. Обдумайте свой ответ.

Выявив все необходимое, задайте себе тот же вопрос: что нужно сделать немедленно, прежде чем совершить этот шаг. Запишите ответ.

Повторяйте, пока не вернетесь к исходной точке. Теперь у вас есть описание всех ключевых шагов, необходимых для перехода из текущего состояния в желаемое.

Теперь тщательно продумайте дату начала и окончания каждого этапа. Убедитесь, что все они выполнимы в пределах времени, которым вы располагаете.

Примечание. Сложные задачи можно разбить на отдельные компоненты. После этого обработайте каждый из них вышеописанным способом. Сделайте так, чтобы даты начала и окончания этапов не пересекались.

 

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-03-22; Просмотров: 313; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.129 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь