Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Как разработать творческое дело?



Вариант нелинейного марш-старта

Участники определяют следующую станцию с помощью игральных костей. Выпавший номер соответствует следующей станции. Для этого необходимо подготовить кубики (для каждого отряда по 2 кубика). На 1 кубике должны быть следующие цифры: 1,2,3,1,2,3. На 2 кубике – цифры: 0,1,2,3,4,5.

Возможные названия и направления деятельности на станциях:

1. Подвесной мост - (спортивная станция);

2. Топкие болота - (станция звуков);

3. Зыбучие пески - (станция пантомимы, мимики и жестов);

4. Скалистый мыс - (музыкальная станция);

5. Птичий базар – (танцевальная станция);

6. Мангровые заросли – (разговорная станция);

7. Желтая река – (переправа).

Экспромт

Цель для участников: за ограниченное время подготовить выступление всей группой на заданную тему. Обычно необходимо что-то изобразить.

Варианты заданий. Необходимо изобразить:

- искры судьбы при рождении вулкана;

- волны жизни в тихой лагуне;

- ветры перемен с золотых гор;

- лабиринт из кривых зеркал;

- сад мечты на седьмом небе;

- фонтан любви;

- дерево счастья;

- музыкальную шкатулку;

- замок снов;

- колодец жизни.

 


ГОУ ДПО ЧИППКРО

Активные формы воспитательной деятельности                          Кафедра воспитания и дополнительного образования

Театрализованные представления


Визитки «Секреты Маски»

Цель для участников: представить в творческой форме свою группу, класс, отряд и т.д.

От организаторов требуется подготовить связующие театральные действия, которые создают общую канву всему воспитательному делу.

Действующие лица: голос за кадром (Гзк), Мастер масок (М.м.), Маска, Оракул, помощник 1 (Пм1), помощник 2 (Пм2); актеры (дети-участники)

Вариант сценария:

Гзк: наконец наступил тот час, когда великий мастер масок собрал все ценности, которые владеют этим мир и маска всевластия ожила. И вот что из этого вышло.

Танец (процесс оживления маски).

М.м.: - Ура! Наконец-то моя мечта осуществилась. Маска ожила и я как никогда близок к своей заветной мечте – покорения мира.

Маска: - Глупец! Неужели ты думаешь, что я буду считаться с твоими интересами. Я благодарна тебе за то, что ты меня оживил, но властвовать миром буду я одна. А если ты будешь мне мешать, – сотру в порошок.

(маска уходит)

Оракул: - Ну что, я тебя предупреждал, что маска не предсказуема, теперь под угрозу подставлено все твое бытие.

М.м.: - Что же я наделал, как же теперь от нее избавиться?

Оракул: - Очень просто, надо чтобы чаша добра, перевесила чашу зла.

М.м.: - Но что же я положу на эту чашу, когда в своей жизни я стремился только к плохому.

Оракул: - Здесь без помощи актеров не обойтись. Им необходимо положить на чашу добра свои (гербы).

М.м.: - Тогда приступим, только нужно придумать отвлекающий маневр, чтобы маска ни о чем не догадалась.

(1 выступление)

П.м.1: - Ну вот, опять нам дали непонятное задание.

П.м.2: - И не говори. Как должность конферансье, так какому-то джину. А как отвлекающий маневр придумать, так мы.

П.м.1: И вообще, где мы сейчас найдем этот кусок фарфора.

Маска: - О чем это вы тут шепчетесь? Кого ищете?

П.м.2: - Не твое дело, и уж конечно не тебя.

Маска: - Может, все-таки расскажете. Как знать, вдруг чем-нибудь помогу.

П.м.1: - Может поможешь, а может и нет. С виду ты вроде бы ничего.

П.м.2: - Угу. Ничего хорошего.

П.м.1: - Да ты не обижайся, у него такие шутки. В общем, мы ищем универсальную маску, чтобы провести отвлекающий маневр.

Маска: - Надо же. А кто вам посоветовал это сделать?

П.м.2: - Понятно кто, – наш хозяин, мастер масочник.

Маска: Вы знаете, у меня родилась великолепная идея. Не могли бы вы отвести меня к своему хозяину.

П.м.1: - Конечно могли бы, а как же. Я уже чувствую, что ты ему понравишься.

(2 выступление)

П.м.1: - Хозяин, танцуйте, мы привели вам человека, который понимает в отвлекающих маневрах. Вот он.

П.м.2: - Не надо благодарности, мы всегда рады служить вам.

М.м.: - Вы что? Это же и есть маска. Маска, которая ставит под угрозу наши жизни.

Маска: - Я тебя предупреждал, чтобы ты не мешал мне. Теперь твоя жизнь в моих руках.

М.м.: - Мы все равно тебя уничтожим.

ГОУ ДПО ЧИППКРО

Активные формы воспитательной деятельности                          Кафедра воспитания и дополнительного образования


Маска: - Порождение зла нельзя уничтожить.

П.м.1: - Начало уже положено.

( уходят П.м. 1 и 2)

Маска: - Ну и как ты собираешься это сделать?

М.м.: Я не настолько глуп, чтобы раскрыть все свои карты.

Маска: - Посмотрим, как ты заговоришь, когда весь город погрузится в царство тьмы.

М.м.: - Ты меня ни чем не запугаешь. У меня есть хорошие помощники.

Маска: - Ты говоришь о своих недалеких подмастерьях?

М.м.: - Я говорю не только о них. Ты посмотри туда, сколько очей зрит на тебя из темноты.

Маска: - Где!? (пугается)

М.м.: - Ну вот, пол дела сделано.

(3 выступление)

П.м.1: - Господи, почему нам досталась эта тяжелая работа.

П.п.2: - Вот другие подмастерья протирают пыль, считают сколько кукушка прокуковала.

П.м.1: - А мы всеми заброшены, с этими весами возимся.

П.п.2: - Вот это надо куда-то положить.

П.м.1: - Я бы положила вот сюда.

П.п.2: - А я бы вот сюда.

П.м.1: - Нет, я бы положила вот сюда.

П.п.2: - Подожди, хватит ругаться. Все надо делать по справедливости. Сейчас кинем монетку.

П.м.1: - Орел! Значит нужно положить на чашу добра.

П.п.2: - И правда. Так хоть Масочник разрешит нам номера с лягушками показывать.

П.м.1: - А от маски всего можно ожидать. Вдруг нас в лягушку превратит и будет с нами фокусы делать всякие.

П.п.2: - Значит решено, кладем на чашу добра.

(4 выступление)

Маска: - Ну что, теперь ты видишь, что наши силы сравнялись. Только сей час тебе никто не сможет помочь.

М.м.: - Что же делать? А вспомнил, что оракул говорил. Он говорил: «Если совершишь какой-либо поступок, то чаша весов перевесит в ту или иную сторону».

Маска: - Ну, и какой же ты поступок совершишь? Ведь все твои поступки направлены на получение выгоды. И я, в любом случае, окажусь в выигрыше. И весь мир будет у моих ног.

М.м.: - Да ты меня не знаешь, вы никто меня не знаете. Это я потому раньше злой был, потому что у меня друзей не было. А теперь у меня много друзей среди актеров, и ради нашей дружбы я всегда буду совершать добрые дела.

(маска погибает).

М.м.: - что и требовалось доказать.


Заключительное слово

Судья: Дело «Человек против Общества» считаю закрытым. И бессмысленно искать здесь правых и виноватых. Здесь все зависит от вас, если вы задумаетесь о своем отношении к своему здоровью, жизни то можно будет еще спасти Человечество, а иначе.… Но браться за это дело нужно не по одному человеку, а всем вместе. И помните все в ваших руках и у вас есть выбор.


ГОУ ДПО ЧИППКРО

Активные формы воспитательной деятельности                          Кафедра воспитания и дополнительного образования

Вопросы для «Огонька знакомств»

 

C каким животным вы себя ассоциируете?

Если бы вы были солнцем, которое закрыли тучи, то что бы вы им сказали?

Представьте себя старым зонтиком. Что бы вы сказали молодому зонтику, который висит рядом с вами?

У вас есть возможность и необходимые материалы. Какой дом вы бы себе построили?

Каким сказочным героем вы хотели бы стать?

Какое время года вы бы хотели продлить на 1 месяц?

Какие три желания вы бы загадали золотой рыбке?

Какой самый ваш любимый аттракцион?

Какой частью компьютера вы хотели бы оказаться на 1 минуту?

С кем из известных актеров вы бы хотели сыграть в дуэте?

Какой расцветки галстук вы бы купили, не зависимо от моды?

Какой мягкой игрушкой вы хотели бы стать?

Какой замок вы бы выбрали для своего дома?

Что бы вы транслировали на личном TV канале?

Если бы ты стал ангелом хранителем кого-либо, то от чего и от кого ты бы оберегал этого человека?

На каком транспорте ты бы хотел объехать весь мир?

Кого бы ты взял с собой на необитаемый остров?

Куда бы ты отвез своих друзей, если бы стал волшебным автобусом?

Если бы ты был художником, то какими цветами располагала бы твоя палитра?

В какой театр, и на какой спектакль ты бы хотел сходить?

Какое дерево ты бы посадил в своем саду?

В каком виде спорта ты бы хотел стать чемпионом?

Какие первые слова ты бы сказал в момент своего рождения, если б мог говорить?

 


ГОУ ДПО ЧИППКРО

Активные формы воспитательной деятельности                          Кафедра воспитания и дополнительного образования

Легенды для «Огонька знакомств»

*  *  *

Было время, когда каждый человек считал себя героем. Каждый хотел показать, на что он способен, что наделен большой силой и умом. Однажды в один ясный, солнечный день юный паренёк нашел бутылочку, в которой была записка: "Мил человек, помоги мне.

Злой колдун заковал меня в цепи, скоро совсем зачахну без белого света. Выйди к чистому прозрачному морю. И плыви пока, не увидишь черный остров, Там и ищи меня".

Но так как у паренька было мало силы, ведь он ещё был юнец, он пошел созывать людей за помощь. Но, увы, никто не хотел прийти на помощь.

Тогда он построил маленький кораблик, вышел к чистому, прозрачному морю и отправился в путь. Плыл он очень долго и вот наконец-то он увидел чёрный остров. И вот он почти доплыл до острова, и видит, что он совсем не чёрный, а очень даже красивый. Паренёк был поражен такой красотой, но это чувство быстро сменилось грустью, ведь он не нашел чёрного острова. Как вдруг из-за кустов вышел старец и говорит: "Ты единственный кто откликнулся на мой призыв. Ты доказал, что в этом мире существует ещё герои. За это я тебя награжу, наделю тебя такой силой, какой никто ещё не обладает". Паренёк доказал всем, что независимо от возраста и силы, можно сделать невозможные вещи.

*    *    *

Дружба - это самое ценное, что может быть у человека. В глубокой древности, когда люди не знали, что такое дружба, они жили поодиночке и воевали друг с другом. Но каждый из них не мог справиться один со всеми делами. Первый хорошо строил дома, но не умел охотиться. Второй, наоборот, умел охотиться, но не умел ни строить, ни готовить еду. А третий умел вкусно готовить.

И вот как-то они встретились на поляне и хотели схватиться в смертной схватке, но каждый из них подумал: "А что он мне такого сделал?" И решили они жить вместе, и всё у них стало получаться. Их скрепила очень крепкая дружба. Вот так и появилась новая дружба.

*    *    *

В одной маленькой горной деревушке жил человек. Он умел делать луки и стрелы. Стрелы были изящные, с разными оперениями, луки были разных размеров из разного дерева, но все это его не радовало. Он хотел сделать то, что могло развеселить людей, принести им счастья, доброту и тепло. Он пробовал танцевать, петь, делал игрушки, но ничего у него не получалось.

И вот однажды в один прекрасный день, когда он делал очередной лук, натянул тетиву и отпустил её. Она нежно и тонко запела. И ему пришла в голову идея, сделать музыкальный инструмент, сочинить музыку и дарить её людям. С этой мелодией стал ходить по городам и селам. Музыка согревала души и сердца людей. Так появился на свет первый музыкальный инструмент.


ГОУ ДПО ЧИППКРО

Активные формы воспитательной деятельности                          Кафедра воспитания и дополнительного образования

Саморазвивающийся спектакль




Структура проведения игры

номер этапа название этапа содержание этапа форма проведения раздаточная продукция время проведения
1. знакомство представление ведущего, экспертов, опрос ожиданий от игры, общего настроя, обозначение целей и характера работы, правил Беседа, диалог - 5 мин
2. разбивка разделение общей группы на пять микрогрупп, знакомство разбивка на основе афоризмов, подписание бейджей пять листов с афоризмами, заготовки бейджей 3 мин
3. презентация групп "Наш дом" разработка названия, эмблемы, девиза и трех принципов работы детского дома работа внутри групп, общегрупповая презентация маркеры и бумага на группу ПГТ – 7 мин Презент – 1,5 мин на группу итого: 15 мин
4. первая экспертная оценка одна из микрогрупп и совет экспертов по выданным критериям определяют наиболее удачные проекты высказывание мнения группы отличительные знаки 5 мин
5. моделир. факторов "Что? Где? Когда? Зачем?" определение количественного состава группы, половозрастного состава, времени и места проведения дела, настроя, потребностей и мотивов детей. По окончанию заполнения передача экспертам заполнение протоколов в двух экземплярах (один – экспертам, второй - себе) бланки протоколов для микрогрупп 5 мин
6. презентация структуры дела "" разработка структуры воспитательного дела по трем аспектам: форма, содержание, средства внутригрупповая работа, три человека от группы презентуют соответственно три аспекта бланки, на которых расшифровывается что такое форма, содержание, средства, приведены примеры ПГТ – 15 мин Презент – 3 мин на группу итого: 30 мин
7. вторая экспертная оценка две микрогруппы и совет экспертов по выданным критериям определяют наиболее удачные проекты высказывание мнения группы отличительные знаки 7 мин
8. планирование подготовки "Мы сделаем это вместе" группа разрабатывает план подготовки детей и организаторов и рассчитывает их уровень активности Групповая работа + математический расчет активности участников бланки для заполнения с предложенной формулой расчета ПГТ – 10 мин Презент – 1,5 мин на группу итого: 17 мин
9. третья экспертная оценка две микрогруппы и совет экспертов по выданным критериям определяют наиболее удачные проекты высказывание мнения группы отличительные знаки 7 мин
10. индивид. оценка дела "Мы хотим изменяться" каждый участник группы отвечает на вопросы: каково возможное развитие организатора и детей в результате дела? индивидуальная работа, высказывание каждого от группы схематическое фиксирование результатов анализа на доске 30 мин
11. анализ подведение итогов, мнение экспертов, мнение участников, планирование перспектив индивидуальные высказывания фиксирование результатов 15 мин

 


ГОУ ДПО ЧИППКРО

Активные формы воспитательной деятельности                          Кафедра воспитания и дополнительного образования

 

Разбивка

Комментарий: участники игры в свободном порядке выбирают наиболее понравившееся для себя высказывание, связанное с характеристикой процесса воспитания. Таким образом, образуются пять групп.

Высказывания:

1) Лишь только тот, кто сам душой богат подарит миру не жильца, а человека.

Народная мудрость

2) Учитель – это стекло, через которое ребенок смотрит на мир.

Ш.А. Амонашвили

3) Кто не может взять лаской, не возьмет и строгостью.

А.П. Чехов

4) Хочешь быть счастливым – будь им. Но не забывай, что настоящее счастье – это когда дети рядом улыбаются…

Автор не известен

5) Витамины А,В,С и другие – это витамины здоровья, а витамин счастья – это детская улыбка.

Автор не известен

В конце разбивки образовавшимся группам предлагается познакомиться и оформить групповые бейджи.

 

 

 


Презентация групп «Мы - команда»

Комментарий: общий организационный момент, связанный с обозначением названия групп, их участников и основных педагогических принципов работы. Организуется с помощью группового заполнения бланков:

 

Этап презентации групп «Мы команда»                                      «Один час увлекательной жизни»



Бланк ответа

Наша команда (название)____________________________________________________

Состав группы:

Эскиз герба:

Девиз команды:

1.
2.
3.
4.
5.
6.

Три правила команды:

7.

I.

II.

III.

…Играй Твори…

ГОУ ДПО ЧИППКРО

Активные формы воспитательной деятельности                          Кафедра воспитания и дополнительного образования

Экспертные оценки

Комментарий: перед началом проведения ключевых этапов игры одной из работающих групп, а также экспертам, на основании задания предлагается разработать критерии оценки работы групп. В соответствии с этими критериями эксперты и группа высказывают свое мнение по проведенному этапу и выдают заранее подготовленный знак отличия группе, представившей наиболее удачные результаты.

 

Моделирование факторов «Что? Где? Когда? Зачем?»

Комментарий: группам предлагается выполнить первое задание: смоделировать те условия и ту группу детей, совместно с которыми будет проводиться воспитательное дело. Для этого каждой группе выдаются специально заготовленные бланки. Результатом работы группы будет сформулированная цель предполагаемого воспитательного дела.

 

Моделирование факторов «Что? Где? Когда? Зачем?»                                   «Один час увлекательной жизни»

Бланк ответа

Наша команда (название)____________________________________________________

Возрастной состав группы

(нужное подчеркнуть)

Время и место проведения:
1 человек 25-30 человек дошкольный возраст (до 7 лет) ст. шк. возраст (15-17 лет) Время года:…………… ………………………….
5-7 человек 100-200 человек мл. шк. возраст (7-10 лет) разновозрастной коллектив Место проведения:…… ………………………….
10-15 человек ……………… ср. шк. возраст (11-14 лет)   ………………………. Время проведения:…… …………………………..

Бланк ответа

Наша команда (название)____________________________________________________

Наше воспитательное дело (название)____________________________________

Содержание Форма Средства
     

 


ГОУ ДПО ЧИППКРО

Активные формы воспитательной деятельности                          Кафедра воспитания и дополнительного образования

Презентация структуры дела

Комментарий: На этом этапе группа разрабатывает содержание дела, определяет форму и необходимые средства. При этом основной акцент делается на результаты предыдущего этапа. Для участников предлагаются разработанные пояснения на понимание содержания, формы и средств.

 


Содержание

Система знаний, убеждений, навыков, качеств личности, ценностных ориентиров, которые становятся производными от смыслов и целей жизнедеятельности конкретных участников педагогического процесса.

В воспитательной деятельности Ю.К. Бабанским было выделено следующее содержание: нравственное, эстетическое, трудовое, правовое, половое и т.д. Однако эти направления воспитательной работы могут еще более конкретизироваться. Например, содержанием трудового воспитания может являться изготовление скворечника или любая другая трудовая деятельность.

Так, например, содержанием нашего семинара является проектирование воспитательной деятельности, что более конкретизирует содержание всего занятия: «Современные воспитательные технологии». На данном этапе содержание вашей деятельности сводится к разработке формы, содержания и средств вашего воспитательного дела. Предельное содержание вашей деятельности в данную минуту определяется чтением этого приложения.

Чем более конкретизировано содержание деятельности на этапе планирования, тем более конкретного результата можно ожидать. Абстрактное содержание делает деятельность беспредметной, ненужной.

Форма

Обозначает внешнее выражение предмета. Применительно к воспитательной работе – это способ организации деятельности, который позволяет ее содержание делать интересной, приближенной к ребенку.

Наиболее распространенной формой воспитательной работы является беседа. Однако существуют и более сложные формы: конкурсы, игры, театрализованные представления. Форма нашего семинара определяется как деловая игра.

У каждой формы есть свои отличительные признаки (они определяют подготовку к делу и собственно его организацию). У опытного классного руководителя в арсенале обычно большое количество форм, позволяющих достигать схожего результата разными способами и более качественно усваивать содержание.

На выбор формы и содержания влияет множество факторов: начиная от социального заказа и заканчивая психофизиологическими особенностями детей.

Средство

Это предмет материального или духовного мира, который позволяет нам достичь поставленной цели. В воспитании выбор средств очень многообразен и с развитием науки и техники он все больше расширяется.

Наиболее древним и действенным средством остается "слово". Не стоит забывать, что к средству воспитания можно отнести и общение и любую другую деятельность детей, если она помогает достичь поставленной цели.

Из материальных средств в ходе игры можно отметить маркеры и бумагу, а из нематериальных групповую деятельность, которая помогает в проектировании воспитательного дела.


ГОУ ДПО ЧИППКРО

Активные формы воспитательной деятельности                          Кафедра воспитания и дополнительного образования

Планирование подготовки «Мы сделаем это вместе»

Комментарий: спроектировав структуру воспитательного дела, организаторы переходят к моделированию его подготовки. Оно заключается в пошаговом определении действий организаторов и участников на различных этапах подготовки дела. Для структурного выполнения работы участникам предлагается заполнить необходимые бланки.

 

Подготовка организаторов Подготовка участников
Общее время на подготовку дела:   Степень участия детей в подготовке дела (процент от общего количества):
Наличие координационного совета, его состав и цель:   Уровень индивидуальной, микрогрупповой и коллективной работы:  
Виды деятельности организатора в период подготовки:     Виды деятельности участников в период подготовки:
Конкретные результаты подготовительного периода организатора:   Конкретные результаты подготовительного периода участников:

 

Далее группам предлагается самостоятельно оценить эффективность разработанной подготовки воспитательного дела по следующей схеме.

 

Расчет эффективности подготовки воспитательного дела:

· Сама подготовка не может по времени быть меньше чем само воспитательное дело. Именно в подготовке формируются необходимые связи, отношения и само ожидание дела. Традиционно, для подготовки дела времени тратится в 4-5 раз больше, чем на его проведение. Если времени затрачено значительно больше, например мероприятие на 1 час, а готовились 10-20 часов, то ожидания могут не совпасть с происходящим. С возрастом время на подготовку увеличивается. Расчет: 3 балла - за оптимальное планирование подготовки; 2 балла - за серьезные отклонения во времени; 1 балл – за несоответствие возрастным нормам; 0 баллов – за полное отсутствие подготовки организаторов.

· Координационный совет берет на себя часть функций организатора, при этом он работает под руководством либо педагога, либо координатора из детей. Необходим для формирования ценностного отношения детей к делу и их личную заинтересованность в происходящем. Несколько причин его отсутствия: слишком маленький возраст детей (дошкольный или младший школьный); только что сформированный коллектив; специфические цели дела, отрицающие совет. Расчет: 2 балла – наличие совета и его оптимальная работа; 1 балл – наличие совета, но его формальная работа; 0 баллов – необоснованное отсутствие совета.

 

ГОУ ДПО ЧИППКРО

Активные формы воспитательной деятельности                   Кафедра воспитания и дополнительного образования

 

· Деятельность организатора-педагога в период подготовки при наличии совета носит корректирующую и стимулирующую функцию. Выполнение технической работы можно поручить участникам. Более десяти видов деятельности рассредоточивает внимание от главного: работа над групповой динамикой. Расчет: 2 балла – деятельность адекватна роли организатора; 1 балл – деятельность во многом неадекватна роли организатора; 0 баллов – организатор не занимается подготовкой дела или неоправданно все взял на себя.

· Степень участия детей в подготовке дела. Чем большее количество детей задействовано, тем эффективность его выше. Расчет: более 50% - 2 балла, 20%-50% - 1 балл, менее 20% - 0 баллов.

· Для подготовки очень важен опыт общения и деятельности, которые получают дети. Соответственно, они его могут в формах индивидуальной работы, микрогрупповой и коллективной. Расчет: 2 балла – все три формы присутствуют, 1 балл – две из трех присутствуют, 0 баллов – присутствует только одна форма работы.

· Чем большее количество деятельности для детей заявляется, тем больше это стимулирует получение ими опыта и личностное развитие. Однако, каждый вид деятельности должен заканчиваться конкретным результатов. Расчет: более 10 видов деятельности – 2 балла, 5-10 видов деятельности – 1 балл, 2 и менее – 0 баллов. За каждое соответствие деятельности и результата – 1 балл.

 

 

Итог: 13-9 баллов – вы запланировали эффективную подготовку воспитательного дела, которая поможет раскрыться большинству детей вашего коллектива и провести дело успешно.

9-5 баллов – простроенная вами подготовка решает большинство задач воспитательного дела, однако, вам есть над чем работать, следует обратить внимание на конкретные направления и проанализировать причины низкого балла.

0-5 баллов – ваша подготовка носит формальный характер, скорее всего она не принесет удовлетворения ни вам, ни детям. Пересмотрите свои взгляды на организацию данного процесса.

 

Подведение итогов деловой игры «Один час увлекательной жизни»

При подведении итогов игры необходимо обратить внимание участников на следующие моменты:

1) этапы и структура разработки воспитательного дела;

2) ориентация при разработке воспитательного дела на особенности детей, их потребности и групповую динамику коллектива;

3) активность всех участников и организаторов при разработке дела, командная работа;

4) изменение отношения участников к данному виду деятельности;

5) выделение воспитательного дела, разработка которого больше всего понравилась участникам.

 

 


Как разработать творческое дело?

Дело может быть разработано двумя способами: при работе в творческой группе с детьми и педагогическим составом. В младшем школьном возрасте методика творческих групп не применяется. Чем старше дети, тем больше самостоятельности на каждом этапе разработке и проведения творческого дела.

Алгоритм разработки:

1) Разработка цели дела – то, ради чего дело создают и проводят. Определяется педагогом, в некоторых случаях также участвуют дети.

2) Определение возрастной группы, для которой организуется дело и количество участников.

3) Разработка общей идеи дела (игрового сюжета).

4) Отбор содержания.

5) Подготовка организаторов и участников: разработка общего хода дела, оформление, костюмы, смысловой итог, награждение.

6) Описание общего хода дела: вступительное слово, задания, творческие представления.

7) Организация репетиций на сцене.

8) Организация работы с залом.

9) Проведение анализа творческого дела.

 

 


                                                                                                                                                                                                         ГОУ ДПО ЧИППКРО

Активные формы воспитательной деятельности                                                                                                                                                                                                                                                 Кафедра воспитания и дополнительного образования

Какие формы бывают?

№ п/п Форма Воспитательные задачи Принципы и границы применения Структура и логика построения Оптимальные условия проведения Возможные риски Требования и ограничения по отношению к различным группам
1. Экспромты Эмоционально-творческий разогрев коллектива; знакомство внутри группы; выявление творческих способностей детей; выявление лидеров.   Проводится в начале или середине творческих сборов; как промежуточное дело на школьных вечерах и т.д. Время на подготовку не более 20 мин. Задание должно быть одинаковым по форме выполнения, но разным по содержанию. 1. Игровая заставка. 2. Выдача заданий (заранее написанных на карточках). 3. Подготовка групп. 4. Сбор групп (перекличка). 5. Выступление групп (между ними - игровые связки ведущих). 6. Смысловой итог (переход к следующему творческому делу). 7. Награждение (по номинациям). Время на подготовку ограничено (15-20 минут), использование подручного реквизита. Музыкальное сопровождение. На ранних этапах развития коллектива помощь старшего.   Слишком сложное задание. Задание не понятно, нет четкости. Продолжительная подготовка. Слишком короткие выступления. Задания могут быть трех уровней: 1) изображение предметов (колодец счастья и др.); 2) изображение процессов (варка пельменей и др.); 3) сюжетные задания с продолжением (сказка на новый лад)
2. Огоньки знакомств Виды: «Расскажи мне о себе»; Огонек знакомств по гороскопу, по камням, по цветам, по именам; Моя любимая игрушка (вещь, место, сказочный герой); Мой герб (рисуночный); «Расскажи мне обо мне». Создание благоприятной атмосферы в группе детей; Познакомиться с каждым ребенком, его интересами, способностями; Познакомить с ценностями, традициями класса; Заложить основы самоуправления в классе; Создать три "как хорошо": - что я в этой школе, - что я в этом классе, - что у меня такие старшие. Форма создания доверительных отношений в группе. Проводится на встрече в первый день, для снятия конфликтов в последующие. Предполагает рассказ детей и старшего о себе, своих переживаниях. Проводится не более 1-1,5 часов. В паузах поются песни, рассказываются легенды, читаются стихи. Паузы лучше всего делать через каждые 5-6 человек. Заканчивают старшие, дарят всем небольшие талисманы на счастье   1. Настрой детей, поются 2-3 знакомые песни, рассказываются правила огонька. 2. Первыми говорят всегда старшие, чтобы раскрепостить остальных, дать краткую модель рассказа. В ходе огонька дети рассказывают о себе и отвечают на вопросы (пакет откровений передается по кругу из рук в руки вместе с талисманом), которые помогают ребенку раскрыться. 3. Подведение итогов. Обычно общая песня и планы группы детей на будущее. Введение общих традиций. Выбор места (замкнутое, комфортное пространство; круг – лучше всего располагает к откровенному разговору); Время суток (вечер, сумерки); Пакет откровений – красочный конверт с вопросами (помогают раскрыть внутренний мир ребенка). Талисман - это маленькая игрушка, которая будет передаваться из рук в руки. И только тот человек, у которого она в руках рассказывает о себе. Свеча или костер, если огонек проводится на природе. Легенды - эффективная форма неформального предъявления ценностей, законов класса, школы, лагеря. Атмосфера, огонька является эталоном общения в классе. Деятельность, предшествующая огоньку, должна быть спокойной (разучивание песен, оформительское дело и т.д.).   Выбор формы огонька соответствует возрасту. Для старших – проективные огоньки, для младших – с пакетом откровений. Вопросы также подбираются под возраст. Маленьким - на их интересы и увлечения, для старших – более смысловые. Продолжительность у младших 30-40 мин., у старших – 1,30 – 2 часа.
№ п/п Форма Воспитательные задачи Принципы и границы применения Структура и логика построения Оптимальные условия проведения Возможные риски Требования и ограничения по отношению к различным группам
3. Театрализованные представления   Вечер легенд. Сказки на новый лад. Конкурс видео клипов. Представление цирков. Визитки Гала-концерты Театры мод Сплочение коллектива. Развитие индивидуальных творческих способностей. Развитие организаторских способностей. Развитие эстетического, художественного вкуса. Создание ситуаций успеха для каждого ребёнка. Являются яркими делами, где дети могут принять участие в любых видах деятельности. Показать свои творческие способности (танцевальные, песенные, актёрского мастерства, разговорного жанра). Данная форма является зрелищной, запоминающейся, долговременной. 1. Выдача заданий (заблаговременно). 2. Время на ПГТ выступлений (работа творческой группы). 3. Прогон на сцене. 4. Начало творческого дела - игровая заставка. 5. Выступление групп. 6. Смысловой итог. 7. Награждение групп (также - творческой группы).   Время одного выступления 5-6 минут. На подготовку от нескольких часов до нескольких недель. Планируются «прогоны» каждого выступления на сцене. Оформление на трех уровнях восприятия: музыкальное, визуальное (декорации), световое. Со всеми выступающими прорабатываются костюмы, режиссерская помощь в постановке. Уровень культуры ведущих и выступающих. Организация работы в зале и за сценой предполагает ведущих, работу с микрофонами, вывод участников из зала, работу в кармане, звук, свет и т.д.   Выступления детей обычно носит разновозрастной характер. Вначале и в конце представления ставятся наиболее яркие, эмоциональные выступления. Продолжительность праздника не должна превышать 1,30 – 2 часов. Постоянный контроль за порядком и эмоциональным состоянием зала.
4. Конкурсные и шоу-программы   Стартинейджер                                                              - Шоу - пар Конкурс пар Конкурс актёрского мастерства КВН Дог – шоу Гиннесс - шоу Мисс, мистер Рыцарский турнир Театр мод Шоу - пар   Развитие индивидуальных творческих способностей. Наличие соревновательного и развлекательного моментов. Возможность индивидуальной реализации. Наличие жюри, система оценки (баллы, критерии, рейтинг) – это в конкурсной программе. В шоу необходимую оценку проводят болельщики. Ведущий принцип – максимальное количество участников, их поддержка болельщиками, разнообразные творческие конкурсы, направленные на разные умения. Возможна совмещённая форма конкурса и шоу, в которой идут основные конкурсы на сцене и в промежутках - конкурсы с болельщиками.   1. Вступительное слово ведущих. 2. Представление участников. 3. Проведение конкурсов. 4. Участие болельщиков. 5. Подведение итогов. 6. Награждение. Конкурсная программа состоит из набора конкурсов (5-6), причём идёт чередование танцевальных, песенных, оформительских конкурсов. Конкурсы с болельщиками проводятся во время подготовки основных участников, болельщики приносят баллы участникам или просто участвуют для личных достижений. Если конкурсные программы подразумевают подготовку, то перед началом дела, проводится «прогон» выступления на сцене. После каждого конкурса слово предоставляется жюри для подведения промежуточных итогов. Самые массовые и яркие конкурсы ставятся на последок. Готовность участников к экспромтной деятельности на сцене. Уровень культуры ведущих и выступающих. Организация работы в зале и за сценой. Техническое сопровождение.   Конкурсы делятся по числу участников: индивидуальные, парные, групповые. Обычно эта форма используется для работы со старшими школьниками
№ п/п Форма Воспитательные задачи Принципы и границы применения Структура и логика построения Оптимальные условия проведения Возможные риски Требования и ограничения по отношению к различным группам
5. Социальные проекты   Тематический альбом Проект будущего города, школы и т.д. Добро и Зло XXI века Ярмарка идей Транспорт будущего Предложить детям поучаствовать в разработке социально значимых тем, проявить социальную активность, заботу о будущем человека, города, мира и т.д. Развить умение моделировать, конструировать, работать в команде, отстаивать позицию, убеждать, спорить.   Ведущий принцип: тема, близкая детям, имеющая реальное социальное значение. Разработанный проект должен иметь возможность воплощения в жизни. Привлечение для проведения формы общественности, значимых личностей. Реализация ребенка в какой-либо социальной роли, выявление позиции, взглядов, убеждений. 1. Выбор общей темы. 2. Формирование проектных групп. 3. Выбор тем проектов и формирование и их разработка по группам. 4. Подготовка к защите. 5. Защита проектов. 6. Оценка проектов, подведение итогов. Каждая группа оформляет свой проект в общей для всех форме или совокупности форм. Все проекты должны быть на общем обозрении для свободного ознакомления всех желающих. Оценка экспертов целесообразности и реальности проектов. Проект защищает весь авторский коллектив. Отметить достоинства каждого проекта. Введение элементов ролевой игры. Оценку лучше производить по номинациям. Предварительная работа творческой группы с литературой, Интернетом и др. Участвуют дети готовые к проектной деятельности. Необходима дополнительная мотивация детей и пропаганда формы, большой акцент ставится на предварительную работу участников. Часть проектов обязательно должны быть реализованы – это и будет финальная точка дела.
6. Интеллектуальные игры   Взломщик Крестики-нолики Интел. хоккей Интел. казино Аукцион знаний, мудростей Викторины Умники и умницы Показать значимость и интерес познавательной деятельности, ценность знаний и возможность их использования. Создать условия для реализации интеллектуально развитых детей. Способствовать развитию интеллектуального потенциала; развить ассоциативно логическое мышление, память, воображение; развить творческие способности.   Основной принцип игры – интересные вопросы как для участников, так и для болельщиков. Выбирается жюри из детей и взрослых. Следует чётко разработать критерии оценки и структуру игры – правила, баллы, подведение итогов, работа с болельщиками. Правильность ответа контролируется жюри. Команды для участия в интеллектуальных играх могут быть составлены из детей одного класса, а могут быть смешанными. Команда должна иметь свою атрибутику. 1) Расположение команд, болельщиков, жюри. Все располагаются в зоне видимости и слышимости. Если команд, участвующих в игре, больше двух, то они группами располагаются полукругом вокруг игрового поля, тогда рядом с каждой стоит их помощник, секундант. 2) Объяснение правил и представление жюри. 3) Проведение игры. Работа игрового поля, болельщиков, жюри. 4) Награждение должно быть объективным, прозрачным. С подарками должны уйти все участники игры.   Кроме ведущих должны быть секунданты, которые работают в зале и следят за порядком. Должен быть ответственный за игровое поле. Обязательно должны быть реквизиторы, которые при выполнении творческих заданий могут дать командам нужный реквизит. Наличие строгой игровой идеи необязательно, но должен присутствовать дух команды, азарт, динамика и значимость интеллекта. Нужно чётко продумать ход игры, чувствовать темп и время проведения, а также, подбирая вопросы, нужно чтобы они не были двусмысленны, а имели один правильный ответ. В ходе игры должен быть продуман момент активизации болельщиков (дополнительные очки командам, выполнение творческого задания).   Задания и вопросы подбираются с учетом возраста детей, их способностей и кругозора. Для активизации участников вопросы должны иметь различный характер: с вариантами ответов, видео и звуковые, черный ящик и т.д.  
№ п/п Форма Воспитательные задачи Принципы и границы применения Структура и логика построения Оптимальные условия проведения Возможные риски Требования и ограничения по отношению к различным группам
7. Трудовые дела Трудовой десант Работа на пришкольном участке Благоустройство и озеленение территории школы Мелкий ремонт мебели Бюро добрых услуг Привитие трудолюбия, трудовых умений и навыков. Сформировать экологическо-нравственное отношение к окружающему миру; формирование ответственности.   Основной принцип – труд может приносить удовольствие и удовлетворение. Распределение трудовых заданий должно быть равносильным и адекватным возможностям детей. Дети видят значимость работы. Труд должен быть отмечен. Носит систематический, а не спонтанный характер. В результате дела оказывается помощь службам школы, города, приводится в порядок территория. Мероприятия могут проводиться в виде игры, где присутствует соревновательный момент или какой-нибудь стимул. 1) Настрой и мотивация. Проводится заранее, чтобы было время подготовиться. 2) Обозначение механизма игры и правил, фронта работы. 3) Собственно трудовая деятельность. 4) Подведение итогов и презентация результатов дела. Взрослые участвуют наравне с детьми. Возможен вариант отдельной команды. При проведении необходимо заинтересовать детей (игровой сюжет, соревнование)   Необходимо учесть возможность участия ребенка в той или иной деятельности, противопоказания по здоровью. Заранее необходимо продумать инвентарь и другие подручные средства. Родители должны дать согласие на участие детей. Работа, возлагаемая на участников не должна быть чрезмерно тяжёлой и обременительной. Следует учитывать возрастные характеристики ребенка.
8. Экскурсии знакомство с определённой территорией, расширение кругозора, развитие познавательного интереса Экскурсия проводится экскурсоводом или группой экскурсоводов, меняющих друг друга по ходу экскурсии. Информация должна отбираться тщательно, быть основной, но в тоже время не статической и научной, а живой и интересной.   Экскурсовод может рассказывать о тех объектах, которые видит, но и использовать дополнительный материал. В экскурсии должно быть интересное начало, красочный конец. Экскурсовод должен идти немножко впереди группы или быть в её окружении, постоянно говорить лицом к группе и обращать внимание на те или иные объекты. При проведении экскурсии экскурсовод должен делать логические переходы от одного объекта к другому. Число людей в группе не должно превышать 15-20 человек, если участников больше, то следует их разбить на несколько групп. Умело вести экскурсию - это значит постоянно вызывать интерес и желание слушать, не утомлять и не перегружать информацией. Если экскурсия проводится на природе, то можно использовать краеведческий материал, а также интересные легенды и сказания об этой местности. Экскурсоводы должны обладать громким голосом, хорошей дикцией, иметь какой-либо отличительный знак, на который участники могли бы ориентироваться (кепка, галстук, флажок и т.д.), а также вначале экскурсии он должен представиться, а при себе иметь визитку с Ф.И.О.   Следует отбирать информацию, принимая во внимание социальный статус и возраст участников экскурсии.  
№ п/п Форма Воспитательные задачи Принципы и границы применения Структура и логика построения Оптимальные условия проведения Возможные риски Требования и ограничения по отношению к различным группам
9. Весёлые старты Сплочение команды. Развитие двигательной активности. Снятие физического напряжения. Команда может состоять из одного класса или из всей школы. Количество человек в командах должно быть одинаковым, желательно равное количество мальчиков и девочек. Итоги подводятся по каждой группе отдельно. Продумывается задание для болельщиков (конкурс на лучшие кричалки, рекламный плакат, форму болельщиков).   1. Расположение команд на площадке. 2. Расположение болельщиков. 3. Представление жюри, секундантов. 4. Проведение эстафеты. 5. Подведение итогов. 6. Награждение (медали, ленты, номинации). Задание для команды - название и девиз. Для проведения эстафет назначается группа секундантов, которые прикреплены к каждой команде для объяснения задания и учёта результатов. Также секунданты перед проведением каждого конкурса показывают его выполнение, а ведущий устно его объясняет, а затем в процессе комментирует его выполнение. Жюри имеет право конкурс остановить, в случае неправильности его выполнения. Перед началом осматривается обувь (она должна быть удобной, спортивной, нескользкой), и спортивная одежда, в жаркую погоду у всех должны быть головные уборы. Задания могут быть индивидуальными, парными и групповыми с использованием различного реквизита.   Проводится с детьми среднего и старшего школьного возраста. Проводится между детьми одной возрастной группы. Состязания должны учитывать возраст и физическую подготовку участников.  
10. Гостиные   Литературные Клуб интересных встреч Дискуссионный клуб Музыкальный салон   Создание культурно-эстетической обстановки, провозглашение нравственных ценностей и значимость внутреннего мира человека. Развитие творческих способностей, выявление собственных интересов, знакомство с интересными людьми.   Проводятся только со специально подготовленной аудиторией, где в свободной обстановке происходит общение группы детей. К этой форме относятся вечера поэзии, музыки, живописи, на которых обсуждается творчество какого-нибудь литератора, композитора, художника, или какое-нибудь определённое направление в искусстве, спорте, науки.   1. Вступительное слово ведущих. 2. Представление участников, гостей 3. Основной рассказ, действие. 4. Участие аудитории. 5. Подведение итогов. 6. Поощрение (подарки).   Обстановка может быть лирическая (спокойная музыка, свечи), а может содержать актуальную беседу по интересующему вопросу. Можно пригласить какого-нибудь интересного человека, или очевидца каких-нибудь событий, участники могут задавать вопросы и сами рассказать что-то интересное. Есть опасение пассивности аудитории, в этом случае ведущий заранее активно включает детей в ее проведение. Желательно наличие чайной зоны, дискуссионной зоны, выставочной и т.д. Следует отбирать информацию, принимая во внимание социальный статус и возраст участников гостиной.  
№ п/п Форма Воспитательные задачи Принципы и границы применения Структура и логика построения Оптимальные условия проведения Возможные риски Требования и ограничения по отношению к различным группам
11. Марш-старт Линейные Спонтанные Реализация двигательной активности детей, формирование командного настроения, выявление лидеров, знакомство с территорией Группа детей передвигается от станции к станции, выполняя общие задания. Характер заданий отличается: танцевальные, спортивные и т.д. Приемлемо для детей среднего школьного возраста. Оригинальные задания на станциях. Безоценочное выполнение заданий Вступительное слово, отправление отрядов по станциям, выполнение заданий, смысловой итог, награждение Станции располагаются достаточно компактно. Группа детей, передвигающихся по станциям, 20-25 человек. Наличие маршрутного листа с картой местности и станциями. У каждой группы свой маршрут. Время нахождения на одной станции 2-2,5 минуты. Сопровождение группы старшеклассником или вожатым Столпотворение многих групп детей на одной станции. Пассивное отношение к выполнению заданий. Большая усталость от передвижения по станциям Для младшего возраста небольшое количество станций, обязательно взрослое сопровождение, легкость заданий. Для старшего возраста нестандартное перемещение по станциям (например, по кубикам), самостоятельное перемещение
12. Игры на местности «Зарница», «Индейцы», «Разведчик», «Сладкое дерево», «Потеря вожатого», «Туристический слёт», «Эко-ралли» Реализация спортивных способностей детей, формирование взаимопощи, создание условий для командной работы детей Специально подготовленная территория, на которой группы детей соревнуются друг с другом в скорости, ловкости, смекалке, знаниях и др. Дифференцированная разработка заданий по возрасту и состоянию здоровья. Обязательное определение группы детей – победителя, по итогам всех соревнований. Разработка заданий и маршрутов для групп детей. Возможно создание двух кругов: спортивного и интеллектуального (для детей с ограничениями). Оценивается не только качество прохождения этапов, но и время на выполнение. Упрощенный вариант – поиск по запискам или специальным знакам («Казаки-разбойники») какой-либо ценности. Наиболее сложный вариант совмещен с сюжетно-ролевыми играми («Зарница»). В этом случае не просто выполнение заданий, а решение игровой задачи.   У игры должны быть разработаны, описаны и доведены до сведения правила игры и критерии оценки участия команд. Маршрут должен быть отрепетирован или представлен на карте с компасом. Паузы в игре должны быть заполнены возможностью зарабатывать дополнительные баллы. Задания должны быть посильны участникам игры.  Команда победительница должна получить спец-приз. Команда может сбиться с маршрута. Одежда детей должна быть соответствующая, соблюдение техники безопасности, т.к. травмоопасно. Подсчет баллов должен быть продуман с учетом штрафных и бонусных баллов. На каждом этапе должен стоять опытный человек. Для младшего возраста рекомендуются игры с поиском предметов или людей на определенной территории. Для среднего возраста удачен вариант с туристическими тропами и эко-ралли. Для старшего возраста подходит вариант совмещенный с сюжетно-ролевой игрой. Обязательна консультация с медиками и преподавателями ОбЖ и физкультуры по возможностям участников.
№ п/п Форма Воспитательные задачи Принципы и границы применения Структура и логика построения Оптимальные условия проведения Возможные риски Требования и ограничения по отношению к различным группам
13. Саморазвивающийся спектакль Создание условий для театрально-творческой реализации участников; способствовать развитию и формированию актерского мастерства, инициативности у детей; снятие эмоционального напряжения в коллективе, раскрепощение его участников, настрой на активную творческую деятельность. Хорошо подготовленная аудитория участников и зрителей (проводится разогрев серией игр, тренингов, импровизаций и т.д.); наличие квалифицированного ведущего, способного самому импровизировать на сцене и выходить из нестандартных ситуаций; разработка сценария, обычно на основе хорошо известных сказок и литературных произведений («Колобок», «Теремок», «Волк и семеро козлят» и др.), переработанных в соответствии с особенностями участников и наличием нестандартных сюжетных ходов.   Спектакли могут использоваться трех типов: 1 тип. Перед участниками ставится задача: сценически сопровождать текст ведущего либо только действиями и мимикой (например, встало солнышко и поднялось за самую высокую гору), либо еще словами по заранее заготовленным карточкам.  2 тип. Сценарием спектакля является также всем известная сказка. Отличие от первого типа заключается в том, что участники сами по ходу сказки придумывают себе текст, в рамках тех действий, которые обозначает ведущий (например, подозвал царь к себе младшего сына и сказал…).                 3 тип: Ведущий задает направление истории, а дальше любой участник может логично в нее включиться, и также логично из роли выйти. Все действия и текст являются импровизацией. Ведущий должен быть готов к любой корректировки происходящего.   в сценарий часто закладываются повторяющиеся моменты, позволяющие несколько раз по-разному проигрывать одну и ту же сцену (например, утром, днем и вечером); в зале и за кулисами работают помощники ведущего – «стрелки», которые выбирают участников на все роли, наряжают их, выдают карточки со словами (при необходимости); для каждого героя подбирается свой атрибут или костюм (король – корона, птица-лебедь – крылья и т.д.), который помогают участнику перевоплотиться в предложенную роль; не стоит забывать про наличие музыкального и визуального сопровождения.   Отсутствие реквизита, который участники могут использовать для своих ролей. Плохо подготовленная аудитория. Не слаженная работа «стрелок». Не опытный ведущий. Отсутствие эмоциональной точки в виде вызова всех участников спектакля на сцену для аплодисментов.   Все типы спектаклей проводятся со старшими школьниками или взрослой аудиторией. 1 тип спектаклей используется для участников с первичной сценической подготовкой или при условии низкого уровня развития детского коллектива. 2 тип спектакля используется в работе со старшими школьниками с уже хорошо сформированным детским коллективом. 3 тип используется в специализированном творческом коллективе (театральный кружок) или в среде сформировавшейся команды.

                                                                                                                                                                      ГОУ ДПО ЧИППКРО

Активные формы воспитательной деятельности                           Кафедра воспитания и дополнительного образования

Интеллектуальная игра

"Взломщик"

Цель игры: Отгадать закодированное историческое событие, обозначенное временем и местом его прохождения. При этом необходимо сделать и выбрать наиболее удачную тактику, что бы используя подсказки набрать как можно больше очков.

Участники: две или более команды по 5-7 человек.

Ведущие: "Барабашка" - некое мистическое существо, домовой, веселый, добрый, отзывчивый, с удовольствием подсказывающий командам. "Живет" в сейфе, на двери которого и обозначен отгадываемый шифр. В сейфе лежит приз - "сокровище".

Ход игры:  На сейфе появляется шифр-закодированное событие (например: число, месяц, век, год, страна, место). Позиции отгадываются в том порядке, в котором, они были перечислены. Команды путем жребия выбирают того, кто будет вести игру (отгадывать первую позицию, в данном примере - число). После чего "Барабашка" поочередно предлагает командам подсказки по отгадываемой позиции. Так продолжается до тех пор, пока какая-нибудь команда не даст правильный ответ, в этом случае она получает столько очков, сколько стоила последняя подсказка. Соотношение подсказок и очков: до 1 подсказки - 200 очков; 1 подсказка - 150 очков; 2 подсказка - 100 очков; 3 - 80; 4 - 60; 5 - 40; 6 - 20; 7 - 10.

Если команда отвечает неправильно, то из нее уходит отвечающий игрок, ход переходит к противнику. Если команда не знает ответа - ход переходит к противнику. Противник может отвечать по уже прозвучавшей подсказке или попросить следующую. Если в игре исчерпаны все подсказки, то команда, попросившая 7 подсказку в (в том случае, если и противник не знает) обязана дать ответ. Следующую позицию должна отгадать та команда, которая в этот раз была второй.

Побеждает та команда, которая после отгадывания событий набрала большее количество очков, ей достается приз из сейфа. Во втором варианте игры команда имеет право выбирать подсказку. После отгадывания очередной позиции, ведущий может торговаться с командами, предлагая вместо очков призы.

                                               «Интеллектуальный хоккей»

Организация игрового пространства: расстановка стульев для команд в следующей последовательности: 1-2-2-1. Стулья должны стоять друг за дружкой, за исключением парных. Команды должны быть удалены друг от друга.

Должны быть подготовлены вопросы разностороннего характера согласно особенностям возраста. Заготовлены карточки с указанием баллов и ведением счета для жюри. Продумано награждение для команд участниц. Составлено жюри из детей и воспитателей.

Ход проведения. Создаются команды по 6 человек. Каждый человек в команде играет свою роль: 1 – нападающий, 2 и 3 – полузащитники, 4 и 5 - защитники, 6 – вратарь (капитан команды). Первый вопрос задается нападающему. При этом остальная команда не имеет права делать ему подсказки и участвовать в обсуждении. Если нападающий отвечает правильно, то команда получает 10 баллов. Если он не знает ответа на вопрос, то передает его полузащитникам. Если полузащита отвечает правильно, то команда получает 7 баллов. Если же полузащита не знает ответа на вопрос, то вопрос переходит к защите. При правильном ответе на вопрос защитниками команда получает 3 балла. Если защита не знает ответа на вопрос, то отвечает вратарь. При правильном ответе команда получает 1 балл. Нападающий имеет право передать сразу вопрос вратарю. В этом случае при правильном ответе команда может получить 5 баллов. Если команда дает неправильный ответ на вопрос, то он переходит к другой команде, отвечать в которой имеет право только вратарь. Если команда отвечает правильно, то она зарабатывает свои баллы, а следующий вопрос задается другой команде (по часовой стрелке). Если никто из команд не дает правильного ответа, то вопрос снимается и задается другой.

                                                                                                                                                              ГОУ ДПО ЧИППКРО

Активные формы воспитательной деятельности                          Кафедра воспитания и дополнительного образования

Варианты вопросов для интеллектуальных игр:

 

1) Шапка Мономаха является символом царской власти. Но царь Иван Грозный надевал еще одну шапку, не менее известную в истории. Как называлась эта шапка и каково ее происхождение? Ответ: После завоевания казанского царства ханом была вручена Ивану Грозному корона, которая впоследствии получила название Казанской шапки.

2) В настоящее время на географических картах мира нет Русского моря, хотя это название встречается во многих старинных рукописях и хрониках.
Какое море носило это название? Ответ: Черное море.

3) Какое слово в китайском языке обозначается таким же иероглифом, как слово "бодрость"? Ответ: Это слово - "чай" - традиционный китайский напиток, дающий бодрость, силу, снимающий усталость.

4) Как превратить соленую воду в пресную в домашних условиях? Ответ: Чтобы соленая вода стала пресной, ее нужно заморозить.

5) Перед вами игральный кубик, на его гранях нанесены количественные обозначения от 1 до 6. Скажите, каков основной принцип разметки кубика? Ответ: Сумма точек на противоположных гранях равна 7.

6) По народным преданиям, на создание письменности и выбор существующих ныне иероглифов в Японии оказали влияние очень близкие людям существа. Что это за существа? Ответ: Это куры с их своеобразным отпечатком лапок.

7) В 1629 году дорога от Москвы до Коломенского стала отличаться от других российских дорог. В чём было отличие и какое значение это имеет для современности?
Ответ: В 1629 году на этой дороге впервые в России появились верстовые столбы, которые являются прародителями современных дорожных знаков.

8) Китайский энциклопедический словарь утверждает, что в Китае была изобретена игра, в которой использованы времена года и количество недель в году. Что это за игра?
Ответ: Это игра в карты: в полной колоде 52 карты, как в году 52 недели, и все они распределены на 4 масти, в соответствии с 4 временами года.

9) Современная Япония многим поражает европейцев. Особое удивление вызывает своеобразие японского этикета. Какова непременная принадлежность лица японца, согласно этикету ? Ответ: Непременная принадлежность лица японца - это улыбка, искусству которой учат ребенка с детства. Улыбка на лице японца всегда - и когда он расстроен, и когда весел, и когда больно, и, конечно, когда смешно.

10) Что бросают, когда нуждаются в этом, и поднимают, когда в этом нет нужды? (Якорь).

11) Что может путешествовать по свету, оставаясь в одном и том же углу? (Почтовая марка).

12) Можно ли зажечь спичку под водой? Можно, если воду налить в стакан, а спичку держать ниже стакана).

13) Что может быть больше слона и одновременно невесомым? (Тень слона).

14) На какой вопрос нельзя ответить «да»? (Вы спите?).

15) Что можно приготовить, но нельзя съесть? (Уроки).


ГОУ ДПО ЧИППКРО

Активные формы воспитательной деятельности                          Кафедра воспитания и дополнительного образования


Веселые старты

Цель для участников: командно, качественно, быстро выполнять задания при поддержке болельщиков.

Варианты заданий:

«Поиск пароля» (индивидуальный). Участники по очереди добегают до «фишки», где на стуле лежат карточки с незаконченными афоризмами. Последний участник приносит заполненные карточки. Правильность заполнения карточек проверяет жюри.

«Форматирование диска» (парный). Участники парами, приставными шагами, руки лодочкой бегут до «фишки»: два шага лицом друг к другу, два шага спиной. Обратно таким же способом.

«Интернет» (индивидуальный). По трассе на разной высоте натянуты верёвочки. Задача участников пробежать то перескакивая, то подныривая под верёвочки. Обратно таким же способом.

«Бег от вируса» (индивидуальный). Участники до «фишки» передвигаются след в след, т.е. Ставят пятку одной ноги перед носком другой. Обратно обычным бегут.

«Общение в чате» (парный). Участники парами, лицом друг к другу, приставными шагами бегут до «фишки» и обратно, передавая мяч.

«Перезагрузка» (индивидуальный). На стуле, рядом с «фишками» лежат 10 шариков, на которых написаны буквы. После того, как прибежал последний участник, все начинают надувать шарики и составляют слово.

"Коромысло" (индивидуальный). Условия конкурса: первый представитель от команды добегает до водоёма с коромыслом, набирает воду, добегает до команды. Последующие представители берут коромысло; добегают с ним до финиша и возвращаются обратно. Главная задача: в ведре должно остаться как можно больше воды.

«Переправа» (индивидуальный). Условия конкурса: первому участнику даются две дощечки. Он кладёт их на землю, наступает на первую дощечку, вторую кладёт перед собой, переступает на неё, первую забирает и кладёт перед собой. Дойдя таким образом до водоёма, возвращается обратно бегом и передаёт дощечки другому. Выигрывает та команда, которая быстрее «переправится».

«Крепкое объятие». Условия конкурса: первый представитель добегает до человека (фишки), обегает его и, вернувшись обратно, охватывает другого, стоящего вторым. Добегает с ним до фишки, возвращается, второй человек берёт за руки третьего и т.д.

«Дуй, дуй шарик» (индивидуальный на воде). Условия конкурса: воздушный шарик кладётся на воду возле фишки. Каждый из участников, для него, должен «заставить» шарик плыть вокруг фишки.

«Пакет» (индивидуальный). Условия конкурса: первый, из стоявших в колонне, набирает в пакет воду и через голову передаёт этот пакет вдоль колонны назад до последнего человека (пакет не завязан).

«Чехарда» (групповой). Добираться до стрелок вы будете, перепрыгивая друг через друга. Первый прыгает как можно дальше и садится низко на корточки, второй перепрыгивает через него и так же садится и т.д.

«Гусеница» (групповой). Ваша задача крепко взяться друг за друга и всем шагать строго с одной и той же ноги; за ошибки снимаются баллы.

 


ГОУ ДПО ЧИППКРО

Активные формы воспитательной деятельности                          Кафедра воспитания и дополнительного образования

Игра на местности

«Эко-ралли»

Цель для участников: Пройти испытания в составе двух малых команд. Одна малая команда зарабатывает баллы на интеллектуальном круге, вторая – на спортивном. Побеждает команда, набравшая наибольшее количество баллов в результате прохождения испытаний двух кругов.

Большой (спортивный) круг:

§ Перебраться через какую-либо преграду по бревну – мостику. За то, что участники оступаются или падают с команды снимаются баллы. Удачное прохождение – 10 баллов, ошибка – минус 1 балл.

§ Меткий стрелок. Каждый игрок должен кинуть 1 шишку в цель. Удачное прохождение – 10 баллов, ошибка – минус 1 балл.

§ Паутина. Между деревьями натянута паутина из веревок. Участники должны пробраться через нее, постараться не задеть нити. Удачное прохождение – 10 баллов, ошибка – минус 1 балл.

§ Рюкзак. Нужно правильно и быстро собрать рюкзак. Удачное прохождение – 10 баллов, ошибка – минус 1 балл.

§ Первая помощь пострадавшему. Удачное прохождение – 10 баллов, ошибка – минус 1 балл.

Малый (интеллектуальный) круг

§ Дано одно большое слово, (например инвентаризация, мобилизация, домработница и т.п.) из букв которого нужно составить как можно больше других слов. За каждое слово – 1 балл.

§ Назвать столицы известных участникам стран. За каждую верную столицу – 1 балл.

§ Положить в стакан, полный воды как можно больше монет, не расплескав воду. За каждую "успешную монету" – 1 балл.

§ Назвать как можно больше реальных применений какому-то (например карандаш, булавка, спички и т.п.) предмету. За каждое применение – 1 балл.

§ Станция мед. знаний либо лекарственных растений. Отвечать на вопросы о здоровье человека и болезнях. Верные ответы – 1 балл.

§ Географическая. Как в лесу определить стороны света (по солнцу, мху, хвое деревьев и т.п.). За каждое определение 2 балла;

§ Экологическая. Дети – организация по защите животных (растений, чистоте атмосферы, водоёмов), Необходимо нарисовать свою эмблему и придумать слоган. За успешное выполнение – 5 баллов;

§ Технологическая. Отряд разбивается пополам: Первая группа составляет алгоритм вбивания гвоздя (не менее чем из 6 шагов) и показывает этот процесс с комментариями, а вторая – алгоритм вдевания нитки в иголку. За успешное выполнение – 5 баллов;

§ Химическая. На одной большой карточке написаны названия веществ, на другой – формулы, необходимо сопоставить их. За каждое правильное сопоставление – 1 балл;

§ Психологическая. У отряда спрашивается, какие типы темперамента они знают, затем примерное описание каждого типа. Условие в том, что отряд сейчас – это материал (глина), из которого нужно создать скульптуру, характеризующую, например, холерика, и т.д. За успешное выполнение – 5 баллов;


ГОУ ДПО ЧИППКРО

Активные формы воспитательной деятельности                          Кафедра воспитания и дополнительного образования

Марш-старт

Цель для участников: по маршрутным листам пробежать все предложенные станции, совместно выполняя задания.

Варианты станций:

1. «По следам Линнея” - всем отрядом пройти по нарисованным на земле следам рук и ног.

2. « Звёздный старт» (на станции – Валентина Терешкова) – всем отрядом показать взлёт ракеты, затем выход её на орбиту и стыковку с МКС «Мир».

3. «Галерея современного учёного» ( на станции – ученый будущего) - отряд делится на 4-5 групп, каждой группе выдаётся один маркер, взявшись за него вся группа рисует портрет…

4. «Таинственные сны» (на станции – Зигмунд Фрейд) – всем отрядом нужно показать, что сниться различным животным…

5. «А ну-ка песню нам пропой, весёлый ветер!!!» (на станции – Ф. Магеллан) - всем отрядом вспомнить 5 песен на морскую тематику, а затем одну из них пропеть с заменой гласных».

6. На последней станции придумывается название группы детей и девиз.










Вариант нелинейного марш-старта

Участники определяют следующую станцию с помощью игральных костей. Выпавший номер соответствует следующей станции. Для этого необходимо подготовить кубики (для каждого отряда по 2 кубика). На 1 кубике должны быть следующие цифры: 1,2,3,1,2,3. На 2 кубике – цифры: 0,1,2,3,4,5.

Возможные названия и направления деятельности на станциях:

1. Подвесной мост - (спортивная станция);

2. Топкие болота - (станция звуков);

3. Зыбучие пески - (станция пантомимы, мимики и жестов);

4. Скалистый мыс - (музыкальная станция);

5. Птичий базар – (танцевальная станция);

6. Мангровые заросли – (разговорная станция);

7. Желтая река – (переправа).

Экспромт

Цель для участников: за ограниченное время подготовить выступление всей группой на заданную тему. Обычно необходимо что-то изобразить.

Варианты заданий. Необходимо изобразить:

- искры судьбы при рождении вулкана;

- волны жизни в тихой лагуне;

- ветры перемен с золотых гор;

- лабиринт из кривых зеркал;

- сад мечты на седьмом небе;

- фонтан любви;

- дерево счастья;

- музыкальную шкатулку;

- замок снов;

- колодец жизни.

 


ГОУ ДПО ЧИППКРО

Активные формы воспитательной деятельности                          Кафедра воспитания и дополнительного образования

Театрализованные представления


Визитки «Секреты Маски»

Цель для участников: представить в творческой форме свою группу, класс, отряд и т.д.

От организаторов требуется подготовить связующие театральные действия, которые создают общую канву всему воспитательному делу.

Действующие лица: голос за кадром (Гзк), Мастер масок (М.м.), Маска, Оракул, помощник 1 (Пм1), помощник 2 (Пм2); актеры (дети-участники)

Вариант сценария:

Гзк: наконец наступил тот час, когда великий мастер масок собрал все ценности, которые владеют этим мир и маска всевластия ожила. И вот что из этого вышло.

Танец (процесс оживления маски).

М.м.: - Ура! Наконец-то моя мечта осуществилась. Маска ожила и я как никогда близок к своей заветной мечте – покорения мира.

Маска: - Глупец! Неужели ты думаешь, что я буду считаться с твоими интересами. Я благодарна тебе за то, что ты меня оживил, но властвовать миром буду я одна. А если ты будешь мне мешать, – сотру в порошок.

(маска уходит)

Оракул: - Ну что, я тебя предупреждал, что маска не предсказуема, теперь под угрозу подставлено все твое бытие.

М.м.: - Что же я наделал, как же теперь от нее избавиться?

Оракул: - Очень просто, надо чтобы чаша добра, перевесила чашу зла.

М.м.: - Но что же я положу на эту чашу, когда в своей жизни я стремился только к плохому.

Оракул: - Здесь без помощи актеров не обойтись. Им необходимо положить на чашу добра свои (гербы).

М.м.: - Тогда приступим, только нужно придумать отвлекающий маневр, чтобы маска ни о чем не догадалась.

(1 выступление)

П.м.1: - Ну вот, опять нам дали непонятное задание.

П.м.2: - И не говори. Как должность конферансье, так какому-то джину. А как отвлекающий маневр придумать, так мы.

П.м.1: И вообще, где мы сейчас найдем этот кусок фарфора.

Маска: - О чем это вы тут шепчетесь? Кого ищете?

П.м.2: - Не твое дело, и уж конечно не тебя.

Маска: - Может, все-таки расскажете. Как знать, вдруг чем-нибудь помогу.

П.м.1: - Может поможешь, а может и нет. С виду ты вроде бы ничего.

П.м.2: - Угу. Ничего хорошего.

П.м.1: - Да ты не обижайся, у него такие шутки. В общем, мы ищем универсальную маску, чтобы провести отвлекающий маневр.

Маска: - Надо же. А кто вам посоветовал это сделать?

П.м.2: - Понятно кто, – наш хозяин, мастер масочник.

Маска: Вы знаете, у меня родилась великолепная идея. Не могли бы вы отвести меня к своему хозяину.

П.м.1: - Конечно могли бы, а как же. Я уже чувствую, что ты ему понравишься.

(2 выступление)

П.м.1: - Хозяин, танцуйте, мы привели вам человека, который понимает в отвлекающих маневрах. Вот он.

П.м.2: - Не надо благодарности, мы всегда рады служить вам.

М.м.: - Вы что? Это же и есть маска. Маска, которая ставит под угрозу наши жизни.

Маска: - Я тебя предупреждал, чтобы ты не мешал мне. Теперь твоя жизнь в моих руках.

М.м.: - Мы все равно тебя уничтожим.

ГОУ ДПО ЧИППКРО

Активные формы воспитательной деятельности                          Кафедра воспитания и дополнительного образования


Маска: - Порождение зла нельзя уничтожить.

П.м.1: - Начало уже положено.

( уходят П.м. 1 и 2)

Маска: - Ну и как ты собираешься это сделать?

М.м.: Я не настолько глуп, чтобы раскрыть все свои карты.

Маска: - Посмотрим, как ты заговоришь, когда весь город погрузится в царство тьмы.

М.м.: - Ты меня ни чем не запугаешь. У меня есть хорошие помощники.

Маска: - Ты говоришь о своих недалеких подмастерьях?

М.м.: - Я говорю не только о них. Ты посмотри туда, сколько очей зрит на тебя из темноты.

Маска: - Где!? (пугается)

М.м.: - Ну вот, пол дела сделано.

(3 выступление)

П.м.1: - Господи, почему нам досталась эта тяжелая работа.

П.п.2: - Вот другие подмастерья протирают пыль, считают сколько кукушка прокуковала.

П.м.1: - А мы всеми заброшены, с этими весами возимся.

П.п.2: - Вот это надо куда-то положить.

П.м.1: - Я бы положила вот сюда.

П.п.2: - А я бы вот сюда.

П.м.1: - Нет, я бы положила вот сюда.

П.п.2: - Подожди, хватит ругаться. Все надо делать по справедливости. Сейчас кинем монетку.

П.м.1: - Орел! Значит нужно положить на чашу добра.

П.п.2: - И правда. Так хоть Масочник разрешит нам номера с лягушками показывать.

П.м.1: - А от маски всего можно ожидать. Вдруг нас в лягушку превратит и будет с нами фокусы делать всякие.

П.п.2: - Значит решено, кладем на чашу добра.

(4 выступление)

Маска: - Ну что, теперь ты видишь, что наши силы сравнялись. Только сей час тебе никто не сможет помочь.

М.м.: - Что же делать? А вспомнил, что оракул говорил. Он говорил: «Если совершишь какой-либо поступок, то чаша весов перевесит в ту или иную сторону».

Маска: - Ну, и какой же ты поступок совершишь? Ведь все твои поступки направлены на получение выгоды. И я, в любом случае, окажусь в выигрыше. И весь мир будет у моих ног.

М.м.: - Да ты меня не знаешь, вы никто меня не знаете. Это я потому раньше злой был, потому что у меня друзей не было. А теперь у меня много друзей среди актеров, и ради нашей дружбы я всегда буду совершать добрые дела.

(маска погибает).

М.м.: - что и требовалось доказать.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-03-22; Просмотров: 297; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.519 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь