Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Неудовлетворенный глубинной проработкой психологических деталей в своей поэзии, Лермонтов переходит с поэзии на драматургию и прозу, в них его главные герои вечно путешествуют.



События, происходящие с ними, обычно случаются на перекрестке дорог, когда они задерживаются на своем основном пути из Кавказа в Россию, иль в обратном направлении.

Путешествие на грани смертельной опасности – любимое описание ситуации у Лермонтова, он один из начинателей в России подлинного авантюрно-приключенческого сюжета, скрытого за психологической глубиной разработки характеров.

Душа лирического героя Лермонтова действительно не уповает на Божественную помощь, а в гордыне стремится сама познать Истину, что свидетельствует не об антихристианской ориентации, а всего лишь об обычном грехе гордыни, свойственном каждому из нас. Возможно, Лермонтову он присущ немного больше, чем все нам, но он – человек без сомнения религиозный, а его богоборческие мотивы подобны борьбе Иакова с Богом, что тем же Богом в Библии даже приветствуется.

Герои Лермонтова, так же, как герои Н.Гумилева, «беседуют со звездами» и «Божьими зовут свои дороги», ибо они расположены на Небесах.

Если эти дороги, не освящены порою Божьим светом, все равно они ведут по направлению к Любви, как ведет дорога того же Демона в одноименной поэме.

Но силы любви Тамары не хватает Демону, чтобы принципиально поменять вектор своей духовной ориентации - с бесовского на ангельский, хотя кажется, что он порою к нему очень близок.

Лермонтову не хватило для этого силы в женскую преображающую любовь, - такую, как любовь Татьяны, которая исправила Онегина, толкнув его на путь духовного преображения.

Лирический герой Лермонтова внешне не устремлен в дорогу: «Мой дом везде, где есть небесный свод», - считает он, но постоянно небесный свод открыт нам только над дорогой, над постоянным перемещением по ней в поисках чего-то нового. Такова специфика лермонтовского «хронотопа дороги»: одновременно Путь и изменение своего сознания в ходе этого Пути.

Герои Лермонтова ощущают в себе необъятные силы, постоянно толкающие их на взятие новых преград, однако эта мятежность чревата смертью. Как только дорога перестаёт «доминировать» в его душе, герой обречен.

Поэзия Лермонтова может быть адекватно истолкована только духовно заинтересованным читателем. Таковы российские подростки. Интуитивно все они верят в Бога, если до этого на них не обрушивается мощь атеистической пропаганды. Ведь “русская душа по происхождению христианка”. Лермонтов молодым людям близок и понятен, ибо каждый из них утверждается в духовной Норме методом “от обратного”, то есть, преступая Норму. Такова главная особенность юношеского менталитета. Лермонтов – поэт для духовно одаренных подростков, им он понятен, его они всегда высоко ценят.

Лермонтов - поэт страдания. Драматичность положения творческой личности в мире пережита и осознана им на уровне высокой трагедии. Именно в обреченности страданию он находит смысл своего существования, Это его позиция и его гордыня. Но у него ещё хватает сил смеяться над демоническим миром, показывая его смешные стороны.

Он поэтизирует страдание, потому что готов измерить мир в его надмирных высотах добра и подземных низинах зла, его душа оказывается готова на их бесконечное, мучительное познание: в нем находится место, и для того и для другого…

Но в малой степени в этой душе присутствует сострадание. В этом смысле он - исключение в русской поэзии. Его поэзия идеализирует и романтизирует трагизм Бытия, страдание и смерть как их важнейший атрибут. Пушкинская гармония - то же идеализация Бытия. Завершитель дела Пушкина, в начале своего творчества, Лермонтов выступает в итоге жизни как его прямой оппонент. Может быть, поэтому он и не стремился с ним познакомиться, имея столько общих знакомых. Для подросткового сознания - это правило без исключения: подтверждение верности Идеалу - через его отрицание!

В золотое сечение стихотворения «1831 января» попадают вещие строки: ”Чтоб бытия земного звуки не замешались в песнь мою!” - Поэт не приемлет грязи нашей жизни, спешит вернуться в метамирные высоты, где всё совсем не так.

Лермонтов - космический вестник, а его тоске, печали и неприятию этого мира придана интерпретаторами чисто политическая окраска, удобная в свою пору советскому литературоведению. Но подобный стиль интерпретации сегодня уже не проходит. Не с царем воевал поэт, отнюдь не монархический строй считал своим противником.

Никому пока в голову не пришло взглянуть на его стихи как на глобальное предвидение, космическое правозвестие, предупреждение о необходимости нам духовно опомниться и остановиться в своём разложении. И, как это не печально, нам такое не придет в голову, пока все мы не начнем все дружно гибнуть, например в очередной глобальной Экокатастрофе. “Русский мужик не перекрестится, пока гром не грянет!”

Можно считать поэта провидцем глобальной космической катастрофы, не предсказанной явно, но возникающей между строк его профетических настроений.

Сравнительный анализ времени действия в стихах Пушкина и Лермонтова четко показывает, что последний - поэт сумерек: поэт не Солнца, а Луны; поэт не Дня, а Ночи; поэт не Света, а Тьмы. И о чем же это свидетельствует?

На мой взгляд, это положительная характеристика человека, если адекватно понимать при этом саму структуру Метамира. Масштаб качаний пушкинского маятника ограничен в основном сферой дня, Лермонтов “качается” от Света до Тьмы, от Бога - до Дьявола, от Космоса до Хаоса. С точки зрения Метамира, это свидетельство грандиозной духовной масштабности поэта, но и опасности его творчества для духовно неподготовленных людей: такая поэзия может спалить!

Демонический мир у Лермонтова – не особый отдельный мир, а мир параллельный, постоянно сосуществующий с нашим миром, они готовы постоянно меняться местами, как, например, в «Фаталисте» или в «Штоссе»..

Лермонтов сам настолько един со своим «демонизмом», поэтому кажется, что он

не столько изображает его, сколько жаждет с помощью творчества от него до конца

отделаться.

Адекватно понять поэму «Демон» мы сможем, если представим героя в форме троицы: Демон – Лермонтов – Ангел, где каждая из сторон вносит какую-то грань в искомый ответ, но до конца остаётся не прояснённой. Дело в том, что у Демона впереди – Вечность, а это обязывает к вечным изменениям.

Наша способность дать точный ответ на загадку этого героя находится в зависимости от нашего понимания роли Инобытия в этой жизни, а такое понимание – вещь далеко не единая у всех людей на свете. У большинства её просто - вообще нет! Но пока она не оформится, полного понимания поэмы ждать было бы несколько наивно.

Ум, творческий дар и глубочайшая духовная просветленность – характеристика многих творческих деятелей на Руси. Многим из них было присуще ещё и великое смирение, помогавшее им найти правильный образ реализации подобного уникального соединения творческих и психологических возможностей, отпущенных человеку от Бога.

Лермонтову смирение абсолютно не свойственно, поэтому ранняя смерть вырвала его из физического плана жизни для духовного исправления в посмертии Инобытия.

Возможно, огромное духовное величие его еще ждет, поэтому мы с Даниилом Андреевым согласны, что в любом случае Лермонтов навсегда останется представителем высшей духовной элиты России, оказывавший и оказывающий на неё своё духовное воздействие.

Вся жизнь поэта была мучительным поиском, к чему приложить свою исполинскую силу ума, творческого дара и глубочайшей духовной просветленности: ни университет, ни богема, ни семейный круг, ни военная эпопея Кавказа не могли его удовлетворить; можно предположить монастырь или поэтическое уединение в Тарханах, а, возможно, иные формы бытия «русского пророка» на этой земле.

Наиболее вероятен жизненный путь, который привел бы Лермонтова-старца к вершинам, где этика, религия и искусство сливаются в одно, где все блуждания и падения прошлого преодолены, осмыслены и послужили к обогащению духа, где мудрость, прозорливость и просветленное величие таковы, что все человечество взирает на этих владык горных вершин с благоговением, любовью и трепетом радости.

Лермонтов (по воззрениям Д.Андреева) – одна из ярчайших звезд в Синклите России, он невидимо проходит между нас и сквозь нас, настолько тонко творит над нами и в нас, что объём и величие этого творчества непредставимы ни в каких наших предварениях.

 

БИБЛИОГРАФИЯ:

1. «Лермонтовская энциклопедия» - М., «Советская энциклопедия», 1981 г.

2. Д.Андреев «Роза мира» - М., Иной мир, 1992

3. Г. Бондарев «Ожидающая культура» - М., ЭКСМО, 1996 г.

4. Дм. Мережковский «В тихом омуте» - М., Сов. пис., 1991 г.

5. Э.Герштейн «Судьба поэта» -

6. М. Ю. Лермонтов «Сочинения в 2 томах» - М., Правда, 1988 г.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-03-22; Просмотров: 242; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.018 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь