Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Основные функции психики. Психика как ориентировочная деятельность.



СИТУАЦИИ, ПОРОЖДАЮЩИЕ ПСИХИКУ.

Джайнизм и буддизм о душе.

Джайнизм развивался параллельно веданте, возникая и исчезая на время как религиозное течение. Устойчивая ветвь джайнизма формируется только в V в. до н.э. и берет свое начало с дея-ти последнего 24-го тиртханкары – Махавиры. Джайнизм проявил себя как оппозиция брахманизму, подкрепленная удивительным образом жизни аскетических проповедников. Джайны почти не носили одежды, терпеливо переносили зной, кот. достигал в Индии порой крайне опасной степени.

Последователи джайанизма разделялись на монахов и мирян. Для мирян были обязательны лишь некоторые требования (воздержанность, честность и т.п.). Монахи же предавались жестоким постам, умершвляя свою плоть. Они не должны были жить на одном месте и бродили по стране, носили либо очень простую одежду, либо обходились вовсе без нее. Волосы на голове вырывали с корнем. Величайшим грехом было причинение вреда животным.

Джайны отрицали идею личного бога, спорили с теми, кто верил в бога-творца или создателя мира, способного как-то влиять на мир. Миром правит безличный закон кармы. Джайны признавали лишь божества, подчиненные закону кармы и, по сути, равные в этом людям.

В отличие от буддистов, джайны утверждали, реальное наличие души, нематериальной и противостоящей материальному миру. Душа качественно отличная от материального мира, в обычном своем состоянии подчинена узам материи и закону кармы, реализующему себя через особую «кармическую материю». Карма жестко проявляет себя в перерождении и переселении душ. Но душа стремится разорвать эту свою зависимость и освободиться от закона кармы. Идеалом устремлений чел-ка явл. мокша – освобождение души из цепи кармических перерождений.

Стремление индивидуальной души вырваться из жесткой логики ее детерминации – есть становление субъектности чел-ка.

Джайны разделяли мир на живое – дживу (душа) и неживое – адживу (не-душа). Неживое – это материя состоящая из атомов; материя осязаема, имеет вкус, запах, звук/ цвет. Все живое отждествляется с одушевленным. Земля тоже живая и одушевленная. Но есть разный уровень одушевленности. Земля, вода, воздух, огонь и растения обладают лишь чувством осязания. А люди, животные и птицы имеют все пять видов чувств. Джива (душа) – вечная, но она распадается на множество душ, облеченных в материальные оболочки. Эти материализованные частные души переходят от одного тела к другому. Этот бесконечный круг движения называется сансара. Но, по сути, во всем живом присутствует одна единая душа. И отрыв, окончательное освобождение души от тела, преодоление сансары – это и есть мокша – осн. цель.

Все дживы, за исключением тех, что уже освободились от кармы, обладают некоторым запасом энергии, что дает им возможность выделять энергию и создавать колдовские тела. Дживы могут проявляться в 3-х видах тел: пищевом, кармическом и огненном. Освободившиеся же дживы – сиддхи – живут в высшей точке вселенной, в небесной обители Сиддхакшетре.

Буддизм стал еще одной формой антибрахманского религиозного течения Индии. Он выразил в своих концепциях противостояние личности и государства прежним родоплеменным системам Индии. Буддизм возник во второй половине VI в. до н.э. Его создатель – Сиддхарта. Существенным фактором развития буддизма был и процесс нарастания субъектности личности.

Буддизм поставил на первое место не брахманов, а кшатриев. Подобно джайнизму буддизм не признает авторитета вед, но, как и брахманизм, буддизм признает закон перерождения и карму.

Буддизм отрицал реальность души. Любая жизнь есть страдание, в цепи рождений не может быть счастливой жизни. Буддизм считает индивидуальное бытие чел-ка иллюзорным. Будда принял от брахманизма представление о постепенном накоплении духовных заслуг, переходящих через серию прогрессирующих состояний – жизней. Не целостная субстанция души проходила через цепь рождений, а лишь совокупность отдельных состояний, кот. составляла сансару.

Целью бытия в буддизме является нирвана – освобождение от собственного Я, преодоление мирских связей и зависимостей.

Опасность признания абсолютной детерминированности событий и фатализма, провозглашаемых некоторыми конкурентными буддизму течениями, побуждала Будду не только избегать рассуждений о душе или о природе мира, но о вообще склоняться к отрицанию их реальности. Отрицание буддизмом реальности бытия: есть только становление, отсюда, душа лишь поток сознания, постоянное становление и изменение в каждый отдельный момент. Представление о душе как об устойчивой реальности, как о субстанции - это опасная иллюзия, привязывающая чел-ка к миру страдания, к сансаре.

Буддизм отрицает единство личности, а значит, отрицает саму личность. Индивидуальное Я чел-ка – это лишь один из моментов восприятия жизни.

Вводит понятие анатман (не-душа). Нет ничего длительного и постоянного: ни материи, ни бога, ни души.

Буддизм сводит индивидуальное Я к потоку впечатлений. Личность – это постоянно меняющееся состояние меняющихся элементов – дхарм. Дхармы – это своеобразные вспышки психической энергии, вечные элементы жизненного процесса. То, что в других концепциях называлось душой, буддизм наз. сантаной – потоком или последовательностью.

Смерть – это неизбежное прекращение сантаны, когда прежние связи, создавшиеся силой прапти, рвутся и поток распадается на элементы. При признании смертности души, сансара тоже перестает быть истинной реальностью и представляет собой комбинацию психических состояний. Новая комбинация состояний души в новом рождении определяется предшествующей комбинацией состояний – по закону моральной ответственности. Действие, совершенные чел-ком в одной из жизней, передают энергию в другую жизнь. Смерть прекращает индивидуальное состояние, но дела чел-ка воздействуют на новые существования. Это и обеспечивает закон кармы, когда каждое новое существование оказывается результатом прежних потоков событий.

Философия Сократа

Сократ совершил в философии коренной переворот. Натурфилософы бились над разрешением проблемы: что такое природа и последняя реальность вещей? Поняв, что натурфилософия во многом безразлична человеку, Сократ переиначивает основное философское вопрошание: в чём природа и главное содержание человека? Не физику, а этику ставит Сократ на первое место. Именно философия человека должна стать ключом к философии природы, а не наоборот. В этой связи Сократ придаёт первостепенное значение тому, что человек есть существо познающее, разумное. Сократ считает, что человека отличает от других существ душа. Душа это способность человека осознавать, проявлять мыслительную активность, быть совестливым и моральным, добродетельным. Потенциал души реализуется в познании, недостаток последнего есть невежество. Тело человека является инструментом души. Сократ занимается телесными упражнениями, но ещё больше душевными. Без последних нельзя воспитать в себе добродетели, среди которых главные - мудрость, справедливость, умеренность. Развивая свои добродетели, человек достигает гармонии души, даже физическое насилие не может её разрушить. А это означает, что человек становится свободным. В этом и состоит его счастье. Этика Сократа имела в становлении современного человека, как свидетельствует история, непреходящее значение. Но и она не лишена парадоксов. Задумаемся над следующими сложными для этики Сократа вопросами.

1. Почему много знающий человек, как известно хотя бы из истории преступлений, всё-таки совершает зло? По Сократу, только кажется, что злодей много знает. Это суждение звучит не очень убедительно. Современный философ склонен считать, что преступник не обладает доброй волей. Этика Сократа не содержит представления о доброй воле.

2. Почему столь живуч эгоизм? И на этот вопрос невозможно найти ответ в этике Сократа. Современные философы полагают, что эгоизм коренится не в природе человека, а определяется приобретёнными им в процессе жизни ценностями. Но учения о ценности будет развито лишь через 2,5 тысячи лет после Сократа.

Диалектика Сократа. Для Сократа диалектика являлась искусством постановки вопросов и нахождения ответов на них. При этом достаточно отчётливо выделяются три этапа.

Первый этап - дисквалификация себя и собеседника. Обычно человеку кажется, что он знает ответ едва ли не на любой сложный вопрос. Стоит, однако, начать серьёзные исследования, как иллюзия начинает рассеиваться. Именно это имел в виду Сократ, когда он даже про себя говорил: «Я знаю, что ничего не знаю». Второй этап - ирония. Человек «цепляется» за свои иллюзии, поэтому, чтобы добиться освобождения от них, уместно сильнодействующее средство. Таковым Сократ считал иронию. Третий этап - рождение мысли, душа порождает истину. Диалектика Сократа сохраняет своё значение до настоящих дней.

Философия даже в просвещённом обществе - удел смелых, она не приемлет лицемерия, ханжества, чинопочитания, отстранённости от зла. Философия, по Сократу, это «экзамен души», экзамен на мудрость, честность, правду, свободу.

Философия Платона

Платон - выдающийся мыслитель античности, ученик Сократа, он развивает его представления. Стратегия та же: на первом плане этика, а не натурфилософия. Сердцевину же философии Платона составляет концепция идей. Для каждой вещи фиксируется её смысл, идея, которая для любой вещи данного класса вещей одна и та же и обозначается одним именем. В диалогах Платона особое место занимает проблема человека и его души как активного начала, несущего в себе идеи. Путём ряда рассуждений Платон пытается доказать бессмертие души и описывает её существование до вселения в тело и после отделения от него.

Душа отвечает за все процессы жизни, поскольку тесно связана с телом, поэтому вообще говоря отделяется от тела и бессмертна лишь высшая часть души - разумная. Что касается изучения Платоном отдельных познавательных процессов, он был уверен, что рациональное предшествует чувственному (до всякого чувственного опыта в душе существуют уже общие понятия как эталоны, схемы, критерии, которыми душа пользуется при чувственном познании). Так, например, на основании имеющейся в душе идеи «прекрасного» можно отличить красивого человека от некрасивого, а имеющаяся в душе идея треугольника позволяет распознать треугольник даже в не очень точном его изображении, сделанном на песке неуверенной рукой ребёнка. Таким образом Платон доказывал несводимость понятий к обобщениям лишь чувственных впечатлений, что было подтверждено последующим развитием психологической науки. Трактуя идею души Платон говорил: душа человека до его рождения пребывает в царстве чистой мысли и красоты. Затем она попадает на грешную землю, где, временно, находясь в человеческом теле , как узник в темнице, «воспоминает о мире идей». То есть основные вопросы своей жизни душа разрешает еще до рождения; появившись на свет, она уже знает все, что нужно знать. Она сама избирает свой жребий: ей уже как бы предназначена своя участь, судьба. Таким образом, Душа, по Платону, - бессмертная сущность, в ней различаются три части: разумная, обращенная к идеям; пылкая, аффективно-волевая; чувственная, движимая страстями, или вожделеющая. Для Космоса в целом, источник гармонии есть мировой разум, сила, способная адекватно мыслить самое себя, являясь вместе с тем активным началом, кормчим души, управляющим телом, которое само по себе лишено способности к движению. В процессе мышления душа активна, внутренне противоречива, диалогична и рефлексивна.

Философия Аристотеля.

Гораздо более сложное представление о душе развил Аристотель (384-322гг. до н.э.). Его трактат «О душе»- первое специальное психологическое сочинение, которое в течение многих веков оставалось главным руководством по психологии. В философском учении Аристотеля мир предстаёт как неразрывное единство материи и формы. Пассивным, бесформенным составляющим в этом единстве является материя, а активным, структурирующим материю началом выступает форма. Аристотель отрицал взгляд на душу как на вещество. В то же время он не считал возможным рассматривать душу в отрыве от материи (живых тел), как это делали философы-идеалисты. Для определения природы души он использовал сложную философскую категорию «энтелехия», которая означает существование чего-то.

«… Душа, - писал он, - необходимо есть сущность в смысле формы естественного тела, обладающего в возможности жизнью. Сущность же (как форма) есть энтелехия; стало быть, душа есть энтелехия такого тела». Итак, душа есть сущность живого тела, «осуществление» его бытия, также как зрение - сущность и «осуществление» глаза как органа зрения.

Аристотель дал анализ различных частей души: памяти эмоций, перехода от ощущений к общему восприятию, а от него - к обобщенному представлению; от мнения через понятие - к знанию, а от непосредственного ощущаемого желания - к разумной воле. Душа различает и познает сущее, но она «немало времени проводит в ошибках». Согласно Аристотелю, смерть тела освобождает душу для ее вечной жизни: душа вечна и бессмертна.Аристотель заложил глубокие основы естественно - научного подхода к изучению психики. Советский философ В. Ф. Асмус характеризует его как «подлинного отца будущей материалистической психологии». Главная функция души, по Аристотелю, - реализация биологического существования организма. Такое понятие закрепилось впоследствии за понятием «психика»: с точки зрения материалистического естествознания психика явилась одним из факторов эволюции животного мира. Что касается понятия «душа», то оно всё более сужалось до отражения преимущественно идеальных, «метафизических» и этических проблем существования человека.

Заключение

Рассмотрев начало развития представлений Древнегреческой философии, а также конкретные взгляды на проблематику души, мы приходим к выводу. В общем, в учениях античных авторов душа выступала объяснительным понятием для всех жизненных отправлений живого организма, в том числе тех, которые с современной точки зрения, принадлежат к допсихическим процессам или непсихическим формам отражения (например, физиологических процессов, обеспечивающих пищеварение, дыхание и т.п.) Психическое (душевное) отождествлялось с жизненным, и древние мыслители не давали критерия различения психических и непсихических физиологических процессов.

Ощущения, хотя и недостаточный, но необходимый источник познания. Недостаточные и неточные свидетельства ощущений исправляются более тонким усмотрением ума. Так атомы и пустота невидимы, но их существование удостоверяются основанным на чувствах наблюдениях размышлением.

Понимание мира Демокритом: развитие вселенной, порядок мира, все, в сущности, определено механическим движением атомов. Поэтому в его системе нет существования «случайности» - все возникает по необходимости, то есть свое понимание причинности он обосновывал необходимостью.

Душа, по Демокриту: совокупность наимельчайших атомов, имеющих идеальную (то есть шаровидную) форму, т.е. идеальное мыслилось наравне с материальным – единой субстанцией. Частью души является разум. Душа смертна - погибает вместе с телом.

Признавал существование Бога, который состоит из атомов, он есть космический разум. В сочетании атомов находится некая живая и духовная сила, а начала разума находятся в мирах, которые он наделяет божественностью: мир создан божественным разумом и боги помогают людям. Совокупность огненных атомов, разлитая во всем Космосе, оживляет все и дает всему и вся Разум.

Демокрит различал два рода познания: темное и истинное. Темное познание – это чувственное восприятие вещей: зрение, слух, обоняние, вкус и осязание. Его Демокрит называл незаконнорожденным познанием. Истинным или законнорожденным познанием Демокрит называл мысль, или познание посредством мышления. Однако само мышление было у Демокрита таким же движением атомов, что и все остальное. Мышление – это лишь движение, а разница между разумной и неразумной частями души была лишь количественная, определялась плотностью атомов души.

Восприятие вещей происходит, согласно Демокриту, благодаря тому, что от каждого предмета отлетают либо атомы, либо легчайшие "эйдолы" – сверхтонкие невидимые пленочки, повторяющие собой форму этих предметов. Эйдолы летят к органам чувств, а навстречу им душа посылает свои атомы, которые широкой воронкой захватывают эти эйдолы, сжимают их и принимают вместе с информацией об объектах.

С одной стороны, использование образа "эйдолов" представляет собой уже известный нам способ объяснения психики через аналогии. Аналогом невидимых душевных процессов выступают здесь не пар, воздух или огонь, а пленки – материальные, но прозрачные предметы. С другой стороны, нас не может не удивлять точность изображения физического механизма зрительного восприятия. Попробуйте выразить в понятном для древних греков образе представление об электромагнитных волнах, отлетающих от предметов, "сжимаемых" хрусталиком глаза и передающих информацию об окружающем нас мире.

Столь же удивительна точность понимания Демокритом физики других ощущений. Источником теплоты он называл особенно подвижные шарообразные атомы. При охлаждении физических тел и их уплотнении эти быстрые атомы «выщелкиваются» из тел. При воздействии на тело человека эти быстрые атомы вызывают ощущение тепла.

Вкусовые ощущения определяются формой воздействующих на нас атомов и их величиной. Чувство сладкого, например, вызывают круглые и умеренно большие атомы, ощущение кислого – крупные шероховатые, многоугольные и неокругленные атомы, ощущение острого – острые, угловатые, изогнутые атомы. Соленый вкус вызывается угловатыми, косыми и равнобедренными атомами средних размеров, а горький вкус – гладкими, округленными, косыми и мелкими атомами.

Зависимость вкусовых ощущений от химической формы молекул, воздействующих на рецепторы – это современный взгляд на физиологию восприятия. Химические различия молекул (атомов), определяющих вкусовые ощущения, Демокрит и мог передать, рассуждая о различиях формы атомов.

Слуховые ощущения связаны, по Демокриту, с уплотнением воздуха. Источник звука вызывает сгущение воздуха, звук возникает тогда, когда воздух сгущается и с силой входит внутрь. Главным образом он проникает через уши, так как проходит здесь через пустоту и наименее задерживается. Но звук воздействует и на все тело. Сам звук – это тоже особое тело, которое может не только воздействовать, но и подвергаться воздействию.

Образы-эйдолы могут летать по воздуху, они могут проникать через поры вглубь тела человека и вызывать сновидения. Поэтому сновидения тоже несут свою информацию. Но качество этой информации зависит от чистоты воздуха, по которому летают эйдолы. Осенний воздух, например, когда падают листья, может искажать и сбивать с пути эйдолы. Поэтому осенним снам не стоит верить. Реальных богов нет. Но образы богов – это огромные человекоподобные эйдолы, которые может видеть человек. Их происхождение неизвестно.

В концепции Демокрита, механизмом эйдолов объясняется не только восприятие, но и мышление. Мышление, у Демокрита, – это тоже движение эйдолов, воспринятых человеком. В качестве составных компонентов мышления эйдолы образуют понятия о предметах – умственные представления. Толкование мышления и умственных образов как преобразованных ощущений положило начало сенсуализму - одному из популярнейших способов объяснения природы и содержания психики.

"Сенсуализм - учение о том, что психическая жизнь слагается из чувственных впечатлений, являющихся единственным источником познания. В античном мире сторонниками сенсуализма были представители ряда философских школ... стоики предложили рассматривать ум как "чистую доску", на которую опыт накладывает свои письмена. Им же принадлежит афоризм: нет ничего в разуме, чего бы не было первоначально в чувствах... Идеи сенсуализма оказали сильное влияние на первые экспериментальные работы в области психологии, поскольку предполагалось, что задача эксперимента состоит в выявлении первичных чувственных элементов (ощущений), из которых строится вся сложная архитектоника душевной жизни".

Даже из этого краткого определения сенсуализма, данного в "Психологическом словаре", можно видеть, что сенсуализм внутренне связан с атомизмом. Атомизм, своей логикой, требует выделить первичные элементы психических процессов, из которых строилось бы все содержание души. Причем, для теоретического атомизма важно, чтобы эти элементы не создавались самой душой, не рождались в психике как ее собственный продукт. Если ощущения создаются активностью самой психики, то им трудно отдать роль объясняющих исходных элементов, подобных атомам, не разложимым и не возникающим в ходе развития материи. Атомы пришли в мир, чтобы его создавать и объяснять. Такую же роль по отношению к психике играют ощущения. Они как бы приходят в нашу душу извне, эйдолами внешних объектов. Атомистическая установка на поиск исходных элементов, создающих базовое основание системы, привела к рассмотрению ощущений в качестве первичных кирпичиков психики.

В дальнейшем сенсуализм стал рассматриваться как основа материалистического понимания мира. То, что ощущения приносятся в сознание из внешнего мира, очень просто и убедительно доказывало, что психические образы порождены именно этим внешним миром, а не внутренними механизмами психики. Эта идея была особенно популярна в дальнейшей дискуссии о том, отражает ли наше сознание внешний мир или же оно построено как-то иначе и наши психические образы не являются надежным отражением предметов. Дискуссия эта становилась очень напряженной в периоды революций, когда бунтующее сознание людей противостояло реальности. Человеку нужно было либо приводить свое мироощущение в соответствие с реальностью, либо ломать и перестраивать реальность по схеме своего субъективного мироощущения.

Например, для философа В.И.Ленина не было альтернативы сенсуализму, поскольку для его практической борьбы губительно было бы всякое сомнение в истинности отражения мира в образах, наполнявших революционное сознание коммунистов. Ведь на основе этих образов предполагалось перестроить сам объективный мир: «Мы наш, мы новый мир построим…» А что, если наши образы созданы не прямым воздействием внешнего мира, а активностью нашей психики? Что, если в силу слабости психики эти образы не совсем точно отражают этот мир? Что, если в реальности мира действуют силы, невидимые для нас? Не слишком ли рискованна, в таком случае, идея разрушить один мир и построить другой? Поэтому отношение В.И.Ленина и к сенсуализму, и к демокритовским идеям вообще было крайне положительным, что повлияло и на восприятие этих идей его последователями, и на их изложение в советских учебниках философии и психологии.

Признавая большую значимость сенсуализма для развития науки 17-18 веков, мы должны все же видеть, что в сенсуализме выражены крайние формы человеческой амбициозности и эгоцентричности. Как эгоцентрик, человек практически ставит здесь знак равенства между реальностью вещи и своим ее восприятием. А можно ли считать реальным то, что в принципе невозможно ощутить? Или именно ощущаемость мира дает ему право считаться реальным? Всяким ли ощущениям соответствует реальность объектов?

Невидимость вещи порождает неуверенность и напряженность в действии с ней, а наглядность вещи создает ощущение ее понятности. Сенсуализм, подобно атомизму, придает человеку уверенность в его превосходстве над вещами, над постигаемым миром. В периоды общественного хаоса сенсуализм тоже предстает философией активного действия.

Идеи сенсуализма повышают субъектность индивида, снижают чувство тревоги по поводу присутствия невидимых процессов, и особенно по поводу присутствия в мире субъекта, невидимого людям. Однако для сенсуализма представление о душе является лишь фикцией, ложным порождением ума.

Драмы познания нередко разыгрываются вокруг элементарной ограниченности нашего восприятия, порождая то мифические образы невидимых духов, воздействующих на нас и на предметы, то тысячелетние войны материализма с идеализмом, атеизма с религиями и художественными фантазиями, компенсирующими невидимость многих реальностей этого мира. По причине объективной невидимости своего объекта, и психология оказалась на сотни лет вовлеченной в водоворот этой драмы. Психология периодически отказывалась от души как от непонятного объекта, начинала заниматься видимыми физиологическими компонентами психических процессов, а в результате вытеснялась физиологией.

Но именно благодаря невидимости психики, психологи были вынуждены разрабатывать для ее познания такие сложные способы мышления и исследования, которые в наше время позволили психологии выйти на передовые позиции в области методологии науки. Невидимость психики породила у психологов глубокую неудовлетворенность методологией позитивизма, предлагавшего ученому строго ограничиваться наблюдением и описанием фактов, избегая сложных теоретических размышлений о ненаблюдаемых свойствах вещей. Теоретическая психология перестала быть «позитивной наукой».

В 20-м веке проблемы изучения ненаблюдаемых объектов реальности встали и перед другими науками. Так, физика после исследования различных волн и частиц, регистрируемых с помощью научной аппаратуры, вышла к таким объектам как нейтрино, "черные дыры" и некоторые другие явления, которые являются только теоретическому уму и воображению ученых. Биология, социология и другие науки столкнулись с необходимостью анализа и понимания таких систем как биологические виды или социумы, которые в принципе невозможно отразить с помощью какого-либо наблюдения и образ которых можно строить только с помощью воображения, обобщающего множество разрозненных фактов и впечатлений.

Авторы, сообщающие о взглядах Демокрита, мало понимали его математику. Аристотель и последующие математики ее резко отвергли, поэтому она была забыта. Некоторые современные исследователи отрицают различие атомов и амер у Демокрита или полагают, что Демокрит считал атомы неделимыми и физически и теоретически, но последняя точка зрения ведет к большим противоречиям. Атомистическая теория математики существовала, она возродилась в школе Эпикура.

 

Объяснение души Платоном.

В учении Платона, душа вселенной – существо, занимающее середину между идеей и явлением; такова же природа и человеческой души. Душа человека близкородственна идее и соединена со смертным телом; потому в ней примиряется противоположность между чувственным миром и духом. Душа сопричастна идее жизни, потому не может не быть живой; следовательно, её существование не началось и не кончится с земною жизнью; она существовала раньше рождения тела, в котором живет теперь, и она бессмертна.

Своё учение о происхождении и судьбе души Платон излагает в диалогах «Тимее» и «Федре» под оболочкою мифического рассказа. – Сотворив вселенную и богов (небесные светила), создатель мира повелел богам светил создать смертные существа. Они создали человеческое тело и смертную часть души, а сам он создал бессмертную часть её из того же состава, как и душу вселенной, только количество состава он взял для этого меньше. Число сотворенных душ, согласно Платону, равнялось числу божественных светил, так что на каждую звезду приходится по одной душе: эта звезда продолжает охранять душу и после соединения её с земным телом, руководить ею в её земной жизни. Число душ не увеличивается и не уменьшается. Созданные души посещают в сопровождении богов область истины, область идей, находящуюся над звездным небом. Смотря по тому, какие воспоминания остаются в душе от этого путешествия, она избирает себе тело и образ жизни. По смерти тела душа приходит в место суда, откуда праведные души в награду за свою добродетельную жизнь на земле отводятся направо, на небо, а неправедные отводятся в наказание налево, под землю.

По учению Платона, через тысячу лет души призываются снова избрать себе образ жизни на земле. Те души, которые три раза сряду выбирали себе образ жизни философов и жили в этом виде хорошо, переходят по прошествии трех тысяч лет в жилище богов и пользуются спокойствием, а все другие души странствуют по земным телам, какие выберут для себя, целые десять тысяч лет. Есть много таких душ, считает Платон, которые, погрязнув в чувственности, выбирают себе какое‑нибудь другое тело, а не человеческое, тогда как только человеческое тело имеет такое устройство, что душа, живущая в нем, может возобновлять в себе воспоминания об идеях, выделяя из чувственных впечатлений истинные понятия и замечая гармонию в мире явлений; и только возобновлением своих воспоминаний об идеях душа находит путь возврата к своему божественному началу. Поселясь в теле, душа утрачивает свою первоначальную чистоту, и часто, увлекаясь чувственностью, предаваясь страстям, она совершенно искажает свою природу.

Согласно учению Платона, человеческая душа состоит из трех частей: одна из этих частей, разумная, помещается в голове; это мыслящий дух; две другие части души неразумны; одна из них благородна, другая неблагородна. Благородная часть – энергия воли; она одарена влечением к благородному и доброму и по своей природе находится в союзе с разумом; она живет в груди. Неблагородная часть души, живущая в желудке, имеет своими качествами чувственные влечения и страсти. Разум преобладает у греков, мужество у северных варваров, а у финикиян и египтян преобладает влечение к корысти.

Каким образом происходит единство сознания в душе, состоящей из трех частей, Платон не разъясняет. Но ясно говорится у него, что человеческая душа имеет свободную волю и сама решает, как поступать.

Таким образом, человек имеет душу, продолжающую существовать по смерти тела, одаренную свободной волей и по собственному решению выбирающую для себя хороший или дурной путь жизни. Учение Платона делает из этого вывод, что человек и государство имеют нравственные задачи; ясно из этого и то, в чем состоят их нравственные задачи. Душа первоначально была подобна божеству и предназначение человека состоит в том, чтобы снова уподобиться божеству; средствами к тому служат мудрость и добродетель, а исполнение предназначения составляет счастье, которое Платон называет высочайшим благом. Соединяясь с телом, переносясь в чувственный мир, душа впадает в беспамятство, так что перестает сознавать свое божественное происхождение. Находясь в теле под владычеством чувственности, она не имела бы пути к возвращению в свою небесную родину, если бы божество не вложило в нее влечения к истине, находящего удовлетворение себе в преодолении чувственности. Это учение повело у индийцев к отрицанию жизни как обманчивого призрака, к погружению в апатическое умосозерцание. Встречаются и в учении Платона места, в которых говорится, что спасение души состоит в освобождении её от тела, в отрицании земной жизни.

Но такое воззрение на жизнь противоречило здоровой природе греков; и у Платона преобладают мысли иного рода. Мир явлений (вещей) – подобие мира идей; потому, познавая его, можно познавать идеи. Мир явлений доставляет душе возможность пробуждать дремлющие в ней воспоминания о её прежнем состоянии, возвращать себе сознание о своем богоподобии. Платон утверждает, что средства к этому доставляются разлитой по миру красотой, проявляющеюся в целесообразном устройстве природы, в науке, искусстве (особенно в музыке), в гармонии вселенной, а яснее всего в прекрасной форме человеческого тела. Красота возбуждает в душе любовь. Таким образом, говорит Платон, созерцание красоты и любовь двух душ, сходных между собою, содействуют пробуждению сознания о прежнем идеальном состоянии, и каждая из двух душ, любящих друг друга, научается познавать себя, узнавая другую, и обе помогают друг другу восходить в область идей. Эта любовь, которой усвоено название «Платоновой» или «платонической» любви, ведет душу к познанию истины, к сознанию высшей своей цели, пробуждая в мыслящем разуме стремление учиться и учить, освобождая человека от уз чувственности, заменяя в нем низкие желания предчувствием, а потом и созерцанием истины.

Понятие о собственности

По Локку только труд является основанием для появления собственности. Например, если человек посадил сад и терпеливо возделывал его, то и право на полученный результат принадлежит ему на основании вложенного труда, даже если земля не принадлежит этому труженику. Идеи ученого о собственности являлись поистине революционными для того времени. Он считал, что человеку нельзя иметь больше собственности, чем он может использовать. Хотя само понятие собственность – священно и охраняется государством, поэтому можно мириться с неравенством в имущественном состоянии.

 

Начение

Одним из первых поставил вопрос о пределах возможностей воспитания. Новизна – процесс становления и воспитания человека рассматривается как единство физического и умственного развития. Во взаимодействии личности и общества приоритетное значение принадлежало индивидуальному началу связанного с общественными интересами. Внес в педагогику новые принципы: опыт как основа воспитания, рационализм, прагматизм, утилитаризм. Разработал идею элитарного образования джентльмена – нового человека, которому суждено крепить могущество новой буржуазной Англии.

Интроспекция (от лат. introspecto — смотрю внутрь) - метод психологического исследования, который заключается в наблюдении собственных психических процессов без использования каких-либо инструментов или эталонов.

Интроспекция — метод углубленного исследования и познания человеком моментов собственной активности: отдельных мыслей, образов, чувств, переживаний, актов мышления как деятельности разума, структурирующего сознание, и т. п. Метод, основанный В.Вундтом, используется в структурализме.

В качестве особого метода интроспекция была обоснована в работах Рене Декарта, который указывал на непосредственный характер познания собственной душевной жизни. Джон Локк разделил человеческий опыт на внутренний, касающийся деятельности нашего разума, и внешний, ориентированный на внешний мир.

После того, как Вильгельм Вундт соединил метод интроспекции с лабораторными и аппаратными методиками, интроспекция стала главным методом исследования психических состояний и содержания сознания человека в зарождающейся экспериментальной психологии конца XIX века. Однако в начале XX века, в связи с изменением и расширением объекта и предмета психологии, появлением новых направлений в психологии интроспекцию объявили методом идеалистическим, субъективным и ненаучным.

Феноменологическая интроспекция. Разработана в гештальтпсихологии. Характеризуется ориентацией на описание психических феноменов в их непосредственности и целостности «наивным испытуемым». Этот метод, находящий свои истоки в методе «внутреннего восприятия», разработанном Ф. Брентано, продуктивно применялся в описательной психологии В. Дильтея, а затем в рамках гуманистической психологии.

Преимущество метода интроспекции заключается в том, что сам человек может познать себя лучше, касательно множества вопросов, чем бы это сделали другие. В этой связи, интроспекция связана с рефлексией. Однако, главным недостатком метода интроспекции может являеться его необъективность, субъективизм[1].

Основаны на постулате о неопосредованности субъективного опыта индивида и невозможности объективного исследования психических процессов. При этом «чужое» сознание рассматривается как специально реконструируемое посредством операции переноса: исследователь, зная о связи собственных переживаний с внешними их проявлениями, строит гипотезу о внутренних переживаниях другого человека на основе его внешне наблюдаемого поведения. К данному направлению можно отнести школу В. Вундта, структурную психологию Э. Титченера, психологию акта Ф. Брентано, Вюрцбургскую школу, а также Л. М. Лопатина, Г. И. Челпанова.

Дж. Локк замечает, что рефлексия предполагает особое направление внимания на деятельность собственной души, а также достаточную зрелость субъекта. У детей рефлексии почти нет, они заняты в основном познанием внешнего мира. Она может не развиться и у взрослого, если он не проявит склонности к размышлению над самим собой и не направит на свои внутренние процессы специального внимания.

В психологии конца ХIХ в. начался грандиозный эксперимент по проверке возможностей метода интроспекции. Научные журналы того времени были наполнены статьями с интроспективными отчетами; в них психологи и с большими подробностями описывали свои ощущения, состояния, переживания, которые появлялись у них при предъявлении определенных раздражителей, при постановке тех или иных задач.

Это не были описания фактов сознания в естественных жизненных обстоятельствах, что само по себе могло бы представить интерес. Это были лабораторные опыты, которые проводились "в строго контролируемых условиях", чтобы получить совпадение результатов у разных испытуемых. Испытуемым предъявлялись отдельные зрительные или слуховые раздражители, изображения предметов, слова, фразы; они должны были воспринимать их, сравнивать между собой, сообщать об ассоциациях, которые у них возникали, и т. п.

Эксперименты наиболее строгих интроспекционистов (Э. Титченера и его учеников) осложнялись еще двумя дополнительными требованиями.

Во-первых, интроспекция должна была направляться на выделение простейших элементов сознания, т. е. ощущений и элементарных чувств. (Дело в том, что метод интроспекции с самого начала соединился с атомистическим подходом в психологии, т. е. убеждением, что исследовать – значит разлагать сложные процессы на простейшие элементы.)

Во-вторых, испытуемые должны были избегать в своих ответах терминов, описывающих внешние объекты, а говорить только о своих ощущениях, которые вызывались этими объектами, и о качествах этих ощущений. Например, испытуемый не мог сказать: "Мне было предъявлено большое, красное яблоко". А должен был сообщить примерно следующее: "Сначала я получил ощущение красного, и оно затмило все остальное; потом оно сменилось впечатлением круглого, одновременно с которым возникло легкое щекотание в языке, по-видимому, след вкусового ощущения. Появилось также быстро преходящее мускульное ощущение в правой руке...".

Ответ в терминах внешних объектов был назван Э. Титченером ошибкой стимула" – известный термин интроспективной психологии, отражающий ее атомистическую направленность на элементы сознания.

Другим неприятным следствием были накапливающиеся противоречия в результатах. Результаты не совпадали не только у различных авторов, но даже иногда у одного и того же автора при работе с разными испытуемыми.

Больше того, зашатались основы психологии – элементы сознания. Психологи стали находить такие содержания сознания, которые никак не могли быть разложены на отдельные ощущения или представлены в виде их суммы. Возьмите мелодию, говорили они, и перенесите ее в другую тональность; в ней изменится каждый звук, однако мелодия при этом сохранится. Значит, не отдельные звуки определяют мелодию, не простая их совокупность, а какое-то особое качество, которое связано с отношениями между звуками. Это качество целостной структуры (нем. – "гештальта"), а не суммы элементов.

Далее, систематическое применение интроспекции стало обнаруживать нечувственные, или безобразные, элементы сознания. Среди них, например, "чистые" движения мысли, без которых, как оказалось, невозможно достоверно описать процесс мышления.

Итак, практика использования и углубленное обсуждение метода интроспекции обнаружили ряд фундаментальных его недостатков. Они были настолько существенны, что поставили под сомнение метод в целом, а с ним и предмет психологии – тот предмет, с которым метод интроспекции был неразрывно связан и естественным следствием постулирования которого он являлся.

В современных исследованиях происходит все наоборот. Главная нагрузка ложится на экспериментатора, который должен проявить изобретательность. Он организует подбор специальных объектов или специальных условий их предъявлений; использует специальные устройства, подбирает специальных испытуемых и т. п. От испытуемого же требуется обычный ответ в обычных терминах.

Каждую из этих позиций можно охарактеризовать, по крайней мере, по двум следующим пунктам: во-первых; по тому, что и как наблюдается ; во-вторых, по тому, как полученные данные используются в научных целях.

 

Основные функции психики. Психика как ориентировочная деятельность.

.

1. Отражение воздействий окружающей действительности. Психика является свойством мозга, его специфической функцией. Эта функция носит характер отражения. Психическое отражение действительности имеет свои особенности.

Во-первых, это не мертвое, зеркальное отражение, а процесс, постоянно развивающийся и совершенствующийся, создающий и преодолевающий свои противоречия.

Во-вторых, при психическом отражении объективной действительности любое внешнее воздействие всегда преломляется через ранее сложившиеся особенности психики, через конкретные состояния человека. Поэтому одно и то же воздействие может по-разному отражаться разными людьми и даже одним и тем же человеком в разное время и при различных условиях.

В-третьих,психическое отражение – это правильное, верное отражение действительности. Возникающие образы материального мира являются снимками, копиями существующих предметов, явлений, событий.

2. Регуляция поведения и деятельности. Психика, сознание человека, с одной стороны, отражают воздействие внешней среды, адаптируются к ней, а с другой – регулируют этот процесс, составляя внутреннее содержание деятельности и поведения. Последние не могут не опосредоваться психикой, так как человек именно с ее помощью осознает мотивы и потребности, ставит перед собой цели и задачи деятельности, вырабатывает способы и приемы достижения ее результатов. Поведение при этом выступает внешней формой проявления деятельности.

3. Осознание человеком своего места в окружающем мире. Эта функция психики, с одной стороны,обеспечивает правильные адаптацию и ориентацию человека в объективном мире, гарантируя ему правильное осмысление всех реалий этого мира и адекватное к ним отношение. С другой стороны, с помощью психики человек осознает себя как личность, наделенную определенными индивидуальными и социально-психологическими особенностями, как представителя конкретного общества, социальной группы, отличающегося от других людей и находящегося с ними в своеобразных межличностных отношениях.

Согласно Гальперну, психика во всем диапазоне ее форм (познавательных процессов, потребностей, чувств, воли) по своей жизненной функции есть ориентировочная деятельность субъекта в проблемных ситуациях на основе образа. Психика как ориентировочная деятельность возникает в ситуации подвижной жизни для ориентировки в предметном поле на основе образа и осуществляется с помощью действий в плане этого образа ("Введение в психологию", 1976; "Психология как объективная наука", 1998). Рассмотрение данного вопроса по отношению к учебному процессу нам представляется возможным на основе теории об ориентировочной, которая представляет одно из направлений психологической теории деятельности. Психика выступает в своей ориентировочной функции. Она порождается деятельностью, теми реальными отношениями, которыми человек вступает в предметный мир и систему общественных отношений. Деятельностью порождается психическое отра­же­ние как «субъективный образ объективного мира», и в ней оно функционирует как её неотъемлемый компонент. Мозг является естественной предпосылкой психики, осуществляющей физиологические про­цессы отра­жения, но не обуславливающей её психо­ло­гическое содержание. Понимание психики как ориентировочной деятельности позволяет организовать процесс усвоения школьниками учебного материала не в опоре на наследственные способности и наличный уровень развития учеников, а через целенаправленное формирование у школьников умения строить ориентировочную деятельность при решении разных задач (теоретических и практических). Это предполагает создание в образовательном учреждении определенных условий, при которых станет возможным развитие у учащихся ОД с такими заданными свойствами, обладая которыми она будет реально выступать в своей ориентировочной функции по отношению к деятельности решения теоретических и практических задач. Содержание структуры ориентировочной деятельности в процессе ее формирования у школьников должно быть раскрыто через следующие компоненты:

· мотивационно-целевой;

· отражённое содержание предмета (знания о нём) и производящая знание исследовательская деятельность;

· план будущей преобразовательной деятельности с объектом;

· контроль выполнения плана (при его реализации) и оценка его операций;

· в случае обнаружения откло­нений от нормы - их коррекция.

Все эти компоненты интегрируются в дальнейшем в ориенти­ровочную основу деятельности, для чего необходимо пройти ряд стадий. На каждой стадии формируемая ОД выпол­няет особую функцию, имеет специфическое содержание и результат.

На первой стадии (мотивационно-целевой) происходит возникновение потребности к решению задачи. Выделяется цель (предполагаемый результат деятельности) - определяется какого рода знания и умения должны быть сформированы, и для решения каких задач они приобретаются.

На второй стадии (исследовательской) - анали­зируется предлагаемая программа исследования: логика, организующая познава­тель­ный процесс, состав и последовательность действий, которы­ми открывается содержание объекта и строится его образ. Реализуемая программа формирует одновременно и образ пред­мета и образ деятельности, которой он строится. Это не «вложенное в голову», вызубренное «псевдо-знание», а знание, добытое самим учащимся. Выделенное и фиксированное в понятиях познаваемое содержание объекта (знания) представляет собой свёрнутый итог выполненных познавательных действий. Большое значение имеет понятийный аппарат, которым организуется деятельность, поскольку построить нормативную деятельность невозможно без представления о всеобщей форме деятельности, исследуя предмет бессистемно, и не используя понятия конкретной науки.

Отсюда следует, что понятийный аппарат этот обязательно должен включать три группы понятий. Первую группу состав­ляют понятия, выражающие всеобщую форму деятельности: «цель» - зачем, «предмет» - что, «метод» и «средства» - чем, «способ выполнения – действия и операции» - как, «про­дукт» - что в итоге. Вторую группу представляют понятия, которыми она описывается как познавательная деятельность, выполняемая средствами системного ана­лиза предмета: «система», её «целостные свойства», «функции», «элементы», «связи», «структура», «уровни» строения и функционирования и др. Третью же группу составляют понятия конкретной науки, которыми иссле­дуются и описываются явления, процессы и законы специфических систем как предмет данной науки. Таким образом, предмет и деятель­ность его исследования описываются в единстве всеобщей и особенной форм. На третьей стадии (ориенти­ро­воч­ного планирования) строится план будущей преобразовательной деятельно­сти с объектом на основе сформированного содержания и структуры образа. Образ, указывал П.Я. Гальперин, открывает «поле возможного дейст­вия». План составляется субъектом на основе уже выявленных свойств, связей, отношений объек­та. Произведенные в исследовании знания открывают возможности преобразования объекта, определяют выбор оптимального варианта действий. Плани­руемым для реализации плана операциям предписы­ваются нормы, без которых поставленная цель не может быть достигнута. Благодаря этому возникает объективная и полная картина возможностей преобразований. Словно карта местности перед путешественником, перед учащимся возникает карта возможностей преобразования объекта, по которой он способен ориентироваться. На четвёр­той стадии (контрольно-оценочной) осуществляется контроль за ходом реализации плана, оценка выполняемых действий и операций, их соот­ветствие нормам, установление имеющихся отклонений. В последнем случае осуществляется их коррекция. Наконец, на пятой стадии (регуля­торно-управляющей) - происходит интеграция всех ранее сформированных компонентов в целостное образование - ориентировочную основу, которая и выполняет функцию управления деятельностью в целом. Деятельность в процессе её фор­ми­рования и усвоения, меняя на разных стадиях свои функции и содержа­ние, своим итогом имея сформированную структуру ориенти­ровочной основы, сама при этом превращается в умение.

Из изложенного выше становится ясно, что в процессе формирования ориентировочная деятельность ме­няется и по формам: проходит ряд этапов на пути её превращения из внешней во внутреннюю деятельность. Но и, став внутренней деятельностью, она продолжает изменяться, претерпевает ряд преобра­зований: свёрты­вается, автоматизируется. В таком виде она одномоментно вос­производит «ориентирующий образ» - именно в таком виде ориенти­ро­вочная основа является отражением внешней деятельности: не прямым её аналогом, а её внутренним планом.

Итак, в процессе формирования ОД следует разли­чать ее разные аспекты:

· первый – постадийное формирование ОД, её пред­мет­ного содержания и струк­турных компонентов;

· второй - поэтапное формирование разных форм ОД, которые она принимает на пути её превращения из внешней деятельности во внутреннюю;

· третий - пре­образования, которые она претерпевает, став внутренней деятельно­стью.

Так, в процессе формирования ориентировочной деятельности происходят многомерные ее измене­ния: по функциям, содержанию, структуре, формам функциониро­вания.

Ориентация на формирование такой ОД в учебной деятельности школьников предпола­гает внесение сущест­венных изменений в сложив­шуюся технологию обучения: изменение содержания обучения, обучаю­щих программ, разработку специальной системы учебных заданий для каждой стадии формирования ориентировочной деятельности и упражнений в «поэтапной отра­бот­ке» при их выполнении. Главным итогом изменений станут:

· сокращение сроков обучения при одновременном повы­шении качества усвоения соответствующего материала;

· обеспечение успешности обучения у подавляющей части обучаемых;

· существенное повышение интереса к учению у обучаемых;

· непосредственное развитие психики в учебном процессе, как следствие развитие способности самостоятельно ориентироваться в новых задачах (теоретических и практических) и решать их;

· возможность дифференцированного обучения с сохранением единой структуры теоретических знаний.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-03-22; Просмотров: 622; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.099 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь