Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Тайны гипноза . и /1 и операция ни сознании jT )



Петров и Кондратий Селиванов — призывали ко второму, «огненному крещению», как они называли выхолащивание (убеление). Уход от сексуальности, обет безбрачия определили второе название скопцов, именовавших себя белыми голубями. В начале прошлого века поэт-символист Андрей Белый написал роман «Серебряный голубь», по всей вероятности, символизируя духовную связь интеллектуалов серебряного века с «белыми голубями».

Интересный момент отметил В. Бехтерев, отрицавший заявления о том, что сектантство сего дикими обрядами возникает только как следствие невежественности, культурной отсталости народных масс. По словам доктора, «эти условия имею неоспоримое влияние на развитие психопатических эпидемий. Но они отражаются лишь на внешней форме и на внутреннем содержании таких явлений и не более». В интеллектуальной среде, при большей культурности населения, психопатические явления с вульгарным содержанием, подобные оскоплению или «христовой любви», невозможны. Однако в другой, более возвышенной форме, сектантство вполне вероятно, что доказано популярностью буддизма в наше время или модифицированной хлыстовщины в изящный серебряный век.

В мае 1905 года на квартире петербургского литератора Н. Минского произошло «собрание

47

 


Щ Т4ИНЫ, Н4Х04КИ. СЕНСАЦИИ _______________

с целью моления и некой жертвы кровной». Участниками сборища были известные деятели российского искусства: философ Н. Бердяев, В. Розанов с приемной дочерью, поэт В. Иванов с супругой, Н. Минский, Ф. Сологуб, писатель А. Ремизов, прославленный критик С. Вен-геров, знаменитая эсерка Мария Добролюбова. Возглавлял интеллектуальную секту поэт-символист А. Добролюбов. События, происходившие в ту ночь, известны со слов падчерицы В. Розанова, описавшей таинственное действо следующим образом: «Приглашенные собрались в полночь; сначала сидели на полу, погасив огни, затем стали производить ритмичные движения, «хлыстовское верчение» для вхождения в религиозный экстаз. После этого посреди комнаты поставили «жертву» — некрещеного еврея, — добровольно вызвавшегося на эту роль музыканта С. Новоявленного Иисуса Христа распяли, символически пригвоздив ему руки и ноги. Затем основные вдохновители этого радения — знаменитый историк Вячеслав Иванов с женой разрезали музыканту вену и собрали кровь в чашу, напоминавшую потир. Кровь «жертвы» смешали с вином и выпили, обнося чашу по кругу. Участники были в восторге от всего происшедшего, решив повторять радения как можно чаще.

Российский религиозный философ Иван Ильин (1883-1954) однажды сказал: «От бога и от природы

48


Т 4 Р 1 НЫ ГИПНОЗ *. ИЛИ ОПЕРАЦИЯ Н 4 СОЗНАНИИ ft

устроено так, что люди влияют друг на друга не только преднамеренно, но и непреднамеренно; и этого избежать нельзя».

Если в малокультурной среде психопатические эпидемии чаще всего возникают в результате проповедей или воззваний экзальтированных ораторов, то интеллигенты поддаются косвенному или прямому внушению, исходящему от средств массовой информации. Такие ситуации случаются нередко, бывают кратковременными и не имеют патологического характера. В этом ряду стоит известное явление — паника (от греч. panikon — «безотчетный ужас»), возникающая при больших скоплениях народа, когда к сознанию собравшихся неумным оратором прививается идея о неминуемой смертельной угрозе. Психологи называют паникой особое психологическое состояние, вызванное угрожающим воздействием внешних условий и выраженное в чувстве острого страха.

Человека или многих людей охватывает неудержимое, бесконтрольное стремление избежать опасной ситуации. Пережившие подобное состояние знают, что панический ужас не имеет ничего общего с трусостью, которую можно побороть простым усилием воли. Это явление подобно инфекции, внезапно охватившей огромное количество людей, напуганных каким-либо слуховым или зрительным впечатлением (пожар,

49


Щ Т4ЯНЫ. Н4Х04КИ. СЕНСАЦИИ _______________

наводнение, резкий сигнал). Природа паники связана с чувством самосохранения, поэтому ей в одинаковой мере поддаются люди разного интеллектуального развития, возраста и социального положения.

Главным условием паники является неожиданность ожидаемой ситуации, когда напряженной психике хватит малейшего толчка, чтобы заставить человека потерять над собой контроль. Так, после серии терактов достаточно громкого хлопка, чтобы толпа устремилась в разные стороны, давя и топча упавших. Паническое настроение, как и чувство самосохранения, свойственно не только homo sapiens. В животном царстве также отмечены удивительные случаи паники (стампеды), когда целые стада устремлялись в море и тонули: «И вот все стадо свиней бросилось с крутизны в море и погибло в воде».

Психическими эпидемиями отмечены все эпохи, но особенно богатым на события подобного рода был XVII век. Истерия стала болезнью этого столетия, как колдовство в предыдущий век или мания величия в наше время. Современным психиатрам известно происхождение судорожных состояний, называющихся пляской Святого Витта. Отталкиваясь от средневекового мировоззрения, благодаря господствовавшим верованиям конвульсивные проявления истерии часто имели склонность к широкому распростране-

50


тайны гипноза , или операция на сознании ф )

нию. Значительную роль в увеличении количества заболевших имело самовнушение и взаимовнушение. Характерным примером такой эпидемии служит история, произошедшая в центре Парижа на Сен-Медарском кладбище.

Известный в свое время дьякон Пари успешно излечил от конвульсий молодую горожанку Жанну. После смерти священника его могила стала местом встреч почитателей, отдававших дань умершему целителю весьма оригинальным способом. Вот как описаны события в сочинении Луи Филье: «Со всех частей города люди сбегались на Сен-Медарское кладбище, чтобы К принять участие в кривляньях и подергиваниях. Здоровые и больные, все уверяли, что конвуль-сируют по-своему. Это был всемирный танец, настоящая тарантелла. Вся площадь кладбища и соседних улиц была занята массой девушек, женщин, больных всех возрастов, конвульсиру-ющих как бы вперегонку друг с другом. Здесь мужчины бились о землю, как настоящие эпилептики, в то время как другие глотали камешки, кусочки стекла и даже горящие угли».

Жуткий шабаш повторялся ежедневно, а управлял этой судорожной толпой аббат Бешерон. Взгромоздясь на могилу дьякона Пари так, чтобы его было видно со всех сторон, духовник ловко совершал искусное па — знаменитый скачок карпа, чем приводил зрителей в неописуемый

51

 


to Т4ЯНЫ. Н4ХР4КИ. СЕНСАЦИИ _______________

восторг. Собравшиеся выражали восхищение стонами, пением, диким ревом, свистом; декламировали стихи, прорицали, лаяли и мяукали.

«Там женщины ходили на голове, — писал Луи Филье. — Другие, рядом растянувшись во весь рост, приглашали зрителей ударять их по животу и бывали довольны, когда 10 или 12 мужчин одновременно обрушивались на них своей тяжестью. Люди корчились, кривлялись и двигались на тысячу различных ладов. Более заученные конвульсии напоминали пантомиму и позы, в которых изображались какие-нибудь религиозные мистерии, особенно часто показывались сцены из страданий Иисуса Христа».

Вакханалии на Сен-Медарском кладбище продолжались довольно долго, но все же дошли до городских властей. По приказу короля полиция перекрыла вход на кладбище, но безумие не прекращалось. Бесноватые переместились на частные квартиры, чем еще более затруднили работу полиции. В те дни из домов Парижа доносились стоны, лай, рыдания и вопли, определенным образом действуя на нормальных горожан, все более поддававшихся психической заразе. Эпидемия приняла настолько сильный размах, что король издал указ о предании суду каждого конвульсирующего. Испуганные перспективой провести остаток жизни в тюрьме, «танцоры» понемногу прекратили бесчинства.

52


Т * ЯНЫ ГИПНОМ . И /1 И ОПЕРЕНИЯ Н 4 СОЗНАНИИ ft

Не подлежит сомнению, что подобное поведение стало результатом внушения аббата Бе-шерона, усилившегося под влиянием религиозного мистицизма и тягостных суеверий прошлого. Одним из таких суеверий являлось колдовство, выражавшееся в стандартных галлюцинациях истеричных больных. Посредством запугивания страшными рассказами о таинственных силах, с помощью самовнушения люди с неустойчивой психикой убеждали себя в том, что болезненные видения есть реальная связь с Сатаной или какой-либо нечистью. Наиболее распространенным взглядом была так называемая одержимость дьяволом, объяснявшаяся присутствием его в человеческом теле. Благодаря взаимовнушению эта нелепая идея овладевала группой людей, постоянно находившихся рядом, как произошло с урсулинками города Лудена в 1631 году.

Религиозная община состояла из благонравных девушек, решивших посвятить себя делу образования. Долгое время настоятелем монастыря был аббат Муссо, к моменту описываемых событий почивший в бозе, но вдруг явившийся к новой настоятельнице в образе страшного мертвеца. Монахиня опрометчиво рассказала о привидении остальным общинницам, и покойный Муссо стал являться ко всем одновременно. С тех пор монастырь будоражило каждую ночь: из келий слышались крики, по коридорам носились ис-

53


Щ Т4ИНЫ. Н4Х04КИ. СЕНСАЦИИ _______________

пуганные монахини. Шум, доносившийся из обители, не позволял уснуть жителям близлежащих домов.

Забыв о виновнике неприятностей — аббате Муссо — девушки утверждали, что в них поселилось огромное количество демонов и даже называли их имена: Астарот, Асмодей, Левиафа, Исаакорум, Уриель, Бегемот, Дагон и Магон. Все имена были известны из богословских сочинений. Однако встречались и новые, например, настоятельница в бреду упоминала реального священника Грандье, якобы околдовавшего ее ежедневными презентами в виде букетов роз.

Если отбросить мистику, то «одержимость» урсулинок приняла характер серьезного заболевания, проявлявшегося в частых конвульсиях, сопровождавшихся бредом. Впадая в гипнотическое состояние, монахини катались по полу, произносили кощунственные фразы, чаще всего проклиная Бога, уверяя в том, что исполняют его волю. Более подробно симптомы «одержимости» описаны в трудах Луи Дебоннера, рассказавшего другую историю, происходившую при похожих обстоятельствах: «В определенные дни девушки внезапно впадают в трепет, дрожь, судороги и зевоту. Они терзают и бьют себя; их голова вращается с крайней быстротой, их глаза закатываются, язык выходит наружу, то втягивается внутрь, заполняя глотку. Желудок и ниж-

54


Т 4 Р 1 НЫ ГИПНОЗА , И /1 И ОПЕРАЦИЯ Н 4 СОЗНАНИИ Д |

няя часть живота вздуваются, они лают как собаки или поют как петухи. Страдая от удушья, несчастные стонут, кричат и свистят, по всем членам пробегает судорога. Они кувыркаются и производят движения, оскорбляющие скромность, принимают циничные позы, растягиваются, деревенеют и остаются в таком положении часами и даже целыми днями».

На борьбу с нечистым духом явился монах Миньон с двумя помощниками, но они оказались бессильны против огромного количества бесов, вселившихся в тела несчастных девушек. Впрочем, лечение бесноватых ограничивалось привязыванием их к скамьям и воззваниями к совести дьяволов. Разговор происходил через посредничество обезумевшей монахини, устами которой дьяволы отвечали священникам. Потеряв надежду на покорность нечистого духа, Миньон вспомнил о земном участнике этой драмы — аббате Грандье. Обвиненный в колдовстве, он был подвергнут изуверским пыткам, перечень которых занял несколько страниц в трактате «Умственные эпидемии» французского исследователя Реньяра. В итоге живого, с раздробленными ногами аббата Грандье сожгли на костре, а урсулинок расселили по разным монастырям.

Луденская трагедия не закончилась мученической смертью невинного Грандье. В 1642 году подобное произошло в обители Святой Елиза-

55

 


щ тайны, нлхо^ки, сенсации ___________

веты в Лувье. Искренне почитая своего настоятеля, священника Пикара, 15 монахинь выражали свою преданность усиленными молитвами, нередко без отдыха и сна, жестокими постами, бичеванием и катанием по снегу в обнаженном виде. Подобно Муссо, после смерти духовник Пикар стал приходить к обезумевшим девушкам по ночам в виде жуткого привидения. Вскоре появившиеся признаки буйного помешательства были аналогичны луденским: конвульсии, бред, галлюцинации дьявольского содержания, а главное, появилось отвращение ко всему, что окружало девушек прежде.

Подробное описание состояние одержимых монахинь можно найти в сочинении богослова Лабретана: «Эти девицы обнаруживают во время причастия страшное отвращение к Святым дарам, строят им гримасы, показывают язык, плюют на них и богохульствуют с видом самого ужасного нечестия. Они кощунствуют и отрекаются от бога более ста раз в день с поразительной смелостью и бесстыдством». В отличие от луденских общинниц девушки из Лувье называли демонами себя. Во время припадков злобы и бешенства они никого не оскорбляли, не нападали на окружающих, не причиняли вреда священниками и даже позволяли им класть в свой рот палец во время сильных приступов. Между припадками монахини ничего не помнили, чувство-

56


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-03-22; Просмотров: 277; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.023 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь