Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Мужество изменить то, что могу,
И мудрость отличить одно от другого. Все слова тут были понятны и актуальны, смущало только первое слово: обращение «Боже». Но (вслед за Блезом Паскалем, сами не зная того) наши наркоманы и алкоголики подумали: «если Его нет — я ничего не теряю, если молюсь или не молюсь. Если Он есть, а я не молюсь — я теряю все». Постепенно общность молящихся людей сделала свое дело: человек стал задумываться, а может ли он как-то сам молиться Богу? Ко мне регулярно приходят мои пациенты с просьбой написать какие-нибудь молитвы и получали в руки молитвослов с напутствием не усердствовать чрезмерно (бросит все потом), а потихоньку почитывать, разбираться, и что стукнуло в сердце — пробовать читать вслух, обращаясь к Богу. Получается пробовать, и молитвы «своими словами» тоже никем никогда не запрещались. Сердцем говорит человек с Богом — и слава Ему. Результат всего долгого процесса таков: многие наши ребятки давно ходят в храм, некрещеные крестились и крестят своих деток, да и усердно молятся. Другие никуда не ходят опасливо, но молятся как-то сами — и, слава Богу. Тут лишь бы удержаться и не встать в ленинскую позу, вытянутой рукой указывая всем правильное направление. Спросят — скажем, как мы сами это делаем: от православного человека не требуется кричать на перекрестках, надо жить хорошо, и люди сами тебя спросят, как это у тебя получается... В этом-то и проблема, как бы жить по-христиански. Я верю не только в Бога, что Он есть, но и в то, что Он в силах как-нибудь без меня привести людей к Себе. Позовет меня — буду помогать, назначит это другим — не надо мне вмешиваться и торопить события. Веру еще надо выносить и родить, и у каждого она приходит в свой срок. Еще одна тема Одиннадцатого шага — это тема смерти. Наркоман или алкоголик, несмотря на свой часто юный возраст, знаком со смертью лично. Умирали друзья и знакомые, нередко на глазах. Как ни вытесняй, понятно, что-то же ждет и меня, и скоро. В выздоровлении тема смерти отодвинулась, плавно перейдя в смысл жизни. Есть много шуток про вопросы смысла жизни, но он не так сложен, как кажется, и выздоравливающий человек понимает это очень лично и буквально. Во-первых, человек принял: Бог есть, и как-то я Его понимаю. Тогда значит, нет смерти в том смысле, что «после меня лопух вырастет — и все». После физической смерти что-то продолжает происходить с моей душой, душа бессмертна. Тогда понятно, что мы работаем на вечность в своих поисках добра и вечность же рушим до мук богооставленности, когда творим зло. Этими словами никто не говорит, но одна девочка-наркоман сказала: «Вечные муки — это очень просто. Умру, тела нет—наркотик не употребишь, не отключишь сознание, а все-все будешь помнить, и будет депрессия и боль вечно... не дай Бог». Этой девочке уже не нужно ничего говорить про наркоманские мифы о «золотой дозе» наркомана-самоубийцы. Она сама все поняла... Еще есть опыт жестокой жизни с действующими наркоманами, жизни по «волчьим» законам, когда нет друзей, если мало «вещества», — и опыт выздоравливающей жизни, когда девушка тоненькая смеется радостно и счастливо как лютик, забыв о том, что было месяц назад. К чему себя подготовишь в этой жизни, с тем «туда» и уйдешь... Совсем не хочется оказаться там, где Бога нет. Кто-то из них не верит в дьявола, кто-то опытно знает его страшное влияние на себя. Со всем этим приходится иметь дело в выздоровлении, и это очень важные вопросы. Смысл жизни связан еще с одним существенным моментом. Почему-то думают, что смыслом жизни мы будем заниматься как-нибудь потом, когда повзрослеем и поумнеем (и станем посвободнее, а то сейчас некогда). Между тем смысл моей жизни осуществляется сегодня и состоит в том, на что я свою жизнь трачу. В сутках все-таки 24 часа, и дней не так уж много. Именно сейчас то, на что я трачу эти часы и дни и составляет, как ни грустно, смысл моей жизни. Очень интересные и жутковатые результаты этих наблюдений помогают мне выбирать, что делать сейчас. Это тоже связано с волей Бога про меня и дарованием сил для исполнения ее, не так ли?
Двенадцатый шаг звучит так: «Достигнув духовного пробуждения в результате этих шагов, мы старались нести эту весть45 другим алкоголикам (наркоманам), и применять эти принципы во всех наших делах». Тут нам надо вспомнить, что выздоровление вновь пришедшего алкоголика или наркомана началось с того, что участники группы — малого круга, или АА, или НА — говорили ему о своем опыте выздоровления, как они прямо сейчас его понимают. Они старались не давать советов и вообще не говорить о других, предметом их высказываний было то, что происходило с ними в выздоровлении вообще и прямо сейчас. Без этого весь описанный путь не мог бы состояться. Но кроме очевидной пользы, которая была новичку от этой откровенности остальных, польза была и им самим. Может быть, вы знаете, что лучший способ понять, как решается математическая задачка — это объяснить задачку кому-то еще. По мере того, как мы в муках рождаем словесные формулы нашего выздоровления, оно начинает обретать плоть и становиться видимым нам самим. Объясняя какой-то вроде бы ясный нам пункт выздоровления новичку, мы, наконец понимаем то, что нам и не приходило в голову до начала разговора. Появляется активность нашей позиции, поиски слов, а у слова есть огромный смысл в культуре и жизни человека вообще. Словом творился мир, имя, слово является завершением смысла вещи или явления. Вот и мы, в меру своего духовного пробуждения пытаемся искать слова. Духовное пробуждение — это, конечно же, появление духовного измерения жизни, оперирующего словами — смыслами: «бессилие», «помощь», «Бог, как я Его понимаю», «покаяние», «нравственная оценка». Впечатление действительно такое, будто раньше жизнь была, но какая-то плоская, двумерная, широкая и длинная только, а теперь стала объемная — высокая. Конечно, она может быть и узкая, и короткая, и низенькая когда-то, но раз я вижу, что мне не хватает высоты, можно искать ее, смотреть вверх, а не только на плоскость у себя под ногами. Вот и живем мы теперь в этой объемной жизни, не сводя ее только к житейским измерениям. Мы бы и не добрались до этого, если бы не наша зависимость, освобождение от которой стало возможным только на духовных путях. Кстати, есть до смешного простая математическая аналогия. Две прямые под углом друг к другу на плоскости непременно пересекутся. А не хочется... все искрит, горит! Но как ни старались — пересекаются все равно. Прямо бессилие какое-то... Тогда посмотрели вверх и сообразили: если жить не только на плоскости, то, может, что и получится... Подняли одну прямую повыше вверх, и смотрим — не пересекаются, ну совсем никогда, скрещивающиеся прямые! Ни искорки... А угол-то остался как был! Понятно, что работа по всем этим шагам занимает долгое время, а поддерживать себя в них, «чтобы не искрило», надо вообще всю жизнь. Поддерживающая реабилитация ограничена, как правило, годом выздоровления. Во-первых, это достаточно долгий срок, чтобы сделать основную работу по выздоровлению. Во-вторых, девять месяцев поддержки позволяют «прорастить» навыки и намерения, полученные в «парниковых условиях» базового курса, в живую трудную жизнь. В-третьих, есть полумистические точки в сроках выздоровления: не очень понятно, почему именно, но именно в сроки 1,2,3,6,9,12 месяцев выздоровления (у наркоманов еще 18 месяцев) и далее ежегодно наваливается тяга и наступают трудные времена. Это прослеживается не у всех, и не точно в срок, но закономерность без сомнения есть, и не только у тех людей, которые в нее верят. Вероятно, это какие-то физиологические ритмы с не очень понятным механизмом. Хорошо поэтому пережить эти частые «трепки» первого года в поддерживающем режиме. И, наконец, год — это недостаточно, чтобы привязать к центру человека, сделав его зависимым от помощи конкретных людей. Впрочем, у всех эти сроки разные, и лучше определять его «по месту», по целесообразности. За время поддерживающей реабилитации обычно успевают проработать с Четвертого по Седьмой шаги. Если этого не произошло, то работа по ним все равно должна продолжаться, но только в условиях работы со спонсором в сообществе АА или НА. У каждого своя скорость, и не стоит форсировать события. В то же время, если пациент остался с тремя шагами на всю жизнь, может быть, его жизнь и будет трезвой, но вряд ли легкой и счастливой. Бывает так, что, начав выздоравливать в АА или НА и сделав определенную работу по шагам, человек идет каким-то иным путем, скажем, церковным, или еще как-то... Может быть, у него и получится. Но зато точно известно, что если он будет продолжать работать по шагам — у него получится. Как говорится в книге Анонимные Алкоголики: «Мы редко встречали человека, который бы строго следовал этим принципам и потерпел неудачу». Поэтому стоит пробовать, даже если получается не сразу. Что ж, люди ошибаются, и теперь пришло время поговорит о срыве.
Срывной процесс. Чтобы понять, что такое срывной процесс, воспользуемся опять несколькими образами. Широкий путь. Если вы думаете, что, начав выздоравливать, наркоман или алкоголик радостно шагает по новому пути, вы заблуждаетесь. Десять лет перед этим наркоман шел иной дорогой, и она было достаточно понятна. Его друзья тоже ходили по этой дороге употребления, известны были на ней опасности: милиция, передозировка, отсутствие наркотика и др. — и был опыт как-то справляться с этими опасностями. Была (хотя бы вначале) своего рода романтика и уж точно, безответственность в прогулках по этой дороге. Впереди маячил обрыв, за которым последовательно исчезали попутчики, но это же происходило не со мной, я буду поосторожнее... и все равно иной дороги нет... Плохо, страшно, зато знакомо. Когда обозначился иной путь, путь выздоровления, пришлось уйти от прежнего пути совсем. Просто мы пошли направо, а широкий путь остался слева. На новом пути нет ничего знакомого: ни прежних попутчиков, ни понятной перспективы (кроме общих фраз и лозунгов, которым не очень-то и верится), ни даже прежних опасностей. Есть какие-то другие, и еще не понятно, как с ними справляться... Это совершенно новый путь. Нет никакого опыта! У нас есть опыт до зависимости, независимости, — и опыт употребления. Опыта выздоровления у нас, конечно, еще нет! Поэтому наркоман не очень-то торопится отходить далеко от прежнего пути. Выздоровление, конечно, хорошо, но так уж совсем расстаться с прошлым, это же очень трудно! Подождите, я вот тут шнурки завяжу, друг встретился — надо спросить его, как дела, и вообще... Отойдя от развилки на два шага, наркоман или алкоголик медлит. Он вроде бы выздоравливает, ему не особенно что-то можно возразить, но если что-то случится в его жизни — или с той стороны громко позовут — он в один прыжок может оказаться на прежнем широком пути, сначала к своему облегчению, а потом к горьким слезам. Непривычное и потому страшное это новое дело — выздоровление. Развилка. Продолжая предыдущий образ, можно еще показать один вариант, довольно частый среди начинающих выздоравливать людей. Человек даже не уходит с широкого пути действующего наркомана или алкоголика, но другой ногой старается все же идти по пути выздоровления. И сначала это у него как-то получается, ну, несколько шагов! При этом он стоит в весьма неудобной и неприличной позе, приветливо кивая попутчикам на обеих дорогах. Зато он знает: если что не так, чуть что плохо — он ножку поднял, и вот уже совсем свой на другой дороге. Чуть успокоилось — он тихонечко ставит ногу на нее опять, мило всем улыбаясь. Вроде бы выздоравливает, и вроде бы нет... Ходит на собрания АН, говорит о своих проблемах, написал задание по Первому шагу — и продолжает общаться с прежними друзьями, «гоняет тягу» в курилке. У человека два лица, «одно из них, конечно, личина: которое ж из двух?» В нашей истории понятно, какое: человек сам себя обманывает выздоровлением, на самом деле он принадлежит еще широкому пути, хорошо бы успеть это вовремя понять. Можно предложить такому человеку написать два сценария своей жизни: на широком и на узком пути. После чего попробовать написать третий, средний... И он у него, конечно, не получится, а вместо него получится первый и только первый... Может быть, это заставит его сделать выбор. Альпинизм. Альпинист лезет в гору. Все хорошо, воздух свежий и очень все красиво. Он старательно забивает крепления в скалу, обеспечивает страховку, ищет, куда поставить ногу, находит, уверен и ловок... Но солнышко сияет, день идет, и наш альпинист устал. А гора длинная... Имеет ли он право отдохнуть? Без сомнения, он не машина, надо передохнуть. Он закрепился, нашел чуть больше площадку, где хорошо ноги стоят, и встал отдышаться. Но если он чуть дольше будет стоять, чем надо, ноги затекут: его движение, пусть и утомительное, не давало крови застаиваться, а сейчас поза одна, стоять труднее в каком-то смысле, чем идти! Он начинает чуть менять положение ног, двигаться на одном месте. Но теперь он уже не выбирает, как ему повернуться, это вынужденное движение, не продуманное и не подготовленное... В этот раз обошлось. Но если он постоит еще и еще, грунт начнет сыпаться у него под ногами, и он вместо того, как бы залезть вверх, будет хвататься за страховку, и стараться не съехать вниз... Это уже другой процесс, чем был в начале пути. Действовать надо быстро, уже не он выбирает, куда идти, а хватается за все мало-мальски подходящее, хотя бы и за куст — а тот остается у него в руках, и альпинист повис на страховке. У ног уже нет опоры, вся надежда на то, как он раньше хорошо забил крюк. Если он ошибся... грохот, крик, ссадины и кровь, хорошо, если не переломы, а бывает и смерть. Не остановится, пока его что-то не остановит, пока дно не появится в его жизни. Останется живой, не поломается — полезет опять. Так и мы живем, срываясь и падая. Отсюда понятно, как важна связка в горах, когда вместе идут несколько человек, тогда от малой ошибки они могут удержать и, напрягая свои силы, не дать товарищу упасть. Но если он не хочет страховаться, рискует попусту и любит висеть, раскачиваясь на остальных — они его в связку не возьмут. «Стравят» веревку, чтобы не расшибся, «адью» — и пойдут без него, потому что это угрожает их собственной жизни, а он, видно, не понимает, что такое горы, дружба и поддержка. Вернемся теперь к схеме Джеллинека из главы, посвященной развитию зависимости, и посмотрим на правую часть этой кривой (рис.15). Прекратив употреблять наркотики или алкоголь, осознав свое бессилие перед зависимостью, наш наркоман обращается за помощью: медицинской, психологической, дружеской — для того, чтобы удержаться. Общение с выздоравливающими людьми приносит ему доверие и чувство безопасности, а также новые представления о том, что помогает выздоравливать: границы, рекомендации, принцип «только сегодня» и др. Он учится видеть и избегать ловушки старых стереотипов, старается поступать по-другому. Все это приносит ему надежду на то, что у него получится выздоравливать, — просто уже получается! — и он видит изменения: улучшается его состояние как физическое, так и эмоциональное, появляются первые победы над тягой. Вот тут-то и подстерегает его первая серьезная опасность. Дело в том, что такое замечательное состояние, которого давно не было, радость (в т.ч. и нереалистичная — эйфория), поддержка (нередко чрезмерные похвалы) со стороны близких и друзей создают ему удобную «площадку», на которой он хочет помедлить и «погреться под солнышком». Он ведь так устал, замучился от зависимости, а сейчас так хорошо... Наркоман продолжает выполнять все то, что делал раньше: ходит на собрания НА, общается с выздоравливающими и соблюдает все рекомендации, но не делает ничего нового, оставаясь в своем положении. Тем временем его «догоняют» мысли о последствиях его употребления и чувство вины: действительно, сколько денег «проторчал», не работает, «ничего не делает, только выздоровлением и занимается». Поэтому понятно, что надо браться за дело, теперь же все хорошо! Надо загладить свою вину за прошлое, тем более, что сейчас он такой хороший... Он идет работать, зарабатывать свою репутацию, возмещать ущерб (а на самом деле, скорее «затыкать» свое чувство вины за прошлое). Это стоит ему большого напряжения, потому что надо совмещать два дела: выздоровление и работу, но выздоровление уже есть, и оно не очень видно, а работа реальна, за нее платят деньги, и самооценка растет пропорционально успехам на работе. Постепенно интенсивная работа становится несовместной с прежним образом жизни выздоравливающего человека, и наркоман начинает потихоньку нарушать границы: засиживается на работе допоздна, спит мало, пошел на презентацию, где все пили, а он один терпел... Это же нужно, это моя работа! Он уже едва справляется со своей жизнью, и это вызывает усталость, острую потребность остановиться и отдохнуть. Наркоман начинает пропускать собрания НА, занятия в терапевтической поддерживающей группе, он становится одинок. Друзья пытаются поговорить с ним, показывают ему, что все идет в срыв, но он не слышит критики: ему и так тяжело, а от него еще требуют дополнительных каких-то действий! Он отторгает тех, кто мог бы ему помочь, обижен на них за то, что
Его не понимают, и настраивает себя на то, что теперь он уже «должен справиться», несмотря ни на что. Понятно, что такое напряжение приводит его закономерно к ситуации, когда перед ним оказывается стакан, и он думает: «Во-первых, это же не мой наркотик! У меня с ним не было проблем! Во-вторых, я только один раз, должен же я, наконец, отдохнуть и расслабиться во всей этой ужасной жизни! И, в-третьих, никто же не узнает!». Он употребляет, и потом начинается уже достаточно понятная скучная цепочка лжи, повторений употребления, возвращения к своему наркотику и пр. и пр., и наркоман быстро обнаруживает себя там, где он был еще недавно — в ужасном употреблении. Хорошая жизнь выздоравливающего человека развеялась как дым, а вернуться к ней не пускает ложное чувство вины перед теми, с кем выздоравливал: «Я не смог, а они смогли, я хуже их, я их предал, я другой, у меня не получится...» — и тому подобный вздор. Если же наш наркоман успешно миновал эту ловушку-развилку, он продолжает выздоравливать. Оставаясь честным с самим собой, отвечая за свои поступки и выздоровление в целом, он принимает как факт свои чувства вины, гнева, обиды и постепенно начинает их проживать, выходя из них. Близкие видят его ответственность и взросление, и начинают постепенно ему больше и больше доверять — и успокаиваются. Он же, преодолевая внутреннее сопротивление, начинает всерьез работать по Шагам. Дело в том, что, хотя элементы Первого, Второго и Третьего шагов уже были в его жизни до этого момента, они касались скорее его прежней жизни в употреблении, а у него уже довольно давно идет жизнь другая, трезвая. Вот теперь ему и надо разобраться в своем бессилии и помощи в нем. Тут он обнаруживает, что рядом есть друзья. Он больше не одинок, притом, что уже может быть в уединении. Одиночество исчезает из жизни, и вместе с ним отчаяние и тяжелая злость. Более того, по мере работы по Третьему шагу он видит, что его контакт с этими людьми происходит так, как писал об этом авва Дорофей46 (только сам он этого имени, вероятно, не знает): образуется особенная близость с теми друзьями, которые, как и он, стремятся к тому, чтобы Бог действовал в их жизни. Устремление себя к Богу сближает тебя с другими людьми, потому что Бог-то у нас один! (рис.16). Бог видимо действует, присутствует на его пути, следы этого Присутствия опознаются им и создают удивительное чувство наполненности, безопасности и смысла. Молитва естественно становится частью жизни, он прост и ясен в общении, что создает ему мир в семье и общество друзей. Прямо рай... Не тут-то было. В этой нормальной, в общем-то, для человека жизни присутствует еще один фактор, который становится все настойчивее: совесть. Появляется некая нравственная линейка «хорошо» \» плохо», и не каждый поступок так прост и безоблачен, как это казалось совсем недавно. Радостные события перемежаются с испытаниями, и тут новый поворотный пункт. Как хочется сохранить безоблачную, спокойную жизнь! Разве он не заслужил ее своими усилиями? Он просто научился действовать правильно, вот жизнь и наладилась. Теперь она всегда будет спокойной, если он опять будет поступать правильно. Он освободился от гнета зависимости, и не собирается опять делать свою жизнь хуже. Что же ему мешает? Надо это просто убрать. Жена слишком нервная, подозревает, плачет — буду поменьше бывать дома. На работе напряженно — поменяю работу. Друзья говорят, что я изменился, поругался с ними... Что же они мне все мешают выздоравливать? Такая была хорошая жизнь! Нет, я, конечно, не буду с ними рвать отношения, я просто им объясню, надо — по пять раз буду объяснять, что они делают со мной не так, где они мне мешают жить. Они не понимают, хотя они, в общем, хорошие люди, и я их даже люблю... Но надо повоспитывать. Почему-то не слушают, не воспитываются. Пошел к другим друзьям, рассказал им все, не переставая рассказывал на собраниях НА, как он борется за светлую, добрую жизнь... Ничего не получается, напряжение только растет. Они не хотят меняться, значит, мне с ними не по пути. Ушел от жены, порвал с двумя друзьями, с которыми выздоравливал с самого начала. Появились другие люди в жизни, потом исчезают и они. Что же так много не-друзей вокруг? Одиночество пришло как-то неожиданно, и уже не придешь к старым приятелям — просто стена разделяет с ними. Ничего, надо справляться одному, и не такое прожили. Главное — не сорваться, а остальное как-нибудь. Устал только очень... Хронически устал, просто от такой жизни устал... Как же так получилось, что позвонил «барыге»? Что меня стукнуло? Ну ладно, только повидаюсь с ним, ничего «брать» не буду, просто поговорим о том, о сем, вспомним старых знакомых... Через два часа сидел и плакал, употребив, и звонил старым друзьям. «Я все понял, я завтра приеду». Не приехал, и пропал на полгода.
Рис. 16. Как дружат люди Заметим некоторые закономерности: ♦ «Развилка» на пути выздоровления возникает, как правило, в хорошие времена, когда человек спокоен и благополучен. Именно там возникает опасное замедление. ♦ По мере движения по пути срыва, наркоман или алкоголик последовательно теряет то, чего добился на пути выздоровления. Идет регресс: обратное развитие. ♦ На пути срыва человек вовсе не собирается срываться. У него вполне «благородные» цели, которые он не оценивает, как ложные. Сам он не видит своего срыва! ♦ Употребление наступает достаточно неожиданно для самого наркомана или алкоголика, и не обязательно сразу тяжелое. Процесс возвращения к старому ужасу может занять вторую половину срывного «кольца». ♦ Срыв — это всегда обманутые ожидания, какими бы они не были. Это в характере дьявола: поманить, обмануть и оставить ни с чем или с ничтожным результатом. Человек никогда не получает того, на что рассчитывал, идя в срыв. К сожалению, новое «дно» становится хуже, чем предыдущее, хотя сам наркоман прошлый раз думал, что хуже уже некуда. Это похоже на то, как буксует машина: чем дольше буксует, тем ниже садится колесо. Финал известен: безумие (если наступает) и смерть. Оттуда еще никто не возвращался выздоравливать. Поэтому надо успеть вернуться. Понятно, что когда я писала о наркомане, это делалось для облегчения изложения: все это легко переносится на историю алкоголика. Детали процесса тоже могут быть разные, например, вместо работы может появиться «большая любовь», которая наконец-то посетила нашего алкоголика, должно быть в награду за его труды в выздоровлении. Это может быть на самом деле любое дело, которое отличается от выздоровления, и потому ему противостоит. И последнее: есть большая радость во всей этой грустной теме. Дело в том, что срывной процесс — это процесс, и если человек находится пока еще в общении, и его близкие видят его неблагополучие, и он сам осведомлен и натренирован, чтобы видеть признаки срыва — а они формализуемы в общем и конкретизируемы для каждого пациента в отдельности — срывной процесс можно остановить. Тогда регресс сменяется вновь прогрессом, человек восстанавливает потерянное и возвращается к выздоровлению на радость себе и всем вокруг. Более того, я должна вам сказать, срывной процесс бывает у каждого выздоравливающего наркомана. Это потому что дьявол силен, а люди делают ошибки. И все мы когда-то устаем, и жизнь сложна. Поэтому срывной процесс — это одна из главных тем работы в поддерживающей реабилитации, и при неизбежности срывного процесса для всех и каждого, фатальной неизбежности срыва нет. Это грубая ошибка — считать, что раз болезнь хроническая, обязательно должны быть рецидивы. Как срывной процесс — конечно, да. Как употребление, срыв — конечно, нет! Для того и работаем в выздоровлении все вместе.
Глава 2 МЕТОДЫ РЕАБИЛИТАЦИИ
Рассказывая о выздоровлении по первым трем шагам, я опиралась скорее на процесс, который идет в реабилитационном центре. Мне это, конечно, ближе, и там все более формализовано, а потому легче рассказать об этом. Но это совершенно не означает, что реабилитационный центр — единственный путь. Многие наркоманы и алкоголики выздоравливают, посещая только собрания Анонимных Алкоголиков или Анонимных Наркоманов. Есть реабилитационные центры и общины с другими формами работы, там скорее просто учатся жить вместе. Тогда основная реабилитация проходит подспудно, человек усваивает иной способ думать, чувствовать и жить более постепенно и на практике. Мне хочется высказать здесь свои понятия о том, что такое правильно организованный процесс выздоровления. Может быть, это наша профессиональная «кухня», которая не так интересна зависимым людям и их родственникам. Но мне кажется, нам все же важно обсудить основные положения процесса реабилитации в этой книге, потому что когда вы выбираете для себя реабилитационный центр или иные пути помощи, нужно сделать обоснованный выбор. В то же время эта глава может быть полезна тем, кто профессионально помогает выздоравливать алкоголикам и наркоманам: консультантам и психологам. В основной реабилитации, если она проходит в профессиональном формате, желателен формат дневного или полного стационара для того, чтобы курс был достаточно интенсивным. Нужно, чтобы пациент практически непрерывно был в поддерживающей среде группы. Продолжительность основной реабилитации от 35 до 90 дней и более. Иногда считают, что полный стационар дает лучший результат. Не могу с этим согласиться, у нас в «Зебре» были оба варианта, и более эффективным оказывается дневной стационар. Отчасти, правда, это связано с «естественным отбором» пациентов на первичном приеме: особенно тяжелых мы направляем в полный стационар, а они, вероятно, имели бы больше шансов сорваться в дневном стационаре в процессе. Но я думаю, что главная причина в другом. Полный стационар закрывает пациента на 35 дней от опасности употребления, и он чувствует себя замечательно защищенным, отложив свои проблемы выживания до выхода из стационара. В центре он, конечно, работает с возможными стрессовыми ситуациями, опасностями, но это уровень школы. В формате дневного стационара опасности есть каждый день, и потому в «боевых» условиях пациент гораздо точнее и быстрее учится безопасно жить в городе, чем его собрат в полном стационаре. А поддержки в дневном стационаре для этого достаточно, есть разработанная система «телефонной терапии» и другие пути помощи. Более активно в выздоровление включается семья, по крайней мере, пациент несет актуальные семейные проблемы каждый день в центр, и это тоже более реалистично. Наконец, именно в формате дневного стационара только и возможно ежедневное посещение городских собраний Анонимных Алкоголиков и Анонимных Наркоманов, которые по окончании базового курса будут основной поддерживающей силой, и к ней надо еще привыкнуть. Опыт показывает, что, как правило, пациент, который хочет выздоравливать, имеет для этого достаточно возможностей в условиях дневного стационара. В то же время крайнее физическое истощение пациента, не позволяющее ему ездить каждый день в центр (а за наркотиками — ездил?), возможность осложнений, неблагополучный дом (напр. брат продолжает «колоться»), реальные опасности преследования и некоторые другие обстоятельства могут вынудить поместить пациента в режим полного стационара. Если он имеет детоксикационное отделение, перевод пациента из детокса в реабилитацию будет более мягким. Попытки поместить пациента под охрану, чтобы он не мог покинуть центр и употребить наркотик, физическая изоляция его от наркотика, о которой мечтает большинство родителей и с ужасом думают сами наркоманы и алкоголики, крайне редко оправданы. Как правило, они заканчиваются немедленным употреблением после выхода из центра, или намеренным нарушением режима для выписки и употребления. Каковы бы ни были условия в таком центре, он воспринимается как тюрьма, и вызывает страстное желание вырваться оттуда, поэтому усилия, денежные затраты здесь себя не оправдывают. Мне известны, впрочем, несколько случаев, когда такая изоляция оказывала без сомнения положительное влияние на пациентов, просто спасала им жизнь. Но это скорее исключения, чем правило. Очень трудно научиться жить без наркотика в реальной жизни, если ты под охраной. Такой путь игнорирует факт болезни и считается, что «в нормальных условиях само все восстановится». Это просто неправда. В нашем центре охраны нет. Он окружен жилыми домами, ребята выходят в перерывы в общий двор, курят, играют в мяч, просто живут. Каждый имеет право уйти прямо сейчас, и именно поэтому, если возникает сильное желание уйти, пациент приходит и сначала говорит об этом, а мы работаем с его тягой, проблемами и страхами. Если мы когда-нибудь и заведем охрану, она скорее будет охранять нас от незваных посетителей, чем наоборот. С каждым пациентом при поступлении в центр подписывается соглашение, в котором оговорены его и наши обязанности, что сразу ставит вопрос о сотрудничестве в центре и разрешает множество вопросов и недоумений. Одним из простых требований является право персонала в любой момент попросить пациента пройти анализ на следы наркотиков или алкоголя, анализ проводится тут же, и результат готов уже через 3 минуты. Отказ от анализа означает признание факта употребления и означает выписку из центра. Поэтому мы не следим за пациентами, а просто проверяем анализы так часто, как захочется — раз в несколько дней или даже недель, или хоть пять раз на дню. Обманывают нас редко, мы уже научились справляться с этим. Мы уже говорили, что в основе метода реабилитации лежит групповое и индивидуальное психологическое консультирование по программе «12 шагов» в рамке классической недирективной психотерапии. Формат основной реабилитации варьируется в зависимости от школы и предпочтения работающих в ней психологов и консультантов, но обязательно включает: ♦ Групповое консультирование, в котором пациенты работают по программе «12 шагов» с помощью специальных заданий. Существует «протокол», т.е. обязательный список заданий, которые, как правило, каждый пациент должен выполнить за время курса, и специальные задания, которые пишутся для конкретного пациента в помощь ему для решения его особенных или слишком острых проблем. Пациент, пользуясь этими методическими материалами, письменно заранее готовится к обсуждению указанной темы, и его задание становится посылом для работы круга по данной теме, началом события, которое состоится теперь уже не только в его жизни, но в жизни круга как общности. ♦ Процессуальные («малые») группы, работающие с личностными проблемами пациентов. Подготовки к ним не требуется, работают с состояниями «здесь и сейчас» в связи с прошлым опытом. Лучше не ограничивать группу формализованными правилами, которые естественно вырабатываются в процессе ее работы. Это самые интересные, самые глубокие группы, именно там чаще всего возникают осознавания, в корне меняющие жизнь и выздоровление человека. ♦ Информационно-тренинговый блок: лекции (не слишком много: усвоится только 10% информации, лучше время потратить на групповую работу); тренинги по отработке важных навыков или различные иные техники: психодрама, арттерапия, релаксации, и другие. Необходимо избегать любых техник, влияющих на состояние сознания пациентов: визуализации и медитации, холотропное дыхание, реберфинг, гипноз всех видов, и др. Болезненная психика пациента имеет тенденцию переносить изменение состояния сознания на известный ей опыт применения наркотиков и алкоголя, и нередко медитация или холотропное дыхание становятся заменой наркотика при том, что терапевт имеет в виду совершенно иные цели. Именно поэтому они могут быть довольно эффективны для снятия тяги у пациента, но цена слишком высока. Кроме того, из-за этого переноса результат может быть совершенно иным: тяга может стать неуправляемой и очень сильной. Наконец, это противоречит концепции недирективности и принципам программы «12 шагов». ♦ Духовные группы. В них акцент стоит на обсуждении и начале разрешения духовных вопросов, возникающих при выздоровлении. Хотя духовными темами занимаются, без сомнения, и остальные виды активностей, в особенности «шаговые» группы, нужны специальные группы для обсуждения этих вопросов. Нужно особенное внимание уделить квалификации консультанта, работающего в этой области, у него должна быть профессиональная специальная подготовка (например, духовное образование), как никакая другая, эта работа должна быть точной. Темами духовных групп могут быть молитва, прощение, смерть, любовь... Важно, чтобы духовные группы не становились религиозными, чтобы не было практики духовного насилия во время реабилитации. Например, если в центре есть группа, где работают с Евангелием, обязательно параллельно должна идти другая группа, например, группа по изучению «шагов», так чтобы у каждого пациента каждый раз был выбор, в какую группу он сегодня пойдет: работа с Евангелием (а также с любым другим религиозным текстом) должна быть строго факультативной. ♦ Смешанные группы с близкими пациентов. Желательно, чтобы это были не «семейные сессии», включающие только одну семью, но чтобы семьи, встречаясь вместе, могли в группе работать по своим проблемам созависимости, переживания тяжелых чувств, выстраивания адекватных отношений и пр. К сожалению, формат основной реабилитации таков, что работа именно с семьей пациента совсем не всегда осуществима: многие близкие считают, что их единственная проблема — употребление близкого, а раз сейчас все хорошо, так и незачем «тратить время». Дача, работа или просто усталость оказываются более важны... Сделать ничего нельзя, заставить выздоравливать невозможно, и у родственников, как мы уже знаем, отрицания работают посильнее, чем у пациентов. Но все, что в наших силах, мы сделать должны: инициаторами создания терапевтического альянса здесь должен выступать консультант, если нет запроса от семьи. Если же альянс существует, то 12 групповых занятий за три первых месяца — это все же неплохо для начала работы с семьей. Не забудьте про детей, нередко требуется специальная работа и с ними тоже, хотя бы неявная, в общем кругу. Дети требуют особой деликатности и внимания, может быть, здесь нужны будут семейные сессии в рамке консультирования семьи, или детей с одним из родителей. Для работы с детьми также требуется специальное обучение. ♦ Индивидуальное консультирование. Служит формированию плана реабилитации в альянсе пациент-монитор, работе по индивидуальным особенностям выздоровления данного пациента (в т.ч. и строго конфиденциальным), и текущему мониторингу процесса. Обычно бывает раз или два в неделю, так что эта форма является скорее вспомогательной по отношению к групповой терапии. ♦ Посещение городских собраний Анонимных Алкоголиков или Анонимных Наркоманов. Очень важная позиция по причинам, описанным в главе, посвященной целям основной реабилитации, поэтому желательно ежедневное посещение этих собраний. Кроме того, в сообществах существует рекомендация: посетить 90 собраний АА\НА за 90 дней. Лучше еще в центре начать соблюдать рекомендации сообществ. Важно, чтобы администрация центра не вмешивалась в работу собраний, посылая туда своих консультантов для «слежения» за пациентами, регламентируя, на какие группы можно ходить, на какие — нет и пр. Тем более нельзя обсуждать в центре сдержанность рамки: режим дня, режим трезвости, определяемой с помощью специальных анализов, наличие соглашения-контракта и соблюдение сторонами его условий, соблюдение графика выполнения заданий, посещение собраний АА и АН и пр. Важным элементом профессиональной компетенции является ведение документации. По ней нетрудно видеть уровень квалификации персонала. Документация создает системность и преемственность работы команды в центре, но, кроме того, помогает консультанту систематизировать свои наблюдения и строить вместе с пациентом план реабилитации. Когда пишешь, особенно понимаешь то, что происходило в кругу или на консультации. Как не хочется порой, мы ведь устаем, да и пациенты ждут нас поговорить... Документация не только отражает качество работы, но и явно способствует ей, поэтому надо «учиться писать». Очень важным требованием является отсутствие в документации компрометирующих пациента материалов. В нашей стране мы никогда не знаем, что нас ждет, поэтому на бумаге не должно остаться ничего из того, что по секрету, доверяя нам (нашей профессиональной компетенции, в том числе и в этом отношении!), сказал пациент. Конечно, это относится и к фамилиям, телефонам и иной идентифицирующей пациента информации — наши программы анонимные именно в этом смысле слова. Об этом мы обычно говорим и пациентам, показывая и рассказывая о документации, чтобы они чувствовали себя защищенными. Но карты пациентам мы все же обычно не показываем: это наша «кухня», она им ни к чему. Статистика — один из видов документации. Грамотно работающий центр отслеживает эффективность своей работы в течение 3 лет после поступления в центр пациента. Мы это делаем в соответствии с приведенной на рис. 17 блок-схемой. Она достаточно ясна, так что можно, наверное, ее не описывать, просто пройдитесь по «стрелочкам», и поймете, что может случиться с пациентом реабилитационного центра в жизни. Началом статистической обработки считается момент выхода из курса основной реабилитации, поскольку именно он закладывает базис, который потом будет работать более или менее эффективно: более или менее, это как раз нам и предстоит определить. Каждый ромб — это вызов нашему пациенту и всем нам. Как мы откликнемся на этот вызов? Статистика, понятно, отличается год от года, но в целом, по опыту нашего центра можно вывести некие средние цифры. Выздоровление без срывов в течение 3 и более лет — удел немногих, только примерно 15% счастливчиков идут этим прямым путем (группа А). У оставшихся 85% все же бывают срывы, которые приводят к разным результатам. Около 35% после одного или нескольких эпизодов срыва возвращаются за помощью, перестают срываться и стабильно выздоравливают, за этих «битых» много «небитых» дают... (группа Б). Третья группа продолжает ходить по цепочкам срыв — выздоровление все три года (группа В), их около 15%. Еще примерно 32% либо пошли выздоравливать в общины, церковь и «иные пути помощи», либо «пропали без вести» — надеемся, что живы (группа Г). Последняя, печальная очень группа Д — те, кто умерли в срыве, и не успели дождаться выздоровления, их примерно 3%. В этой статистике есть очень хорошее: всем, кроме группы Д, наши совместные усилия продлили жизнь, и половина наших пациентов — выздоравливают (А+Б). Другие (В+Г), надеемся, успеют. Если помните, их всех, кроме 3% «чудес», ждала смерть. Ради этого счастья все наши муки, усилия и долгий труд. Как трудятся наши ребята, знают только такие же выздоравливающие, как они сами, и потому Бог им так чудесно помогает.
|
Последнее изменение этой страницы: 2019-03-22; Просмотров: 306; Нарушение авторского права страницы