Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


ОПАСНЫЕ И РАЗРУШИТЕЛЬНЫЕ СПОСОБЫ



«ЛЕЧЕНИЯ» ЗАВИСИМОСТИ

 

Такую большую человеческую беду, конечно, не могли обойти своим вниманием мошенники и люди похуже. В этом разделе речь именно о них. Методы, которые мы здесь упомянем, не имеют, и никогда не имели цели выздоровления наркоманов или алкоголи­ков. В лучшем случае, рядовые исполнители добросовестно заб­луждаются, но их прямые руководители знают правду: они пресле­дуют собственные цели, главные из которых — деньги и власть над человеком. Ужасно противно писать о них в этой книге, я только упомяну в нескольких словах и дам ссылки, где интересующийся читатель может посмотреть подробности.

1. Тоталитарные секты51

♦ «Нарканон», «Церковь сайентологии», «Дианетика»,

♦ теософия и антропософия: Вальдорфская педагогика, Рерихианские группы,

♦ псевдохристианские движения: «Церковь Объединения Муна», «Церковь Христа», «Свидетели Иеговы» и пр.

И, к сожалению, многие другие...

Тоталитарные секты не обходят своим вниманием наших ребят по простой причине: те готовы на все, чтобы избавиться от наркоти­ческой или алкогольной зависимости, а секты обещают им свобо­ду сразу и просто так. Это потом выясняется, что все это стоит де­нег, и немалых, а главное — появляется новая, еще более страш­ная зависимость от секты. Холодно и бессовестно — абсолютно бессовестно, поймаешь на лжи, тут же перестроятся, и продолжат свое дело! — они заманивают к себе несчастных наркоманов или алкоголиков, «бомбардируя» их своей «любовью», что действует безотказно на людей, которых презирают все и которые презирают сами себя.

После такого лечения требуется дополнительная реабилитация, есть специальные центры по реабилитации жертв тоталитарных сект. Пишу ответственно: лучше куда угодно — только не сюда!

2. Коммерческие культы: «Гербалайф», разные би­одобавки и др. Идея хитрая состоит в том, что ежели чего в организме не хватает, мы сейчас добавим — и все хвори пройдут. Мало тебе медиаторов — а мы биодобавку с хитрым названием «под них», и все как рукой снимает. Какая наркомания? Зачем ты выздоравливать будешь? Ты только купи у нас эти добавки — совершенно безвредные, они же соответствуют тому, что есть в организме, «био» — видишь? — и пей себе на здоровье и нам на радость. Ну, конечно, можешь ходить в эти самые группы свои, как хочешь, если ты сам так думаешь, ну пожалуйста, мы и не против «12 шагов», ты только денежки плати и покупай у нас эти добавки — и все будет хорошо. Кончились препараты? Депрес­сия? А ты купи, вот новый, ну точно для тебя, столько уже людей выздоровели, хочешь, дам почитать отзывы? Нет денег? Ну, прос­ти, я так не могу... Ну, со скидкой, если найдешь другого покупа­теля, я тебе продам подешевле, а ты уж сам как хочешь с ним разберись... А побольше покупателей найдешь, так и вовсе почти бесплатно свои будешь получать, подумай, это же выгодно... И помогает, ты же на себе понял, да?

Поиск нового пути в жизни здесь замещается погоней за «таб­леткой от жизни», от переживания ее трудностей. Менять себя и свою жизнь не надо — надо только искать вновь и вновь «лекар­ства» (обычно под маркой «экологичных», «био», «натураль­ных»), в тщетной попытке справиться, совладать, таким образом, с зависимостью. Этой гонке человек посвящает свою жизнь — а потому коммерческие культы — именно культы, с поклонением идолам «здорового тела» и наживы. Кроме того, это — замена «плохого лекарства от жизни» на «хорошее». Комментировать, наверное, не надо, грустно и противно. Есть у меня знакомый нарколог (кажется, бывший, слава Богу), который только так и говорит, когда мы встречаемся с ним на улице — ря­дом живем. Он говорит только об этом, как включенная магнито­фонная запись, глаза холодные и пустые. Это тоже секта — ком­мерческий культ, он затягивает в себя и даже создает какое-то по­добие вероучения... идеологии, во всяком случае. Не попадайтесь.

3. Псевдопсихологические группы: «Лайф спрингс», «Синтон» (семинары Н. Козлова), «Форум», семинары по Луизе Хэй, «Всемирный центр взаимоотношений» и др. Прием их очень простой: используя известные психологические приемы из области поведенческой психологии, яркие техники и лозунги-аффирмации, которые делают человека значимым в сво­их глазах, человеку делают разрядку его чувствам, дают ему теп­ло и поддержку — а почему бы и нет? Создается череда семина­ров, которые предлагаются людям с разными проблемами, в т.ч. и попавшим в зависимость от наркотиков и алкоголя. Идея та­кая: «если ты будешь себя хорошо чувствовать, тебе не понадо­бится наркотик, приходи к нам на занятия и посмотришь... Чело­век приходит, выполняет разные упражнения на релаксацию, «разрядку» чувств, слушание и пр. — и у него действительно улучшается состояние. Почему бы и не повторить, тем более, что семинар стоит всего 2000 руб., и обещали потом скидки для сво­их? Можно, например, потом стать тренером, и самому быть в этой обстановке очищения от негативных чувств... а тренеры, да­же если присутствуют на других занятиях, платят уже 500 руб. И сами ведут занятия, другим помогают, и денежку зарабатыва­ют».

Хитрость в том, что список семинаров бесконечен. В человеке же кардинально ничего не меняется, ему не дали «удочку», его толь­ко кормят «рыбкой», и это называется «психология». Обучение происходит прямо в процессе, никаких не надо институтов за­канчивать, «все просто, это же помогает людям! Вот я предложи­ла это своим подругам, те пришли — и очень довольны». Понят­но, что это ничем не отличается от предыдущего пункта, только вместо вещества-биодобавки предлагается некий психологичес­кий семинар. Звучит красивее, и есть иллюзия, что идет процесс лечения... Не идет, не надейтесь. Почитать о них немного можно тоже у А.Л.Дворкина, грустная картина.

4. Экзотика: знахари, колдуны, «белая» магия, «бабушки», «кодирование», «потомственные экстрасенсы» ... С иконами и свечами, с костями животных и грязными носками мужа (так!), с «народными» заговорами и техногенными «маг­нитно-ядерными шлемами», с якобы-восточными названиями и разнообразными иными приемами — они имеют только одну цель: обмануть вас так, чтобы вы на самом деле поверили, что у них есть некие силы, которые можно направить на ваше выздо­ровление. Остальное зависит от актерского таланта (хотите, рас­скажу верный способ обмануть других? — самому в это «свято» поверить... известный прием лидеров сект и всех остальных об­манщиков). Как ни странно, они оказываются частично правы. Это не пустое мошенничество, там действительно есть огромная сила воздействия, и она может творить удивительные, против всякого разумения вещи — потому что это сила дьявола, а он — из духовного мира, огромен и силен. Только вот его силы не бу­дут помогать вам выздоравливать, ведь и наркомания с алкого­лизмом от него же, как же он против себя самого пойдет? Скорее заменит наркоманию чем похуже, или добавит к ней еще какую-нибудь гадость — и будет прав, вы же сами к нему пришли за по­мощью! Поможет, да так, что мало не покажется, потому что у него одна цель: погубить человека. Если же вы не верите во всю эту «кухню», я не уверена, что она для вас безвредна.

5.Насилие — тюрьмы, ЛТП, домашние суррогаты тюрем и пр. У меня была пациентка из Сибири, 16-летняя девочка-нарко­манка, которую отец приковывал наручниками к батарее и сут­ками держал как собаку на полу, подвешивал за ноги к люстре, вопя в исступлении, что он заставит ее бросить наркотики... Это, конечно, редкость. Но я видела многих отчаявшихся мате­рей, которые надеялись, что если их сына посадят в тюрьму, он «поймет все» и перестанет «колоться». Это неправда, потому что, во-первых, в тюрьмах тоже «колются»; во-вторых, там нельзя научиться хорошо жить, с наркотиком или без него, и, в-третьих, это тяжелый травматический опыт, который еще на­до исцелять в человеке потом. Тюрьма никого не лечит. Быва­ет, что люди там в этом ужасе взрослеют и больше боятся, что-то меняют в жизни, но это не то взросление и выздоровление, о котором мы тут все время говорим. Единственный позитивный смысл, который имеет тюрьма в жизни алкоголика или нарко­мана — это подтверждение реальности последствий употребле­ния: наркомания противозаконна. Реальность именно такова, и хорошо бы ее видеть. Но в тюрьме так много боли, страха и подавленного гнева, что лечить она никого не может. Хорошо, конечно, что у нас есть милиция, если бы не ее сдерживающий фактор, многие бы мои пациенты уже умерли он наркотиков. Но все же насилие — это невыздоровление.



ЗАКЛЮЧЕНИЕ .

 

Алкоголизм и наркомания — это хроническая, прогрессирую­щая, неизлечимая, смертельная болезнь. Ее можно остановить, и тогда человек живет счастливо, полноценно. Нередко более полно­ценно, чем живут люди рядом с ним, — может быть, потому, что он понимает: от полноты его жизни зависит, будет ли он жить вообще или нет.

Выздоравливая, человек хорошо понимает, что с ним происходит. Он видит себя и свою жизнь такими, как они есть, а не как ему хочет­ся видеть. Так же прямо и разумно он относится и к миру вокруг.

Ему постоянно приходится поддерживать свою трезвость, но эта поддержка становится не печальной рутиной, а привычным хоро­шим делом, и даже удовольствием или радостью. Может быть, у вас не вызывает негативных эмоций мысль о том, что вам придет­ся дышать всю жизнь? Сколько в день вздохов нужно сделать? Всю жизнь дышать... Очень много вещей мы делаем всю жизнь, поддер­живая себя в порядке, и они не приносят нам никаких негативных эмоций. Более того, приносят радость и чувство, что ты живешь.

Если человек забудет, что он наркоман или алкоголик, забудет, что ему нужна поддержка, если он перестанет идти этим путем, то однажды окажется, что «клетка», в которой «сидит зверь», открыта. Человек и не собирался выпускать «зверя» на свободу, он шевельнулся неудачно — «замочек проржавел и отвалился». Вот тогда будет страшно и больно. Поэтому мы стараемся жить так, чтобы наша зависимость оставалась «в клетке», раз уж ее нельзя уничтожить совсем.

Если говорить о результатах реабилитационных программ, то я не могу оценивать положительные результаты только по тем паци­ентам, которые перестали употреблять наркотики или алкоголь и больше никогда не употребляют. Для меня особенно близки и доро­ги пациенты, которые ошибались, а потом вставали, возвращались и больше не употребляли. Или, может быть, им требуется некий процесс, чтобы пройти через эти срывы и выйти из них обновлен­ными. Не дай Бог сорваться. Это очень тяжелый жизненный опыт. Но те, которые сорвались—не виноваты: это рецидив болезни. Для того, чтобы ее остановить, надо вновь возвращаться, вновь прохо­дить путь выздоровления. Может быть, теперь он пойдет по нему увереннее, чем в первый раз, потому что теперь он уже знает путь... Но мы все равно победили, потому что отвоевали у болезни хотя бы часть жизни пациента — и у него появился новый шанс.

Когда человек идет этим путем, идет колоссальный личност­ный рост. Человек выстраивается как цельная личность во всех аспектах, во всей полноте своей жизни. Он выстраивает себя сам так, как он хочет. Не совсем сам, ему помогает Бог через людей, к которым он приходит за помощью, и образуется его альянс с людь­ми и Богом, как он Его понимает. Но это в конечном счете в точ­ности соответствует тому, что он сам хочет. Оказывается, что Бог «угадал!» — или человек в душе «угадал», к чему его зовет Бог. Это очень важно. Здесь нет никакого насилия, нет того, чтобы ему показали правильный способ жить. Человек сам ищет и находит свой уникальный путь выздоровления, и при этом он становится человеком, каким был призван стать.

А нам повезло, потому что мы находимся рядом с ним. Нам есть, чему у него поучиться. Его близкие и стали учиться — и открыли свои группы самопомощи Ал-Анон. Теперь у них есть возможность личностного роста параллельно с выздоравливающим алкоголи­ком или наркоманом. Это второе большое счастье в нашей жизни. И поэтому когда люди приходят к такой счастливой трезвости, они вправе сказать: «Я счастлив, что я алкоголик». А мама его гово­рит, что она счастлива, что она мама алкоголика, потому что ина­че она бы не была там, где она есть сейчас.

Перед нами путь. Многие из нас на этом пути уже давно, мно­гим этот путь предстоит. Но это — счастье. Я себя, во всяком слу­чае, ощущаю именно так, я очень рада, что помогаю этим людям. Это моя привилегия. Но это и наш общий очень большой труд, по­тому что никаких акций-исцелений не ожидается. Я на них, по крайней мере, не рассчитываю. Это наш общий марафон — дай, Господи, чтобы без того исхода, которым закончился исторически первый марафон — смертью. Ведь можно и не успеть... а потому будем выздоравливать.



СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ

 

Наркотические вещества — то же, что психоактивные вещест­ва, т.е. вещества, действующие на мозг и искажающие его ра­боту, и потому изменяющие состояние сознания. Это алкоголь, героин, метадон, конопля во всех видах, кокаин, первитин, не­которые лекарственные средства — все, что изменяет состоя­ние сознания человека.

Толерантность — это сниженная биологическая или поведенчес­кая реакция на повторное введение одного и того же количества наркотического вещества, или необходимость увеличения дозы наркотика для достижения того же желаемого эффекта. (Гомеостатическая адаптация — организм противодействует влиянию наркотиков).

Нейромедиатор (медиатор, нейротрансмиттер) — сложное хи­мическое вещество, вырабатываемое организмом для осущес­твления передачи импульса в цепи нервных клеток-нейронов. Многие из них составляют инструмент, с помощью которого че­ловек переживает чувства. Одни наркотики структурно подоб­ны медиаторам и могут замещать их, вызывая определенные чувства; другие наркотики стимулируют или замедляют выра­ботку естественных медиаторов или изменяют их работу, тем са­мым меняя переживание чувств человеком.

Синапс — место контакта двух нервных клеток (нейронов). Меди­атор, пузырек, синапсная щель, порт, рецептор, обратный захват — все это термины из процесса передачи импульса от од­ной нервной клетки мозга к другой, разобраться в этом можно по рис. 6,7,8,9.

Абстиненция, похмелье, «ломка», «кумар» (синдром отмены) — это комплекс физических и психологических нарушений, который воз­никает после резкого прекращения употребления наркотического вещества или блокирования его действия с помощью лекарств. Так­же является проявлением гомеостатической адаптации.

Детоксикация («детокс») — комплекс медицинских мероприя­тий для того, чтобы сгладить негативные физиологические пос­ледствия отмены наркотических веществ (алкоголя, наркоти­ков). «Детокс» помогает пережить похмелье или ломку без из­лишнего страдания и не сорваться из-за невыносимой тяги. Раз­личается для разных видов наркотиков и алкоголя. Является первой, но не всегда обязательной стадией выздоровления. Аб­солютно недостаточен для сохранения трезвости сколько-ни­будь длительное время.

Болезнь — нарушение функции организма (в переносном смысле — всех частей человеческого существа, например, болезнь ду­ши) под влиянием факторов внешней или внутренней среды. Например, сломанная нога перестает ходить (внешние факто­ры), возникновение депрессии при снижении уровня нейромедиатора серотонина (внутренний фактор). Она характеризуется понижением приспособляемости организма к этому воздей­ствию при одновременной мобилизации защитных сил организ­ма (например, повышенная толерантность к алкоголю не из­бавляет от запоя).

Алкоголизм — болезненная зависимость от алкоголя, характеризую­щаяся постепенным изменением всей жизни человека и подчине­нием ее употреблению алкоголя. Вид химической зависимости.

Наркомания — болезненная зависимость от наркотиков, характе­ризующаяся постепенным изменением всей жизни человека и подчинением ее употреблению наркотиков. Вид химической за­висимости.

Химическая зависимость — это хроническое, прогрессирующее, как правило, неизлечимое заболевание, характеризующееся на­вязчивым характером употребления. Употребление вещества происходит, несмотря на очевидные негативные последствия. Употребление вещества может быть постоянным или периоди­ческим. Если заболевание не будет остановлено, оно приведет к преждевременной смерти пациента.

Контроль за употреблением наркотических веществ — употреб­ление их в тех дозах, обстоятельствах и так часто, как хочет сам человек, и при этом употребление не вызывает существенных не­гативных последствий для самого человека и его окружающих. Бывает в социальном употреблении, снижается при злоупотреб­лении и теряется при формировании химической зависимости.

Злоупотребление алкоголем или наркотиками — болезненный способ употребления наркотических веществ, приводящий к ухудшению качества жизни, рискованным поступкам, возмож­ным проблемам с законом и ухудшением отношений с близкими людьми. Прекращение употребления на длительный срок может вернуть способность к социально приемлемому употреблению.

Отрицание зависимости («отрицание») — защитный психологи­ческий механизм, с помощью которого человек вытесняет из соз­нания трудно принимаемый факт, что он зависим от алкоголя и наркотиков, и ему надо прекращать употребление совсем, чтобы продолжать жить. Выглядит обычно как полуправда (например, «я напился, потому что поругался с начальником» — правда, что была ссора, и она вызвала стресс; неправда, что это причина неуп­равляемого пьянства; причина —   акоголизм).

Тяга — это состояние одержимости, когда человеку во что бы то ни стало нужен наркотик или алкоголь. Является характерным признаком зависимости. Медикаментами практически не регу­лируется. Становится контролируемой в процессе выздоровле­ния.

Генетическая предрасположенность к зависимости — генетичес­ки передаваемая особенность организма, при которой сущест­венно снижена гомеостатическая адаптация — противодей­ствие организмом наркотику, и в процессе употребления чело­век очень быстро становится зависимым. (Например — север­ные народности, индейцы, и некоторые наши знакомые).

Созависимость — психологическая защита близких алкоголика или наркомана, вырабатывается в результате жизни рядом с ним. Жизнь близких начинает определяться обстоятельствами жизни алкоголика или наркомана и сводится к сглаживанию послед­ствий зависимости и попыткам изменить его поведение. Приво­дит к тому, что близкие становятся придатком развивающейся наркомании или алкоголизма, помогая им развиваться. Выматы­вает полностью, прогрессируя параллельно с зависимостью алко­голика или наркомана и крайне разрушительна для всех.

 

 

СНОСКИ

 

1 Анонимные Алкоголики, шаг 12, с. 58.

2 О. Дж. Мартин. Разговор у доски с мелом в руках. Об алкоголизме и о движении Анонимных Алкоголиков. Издательско-информационный центр «ИНФОРМ-12», Москва, 1999 г.

3 DSM-1V. (Руководство по диагностике и статистике психических расстройств, 4-ое издание.)

4 «Наше младшее поколение не склонно к секуляризму, оно отчаянно пытается удов­летворить свою естественную жажду «другого», трансцендентного, Единого Истин­ного, прибегая к таким двусмысленным средствам, как восточные религии, нарко­тики или психоделические лозунги... Это неизбежно потому, что человек - существо теоцентричное: когда его лишают истинного Бога, он создает ложных богов», прот. Иоанн Мейендорф. Живое Предание. Паломник. Москва. 2004 г.

5 Данный вариант схемы разработан Е. Чудиновой, консультантом Центра «ЗЕБРА», совместно с автором.

6 Митр. Сурожский Антоний. Тело, Дух, Душа: целостность человеческой личности. Московский Психотерапевтический Журнал, №3, 2002.

7 Простые беседы о нравственности. Св.-Троицкий Ново-Голутвин монастырь. Коломна. 1994.

8 Наркология. - под ред. Л.С. Фридман, Н.Ф. Флеминг, Д.Г. Робертс, СЕ. Хайман, М., изд-во Бином, 1998 - с.17.

9 The Brain: Understanding Neurobiology through the Study of Addiction/ National Institute of Drug Abuse. BSCS Colorado Springs, Colorado USA. - Учебное пособие для старших классов школы. - Рис. 4, 5, 6.

10 Terry L.Neer. Professional Counselor, #3-4, 1991. p. 31-35

11 The Brain: Understanding Neurobiology Through the Study of Addiction/ National Institute of Drug Abuse. BSCS Colorado Springs, Colorado USA. - Учебное пособие для старших классов школы.

12 Б.М. Кершентольц, Л.П. Ильина. Биологические аспекты алкогольных патологий и наркоманий. ЯГУ, Якутск. 1998.

13«Черным ящиком» в технике называют некий процесс, неизвестный по сути, но зато известно, каким будет на «выходе» входящий в этот «ящик» сигнал. Таким «черным ящиком» для ребенка является простой выключатель на стене: как действует - непо­нятно, но если нажать - будет светло. Ребенок им с удовольствием и пользуется.

14Наркология. Л.С.Фридман и др. - с. 23, 116.

15Подробную и довольно современную информацию можно посмотреть в журнале Alcohol Reseach and Health. Animal models, p.2:Searching for the genes. National Institute on Alcohol Abuse and Alcoholism, v.224,#3,2000, USA.

16Кершенгольц и др. Биологические аспекты.

17Понятно, почему: это работа лимбической системы, говоря языком физиологии, а она, как вы помните, «быстрее» рассуждений лобных долей! Одно и то же явление описывается разными языками.

18Анонимные Наркоманы. Базовый текст. WSO, NY, 2004.

19«Игнорируя различение добра и зла, люди делают четкий выбор в пользу последне­го.» - А. Штейнзальц. «Простые слова», ИИИ, 2001.

20Телеканал «Россия», авторская программа «Специальный корреспондент», 17 апреля 2005г.

21Гилберт К. Честертон. Вечный человек. Москва, Лепта-пресс, 2003. - с. 228 и далее.

22 Т.А.Флоренская. Диалог в практической психологии. Наука о душе. Москва, Владос. 2001. с. 22 и далее.

23 А.И.Осипов. Православное понимание смысла жизни. Изд-во им. свт. Льва Киев, 2001.-с. 44-47.

24Г.Х.Андерсен. Сказки. Москва, 2000 г.

25Е. J. Khantzian. Addiction: Desease, Symptom or Choice? - Counselor, Dec. 2001, p. 46-50.

26Мелоди Битти. Алкоголь в семье или преодоление созависимости. Физкультура и спорт, Москва, 1997.

27Дилемма брака с алкоголиком. Семейные группы Ал-Анон. New York. 1994

28 Т.А. Флоренская. Мир дома твоего. Человек в решении жизненных проблем. Моск­ва. Русский Хронограф. 2004. - 177 и далее, с.262.

29 Ф.Е.Василюк. На подступах к синергийной психотерапии. Московский Психотера­певтический журнал, №2, 1997.

30Усов М.Г., Четвериков Д.В. Ассоциированные варианты опийной наркомании у под­ростков (обзор зарубежной литературы). Материалы конференции, Омск, 1998.

31Ellen Noonan. Counselling young people. Routledge. 1996.

32О.В.Немиринский. Личностный рост в терапевтической группе. «Смысл», Москва, 1999.

33К.Г.Юнг. Практика психотерапии. Университетская книга, СПб, 1998.

34Ф.Е.Василюк. Психотехника выбора. В сб. Психология с человеческим лицом: гуманис­тическая перспектива в постсоветской психологии. «Смысл», Москва, 1997. - с. 285.

35К. Роджерс. Становление личности. ЭКСМО-Пресс, Москва, 2001 г.

36Подробнее эта тема рассмотрена во 2-ой и 4-ой книгах этой серии: «Духовной жаждою томим...» и «Живые в помощи Вышнего».

37Здесь и далее см. базовые тексты: «Анонимные Алкоголики» и «Анонимные Нарко­маны». Есть еще много иной методической литературы в этих сообществах, основан­ной на опыте выздоравливающих людей. Кроме того, интересна сравнительно новая книга Richard W.Clark. Addictions and Getting Recovery. Trafford Publishing, 2004.

38Необходимо заметить, что мне вовсе не хочется критиковать перевод текста шагов. Во-первых, он классический, т.е. на этих текстах уже выздоравливают поколения алкоголиков и наркоманов, и хотя бы поэтому нужно признать их в целом правиль­ными. Во-вторых, это делалось энтузиастами и давно, когда было не до смысловых нюансов - людей надо было спасать. И, наконец, предложенные нами изменения направлены для рассмотрения в Офис Всемирного обслуживания НА и получили там благосклонную оценку. Теперь они направлены на отзыв в региональные орга­низации. Должно пройти время и созреть мнение, чтобы решение об изменении текста стало «соборным», а не административным. Пока же нам ничто не мешает чи­тать и разбираться в этом самостоятельно. Еще раз: традиционные переводы в це­лом и главном правильные, и на них нужно опираться сегодня в выздоровлении. То же относится и к другим формулам шагов.

39 Новый Завет. Послание к евреям св. ап. Павла, гл. 11, ст.1. 140

40 «Гордость - чувство, без сомнения, демоническое».- прот. Иоанн Мейендорф. очень хорошо об этом пишет.

41 Прот. Иоанн Мейендорф пишет, что «без Образа Божьего нет человека».

42 Митр. Сурожский Антоний. О покаянии. Москва, 2000 г.

43Можно встретить перевод «полностью готовы», но этого нет в подлиннике «entirely ready», да и как можно претендовать на совершенство?

44Direct amends - это значит «прямое возмещение», а не «личное возмещение», но смысл, вкладываемый в это слово, мне кажется, не пострадал.

45В других переводах «донести смысл наших идей», но в оригинале carry this message, что скорее означает весть о выздоровлении, чем некую идеологию, поэтому «эту весть» кажется мне более точным.

Напоминаю, что в соответствии с традициями АА и НА, я не говорю от имени этих сообществ, а выражаю только мою личную точку зрения на эти вопросы.

Что касается деталей перевода, то без сомнения, в целом переводы текста шагов достаточно точны в традиционном варианте, и по ним выздоравливали огромное количество людей. Может быть, поэтому хотя бы их можно и не менять... И все же мне кажутся приведенные оттенки смысла интересными, потому я и поделилась ими с читателями.

46Преп. отца нашего аввы Дорофея Душеполезные Поучения и Послания, Москва, Правило веры, 1995.

47Теренс Т. Горски. Путь выздоровления. План действий для предотвращения срыва. Институт общегуманитарных исследований. Москва, 2003.

48Теренс Т. Горски, Мерилин Миллер. Остаться трезвыми. Руководство по предотвра­щению срыва. (Отличная книга, хорошо переведена В.Васильевым, но издана без выходных данных).

49NIDA's Principles of Drug Addiction Treatment: A Research-Based Guide. Отдельная публикация.

50Комментарии к принципам NIDA частично принадлежат мне - Е. Савина.

51А. Дворкин. Сектоведение. Тоталитарные секты, изд 3-е переработанное и дополнен­ное. Изд. Во имя в. Александра Невского, Н. Новгород, 2002 .- с. 190 и вообще все.

 

 

ЛИТЕРАТУРА

 

1. Анонимные Алкоголики. Рассказ о том, как многие тысячи мужчин и

женщин вылечились от алкоголизма. АА WS, Inc. N.Y. 1989.

2. Alcoholics Anonymous. The story of how many thousands of men and women have recovered from alcoholism. Third edition. AA World Services, Inc. New York City. 1976.

3. Анонимные Наркоманы. NA WS Inc., Chatsworth.CA 2002.

4. Narcotics Anonymous. Fifth edition. World Service Office. Inc. Van Nuys, CA, USA, 1988.

5. О. Дж. Мартин. Разговор у доски с мелом в руках. Об алкоголизме и о движении Анонимных Алкоголиков. Издательско-информационный центр «ИНФОРМ-12», Москва, 1999 г.

6. DSM-1V. ( Руководство по диагностике и статистике психических расстройств, 4-ое издание.)

7. Простые беседы о нравственности. Св.-Троицкий Ново-Голутвин монастырь. Коломна, 1994.

8. Прот. Иоанн Мейендорф. Живое Предание. Паломник. Москва. 2004 г.

9. Митр. Сурожский Антоний. Тело, Дух, Душа: целостность человеческой личности. Московский Психотерапевтический Журнал, №2, 2002.

10. Р.Р.Толкин. Властелин колец. Пер. М.Каменкович, В. Каррика. «Азбу­ка», СПб, 1999.

11. The Brain: Understanding Neurobiology Through the Study of Addiction/ National Institute of Drug Abuse. BSCS Colorado Springs, Colorado USA. — Учебное пособие для старших классов школы.

12. Б.М. Кершенгольц, Л.П. Ильина. Биологические аспекты алкогольных патологий и наркоманий. ЯГУ, Якутск. 1998.

13. Alcohol Reseach and Health. Animal models, p.2: Searching for the genes. National Institute on Alcohol Abuse and Alcoholism, v.224,#3,2000, USA.

14. Terry L.Neer. Professional Counselor, #3-4, 1991. p. 31-35

15. А. Штейнзальц. «Простые слова», ИИИ, 2001.

16. Гилберт К. Честертон. Вечный человек. Москва, Лепта-пресс, 2003. — с. 228 и далее.

17. Т.А.Флоренская. Диалог в практической психологии. Наука о душе. Москва, Владос. 2001. с. 22 и далее.

18. А.И.Осипов. Православное понимание смысла жизни. Изд-во им. свт. Льва, Киев, 2001 — с. 44-47.

19. Г.Х.Андерсен. Сказки. Москва, 2000 г.

20. E.J. Khantzian Addiction: Desease, Symptom or Choice? — Counselor, Dec. 2001, p. 46-50.

21. Мелоди Битти. Алкоголь в семье или преодоление созависимости. Физ­культура и спорт, Москва, 1997.

22. Дилемма брака с алкоголиком. Семейные группы Ал-Анон. New York. 1994

23. Т.А. Флоренская. Мир дома твоего. Человек в решении жизненных проблем. Москва. Русский Хронограф. 2004. — 177 и далее, с.262.

24. Ф.Е. Василюк. На подступах к синергийной психотерапии. Московский Психотерапевтический журнал, №2, 1997.

25. Усов М.Г., Четвериков Д.В. Ассоциированные варианты опийной наркомании у подростков (обзор зарубежной литературы). Материалы кон­ференции, Омск, 1998.

26. Ellen Noonan. Counselling young people. Routledge. 1996.

27. 0.В.Немиринский. Личностный рост в терапевтической группе. «Смысл», Москва, 1999.

28. К.Г.Юнг. Практика психотерапии. Университетская книга, СПб, 1998.

29. Ф.Е. Василюк. Психотехника выбора. В сб. «Психология с человечес­ким лицом: гуманистическая перспектива в постсоветской психоло­гии». «Смысл», Москва, 1997. — с. 285.

30. К. Роджерс. Становление личности. ЭКСМО-Пресс, Москва, 2001 г.

31. Richard W.Clark. Addictions and Getting Recovery. Trafford Publishing, 2004.

32. Митр. Сурожский Антоний. О покаянии. Москва, 2000 г.

33. Преп. отца нашего аввы Дорофея душеполезные поучения и послания, Москва, Правило веры, 1995.

34. Теренс Т. Горски. Путь выздоровления. План действий для предотвраще­ния срыва. Институт общегуманитарных исследований. Москва, 2003.

35. Теренс Т. Горски, Мерилин Миллер. Остаться трезвыми. Руководство по предотвращению срыва.

36. NIDA's Principles of Drug Addiction Treatment: A Research-Based Guide. Отдельная публикация.

37. А Дворкин. Сектоведение. Тоталитарные секты, изд. 3-е, переработанное и дополненное. Изд. во имя св. Александра Невского, Н. Новгород, 2002 . — с. 190 и вообще все.



СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-03-22; Просмотров: 317; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.105 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь