Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Необычайные полеты по воздуху



 

Воздушные путешествия Иосифа были необычайно зрелищны, продолжительны и происходили на глазах самых авторитетных людей тогдашней Европы.

10 июля 1657 года, посланный Папой Римским в монастырь Осимо, он «пролетел по воздуху на высоте 4 футов от земли до миндального дерева, стоявшего в 30 ярдах». В другой раз он «пролетел как птица из центра храма до верхнего алтаря расстояние в 40 ярдов». А еще в религиозном экстазе он как-то взмыл на оливковое дерево и присел на ветку. Он оставался там в течение получаса, покачиваясь, как какая-нибудь ворона, пока не принесли лестницу и не сняли его.

Эти и многие другие изумительные полеты были заверены свидетельствами людей с незапятнанной репутацией. Среди них Его Святейшество Папа Урбан VIII, принцесса Мария Савойская, кардинал Факкинетти, Великий адмирал Кастилии, прославленные врачи и еще многие другие очевидцы.

Зрелище парящего в небе монаха производило неоднозначное впечатление на наблюдателей.

В 1645 году испанский посланник и его жена направились в Ассизи, чтобы увидеть Иосифа, чья слава достигла их страны. Едва они зашли в церковь Святого Братства, как монах, по их словам, «взмыл вверх, пролетел над их головами 12 ярдов до статуи, где присел, помолился немного и с громким криком улетел обратно, на место». Жена посланника упала в обморок, и ее долго не могли привести в чувство.

Иосиф Деза подростком поступил учеником к сапожнику, но в 17 лет его приняли послушником в монастырь капуцинов. Однако через 8 месяцев он был изгнан из монастыря и лишен одеяния, так как не успевал в обучении. Это повергло его в глубокую печаль. Тем не менее своим смирением, молитвами и упорством он добился вторичного принятия в Братство. В 22 года Иосиф получил духовный сан, а через 3 года стал священником.

Именно в это время и начались его знаменитые «воздухоплавания», а его слава как святого стала такой, что люди тысячами стекались в Италию, чтобы увидеть его. Несмотря на это наставники Иосифа в Неаполе объявили его шутом и богохульником. Он был вызван в святую службу и обвинен в одурачивании черни фальшивыми чудесами. Однако свидетельства в его пользу были столь убедительны и для светских, и для духовных властей, что он был отпущен. Но по-прежнему к нему относились неодобрительно и с подозрением.

Папа приказал направить Иосифа в Ассизи, чтобы оживление вокруг него поутихло. Он приехал туда 30 апреля 1639 года, но на этом чудеса не закончились. К большому негодованию настоятеля монастыря, слухи о полетах по воздуху влекли к Иосифу толпы народа. Тогда Иосифа перевели в другую обитель, в Пьетрару-биа, но фантастические путешествия по воздуху продолжались. Народ изо всех провинций валом валил, чтобы принять участие в его мессах. В моменты экстаза Иосиф возносился вверх и был виден всем — на коленях, в молитве, порой в течение получаса. И тогда, всего через три месяца, особым указом Папы его послали в обитель капуцинов в Фоссомброне. Но он продолжал летать, и слава его росла.

Наконец он оказался в монастыре Братства в Осимо, старинном городе области Марше. Там он заболел и умер 18 сентября 1663 года. Хирург Франческо Пьерпаоли и терапевт доктор Джачинто Карузи наблюдали поведение больного. Первый из них писал: «Я заметил, что он поднялся на ширину ладони от стула. Я попытался опустить его на место, но не смог. Мы с доктором Карузи встали на колени, чтобы лучше видеть, и убедились, что отец Иосиф повис в воздухе. Наконец его духовник приказал ему стать нормальным, и отец Иосиф медленно повалился на свою лавку».

За всю жизнь Иосифа было зафиксировано не меньше сотни его полетов. Вероятно, их было больше. Первый, по словам Бернино, составившего по настоянию Ватикана жизнеописание летающего монаха, произошел в церкви Гютеллы на Рождество 1627 года. Множество пастухов со свирелями намеревались праздновать святой день. Иосиф возрадовался настолько сильно, что вдруг «…издал стон, затем громкий крик и в то же самое время поднялся в воздух. Он полетел к центру церкви, как птица, на расстояние около 40 метров и опустился на верхний алтарь. Там он оставался минут 15, прежде чем сошел на землю. Пастухи были поражены таким чудом».

Приступы божественного восторга у него повторялись регулярно, почти каждую мессу, и в монастырских записях зафиксировано, что он 15 раз летал в одиночестве перед образом Святой Девы. Иногда он брал с собой в полеты других. В Неаполе Иосиф однажды утром молился в церкви Св. Георгия, когда с громким криком взмыл к верхнему алтарю и очутился среди цветов и горящих свечей. Монашки ордена Св. Лигорио, которые были в это время в церкви, в ужасе закричали: «Он сгорит! », но чудотворец закружился вокруг канделябра, затем полетел обратно к нефу, где встал на твердый пол и продолжил свои молитвы. Подобные же подвиги его отмечались и в других церквах.

Нет нужды говорить, что генерал ордена капуцинов был весьма встревожен и озадачен, поэтому довольно скоро Иосиф очутился перед самим Папой Урбаном VIII. Благоговение, охватившее по этому случаю монаха, вновь довело его до экстаза. Он взлетел перед Его Святейшеством и находился в воздухе, пока генерал ордена не приказал ему вернуться на землю. Изумленный Папа признал, что стал свидетелем чудесного происшествия, и в архивах Ватикана под этой датой имеется соответствующая запись.

Полеты, над которыми, видимо, Иосиф не имел никакого контроля, продолжались 35 лет, вплоть до самой его смерти. Способность летать, хотя и считалась присущей божественному, одновременно давалась избранным как благословение свыше.

Сегодня люди скептически относятся к самой возможности полетов Иосифа. Однако свидетельства о его полетах собирались не многие годы спустя, а записывались прямо на месте и удостоверялись надежными, образованными и наблюдательными свидетелями.

Инспекторы церкви того времени были подозрительны и враждебны монаху, творящему чудо. И все же вывод инквизиции гласил: «Свидетельства лиц безусловной непогрешимости удостоверяют поднятие в воздух и продолжительные полеты данного раба Божьего, Иосифа из Копертино».

Как же, собственно, удавалось монаху преодолевать силу гравитации? На этот вопрос сегодня нельзя дать ответ. Пусть это остается еще одной неразгаданной тайной прошлого.

 

Парящие йоги

В настоящее время самых больших результатов в области левитации добились те, кто использует методику йогов. За многовековую историю эпохи потери знания и эпохи невежества многое из этой методики оказалось утраченным. Но часть сокровенных знаний все же сохранилась.

Одним из их хранителей был индийский гуру Дэви. Его учеником стал наш современник, молодой физик. В 1957 году, перебравшись в США под именем Махариши Махеш Йоги, он выступил проповедником нового философско-религиозного учения — Науки Творческого Разума.

Краеугольный камень этого учения — трансцендентальное сознание, которое не ограничено какими-либо рамками и может получать информацию прямо из окружающего мира и от Вселенского разума, а не только посредством органов чувств. Для этого нужно отключить сознание, и тогда человек начнет воспринимать огромный поток информации, поступающий в подсознание и остающийся невостребованным.

Достигается же такое состояние с помощью трансцендентальной медитации, программу которой разработал Махариши Махеш Йога. Ее цель — совершенствование человека путем раскрепощения сознания и тем самым раскрытие всех невостребованных возможностей человеческого организма. К числу таких возможностей, в частности, относится и левитация. Способность к ней заложена в каждом, нужно только научиться пользоваться ею, утверждает Махариши.

Несмотря на многочисленные случаи левитации, она воспринимается как чудо или, в лучшем случае, как загадочный феномен, граничащий с фантастикой и противоречащий научным законам. И эта оценка не изменится до тех пор, пока не будет найден ответ на главный вопрос: какова природа той силы, которая поднимает человека в воздух? Возникает ли она в самом организме за счет мобилизации каких-то внутренних резервов, его неизвестных, скрытых возможностей либо ее источник находится вне человека, а человек лишь «подключается» к нему?

Суждения о физической природе левитации весьма противоречивы. Ряд исследователей полагает, что левитация возникает в результате появления биогравитационного поля, которое создается особой психической энергией, излучаемой мозгом человека. Данную гипотезу, в частности, поддерживает доктор биологических наук Александр Дубров. При этом он подчеркивает, что такое биогравитационное поле рождается благодаря сознательным усилиям левитанта, который способен управлять им, а следовательно, менять направление полета.

 

ИНФОРМАЦИЯ К РАЗМЫШЛЕНИЮ

Левитация — способность человека или предмета сохранять или последовательно изменять свое положение в трехмерном пространстве вопреки гравитации под действием воли инициатора левитации или других факторов, не являющихся в представлении общественного сознания «обычными».

Именно так объясняет понятие левитации энциклопедия. На первый взгляд, противоречащий всем законам физики процесс можно отнести к разделу фантастики. Но ученым из китайского Северо-Западного политехнического университета удалось очередную сказку обратить в явь, а именно левитировать маленьких насекомых и рыбку.

Согласно информации, предоставленной прессе в конце 2006 года, поднять жучков и букашек в воздух помогла специальная звуковая установка. Ультразвук с длиной волны около 20 мм, по теории, способен поднять в воздух объект, имеющий длину около 1 см, т. е. в два раза меньший. К сожалению, процесс эксперимента усложнило то, что насекомые то и дело пытались улететь, но 30-минутный временной барьер порхания в воздухе муравей и божья коровка преодолели.

С рыбкой пришлось немного сложнее, так как наличие воды для поддержания ее жизнедеятельности целых полчаса не предусмотрели. Сотрудники университета заявили, что достижения в этой сфере могут стать очень полезными в отрасли биологии, а именно в размножении организмов.

 

ФЕНОМЕН «КОЖНОГО ЗРЕНИЯ»

 

Способность воспринимать кожей различные цвета, а также читать написанное является еще одной тайной и загадкой человеческого сознания.

Наиболее ярко этот феномен проявился у Розы Кулешовой. Уникальные способности Р. Кулешовой подверглись самому тщательному изучению советскими учеными. Однозначного вывода о реальности феномена многочисленные комиссии не сделали. Однако невозможно объяснить все проявления феномена Розы Кулешовой только одним желанием прославиться. Публикации и сообщения о ней были чаще всего недоброжелательными. Некоторые публикации описывали случаи, когда обладательница редких способностей осуществляла прямое подглядывание за объектами, которые она должна была опознать с помощью кожи.

В этих разоблачительных публикациях, к сожалению, не учитывалось то психологическое обстоятельство, что открывшаяся перед Кулешовой возможность выступления с эстрады, широкая известность требовали высокого уровня работы соответствующих систем организма. Однако уровень этот, как известно, колеблется. И человек для утверждения своего престижа может пойти на примитивные уловки.

Известный во всем мире московский специалист по психофизиологии цветного зрения профессор Е. Б. Рабкин провел эксперимент, который убедительно подтвердил способность Розы Кулешовой различать цвета кончиками пальцев.

Был создан специальный прибор, в смотровую трубу которого могут быть поданы лучи любой длины волны видимого спектра. Длина волны изменялась с помощью специальных ручек с соответствующими отметками. Причем обследование цветного зрения посредством спектроаномалоскопа Е. Б. Рабкина может осуществляться таким образом, что обследуемый не знает, какую длину волны устанавливает экспериментатор.

Смотровая труба спектроаномалоскопа заканчивается окуляром, диаметр которого настолько мал, что может быть полностью покрыт подушечкой указательного пальца. В экспериментах Е. Б. Рабкина с Розой Кулешовой, вместо того чтобы смотреть в окуляр, испытуемая закрывала его указательным пальцем. Глаза Розы были, разумеется, завязаны, да и увидеть подаваемый через прибор цвет можно было лишь непосредственно прильнув глазом к окуляру. Сам Рабкин устанавливал на ручках, находящихся вне зоны видения испытуемой, различные длины волн и спрашивал у Розы, какой именно цвет она воспринимает.

Результатом этого эксперимента явился протокол, составленный таким образом, что в одном столбике содержалось обозначение длин волн в последовательности их предъявления, а в другом — называемые Розой видимые цвета. В протоколе не было зафиксировано ни одной ошибки. Этот эксперимент не оставлял никакого сомнения в том, что так называемое «кожное зрение» действительно существует.

Интересно, что Роза Кулешова приобрела свои способности сознательно. По сути, она тренировалась. Произошло это в интернате для слепых, где она работала. Ей показался интересным процесс чтения слепыми специального текста, и она решила научиться читать обычный текст с помощью пальцев.

Можно предположить, что она обладала некоторыми способностями в этом отношении и, в частности, высокой кожной чувствительностью, на базе которой овладение навыком «кожного зрения» происходило существенно быстрее, чем у других людей. Быть может, этому способствовали и те свойства нервной системы, которые были связаны с ее основным заболеванием — эпилепсией. Во всяком случае, когда Роза Кулешова попала в руки исследователей, ее феноменальная способность «видеть кожей» была на высоком уровне сформированности и для изучения этой способности не требовалось какой-нибудь специальной тренировки.

Феномен «кожного зрения» широко описан — и не только в опытах с Розой Кулешовой. В настоящее время психологи работают с незрячими людьми, обучая их рисованию. Особенно хорошие результаты в творчестве показывают дети. По их рассказам, каждый цвет несет свое количество тепла и энергии.

Остановимся подробнее на тех экспериментальных и теоретических результатах, которые представляют интерес с точки зрения механизмов восприятия.

Например, красный цвет Кулешова характеризовала как «крестики или извилистую линию», желтый — как «шероховатость» определенного рода, зеленый — как «вертикальные и горизонтальные палочки», голубой — как «маленькие черточки с крупинками между ними» и т. д. Иначе говоря, цвет угадывается через психологическую специфику кожных ощущений.

Группа уральскихученых, в которую входили А. С. Но-вомейский, И. М. Гольдберг, Н. И. Колесников, Ю. М. Филимонов, В. Н. Белоусов, М. М. Кожевников и др., с помощью экспериментов пыталась зафиксировать и проанализировать медицинские и психологические свойства Кулешовой. В экспериментах с Кулешовой можно было наблюдать иллюзии, схожие по характеру с оптическими иллюзиями. Тщательный анализ полученных данных позволил ученым выдвинуть фоторецепторную гипотезу.

Но в тех же исследованиях были зафиксированы факты, которые не могут быть объяснены с помощью этой теории. Оказалось, что так называемая кожнооптическая чувствительность обладает свойствами, которые принципиально отличны от зрительного восприятия. К числу таких фактов, прежде всего, может быть отнесена проникающая способность, т. е. способность Кулешовой воспринимать цвета и даже объекты через различные преграды.

Кроме того, у нее же была зарегистрирована способность различать цвета в полной темноте и «читать» пальцами так называемые симпатические надписи. Надписи эти были сделаны на белой бумаге молоком с раствором сахара и бесцветной соли. Как известно, надписи такого рода обычным зрением не воспринимаются. Кулешова же различала пальцами эти надписи, держа руки на расстоянии 1, 5–2 см от бумаги.

Некоторые экспериментаторы, например М. М. Кожевников, предложили электромагнитную гипотезу реакции кожи на свет. Согласно этой гипотезе, окрашенный объект, облученный определенными видами электромагнитной энергии, возбужденный засвечиванием, вызывает или изменяет имеющуюся поляризацию молекул воспринимающих поверхностей кожи, что служит источником раздражения соответствующих кожных рецепторов. Этот процесс и приводит к формированию образа отражаемого объекта. Исследователи отмечают, что так называемое «кожное зрение» является лишь частным случаем полевого восприятия.

 

Без помощи глаз

 

Еще задолго до 60-х годов прошлого столетия в различных странах отмечались случаи, когда люди могли «видеть» не только глазами. Имеются также наблюдения специалистов, и результаты этих наблюдений широко известны.

Первые белые люди, высадившиеся на острова Самоа, скептически отнеслись к настойчивым рассказам туземцев о том, что у них некоторые слепые «видят» кожей. В качестве доказательства туземцы привели к белым нескольких слепых, которые подробно описали внешность пришельцев. «Всего лишь очередной трюк вероломных туземцев», — решили для себя всезнающие белые. О возможностях слепых туземцев были сделаны записи в судовых журналах, в докладных записках в адмиралтейство Франции, в докладах королю, но особого внимания на это никто не обратил. Остались лишь достоверные документы — судовые журналы, докладные записки, письменные свидетельства очевидцев, хранящиеся в архивах и свидетельствующие о том, что некоторые жители Самоа действительно могли «видеть» не глазами.

Во Франции, вскоре после окончания Первой мировой войны, доктор Жюль Ромэн, которому совершенно случайно удалось ознакомиться с некоторыми свидетельствами о людях, способных «видеть» без помощи глаз, провел серию опытов, чтобы лично убедиться, насколько правдивы эти документы. Результаты экспериментов оказались настолько интересными, что он решил продолжать опыты, чем и занимался затем в течение многих лет. Терпеливо обследуя сотни слепых, доктор Ромэн обнаружил, что некоторые из них могут различать свет и тень, некоторые могут различать цвет ощупываемых предметов, а некоторые могли практически «видеть» окружающую их обстановку.

В результате многократных экспериментов Ромэн выяснил, что некоторые из обследуемых обладали фоточувствительностью на небольших участках кожи. Среди них были такие, у которых наибольшей чувствительностью обладали кончики пальцев, были такие, которые «видели» кожей щеки, носа. При этом поведение пациентов на сеансах в различные дни было неодинаковым — на следующий день после блестяще проведенного эксперимента пациент мог либо слабо различать цвета, либо совсем переставал «видеть»: все зависело от его эмоционального и физического состояния.

Доктору Ромэну случалось проводить свои опыты в присутствии таких известных (и настроенных чрезвычайно скептически) свидетелей, как Анатоль Франс, который, как он сам признавал, пришел посмеяться, а ушел ошеломленный увиденным.

Объяснение происходившего у доктора Ромэна было, конечно, в духе научных воззрений тех лет. Он был уверен, что «видеть» без глаз вполне возможно благодаря наличию в коже микроскопических нервных окончаний — малопонятных дисков Ранвье. Эти нервные окончания, считал доктор Ромэн, в процессе эволюции могли превратиться в сложную форму псевдозрения.

Закончил свою работу Ромэн в 1924 году. Коллеги-ученые отвергли его доклады и изыскания как «ненаучные» и «непонятные» и заняли выжидательную позицию «поживем — увидим». То есть воспользовались известным принципом «бритвы Оккама».

Длительные эксперименты доктора Ромэна ни в коей мере, в свою очередь, нельзя считать первыми попытками медиков разобраться в способности отдельных людей «видеть» кожей. Знаменитый невропатолог и психиатр Чезаре Ломброзо тоже не прошел мимо этого феномена. О своих опытах по исследованию этой загадки он написал в книге «А что после смерти? » В этой книге он описал случай с 14-летней девочкой, во всех отношениях здоровой и нормальной. Внезапно у нее появились и стали прогрессировать симптомы истерии. Проведенное лечение не помогло, ее состояние стремительно ухудшалось — от расстройства пищеварения и рвоты до полной неспособности принимать пищу, от быстрой потери веса до конвульсий.

Спустя три месяца девочка ослепла. При этом у нее развилась удивительная способность «видеть» без помощи глаз. В результате исследований, проведенных доктором Ломброзо и семейным врачом, было установлено, что «видит» девочка носом и мочкой левого уха. Чтобы исключить возможность подглядывания, врачи закрывали ее глаза плотной повязкой и размещали предметы под таким углом, который полностью исключал возможность видеть их глазами. Несмотря на это девочка могла читать показываемые ей тексты, описывала предъявляемые ей предметы, определяла их цвет. Впоследствии благодаря усилиям врачей девочка выздоровела и удивительная способность «видеть» без помощи глаз у нее исчезла. Зрение ее, правда, полностью не восстановилось, видела она плохо.

В 1808 году в г. Лионе невропатолог и психиатр доктор Пететэн опубликовал в газете «Электрисите анималь» сообщение о своем наблюдении восьми женщин, которые в той или иной степени могли «видеть» кончиками пальцев рук, а одна из них «видела» участком кожи живота в районе солнечного сплетения.

В 1956 году в Шотландии невропатолог Карп Кениг из Кэмгхила наблюдал слепого мальчика, который мог «видеть» предметы, различать цвет кожей рук и лица.

В 1957 году издательством «Атлантик-литл Браун» была выпущена книга «Лицом к лицу». Ее автор, молодой индус Вед Мехта, рассказывает о себе. В трехлетнем возрасте он заболел менингитом и ослеп. Но в дальнейшем у него появилась и развилась способность «видеть» окружающую его обстановку с помощью кожи лица, лба. При этом «видел» он довольно хорошо, так, что мог спокойно ездить на велосипеде по многолюдным улицам города.

Затем он становится студентом колледжа США, где часто ссорился с администрацией, настаивающей на том, чтобы он, как и все слепые, носил с собой белую трость, в которой, как он говорил, совершенно не нуждался. Известно, что он окончил колледж, проехал на велосипеде по всей Америке, много ходил в турпоходы без всякой помощи. Он неоднократно подвергался медицинским обследованиям, и факт его полной слепоты на оба глаза подтверждался различными специалистами, которые определили, что «видит» он, кроме кожи лица и лба, еще и кожей ладоней и кончиков пальцев рук.

В 1960 году в медицинскую комиссию при Административном центре ветеранов городка Эллерсон, штат Вирджиния, обратился работник склада утильсырья местной железнодорожной компании мистер Фус. Он рассказал врачам о своей дочери, которая могла видеть с завязанными глазами.

Ему часто приходилось наблюдать за игрой детей в жмурки, и он заметил, что некоторые дети с завязанными глазами лучше других ориентируются на местности, удачно избегая столкновения с большими предметами, например с деревьями. Его дочь Маргарет, играя с другими детьми, так удачно избегала препятствий с завязанными глазами и находила свою цель, что вначале мистер Фус даже заподозрил, что она подглядывает из-под повязки или через нее. Тогда он сам лично наложил плотную повязку ей на глаза, но Маргарет все равно продолжала «видеть» окружающее, чем страшно заинтересовала отца. Некоторые другие дети, казалось, также обладали такими способностями, но не в такой степени, как Маргарет. И тогда отец, железнодорожник, далекий от медицины человек, решил еще больше развить способности Маргарет «видеть» без помощи глаз.

Он начал тренировать дочь: завязывал ей глаза и внушал, что она все увидит и так, и просил поверить в собственные способности. Уже через три недели ежедневных тренировок девочка научилась различать большие предметы — столы, стулья, двери, а затем и маленькие — книги, часы, шляпы, стопки бумаги. Вскоре она начала определять цвет предметов, рисунок тканей, а затем и читать тексты. Правда, последнее долго ей не удавалось, она никак не могла «сфокусировать зрение» на строчках. Тогда отец прибегнул к хитрости: он сказал ей, что строчки заслоняет дым, который следует «сдуть». Маргарет так и поступила, и, к великому изумлению отца и самой девочки, эта проблема была решена — она смогла читать газетный текст с завязанными глазами.

Сказать, что врачи центра сразу отнеслись к рассказу мистера Фуса с недоверием и сомневались в целесообразности исследований — значит ничего не сказать. Им эта история показалась полной нелепостью. Нов конце концов мистеру Фусу удалось убедить врачей взглянуть на девочку, причем они предложили полностью свои условия эксперимента. Они сами завязали Маргарет глаза так, как посчитали нужным. Повязка на глазах состояла не только из обычных ватных тампонов и бинтов, но и из специальной клейкой ленты, накладываемой поверх повязки в несколько рядов, чтобы исключить всякую возможность подглядывания.

И в этих условиях Маргарет Фус несказанно удивила экспериментаторов. Она читала взятые наугад отрывки из Библии, отрывки из газет и журналов, определяла цвета и описывала рисунки в различных рекламных проспектах, играла в шашки и называла любые предъявляемые ей врачами предметы. Присутствовавший на опытах известный обозреватель Дрю Пирсон писал затем в газете о том, как один из врачей-экспертов сказал, что, похоже, есть необходимость пересматривать существующую теорию зрения. Но, видимо, и на этот раз ученые воспользовались принципом «бритвы Оккама».

 

ИЗ АРХИВА СОБЫТИЙ

В 1964 году в журнале «Тайм» опубликована статья американского профессора психологии Р. Ютца о результатах экспериментов с 28-летней П. Стенли, способной определять цвет пальцами рук даже через надетые на руки черные резиновые перчатки, причем опыты удавались и в темноте, при освещении объекта инфракрасными лучами.

В 1984 году в итальянском медицинском журнале «Дженераль дель Академича ди медичи» опубликовано сообщение о наблюдении группой врачей одной деревенской девочки 14 лет, с которой стали случаться приступы истерии. После приступа она впадала в сомнамбулическое состояние и могла при помощи кожи рук, с завязанными глазами различать цвета предметов, матерчатых лент, цветных репродукций.

В 1986 году по Центральному телевидению был показан документальный фильм «Прикосновение» о слепом и глухом Александре Суворове. Диагноз — тотальная слепоглухота. Звучит страшно. Но А. Суворов «видит» — не совсем совершенно, но достаточно для того, чтобы свободно ориентироваться в окружающей обстановке. «Видеть» он стал после нескольких лет занятий с Джуной, хотя врачи четко подтверждают то, что он слеп, т. е. глазами он по-прежнему ничего не видит.

Гипотез, с помощью которых исследователи пытаются объяснить суть феномена «кожного зрения», немало. Среди них есть чисто физиологические, объясняющие способность «видеть» без помощи глаз имеющимися в коже человека сенсорами, берущими в определенной ситуации на себя функции глаза. Телепатическая гипотеза объясняет этот феномен тем, что «видящий» не глазами человек получает информацию об окружающем его мире от других людей телепатическим путем. Гипотеза ясновидения предполагает получение информации непосредственно от всеобщего энергоинформационного поля при помощи органа, называемого «третьим глазом».

Есть гипотеза, которая объясняет такую способность у некоторых людей имеющимся или перенесенным заболеванием центральной нервной системы. Вследствие такого заболевания человек начинает «видеть» глазами своего энергетического двойника — того двойника, который в момент клинической смерти человека отделяется от физического тела и дает умирающему возможность видеть себя со стороны.

 

ФЕНОМЕН ВЫХОДА ИЗ ТЕЛА

 

Шотландец Дэниел Д. Юм (1833–1886) был самым выдающимся из когда-либо живших на земле медиумов. В 1858 году он женился на российской подданной Александрине Кроль. Вскоре у них родился сын Григорий.

Вот что произошло с Григорием в начале 1887 года:

«Всего несколько дней тому назад, вернувшись в десять часов вечера к себе домой, я вдруг почувствовал ничем не объяснимую и какую-то особенную слабость. Не намереваясь, однако, ложиться спать, я зажег лампу, поставил ее на столик возле кровати и, закурив от нее сигару, сел или, скорее, прилег на кушетку.

Не успел я откинуть голову на подушку кушетки, как все окружающие предметы завертелись передо мной и я почувствовал, что впадаю как бы в обморок, ощущая в себе странное чувство пустоты. Вдруг я очутился посреди комнаты. Удивленный таким безотчетным для меня перемещением, я огляделся вокруг себя, и удивление мое возросло донельзя.

Я увидел себя лежащим на кушетке с сигарой в руке!.. Сначала подумал, что я заснул и что все это происходит со мною во сне, но никогда ничего подобного я во сне не видал, и к тому же я отдавал себе полный отчет в том, что состояние мое было настоящей, реальной, в высшей степени интенсивной жизнью. А потому, когда я ясно осознал, что это не сон, другое объяснение пришло мне тут в голову, а именно — что я умер.

Вспомнив слышанное мною о том, что существуют духи, я подумал, что и я стал «духом», и все объяснения подобного состояния представали передо мной с большею быстротой, нежели та, с какой вообще работает мысль. Вся моя жизнь предстала передо мной как бы в формуле… Страшная тоска и сожаления о неоконченных мною работах охватили меня.

Я подошел к самому себе, то есть к моему телу, или, лучше сказать, к тому, что я уже считал своим трупом, и крайне удивился: тело мое дышало!.. Более того, я мог видеть внутри него и наблюдать за медленным и слабым, но ровным биением сердца. Я видел мою ярко-красную, как огонь, кровь, текущую по сосудам.

Тут я решил, что, значит, со мной случился особого рода обморок. «Но ведь люди, бывшие в обмороке, ничего потом, по пробуждении своем, не помнят из того, что с ними было во время их бессознательного состояния», — подумал я. И мне так стало жаль, что, когда приду в себя, не в состоянии буду припомнить все то, что теперь ощущаю и вижу…

Немного успокоенный относительно того, что я еще жив, я задавал себе вопрос, как долго может продлиться такое мое состояние, и перестал обращать внимание на мое второе «Я», продолжающее безмятежный свой сон на кушетке. Оглянувшись на лампу и заметив, что она настолько близко стояла к занавесям кровати, что они могли бы загореться от нее, я взялся за кнопку винта лампы, намереваясь ее погасить, но — о, новое удивление! Хотя я и ощупывал кнопку и даже мог провидеть малейшие из молекул, ее составляющие, одни только пальцы мои вращались вокруг кнопки, но не в силах были на нее воздействовать: я тщетно старался повернуть винт.

Поэтому я стал разглядывать и ощупывать себя, сознавая себя в теле, но настолько эфирном, что я мог бы, кажется, рукой пронзить его насквозь, и оно, насколько помню, было окутано во что-то белое. Затем я встал против зеркала, но вместо того, чтобы увидеть в нем свое отражение, заметил, что по мере моего желания сила зрения моего увеличивалась настолько, что я проникал им сквозь зеркало сначала до стены, а затем и сквозь стену, по ту ее сторону. Я увидел изнанку картин, висящих на этой стене в апартаментах моего соседа, комнаты и мебель которого ясно предстали моему взору. Отдавая себе отчет в отсутствии освещения в этих комнатах, я, однако, прекрасно видел все предметы и тут обратил внимание на тонкую струю света, исходящую из подложечной моей области, освещавшей все вокруг меня.

Я не был знаком с моим соседом, живущим через стену со мной, но знал, что сейчас он в отъезде. И не успел я почувствовать желание проникнуть в его квартиру, как уже очутился там. Каким путем?.. Не знаю, но мне казалось, что я проник сквозь стену так же беспрепятственно, так же свободно, как туда сначала проник мой взор. Словом, я впервые находился в комнатах моего соседа. Я осматривал их размещение, стараясь запомнить подробности обстановки, и, подойдя к библиотечному шкафу, я особенно в памяти своей отмечал заглавия некоторых книг, стоящих на тех полках, которые приходились вровень с моими глазами.

Достаточно было одного моего желания, чтобы я без всякого с моей стороны усилия уже был там, куда потянуло меня.

Но с этого момента мои воспоминания делаются крайне смутными. Я знаю, что уносился далеко, очень далеко, кажется, в Италию, но не могу себе отдать отчета в том, что именно там делал.

Как бы потеряв всякую власть над своей мыслью, я следовал за ней, переносясь то сюда, то туда, смотря по тому, куда направлялась она. Она увлекала меня за собой прежде, нежели я успевал овладеть ею: обитательница храма уносила теперь храм за собой…

Проснулся я в пять часов утра, чувствуя себя измученным и как бы окоченелым. Я лежал в той самой позе, в которой с вечера прилег на кушетку, и пальцы руки моей не выронили погасшую сигару. Лампа потухла, закоптив стекло. Я улегся в постель, но долго не мог заснуть от дрожи, пробегавшей по всему телу. Наконец-таки сон охватил меня, и было уже далеко за полдень, когда я проснулся.

Посредством придуманного мною невинного предлога мне в тот же день удалось уговорить нашего консьержа вместе со мной посетить квартиру моего соседа, чтобы посмотреть «не случилось ли там чего-нибудь». И таким образом я убедился в том, что мебель, картины и заглавия книг, мною виденные, — все было так, как я видел предыдущей ночью непонятным для меня путем…

Я, конечно, обо всем этом никому ничего не говорил, а то ведь сочтут за полоумного или скажут, что у меня был припадок белой горячки».

Во времена Григория Юма о возможности таких «приключений» в Европе мало кто знал. В наши дни о феномене выхода из тела написано достаточно много. Официальная наука проявляет настороженность к таким сообщениям, и те, кто отличается умением «выходить» из тела, как и Григорий Юм, пока предпочитают об этом помалкивать.

Клиническая смерть — терминальное (пограничное) состояние, при котором отсутствуют видимые признаки жизни (сердечная деятельность, дыхание), угасают функции центральной нервной системы, но сохраняются обменные процессы в тканях. Длится несколько минут, сменяется биологической смертью, при которой восстановление жизненных функций невозможно.

Врачи признают, что клиническая смерть до сих пор является для них загадкой. У специалистов нет единого мнения по вопросу о том, что на самом деле происходит в это время с человеком. Особо яростные споры возникают вокруг так называемого «посмертного опыта», который переживают некоторые люди в момент клинической смерти.

Заговорили об этом феномене в 1976 году после выхода в свет книги доктора Раймонда Моуди «Жизнь после жизни». Моуди собрал свидетельства примерно 150 человек, которые либо сами пережили смерть или близкое к смерти состояние, либо сообщили ему о переживаниях других лиц во время умирания. Одни «умершие» и затем «воскресшие» рассказывали о ярком свете, о встрече с умершими родственниками и друзьями. У других остались в памяти отдельные эпизоды Высшего Суда. Некоторые выходили из физического тела, но оставались в физическом мире около своего тела, или путешествовали по знакомым местам, или же попадали в иную реальность. Книга Моуди наделала много шума и внесла сумятицу в умы как обывателей, так и ученых мужей. Получается, что «загробная жизнь» существует и смерть — это всего лишь переход в другую сферу жизни, возможно, более светлую, чем жизнь биологическая? Тем паче что Моуди оказался не одинок в своих изысканиях, подобные исследования проводили Е. Кюблер-Росс, К. Дюкасс, А. Форд и др. И пришли к выводу: смерти нет.

Одним из первых разъяснить феномен «посмертного опыта» взялся советский реаниматолог академик РАМН В. А. Неговский. «К сожалению, — писал он в статье «Клиническая смерть глазами реаниматолога», — в некоторых зарубежных странах (в частности, в США) у ряда авторов появилась тенденция своеобразно толковать указанные явления как доказательства существования потустороннего мира. Опираются они главным образом на рассказы больных об их переживаниях в предсмертном состоянии (near-death ). В качестве довода в пользу загробной жизни некоторые идеалистически настроенные ученые используют содержание рассказов больных, во многом сходные. Довод крайне несостоятельный: патологическая продукция умирающего или оживающего мозга в основном однотипна и не может быть иной у людей разных стран и народов. Ведь речь идет о мозге человека. Уровень эволюционной зрелости этого органа примерно одинаков везде. Структура мозга человека — едина. Это означает, что закономерности его умирания и оживления также однотипны.

Есть попытки объяснить и другие странные состояния при клинической смерти. Например, выход из тела. Несколько лет назад швейцарские ученые заявили, что им удалось выяснить, как это происходит. По мнению врачей, источником подобных ощущений является одна из извилин в правой части коры головного мозга. Эта извилина, мол, собирает информацию, поступающую из разных отделов мозга, и формирует представление о том, где находится тело. Если же сигналы нескольких нервов сбиваются с верного пути, то мозг рисует неверную картину, и в результате человек видит себя со стороны.

Но некоторые явления «посмертного» опыта и по сей день остаются неразъясненными. Например, никто не в состояние дать вразумительный ответ на вопрос, каким образом слепые от рождения люди смогли детально описать то, что они видели в операционной в момент своей «кончины». Тем не менее это факт — опрос более 200 незрячих женщин и мужчин, который провел доктор Кеннетт Ринг из США, это доказывает.

Исследования необычных состояний в момент клинической смерти продолжаются. Сегодня многие из ученых склоняются к мысли, что после физической кончины человека сознание его сохраняется.

Подтвердить или опровергнуть сторонников теории «жизни после смерти» либо ее противников никто не может, ибо «…из той страны никто не возвращался». Ведь клиническая смерть — это еще не смерть окончательная. К тому же далеко не все заглянувшие по ту сторону помнят о своем опыте. Многие люди, которые были возвращены врачами «оттуда», не видели ни туннеля, ни умерших родственников, ни «светящееся существо». То есть вообще ничего. Они не покидали своего тела и не слышали голосов врачей.

Однако после клинической смерти их отношение к окружающим и к миру в целом претерпело изменения. Более того, они перестали бояться смерти, хотя жизнь воспринимают как бесценный дар. Один из них так прокомментировал свое новое понимание: «Я теперь жизнь ощущаю ярче, острее и стараюсь как можно эффективнее использовать каждую минуту. Живу и радуюсь каждому мгновению. Но и страха смерти во мне нет, придет — приму как должное».

 

Исход души

 

В начале 90-х годов XX века группа научных сотрудников, возглавляемая доктором медицинских наук, профессором Л. Спиваком, совместно с сотрудниками Института акушерства и гинекологии РАМН им. Д. О. Отта стала проводить необычные для традиционных направлений этого института исследования измененного состояния сознания рожениц, или трансперсональной психологии.

В переводе с медицинского языка на традиционный русский ученые самого высокого ранга стали заниматься делом, считавшимся еще недавно кощунственным и даже мракобесным: исследованием случаев выхода психической сущности человека (души) из тела и ее контактов с коллективным бессознательным (по Юнгу), а то и просто с Богом или иными духовными сущностями.

Сразу назовем цифру: явление выхода из тела переживали, по оценке разных исследователей, от 4 до 8 % рожениц, и это учитывая только тех, кто рискнул или захотел поделиться с исследователями своими переживаниями и впечатлениями. А теперь сопоставьте эту цифру с сотнями миллионов женщин, рожающих каждый год, и обнаружится статистика, которая и не снилась самому Моуди.

Более того, в руках Л. Спивака и его сотрудников оказался совершенно иной человеческий контингент, иной в смысле отношения к телесной жизни.

Большой процент информаторов Моуди, переживших собственную клиническую смерть, — люди пожилого возраста, измученные болезнями или просто уставшие от жизни. Люди, чья психическая сущность (душа), оказавшись вне бренного и изрядно надоевшего тела, вдруг ощутила все прелести и преимущества бестелесного состояния и не хотела больше в него возвращаться.

Второе отличие контингента Моуди — кратковременность их пребывания там, в пределах обратимой клинической смерти, т. е. 4–5 минут. А что можно успеть сделать за столь короткое время, если предположить, что события там, по крайней мере с «новобранцами», происходят в реальном времени? Разве что насмерть перепугаться, осознав, что умер.

Судя по данным исследователей, ситуация с роженицами не всегда полностью адекватна клинической смерти, если она, разумеется, не вызвана большой потерей крови. В родильных домах не раз отмечались случаи, когда мнимая клиническая смерть продолжалась при активной работе реаниматоров полчаса и более, причем в этой ситуации в организме роженицы не происходили изменения, несовместимые с жизнью. Как выразился один из сотрудников профессора Спивака, роды — это такое уникальное состояние женщины, когда может наблюдаться двойной выход из тела: новой жизни (ребенка) и ее собственной прежней, в виде психической сущности.

Но вот тут-то и обнаруживаются принципиальные различия между контингентами информаторов Спивака и Моуди. Роженицы — это в громадном большинстве молодые или средних лет женщины, в основном здоровые, а не больные, и гораздо сильнее связанные с телесной жизнью, чем с духовной: светская жизнь, сексуальные и прочие развлечения, забота о семье, а главное, о родившемся ребенке. Такая женщина, оказавшись в бестелесной оболочке, вряд ли за считанные минуты резко поменяет свою психическую сущность, а тем самым и земные привязанности на новые ощущения бестелесного состояния. Если хотите, ее будет тянуть назад долг. А ведь если верить информации Моуди, его контингент всеми силами (психическими) сопротивляется усилиям реаниматоров вернуть в бренное тело ускользнувшую душу. У рожениц же сама душа зачастую рвется назад, тем самым способствуя усилиям врачей.

Здесь следует также вспомнить эксперименты Г. Дюрвиля, полковника де Роша, Ш. Ланселота и других ученых из Французского общества психических исследований, которые в конце XIX — начале XX века с помощью специальных приемов выделяли из тела человека его «эфирного двойника» и производили с ним, как с разумной сущностью, различные опыты, причем достаточно длительные. В этих случаях, разумеется, не могло быть и речи о клинической смерти испытуемого. В какой-то степени выход из тела рожениц (непроизвольный) находится где-то посередине между выходом из тела при клинической смерти и управляемым выходом в экспериментах того же Дюрвиля.

В отечественных СМИ часто перепечатывался рассказ одного врача, который столкнулся с явлением выхода из тела роженицы. Ее «эфирный двойник», полюбовавшись на себя со стороны, решил слетать домой и посмотреть, что там делается. Причем во время этого путешествия он заметил массу бытовых деталей. И при этом, заметьте, никаких тоннелей со светом в конце, ангелов и толпящихся покойных родственников. Позже, по возвращении женщины домой, картина увиденного там была подтверждена изумленными свидетелями, даже не подозревавшими, что в тот момент в комнате присутствовала ее невидимая сущность.

Нет смысла сейчас обсуждать, был ли этот конкретный случай в действительности придуман журналистом ради сенсации: в архиве профессора Спивака достаточно много аналогичных случаев, зачастую подтвержденных другими действующими лицами.

 

ЛУНАТИЗМ

 

Это странное явление известно людям уже тысячелетия. Хождение во сне в медицинской литературе называется сомнамбулизмом, а в просторечии — лунатизмом. Таинственному латинскому термину сомнамбулизм соответствует более меткое и понятное русское слово — снохождение.

Сомнамбулизм — достаточно распространенное явление. Около 2 % всех людей периодически ходят во сне. Снохождение возникает обычно во время неполного пробуждения от глубокого дельта-сна, при этом мозг пребывает в состоянии полусна-полубодрствования. Глаза лунатика обычно открыты. Он все видит, так как обходит мебель и другие препятствия, и может давать односложные ответы на простые вопросы. Воспоминания о ночных «экскурсиях» на следующее утро не сохраняются, это касается и непроизвольного мочеиспускания, характерного для лунатиков.

С лунатизмом связано много легенд. Он считается признаком сумасшествия, утверждают, что опасно будить лунатика и что он остро ощущает опасность и не может навредить себе. Все это неверно. Сомнамбулизм отнюдь не является признаком сумасшествия; лунатика разбудить очень сложно — лучше осторожно проводить его обратно к постели; около 25 % лунатиков наносят себе различные повреждения во время ночных блужданий. Бывает, что сомнамбулы вываливаются из окон, ошибочно принимая их за двери.

Иногда можно услышать истории о том, как в состоянии сомнамбулизма люди водили автомобили, управляли самолетами и выполняли другие сложные виды деятельности. На самом деле это маловероятно. Хотя, находясь в состоянии спутанности сознания, лунатик способен сесть в машину и завести двигатель, вести ее нормально он не сможет из-за отсутствия в такие моменты быстрых рефлексов — тут же произойдет авария.

Гипнотерапевт П. И. Буль дал следующее описание лунатизма: «Это редкое заболевание характеризуется тем, что человек, повинуясь патологическому импульсу, может ночью, встав с постели, начать двигаться и ходить. Такой больной не отдает себе отчета в своих поступках. Он может автоматически одеться или раздеться, открыть окно или дверь, выйти во двор, на улицу или в сад. Бывает, лунатик поднимается по лестнице на чердак, выходит на крышу дома и совершает опасные прогулки по краю крыши, карниза или балкона».

Хождение во сне привлекает тех, кто исследует необычайные проявления человеческого организма.

 

ИЗ АРХИВА СОБЫТИЙ

Известный ученый И. И. Мечников изучал данное явление и написал несколько работ об этом. Например, он приводит такой случай:

«В одной больнице на работу сиделкой была принята истерическая девушка 24 лет, оказавшаяся сомнамбулой. Однажды ночью дежурный врач наблюдал следующую сцену. Девушка встает с постели и поднимается на чердачный этаж, где находится дортуар, в котором она раньше спала. Дойдя до верхней площадки лестницы, она открывает окно, выходящее на крышу, выходит из окна, гуляет по краю крыши на глазах у другой сиделки, с ужасом следящей за нею, входит обратно в другое окно и спускается по лестнице. В эту минуту мы видим ее, говорит дежурный врач, она ходит бесшумно, движения ее автоматичны, руки висят вдоль несколько наклоненного туловища; голову она держит прямо и неподвижно; волосы её распущены, глаза широко раскрыты. Она совершенно походит на фантастическое привидение».

Обычно действия больного человека в приступе лунатизма не отличаются целесообразностью, но бывают и исключения из этого правила. Случается, что некоторые из сомнамбул в ночные часы, когда все спят, выполняют несложные домашние работы. Утром они ничего не помнят о своем ночном поведении. Может быть, именно это легло в основу рассказов о «добром духе» — домовом. В прошлые века состояние лунатизма объяснялось действием сверхъестественных сил или влиянием лунного света.

Чаще лунатиков замечают в темные безлунные ночи, но свои снохождения они могут совершать и в светлые лунные ночи.

Совершенно не оправдано мнение, что лунатик стремится забраться ввысь, на крышу. Бессознательные силы влекут его в любом направлении, он может направиться вниз, в овраг или спуститься в подвал, может устремляться и на крышу. Сложно объяснить ту ловкость и силу, с какими они покоряют труднодоступные места.

По мнению И. И. Мечникова, «…случаи такого рода показывают, что во время естественного сомнамбулизма (лунатизма) человек приобретает свойства, которых не имел в нормальном состоянии, и что он становится сильным, ловким, хорошим гимнастом, совершенно подобно своим человекообразным предкам…

Человек унаследовал от своих предков множество мозговых механизмов, деятельность которых была подавлена позднее развившимися процессами торможения. В состоянии сомнамбулизма эти древнейшие механизмы растормаживаются оттого, что выключаются позднее приобретенные, свойственные только человеку отделы коры мозга».

Это предположение И. И. Мечникова подкрепляется взглядами И. П. Павлова на природу сновидений. Он утверждал, что вследствие торможения высших, генетически наиболее поздних областей коры головного мозга в обычном сне растормаживается более примитивный тип мышления. В сомнамбулическом состоянии растормаживаются еще более древние двигательные рефлексы, казалось бы, уже утраченные современным человеком. Не случайно один из врачей, наблюдавших за лунатиком, отмечал у него повадки, характерные для лазающей обезьяны: большие пальцы рук оттопырены, ступни ног повернуты внутрь.

Итак, как утверждают ученые, сомнамбулизм — это одна из форм «частичного» сна, при котором торможение охватывает область сознательной деятельности, оставляя незаторможенными двигательные корковые и подкорковые образования (центры).

При лунатизме у человека во время сна растормаживаются почти полностью двигательные зоны, и это дает возможность лунатику совершать более сложные автоматические движения, неожиданные для нетренированного человека, но ни в коем случае не сверхъестественные.

Сомнамбулизм — болезнь довольно редкая, и поэтому врач, столкнувшись с ней в своей практике, надолго сохраняет в памяти примеры такого рода.

Интересно отметить, что в поведении лунатика много общего с поведением загипнотизированного. Дело в том, что при гипнозе, как и при лунатизме, у спящего выключены (заторможены) те области коры головного мозга, которые отвечают за критическое, сознательное восприятие окружающей действительности. То же самое происходит и во время естественного сна. Человек в сновидениях часто не испытывает страха, действует неадекватно. Но это всего лишь сон. И погружение в мир грез и волшебства не приносит никакой беды.

 

ИНФОРМАЦИЯ К РАЗМЫШЛЕНИЮ

Факты такого частичного растормаживания отдельных двигательных зон мозговой коры бывают и в обычной жизни. Например, человек вскакивает и разговаривает во сне. Это возможно потому, что двигательный центр речи расторможен, в то время как остальные районы коры пребывают в состоянии выраженного торможения.

Можно привести еще один пример — сон верхом на коне. Кавалерист спит, сидя в седле. Но у него не все центры находятся в состоянии торможения. Те центры, которые «заведуют» чувством равновесия, находятся в состоянии возбуждения, «охраняя» вертикальное положение спящего.

Наиболее обширные районы мозга (двигательного анализатора) находятся в состоянии локального возбуждения при гипнотическом сне, когда загипнотизированный человек способен совершенно свободно двигаться, находясь в сонном состоянии, что дало ученым повод назвать гипноз искусственным сомнамбулизмом.

 

ПОЧЕМУ СОН БЫВАЕТ ВЕЩИМ?

 

Психологи рассматривают сны как особое состояние сознания, когда можно проникнуть в глубинные слои своего подсознания. Сны сообщают нам о начинающихся болезнях, отражают наше душевное состояние и наши предчувствия.

Человек проводит во сне примерно треть жизни. Но зачем нужен сон, ученые до сих пор не знают. Бытовавшая ранее версия о том, что мозгу просто нужен отдых, оказалась несостоятельной. Последние исследования показали, что наши извилины «напрягаются» и тогда, когда мы мирно спим.

Известный российский физиолог академик РАН Наталья Бехтерева считает, что сон необходим для того, чтобы мозг мог спокойно, не получая никакой новой информации, обработать все то, что «накопилось» за день. Обработать и, возможно, сделать какие-то выводы. Возможно, именно поэтому химик Менделеев увидел во сне периодическую таблицу элементов, а спящий математик Пуанкаре «нашел» изящное доказательство одной теоремы.

В эту теорию укладывается и версия о том, что в сновидениях мозг выдает информацию о зарождающейся болезни. А все это говорит о том, что мы иногда можем видеть вещие сны: исходя из накопленной информации мозг делает какие-то выводы, и мы видим их, как картинку во сне. Но как это происходит и можно ли сознательно вызвать вещий сон, наука пока не знает.

Сны снятся почти всегда. Но мы не всегда помним их содержание или обращаем на них внимание. Толкование снов — дело непростое. Это язык символов и аналогий.

Сонники начали создавать еще с древних времен. Тогда считали, что через сны с людьми общаются боги. Ассириолог Института востоковедения при Чикагском университете (США) А. Оппенгейм сделал перевод сонника, написанного клинописью на глиняных табличках около I тысячелетия до н. э. Таким образом, первый сонник, который удалось обнаружить, был создан более 3000 лет назад.

Особенно интересно, когда сон является вещим. Разгадав информацию, идущую из подсознания, вы сможете принять правильное решение, удержаться от соблазнов и легкомысленных поступков. Сон и сновидения имеют необычайно важное значение в жизни человека! Но толкование снов не такое уж простое. дело. Существует множество традиций, народных толкований, специальных аналитических исследований. Великая ясновидящая XX века болгарская прорицательница Ванга, пользовавшаяся огромным авторитетом среди простых людей и в научных кругах, внесла свою лепту в искусство толкования сновидений.

Составители современных сонников — это ученые, исследовавшие явление сновидений долгие годы. Например, Евгений Цветков исследовал сны и сновидения 25 лет. Пользуются популярностью сонники Дэвида Лоффа, Миллера.

Сонник — это результат многолетней и кропотливой работы. Современный сонник — это хорошо отредактированный и приспособленный под современный мир древний сонник. Сонники бывают разные, одни хуже, другие лучше, но суть их остается одна, а меняется лишь точность описаний и толкований снов.

 

ИЗ АРХИВА СОБЫТИЙ

В 1997 году Виктория Хмельницкая увидела необычный сон. Он оказался вещим. Сергей, ее муж, так вспоминает случившееся:

«Эта история настолько невероятна, что я и сам в нее бы не поверил.

В начале 1960-х годов отряд археологов раскапывал в Таджикистане древний замок под названием Чиль Худжра — «сорок келий». Рабочие копали, мы с Витей (Викторией) обмеряли раскопанное, а я потом превращал обмеры в красивые чертежи.

Замок был доисламский, V–VIII веков, со сложной строительной историей и неплохо сохранившийся. На втором этаже, куда вел пандус с уцелевшим сводом, вьющийся вокруг круглого столба, мы нашли огромный зал, где некогда устраивались парадные приемы. Зал был продолговатым, с широким входом в торцевой стене. Кроме этой стены сохранилась одна продольная стена и примыкающий к ней угловой кусочек противоположной торцевой: он был невелик, но все-таки достаточен для определения длины зала. Вдоль уцелевшей длинной стены тянулось сплошное глинобитное сиденье — суфа, обычная деталь древних жилищ в Средней Азии. Другая же длинная стена зала, увы, бесследно исчезла, обвалилась, а без нее измерить ширину зала было никак нельзя.

Нам все-таки повезло: у дальнего от входа угла мы нашли маленький кусок погибшей стены, длиной около метра и высотой не больше 30 сантиметров — крохотный остаток, тем не менее достаточный для вычисления ширины зала. Если, конечно, зал был прямоугольным, т. е. если строители не сошли с ума, в чем подозревать их у нас не было оснований. И вот я вычертил план зала, и археолог Пулатов, принимавший в раскопках скромное участие, защитил диссертацию по этой Чиль Худжре и даже издал ее в виде книги с моими чертежами, которые, само собой, выдал за свои. Все как положено.

Меня же недолгое время беспокоила некоторая неясность, которая, как мне казалось, должна была найти решение: я, как ни старался, не мог проследить в плане зала какой-либо геометрической закономерности. А ведь мой опыт — да и не только мой — говорил, что древние строители возводили монументальные здания такого рода не абы как, не на глазок, а традиционно использовали определенные и постоянные пропорции вроде стороны и диагонали квадрата, стороны и высоты равностороннего треугольника и т. п… Ничего такого я, колдуя над планом зала, найти не смог. Впрочем, не такая это была проблема, чтобы долго ломать над ней голову, и в конечном счете я про зал с его дурацкими пропорциями забыл. Ну, наплевали почему-то строители Чиль Худжры на правила, что с них теперь, через столько веков, взять.

Прошло, представьте себе, 24 насыщенных событиями года. Мы «изменили Родине», переехали в Германию, угнездились в Западном Берлине и променяли сырец и пахсу любимого Таджикистана на мрамор и штук красивых, но чужих Помпей, где проработали аж шесть сезонов. В Берлине же по заказу разных контор и фирм мы обмеряли не мечети и мавзолеи, а всякую ерунду XIX века. И делали это хоть не без интереса, но как-то и без прежнего подъема. Ау, Чиль Худжра!

И вот однажды Витя разбудила меня утром ужасным криком. Она отчетливо увидела себя во сне стоящей на коленях в том самом углу большого зала Чиль Худжры, перед тем самым огрызком погибшей стены. И ее озаряет внезапная догадка, и она кричит мне — все это во сне: «Сережа, это не стенка! Это остаток пристенной суфы! Это ее передняя поверхность! » Тут Витя проснулась и прокричала мне то же самое, но уже наяву. Примите при этом во внимание, что последние 20 с лишним лет никакие мысли о Чиль Худжре ее, по понятным причинам, совершенно не беспокоили.

Прочее было делом техники, и техника подтвердила сонное озарение. Я отмерил на чертеже, вглубь от обломка стены, ширину сохранившейся напротив суфы — и получился зал с прекрасными, четкими пропорциями, распространенными и в доисламской, и в более поздней архитектуре Средней Азии. Кому интересно, могу сообщить, что это было отношение 1: ЦЗ, вообще популярное в мировой архитектуре. Все стало на свои места, и проблема Чиль Худжры — правда, только одна из многих — была решена. Но откуда все-таки взялся вещий сон с археологическим содержанием? И почему вдруг через столько бурных лет? »

Неизвестно, как работает наше подсознание, но что оно перебирает различные идеи — это гипотеза, которая выглядит вполне правдоподобно. То, что решение как бы «всплывает» из подсознания, доказано психологами, да и сами ученые подтверждают. Сократ говорил, что у него есть личный демон, который подсказывает ему мысли. Многие ученые говорят о «внутреннем голосе». Г. Селье писал: «Построение гипотез гораздо меньше зависит от логического мышления, чем думает большинство людей. Ни одна гипотеза не может быть создана путем только логического рассуждения, потому что она… основывается на недостаточном количестве данных…»

Работа подсознания скрыта от взгляда, и нередко самому ученому кажется, что он просто отгадал верный закон. Известный американский физик Р. Фейнман пишет: «Угадывание уравнений, по-видимому, очень хороший способ открывать новые законы». И дальше поясняет свою мысль: «Вообще говоря, поиск нового закона ведется следующим образом. Прежде всего, о нем догадываются… Для того чтобы угадать, что сохранить и что отбросить, требуется немалое мастерство. По правде говоря, я вполне допускаю, что дело здесь только в удаче, но выглядит все именно так, как если бы для этого требовалось большое мастерство».

 

ГЛАВНЫЙ СЕКРЕТ

 

Главным секретом психофизиологической феноменологии является овладение состоянием пустоты, т. е. состоянием безмыслия. Для этого надо убрать лишние мысли методом нейтрального отношения к своему потоку, пока он сам не успокоится и не остановится, и тогда возникнет «нулевое нейтральное состояние».

Великая пустота — это межзвездное невидимое первокосмическое состояние материи, это реальность без формы и в том первичном состоянии, когда она не имеет еще ни времени, ни пространства, но зато всегда содержит в себе в виде нематериальных образов всю физическую реальность прошлого, настоящего и будущего.

Исходя из этой картины мира, необходимо научиться работать с пустотой вокруг себя и с пустотой как Великим принципом внутри себя. И тогда появится более глубокое состояние, проникновение в универсальный ум. А в жизни некоторых людей это проявляется как феномен спонтанного интуитивного знания.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-03-29; Просмотров: 301; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.162 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь