Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Речь. Языковые средства выразительности



Часть II

 

Многосоюзие — намеренное увеличение количества союзов в предложении, благодаря чему выделяются отдельные слова, замедляется интонация, усиливается выразительность речи:

И пращ, и стрела, и лукавый кинжал щадят победителя годы...

(А. Пушкин)

В себя ли заглянешь —

Там прошлого нет и следа:

И радость, и муки, и все там ничтожно.

(М. Лермонтов)

 

Неологизмы — новые слова, еще не вошедшие в активный словарный запас:

 

аура (психологический климат), визажист (косметолог), уфология (наука, изучающая аномальные явления), харизма (одаренность), электорат (круг избирателей)

и др.

Со временем неологизмы могут входить в активный словарный запас: компьютер, дискета, видеомагнитофон, скейтборд. Особую эстетическую функцию выполняют авторские неологизмы — новые слова, создаваемые поэтами и писателями:

Одиночила в комнате девушка,

Взволновали ее звуки флейты...

(И. Северянин)

Авторские неологизмы в разряд общеупотребительных слов обычно не переходят.

Оксюморон, или оксиморон (от греч. охуmоrоn — остроумно-глупое), — стилистическая фигура, которая соединяет противоречащие друг другу признаки, логически несовместимые понятия:

Но красоты их безобразной

Я скоро таинство постиг…

(М. Лермонтов)

Люблю я пышное природы увяданье…

(А. Пушкин)

Ср. также: живой труп, грустная радость, красноречивое молчанье.

Олицетворение — наделение неодушевленных предметов признаками и свойствами человека:

Лениво дума засыпает

Над умирающим прудом.

 

(А. Фет)

За окнами давка,

Толпится листва.

(Б. Пастернак)

Поют деревья, блещут воды,

Любовью воздух растворен.

(Ф. Тютчев)

Омонимы (от греч. homos — одинаковый и onyma — имя) — cлова одной и той же части речи, имеющие одинаковое звучание и написание, но совершенно разное лексическое значение. Например: ласка — нежность, ласка — пушной зверь; лук — растение, лук — оружие; худой — тощий, худой — плохой.

От лексических омонимов следует отличать:

1) омофоны (от греч. homos — одинаковый, phone — звук) — слова, совпадающие в звучании, но различающиеся в написании: компания — кампания, пруд — прут, посветить — посвятить;

2) омографы (от греч. homos — одинаковый, grapho — пишу) — слова, совпадающие в написании, но различающиеся в произношении, т.е. отличающиеся местом

ударения: стре лки — стрелки, му ка — мука, па хнуть — пахну ть;

3) омоформы (от греч. homos — одинаковый, forma — форма) — слова, совпадающие в некоторых грамматических формах: пасть (сущ.) — пасть (глагол), три (числит.) — три (глагол), стекла (сущ. в р. п.) — стекла (глаг. в форме прош. вр.).

Синтаксический параллелизм — одинаковое или сходное синтаксическое строение соседних предложений или отрезков речи:

В синем небе звезды блещут,

В синем море волны хлещут.

(А. Пушкин)

Будем, как Фет, деловиты.

Будем, как Фет, поэтичны.

Будем, как Фет, зажиточны.

Будем, как Фет, вечны.

(Ю. Нагибин)

Паронимы (от. греч. раrа — возле и onyma — имя) — однокоренные слова, близкие по звучанию, но разные по значению или частично совпадающие в своем значении: встать — стать, драматичный — драматический, одевать — надевать, освоить — усвоить и др.

Парцелляция (от лат. particula — частица) — особое членение высказывания, при котором возникают неполные предложения, следующие за основным:

Как только не определяли идею «Медного всадника». Какие только толкования не предлагали разные эпохи и разные ученые. И все толкования были правильны. Инте-

ресны. Глубоки. Аргументированы. И разные. (Д. Гранин)

Перифраз, или перифраза (от греч. peri — вокруг, phraso — говорю), — замена названия предмета описательным оборотом:

Автор «Войны и мира» (о Л.Н. Толстом).

Певец Людмилы и Руслана, солнце русской поэзии (об А.С. Пушкине).

Черное золото (о нефти) и т.п.

Повтор — стилистическая фигура, состоящая в повторении одних и тех же слов или выражений:

Соловей мой, соловей,

Голосистый соловей!

См. анафора, эпифора, подхват.

Подхват, или стык, — повторение в начале следующей конструкции слов, стоящих в конце предшествующей конструкции, этим достигается усиление смысла повторяемого слова:

Сидел я под кленом и думал.

Я думал о прошлых годах…

(А.К. Толстой)

Профессионализмы — слова, употребляемые людьми одной профессии. Профессионализмы представляют собой неофициальные названия предметов или понятий, не име-

ют строго научного характера.

Например, в речи полиграфистов: подвал — нижняя часть газетной страницы, где помещается отдельная статья; шапка — заголовок, общий для нескольких статей в газете; в речи программистов: зазипованный — архивированный файл, сетка — компьютерная сеть, диск — запоминающее устройство компьютера; распечатка — напечатанные данные.

Риторический вопрос — вопросительное по форме, но утвердительное по смыслу предложение (вопрос, не требующий ответа):

Что ищет он в стране далекой?

Что кинул он в краю родном?

(М. Лермонтов)

Риторическое восклицание (восклицательные предложения) — восклицательное предложение, заключающее в себе особую экспрессию и усиливающее напряженность речи.

Ax, уймись ты, буря!

Не шумите, ели!

(А. Плещеев)

Риторическое обращение — обращение к неодушевленному предмету, отвлеченному понятию или отсутствующему лицу:

Мой друг, отчизне посвятим

Души прекрасные порывы!

(А. Пушкин)

Синекдоха (от греч. synecdoche — соподразумевание) — разновидность метонимии, перенос наименования с одного явления на другое по признаку количественного отношения между ними. Обычно единственное число употребляется вместо множественного:

И слышно было до рассвета,

Как ликовал француз…

(М. Лермонтов)

Скажите: скоро ль нам Варшава

Предпишет гордый свой закон?

(А. Пушкин)

Варшава здесь означает Польшу.

Синонимы (от греч. synonymos — одноименный) — слова, близкие или тождественные по своему значению: холодный, ледяной, студеный, мерзлый; очаровательный, прелестный, пленительный, обаятельный, чарующий, обольстительный, обворожительный.

Использование синонимов в речи позволяет более точно выразить мысль, избежать неоправданного повторения слов, придать высказыванию эмоционально-экспрессивную

окраску. Синонимы, которые полностью совпадают по значению, называются абсолютными: лингвистика — языкознание, орфография — правописание, азбука — алфавит; осьминог — спрут.

Однако чаще всего синонимы различаются:

1) оттенками лексического значения: красный, алый, пурпурный, багровый (различные оттенки красного цвета); хороший, отличный (разная степень обозначаемого

признака);

2) принадлежностью к разным стилям речи: слово лицо по отношению к стилям нейтрально; физиономия употребляется в разговорном стиле, лик — в книжном стиле;

3) эмоционально-экспрессивной окраской: синонимы лицо, физиономия, лик не только употребляются в разных стилях речи, но и имеют разную эмоционально-экспрессивную окраску: лицо — нейтральную, физиономия — неодобрительную, лик — возвышенную.

Контекстуальные (авторские) синонимы — слова, сближающиеся по значению только в определенном контексте:

Когда же дух человека низок, то в театре и кино он лишь развлекается, убивает время, даже если он является ценителем искусства.

(С. Соловейчик)

Вне такого контекста подобные слова синонимами не являются.

Сравнение — сопоставление одного предмета с другим с целью художественного описания.

Сравнение может быть выражено:

1. Оборотами со сравнительными союзами:

Наряду с самым сильным сожалением о быстротечности времени есть еще одно, липкое, как сосновая смола (сравнительный оборот).

(К. Паустовский)

Угас, как светоч, дивный гений…

(М. Лермонтов)

Кусты шевелятся и шелестят, точно тихо разговаривают (сравнительное придаточное).

(Н. Гаршин)

2. Формой творительного падежа имени существительного:

В голове его молнией блеснула мысль (ср.: как молния).

3. С помощью слов похож, подобен, напоминает:

Кленовый лист напоминает нам янтарь.

(Н. Заболоцкий)

Термины — слова или сочетания слов, используемые для логически точного определения специальных понятий, например, лингвистические термины: архаизм, аффикс, морфема, падеж, предлог, сказуемое, склонение, имя числительное и др.; медицинские термины: абсцесс, бронхит, депрессия, инфекция, фитотерапия, электрокардиография и др.; политические термины: авторитаризм, демократия, идеология, конформизм, нация, оппозиция, фракция

и др. Частое употребление многих философских, медицинских, литературоведческих и других терминов делает их общеупотребительными словами: анализ, аргумент, понятие, сознание, роман, стиль, центр тяжести и др.

Троп (от греч. tropos — поворот) — оборот речи, обозначающий употребление слова или выражения в переносном значении. Использование тропов создает новые сочетания слов с новым значением, обогащает речь новыми оттенками смысла, придает ей образность, выразительность.

Различают следующие виды тропов: простейшие — сравнение, эпитет, сложные — метафора, метонимия, ирония, гипербола, литота, оксюморон, перифраз.

Умолчание — оборот речи, заключающийся в том, что мысль остается не до конца выраженной, но читатель догадывается о несказанном:

У себя на ферме овца ненавидела стрижки. Но ведь там было совсем другое. Ее кормили, поили, стригли на дому и ничего за это не спрашивали. А здесь... Если бы у овцы были деньги, она обязательно зашла бы подстричься!

(Ф. Кривин)

Фразеологизм (от греч. phrasis — выражение) — устойчивое сочетание слов, которое по значению часто близко одному слову и употребляется в речи как целая, неразложимая единица: кот наплакал (мало), с глазу на глаз (наедине), дать стрекача (убежать), от корки до корки (целиком, полностью), заткнуть за пояс (победить), курить фимиам (льстить, преувеличенно хвалить кого-либо) и т.п. Фразеологизмы обычно имеют постоянный состав слов, поэтому их называют устойчивыми сочетаниями слов.

Весь фразеологизм является одним членом предложения:

Вы родились под счастливой звездой.

Цитирование — прием, заключающийся в дословном цитировании чьих-либо слов для придания повествованию/рассуждению большей достоверности:

Создатель словаря шутил: «Толковым не оттого назван словарь, что мог получиться и бестолковым, а оттого, что он слова растолковывает».

Эллипсис (от греч. ellipsis — выпадение) — стилистическая фигура, обозначающая намеренный пропуск какого-либо члена предложения, который подразумевается из контекста:

Вместо писем придумали телеграммы и телефоны, вместо театров — телевизоры, вместо гусиного пера — авторучки. (Эллипсис, пропущено сказуемое.)

(Д. Гранин)

Эпитет (от греч. epitheton — приложение) — образное определение предмета или действия: тучка золотая, в пустыне чахлой и скупой; янтарный блеск.

Сияньем тощим фонаря

Глухие своды озаря,

Идут.

(А. Пушкин)

Эпифора (от греч. epi — после и phoros — несущий), или концовка — повторение слов или выражений в конце смежных отрезков текста.

Струится нетихнущий дождь,

Томительный дождь…

(В. Брюсов)


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-03-29; Просмотров: 324; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.03 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь